ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ШКОЛЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кологривская средняя общеобразовательная школа

по профилактике безнадзорности, правонарушений

и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.

Социальный педагог: Лебедева М. С.

Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОО.

Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:

Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.

С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

: обучающиеся 1-11 классов МОУ Кологривской средней общеобразовательной школы.

: социально-педагогические условия развития личности обучающихся.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

2. Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.

3. Совершенствование системы профилактики безнадзорности правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.

– Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.

-Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.

-Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.

-Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, ОДН) в работе с подростками «группы риска».

– Обеспечение социальной защиты детей и подростков.

-Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.

Правовая основа программы. Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:          – Международная Конвенция ООН о правах ребёнка          – Конституция Российской Федерации;          – Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;          – Указы Президента РФ;          – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;          – принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Программа рассчитана на 2021-2024 год.

Этап разработки программы: август  2021г.

Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебные годы.

Этап рефлексии: май – июнь 2024 год.

Программа рассчитана на 3 года.

В основу программы положены следующие методы работы:

5. Встречи с интересными людьми.

7. Педагогические, профилактические советы.

12. Изучение документов и продуктов деятельности школьников

Программа содержит 4 блока:

направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.

предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

3. Профилактическая работа с обучающимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с детьми девиантного поведения и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.

Работа с детьми девиантного поведения выстраивается в несколько этапов:

4. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители,  медико-психолого-педагогическая служба, вожатые, педагог – психолог, социальный  педагог.

Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

План мероприятий  программы.

Мероприятия программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ” направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» – это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.

Содержание программы составлено с учётом:

1. Программа социально-педагогической профилактики правонарушений воспитанников,  Жучкова С. В., Муромцево ,2012г.

2. Целевая профилактическая программа «Формирование здорового образа жизни школьников», Ланцов П. В., с. Становка, 2011г.

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» МБОУ № 21 на 2012-2016 г.

4.«SOS: социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2009-2014 годы, «Сланцевская СОШ №6.

МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2

Социальный педагог: Ефремова А. Н.

Объект деятельности: обучающиеся 1-11 классов МБОУ Комаричскрй средней общеобразовательной школы №2

Предмет деятельности: социально-педагогические условия развития личности обучающихся.

-Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, ПДН) в работе с подростками «группы риска».

Этап разработки программы: август 2022г.

Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции:2021-2022,2022-2023, 2023-2024 учебные годы.

1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.

2. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, медико-психолого-педагогическая служба, вожатые, педагог – психолог, социальный педагог.

План мероприятий программы.

1. Программа социально-педагогической профилактики правонарушений воспитанников, Жучкова С. В., Муромцево ,2012г.

3. Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» МБОУ № 21 на 2012-2016 г.

4. « SOS: социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2009-2014годы. М ОУ Кологривская СОШ.

Целевые группы: Учащиеся школы 1-11 классы, подростки «группы риска».

Программа направлена на решение следующих задач:

Ожидаемые результаты: Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализацию государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

Пояснительная записка

Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является рост социальных отклонений в поведении детей, правонарушений , преступности среди несовершеннолетних, снижения моральных устоев в обществе. К причинам возникновения подобных явлений можно отнести следующие: крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы; педагогическая несостоятельность родителей и их низкий общеобразовательный уровень, с деформированными ценностными ориентациями; низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие, переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям. Такая ситуация не может не сказаться на психологии, самосознании, поведении особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией. Профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних давно уже признается основным направлением борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. И роль школы здесь трудно переоценить. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение – родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Понятие делинквентное поведение (от лат. delinguens – совершающий поступок) определяет – противоправные, противозаконные и преступные поступки, влекущие за собой административную или уголовную ответственность: кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование и т.п.

В зарубежных классификациях это понятие также применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Аддиктивное поведение – это употребление различных одурманивающих веществ (включая алкоголь и курение табака), изменяющих психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость. Это еще не болезнь, а нарушение поведения.

Аутоагрессивное поведение – это поступки, направленные на самого себя и связанные с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами. Наиболее опасными из этих поступков – являются попытки суицида.

Асоциальное поведение трудных подростков – выражается в неправильном отношении ребенка к школе, учителям, в отрицательных интересах, в устойчивом влечении к неорганизованному досугу, к ярким впечатлениям улицы, к азарту, зрелищам и стремлении удовлетворить их любыми средствами, не подчиняясь школьному режиму и общим правилам, с демонстративным нарушением их, в склонности дезорганизовать общую работу, проявлять дерзость, грубость, циничные выходки.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” ввел еще несколько понятий в рассматриваемой сфере:

несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Направления деятельности в рамках организации

1. Исследовательская работа:

комплекс мероприятий, направленных на изучение
личности ребенка, отслеживание влияний социума:

2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа.

3. Просветительская работа:

5. Работа в школьном коллективе обучающихся:

6. Работа с родителями:

7. Взаимодействие с учреждениями и службами. Работа в социуме:

8. Методическая работа: Выступления на ШМО, педагогических советах,
родительских лекториях, участие в городских, семинарах данного направления.

Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

Конечный результат реализации программы

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.

Программа содержит 4 блока.

1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса
мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».

2. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с учащимися и педагогами школы, организацию мониторинга уровня конфликтности.

3. Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением.

Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у учащихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты:

4. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.

Этапы реализации Программы

I этап. Подготовительный

2018-2019 учебный год

– совершенствование нормативно-правовой базы;

– определение стратегии и тактики деятельности;

– укрепление межведомственного сотрудничества;

– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;

– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;

– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;

– создание службы социально- психологического сопровождения деятель.

II этап. Внедрение

2019-2020 учебный год

– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

– использование в учебно-воспитательном процессе школы приемы и методы, обеспечивающие развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап. Отслеживание и анализ результатов

2020-2021 учебный год

– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами

– определение перспектив развития школы в этом направлении.

Организация контроля и мониторинга ситуации, складывающейся в сфере профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних

Создание условий для профилактики детской безнадзорности, эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в социально-опасном положении

Работа с социально-неблагополучными семьями

Работа с детьми группы «риска»

1. Неделя профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений «Высокая ответственность».

2. Неделя употребления алкоголя «Будущее в моих руках».

3. Неделя профилактики экстремизма «Единство многообразия».

4. Неделя правовых знаний.

5. Неделя профилактики интернет-зависимости.

6. Неделя профилактики употребления ПАВ «Независимое детство».

7. Неделя профилактики употребления табачных изделий «Мы за чистые легкие».

Тематика бесед с учащимися, совместно с ОДН:

1. Ты один остался дома. Общение на улице с незнакомыми людьми.

1. Как не стать жертвой преступления. Незнакомые подозрительные предметы на улице.

1. Пребывание школьника на улице в вечернее время.

1. Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.

1. Мелкое хулиганство, ответственность.

2. Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния.

1. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.

2. Цивилизованно решаем конфликты.

1. Ответственность за порчу имущества.

2. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.

1. Административная ответственность несовершеннолетнего. Материальная ответственность подростка.

2. Терроризм. Ответственность за заведомо ложные сообщения.

1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.

2. « Неформалы – кто они?».

1. Уголовная ответственность подростка.

2. Юридическая ответственность за приѐм ПАВ.

1. Соучастие в преступных группах, сокрытие преступления.

2. Нормативно-правовая база России.

Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:

1. Мой маршрут от дома до школы. Правила поведения в каникулы.

1. Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения. Опасные ситуации на дорогах и
тротуарах.

1. Зачем машины оборудуют звуковыми сигналами? Работа регулировщика.

1. Виды транспорта. Железная дорога – зона повышенной опасности.

1. Знаки для пешеходов и водителей. Безопасность в общественном транспорте.

1. Дорожная разметка. Дорожные знаки.

1. Поведение около ж/д путей. Правила движения на велосипеде.

1. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах. Водитель и его возраст.

1. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения. Ж/д транспорт. Сигналы
тревоги на ж/д переезде.

1. Что должен знать водитель мопеда, мотоцикла, водитель машины?

1. Автомагистраль. Дороги в большом городе. Где в нашем городе можно обучиться вождению.

Тематика бесед по противопожарной безопасности:

1. Иногда достаточно одной спички. К чему приводит детская шалость с огнѐм.

1. Причины возникновения пожаров. Куда звонить во время пожара.

1. Признаки пожара. Как безопасно украсить новогоднюю ѐлку?

1. Как вести себя во время пожара. Электроприборы. Правила эксплуатации.

1. Лесные пожары. Правила поведения в лесу.

1. Детская шалость с огнѐм и последствия. Неисправные бытовые приборы как одна из причин
возникновения пожаров.

1. Газ. Эксплуатация газовых плит. Как правильно потушить костѐр.

1. Система оповещения во время чрезвычайных ситуаций. Правила поведения во время эвакуации.

1. Первая медицинская помощь при ожогах. Какие материалы с точки зрения противопожарной
безопасности лучше использовать для ремонта дома.

1. Организация работы по противопожарной безопасности в России. Организация работы по
противопожарной безопасности в странах мира.

Тематика бесед по правовому всеобучу:

1. Права и обязанности школьника.

1. Правила учащихся школы.

1. Устав школы.

1. Я – гражданин России.

1. Конвенция ООН о правах ребѐнка.

10 класс:
1. Конституция РФ – основной закон страны.

2. Гражданский и трудовой кодекс РФ.

1. Кодекс об административных правонарушениях.

2. Уголовный и другие кодексы РФ.

Профилактическая работа с родителями:

1. Выбор родительского комитета в классах. « День открытых дверей» для родителей.

2. Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

3. Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

4. Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

5.  Проведение родительского всеобуча:

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребѐнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *