С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня перевести обучающегося в режим саморазвития.
Цель программы «Одаренные дети»: создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. Программа включает в себя стратегию и план мероприятий по работе с одаренными обучающимися при введении и реализации ФГОС ООО, помогает целенаправленно и обоснованно строить работу с одарёнными и мотивированными детьми, согласовывать действия администрации, учителей, классных руководителей, обучающихся и родителей при планировании и организации работы с одарёнными.
- Бабаева Ю. Д. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996.
- Доровский А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
- Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М.,1992.
- Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. М.: Арманов-центр, 2010.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение. 1996.
В современных условиях основной задачей образования становится достижение нового качества его результатов, формирование личности ученика, обладающего компетенциями, позволяющими ему успешно адаптироваться в окружающей действительности. Повышенный интерес к детской одарённости стал приметой нашего времени. В последнее десятилетие выросла социальная потребность в думающей, ищущей, творческой личности, способной нестандартно решать поставленные задачи. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у обучающихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Рефреном через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как: индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов, что полностью поддерживается новым законом «Об образовании в Российской Федерации».
Для эффективного распространения имеющегося опыта по организации работы с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС ООО, создания условий для оптимального развития одаренных детей, внедрения инноваций в практику работы педагогов разработана Программа «Одаренные дети» МБОУ «Всходская СШ».
В школы создана образовательная система, обеспечивающая получение высокого качества обучения, которое соответствовало бы личностным запросам обучающихся за счёт вариативности учебных планов и программ. В центре образовательной системы школы находится ребёнок, развитие его способностей и природных задатков. Ведётся целенаправленная работа по оказанию педагогической помощи и поддержке одарённых и способных детей в разных сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, здоровьесберегающей. Обучающимся предоставляется свобода выбора факультативных занятий, элективных курсов.
Формы поиска и выявления одаренных детей.
Формы презентации достижений одаренных детей:
В школе отработаны программы психолого-педагогического сопровождения социализации одаренных детей:
В соответствии с программой развития МБОУ «Всходская СШ» разработана Программа «Одаренные дети», которая является основой в работе с одаренными детьми, содержит алгоритм действий педагогов, социально-психологической службы школы, администрации.
Методы и средства обучения одарённых детей
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности обучающихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности. У школьника появляется возможность заявить о своих способностях и максимально их развить. Проблемное обучение способствуют активизации творческого потенциала школьника и становлению его на активную позицию в процессе обучения.
И. Я. Лернер, один из основоположников проблемного обучения, сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем». При проблемном обучении преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, т.е. открытия ими под руководством учителя выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.
В процессе мыслительного процесса и разрешения проблемной ситуации происходит осознание познавательной потребности субъекта, которая, будучи осознанной, побуждает уже мыслительную активность человека. Через мыслительную деятельность реализуются творческие способности, задатки которых присущи любому ребенку. Учителю нужно суметь раскрыть и развить в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития обучающихся.
Обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.
Именно проблемное обучение позволит сегодня реализовать новые образовательные стандарты в работе с одаренными.
Типичные задания проблемного обучения:
2. Технология проектного обучения
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя – помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Система работы с одаренными детьми
Работа с одаренными распадается на две формы – урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для работы с одаренными учащимися на уроке рекомендуется использование разных вариантов учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам.
Формы работы на уроке могут быть:
Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня.
Формы и методы внеурочной работы:
Взаимодействие образовательной организации с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности
Ресурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы
План мероприятий по реализации программы
«Одаренные дети» на 2018-2023 гг.
Рабочая типология детской одаренности
Наряду с традиционными психометрическими (IQ) критериями идентификации одаренности являются три типа качественных критериев: реальные интеллектуальные достижения, своеобразие интеллектуальной деятельности и особенности мотивационной сферы одаренных старшеклассников. Оценка одаренности по качественным критериям проводится при помощи экспертных оценок, наблюдения в процессе реальной деятельности и анализа творческих работ учащихся.
Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, то есть типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания; тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Тесты измерения интеллекта, выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности. В школах для оценки уровня креативности чаще всего применяются тесты творческого мышления Торренса (являются весьма трудоемкими при проведении и обработке данных) и опросник креативности Джонсона. Мы считаем надежным, валидным, не требующим больших затрат времени при тестировании является набор креативных тестов Вильямса. Предназначен для тестирования подростков 9-17 лет, состоит из трех частей:
1я –тест дивергентного мышления (образный по форме проведения, групповой по способу проведения).
2я – опросник личностных, творческих характеристик (50 утверждений).
3я – оценочная шкала Вильямса для учителей и родителей, направленная на выяснение экспертного мнения о креативных проявлениях данного ребенка.
Организация и содержание учебного процесса
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания, в проведении которых используются разные формы:
Темы бесед для родителей:
Одаренным детям иногда бывает довольно трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.
При организации работы с одаренными детьми следует:
Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка и его самоопределения.
Следовательно, задача каждого учителя – разработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
Актуальность программы
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество. Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, техники, социальной сфере. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Между тем в школах отмечается ряд проблем, требующих пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности:
Проблема выявления и развития одаренных, проявляющих способности в той или иной области детей, приобретает особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современной школы. В статье 77 «Закона об образовании в Российской Федерации» отмечается, что в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, «организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской деятельности), творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений».
Перед образовательными организациями стоит цель – выявление и поддержка одаренных детей, развитие их интересов и способностей, содействие их самореализации, а в перспективе и формированию их как будущих высококвалифицированных специалистов. Способный ребёнок не всегда может проявиться в учёбе, если не созданы условия для его выявления. А работа с такими учащимися требует от педагога особенной подготовки и совершенно иных подходов при организации образовательного процесса, Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательной организации.
Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Подчеркивается, что выпускник начальной школы владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Таким образом, заказ общества – подготовка выпускника, способного к активной познавательной деятельности, коммуникабельного и компетентного.
Новые требования обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В Концепции одаренности авторского коллектива под руководством одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.
При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.
Поэтому и возникла необходимость разработки и реализации Программы «Одаренные дети – будущее России», которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.
Классификация одаренности по разным критериям
Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Творческая одаренность – это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития. Развитие деятельности по инициативе ребенка, когда он занимается этой деятельностью с любовью, постоянно ее совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы, и его деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача – есть творчество. При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо достаточно быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» необходимо использовать понятие «ребенок с признаками одаренности». Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка включает следующие признаки:
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка включает следующие признаки:
Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:
Сроки реализации программы и план мероприятий
Сроки реализации Программы: 2018-2023 год
Терминология. Концептуальные основы.
Термины, которые используются при характеристике познавательных возможностей обучающихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
– индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой- либо определенной деятельности.
– высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
– это дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной.
Под педагогической поддержкой одаренных детей понимается создание программ обучения и воспитания одаренных детей, а также реализация этих программ в учебном процессе в соответствии с потребностями и возможностями этой категории обучающихся, что обеспечивает дальнейшее развитие одаренности специфическими педагогическими средствами.
Под психологической поддержкой одаренных детей понимается система психологических мер, способствующих беспрепятственному развитию личности ребенка.
Под социальной помощью одаренным детям понимается специальная деятельность федеральных, региональных, муниципальных и общественных организаций по минимизации факторов, значительно усложняющих процессы.
При разработке теоретических основ программы в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание “одаренный ребенок” в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – “одаренный”, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия “одаренный ребенок” следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или “ребенок с признаками одаренности”).
Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень.
Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией – это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.
Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка, должна быть достаточно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.
Методологические принципы
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подходобусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Пояснительная записка
Основное назначение программы как управленческого документа заключается в разработке целостной системы действий, с учетом ресурсов: материально-технического и кадрового обеспечения. Программа направлена на достижение стратегических целей и эффективное решение приоритетных задач развития образования в МБОУ «Всходская СШ», рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.
Возможные риски
Как показывают различные исследования, выявление одарённости в школе не гарантирует успешности обучающегося в жизни в целом. Могут возникнуть возможные риски при реализации данной программы:
Неправильное и неадекватное диагностирование одаренности ребенка. Это может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть выдающихся результатов, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться комплекс неполноценности и блокировать проявления истинной одаренности.
Меры, которые могут предупредить этот риск:
Рост и углубление социальной и интеллектуальной пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, элитарность и исключительность одних и невнимание к другим. Это приведет к тому, что потенциально одарённые дети, чью одарённость не удалось диагностировать, не смогут в полной мере проявиться. В то же время некоторая элитарность общения может привести к тому, что одаренные дети не будут развивать и тренировать умения взаимодействовать с детьми самых различных уровней культуры и интеллекта.