федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»
. Название тренинга.
создать условия для активизации процесса сплачивания группы
3. Задачи тренинга:
учащиеся сборного 5 класса
(частота и длительность каждого занятия): 5 занятий, 2 раза в неделю , длительность каждого занятия – 1 час
6. Программа тренинга
Сценарий тренингового занятия №1
Тема представленного тренингового занятия. « Это мой новый класс»
2. Цель, которая должна быть достигнута: осознание детьми необходимости научиться вести совместную деятельность
Время, отводимое на данное занятие –
учащиеся сборного 5 класса, классный руководитель, тренер
Описание упражнений (с указанием источника)
«Моё самочувствие» (
-. Мы будем играть, а играя, будем учиться.
Как вы себя сейчас чувствуете? Если хорошо, поднимите большой палец вверх, если плохо – опустите его вниз, если самочувствие можно назвать средним – палец в сторону.
Тренер предлагает ребятам попробовать сломать деревянные палочки, связанные вместе. После неудачных попыток, раздает по одной палочке и просит сломать её.
(Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под ред. Е.А. Левановой., Питер, 2006)
Ведущий показывает участникам какой-либо предмет, например, ластик, и просит всех выйти на минуту из комнаты. Оставшись один, ведущий кладет ластик в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен при внимательном осмотре комнаты. Участники входят, каждый старается как можно скорее обнаружить ластик. Увидев его, играющий сейчас же садится, сообщив на ухо ведущему о находке. Самый рассеянный – последний, может выполнить шуточное поручение.
«Маленькие письма» (авторская разработка)
– В течение всех занятий мы будем писать друг другу маленькие письма и вкладывать их в именные конверты. Главное условие – писать только приятные вещи. Сегодня вы пишете первые письма. Адресатов может быть сколько угодно.
На последнем занятии каждый получит свой конверт. У кого-то он будет толстый, у кого-то не очень. Этот конверт с приятными маленькими письмами остается вам.
Участники соединяют в центре ладони правой руки, покачивают вверх-вниз. Считают хором: «Раз, два, три.» На счет «три» все поднимают руки вверх и громко произносят «Мы вместе»
Сценарий тренингового занятия №2
Тема представленного тренингового занятия. « Я понимаю тебя»
2. Цель, которая должна быть достигнута: создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.
«Моё самочувствие» (
В руках у ведущего клубок нитей. Ведущий, зажав пальцами кончик нити, бросает клубок тому, кого называет по имени и говорит любое слово или выражение приветствия (на любом языке). Поймавший клубок участник, зажимает нить пальцами и бросает клубок следующему. Когда нить окажется у каждого участника, клубок возвращается к ведущему.
Группа делится на 2 части. На середину комнаты ставятся две тройки стульев на расстоянии 2-3 метров друг от друга. Тренер говорит, что две группы людей стоят на остановках и ждут своих автобусов. Подъезжает автобус для одной группы, в него садятся 4 человека, в автобус для второй группы садится 4 человека. Затем в первый автобус добавляется еще 2 человека. Во второй автобус тоже добавляется еще 2 человека. Постепенно все участники размещаются в своих автобусах. Получаются автобусы в час пик. Произошла поломка одного из автобусов и все пассажиры садятся во второй автобус. Становится еще теснее. Задача участников – продержаться хотя бы 20 секунд.
Тренеру необходимо следить за безопасностью участников.
«Ищу друга» » (Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под ред. Е.А. Левановой., Питер, 2006)
Каждый участник группы пишет на чистом листе объявление о поиске друга. При этом ограничений и четкого алгоритма нет. Главное – не подписываться. Эти объявления тренер расклеивает по комнате. Затем все участники, прогуливаясь по комнате, читают их, выбирают максимум 3 объявления, на которые они откликнулись бы, и ставят на них свою метку.
– В течение всех занятий мы будем писать друг другу маленькие письма и вкладывать их в именные конверты. Главное условие – писать только приятные вещи. Сегодня вы пишете вторые письма. Адресатов может быть сколько угодно.
Сценарий тренингового занятия №5
Тема представленного тренингового занятия. « Самый дружный класс»
осознание детьми возможности продуктивно вести совместную деятельность.
– Сегодня, на итоговом занятии, мы проверим получится ли у нас сделать что-то вместе, и сделать это на высоком уровне. Мы будем играть, а играя, будем учиться.
Участник слева от меня находит визуальный контакт с любым одноклассником, называет его по имени и произносит фразу «Я очень рад, что ты учишься в этом классе»
В кругу один стул пустой. Задача ведущего – занять этот стул, а задача остальных не дать ему это сделать. Тот, у кого справа оказывается пустой стул, пересаживается на него со словами «А я еду». Его сосед слева пересаживается на освободившийся стул со словами «А я рядом». Очередной сосед слева пересаживается на освободившийся стул со словами «А я заяц». Следующий должен стукнуть ладонью по освободившемуся справа стулу и назвать имя ученика пола. Названный ученик бежит и садится на пустой стул. Если кто-то зазевается, у ведущего есть возможность занять пустой стул. Как только освободится другой стул, игра продолжается.
Упражнение длиться 6-7 циклов.
Деление на группы
Дети по кругу рассчитываются «». Формируются 4 группы: Синие, Зеленые, Желтые, Красные.
Упражнение «Немая сцена»
Каждая группа получит карточку с названием статуи, которую они должны будут изобразить. Статуи не двигаются, поэтому вы должны довольно выразительно принять соответствующие позы, выражение лица. Классный руководитель постарается угадать, как называется ваша немая сцена. « Синие» получают карточку с названием сцены «Хоровод вокруг елки»,«Сценка из сказки «Репка».
Упражнение «Идеально дружный класс»
– Используя глаза, руки, ноги, язык, вы должны досчитать до 10. Одно число называет только один человек. Если число называют двое, трое и т.д. счет начинается снова.
– Задача усложняется. Вы можете использовать только глаза и руки. Попробуйте сейчас досчитать до 10.
– Еще усложняем. Вы не двигаетесь. Используете только выразительный взгляд. Считаем до 10. ( В третьем случае это сделать практически невозможно)
– Да, вы еще не телепаты. Будем расти дальше.
Упражнение «Маленькие письма»
Психолог подходит к классному руководителю и передает ей её конверт: «Нина Федоровна! Я так рада, что у Вас такой замечательный класс!»
– Теперь у каждого свой конверт. У кого-то он толстый, у кого-то пока не очень. Среди ваших писем есть одно от классного руководителя. Оно другого цвета. Найдите сейчас его и прочитайте. Я предлагаю по кругу озвучить послание Нины Федоровны. Если кто-то не хочет этого делать, можно пропустить свою очередь.
– Этот конверт с приятными маленькими письмами остается вам. Не выкидывайте его после прочтения. Если вам вдруг станет грустно, перечитайте записки и убедитесь, что вы не одни, вы ВМЕСТЕ.
Создать условия для активизации процесса успешного сплочения группы.
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего
3. Уважать мнение друг друга
4. Я – высказывание
5. Безоценочность суждений
7. Правило «стоп»
Этапы и упражнения!
I этап. “ Знакомство”.
II этап. “ Учимся общаться”.
5 общих признаков
развитие умения учитывать интересы каждого в команде. фломастеры и ватман. Все участники делятся на две группы. Каждой группе предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды. После чего каждая команда презентует другой свое блюдо, с его названием, составом и всем остальным.
III этап. “ Мы – команда”.
IV этап. “ Сплочение и доверие”.
умения координировать совместные действия,
Группа – семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация – кто какое место занял на фотографии.
«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.
Сегодняшний тренинг направлен на знакомство друг с другом, с новыми членами вашей большой команды, на командообразование и сплочение.
Ну и как всегда чтобы начать работу нашу совместную надо всем познакомиться, т.к. есть новые люди, да и я вас пока не знаю. Знакомство предлагаю начать таким образком:
Называете своё имя и делаете какой-нибудь жест. Сосед повторяет ваше имя и жест и представляется сам и показывает свой жест.
Упражнение на знакомство «Всякая всячина» (15 минут).
По кругу пускается коробка с разными мелкими предметами, из которой каждый достает что-нибудь приглянувшееся и рассказывает чем он может быть похож на этот предмет.
Упражнение «Интервью в парах»
Цель: способствует развитию навыков самопрезентации, эмпатии, создает условия для доверительного общения, дает возможность лучше узнать друг друга
Такая форма представления помогает с помощью физического контакта сократить дистанцию между участниками, а также развивает эмпатию.
2эт. « Учимся строить отношения»
Цель. Формирование доверительной атмосферы в группе, осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению, а также выделение качеств, объединяющих группу.
Упражнение «Говорю, что вижу».10-15
Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. К примеру : «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается».
Упражнение «Объединение по качествам». 20-30
Прошу вас разделиться по парам и в теч.10мин вы ищите друг у друга 5 общие качеств. потом когда нашли делимся на группу из 4чел., т.е.пары объединяемся еще с одной и ищите 4 общих качеств потом в группы из 10чел. И ищите 3общее качество. Ну и в заключении в одну общую группу и называете 1 общее качество.
Упражнение в газету. 10-15
Цель: развитие сплоченности, определение тех требований, которые предъявляют подростки друг к другу.
В этом упражнении ребятам раздаются листы бумаги и дается задача — написать объявление в газету, в рубрику «Ищу друга». Работа не подписывается. Затем объявления сдаются ведущему, который просит участников освободить места и на сиденьях раскладывает объявления. Учащиеся должны пройти по кругу, прочитать все объявления и поставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего. После чего зачитываются и анализируются только те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Это позволяет выделить неконструктивные требования к партнерам по общению, сократить их количество.
3этап. « Я глазами других»
Цель. Предоставление возможности участникам лучше узнать остальных членов группы и получить обратную связь о себе; раскрытие внутреннего мира каждого участника для лучшего взаимопонимания.
Упражнение «Ты мне нравишься». 5-7
Легко ли тебе говорить приятные слова другим людям?
Достаточно ли дружен ваш класс?
Почему каждый достоин любви?
Упражнении «Автопортрет»
.
Каждому участнику раздается имя и фамилия другого члена команды. Задача каждого нарисовать портрет другого. Сразу подмечается то, что нарисованные портреты не несут целью обидеть кого-то. По завершинии рисования другие участники должны угадать кто изображен.
При анализе отмечаются самые «популярные (чей рисунок большенсство угадали) и самые загадочные (чей рисунок не определили) члены группы, отмечаются и самые яркие работы. Таким образом, упражнение позволяет развивать эмпатию и сплоченность через создание атмосферы доверия в группе, установку на «узнавание» друг друга.
Упражнение «Рекламный ролик»
Время на подготовку – десять минут.
Заключительная часть: закончить сегодняшний наш день предлагаю таким образом
Занятие — «Мы»
Цель. Дальнейшее повышение уровня групповой сплоченности за счет развития чувства «мы», навыков группового взаимодействия.
Цель упражнения: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.
Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».
Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.
Делятся на 2группы. Голова и хвост. Голова должна поймать хвост. 10мин.
В игре «Поиск сокровищ» подгруппы получают по списку вещи, которые надо за определенный срок найти и принести в тренинговую комнату. Списки нельзя выносить из комнаты. В списках есть как обычные предметы, для поиска которых необходимо проявить смекалку, так и несуществующие реально предметы, для «поиска» которых члены команды используют нестандартный подход и фан¬тазию. В игре совмещаются несколько сторон работы эффективной команды: четкая формулировка цели, распределение ролей, взаи¬мозависимость и поддержка, творческое мышление. Кроме того, если есть возможность, эту игру можно проводить на воздухе — это повышает общий уровень активности тренинга.
Упражнение «Перекати мяч
Становятся в круг. Должны на вытянутых руках ладонями вниз перекатить мяч до конца. 10-15.
Коллективное проигрывание сценки. 20-30
Распределите роли (одушевленные и неодушевленные: котенок, сороки, бумажка, ветер, крылечко, солнце и т.д.).
Текст сценки (читает ведущий, актеры-участники изображают):
Сегодня котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Недолго думая, котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на крыльцо. Тут его поджидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил собаку по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство котенка с улицей.
2 группы. 20мин.
Проводится на едином пространстве листа. Группа не только строит «Городок», но и учится договариваться друг с другом (кому какое место занять, кто и что дорисовывает, как назвать городок и т. д. Во время анализа участниками отмечаются наиболее удачные детали рисунка. Как правило, учащиеся отмечают привлекательность получившегося рисунка. Тренер обязательно делает акцент на вкладе каждого в работу и ценность группового взаимодействия. В упражнении развивается чувство «мы», групповое единство, закрепляются навыки взаимодействия в команде.
Рисунок также можно вывесить в аудитории до конца занятий чтобы он отражал позитивный опыт взаимодействия в классе.
Повышение уровня сплоченности класса.
Упражнение «Найди свою пару артиста». 20мин.
Команда делится на две равные группы. 1раздаются артисты которых надо будет показать с помощью жестов, характерных признаков. 2группа: каждому участнику раздаются те же артисты и они должны угадать в показываемом артисте свою пару.
Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»
Разделите людей на 4 группы минимум по 5 человека. Одна группа – сценаристы, вторая – режиссеры, третья актеры и четвертая – критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть. Бурные овации, море эмоций.
Вот теперь посадите людей и спросите каждого:
Устроила ли его пьеса?
Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях.
И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!
Упражнение «Наша планета животных». 30-40мин.
В следующем упражнении работа выполняется в два этапа. На первом этапе — индивидуальный рисунок (животное, не существующее в природе), на втором — групповая работа. Каждый участник должен свой рисунок «выщипать» (вырвать). Ведущий предлагает разместить своих животных на ватмане и приклеить; рисунок дорисовывается группой. Для планеты, где располагаются животные, придумывается название, которым подписывается рисунок. Упражнение позволяет развивать сплоченность группы, двигаясь от стадии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на общей территории. Рисунок можно вывесить в той аудитории, где занимаются подростки, и оставить до конца занятий, что будет напоминать участникам группы о позитивных моментах совместной работы и переживаниях.
Заключительная часть «Прощание»
Цель. Завершение работы в группе; получение участниками тренинга обратной связи; повышение уровня доверия и сплоченности внутри группы; диагностика внутри групповой динамики в конце работы группы; получение обратной связи ведущим; создание позитивной атмосферы для дальнейшего общения в группе; прощание.
(шутливые дипломы, которые участники пишут друг для друга, упоминая качества, проявленные на тренинге)
Тренинг по тимбилдингу
работников образовательного учреждения, среди которых возникают конфликты.
Программа тренинга командообразования рассчитана на построение доверия внутри группы работников, выработку навыков взаимодействия и соответственно сплочение коллектива.
три дня по 2,5 часа.
в процессе работы возникают споры и недопонимание различных рабочих нюансов. Работники не редко конфликтуют между собой. Эта проблематика и является необходимостью для проведения тренинга командообразования внутри коллектива.
Упражнение «Уменьшающаяся газета»
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.
Время: 10 минут.
Описание. Участники делятся на мини-группы по 2 человека, каждой команде выдается газетный лист.
Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно вместе встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»! после чего продержаться несколько секунд вместе, можно держаться друг за друга»
После того как это будет сделано, команда складывает газету пополам и повторяет задание. После того как и это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»
Упражнение «Мой вклад в команду»
Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.
Время: 40 минут.
Описание. Все участники делятся на мини-группы по 2-4 человека.
Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.
Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.
Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.
Цель и возможность применения. В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.
Необходимые материалы: узкая скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.
Время: 30 минут.
Описание. Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.
Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне нельзя, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.
Обсуждение. То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.
Упражнение «Воздушные замки»
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффективно и позитивно его завершать.
Необходимые материалы: пачка бумаги формата А 4 или газеты.
Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».
Обсуждение. Упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде.
Упражнение «Издание анекдотов»
Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия.
Необходимые материалы: смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).
Описание. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 6 человек, каждая группа получает один конверт.
Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда — это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема — родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды — привести текст в порядок».
Вопросы для обсуждения.
Как команда справилась с заданием?
Что было сложно?
Почему победители победили?
Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.
Подведение итогов первого дня: 10 минут.
Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.
Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:
Квадрат — что помогает поддерживать порядок и структуру.
Треугольник — что помогает достигать результатов.
Круг — что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
Спираль — что помогает быть творческим и создавать новые идеи.
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы. По листу бумаги формата А 3 на каждую подгруппу.
Время: 20 минут.
Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3.
Тренер озвучивает инструкцию: «Перед вами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь — ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.
Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.
Необходимые материалы: бумага, карандаши.
Время. 15 минут на выполнение упражнения, от 5 до 15 минут на обсуждение в зависимости от глубины представляемого теоретического материала.
Размер группы. Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв. ( Например, покупатель, мерчендайзинг.)
Тренер раздает каждому по листку бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.
После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.
После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист бумаги и просит создать список, общий для всей группы.
Обсуждение. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них всегда положительные.
В упражнении тренируются навыки взаимодействия в команде.
Необходимые материалы: Детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников. Инструкции, которые следует написать на карточках:
Башня должна иметь высоту в 10 уровней.
Башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту.
Башня должна быть не больше 15 уровней.
В строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики».
Башня должна быть построена только из белых и желтых «кирпичиков».
Каждый уровень должен быть единым по цвету.
Шестой уровень башни должен быть желтым.
Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.
Описание. Участники делятся на группы по 3-6 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.
Тренер объясняет участникам, что каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.
Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Каким образом они разрешались?
Насколько быстро участники команды поняли, что для эффективного взаимодействия необходимо понять цели каждого?
Как в реальной деятельности команды возможно интегрировать интересы каждого?
Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.
Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.
Описание. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок.
Группе дается следующая инструкция: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками — безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками — опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель — всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет — вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы.
Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?
Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?
Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?
Что помогало или мешало эффективной деятельности команды?
Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?
Подведение итогов второго дня: 10 минут
Упражнение «Вместе мы сила»
Упражнение позволяет осознать, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников.
Описание: Каждый участник в течение 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности.
За тем, работа происходит в мини-группах или все участники (если группа не большая) составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список.
После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.
Вывод: Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.
Упражнение «Волшебная бутылочка»
Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде.
Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А 3.
Описание: Тренер дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей рабочей командой, то и желания должны касаться работы. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать больше перерыв на обед, изменить штатное расписание и т.д. Каждый может загадать свои три желания.
Далее, каждый пишет свои три желания, которые направлены на изменение рабочей обстановки. И следом формируется общий список пожеланий.
Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?
Упражнение «Расскажите историю»
Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу.
Описание: Тренер или группа пишут на флипчарте:
Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.
Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме.
Любой вид спорта.
Имя любой знаменитости.
Подведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.
Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом.
Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.
Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка.
Возможные вопросы к группе:
1. Что было легко, а что тяжело?
2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?
3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?
4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?
Подведение итогов тренинга: 30 минут.
Организация тренинга командообразования
рабочая программа дисциплины
Распределение часов по семестрам
Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М. В.
Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Волкова Т. Г.
Рабочая программа дисциплины
Организация тренинга командообразования
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)
составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от
28.06.2022
протокол №
7.
Рабочая программа одобрена на заседании
кафедры Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от
08.06.2022 г.
№ 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.
Заведующий кафедрой Волкова Т. Г., доцент, канд.психол.н.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании
кафедры
Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т. Г., доцент, канд.психол.н.
Цели освоения дисциплины
Цикл (раздел) ООП: Б1. Б.50
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Методические указания по организации самостоятельной работыВ учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология кадрового менеджмента»: − для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др. − для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др. − для формирования умений: анализ теоретической профессионально ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др. Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену.