ПРОГРАММЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ КУРСА РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ И 18 2 2 ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ДОЛЖНЫ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проектирование разделов основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов».

Исакова Е. Н., заместитель по начальному образованию МОУ «Краснохолмская сош №2 им. С. Забавина»

Требования ФГОС к программам отдельных учебных предметов, курсов – это отбор содержания (дидактического и технологического), которое обеспечит выполнение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (в том числе программы формирования универсальных учебных действий).

Этот раздел включает: общие положения и основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования.

В общих положениях даются представления о системе учебных предметов, стержнем которых являются рабочие программы, описываются функции рабочих программ особенности конструирования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

с требованиями ФГОС программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1)    пояснительную записку, в которой:

конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

дается общая характеристика учебного предмета, курса;

описание места учебного предмета, курса в учебном плане; ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

фиксируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2)    содержание учебного предмета, курса;

3)    тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

4)    описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Указанным требованиям полностью соответствуют программы обязательных учебных предметов на ступени начального образования, опубликованные в книге серии «Стандарты второго поколения» – «Примерные программы начального общего образования»: в 2 ч. М.: Просвещение, 2009.

На основании  Закона «Об образовании» (ст. 32 п.16, 23)  образовательное учреждение вправе самостоятельно составлять рабочие программы по  начального образования на основе имеющихся авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию, а также выбирать учебники и пособия к ним, внесенные в федеральный перечень учебников и пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. С июня по декабрь 2010 г. федеральный экспертный совет РАО будет проводить экспертизу учебников начальной школы на соответствие их новому стандарту начального общего образования. В федеральном перечне на 2010/2011 учебный год перечислены все учебники, используемые в настоящее время в начальных классах Краснохолмского района.

В титульном листе рабочей программы указывается: полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа; наименование учебного предмета (курса); указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования; срок реализации данной программы; указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа; ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу.

В «Примерных программах начального общего образования» предлагается несколько вариантов тематического планирования по каждому предмету (не по годам обучения, а на всю ступень начальной школы). Для нашего образовательного учреждения составлена рабочая программа по 1-му варианту тематического планирования. Учителю необходимо соотносить содержание выбранного учебника с предполагаемым уровнем его освоения по темам, с целью добавляя или изменяя.

В составленном учителем планировании должны быть отражены не только содержательные компоненты, но и деятельностные, а также предусмотрены способы контроля за достижением планируемых результатов (система учебных задач по материалам учебника с задаваемым алгоритмом решения, с неявным способом решения, а также ссылки на сборники проверочных и контрольных работ).

В данном разделе основной образовательной программы начального общего образования приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени начального общего образования, которое в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов.

Полное изложение рабочих программ учебных предметов, предусмотренных к изучению на ступени начального общего образования, в соответствии со структурой, отражаются  в  основной образовательной программы школы.

В этом разделе прописывается основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования по всем предметам (Пример – математика).

Ι. Общие положения

1. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного, среднего образования.

2. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы.

3. В период перехода с ГОС-2004 на ФГОС возможна разработка программ отдельных учебных предметов, курсов, реализующих ГОС 2004 года, как в соответствии с Положением об учебной программе по предмету (Приказ от 30.08.2010 года № 86), так и в соответствии с настоящим Положением.

ΙΙ. Требования, предъявляемые к программам отдельных учебных предметов, курсов

Программа отдельных учебных предметов, курсов имеет следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Общая характеристика учебного предмета, курса.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

6. Содержание учебного предмета, курса.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

1. Титульный лист содержит (см. Приложение №1):

а) название образовательного учреждения (МАОУ «Лицей №9»);

б) данные о согласовании и утверждении программы;

в) название учебного предмета, курса, для изучения которого написана данная программа;

г) указание класса (ов), в котором изучается данная программа; количество часов;

д) указание на стандарты, УМК;

е) фамилия, имя, отчество разработчика (ов), пользователей программы;

а) название города, в котором разработана программа (г. Новосибирск);

б) год составления программы.

2. Пояснительная записка содержит:

а) конкретные цели начального, основного или среднего общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

б) указание на стандарт, другие нормативные документы (при необходимости) и примерные программы, лежащие в основе учебного предмета (курса), обоснование внесенных изменений и дополнений.

3. Общая характеристика учебного предмета, курса содержит:

а) обоснование актуальности предмета, курса;

б) особенности программы, ведущая научная идея, лежащая в основе предмета (курса) подходы, принципы, специфика предмета (курса), отличительные особенности относительно ФГОС; этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь;

в) краткое описание основных методов и технологий, способов и форм работы с учащимися.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане содержит указание на предметную область учебного плана, количество часов, отведенных на изучение предмета на ступени образования, в каждом учебном году и в неделю.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. В данном разделе перечисляются личностные, метапредметные и предметные результаты, которые будут достигнуты по окончании изучения учебного предмета, курса в начальной, основной или средней ступени обучения.

6. Содержание учебного предмета, курса включает в себя краткое описание разделов и тем внутри разделов с указанием количества часов, отводимых программой на изучение каждого раздела и темы.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование должно содержать в себе (обязательное требование) (см. Приложение №2)

а) номер урока;

б) название раздела;

в) название темы;

г) количество часов на изучение раздела, темы;

д) вид деятельности учащихся (в том числе, формирование УУД) – возможно указание как на каждый урок, так и на раздел.

Тематическое планирование может содержать в себе (рекомендательный характер) (см. Приложение №3):

а) примерные сроки;

б) планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) – возможно указание как на каждый урок, так и на раздел;

в) проектную деятельность;

г) формы контроля;

Решение о включении в тематическое планирование рекомендуемых или иных разделов принимается на заседании профессиональных объединений педагогов (в этом случае в тематическом планировании указывается дата и номер протокола заседания профессионального объединения, на котором было принято соответствующее решение). На каждом профобъединении должны быть принята единая форма тематического планирования.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание материально-технической и методической базы кабинета, в котором реализуется учебная программа предмета (курса).

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. В данном разделе указываются планируемые результаты изучения учебного предмета, курса по итогам каждого учебного года.

ΙΙΙ. Процедура утверждения программ отдельных предметов, курсов

1. Программы учебных предметов, курсов предоставляются для первичной экспертизы в бумажном или электронном варианте руководителю профессионального объединения (ПО) не позднее 15 августа, рассматриваются на ПО не позднее 20 августа. На титульном листе ставится подпись руководителя ПО и соответствующие реквизиты (см. Приложение №1). Руководитель ПО несет персональную ответственность за соответствие структуры, содержания и условий реализации программ учебных предметов, курсов ФГОС.

3. Программы учебных предметов, курсов утверждаются приказом директора организации не позднее 31 августа.

4. При несоответствии программ отдельных предметов, курсов требованиям, установленным настоящим Положением, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки программы с указанием конкретного срока, не нарушающего указанные в п.3.1, 3.2, 3.3 сроки.

5. При отсутствии у педагога утвержденной в соответствии с процедурой программы отдельных предметов, курсов, директор организации имеет право отстранить педагога от преподавания данного предмета, курса.

о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов, курсов

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание предмета, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

1.2. Содержание рабочих программ по всем учебным предметам должно отражать содержание разделов основной образовательной программы общеобразовательного учреждения (планируемые результаты освоения ООП, программы формирования УУД, программы духовно-нравственного воспитания обучающихся, программы воспитания и социализации обучающихся и т.п.).

1.3. Рабочие  учебные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», на основе: требований к результатам освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего образования; примерных программ по учебным предметам и методических рекомендаций Министерства образования Республики Мордовия  по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях.

1.4. Рабочая программа формируется на основе примерной авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта, рекомендованных Министерством образования и науки РФ и указанных в Федеральном перечне.

2. Структура рабочей учебной программы

2.1. В соответствии с требованиями ФГОС программы отдельных учебных предметов, курсов  должны содержать:

2.2. Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Титульный лист должен включать:

должны быть отражены:

Тематическое планирование оформляется согласно приложению 3 письма Министерства образования РМ от 12.04.2010 № 1718 и  включает основные виды учебной деятельности учащихся с учетом специфики предмета, разрабатываемые методическим объединением   (теоретические занятия, лабораторные работы, практические занятия, уроки развития речи, контрольные работы, обобщающие уроки, экскурсии, зачёты, самостоятельные работы учеников и т.п.) (Приложение 2).

3.5. Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает:

3.6 Учебно-методическое обеспечение предмета обновляется ежегодно и включает следующее:

3.7. Материально-техническое обеспечение  учебного предмета, дисциплины  отражает следующие параметры:

3.8 Планируемые результаты изучения учебного предмета (требования к уровню подготовки обучающихся: знать, уметь, владеть);

3.9. Список источников к рабочей учебной программе строится в алфавитном порядке и

4. Порядок утверждения рабочей учебной программы

4.1. Рабочие программы представляются на утверждение руководителю общеобразовательного учреждения в начале учебного года, после рассмотрения на заседании методического объединения и согласования с заместителем директора по УВР.

4.2. Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в общеобразовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

4.3. Рабочие программы утверждаются приказом руководителя общеобразовательного учреждения.

4.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

Структура рабочей программы по учебному предмету,

курсу в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Рабочая программа – это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

Рабочая программа составляется на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса (параллели).  Основой, для разработки программ учебных предметов, являются требования ФГОС.

Программы отдельных учебных предметов  разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

1) титульный лист

2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

3) общую характеристику учебного предмета, курса;

4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса на один учебный год

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

8) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

9) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Структура рабочей программы (ФГОС ООО)

наименование образовательного учреждения (полностью);

поля для согласования/утверждения программы;

название Программы (предмет, курс);  адресность (класс или ступень обучения)

сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория);

название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;

год разработки рабочей программы

В тексте пояснительной записки следует указать:

–  соответствие рабочей программы Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования

-нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);

-общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

-роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса);

В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.

В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет в соответствии с учебным планом.

В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ (В. В. Воронкова) или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются

В описании содержания указываются разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.

Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:

– наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

– перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,

– направления проектной деятельности обучающихся,

– использование резерва учебного времени.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)

Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.

Структура календарно – тематического плана определяется образовательным учреждением самостоятельно

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)

В разделе указываются:

-средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

-список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;

– дополнительная литература для учителя и учащихся;

-перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; ( возможен табличный вариант.)

В списке литературы описание каждого произведения должно приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Пример: Горский Д., Ивин А. А. Краткий словарь по физкультуре. – М: Просвещение. 2006 г. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета

В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам

-для базового уровня результатов «выпускник научится»,

-для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.

Приложения к программе

– основные понятия курса;    – темы проектов; – темы творческих работ;  – методические рекомендации и др.

Программы
отдельных учебных предметов, курсов
разрабатываются на основе требований
к результатам освоения основной
образовательной программы с учётом
основных направлений программ, включённых
в структуру основной образовательной
программы.

Программы
отдельных учебных предметов, курсов
должны содержать:

1) пояснительную
записку, в которой конкретизируются
общие цели основного общего образования
с учётом специфики учебного предмета;

2) общую
характеристику учебного предмета,
курса;

3) описание
места учебного предмета, курса в учебном
плане;

4) личностные,
метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета,
курса;

5) 
содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое
планирование с определением основных
видов учебной деятельности;

7) описание
учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса;

8)
планируемые результаты изучения учебного
предмета, курса.

18.2.3. Программа
воспитания и социализации обучающихся
на ступени основного общего образования
(далее –
Программа) должна быть построена на
основе базовых национальных ценностей
российского общества, таких, как
патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семья, здоровье,
труд и творчество, наука, традиционные
религии России, искусство, природа,
человечество, и направлена на развитие
и воспитание компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества
как свою личную, осознающего ответственность
за настоящее и будущее своей страны,
укоренённого в духовных и культурных
традициях многонационального народа
России.

Программа
должна быть направлена на:

освоение
обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности данного возраста,
норм и правил общественного поведения;

формирование
готовности обучающихся к выбору
направления своей профессиональной
деятельности в соответствии с личными
интересами, индивидуальными особенностями 
и способностями, с учётом потребностей 
рынка труда;

формирование
и развитие знаний, установок, личностных
ориентиров и норм здорового и безопасного
образа жизни с целью  сохранения и
укрепления физического, психологического
и социального здоровья обучающихся как
одной из ценностных составляющих
личности обучающегося и ориентированной
на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной
программы
основного
общего образования;

формирование
уклада школьной жизни,
обеспечивающего
создание социальной среды развития
обучающихся,
включающего
урочную, внеурочную и общественно
значимую деятельность, систему
воспитательных мероприятий, культурных
и социальных практик, основанного на
системе базовых национальных ценностей
российского общества, учитывающего
историко-культурную и этническую
специфику региона, потребности обучающихся
и их родителей (законных представителей);

усвоение
обучающимися нравственных ценностей,
приобретение начального опыта
нравственной, общественно значимой
деятельности, конструктивного социального
поведения, мотивации и способности к
духовно-нравственному развитию;

приобщение
обучающихся к культурным ценностям
своего народа, своей этнической или
социокультурной группы, базовым
национальным ценностям российского
общества, общечеловеческим ценностям
в контексте формирования у них российской
гражданской идентичности;

социальную
самоидентификацию обучающихся посредством
личностно значимой и общественно
приемлемой деятельности;

формирование
у обучающихся личностных качеств,
необходимых для конструктивного,
успешного и ответственного поведения
в обществе с учётом правовых норм,
установленных российским законодательством;

приобретение
знаний о нормах и правилах поведения в
обществе, социальных ролях человека;
формирование позитивной самооценки,
самоуважения, конструктивных способов
самореализации;

приобщение
обучающихся к общественной деятельности
и школьным традициям, участие в
детско-юношеских организациях и
движениях, школьных и внешкольных
организациях (спортивные секции,
творческие клубы и объединения по
интересам, сетевые сообщества, библиотечная
сеть, краеведческая работа), в ученическом
самоуправлении, военно-патриотических
объединениях, в
проведении
акций и праздников (региональных,
государственных, международных);

участие
обучающихся в деятельности производственных,
творческих объединений, благотворительных
организаций; в экологическом просвещении
сверстников, родителей, населения; в
благоустройстве школы, класса, сельского
поселения, города;

формирование
способности противостоять негативным
воздействиям социальной среды, факторам
микросоциальной среды;

развитие
педагогической компетентности родителей
(законных представителей) в целях
содействия социализации обучающихся
в семье; учет индивидуальных и возрастных
особенностей обучающихся, культурных
и социальных потребностей их семей;

формирование
у обучающихся мотивации к труду,
потребности к приобретению профессии;

овладение
способами и приёмами поиска информации,
связанной с профессиональным образованием
и профессиональной деятельностью,
поиском вакансий на рынке труда и работой
служб занятости населения;

развитие
собственных представлений о перспективах
своего профессионального образования
и будущей профессиональной деятельности;

приобретение
практического опыта, соответствующего
интересам и способностям обучающихся;

создание
условий для профессиональной ориентации
обучающихся через систему работы
педагогов, психологов, социальных
педагогов; сотрудничество с базовыми
предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами
профориентационной работы; совместную
деятельность обучающихся с родителями
(законными представителями);

информирование
обучающихся об особенностях различных
сфер профессиональной деятельности,
социальных и финансовых составляющих
различных профессий, особенностях
местного, регионального, российского
и международного спроса на различные
виды трудовой деятельности;

использование
средств психолого-педагогической
поддержки обучающихся и развитие
консультационной помощи в их
профессиональной ориентации, включающей
диагностику профессиональных склонностей
и профессионального потенциала
обучающихся, их способностей и компетенций,
необходимых для продолжения образования
и выбора профессии (в том числе
компьютерного профессионального
тестирования и тренинга в специализированных
центрах);

осознание
обучающимися ценности экологически
целесообразного, здорового и безопасного
образа жизни;

формирование
установки на систематические занятия
физической культурой и спортом, готовности
к выбору индивидуальных режимов
двигательной активности на основе
осознания собственных возможностей;

осознанное
отношение обучающихся к выбору
индивидуального рациона здорового
питания;

формирование
знаний о современных угрозах для жизни
и здоровья людей, в том числе экологических
и транспортных, готовности активно им
противостоять;

овладение
современными оздоровительными
технологиями, в том числе на основе
навыков личной гигиены;

формирование
готовности обучающихся к социальному
взаимодействию по вопросам улучшения
экологического качества окружающей
среды, устойчивого развития территории,
экологического здоровьесберегающего
просвещения населения,
профилактики
употребления наркотиков и других
психоактивных веществ, профилактики
инфекционных заболеваний; убеждённости
в выборе здорового образа жизни и вреде 
употребления алкоголя и табакокурения;

осознание
обучающимися взаимной связи здоровья
человека и экологического состояния
окружающей его среды, роли экологической
культуры в обеспечении личного и
общественного здоровья и безопасности;
необходимости следования принципу
предосторожности при выборе варианта
поведения;

1) цель
и задачи духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся,
описание ценностных ориентиров, лежащих
в ее основе;

2) направления
деятельности по духовно-нравственному
развитию, воспитанию и социализации,
профессиональной ориентации обучающихся,
здоровьесберегающей деятельности и
формированию  экологической культуры
обучающихся, отражающие специфику
образовательного учреждения, запросы
участников образовательного процесса;

3)
содержание, виды деятельности и формы
занятий с обучающимися по каждому из
направлений духовно-нравственного
развития,  воспитания и социализации
обучающихся;

4) формы
индивидуальной и групповой организации
профессиональной ориентации обучающихся
по каждому из направлений («ярмарки
профессий», дни открытых дверей,
экскурсии, предметные недели, олимпиады,
конкурсы);

5) этапы
организации работы в системе социального
воспитания в рамках образовательного
учреждения, совместной деятельности
образовательного учреждения с
предприятиями, общественными организациями,
в том числе с системой дополнительного
образования;

6) основные
формы организации педагогической
поддержки социализации обучающихся по
каждому из направлений с учётом урочной
и внеурочной деятельности,  а также
формы участия специалистов и социальных
партнёров по направлениям социального
воспитания;

7) модели
организации работы по формированию
экологически
целесообразного,
здорового и безопасного образа жизни,
включающие в том числе рациональную
организацию учебно-воспитательного
процесса и образовательной среды,
физкультурно-спортивной
и оздоровительной работы,  профилактику
употребления психоактивных веществ
обучающимися, профилактику детского
дорожно-транспортного травматизма,
организацию системы просветительской
и методической работы с участниками
образовательного процесса;

8) описание
деятельности образовательного учреждения
в области непрерывного экологического
здоровьесберегающего образования
обучающихся;

9) систему
поощрения социальной успешности и
проявлений активной жизненной позиции 
обучающихся (рейтинг, формирование
портфолио, установление стипендий,
спонсорство и т.п.);

10) критерии,
показатели эффективности деятельности
образовательного учреждения в части
духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся,
формирования
здорового и безопасного образа жизни
и экологической культуры обучающихся
(поведение на дорогах, в чрезвычайных
ситуациях);

11) методику
и инструментарий мониторинга
духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся;

12) планируемые
результаты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации
обучающихся, формирования
экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни
обучающихся.

18.2.4
Программа коррекционной работы (далее
– Программа)
должна
быть направлена на коррекцию недостатков
психического и (или) физического развития
детей с ограниченными возможностями
здоровья, преодоление трудностей в
освоении основной образовательной
программы основного общего образования,
оказание помощи и поддержки детям данной
категории.

выявление
и удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья при освоении
ими основной образовательной программы
и их дальнейшую интеграцию в образовательном
учреждении;

реализацию
комплексного индивидуально ориентированного
психолого-медико-педагогического
сопровождения в условиях образовательного
процесса всех детей с особыми
образовательными потребностями с учётом
состояния здоровья и особенностей
психофизического развития (в соответствии
с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);

создание
специальных условий воспитания, обучения
детей с ограниченными возможностями
здоровья, безбарьерной среды
жизнедеятельности и учебной деятельности;
использование специальных образовательных
программ, разрабатываемых образовательным
учреждением совместно с другими
участниками образовательного процесса,
специальных учебных и дидактических
пособий; соблюдение допустимого уровня
нагрузки, определяемого с привлечением
медицинских работников; проведение
групповых и индивидуальных коррекционных
занятий; предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего необходимую
техническую помощь.

1) цели
и задачи коррекционной работы с
обучающимися на ступени основного
общего образования;

2) 
перечень и содержание индивидуально
ориентированных коррекционных направлений
работы, способствующих освоению
обучающимися с особыми образовательными
потребностями основной образовательной
программы основного общего образования;

3) систему
комплексного психолого-медико-социального
сопровождения и поддержки обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья,
включающую комплексное обследование,
мониторинг динамики развития, успешности
освоения основной образовательной
программы основного общего образования;

4) механизм
взаимодействия, предусматривающий
общую целевую и единую стратегическую
направленность работы с учётом
вариативно-деятельностной тактики
учителей, специалистов в области
коррекционной и специальной педагогики,
специальной психологии, медицинских
работников образовательного учреждения,
других образовательных учреждений и
институтов общества, реализующийся в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности;

5) планируемые
результаты коррекционной работы.

18.3. Организационный
раздел
основной образовательной программы:

18.3.1. Учебный
план основного общего образования
(далее
– учебный план) обеспечивает введение
в действие и реализацию требований
Стандарта,определяет
общий объём нагрузки и максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам
обучения). Основная образовательная
программа основного общего  образования
может включать как один, так и несколько
учебных планов.

Учебные
планы обеспечивают в случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области
образования4,
возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации
и родном (нерусском) языке, а также
возможность их изучения и устанавливают
количество учебных часов, отводимых на
их изучение, по классам (годам) обучения.

В
учебный план входят следующие обязательные
предметные области и учебные предметы:

филология
(русский
язык, родной язык, литература, родная
литература, иностранный язык, второй
иностранный язык);

общественно-научные
предметы (история
России, всеобщая история, обществознание,
география);

математика
и информатика (математика,
алгебра, геометрия, информатика);

основы
духовно-нравственной культуры народов
России;

естественно-научные
предметы (физика,
биология, химия);

физическая
культура и основы безопасности
жизнедеятельности (физическая
культура, основы безопасности
жизнедеятельности).

Учебный
план образовательного учреждения должен
предусматривать возможность введения
учебных курсов, обеспечивающих
образовательные потребности и интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.

Для
развития потенциала обучающихся, прежде
всего одарённых детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья,
могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные
планы. Реализация индивидуальных учебных
планов сопровождается поддержкой
тьютора образовательного учреждения.

Нормативный
срок освоения основной образовательной
программы основного общего образования
составляет 5 лет.

Количество
учебных занятий за 5 лет не может
составлять менее 5267 часов и более 6020 
часов.

18.3.2. Система
условий реализации основной
образовательной программы основного
общего образования (далее – система
условий) должна разрабатываться на
основе соответствующих требований
Стандарта и обеспечивать достижение
планируемых результатов освоения
основной образовательной программы
основного общего образования.

Система
условий должна учитывать организационную
структуру образовательного учреждения,
а также его взаимодействие с социальными
партнерами (как внутри системы образования,
так и в рамках межведомственного
взаимодействия).

Описание
системы условий должно опираться на
локальные акты образовательного
учреждения, нормативные правовые акты
муниципального, регионального,
федерального уровней.

Система
условий должна содержать:

описание
имеющихся условий: кадровых,
психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических,
информационно-методических;

обоснование
необходимых изменений в имеющихся
условиях в соответствие с приоритетами
основной образовательной программы
основного общего образования
образовательного учреждения;

механизмы
достижения целевых ориентиров в системе
условий;

сетевой
график (дорожную карту) по формированию
необходимой системы условий;

контроль
состояния системы условий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *