ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА И УТВЕРЖДЕННАЯ НА ЗАСЕДАНИИ 1 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА

МКОУ Куртамышского района

«Закоуловская основная общеобразовательная школа»

Куртамышский район Курганская областьПрограмма рассмотрена Программа утверждена

на заседании 1 сентября 2016года

педагогического совета школы Приказ № 120 от 01.09.2016 года

Протокол № 1 Директор МКОУ «Закоуловская оош»

от 20 августа 2016 года ______________(Кашина В. А.)

Адаптированная рабочая программа

в режиме интеграции

по учебному предмету

Адаптированная рабочая программа по географии для Шумковой Татьяны, Мальцевой Кристины составлена в соответствии с индивидуальным учебным планом, обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающейся. На основе рекомендации протокола областной психолого-медико-педагогической комиссии №1/17 от 25.08.2014 Шумкова Татьяна обучается в 7 классе в режиме интеграции для детей с легкой умственной отсталостью. Диагноз :F70, недостатки чтения и письма. Рекомендации: обучение в общеобразовательной организации по адаптированной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью с сентября 2014 года в режиме интеграции. На основе рекомендации протокола областной психолого-медико-педагогической комиссии № 315/6 от 12.05.2010 Мальцева Кристина обучается в 8 классе в режиме интеграции. Диагноз :F 70, H8. Рекомендации: обучение в общеобразовательной организации по адаптированной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью с мая 2010 года в режиме интеграции.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ОВЗ об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с ОВЗ.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы , 6 класс-1 час в неделю, 7-9 классы-2 часа в неделю.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс – «Начальный курс физической географии» (1 час), 7 класс – «География России» (68 часов), 8 класс – «География материков и океанов» (68 часов), 9 класс – «География материков и океанов» (52 часа) и «Наш край» (16 часов).

В программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные

требования к знаниям и умениям школьников.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности. В новый вариант программы 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса», изучавшиеся ранее в 9 классе. Такой перенос позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний в тесной связи с физическими и астрономическими, что создаёт более полное представление о планете Земля и её оболочках.

7 класс полностью посвящён ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера.

При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).

На изучение «Географии России» в данной программе отведён весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчёркивая культурные и этнографические особенности населения.

Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учитель должен познакомить учащихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенности хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей. Отдельными государствами. В 4 четверти 8 класса даётся общий обзор природных условий материка, на котором мы живём.

Такое расположение материала позволило больше времени (три четверти 9 класса) выделить на изучение стран Евразии. Деидеологизирована тематика этого раздела: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на страноведческие и общекультурные.

Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран даёт учителю возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на доступном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем. Следует обратить внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные контакты с некоторыми из этих суверенных государств.

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино-и видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте её народа.

Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, государственный строй, символика, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечательности) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства.

Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), падение «железного занавеса» приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «Материки и океаны» темами, посвящёнными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6, 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).

Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой программе изучению своей местности отводится четвёртая четверть 9 класса. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе края, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Выпускники специальных коррекционных школ должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края.

На уроках можно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

7 класс8 класс9 классПРОГРАММА рассмотрена УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете (руководитель организации)

наименование организации ФИО руководителя

Протокол № ___

___ _______ 20__ г. Приказ № от “____” ___20__ г. Программа

для учащихся 11 – 18 лет

5 лет обучения

Первый год обучения: 264 часа (44 учебных недели по 6 часов)

Второй год обучения: 396 часов (44 учебных недели по 9 часов)

Третий год обучения: 528 часа (44 учебных недели по 12 часов)

Четвертый год обучения: 528 часа (44 учебных недели по 12 часов)

Пятый год обучения: 528 часа (44 учебных недели по 12 часов)

Рафтинг является одним из видов спорта, соревнования по которому до сих пор часто проводятся в условиях естественной природной среды. В то же время на рафтах могут совершаться туристские путешествия, причем, большая вместимость рафтов делает их удобными для организации детских водных походов. Путешествовать по гладкой воде на рафте не очень удобно, рафт хорош на бурной реке, на которой встречаются препятствия определенной в туризме категории сложности, поэтому походы на рафтах, как правило, могут быть классифицированы как категорийные спортивные путешествия. Этим объясняется объединение в заглавии настоящей программы вида спорта «рафтинг» и разновидности туристско-краеведческой деятельности обучающихся «водный туризм». Этим же объясняется отнесение программы к числу программ туристско-краеведческой направленности. Реализация программы может позволить обучающимся совершать категорийные путешествия. Но если вместо путешествий за все время реализации программы выбираются участия в соревнованиях по рафтингу, программа может быть отнесенной и к физкультурно-спортивной направленности.

Программа рассчитана на ежегодную реализацию в течение 42 учебных недель, из которых на учебный год приходится 36 недель и 6 недель приходится на каникулярный – летний – период. Численность обучающихся в группе колеблется в зависимости от года обучения: от 15 человек на первом году обучения до 8 человек на четвертом-пятом году обучения. Численность обучающихся в группах устанавливается нормативными актами образовательной организации, организующей учебный, воспитательный и учебно-тренировочный процессы. Во время проведения выездных занятий, тренировок на воде экипажами в соответствии с утвержденными регламентами реализации программ туристско-краеведческой направленности к организации занятий может привлекаться второй педагог.

Для педагогов дополнительного образования, реализующих программу, может устанавливаться суммированный учет рабочего времени. Суммированный учет и учетный период рабочего времени устанавливается приказом руководителя образовательной организации в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка. Необходимость введения суммированного учета рабочего времени обуславливается планируемыми в программе участиями в соревнованиях по рафтингу и водными походами, а также сезонным характером погоды в природной среде.

При более или менее равномерном учебно-тренировочном процессе, проводимом в течение учебного года, предусматриваемого программой ресурса рабочего времени может не хватить для достижения всех целей, которые запланирует достичь педагог вместе с обучающимися и родителями обучающихся. 6 недель каникулярного времени при установленной шести- и девятичасовой недельной нагрузке на первых двух годах обучения дают по 48 (первый год обучения) и 80 (второй год обучения) часов в год. При восьмичасовом рабочем дне, обычно устанавливаемом для педагогов дополнительного образования во время многодневных выездов (походов, сборов, участия в соревнованиях) это составляет шесть или десять рабочих дней: один сбор или степенной многодневный поход на первом году обучения, один категорийный поход или одно соревнование с одним сбором, проводимым в плане подготовки к соревнованиям – на втором году обучения. При желании провести и поход, и сбор, и принять участие в соревнованиях ресурса рабочих часов программы оказывается недостаточно. Дополнительные часы, необходимые для реализации всех планов объединения обучающихся и педагогов, реализующих программу “Рафтинг – водный туризм», оплачиваются за счет привлеченных средств (за счет средств оздоровительной кампании детей и молодежи, средств других государственных целевых программ, спонсорских средств и т.д.).

На третьем-пятом годах обучения на летний каникулярный период программой отводится по 84-96 часов (в зависимости от продолжительности учебного года). В счет этих часов можно провести один поход, один сбор и принять участие в соревнованиях. Или можно принять участие в двух соревнованиях по всем дисциплинам рафтинга и одном учебно-тренировочном сборе. Это позволяет добиться определенных спортивных результатов (на уровне выполнения нормативов кандидата в мастера спорта), но дальнейший рост результатов оказывается неизбежно связанным с переходом на реализацию программ спортивной подготовки или дополнительных предпрофессиональных программ, ресурс которых равен ресурсу программ спортивной подготовки. При продолжении работы по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам привлечение дополнительных средств в целях достижения высоких спортивных результатов оказывается неизбежным.

При отсутствии необходимых ресурсов рабочего времени продолжительность освоения программы может сокращаться за счет практических занятий по физической и технической подготовке. В соответствии с сокращением корректируются контрольные нормативы и прогнозируемые результаты программы. Цели программы.

Целью создание настоящей программы является предложение модели дополнительного к общему процесса образования, направленного на достижение целей оздоровления, профилактики асоциального поведения, гражданско-патриотического воспитания и повышения спортивного мастерства обучающихся.

Достижение названных целей организуется в ходе занятий рафтингом и подготовки, проведения и подведения итогов категорийных водных походов. Задачи программы:

Одной из главных задач составления настоящей программы является создание модели участия объединений обучающихся в соревнованиях по рафтингу регионального, межрегионального и всероссийского уровня. Рафтинг является командным видом спорта, для успешных занятий которым необходим высокий уровень развития коммуникативных способностей (навыком межличностного взаимодействия) обучающихся. Совершение водных походов, как и участие в соревнованиях, проводимых в различных регионах России, является известным средством патриотического воспитания. Развитие навыком межличностного развития в совокупности с географическими познаниями обеспечивают высокую эффективность программы в области гражданско-патриотического воспитания. Предлагаемая модель освоения содержания программы ориентирована на личность обучающегося, на достижение каждым из них высоких спортивных результатов и результатов личностного развития в области гражданского и патриотического воспитания. Эффективное использование модели предполагает решение следующих задач:

Направленность программы – ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.

Программа может быть модифицирована в программу ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ направленности путем полного отказа от проведения многодневных водных походов. Программа рассчитана на учащихся в возрасте 12 – 18 лет.

Для того чтобы занятия по программе могли быть по-настоящему эффективными, необходимо, чтобы обучающиеся имели возможность ежегодно принимать участие не менее, чем в трех соревнованиях по рафтингу, два из которых должны иметь всероссийских статус (или всероссийский и межрегиональный – соревнования федерального округа России) и проводиться во всех дисциплинах рафтинга.

Участие спортсменов в водных походах не предъявляет требований к календарю соревнований, но подразумевает возможность обращения в маршрутно-квалификационные комиссии образовательных организаций с полномочиями выпуска походов до третьей категории сложности по водному туризму. Организация учебного и учебно-тренировочного процесса.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, участие в учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и судейская практика.

Режим учебно-тренировочной работы определяется количеством учебных (академических) часов в неделю. Выездные занятия с целью проведения тренировок на естественных водоемах, занятий лыжной подготовкой и ориентированием организуются в выходные дни и в каникулярный период. В каникулярное время спланированные частота и длительность занятий (тренировок) увеличиваются, проводятся многодневные учебно-тренировочные сборы, организуются выезды для участия в соревнованиях.

В целях повышения качества и безопасности учебно-тренировочного процесса тренеры могут объединяться в бригады с возложением солидарной индивидуальной ответственности за жизнь и здоровье допущенных на тренировку спортсменов.

Учебные группы формируются с учетом пола, возраста и степени требований по уровню подготовки и умению плавать. Занятия в группах проводятся как групповым методом, так и индивидуально.

Теоретические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания общекультурного и исторического характера о различных регионах России, знания в области гигиены и медико-биологического контроля, основ спортивной тренировки и биомеханики, тактике прохождения спортивных дистанций и маршрутов водных походов.

Основными формами теоретических занятий являются:

По характеру практические занятия делятся на занятия по общей подготовке (ОП), физической подготовке (ФП), технической подготовке на воде (ТП), психологической подготовке (ПП).

Физическая подготовка предполагает использование смежных видов спорта для расширения запаса технических навыков обучающегося. В целом ФП направлена на совершенствование физических способностей, отвечающих специфике рафтинга. Техническая подготовка (ТП) направлена на формирование специфических для данного вида спорта двигательных навыков, на отработку групповой техники спортсменов-рафтеров.

Основными формами практических занятий (тренировок) являются:

Планирование учебно-тренировочного процесса, осуществляемое в процессе составления ежегодных рабочих программ, учитывает следующие факторы:

В силу зависимости учебно-тренировочного процесса от погодных условий открытой природной среды, а так же по другим причинам, выявившимся в ходе спланированного учебно-тренировочного процесса, в пределах времени, отведенного на реализацию программы, в течение года в рабочие программы могут вноситься значительные изменения. Например, два раздела физической подготовки: беговая и кроссовая подготовка – организуются в течение учебного года одна вместо другой: сентябрь-ноябрь – бег; декабрь-март – лыжи; апрель-май – снова бег. Но если в декабре снег не ляжет, вместо лыж до появления снега продолжается бег.

Физическая подготовка, состоящая из беговой, лыжной подготовки, плавания и атлетизма (работа на тренажерах) проводится в следующем режиме:

Техническая подготовка (гребля на каяках, рафтах, катамаранах) на первом-пятом году обучения проводится в следующем режиме:

При отсутствии возможности организации занятий по гребле в период с ноября по февраль (отсутствие бассейна и спортивного зала) высвобождающееся учебное время используется на лыжную подготовку или спортивное ориентирование. При отсутствии возможности заниматься на лыжах (отсутствие снега) проводятся занятия по беговой подготовке, имитации лыжных ходов (бег с лыжными палками), тренировки по спортивному ориентированию.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Громыкская средняя общеобразовательная школа »

Почепского района Брянской области

ОСНОВНАЯ

п. Громыки, 2015 годСодержание Программы:

I. Целевой разделПояснительная записка. 3 Планируемые результаты освоения обучающимися основной 6

образовательной программы основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы основного общего образования 78

II. Содержательный разделПрограмма развития универсальных учебных действий. 88Программы отдельных учебных предметов, курсов. 104Программа воспитания и социализации обучающихся 161Программа коррекционной работы. 197III. Организационный разделУчебный план основного общего образования. 207

Система условий реализации основной образовательной программы. 213Приложения

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования является:

обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,уникальности, неповторимости.

Принципы и подходы к формированию ООП ООО

Программа соответствует основным принципам государственной олитики РФ в области образования, изложенным в Законе «Об образовании в Российской Федерации», а именно:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развитияличности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся ивоспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для еёсамореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности

Для достижения поставленных целей при разработке и реализации МБОУ «Громыкская средняя общеобразовательная школа Почепского района Брянской области основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности;

взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия);

выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональной склонностей, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектной и учебно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели, к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу в организации учебного сотрудничества;

с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 лет и 13-15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской;

с освоением нового содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально-желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся на каждом из возрастных этапов.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребенка – с переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувство взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с «моралью послушания», на нормы поведения взрослых;

Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:

бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

обостренной, с одной стороны, в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающую фактически интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

сложными поведенческими проявлениями, с другой стороны, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объемы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – системой оценки), выступая как содержательная и критериальная основа для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки, с другой.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе – государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и, прежде всего – с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *