ПРОГРАММА РАБОТЫ X КЛАССОВ ПО ПСИХОЛОГИИ ПО ПРЕДМЕТУ

Упражнение «Модели ролевых ситуаций»

Цель: Научиться делать правильный выбор (принимать решения) и нести за него ответственность. Разработать новые модели поведения в сложных ситуациях.

Перед началом моделирования ситуации, участников тренинга нужно предупредить, чтобы они отмечали в своих записях то, что помогает и то, что мешает человеку решить эту ситуацию. Самым подходящим будет такой отказ, который позволит сохранить отношения со знакомым и не поддаться соблазну. Выбор модели поведения делается исходя из взвешивания положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Выбирается тот вариант, который имеет наименьшее количество отрицательных и наибольшее количество положительных последствий.

1 вариант: соглашусь и выкурю «косяк». Что положительного, что отрицательного?

2 вариант: скажу «нет» и уйду;

3 вариант: отчитаю товарища и расскажу его родителям. Что положительного, что отрицательного?

4. Разминка (10 мин.)

Цель: разрядка, концентрацию внимания.

Методы: подвижная игра.

Упражнение «Птицы, блохи, пауки»: группа делится на две команды. Члены каждой команды «в тайне от членов другой» решает, кем она будет – «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.

5. Завершение работы (10 мин.)

Цель: повышение самооценки учащихся; возможность получения позитивной обратной связи от сверстников.

Упражнение «Похвались соседом»: участники по кругу говорят о своем соседе справа все самое замечательное, что знают о нем, хвалятся своим соседом перед остальными. Сосед выслушивает его молча и потом дает обратную связь о том, принимает ли он то, что услышал о себе или нет.

6. Ритуал прощания (2 мин.)

«На защите своих границ»

Цель: формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию, осознание права и необходимости защищать себя.

1. Начало работы (10 мин.)

Цель: создание рабочей атмосферы.

Методы: обмен чувствами.

2. Разминка (5 мин.)

Цель: разрядка, снятие напряжения.

Упражнение «третий лишний»: тренер приглашает двух участников на роль водящих. Один водящий становится «догоняющим», второй – «беглецом». Остальные участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Все пары встают в круг. « Догоняющий» и «беглец» бегают вокруг круга. Если «беглец» становится впереди любой пары, тот, кто стоит сзади оказывается «третьим лишним» и становится «беглецом». Если «догоняющий» дотрагивается до «беглеца», они меняются ролями.

3. Основная работа (35 мин.)

Цель: осознание способов и отработка навыков прояснения ситуации, развитие навыков противостояния давлению и отработку навыков прояснения ситуации – умение сказать «нет», умение убеждать,   умение   распознать   обман   и      развитие   внимания   к невербальным проявлениям поведения.

Методы: подвижная игра, обсуждение мотивов поведения, «помогающих и мешающих» способов поведения.

Оборудование: листочки бумаги с названиями ролей: «волк», «коза», «козленок».

Заметки  для  тренера:   важно  постоянно  держать  фокус  внимания подростков, на процессе.

Игра «Волк и семеро козлят»: участникам раздаются листочки бумаги с надписями «волк», «коза», «козленок». В результате группа оказывается поделенной на три части в соответствии с указанными надписями. « Козлята» идут в свой «дом», а «волки и «козы» (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить что они «козы» и что им надо открыть дверь. « Козлята» решают  пускать или нет. Если по ошибке в «дом» «козлята» пустили «волка», то он забирает 1 «козленка», если «козу» не пустили, то 1 «козленок» «умирает» от голода.

Игра учит подростков делать выводы из формы и содержания убеждения, а не придерживаться обычного для них принципа: «нравится – не нравится».

4. Разминка (10 мин.)

Цель: разрядка, опыт доверия группе, получение опыта преодоления недоверия и страха.

Методы: игры на доверие и разрядку.

Упражнение «1,2,3,4,5»: участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются  вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп игры, делают это 5 раз, затем 4,  3, 2, и 1. Упражнение направлено на снятие напряжения, позитивные эмоции.

Упражнение «Доверяющее падение»: один из участников падает на сцепленные руки остальных с более высокой позиции, спиной. Задача группы – его не уронить.

5. Основная работа (20 мин.)

Цель: осознание возможности и важности заботы о себе, формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию.

Методы: работа с конвертом «я забочусь о себе».

Оборудование: конверты, фломастеры, маленькие листочки бумаги.

Конверт «Я забочусь о себе»: тренер предлагает участникам перечислить на маленьких листочках бумаги способы, при помощи которых можно защитить себя, позаботиться о себе. Затем каждый из участников складывает листочки в свой конверт с надписью «Я забочусь о себе». Способы заботы о себе обсуждаются в группе. Участники берут свои «конверты» с собой, могут заглядывать туда при необходимости.

6. Завершение  работы (10 мин.)

Цель: развитие навыка разговора о чувствах, рефлексия.

Примечание тренеру: дать участникам домашнее задание – создать «амулет доверия».

7. Ритуал прощания (2 мин.)

Цель: ознакомление с процессом разрешения проблем и его этапами.

Цель: создание рабочей атмосферы в группе.

Методы: обмен чувствами, элементы арт-терапии.

Создание группового коллажа «Амулет доверия». Участники на ватман прикрепляют сделанный дома амулет. Обсуждение.

2. Разминка (20 мин.)

Цель: эмоциональное включение, ощущение собственной способности к преодолению трудных ситуаций.

Упражнение «Преодолей препятствие»: участники выстраиваются в линейку. Инструкция: «Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из «препятствий» было преодолено. Варианты препятствий могут быть различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные, и т.д. и требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствия. Одно условие – не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен быть и «препятствием» и «преодолевающим». Необходимо мобилизовать всю свою волю к победе и обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять «что хочет препятствие», как и каким образом его следует преодолевать.

Примечание для тренера: в процессе игры поощряется открытое проявление эмоций. Тренер внимательно следит за соблюдением правил. В конце игры проводится тщательное обсуждение.

3. Основная работа (25 мин.)

Цель: осознание   ответственности за собственное поведение в сложной ситуации, обмен опытом.

Методы: дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями», обсуждаются проблемы, возникавшие последние месяцы и то, как подростки вели себя в этих ситуациях.

Заметки для ведущего: можно задать конкретные примеры преодоления стрессовых ситуаций.

Упражнение «бурундуки»: тренер подходит к каждому участнику и шепчет ему на ухо название животного, которым он его назвал. Затем все участники встают в круг берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек, должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда тренер называет животное, которым названо большинство членов группы.

Цель:  определение  основных стратегий поведения  человека (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание).

Методы: ролевые игры (проигрывание сложных ситуаций).

Заметки для тренера: желательна запись ролевых игр на видео для обсуждения и получения обратной связи.

Материалы для тренера: участникам предлагается вспомнить основные проблемы, которые возникали у них в течение последних шести месяцев и то, как они вели себя в данных ситуациях. Затем разыгрываются сценки, демонстрирующие способы совладания со стрессом в подобных ситуациях. На примере только что разыгранных ситуаций организует обсуждение основных стратегий, используемых человеком для совладания со стрессом (разрешения проблем, поиск социальной поддержки, избегание). Обсуждаются «более эффективные и менее эффективные стратегии».

6. Завершение работы (10 мин.)

Цель: осознание уровня собственной эффективности преодоления проблем, рефлексия.

Методы:  разработка рабочего листа «Навыки поведения, способствующие эффективному преодолению проблем».

Материалы для тренера: разработка рабочего листа «Навыки поведения, способствующие эффективному преодолению проблем».

Ведущий  вместе с участниками, используя метод мозгового штурма, разрабатывают и записывают на листе бумаги «навыки поведения, способствующие эффективному преодолению стресса».

Заметки для тренера: в конце занятия необходимо дать участникам домашнее задание (разработать рабочие листы: «имеющиеся у меня навыки», «навыки, которые необходимо развивать»).

Занятие 11 «Остановись и подумай»

Цель: ознакомление с процессом первичной, вторичной оценки проблемной ситуации. Провести тренировку навыков оценки стрессовой ситуации.

Цель: создание рабочей атмосферы в группе, навык анализа изменений в себе.

Методы: обмен чувствами, обсуждение применения новых навыков.

Обсуждение домашнего задания: рабочие листы: «имеющиеся у меня навыки» и «навыки, которые необходимо развивать»

Упражнение «Фруктовая корзина»: участники сидят в кругу, водящий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Водящий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача водящего успеть занять место. Человек, оставшийся без места становится ведущим.

3. Основная работа (30 мин.)

Цель: осознание своей способности оценивать  ситуации, степени собственной ответственности.

Методы: элементы ролевой игры.

Оборудование: ватман, фломастеры

Заметки для тренера: плакаты с этапами оценки ситуации могут быть подготовлены заранее. Целесообразно организовать работу в небольших группах, проводя обсуждение возникающих сложностей и проблем.

Материалы для тренера: «Когнитивная оценка проблемной ситуации».

Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются процессу оценки. Оценка проводится в три этапа: первичная, вторичная и переоценка.

– ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА – это заключение о ситуации как о приятной (положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т.д.) и нейтральной. От того как оценивается ситуация зависят эмоции (положительные, отрицательные), влияющие на поведение человека.

– ВТОРИЧНАЯ ОЦЕНКА – это рассмотрение альтернатив преодоления ситуации, ответ на вопрос «Что делать?» возможны следующие варианты: произвести немедленный  поведенческий   ответ, подумать, какую стратегию поведения избрать.

Вторичная оценка зависит от предшествующего опыта преодоления проблемных и стрессовых ситуаций,  а также ресурсов личности и среды, которыми может воспользоваться    человек    в    процессе преодоления проблемы. ( Что мне может помочь?  Кто может помочь? Как я это делал раньше?).

– ПЕРЕОЦЕНКА – это результат повторного рассмотрения события  и продолжения размышления  о нём. Новые основания, приобретенный опыт могут изменить мнение о  событии. Переоценка события открывает новые ресурсы личности и среды и может повлиять на выбор другой стратегии поведения.

Упражнение «оценка ситуации».

Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда-либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее  проводится   первичная, вторичная оценки и переоценка этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности,   визуализации   процесса   мышления   и   т.д.

Упражнение направлено на осознание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации, отработку навыков оценки ситуации. Среди подростков могут найтись ребята, желающие развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помощи окружающим. Можно предложить им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам, оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.

Цель: повышение сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Методы: двигательное активное упражнение.

Упражнение «Пообщаться руками»: закрыть глаза, протянуть руки вперед и найти на ощупь кого-то. Попробовать пообщаться руками (поздороваться, потолкаться). Обсуждается ощущения.

5. Основная работа (25 мин).

Цель: отработка навыков оценки ситуации.

Методы: ролевая игра.

Оборудование: можно изготовить плакат с шагами модели «Остановись и подумай».

Заметки для ведущего: желательно организовать работу в маленьких группах (2-3 человека), чтобы у каждого была возможность поделиться опытом.

Упражнение «Остановись и подумай»: участникам предлагается записать ситуации принятия решений и проиграть их в процессе ролевой игры, где они будут должны делать реальные шаги в пространстве в соответствии с шагами модели, произнося рассуждения вслух.   Упражнение направлено на осознание привычных способов и проработка новых навыков принятия решения. Во время обсуждения необходимо обратить внимание на принятие повседневных и жизненно важных решений (например, касающиеся употребления никотина, алкоголя и других психоактивных веществ, взаимоотношений с людьми и т.п.). Важно обсудить, как ведёт себя человек, принимая повседневные и жизненно важные решения, есть ли разница в поведении в том или другом случае. Попросите участников определить эту разницу. Количество участников может быть любое.

Модель принятия решения «Остановись и подумай»

6. Завершение работы (10 мин.)

Методы: обмен чувствами, анализ полученного опыта.

Занятие 12 «Управляй ситуацией»

Цель: знакомство участников с процессом разрешения проблем по его этапам и этапами проблем-преодолевающего поведения.

Цель: навыки анализа изменений в себе.

Методы: обмен чувствами, обсуждение итогов предыдущих занятий.

Упражнение «паровозики»: участники разбиваются на команды, по 4-5 человека и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные «слепые». Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Тренер дотрагивается до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза. Упражнение направлено на развитие сплочения, получения опыта ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам. Тренер должен следить за безопасностью участников.

Цель: осознание собственных личностных ресурсов, личных установок и привычек решения проблем.

Методы: дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями», ролевая игра.

Участники демонстрируют конструктивные и деструктивные стратегии преодоления проблем). Обсуждение.

Заметки для тренера: важно активизировать обсуждение.

4. Разминка (5 мин.)

Цель: эмоциональная разрядка, развитие понимания и передачи чувств.

Упражнение «Передача чувств»: все встают в шеренгу, в затылок друг к другу, первый человек поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т.п.), второй человек должен передать следующему это же чувство, и т.д. У последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

5. Основная работа (30 мин.)

Цель: овладение навыками решения проблем.

Методы: пошаговое разрешение проблемы, предложенной участникам, используя информацию лекционной части.

Оборудование: бумага, доска или ватман, маркеры

Лекция – беседа «Процесс решения проблемы»:

Преодоление проблемных и стрессовых ситуаций происходит в рамках трёх основных стратегий:

-поиск социальной поддержки,

Этапы разрешения проблем:

1. Ориентация в проблеме. Предполагает следующие этапы:

– точное узнавание, что проблема возникла (проблема есть);

– понимание того, что проблемы в жизни – это нормальное и неизбежное явление;

– выработка веры в то, что существуют эффективные способы разрешения проблемы;

– понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение или вызов личности;

Определение, оценка и формулирование проблемы. Предполагает следующие этапы:

– Поиск всей доступной информации о проблеме;

– Отделение информации,  относящейся к делу, от информации субъективной, непроверенной, к делу не относящейся, преждевременных оценок, ожиданий, интерпретаций, выводов;

–  Определение факторов или обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению цели;

–  Постановка реалистической цели с описанием деталей желательного исхода.

3. Третьим шагом в разрешении проблемы является «мозговой штурм»:

– генерация альтернатив. При этом следует придерживаться следующих принципов:

–  Принцип «количество порождает качество», который предполагает генерацию разнообразных вариантов решения проблемы. При этом необходимо предлагать самые различные, возможно и не подходящие варианты. Пусть некоторые из них кажутся смешными или глупыми, главное, чтобы их было как можно больше.

– Принцип «отсроченного решения». Он предусматривает понимание того, что окончательное решение будет принято ещё не сейчас. Поэтому можно рассматривать любые варианты. Следует подождать и все их обдумать спокойно без мысли о том, что это и есть единственное решение, которое будет принято.

4. Четвертым шагом разрешения  проблемы  является  принятие решения.

Цель этого шага – развить имеющиеся возможности решения проблемы и выбрать наиболее эффективные из них. Эффективными являются решения, которые   полностью   разрешают   ситуацию и увеличивают положительные последствия.

Следует рассматривать четыре категории последствий:

– кратковременные или непосредственные;

– направленные на себя;

– направленные на окружающих;

Следует иметь в виду, что бывают такие проблемы, которые приходится решать поэтапно. В таком случае следует рассмотреть каждый из этапов решения и его последствия, определить последовательность этапов и примерные сроки.

5. Пятым шагом разрешения проблемы является выполнение решения и проверка. Процедура выполнения решения и проверки включает 4 этапа:

–  эффективное выполнение решения;

–  изучение последствий разрешения;

– оценка эффективности разрешения;

Упражнение «Пошаговое разрешение проблемы»: участникам предлагается обозначить какую-либо из проблем и разрешить её по шагам, используя полученную информацию.

Цель: навыки анализа своих чувств, рефлексия.

«Заглядывая в будущее»

Цель: формирование навыков изменения себя.

1. Начало работы (10 мин.)

2. Разминка (15 мин.)

Упражнение «Разгоняем паровоз»: участники делают по кругу по два хлопка в ладоши. Задача – постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды тренера. Затем задача меняется – теперь участники должны увеличивать интервалы между хлопками до команды тренера. Упражнение направлено на сплочение, ощущение общности группы.

3-5. Основная работа (45 мин.)

Цель: овладение навыком постановки краткосрочных и долгосрочных целей.

Методы: знакомство со  схемой «Шаги постановки цели», обсуждение возможных краткосрочных целей, которые можно поставить перед собой в своей жизни. Написание реального плана  и обсуждение в тройках.

Схема: «Шаги постановки цели»

Оценить шаги для достижения цели.

Рассмотреть возможные проблемы на пути достижения цели.

Рассмотреть пути как справиться с этим.

Определить четкие сроки достижения цели.

Упражнение «Шаги постановки цели»: участникам предлагается сформировать пары, определить краткосрочные цели и расписать шаги для их  достижения   в соответствии с указанной схемой.

4. Разминка между постановкой кратковременных и долгосрочных целей (10 мин.)

Цель: осознание возможности изменений внутри себя, развитие внимания к телесным проявлениям и навыкам овладения собственным телом, развитие фантазии.

Методы: упражнение телесно-ориентированное.

Упражнение «Создай скульптуру»: один из участников изображает из себя скульптуру и говорит ее название тренеру. Все участники по очереди входят в комнату, называют увиденную скульптуру и достраивают ее с помощью своего тела.

Цели: отработка навыков анализа своих чувств, рефлексия.

Методы: обмен чувствами, анализ полученных навыков.

Цель:  навыки формирования активной жизненной позиции.

Методы: обмен чувствами, подведение итогов предыдущих занятий.

Заметки для ведущего: необходимо отметить, что данное занятие – предпоследнее.

2. Разминка (15 мин.)

Цель: применение на практике навыка осознания своих чувств, их анализ.

Методы: элементы арт-терапии.

Оборудование: бумага, фломастеры.

Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»: участникам раздается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, и он делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так рисунок проходится весь круг. Затем рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается. Упражнение направлено на стимулирование группового процесса, разрядку, выражение агрессии.

3. Основная работа (20 мин.)

Цель: осознание себя как полноправной личности.

Методы: деловая игра – выработка декларации прав и обязанностей личности.

Оборудование: ватман, маркеры.

Группа получает задание   составить декларацию прав и обязанностей личности. Работа проводится в форме мозгового штурма. Результаты, полученные в итоге обсуждения, записываются на ватмане. В конце участники зачитывают полученную декларацию.

4. Разминка (10 мин.)

Цель: снятие напряжения, сплочение группы.

Упражнение «поджигатель»: все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе  «огонек». Сначала все отказываются,  затем  соглашаются  и когда «поджигатель дотрагивается до крайнего   участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают – издают громкий вопль. Тесный физический контакт внутри «клубка» может вызвать у некоторых участников напряжение.

5. Основная работа (25 мин.)

Цель: осознание своей системы ценностей.

Методы: элементы коучинга.

Оборудование: маленькие листы бумаги, фломастеры, магнитофон, аудиокассеты.

Заметки для тренера: упражнение связано с сильными эмоциональными переживаниями,   необходимо   дать   возможность   всем   участникам поделиться  своими переживаниями.

Упражнение «Ценности»: участникам раздают по шесть листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем листочки ранжируются таком образом,  чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Тренер  предлагает представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке (предлагается смять и отложить листочек) и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем   тренер объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность  вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют интонации и голос тренера, произносимый текст должен быть простым и четким. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной – не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга). Ведущий должен получить опыт проведения этого упражнения, оценить его глубину, прежде чем проводить   его на группе. В конце упражнения проводится обсуждение. Упражнение дает возможность участникам осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.

Цель: отработка навыков анализа своих чувств, рефлексия.

Методы: обмен впечатлениями, анализ полученных навыков.

Цель: обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.

1. Начало работы (10 мин.)

Цель: создание рабочей атмосферы в группе, рефлексия.

Метод: обмен чувствами, дискуссия.

Заметки для тренера: важно поговорить с участниками о предстоящем завершении работы, чтобы помочь им осознать процесс завершения.

2. Разминка (10 мин.)

Упражнение «Телетайп»: участники встают в  круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу, незаметным нажатием рук. Задача водящего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится водящим. Упражнение направлено на групповое сплочение, снятие возбуждения.

3. Основная работа (15 мин.)

Цель: получение позитивных эмоций от совместной деятельности.

Оборудование: ватман, фломастеры.

Упражнение «Заключительный общий рисунок»: каждый из участников по очереди подходит к листу ватмана, и рисует, стараясь создать общую композицию.

Цель упражнения – установить изменения, произошедшие в группе за время тренинга, сравнив с первым групповым рисунком (занятие №1).

Цель: разрядка,  подкрепление доверительного  отношения в группе.

Метод: подвижная игра.

Упражнение «Волшебный круг»: участники создают вокруг одного человека плотный круг, поднимают на уровни груди руки. Участник, находящийся в центре круга, скрестив руки на груди, должен с закрытыми глазами на прямых ногах, не отрывая ноги из центра круга, расслабиться. Участники круга должны аккуратно передавать друг другу участника, стоящего  в центре.

Обсуждение полученных ощущений.

5. Основная работа (20 мин.)

Цель: опыт получения и выражения  позитивной  обратной  связи, возможность выражения положительных эмоций по отношению друг к другу.

Упражнение «Ладошка»: каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони), что-то, что нравится в человеке – хозяине ладони. Так листочки обходят весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде. Упражнение направлено на получение участниками позитивной обратной связи, на возможность выражения позитивных эмоций

б. Завершение работы (25 мин.)

Цель: подведение итогов, рефлексия.

Методы: обмен впечатлениями.

  • Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2004.
  • Прохоров А. О. Саморегуляция психтческих состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ, 2005.
  • Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста. Форум-Инфра. М, 2007.
  • Скотт Д. Г. Способы разрешения конфликтов. – СПб.: ВИС, 1994.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *