1. формирование гражданско-правовой культуры школьников;
2. правовое просвещение родителей и учащихся
государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Туринская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
СОСТОЯЩИХ НА РАЗНЫХ ФОРМАХ УЧЁТА»
С. Н. Лахина, социальный педагог,
высшая квалификационная категория
Одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях общего образования различного вида и типа посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют формирование гражданской позиции обучающегося, осознающего свои конституционные права и обязанности. Уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего общечеловеческие гуманистические демократические ценности.
Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.
Программа «Правовое просвещение обучающихся, состоящих на разных формах учёта» разработана на основании Конституции РФ принятой 12.12.1993 г, Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20.11.1989 г., Семейного Кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-РФ (ред. от 01.09.2012), Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Программа «Правовое просвещение обучающихся, состоящих на разных формах учёта» является частью системы правового просвещения и формирования основ законопослушного поведения обучающихся ГКОУ СО «Туринская школа – интернат» и ориентирована на формирование гражданской идентичности, на формирование у обучающихся законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца.
Программа разработана с учетом:
– целей и задач воспитания обучающихся, определенных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
– повышения актуальности формирования у обучающихся ценностей гражданского общества и правового демократического государства;
– возрастных закономерностей развития обучающихся, их возможностей и способностей на каждой ступени образования;
– прав и обязанностей обучающихся и возраста, с которого эти права и обязанности наступают.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями характерно как ни для какой другой категории обучающихся отклоняющееся поведение (воровство, вандализм, аддикции (табакокурение, употребление ПАВ, алкоголя), агрессия, аутоагрессия, суицидальное поведение, раннее начало половой жизниДанная Программа правового просвещения направлена на развитие личности обучающего, на профилактику отклоняющегося поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, оказание индивидуальной социально – правовой помощи обучающимся, и является составной частью системы профилактической работы образовательной организации.
Целью данной Программы является: формирование правовой культуры обучающихся, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– сформировать у обучающихся умения выражать свое мнение и конструктивно разрешать
– сформировать и закрепить у обучающихся необходимые навыки правовой и демократической
воспитать у обучающихся ответственность за свои поступки, уважение к Закону, правопорядку,
позитивным нравственно-правовым нормам.
Предлагаемая Программа содержит обязательный минимум правового просвещения и воспитания, которое каждое общеобразовательное учреждение предоставляет обучающимся. Обязательный минимум представлен в форме примерного календарно – тематического плана индивидуально – правового просвещения обучающихся, содержащего набор предметных тем, включаемых в обязательном порядке в деятельность учреждения по правовому просвещению обучающихся.
В соответствие с Концепцией правового воспитания несовершеннолетних, в целях повышения эффективности мер по правовому воспитанию несовершеннолетних разработан план мероприятий, обеспечивающий комплексный подход к правовому воспитанию обучающихся по направлениям:
-формирование осознанного законопослушного поведения;
– формирование у обучающихся навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам;
-формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства.
Условия реализации Программы:
Календарно-тематическое планирование по Программе рассчитано на срок реализации ИПР и А несовершеннолетнего, ИПР и А семьи, состоящих на разных формах учёта частотой встреч 1 раз в неделю. Форма работы индивидуальная. Продолжительность занятий 30 – 40 минут. На правовые занятия зачисляются обучающиеся, совершающие правонарушения.
Группы подростков, совершающих правонарушения:
В процессе работы с обучающимися предполагается:
– знакомство с правовыми аспектами,
– формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и достижению социального благополучия,
– формирование навыка анализировать любую ситуацию и делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свои поступки.
Результатом правового просвещения и воспитания должна стать внутренняя потребность личности следовать закону. Основным результатом правового просвещения и воспитания в образовательной организации должно стать не простое усвоение знаний, а приобретение обучающимися соответствующих правовых компетенций, под которыми понимается результат, не сводимый к простой комбинации юридических знаний, а обеспечивающий возможность решения реальных задач в сфере отношений, регулируемых правом.
– совершенствование системы работы по правовому воспитанию;
– снижение числа совершения обучающимися противоправных деяний;
– сокращение числа обучающихся, состоящих на учете в субъектах профилактики
будет оцениваться по следующим количественным и качественным показателям:
– доля обучающихся, совершивших правонарушения, общественно опасные деяния, преступления, в общей численности обучающихся (за год);
– доля обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, в общей численности обучающихся (в конце учебного года);
В процессе работы по Программе предусматривается корректировка списка обучающихся.
Календарно – тематическое планирование индивидуально – правового просвещения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени И. Е. Кулакова»
______________ Чапина В. И.
«02» сентября 2014г.
на 2014-2015 учебный год.
Учитель истории и обществознания- Степаненко Татьяна Леонидовна
I. Основные положения программы.
1.1. Пояснительная записка.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
Рост правонарушений преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо решение данной проблемы .
Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
1.2. Цель и задачи программы.
формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. .2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.4. Привитие навыков избирательного права.5. Усилить профилактическую работу по жестокому обращению среди сверстников и в семье, предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.
II. Общая характеристика содержания работы
Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.
Образовательное учреждение организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования, центром занятости населения, центром социальной помощи семье и детям, образовательными учреждениями района, работу с учащимися, родителями и педагогами.
предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий по проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.
предусматривает проведение обучающих круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, СМИ).
III. План действий по реализации программы
IV. Прогнозируемые результаты реализации программы.
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2015-2016 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
V. Координация и контроль реализации программы.
Координация и контроль по реализации программы возложена на заместителя директора по воспитательной работе, который
Исполнитель программы несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий.
По результатам реализации программы исполнители заслушиваются на совещании при директоре с приглашением правоохранительных органов, других заинтересованных организаций.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 1»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МБОУ «Гимназия № 1»
педагогического совета _________ Кривушина В. П.
«21» ноября 2016 г. Приказ № 186 от «22» ноября 2016 г.
по правовому воспитанию учащихся
и правовому просвещению родителей
1. Наименование программы «Программа по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению их родителей» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 1» Почепского района Брянской области.
2. Нормативная база
1) Конституция Российской Федерации
2) Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»
4) Федеральный Закон РФ «Об образовании»
5) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
– формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры
– развитие правового самопознания;
– оптимизация познавательной деятельности;
– профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений
– воспитание основ безопасности.
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным
5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений,
прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
5. Целевые группы.
Программа предназначена для учащихся 1 – 11 классов, их родителей.
6. Концепция программыОсновное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися, находящимися в социально – опасном положении.
8. Ожидаемые результаты
усвоение ключевых понятий “закон”, “право”, “обязанности”,
– формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода,
гуманизм, патриотизм, толерантность; – улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью
полученных знаний по праву; – овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение
требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как
ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять
Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Учащиеся четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников должно выработаться представление о главных ценностях человека.
9. Разработчик программы
Социальный педагог МБОУ «Гимназия № 1» Федотова Е. Н.
В программе применяются следующие понятия:
– не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром;
– совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми;
– круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения;
– необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках;
– деяние, противоречащее принятым в государстве правовым нормам, влекущее применение мер правового воздействия;
– отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность какого –нибудь класса, всего общества или его членов;
– гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;
– преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу;
– терпимость, переносимость чего –либо, устойчивость к воздействию.
11. Содержание программы.
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство – это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок – личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами. Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность. Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения. Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.
В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях.
Безусловно, эти явления происходят не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагогов познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.
Кроме Конвенции о правах ребенка существует ещё ряд законодательных актов, которые защищают права и достоинство ребенка. Это Семейный кодекс РФ. Весь 4 его раздел посвящен правам и обязанностям родителей и детей, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ №124, Закон РФ «О защите прав детей», Декларация прав ребёнка и другие.
Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.
– знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;- понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);- приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;- знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;- получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).
Мероприятия по реализации программы
– формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;- знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);- приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;- формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;- умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;- накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере – правил для учащихся);- получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач
находящимися в социально – опасном положении и их родителями.
1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
2. Формирование знаний, способствующих восприятию здорового образа жизни и адекватного поведения.
3. Выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
4. Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
5. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
6. Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1. Профилактика правонарушений и наркомании:
– составление социальных паспортов классов и школы;- работа Совета профилактики правонарушений и беспризорности школы; – создание банка данных на учащихся, состоящих на внутришкольном учете; – сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав,
инспекцией по делам несовершеннолетних ; – организация правовой информированности учащихся, родителей,
– работа психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного
– правовое просвещение учащихся.
Профессиональная ориентация и самоопределение:
– проф. диагностика (анкетирование);
– проф. просвещение (беседы, встречи, экскурсии);
– проф. консультирование (работа с психологом, педагогами);
3. Культурно-творческая деятельность:
– участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;
– музейно-экскурсионная работа;
– каникулярный отдых;
Блок дополнительного образования:
– привлечение учащихся, находящихся в социально – опасном положении, в
занятия в объединения блока дополнительного образования;
– формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и
последствиям их употребления;
– социально-педагогическая диагностика различных категорий детей;
– проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления
психоактивных веществ с привлечением специалистов.
Работа с родителями:
– сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально
незащищённых семей, детях-инвалидах;
– консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных,
юридических, социально-психологических вопросов;
– родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».
Тематический план родительского лектория:
– формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;- выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;- знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;- обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;- приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);- умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;- формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.
На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются специалисты органов внутренних дел.
Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям рекомендуется обратиться в юридические фирмы.
Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.
Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей и педагогов, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися «группы риска»
Программа рассчитана на два года
Одной из важнейших предпосылок успешности перехода России к демократическому устройству общества с социально-ориентированной рыночной экономикой является сегодня становление гражданского общества, обеспечивающего соблюдение прав человека.
Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.
Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и в большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и общественные организации.
Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума .
Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как
Структура и содержание деятельности:
Программа предусматривает обсуждение четырех основных тем в течение каждого учебного года. Эти темы рассматриваются в течение учебного года на уроках обществознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях, на встречах с родителями.
– формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
– знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);
-воспитание толерантной личности;
– приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;
– формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
– умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
– накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере правил для учащихся);
– получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;
1. « Имею право»
Профилактика правонарушений, наркомании алкоголизма, табакокурения.
– формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;
– выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
– знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;
– обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
– – приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);
– умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
– формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.
На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью по возможности (по причине отсутствия круглогодичной дороги) приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства.
Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям, рекомендуется обратиться в юридические фирмы.
-разработка мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;
-углубление знаний об интересах учащихся своего класса, получение характеристики микроклимата семьи, что должно облегчить поиск взаимодействия семьи и школы;
-сбор информации о вредных привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; получение информации о состоянии здоровья учащихся;
-Создание приоритетного родительского воспитания, организация педагогического просвещения родителей, оказание помощи родителям в построении демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.
– Программа «Права и дети в Интернете»
– Сайт правозащитных организаций
– Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России
– Проект «Защита прав потребителей в Интернете»
15)http://www.tvoyopravo.narod.ru – Сайт «Твое право»
– Молодежный центр прав человека (Москва)
– Сайт «Учительской газеты»
– Юридический портал «Первый столичный юридический центр»
г. Сыктывкар,2012 г. ( Уполномоченнйй при Главе Республики Коми Коми Н. Л. Струтинскяя)
- Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
- Хасан Б. И., Поливанова КН. Методическое пособие к курсу «Общество и Я». – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
- Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
- Шнекендорф З. К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.