Тексты диктантов с пропущенными буквами и знаками препинания
Береза у дороги
Текст для самоконтроля
За крайней избой степной деревушки далеко простирались поля, среди которых вилась прежняя дорога к городу. Глубокие колеи дороги заросли травой с жёлтыми и белыми цветами. У дороги стояла белоствольная плакучая береза. Осень убирала и березу в золотой убор . Можно было различить самый отдаленный курган на равнине жёлтого жнивья. Очаровательная осенью, береза была счастлива и сияла, озаренная снизу отсветом сухих листьев. Наступила зима. В долгую зиму ветер беспощадно трепал обнажённые ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали чернеть и дымиться крыши изб. Все снежное поле растоплялось и блестело на весеннем солнце, дрожа бесчисленными ручьями. Уже пели жаворонки, уже мальчишки- пастухи загоревали от ветров и солнца. Замирали по вечерней заре песни девушек, прощавшихся со своими подругами. Зеленели ветлы перед избами, зеленела береза у дороги. Протекали жаркие июньские дни. Помню, как мягко и беззаботно шумел летний ветер в шёлковой листве березы, пугая эту листву и склоняя до самых колосьев тонкие ,гибкие ветви. Жизнь не стоит на месте. Не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в в неустанном обновлении?
В течение нескольких лет я проводил летние месяцы на даче, вдали от пыльного, душного, наполненного грохотом города, в тихой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса.
Встаешь, бывало, вместе с восходом солнца, когда росистая трава еще белеет, а из леса особенно сильно доносится крепкий смолистый аромат. Не умываясь, накинув только старое пальтишко, бежишь к реке, на ходу быстро раздеваешься и бухаешься в студеную, розовую от зари, еще подернутую легким паром, гладкую, как зеркало, водяную поверхность, распугивая утиное семейство, которое с тревожным кряканьем расплывается из прибрежного тростника. Выкупаешься и, дрожа от холода, с чувством здоровья и свежести, спешишь к чаю, накрытому в густо разросшемся палисаднике в тени сиреневых кустов, образующих душистую зеленую беседку.
Затем целый день бродишь с ружьем и собакой по окрестным лесам и болотцам, ловишь с белоголовыми ребятишками раков ,тянешь с рыбаками невод и варишь поздней ночью уху. А то сидишь с удочкой, надев соломенную шляпу и пристально следишь за поплавком, едва виднеющимся в расплавленном серебре реки. Домой возвращаешься усталый, перепачканный с ног до головы, но бодрый и веселый ,с чудовищным аппетитом.
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание – это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.
Подготовили для 7 и 8 классов по диктанту по итогам II четверти. Первый текст содержит причастные и деепричастные обороты, насыщен наречиями, которые пишутся слитно или через дефис.
Когда в 5-ом классе изучен раздел «Синтаксис и пунктуация», можно с разным интервалом написать два диктанта с грамматическим заданием.
Для 9-х классов составила два разных текста диктантов (на выбор). Они весенне-летние по тематике.
Работа над ошибками после выполнения задания – важная часть обучения грамотному письму. Предлагаем пример проведения подобной работы в 9 классе.
Промежуточную аттестацию по русскому языку в 9 классе можно провести в форме осложненного списывания вместо диктанта.
В связи с дистанционными уроками возникла необходимость вместо диктантов использовать осложнённое списывание.
В конце III четверти 7-е классы изучили разделы морфологии “Наречие”, “Слова категории состояния”, “Предлог”. В 8-х классах проверяются умения по синтаксису простого предложения: однородные члены, неоднородные определения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, сравнительные обороты.
Для девятиклассников подготовила «ромашковый текст». В нём пропущены буквы-орфограммы и знаки препинания. Время работы над ним примерно 30 минут. Остальные 15 минут понадобятся для выполнения грамматического задания.
В грамматическом задании каждому варианту предложено по 2 предложения. Они выдерживают летнюю тему диктанта, но взяты не из самого текста. Это сделано для удобства: чтобы ученик видел структуру предложения и смог адекватно сделать разбор и составить схемы.
Чем ближе лето тем жарче и осл.пительнее со.нце, тем гуще и обильнее листве.ый наряд деревьев и кустарников, тем краше и наряднее цветочный ковёр лугов полян и опушек. Впл.тают.ся в этот ковёр всё новые и новые .рнаменты и узоры. Уже с мая можно наблюдать как главный зелёный цвет нач.нает выт.снят.ся буйным цв.тением трав которые окраш.вают луга и поляны в свои краски.
Уже (в)начале лета ромашковые всплески пр.ображают поляны и опушки. Словно опять в.рнулась зима опять выпал снег только снег этот живой и тр.пещущий и совсем не обж.гает холодом (пёстро)крылое племя нас.комых п.рхающих над ним. Цв.тёт нивяник обыкнове.ый который в народе зовут р.машкой. Гр.циозные и осл.пительные к.рзинки нивяника содерж.т в себе всего два цвета. Но как ярки они среди пёстрого (разно)травья!
Белая окра.ка наружных яз.чковых цв.тков и (ярко)жёлтая, солнеч.ная сер.динка выд.ляет нивяник из любых других цв.точных зар.слей и пр.глашает нас.комых пос.тить цв.ток. Цв.тёт нивяник всё лето но буйные зар.сли р.стения встр.чают.ся только в июн., а до самой осени луг укр.шают лиш. од.нокие цв.тки.
В июле успевают подрасти лесные дети, успевают свыкнуться со своими беспокойными обязанностями родители и даже комары больше не носятся за тобой шальными стаями4. (1 вариант);
Озеро почти всё заросло травой, тяжёлые лесные берега далеко отступили от воды, и теперь оно кажется просто тихим и уютным прудом, который почему-то оказался среди глухого леса4. (2 вариант).
Они уже привыкли к человеку, поселившемуся в лесу, и теперь заранее знают, где он есть, этот человек, и как неслышно опуститься на него в самую неподходящую минуту. (1 вариант);
Когда на время перестают греметь грозы и вместо них появляется на небе спокойное июльское солнце, я тихо уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2 вариант).
Ребята, вы сегодня выполняете промежуточную аттестацию по русскому языку. Но это не привычный нам всем контрольный диктант, а осложнённое списывание с грамматическим заданием.
Это текст с пропущенными буквами и знаками препинания, а также слитно-дефисно-раздельное написание слов, которое обозначается круглыми скобками. Каждый из вас знает номер своего варианта, как сидите в классе. Приступите к выполнению своего варианта.
Постарайтесь переписать предложенный по вариантам текст грамотно, разборчивым почерком, не торопясь, потому что вас не ограничивают одним уроком или 45 минутами.
После того как вы переписали текст с пропусками в свою тетрадь в линейку, перечитайте написанное, проверьте себя несколько раз.
Затем обратитесь к выполнению грамматического задания, последовательно переходя от первого задания к следующему, будьте внимательны и старайтесь не пропустить ни одного задания.
Напоминаю, что эта работа может повлиять на выведение итоговой оценки за год.
Я пр.ехал из (в,В)ладивостока в (с,С)упутинский зап.ведн.к в сам.м к.нце в.сны когда лесн. зелен. была (по)летн.му пышн.й и ярк.й но сохр.няла ещ. весе(н,нн). душист. свежест. .
Много д.в.дил.сь мне бр.дить по нашей стране но (не)встр.чал.сь лесов пр.крас.нее чем в (ю,Ю)жном (п,П)римор.е. Они пор.зили меня (не)только б.га.твом и ярк.ст.ю но и каким то особым изящ.ством. Вода в реч.к. ч.ста и пр.зрачна она быстро струит.ся по к.мням но в этих скал.х и горных п.токах нет мрач.ности или буйства они пр.ветл.вы и ож.вле(н,нн)ы.
Я к.снулся рукой одно. из ств.лов к.ра была мя.ка и не.на на ощуп. . Иные ств.лы т.полей были так т.лсты что даже (не)ск.л.ко ч.л.век взявш.сь за руки (не)могли(бы) их о.хв.тить.
Можн. был. п.думать что я п.пал в (б,Б)от.нич.ский парк где с.бра(н,нн)ы д.рев.я с разных к.нцов стр.ны вот об.тат.ли л.сов (к,К)рыма и (к,К)арпат дубы, яс.ни, грабы. М.стами и кустарн.ки и д.рев.я были густ. опл.те(н,нн)ы л.анами толст. стебли к.торых о.в.вал.сь в.круг ств.лов св.сая (в)ни. пр.чудл.в.ми узор.ми.
Веч.ром в.круг м.ей ст.янки пели и др.зды и син. мух.ло.ки а ноч.ю вкра.ч.во и т.инстве(н,нн)о п.д.вала гол.с мал.н.кая совка.
Пр.снулся я ещ. (за)т.мн. ст.яла чу.кая л.сная т.ш.на наруша.мая лиш. тих. б.рм.тан.ем руч.йка. Такие м.нуты пр.бужден.я в л.су .собе(н,нн)о дор.ги для тех кто люб.т пр.роду.
Д.ждавш.сь ра.света я .тправ.лся дал.ше. Мне (не)х.тел.сь воз.ращат.ся назад св.им следом и я р.шил д.стич. в.рхов.я руч.я что(бы) м.новат. вод.раздел и выйти к другому пр.току (с,С)упутинки.
(В)скор. я ок.зался в ш.р.кой з.лен.й л.жбине где под ск.лист.й гр.дой зар.ждался горный ручей. Я з.мет.л что дубняк был сплош. пер.копа(н,нн) дик.ми к.банами и на тр.пе в.днел.сь о.печатки изящ.ных к.пыт.ц кабарги и дли(н,нны)х ко.тей б.рсука. А (не)дал.ко от н.члега увид.л (не)давн.й след тигра м.гучий п.л.сатый хищ.ник т.ился в зар.слях но увид.ть его к с.ж.лению так и (не)д.вел.сь.
Я (н.)когда (не)оп.сался н.ч.вать один в т.йге зная что (н.)какой дикий звер. н. волк н. м.две. н. тигр (не)нап.дет лет.м на ч.л.века без пр.чины.
Диагностическая контрольная работа по русскому языку 2011 – 2012 учебный год (сентябрь) в 8 классе
Мамка в доме ходила тихая, лёгкая.
Смотрела поверху, а если останавливался её взгляд, то на белом свёрточке с кружевами, из которого доносилось тихое, ровное дыхание.
«Я теперь из дома уйду, — думал Сенька. —
Буду один жить.
Может, в деревню Засекино пойду.
А может, к дальнему морю, в огромадный город, где делают аэропланы.
А может, даже в саму Москву; пусть отец с матерью без меня будут, со своей дочкой».
Вышел Сенька, постоял на крыльце, попрощался с деревней.
Поглядел и на свой дом, а что глядеть — это уже другой дом, не тот, в котором Сенька радостно проживал. ( Ю)Другие в этом доме разговоры нынче, другое тепло и другие заботы.
Пошёл Сенька.
Полез Сенька на бугор, нагибается низко, а в иных местах он даже на четвереньках лезет, чтобы не опрокинуться, не свалиться.
Слышал Сенька, что стоит бугор здесь с давних времён и оттого он такой крутой и ровный, что насыпали его руками.
Что раньше было на нём поселение.
Проживали за толстыми стенами, сложенными из брёвен, древние солдаты по названию богатыри.
Охраняли от врагов эту землю и сами её пахали.
Поднимается Сенька ещё выше.
А земля становится всё шире.
А когда Сенька поднялся на самый верх, стало ему далеко видно вокруг.
И сомкнулся тогда Сенькин мир малый с большим миром и огромадным, так как земля Сенькина уходила вдаль на необъятные расстояния.
Много на земле оказалось дорог, бежали они вдоль полей и бугров, уходили в леса и снова из лесов выходили.
Видел Сенька большую деревню Засекино с колокольней и другие деревни, в которых не был ни разу и даже названий не знал.
А своя деревня Малявино лежала перед Сенькой вся открытая.
Деревенские жители кто на лошади сено возит, кто граблями работает, кто с коровами.
Всех сверху увидел Сенька.
И поезд увидел, что идёт за лесом.
Даже город дальний на горизонте.
Увидел ещё своего пса Яшу — скучный лежит возле будки, почуял Сеньки- но отсутствие.
Некого ему в нос лизнуть, некому показать свою верность.
(ЗО)От своей земли, от её прекрасного широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло.
«
Ух ты, — подумал он, — куда от такой земли уйдёшь, если она моя!
И мамка моя, и отец, и сестрёнка, и все люди-соседи, и птицы пролётные, и птицы осёдлые — все мои.
И старый дед Савельев, и совсем старая бабка Вера.
Потому мои, что я ихний».
Подумал Сенька ещё, что делить это ему ни с кем не нужно — неделимое оно.
У каждого оно своё, хоть и одно и то же.
Погодин Радий Петрович (1925—1993 гг.) русский писатель, художник, поэт, сценарист, наиболее известный произведениями для детей.
Задания А1 – А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
1) В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Под воздействием чего изменилось мировосприятие Сеньки»?
2)
Слышал Сенька, что стоит бугор здесь с давних времён и оттого он такой крутой и ровный, что насыпали его руками.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово
средство речевой выразительностив предложении 21 «Много на земле оказалось дорог, бежали они вдоль полей и бугров, уходили в леса и снова из лесов выходили».
Задания В1 – В6 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.
Замените разговорное слово из предложения 10 стилистически нейтральным (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
Из предложений 8-11 выпишите слово(-а) с согласной в корне.
Из предложений 10 – 12 выпишите слово, в котором правописание «Если после приставки следует звонкий согласный, на конце её пишется буква З».
Из предложений 17—20 выпишите глагол(-ы), в котором(-ых) написание безударной гласной И в окончании зависит от спряжения.
Было у короля три сына.
Старший был храбрым воином и умело владел любым оружием.
Он мечтал стать полководцем, и король поставил его во главе своего войска.
Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков.
Отец соглашался с ним и выдавал деньги на строительство. (б)Толь- ко младший сын расстраивал короля.
Он не воевал, не строил, а целыми днями читал книги.
Младший сын короля изучал историю, языки, обычаи разных народов, хотя и не находил у родных понимания.
— Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих народов? (Ю)Ты должен любить свою родину, — часто упрекал принца король.
После рассказа младшего сына король приказал готовиться к битве.
Сражение было жестоким, но враги всюду натыкались на ловушки и были разбиты.
— Сын, ты оказался героем.
Как ты смог прятаться среди врагов целых три дня? — воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему король и старшие сыновья не понимали младшего принца»?
средство речевой выразительности используется в предложении «Старший был храбрым воином и умело владел любым оружием».
Замените относящееся к высокому стилю словопредложения 15 стилистически нейтральным(словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
Из предложения 16 выпишите слово(-а) сгласной в корне.
Из предложений 11—16 выпишите слово, в котором правописание зависит от её значения.
Из предложений 18-24 выпишите слово(-а), в котором(-ых) написание одной или двух«В кратких причастиях всегда пишется одна буква Н».
Мать моя вставала рано, до солнца.
Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. ( З)Мать угостила меня чаем с молоком.
Молоко это кипятилось в глиняном горшочке, сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было пахучее, необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю.
Мало- помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками.
Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда и теперь — в находках.
Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.
(М)Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы.
А человеку нужна родина.
И охранять природу — значит охранять родину.
Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе, рассказов для детей.
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему рассказчик считает необходимым вставать рано»?
средство речевой выразительности используется в предложении «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы».
Замените относящееся к разговорному стилю слово из предложения 6 стилистически нейтральным (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
Из предложений 5 – 7 выпишите слово(-а) с гласной в корне.
Из предложений 7—9 выпишите слово, в котором правописание зависит от наличия определённого суффикса.
выпишите слово(-а) с тем же количеством в суффиксе, сколько и в слове, от которого оно(-и) образовано(-ы).
Вдруг вышло солнце, тронутые морозцем рябинки засветились насквозь и стали оранжевыми.
Я сразу решил: «Ой! Вот так нарисую!»
3аиндевевшие ветви рябинки почти сливались с крышей автомастерской.
Я белым нарисовал крышу, а чёрным — слуховое окно.
Всё шло как по маслу.
Ствол я сделал светло-зелёным, с коричневыми отметинами срезанных сучков.
От ствола я провёл к красным гроздьям голубоватые ветки.
«Ага! — подумал я, —
3начит, я вижу всё красивое!
3начит, я могу рисовать?
То-то!»
И снова принялся за рябинку.
Я понял, что в картине чего-то не хватает, и догадался: снег на крыше нужно было подсинить, как моя мать подсинивает бельё.
Я так и сделал, и снег на крыше стал белым, а на газоне грязноватым.
Потом заполнил пустые места над крышей холодным синим небом и коряво написал внизу листа: «Замёрзшая рябинка».
(По Ю. Алешковскому)
(псевд. Иосифа Ефимовича Алешковского) (р. 1929) – русский советский прозаик, поэт и кинодраматург, автор детских книг.
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему рябинка произвела впечатление на Вову»?
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
Замените разговорное слово в предложении 31 стилистически нейтральным Напишите это слово.
выпишите слово с безударной гласной в корне.
. Из предложений 8-11 выпишите слово, правописание которого определяется правилом «Если приставка имеет значение приближения, то в ней пишется буква И. Это приставка ПРИ-».
Из предложений 10—16 выпишите слово, правописание в котором определяется правилом «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
И она вошла в ворота роскошного города.
На городской площади стоял огромный дом, ярко освещённый тысячами огней.
Все знатнейшие семьи города собрались сюда на праздник.
Но так как на слишком многочисленных и шумных сборищах всегда бывает скучно и люди на них веселятся точно по обязанности, то гости скучали и здесь.
И поэтому страшно обрадовались все, заметя появление Красоты.
Ей не надо было называть себя, все её сразу узнали.
И все любовались ею — и мужчины и женщины, и старые и молодые — все, славя Красоту.
Красота торжествовала.
Но вот прошёл час, другой, третий.
Всё, как известно, прискучивает на свете.
Прискучила и Красота.
Людям надоело созерцать её, неподвижную, однообразную, словно застывшую в своей великолепной позе, как мраморное изваяние на троне.
И вот, сначала робко, потом всё настойчивее и смелее зазвучали голоса, требующие спеть что-нибудь или сыграть, рассказать сказку, чудесную и волшебную, или станцевать.
Ей стало горько и стыдно, потому что она была очень горда.
И чем настойчивее звучали просьбы окружающих, тем бледнее и бледнее становилось её прекрасное лицо.
Чарская Лидия Алексеевна (1875—1937гг.) — русская писательница, актриса. Большая часть произведений Чарской посвящена школьной жизни, девичьей дружбе («Записки институтки», «Белые пелеринки»). Ею было написано множество книг и рассказов по истории России («Смелая жизнь», «Газават», «Так велела царица»).
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему людям надоело созерцать красоту»?
Замените разговорное слово в предложении 14 стилистически нейтральным Напишите это слово.
Из предложений 12—15 выпишите слово ссогласной в корне.
Из предложений 25—28 выпишите слово, правописание которого определяется правилом «В отрицательных местоиме- ниях 6 безударном положении пишется приставка НИ-».
Из предложений 14—18 выпишите слово(-а), в котором(-ых) «В суффиксе -ЕНН- имён прилагательных пишется две буквы НН».
Из предложения 2 выпишите
Волк на ёлке
В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал своё одиночество.
Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни.
Да, ему никогда не везло.
Самые лучшие куски у него, как правило, выхватывали из-под носа другие.
Волчица — и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.
«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк.—
Дай-ка и я погляжу».
И он поднял глаза на ёлку.
Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось.
0на вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.
Кривин Феликс Давидович (род. 1928) — российский советский писатель, поэт, прозаик. Автор десятков книг, выходивших с 60-х годов в разных издательствах СССР. Произведения: «Полусказки», «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола», «Круг на песке» и др.
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему ёлка произвела такое неизгладимое впечатление на волка»?
Замените просторечное слово в предложении 15 стилистически нейтральным Напишите это слово.
Из предложений 21—24 выпишите слово сбезударной гласной в корне.
Из предложений 1—5 выпишите слово, правописание которого определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, то на её конце пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
Из предложений 19—21 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется две буквы НН».
Из предложения 4 выпишите
Фамилия, имя _______________________________________ Класс __________________
Задания А1 – А6
Задания В1 – В9