ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ШКОЛЕ

Татьяна Сорова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Пока парламентарии разрабатывали, рассматривали и принимали в первом чтении поправки к Закону “Об образовании в РФ”, учителя и родители “ломали копья” вокруг формулировок и смыслов документа и старались понять, не заставят ли первоклашек двигать парты, а старшеклассников – ремонтировать окна.

Дети не будут заменять уборщиц или садовников. Мы говорим о традиционных дежурствах в классе или столовой, о субботниках

В пояснительной записке к законопроекту говорят и о том, что формирование правильного отношения к труду – длительный процесс, который необходимо начинать в детстве. Но сегодня “домашними питомцами” для многих детей наряду с кошками и собаками, а то и вместо становятся роботы: пылесосы, мойщики окон, да даже автоматические урны, которые реагируют на движение и сами открывают крышку. Пословица “Без труда не вытащишь рыбку из пруда” для современных детей теряет смысл?

– Не случится трагедии, если школьник примет участие в уборке класса после уроков по какому-то специальному графику дежурства или польет цветы, протрет доску, – говорит директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета профессор Александр Савенков. – Мы под воздействием какой-то ложной демократии в свое время избавили детей от этого, а зря. Конечно, нельзя забывать, что главный труд ребенка в – первую очередь учебный труд, то, что трудом у нас почему-то не принято считать. Но и базовые навыки самообслуживания, поддержания чистоты вокруг себя – все это необходимо. В Японии, например, дети приходят в школу на час раньше, чтобы прибрать класс к занятиям. Никто не чувствует себя ущемленным.

Основные направления и методы трудового воспитания в школе

Трудовое воспитание характеризуется определенным содержанием, включающим три основные разновидности трудовой деятельности:

Трудовое воспитание в современной школе занимает приоритетное положение. В школах проводятся различные мероприятия трудовой направленности. Сюда входит:

Сущность и цели трудового школьного воспитания

Трудовое воспитание является важным аспектом социализации личности. В этой связи, трудовое воспитание является приоритетным направлением деятельности школы, подход к нему должен характеризоваться серьезностью, организовываться оно должно таким образом, чтобы увлечь и заинтересовать учащихся.

Освоение трудовой деятельности напрямую связано с развитием психических процессов и нравственных установок личности. Без труда, его активного внедрения в учебно-воспитательный процесс невозможно говорить о всестороннем, гармоничном развитии личности, ее основных нравственных, этических, физических качеств.

Любая деятельность в трудовом аспекте приобретает характер физической и умственной значимости и необходимости.

Трудовое воспитание в школе нацелено на осознание учащимися важности, значимости и ценности труда, понимании, что в основе любого направления жизни и деятельности лежит труд. Поэтому требуется сформировать позитивное восприятие и отношение к трудовой деятельности. Школа стремится воспитать у учащихся любовь к труду, развить целеустремленность, чувство долга и ответственности, сформировать такие качества личности, как: честность, трудолюбие, предприимчивость. Кроме того, требуется сформировать потребность в регулярной трудовой деятельности и развить стремление к ее практической реализации.

Школа способствует развитию умений и навыков в разных областях, формирует фундамент умственного и физического труда.

Трудовое воспитание в школьных учебных учреждениях призвано разрешать следующие задачи:

«Трудовое воспитание в школе» 👇

Основным направлением трудового воспитания в современной школе является формирование трудолюбия. Оно представляет собой сложный, многофакторный системный процесс, характеризующийся поддержанием трудовой дисциплины, формированием разносторонних трудовых теоретических и практических знаний и навыков, устойчивой потребностно-мотивационной областью, уважительным отношением к труду, как собственному, так и труду других людей. Благодаря формированию трудолюбия развиваются и другие свойства личности, такие, как бережливость, способность к самоопределению, рациональной и целесообразной организации своей деятельности, терпеливость и способность к преодолению трудностей.


ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ШКОЛЕ

Депутаты предлагают скорректировать понятие “воспитание”, дополнив его составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.

Обучающиеся, согласно законопроекту, обязаны участвовать в общественно-полезном труде, предусмотренном образовательной программой – с учетом возрастных и психофизических особенностей. Обязательно будут учитываться возраст и особенности здоровья, заверила глава профильного комитета по просвещению Ольга Казакова.

При этом из законодательства уберут положение, согласно которому запрещается привлечение учеников без согласия их родителей (или законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Также прописывается, что обучающие будут обязаны поддерживать чистоту и порядок в образовательной организации.

Цель законопроекта – формирование у детей и подростков трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.

Федеральный закон в случае принятия вступит в силу со дня его официального опубликования.

Член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова объяснила, почему важно закрепить понятие трудового воспитания в законе. Дело в том, что пока что в законодательстве прописано лишь определение наемного труда, и если закон не изменить, то трудовое воспитание в школах может быть признано нелегальным и привести к штрафу в размере от 30 до 300 тысяч рублей. Формально учитель должен заключать некоторые договоры для прохождения детьми производственной практики.

В профильном комитете разъяснили, что привлечение к труду – это, например, высадка деревьев и цветов на пришкольной территории, участие в оформлении класса или школьной площадки к мероприятию, помощь в библиотеке, спортзале и т.п.

В начале июня председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил читателям своего Telegram-канала ответить на вопрос, поддерживают ли они принятие закона об участии детей в общественно полезном труде у себя в школе. Около 85 процентов проголосовавших выступили “за” принятие такого закона.

Отметим, что в ходе Петербургского международного экономического форума законопроект поддержал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Он подчеркнул важность со школьной скамьи прививать любовь к труду и вспомнил, что когда в школе учился он сам, то “ничего зазорного в этом не было”. По словам министра, занятия трудом способствуют развитию моторики у детей.

“Мы как депутаты, встречаясь с избирателями, получали многочисленные жалобы от учителей в связи с тем, что они не могут попросить школьников навести порядок в классе или даже стереть с доски, не нарушая при этом действующий закон, – заявлял ранее “РГ” зампред фракции “Единая Россия” Андрей Исаев. – Новая законодательная инициатива как раз направлена на то, чтобы исправить эту ситуацию и поднять статус трудового воспитания”.

Рабочая программа по трудовому воспитанию

I. Пояснительная записка

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей, базовой частью для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке воспитанников коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это дает широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.

Правильное отношение к труду у умственно отсталого ребенка можно воспитать лишь систематически, организуя его собственную деятельность. Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооценивать важность само обслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатывается в результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

Программа рассчитана на 35 учебных часов. Каждая тема включает в себя и практическое и теоретическое занятие.

Нормативно- правовые   документы, на основе которых разработана рабочая программа:

ІІІ. Цель и задачи программы

IV. Методы достижения поставленной цели и задач

. Содержание программы

VI. Предполагаемый результат деятельностиДети должны знать:

Дети должны уметь:

стирать и гладить различные предметы одежды;

Летние каникулы заканчиваются и не за горами День знаний. К этому знаменательному празднику депутаты Государственной Думы ФС РФ подготовили для российских школьников ряд нововведений, изменив положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

4 августа 2023 г. подписан Президентом РФ и опубликован Федеральный закон № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Как оказалось, то, что для современных школьников в новинку – для их родителей и более старших поколений дело не только привычное, но и составляющее неотъемлемую часть школьной жизни.


ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ШКОЛЕ

Основные положения федерального закона № 479-ФЗ от 4 августа 2023 года

Во-первых, данным законом внесены поправки, согласно которым теперь одним из принципов госполитики и правового регулирования отношений в сфере образования провозглашено единство обучения и воспитания. При этом, к целям воспитания учеников отнесены формирование у них трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.

Для реализации трудового воспитания обучающихся новый закон установил обязанность учеников принимать участие в общественно полезном труде, направленном на формирование у них «трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда». В связи с этим, школам вменяется оказывать содействие добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся и их участию в общественно полезном труде.

Следует отметить, что трудиться школьники будут исключительно с учетом своих возрастных и психофизических особенностей и в рамках образовательной программы. Допускается также привлечение школьников к труду, выходящему за пределы такой программы, но в этом случае регулироваться данный процесс будет нормами трудового законодательства.

По новым правилам, ученики обязаны относиться к имуществу своей школы бережно и поддерживать в ней чистоту и порядок. Иными словами, официально возрождаются дежурства по классу с дружным подметанием и мытьем полов, поливом растений и протиранием доски, парт и столов.

Целью основного общего образования, наряду с прочими, теперь является формирование у обучающегося способности к профессиональному самоопределению. В связи с чем, с учениками в обязательном порядке будут проводиться мероприятия по профориентации.

По мнению разработчиков данного закона, поправки внесены в целях «научить детей с юных лет понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни», развить у детей «чувства причастности к единому делу, выработки активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме», ведь лишь «ребенок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в социуме».

Во-вторых, внесены изменения в образовательные программы, в частности, дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» заменяется на «Основы безопасности и защиты Родины». Законодатель здесь четко расставил приоритеты в воспитании юного поколения. Очевидно, что данная поправка родилась в связи с необходимостью привить ребятам чувства патриотизма и долга перед родной страной, что приобрело наибольшую актуальность на фоне проводимой специальной военной операции и напряженной международной обстановки, в которой в настоящее время находится наша страна.

В-третьих, возвращена практика вручения «отличникам» и «хорошистам» медалей за особые успехи в учении 1 и 2 степени, что несколько лет назад соответствовало золотой и серебряной медалям. Закон «Об образовании в РФ» ранее не предусматривал такого разделения наград за успехи в учении и с сентября 2013 года медалями награждались только отличники.

Не зря говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Изучая данный закон, на ум невольно приходят истории бывших учеников советских школ о том, как централизованно их возили «на картошку, клубнику, виноградники» и т.п., тем самым со школьной скамьи прививая детям трудолюбие и ненавязчиво приобщая их к физическому труду. И как бы не хотелось им нести эту трудовую повинность, воспоминания о таких днях носят в основном положительный оттенок.

Какого характера будет труд у нынешних школьников – станет известно к началу учебного года.

Вступление закона в силу

Положения федерального закона № 479-ФЗ в части привлечения учеников к труду вступили в силу 4 августа 2023 г.

Правила о награждении успешных учеников медалями 1 и 2 степени начнут действовать уже с 1 сентября 2023 г.

Остальные положения закона вступят в силу с 1 сентября 2024 года.

Обучающиеся, согласно законопроекту, обязаны участвовать в общественно-полезном труде, предусмотренном образовательной программой – с учетом возрастных и психофизических особенностей. Авторами инициативы выступили депутаты всех фракций Госдумы. Вопрос о необходимости возвращения в школы трудового воспитания был поднят депутатами в прошлом году в ходе правительственного часа с участием Министра просвещения Сергея Кравцова.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что и учителя, и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы. ” Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду, – уверен спикер. – Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать”.

По его оценке, если ребенок будет трудолюбив, будет другое отношение и к изучению физики, и математики, и иностранных языков, и ко многому другому. ” Ребенок будет расти другим. Гармония придет. А так – потребители”, – резюмировал председатель палаты парламента.

Володин также запустил опрос на эту тему в своем Telegram-канале, и 88% граждан высказалось за принятие закона об участии детей в общественно-полезном труде у себя в школе.

В основу документа легли предложения родительского сообщества, подтвердила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. ” Вносимые нами изменения касаются формирования трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, – пояснила депутат. – Мы обязываем Минпросвещения включить в воспитательную программу все компоненты, связанные с получением навыков общественно полезного труда”.

Глава комитета также отметила, что у образовательных организаций появится новая компетенция – содействие добровольческой деятельности. ” Это участие школьников в экологических акциях, мероприятиях, связанных с сохранением памятников. К примеру, шефство над Вечным огнем, уход за местами памяти наших Героев”, – пояснила Казакова.

По ее словам, трудовое воспитание в школах научит детей самым главным базовым навыкам, которые будут нужны им в жизни и в дальнейшем профессиональном становлении. Этим законом, отметила депутат, законодатели собираются сказать “детям о том, что они участвуют в делах, связанных с общественно полезным трудом в школе”.

Ее первый заместитель Яна Лантратова (СРЗП) вспомнила, что раньше “было совершенно нормально – убрать класс, поучаствовать в субботнике на пришкольной территории”. ” А потом это запретили. Могла приехать прокуратура и наказать педагогов и руководство школы, – рассказала депутат. – В некоторых школах, понимая, как это важно для воспитания детей, вынуждены были брать с детей расписку о том, чтобы их ребенок мог участвовать в трудовом мероприятии. Это абсурд”.

Согласно нынешнему законодательству, трудовое воспитание в школах может быть признано нелегальным и привести к штрафу в размере от 30 до 300 тысяч рублей.

Джамаладин Гасанов (ЕР) тоже назвал абсурдным, что формально учитель даже не может пригласить ребенка вытереть доску. ” Мужчина должен уметь все. Ничего зазорного не вижу в том, чтобы ребенок научился забивать гвозди. Хороший и нужный законопроект для будущего нашей страны”, – сказал он.

В ЛДПР концепцию инициативы поддержали, ведь важно вернуть в школы полезный советский опыт, когда дети сами поддерживали чистоту, отметил лидер партии и фракции Леонид Слуцкий. При этом он заметил, что текст законопроекта можно трактовать слишком широко, ведь “общественно-полезный труд” указан без детализации. ” Очень не хотелось бы, чтобы вольные расширительные толкования ударили по детям. Надо прописать все черным по белому, а не создавать правовую размытость, которая может привести к конфликтным ситуациям между учителями, учениками и их родителями”, – заявил политик.

Один из авторов, депутат ГД Татьяна Дьяконова пояснила “РГ”, что значит “общественно-полезный труд”. ” К примеру, высадить весной цветы во дворе школы, украсить класс или актовый зал к какому-нибудь мероприятию, помочь с оформлением выставки в музее и другие полезные дела. Подчеркну, речь идет про посильный труд по возрасту ребенка, а не про “возвращение мытья полов”, как опасаются некоторые, – заявила она. – Речь про работу, которую интересно делать со сверстниками и учителями – сообща. Про труд, результаты которого ребята видят, ценят, которыми гордятся. А, значит, будут бережно относиться ко всему в школе, дома, на улице”.

В профильном комитете также разъяснили, что привлечение к труду – это, например, высадка деревьев и цветов на пришкольной территории, участие в оформлении класса или школьной площадки к мероприятию, помощь в библиотеке, спортзале и т.п.

Депутат ГД Анатолий Бифов (КПРФ) высказал мнение, какие трудовые навыки нужны в школах. ” Детей на элементарной практике начнут обучать прибивать гвоздь, изготавливать стул или стол. Девочек, наверное, шить, вязать, готовить еду. Так это было в мое время на уроках труда, – заявил он. – Возможно чему-то их еще будут обучать, что необходимо для любого человека”. По его оценке, уроки труда прививают ребенку уважение к работе. ” Очень приятно смотреть на лицо ребенка, который смог самостоятельно что-то сделать, – отметил депутат. – Обратите внимание, что сейчас есть поколение отцов, которые даже гвоздь не могут прибить. Потому что их никто этому не учил. А чему они своих детей научат? Ведь уроки труда это еще и развитие мелкой моторики у детей, привитие логически мыслить”.

В случае принятия закон вступит в силу со дня официального опубликования.

«До чего дошёл прогресс»

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий – высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции – социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с современными профессиями.

Ребенка, бесспорно, привлекает мир взрослых людей. Он еще неосознанно видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, как личностных качеств, так и деловых. Поэтому очень важно, чтобы образцом для подражания были близкие, реальные взрослые, со своими привлекательными, лучшими чертами, необходимыми умелому, творческому, деловому человеку, на которые ребенок может ориентироваться, определяя и выбирая свои моральные представления, формируя понимание важности труда как для самого человека, так и для окружающих.

Формировать систему знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения.

Воспитывать уважения к людям труда.

Изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников.

Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности.

Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.

Научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Воспитанники должны знать:

значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда.

Воспитанники должны уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Мероприятия по ознакомлению детей с миром профессий

Проблемы трудового воспитания в современной школе

Трудовое воспитание в школах сталкивается с достаточно значимыми затруднениями. В первую очередь они связаны с тем, что правовое государство акцентирует особое внимание на соблюдении прав и свобод ребенка и прописывает, что трудовая деятельность в школе может быть приравненной к эксплуататорской. Без согласия и желания детей запрещается принуждать их к трудовой активности. Дети не должны приучаться ко всему готовому. Если один ребенок принимает участие в субботнике, то другой, просидев спокойно дома и придя в чистую школу не будет способен воспринимать труд, как нечто важное и значимое. С воспитанием трудолюбия и уважения к труду возникают серьезные проблемы.

Современные образовательные стандарты предполагают сокращение уроков труда и любых занятий трудовой направленности. На них отводится не более одного часа в неделю. Это отрицательно сказывается на развитии трудовых навыков и умений. Без практики теория теряет свою значимость.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Урок на все руки

Помните советский мультфильм про домовенка Кузю? Моменты, когда мама хвалит дочку за помощь по дому: “Уже мусор вынесла? Умница, дочка!” или “Обед приготовила? Умница, дочка!” Для нас, детей, это был, как бы сказали сегодняшние дети, своего рода “мем”, фраза, означающая, что все сделано правильно. Размышления об участии школьников в труде цепляются и за воспоминания об уроках труда, которые были в школах чуть ли не до начала 2000 годов. Об уроках, где девочки учились шить и готовить, а парни – строгать и мастерить. Может, нужно все вернуть?

– Уже с конца 90-х годов XX века предмет “Труд” начал исчезать под натиском технологий, – рассказывает Александр Савенков. – И в конце концов преобразился в предмет “Технология”, где акцент оправданно стали делать на робототехнике, на высокотехнологичных вещах.

Главный труд ребенка, в первую очередь, учебный. Но и навыки поддержания чистоты вокруг себя – необходимы

Но неужели сегодня не надо учить девочку готовить, а мальчика – забивать гвозди? Илто не школьное это дело? Так или иначе в Минпросвещения сегодня думают о возвращении в школы уроков труда. Об этом уже заявил министр Сергей Кравцов. Скорее всего, это будет урок “Труда и технологии”. На нем, по словам министра, школьники получат возможность проявить себя, сделать что-то своими руками.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что и учителя, и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы. В начале июня Володин запустил опрос на эту тему в своем Telegram-канале. Вопрос звучал так: “Поддерживаете принятие закона об участии детей в общественно-полезном труде у себя в школе?” Подавляющее большинство (88%) проголосовавших ответили “да”, 10% высказались против, лишь 2% сказали, что им все равно.

Тест «Зачем нужен труд»

а) не знаю, не задумывался – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

а) чтобы получать деньги – 2 балла

б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла в) не знаю – 1 балл

а) интересной и полезной людям – 3 балла

б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла в) я об этом еще не думал – 1 балл

а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла б) того, кто трудится с любовью – 3 балла

Высокий уровень – 12 баллов Средний уровень – 8- 11 баллов Низкий уровень – 7 и менее баллов

«Природа мой дом»

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают                много        сведений        о росте        и развитии        растений. Труд        в        природе способствует        к развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к

Формировать у воспитанников знание основ экологической культуры.

Воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям.

Формировать умение контролировать свое  поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Обучать работать индивидуально и в группе, отстаивать свою точку зрения.

Воспитать чувство бережного отношения к природе.

основы экологической культуры;

правила безопасного поведения в природе;

правила техники безопасности работы с садовым инвентарем.

контролировать        свое        поведение,        поступки,        чтобы        не        причинить        вреда окружающей среде;

– использовать полученные знания об экологии;

– работать с садовым инвентарем.

Мероприятия по ознакомлению детей с трудом в природе

Мониторинг эффективности программы

выявление уровня освоения представлений детей о труде взрослых, его роли, направленности конкретных трудовых процессов на результат, уровень трудовых навыков.

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Н – результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

С – труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

В – ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Н – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

С – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

В – ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Диагностика сформированности ручного труда

Н – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

С – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. Качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

В – развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами нови

Уровни развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации. Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью – доказательством, верно обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знанием общей структуры

2 уровень – средний: ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, осознает назначение денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах

3 уровень – низкий: нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью – доказательством владеет недостаточно; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Отношение к рекламе и деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду неустойчивое, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

Уровни трудовой готовности:

Низкий уровень – отрицательное отношение к труду или положительное отношение к труду выражается «на словах» («знаемые мотивы»); отсутствие должного понимания его общественной и личностной значимости; практического опыта, технического кругозора, ориентации на практику;

Средний уровень – интерес к трудовой деятельности определенного рода носит неустойчивый характер, трудовая активность проявляется в делах, которые непосредственно интересны и не требуют особых волевых усилий;

Высокий уровень – устойчивое желание заниматься каким-либо конкретным видом деятельности, подкрепленное практическим опытом и умениями в сфере общественно-полезного, производительного труда, отношение к труду основано на потребности в трудовом образе жизни, сознательном выборе профессии; сформированы творческие умения и опыт реального производительного труда.

Уровни освоения ребенком позиции субъекта

Ребенок выполняет действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено; ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах.

Ребенок выполняет действия самостоятельно; требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч и пр.).

Ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.

Анкета для выявления трудового сознания воспитанников

«Умелые руки или Ясам, Я сама»

Бытовой самообслуживающий труд направлен на удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий.

Бытовой труд включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, создание в группе уюта и удобств, подготовка к обеду или занятиям.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции,        но возникают типично жизненные        ситуации.        Постоянное        выполнение подобных        дел; особый эмоциональный                настрой        (готовность                принять участие                в хозяйственно- бытовом        труде, удовлетворение                от оказания                помощи товарищу, воспитателю) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость,        упорство, доброжелательное отношение         к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал        личности ребёнка.        Он        создает   больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например:   участие   в   наведении       порядка   в   групповой    комнате.) предварительного   его   планирования;     умения   подобрать  необходимые материалы    для    выполнения задания, бережного отношения к     ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.

В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения        замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду; труду других людей и его результатам.

Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Приучать детей старательно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

У детей формируются умения:

-умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности.

Мероприятия по ознакомлению хозяйственно-бытовым трудом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *