ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 4 КЛАСС ПО ТЕМЕ

Правовое воспитание школьников.

«Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от

достоинства образующих его личностей»

Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Одним из аспектов всестороннего развития личности является высокая правовая культура. Ведь нельзя считать физически здорового человека гармонично развитой, если, имея обширные знания, хорошо работая или обучаясь, нарушает законы, права. Способность человека понимать правила общежития и требования законов и соответственно вести не является врожденной, она формируется под воздействием специальных воспитательных мероприятий, является следствием  общения с другими людьми, участия в различных видах деятельности.

Правовое воспитание – воспитательная деятельность школы, семьи, правоохранительных органов, направленная на формирование правового сознания и навыков, и привычек правомерного поведения школьников.

Необходимость организации правового воспитания учащейся молодежи обусловлена развитием правового государства, существование которой немыслимо без соответствующего уровня правовой культуры ее граждан, трансформацией правовой системы, необходимостью преодоления правового нигилизма и правовой неграмотности.

Социально-экономическая ситуация в начале XXI в. в обществе не способствует формированию надлежащего нравственного среды для воспитания детей и молодежи.  Неблагоприятное бытовое окружение, тяжелое материальное становление выше семей и ухудшение в связи с этим внутрисемейных отношений, недостатки в организации школьного воспитания и сокращение количества внешкольных учреждений предопределяют увеличение количества детей и подростков, поведение которых выходит за пределы моральных и правовых норм. Увеличивается количество подростков, которые не учатся и не работают, растет детская преступность.

Целью правового воспитания учащихся является формирование у них правовой культуры гражданина РФ, состоящий из сознательного отношения к своим правам и обязанностям перед обществом и государством, закрепленных в Конституции РФ, с глубокого уважения законов и правил человеческого общежития, готовности соблюдать и выполнять их требования, выражают волю и интересы народа, активного участия в управлении дер дарственными делами, борьбы с нарушителями законе.

Приобщение учащихся к правовой культуре обогащает их духовную жизнь, а знания ими своих прав и обязанностей расширяет возможности их самореализации. Правовое воспитание укрепляет жизненную позицию, повышает общественную активность, обостряет чувство непримиримости к негативным явлениям. Его специфика обусловлена социально-правовым статусом учащейся молодежи в обществе. Школьники материально зависимы от родителей или опекунов их самостоятельность и активность корректирует педагогический коллектив, им не хватает правовых знаний и опыта правовых отношений, они усваивать правовые законы, которые регулируют их жизнь и деятельность как несовершеннолетних, и правовые нормы, которыми им придется руководствоваться в будущем.

Недостатками  воспитательной работы в  школах  на современном этапе является превалирование в ее содержании вопросам уголовного права, предпочтение изучению прав личности, недостаточное внимание к изучению обязанностей, личной ответственности человека за свое поведение. Отсутствует обоснование справедливости правовых норм, раскрытие содержания нравственных принципов, согласно которым формулируются правовые запреты, ограничения, разрыв между содержанием правовых норм и конкретным поведением учеников.

Правовое воспитание предполагает решение следующих

1. Вооружение учащихся знаниями законов, повышения их юридической осведомленности, систематическое информирование об  актуальных вопросах права, ведь правовые знания являются основой, на которой формируется правовое сознание. Они помогают ученикам соотносить свои поступки и поведение своих товарищей не только с общеизвестными моральными нормами, но и с требованиями законов, корректировать, изменять ее в правильном направлении.

Значительная часть школьников, хотя и не знает конкретных правовых норм, но не допускает правонарушений. Регулятором их поведения является соблюдение норм морали и обычаев. Такие школьники не наносят вреда другим, не совершают краж и других правонарушений, потому что руководствуются в конкретных ситуациях моральными принципами.

2. Формирование у учащихся правового сознания – совокупности правовых представлений, взглядов, убеждений и чувств, определяющих отношение личности к требованиям законов, регулирующих ее поведение в конкретной правовой ситуации “Становление правового сознания, – утверждает О. Вишневский, – одно из основных направлений формирования гражданина. В семье и в школе ребенок должен не только научиться уважать законы, отстаивать свои права и свободы, но и уважать чужие, толерантно относиться к чужим взглядам, уважать права других на самовыражение, собственные культурные ценности, выбор конфессий, участие в политической жизни и т.д. Все это чрезвычайно важная сфера воспитания, прежде всего с точки зрения потребностей государственного строительства”.

Правовые взгляды должны быть основаны на общих правовых знаниях и представлениях о государстве и праве, правовые отношения между людьми, конституционные права и обязанности личности Важно, чтобы эти знания  и представления правильно отражали определенные правовые нормы, ведь иначе правовые взгляды будут ложными.

Одним из важнейших компонентов правового сознания является убеждение – осознание человеком истинности мировоззренческих и нравственных понятий и ее личная готовность действовать согласно этим правилам и понятий.

В процессе правового воспитания важно воспитывать у учащихся высшие правовые чувства, регулирующих их поведение (ответственность, справедливость и др.), иначе главным регулятором ее станут простые эмоции (гнев, страх и т.д.), которые вызывают ситуативное поведение.

3. Формирование у учащихся уважения к государству и праву, понимание необходимости соблюдения требований законов. Такие качества воспитывают, раскрывая социальную сущность и роль государства и права. Воспитание у школьников уважения к закону и правопорядку, убежденности в необходимости соблюдения правовых норм осуществляется через воспитание уважения к правоохранительным органам, людей, которые охраняют законы. Однако не следует запугивать учеников этими органами, поскольку они не смогут осознать, что законы выполняют не только карательную функцию, но и защищают интересы общества, граждан.

4. Выработка у учащихся навыков и умений правомерного поведения. Привычку и умение соблюдать требования права и морали следует рассматривать как продукт сознательного отношения учащихся к признанию своего гражданского долга, соблюдение правовых норм. Как правомерное, так и неправомерное поведение зависят от определенных мотивов. Одни ученики придерживаются правовых норм вследствие глубокой убежденности, другие – потому, что находятся под постоянным контролем взрослых или опасаются возможного наказания; третьи приличным поведением пытаются достичь своих эгоистических целей. Нередко такое поведение обусловлено привычкой соблюдать правила общежития. Педагог должен знать, какими мотивами руководствуется ученик, следуя нормам закона.

5. Формирование у учащихся нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, стремление противодействовать этим негативным явлениям, умение противостоять им. В юридической литературе рассматривают разные уровни активности в личности относительно требований закона. Соблюдение правовых норм свидетельствует о минимальном уровне активности личности, поскольку ей следует лишь избегать запрещенных законом действий. Выполняя правовые нормы, индивид представляет большую активность, используя их, – обнаруживает высшую степень активности. Третий уровень активности предполагает, чтобы учащиеся не только добросовестно выполняли свои обязанности, но и требовали этого от других. Такая позиция формируется в результате их деятельности, направленной на обеспечение дисциплины и порядка в школе и за ее пределами. Любые попытки изолировать детей от негативного, замалчивать и скрывать и от них недостатки жизни не воспитывает в них непримиримого отношения к этим явлениям, не мобилизует их на борьбу с ними, не вырабатывает иммунитета против их влияния.

6. Преодоление в правовом сознании ложных представлений, сложившихся под влиянием негативных явлений жизни. Специфическим недостатком правового сознания отдельных учащихся является ложные представления о содержании правовых норм. Они видят наличие запретов, но неправильно представляют себе их суть, последствия невыполнения. Многие уверены, что за правонарушения отвечают только взрослые, а несовершеннолетние якобы освобождаются от такой ответственности. Они не уверены в действенности положение, что “незнание закона не освобождает от ответственности тех, кто его нарушает”, нередко не умеют сопоставлять свои действия и поступки с требованиями права. При необходимости давать правовую оценку конкретному правонарушению, они исходят из собственных представлений о противоправном, что, как правило, основываются не на знаниях конкретных положений закона, а прежде на известных им нормах морали. Такие недостатки правового сознания является одной из причин совершения правонарушений несовершеннолетними.

Административное право регулирует организацию и деятельность аппарата государственного управления. Школьники должны иметь представление об органах государственного управления и нормы административного права, которые охватывают санитарные, противопожарные правила, а также правила дорожного движения, пользование транспортом, поведения в общественных местах, воинского учета и многие другие, которые регулируют деятельность различных учреждений, их работников, поведение граждан. Если человек нарушает установленные правила, считается правонарушителем и накладывают на нее административное взыскание.

Нормы права и морали, регулирующих семейные отношения людей, в процессе правового воспитания учащихся знакомят с семейными правоотношениями, правами и обязанностями родителей относительно друг друга, по воспитанию детей.

В процессе правового воспитания ученики усваивают и отдельные положения трудового права, ведь вскоре им придется работать в учреждениях, на предприятиях, где они будут сталкиваться со многими вопросами, в которых х должны быть компетентными (условия приема на работу, перевода и увольнения, продолжительность рабочего дня и времени отдыха, охрана и оплата труда, моральная и материальная ответственность и т.д.

Знакомясь с вопросами уголовного права, ученики должны четко представлять, что такое преступление, ответственность за подготовку и намерение преступления, соучастие в преступлении, возраст уголовной ответственности, необходимая оборона, уголовное наказание, отбывания наказания в местах лишения свободы, а также осознать, что ни одно преступление не остается безнаказанным.

Раскрывая содержание правового воспитания, важно ознакомить школьников с Конвенцией о правах ребенка, согласно положению которой ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста концепция гласит: “Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающихся ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелости ребенка (в 12ст. 12).

Ребенок имеет право оказывать свое собственное мнение, это право включает свободу поиска, содержания и выдачи информации и идей любого вида, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка 13/13/1).

Государства-участники определяют право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15/1).

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства я на его честь и репутацию (ст. 16/16/1).

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации любой другим лицом (в 19/1)/1)”.

и содержания правового воспитания учащихся осуществляется прежде всего в процессе обучения. Изучение гуманитарных предметов направлено на формирование у них высоких идеалов, морально-правовых как, например, непримиримости к аморальных явлений, правонарушений и преступности дисциплины естественнонаучного цикла позволяют коснуться вопросов из различных отраслей права, в частности его нормативных актов по охране природы, охраны труда, охраны здоровья человека и др. Важная роль в правовом воспитании школьников принадлежит курса правоведения, в процессе изучения которого они знакомятся со всеми отраслями права, получают знания, умения и навыки в системном виде.

Усвоенные на уроках правовые знания углубляются и расширяются во внеклассной воспитательной работе. Выбор формы или метода воспитательного воздействия зависит от цели, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и возможностей педагогического коллектива. Выбирая методы и формы воспитательной работы, важно также учитывать популярность их среди школьников.

Осуществляя правовое воспитание на уроках и во время специальных воспитательных мероприятий, важно раскрывать содержание всех отраслей права, не сосредотачивая внимания учащихся на одной из них. Раскрывая конкретные правовые нормы, следует показывать их связь с правилами морали, на которых они базируются; иллюстрируя случаи нарушений норм права, не злоупотреблять негативными примерами, лучше приводить те, что демонстрируют, как надо действовать в подобной ситуации. Рассказывая о преступлениях, не стоит детализировать факты, это может научить отдельных школьников методики совершения преступления; необходимо раскрывать суть негативных фактов так, что бы они вызывали отвращение, а не увлечение ими.

Решающим моментом в правовом воспитании школьников является высокая правовая культура педагогов и соответствующий правовой психологический климат в школе и в семье ученика. В правой воспитательной работе школы важную роль играет привлечение учащихся к посильной деятельности, которая предусматривает определенный объем правовых знаний, умений и навыков. Это, прежде всего, участие в детском самоуправлении, в работе школьной службы примирения, в отрядах юных инспекторов дорожного движения.

Приобщение школьников к правоохранительной и природоохранной деятельности в школе и за ее пределами следует оценивать с точки зрения проведения профилактической работы с учащейся молодежью и с точки зрения вступления правового опыта, воспитание у нее непримиримого отношения к негативным явлениям жизни. Воспитанные в таких условиях школьники активно противодействовать этим явлениям.

Таким образом, правовое воспитание –  это ряд направленных мероприятий на:

– повышения правовых знаний, реализация их на практике.

– повышения уважения к праву.

– достижение правомерного поведения гражданами.

– устранения правового нигилизма.

Исходя из этих основных задач, правовое воспитание следует, по моему мнению, сосредоточить на формировании в правосознании граждан такой совокупности, которая включала бы:

– знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

– глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

– умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

– привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

– прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм

Для реализации выше изложенных задач можно применять следующие методы:

тематические классные часы. Например, урок на тему «Мои права в семье», «Гражданские права детей». Обсуждение на уроке Декларации прав человека, Конституции Украины. Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» Ответственность за нарушение ПДД пешеходом Ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных переездов. Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним».

– Встречи и беседы с сотрудниками правоохранительных органов. На таких встречах ученики могут напрямую задать интересующие их вопросы, а сотрудники правоохранительных органов объяснят права школьников с точки зрения закона, о правилах дорожного движения и ответственность за нарушение этих прав.

в старших классах по таким художественным произведениям, как Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», А. П. Чехов «В суде».

– участие в создании школьной газеты на тему «Мы и наши права» или «Семья и я», «Правила ДД» и т.д.

– Индивидуальная работа социального и психолога с «проблемными» детьми и их родителями.

– профилактика вредных привычек

– правовое просвещение родителей (темы родительских собраний: Законы воспитания в семье. Какими им быть?        Воспитание ненасилием в семье. Как научить сына или дочь говорить «нет»; Детская агрессивность, ее причины и последствия; Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?; Как уберечь подростка от насилия?; Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.;  Как научится быть ответственным за свои поступки?; Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?; Закон и ответственность родителей).

Привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.

– Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

Правовая воспитанность, ведет в итоге к процветанию государства – подкованные в правовом смысле граждане активизируются и в экономическом. Развитие надлежащего активного правосознания, сознания собственных прав, важно в педагогике и с точки зрения развития житейской (хозяйственной и т.д.) деятельности. Оно сообщает необходимую для жизни твердость и уверенность, энергию и предприимчивость.

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная  школа № 1929 ЮАО г. Москвы

Телефон: 8(495) 341 – 59 – 96

«Лучшая программа в области профилактики негативных проявлений среди обучающихся, способствующая развитию и воспитанию здорового поколения».

Директор ГБОУ Школа № 1929               Щербань Владимир Николаевич

Автор проекта:  Никулина Любовь Александровна – социальный педагог

Программа по правовому воспитанию  и  формированию  законопослушного поведения обучающихся.

Основание для разработки

Изменения,  происходящие  в нашей  стране и  в  мире,  активно  воздействую  на образование. Они требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные  требования  общества, ставят  его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и  ориентиров.

Являясь одним из основных институтов социализации  личности, школа играет  особую  роль в  процессе правовой  социализации,  целенаправленно формируя полноценного  члена  общества,  способного ориентироваться в  правовой среде и действовать с полным  осознанием  ответственности  за свои решения и действия.

Под  правовым  образованием мы  понимаем систему воспитательных  и  обучающихся  действий, направленных на формирование у  обучающихся  уважения  к праву; собственных установок и  представлений, опирающиеся  на современные правовые  ценности общества; правовой  культуры, основанной  на  фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных  для  защиты  прав, свобод  и  интересов  личности; позитивного  опыта  деятельности в социально – правовой  сфере.

социальный педагог ГБОУ Школа № 1929:  Никулина Любовь Александровна

Срок  реализации  программы  – 2 года.

широкое распространение правовых знаний среди участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов,  профилактика  негативных проявлений  среди обучающихся.

1. Ознакомить учащихся   с  правами  и   обязанностями несовершеннолетних;

2. Способствовать формированию  у подростков  правовой культуры, общечеловеческих ценностей;

3. Воспитание  уважения   к правам и свободам  личности, чувства собственного достоинства, справедливости;

4.  Профилактика  безнадзорности и  правонарушений   несовершеннолетних,

формирование законопослушного поведения  и  основ толерантности;

5. Воспитание здорового образа жизни среди обучающихся;

6.  Развитие правового самосознания;

7.  Воспитание чувства ответственности за свои поступки;

участники образовательного процесса: учащиеся  (с 1 до 11 класс), особое внимание детям группы риска, родители, педагоги.

Воспитательный  процесс  в  школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка  из одного состояния в другое, и с позиций   психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И. Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нём отражается личностно – деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведёт к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

В школьном правовом воспитании необходима такая  педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала  закономерности формирования  правового сознания. Этим  критериям в определённой степени соответствует деятельностный  подход к изучению права.

Важнейшее значение в реализации  задач  воспитания  в образовательном процессе  имеет эффективное использование  новейших педагогических технологий, обеспечивающих  проявление школьником собственной  нравственной, гражданской позиции, расширение его  социального опыта  в результате  проигрывания  различных социальных ролей  в  процессе обучения.

На сегодняшний день наиболее актуальны  игровые методики  и  технологии, обеспечивающие расширению позитивного социокультурного опыта  школьников.

Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша  жизнь, особенно в нынешний период, сложна и многообразна, поэтому  изучение закона  необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания по праву,  легче сможет ориентироваться  в социуме и будет подготовлен  к  осознанному  употреблению этих знаний на практике.

Система образования всё ближе подходит к  осознанию значимости  и ответственности  своего  вклада в создание  гражданского общества. Школа вынуждена решать непривычные для неё задачи: учителя, дети, родители  должны почти одновременно и совместно знакомиться  с  ценностями  демократического правового государства  и общества, осознавать эти ценности  и  накапливать опыт  взаимодействия на их основе.

Образование является неотъемлемой частью культуры. Именно  с помощью образования  старшее поколение  передаёт  младшему опыт  и знания,  которые сохраняют  целостность  общества и  позволяют  ему  дальше развиваться. С этой точки зрения, школа – один   из  активных  и  масштабных  образовательных  институтов.

Необходимо отметить, что  не всегда  общество  с помощью   образования  транслирует  молодому поколению новые традиции, но и сама школа может предложить обществу новый опыт  социального взаимодействия. По  мнению  Л. С. Выготского, «образование ведёт за  собой  развитие общества».

К  сожалению, понятие «права человека» пока остаётся чуждым и непонятным   большинству населения. Оно  не осознаётся как ценность  и  как  повседневная необходимость. Ещё  более непонятным  выглядит  понятие «права ребёнка».

Научно – методическое обоснование

Современная история  России  показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием  становления полноценного гражданского общества  и  демократического правового государства. В связи  с  этим  всё большое  значение  приобретает  уровень  политической  культуры. Культуре демократии нужно учить с детства.  Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.  Часто после окончания школы обнаруживается  полная  правовая безграмотность  подростков.  И хотя школьники в силу своих возрастных ограничений  и других объективных причин  не могут  быть включены  в  реальные  политические процессы, они всё равно оказываются в гуще  политической жизни страны. Задача общества и государства заключается в том, чтобы  сформулировать и  закрепить все  необходимые навыки  правовой и  демократической культуры  у молодого поколения. А если говорить о новом федеральном  государственном образовательном  стандарте, то школа ведет  ребенка путем – от  ученика  знающего к  ученику  умеющему.

Многие методические инновации связаны  сегодня с  применением интерактивных методов  обучения и именно этот метод лег в основу данной программы. Интерактивный – означает  способность взаимодействовать или находится  в режиме беседы, диалога. Совместная деятельность учащихся в  процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный  вклад, идет  обмен знаниями,  способами деятельности.

Нормативно – правовая   основа программы

1 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

3. Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».

4. « Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

5.«Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)(вступила в силу для СССР 15.09.1990).

6. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

7. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” С изменениями и дополнениями от: 14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 26 апреля 2016 г.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями на 3, 6 июля 2016 г.).

9.  Закон г. Москвы от 19.03.2008 г. № 14 «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве».

Структура содержания деятельности.

Программа состоит из серии  внеклассных мероприятий:  интерактивных классных часов, деловых игр, правовые игры,  ролевые игры, викторины.  Программа  разработана   для  работы  с учащимися  с 1 по 11 класс (1-4,  5 – 9 , 10 – 11 классы), работа с родителями, работа с педагогами.

Начальная школа 1 – 4 классы

Кажется, что пока ребёнок маленький, и беды  у   него маленькие. Но ребёнок растёт, с ним растёт его груз проблем радом из детства. Ему трудно адаптироваться среди сверстников. Тогда он выбирает пути наименьшего сопротивления  и  пытается быть как все – теряет личную позицию  и  идёт за большинством. Зачастую приходиться наблюдать как младшие школьники, которые только что переступили порог образовательного учреждения,   нарушают права друг друга  и  даже совершают правонарушения. Но самое главное, взрослым,  которые отвечают за ребёнка не быть к данному вопросу безразличным  и  обязательно  уделить время и своё внимание разрешению  конфликтной ситуации между ребятами.

Говоря о младшем школьнике важно  помнить о тех противоречиях, которые  лежат в основе  его развития  и обучения. С одной стороны  первоклассник хочет многое знать  и  многому научиться. С другой  стороны  не сформирован  социальный  мотив  учения. И  если не учитывать эти особенности в обучении и воспитании, то ребёнок потеряет желание получать знания. Процесс получения младшим школьником правовых знаний должен быть увлекателен  и  оставлять только положительные эмоции  и  ребёнок должен быть активным участником всего действия  в любом мероприятии, посвящённом правовому воспитанию.

Основными задачами правового воспитания на данном этапе являются:

5 – 9 классы.

Одним из важных видов деятельности подростков является общение, и научить этому навыку очень важно. Главное – дать возможность ребёнку высказаться, что бы его услышали и также, чтобы он научился слышать. Такую задачу решать можно через такие мероприятия как: интерактивные классные часы, классные часы с элементами  тренинга, семинары, круглые столы, где каждый может   поделиться своим мнением  и  вносить какие – либо предложения,  а  так же обязательно чему – то научится.  На данном этапе важно выявить творческий потенциал ребят и направить  его в нудное русло, что зависит уже от взрослого, организующего мероприятие.

На данном этапе реализуем следующие задачи:

Сегодня  молодые люди  и девушки,  ученики 10 – 11 классов находятся в постоянном состоянии стресса: выбор будущей профессии, сдача выпускных  экзаменов, прохождение курсов в высших учебных заведениях, и д.т. всё это огромная психологическая  и  эмоциальная нагрузка на личность и требуется  умение грамотно распределить своё время. Во многих жизненных ситуациях необходимо самому отстаивать свои права, принимать серьёзные решения.

На данном этапе можно выделить следующие  задачи:

Работа с учащимися,

находящимися в социально – опасном положении

«Трудный  ребенок», значит  нам взрослым  с  ним  трудно,  он не слушается, не выполняет  наши  требования,  грубит, его поведение  выходит  за рамки  дозволенного,  и  мы  часто не знаем   чего  от  него ожидать,  и  как будто заранее  ждем  от  него  только  плохого, но ему   самому  с собой  трудно.  Причин  такого  поведения  ребенка  бывает  много,  из  них  можно  отметить  отсутствие  авторитета  взрослого, отсутствие  контроля  со  стороны родителей,  а «бесконтрольный»  ребенок  – всегда    несчастный  ребенок. Он  привык  к  порицанию, отрицательной  оценке его поступков окружающими, на нем ярлык «совсем  пропащий». Но наша задача  ему помочь.

Наша программа работы  с  детьми группы риска создана именно с этой целью.

Дети приобретают столь «неприглядный»  социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, не зависящих от них факторов риска.  Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

Медико-биологические: (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутритробного развития).

Социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей; неприспособленность к жизни в обществе).

Психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми).

Педагогические (несоответствие содержания программ общеобразовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико- патологической характеристики;

Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств.

Дети из неблагополучных, асоциальных семей.

Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Социально – педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

Социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку  программ индивидуально – групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Цель  и  задачи:

•Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.

•Развить систему организованного досуга и отдыха детей «группы риска».

•Привлечь родителей для совместной организации досуговой деятельности и обучение родителей методам семейного воспитания.

•Формировать здоровый жизненный стиль родителей и их детей.

Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска (направления, формы, содержание деятельности).

Содержание работы с детьми группы риска.

Работа с детьми группы риска состоит из следующих блоков:

Содержание  работы с родителями учащихся

Семья тысячами  нитей   связана  с  обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями.  Она чутко  реагирует на все изменения, которые происходят  в  государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима  постоянная забота  государства и общества  о  семье. В то  же  время  семья  должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.

Таким  образом, Конвенция о правах ребёнка 1989 г., Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г. вобрали в себя основные положения об охране жизни  и здоровья  детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье. В полном согласии  с этими всемирными документами  находятся нормативные и законодательные акты, регламентирующие  положение детей в России, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребёнка. Правовые  отношения семьи  и государства регламентируются нормативными  документами, указами  и постановлениями.  Семья  находится под защитой государства,  которое проявляет заботу о ней  путём создания  и   развития сети образовательных учреждений, выплаты пособий  по случаю рождения ребёнка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот  многодетным  семьям, оказание помощи в  воспитании  и медицинском обслуживании, а так же путём  предоставления других  видов  пособий  и  помощи семье.

Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ,  принятой в 1993г., и законе «Об  образовании». Конституция обязывает родителей  заботиться о воспитании  детей, приобщать их  к  труду  и  воспитывать  у них трудолюбие.  Одним из основных  принципов воспитания детей в семье, закреплённых законодательством, является предоставление отцу  и матери  равных   прав  и  обязанностей  в  воспитании своих детей. Этот принцип  обеспечивает наилучшие условия  для соблюдения  интересов детей, гарантирует  защиту от проявления  родительского  эгоизма,  служит  базой  для  объективных,  разумных решений.

В работе с семьёй  мы ставим  следующие задачи:

Выявление  уровня  осведомлённости родителей учащихся в правовых вопросах;

. Правовое просвещение родителей  учащихся;

Организация   психолого – педагогической  помощи родителям в воспитании и  обучении  обучающихся;

Снижение  правонарушений  среди  обучающихся;

Своевременное выявление родителей, не выполняющих своих  обязанностей.

Работа с семьями,

находящихся в трудном социальном положении

Общеизвестен факт, что семья  является самым  главным институтом социализации,  через который  ребёнок усваивает  основные социальные знания, приобретает нравственные умения  и  навыки, воспринимает нравственные  умения  и  навыки, воспринимает ценности  и  идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья  обеспечивать основные, базовые  потребности ребёнка.

Какими бы  факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно  в той  или  иной  степени негативно  сказывается  на развитии ребёнка.  Подавляющая  часть  проблем, возникающих  у  детей  в  процессе социализации, имеет корни именно  в неблагополучии семьи. Конкретное  содержание работы социально – педагогической работы с семьёй  в  каждом отдельном случае  обусловлено  типом её неблагополучия, а также  индивидуальными  особенностями  данной  семейной ситуации.  Социально – педагогическая реабилитация семьи, влияние  на  внутрисемейную ситуацию  направлены  в первую очередь  на обеспечение  жизненно  важных потребностей  ребёнка и  защиту его базовых прав – права на жизнь  и  необходимый  для  полноценного  развития  уровень жизни.

При работе с неблагополучной семьёй   необходимо решить

Работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения

Сегодня любое образовательное учреждение заинтересовано в грамотном специалистеталантливом учителе, особенно в  условиях введения профессионального стандарта  педагога.   Россия стала правовым государством  и любому гражданину необходимо ориентироваться в правовых вопросах с целью восстановления своих утраченных прав. Педагогическим работникам  крайне важно ориентироваться в законодательстве касающегося российской системы образования с тем, чтобы во время оказать помощь учащемуся и его семье, а так же эффективно проводить работу с детьми по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений  и  профилактики  употребления психоактивных и токсических веществ среди  обучающихся. А так же  грамотно проводить профилактическую работу с родителями учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *