ПРОГРАММЫ ОТ ЗВУКА К БУКВЕ

Программа “От звука к букве”

Программа является результатом многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста. Определены: содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения данной Программы (образовательная область «Речевое развитие»). Программа имеет организационно-методическое сопровождение (ОМС), в которое включены дидактические пособия как для взрослых, так и для детей. Наличие ОМС является одним из условий эффективной реализации Программы, соответствующей ФГОС ДО.

От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е. Колесникова – М.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2—3 года)

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3—4 года)

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4—5 лет)

СТАРШАЯ ГРУППА (5—6 лет)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6—7 лет)

Список использованной и рекомендуемой литературы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

познавательно – речевой направленности для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ»

город Мегион, 2019

Раздел № 1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Дошкольное детство – это время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями и родителями, осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Он дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») речевое развитие включает:

-владение речью, как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи.

Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Главная причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам.

Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.

Программа имеет познавательно-речевую направленность, при её выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ.

Реализация дополнительной образовательной программы «Обучение грамоте» осуществляется с учётом требований ФГОС ДО в соответствии:

с международно-правовыми актами:

Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями),

Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.),

с законами РФ:

Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

с документами Правительства РФ:

Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

с документами Министерства образования и науки РФ:

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

с локальными нормативными актами

Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 «Умка».

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная,  полная приключений и открытий жизнь.  Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.

От 5 до 6 лет

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется  возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования,  которые  раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела,  доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.  Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми,  кто наиболее симпатичен, с друзьями.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том,  что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе с взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по  правилу которое задаётся взрослым  (отобрать несколько  фигур определённой формы        и цвета,  найти на картинке изображения        предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.  К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения. Например, прежде чем управлять машинкой с помощью пульта, ребёнок, первоначально пробуя, устанавливает связь движений машинки с манипуляциями рычагами на пульте. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными.  Задания, в которых связи,  существенные для решения задачи, можно обнаружить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения  —  создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

От 6 до 7 лет

В целом ребёнок  6-7  лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том,  где они были, что видели и т.п., т.е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя,  привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания,  что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации.  Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом,  либо про себя.  Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам,  выделить основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство – слово (в отличие от детей 5-6 лет, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал,  группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.  Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности.

Так, например,  даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках – передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта)  ребёнок этого возраста, как правило,  совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию)  дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления  (например,  цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака  (например,  упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения).

Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 7-ом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь.  Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлечёнными, теоретическими, они сохраняют ещё тесную связь с его непосредственным опытом. Часто свои первые понятийные обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий,  которые с ними можно совершать.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Основой разработки Программы являются  Российской Федерации и законодательство Российской Федерации и с учетом  ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные

поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения)

уважение личности ребенка;

реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группыпрежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Кроме этого, при разработке Программы учтены принципы как общей, так и коррекционной педагогики:

ОБЪЁМ ВРЕМЕНИ И СРОК, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста по обучению грамоте осуществляется:

непосредственно образовательной деятельностис 01 сентября по 31 мая,

совместную деятельность взрослого с детьми с 01 июня по 31 августа (в данный период с воспитанниками организуются дидактические игры, способствующие закреплению знаний детей, полученных на ООД).

Таким образом, обучение начинается с 01 сентябряв конце мая текущего календарного года. Учебный материал рассчитан на 50 занятий в год, предусмотрено проведение одного группового занятия в неделю продолжительностью не более 25 минут для детей 5-6 лет, 30 минут для детей 6-7 лет.

Реализации программы «От звука к букве»

Форма обучения  по программе «Обучение грамоте» – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Состав группы постоянный.

В учебном процессе занятия хорошо вписываются в работу учреждения в качестве еженедельных дополнительных занятий в первую половину дня, а совместная деятельность взрослого с детьми (с 01 июня по 31 августа) проводятся во вторую половину дня.

1.2. Ц ЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Дополнительная Образовательная программа «Обучение грамоте» направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться. Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе – развитие связной речи.

Программы является комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

-Совершенствовать речь, как средство общения;

-Упражнять детей в согласовании слов в предложении;

-Дать представление о предложении;

-Учить делить слова с открытыми слогами на части;

-Учить составлять слова из слогов;

-Учить выделять последовательность звуков в простых словах;

-Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;

-Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных, количество звуков в слове, выделять ударный слог;

-Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой-моделью;

-Расширять словарный запас.

-Развивать связную речь;

-Развивать фонематическое восприятие звука;

-Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

-Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта;

-Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

-Развивать мелкую моторику, глазомер;

-Приобщать детей к чтению художественной литературы.

-Воспитывать культуру речевого общения;

-Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;

-Воспитывать организованность и самостоятельность;

-Воспитывать интерес к чтению.

Учебный план по реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы познавательно-речевой направленности «От звука к букве» разработан с учетом специфики работы Учреждения, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Основными задачами учебного плана являются:

1. Регулирование объема образовательной нагрузки.

2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

образовательного процесса ДОУ:

Учебный план определяет объем времени, отводимого на проведение занятий согласно календарно-тематическому планированию Дополнительной Образовательной программы познавательно-речевой  направленности «От звука к букве» с учетом условий Учреждения, интересов и возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Реализация программы организована в рамках непосредственно образовательной деятельности на период с 01 сентября по 31 мая в соответствии с расписанием ООД в соответствии с требованиями:

-п.11.11, п.11.12 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013  №26,

-согласно режиму дня муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 «Умка» учебный год на период с 01 сентября по 31 мая.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА. Б ЛОК 5-6 ЛЕТ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА. Б ЛОК 6-7 ЛЕТ

1.3. П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

При условии успешной реализации данной программы к концу обучения у детей будет наблюдаться положительная динамика в развитии.

Обучающиеся будут уметь:

-Ориентироваться в схематическом и символическом обозначении слов, слогов и звуков.

-Обозначать звуки речи буквами.

-Строить простые и сложные предложения и употреблять их в речи.

-Осознанно использовать изученные языковые термины (звук, буква, слово, предложение и пр.)

-Ориентироваться в звуковом составе слова: устанавливать последовательность звуков в слове, давать качественную характеристику звукам, называть выделенные звуки в соответствии с их звучанием, определять место звука в слове и пр.

-Делить предложения на слова и слова на слоги

– Организовывать своё рабочее место, ориентироваться в книге

Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка результативности программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных показателей:

1. Сформированность словаря.

2. Звуковая культура речи.

3. Грамматический строй речи.

4. Связная речь.

5. Восприятие художественного произведения.

6. Орфография и пунктуация.

7. Правильное изображение печатных букв.

8. Владение предпосылками учебной деятельности.

РАЗДЕЛ № 2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Годовой календарный учебный график на учебный год состоит из трех частей, представленных в табличном варианте, утвержден приказом заведующего Учреждения и согласован директором департамента образования и молодежной политики администрации города Мегиона:

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Руководство МАДОУ ДС №14 «Умка» осуществляется в соответствии с Уставом МБДОУ «ДС №14 «Умка» и законодательством Российской Федерации.

2. Заведующий Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 «Умка» выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией.

3. В Учреждении  соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина:

-имеется Номенклатура дел;

-регистрируется входящая и исходящая документация;

-осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций);

-обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных сметой;

-имеются данные о последней инвентаризации материальных ценностей.

4. В Учреждении имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность воспитательно-образовательного процесса:

-Устав МАДОУ ДС №14 «Умка»;

-Договоры об образовании по образовательным программам дошкольного образования;

-Правила внутреннего трудового распорядка;

-Документация  ведется в соответствии с Номенклатурой дел Учреждения.

5. В Учреждении соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.

6. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, материально-техническим условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

В Учреждении созданы максимально благоприятные условия для развития способностей, осуществляется учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.

Условия реализации Программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

способствует профессиональному развитию педагогических работников;

создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

обеспечивает открытость дошкольного образования;

В Учреждении созданы условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствуют специфике дошкольного возраста, и обеспечивают:

обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

поддержку индивидуальности и инициативы детей

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, учитывается индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Учреждением созданы условия для:

-предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

-взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

-обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам  “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29.05.2013, регистрационный № 28564).

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

В Учреждении создана развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, кабинетов и помещений, а также территории Учреждения, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в Учреждении содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

материалов дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; и пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

В наличии в группе различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей.

Периодично сменяется игровой материал, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Предметно-пространственная среда в Учреждении доступна и безопасна.

доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Предметно-пространственная среда соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования.

Все помещения группы и участки разделены на пространства. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая обеспечивает передачу детям обогащенного взрослого опыта, на опосредованное обучение  через организацию такой образовательной среды, которая предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний.

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

-требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

-требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

-требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

-оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

-требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Дошкольное образовательное учреждение обеспечено современной информационной базой: в наличии локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, в которой представлены подбор обучающих презентаций по образовательным областям, мультипликационных фильмов, видео мероприятий со всеми участниками образовательных отношений.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Обследование детей по данной Программе осуществляется 3 раза за срок обучения: в начале (сентябрь), середине (январь) и в конце (май).

По окончании курса занятий подводятся итоги: даются диагностические задания, которые наглядно показывают достижения или трудности каждого ребенка. Педагог дает объективную оценку личностных и учебных достижений каждого ребенка: что он уже умеет делать самостоятельно; что может делать с помощью взрослого; над чем еще следует поработать.

Для определения результативности освоения программы, выявления уровня достижения поставленной цели и задач,  планируемых результатов программы разработан диагностический материал.

Методы обучения по программе «Обучение грамоте»:

Алгоритм учебного занятия:

1. Артикуляционная / речевая гимнастика

2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение

-звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков,

-буква, её образ и графическое написание,

-составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения,

-дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.

5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Форма организации образовательного процесса по реализации программы «Обучение грамоте» групповая. Это обосновано с позиции направления программы и категории обучающихся.

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями).

2. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.)

3. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Постановление Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

6. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 «Умка».

7. Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *