ПРОГРАММА ПО ОРИГАМИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5 7 ЛЕТ ПО ФГОС

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Волшебный мир Оригами“ для детей в возрасте 5–7 лет» размещена в разделах

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной организации и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы техники оригами, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев.

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе. Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и координации движений руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, подготовить его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», где представлена в целевых ориентирах: «на этапе завершения дошкольного образования у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими». А целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Занимаясь оригами, дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся геометрическими формами, способами складывания квадрата, а также приучаются к аккуратности, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами. Изложение материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей.

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет ввести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами с учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

умение слушать воспитателя

принимать умственную задачу и находить способ ее решения

переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения

развитие самоконтроля и самооценки

осознание собственных познавательных процессов.

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Расширять коммуникативные способностей детей.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программа «Волшебный мир Оригами» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 – 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Возраст детей: 1 год обучения – 5-6 лет; 2 год обучения – 6-7 лет.

Принципы реализации программы

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

5. Принцип индивидуально – личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

развитие мелкой моторики;

развитие творческих способностей.

Возрастные, психологические и индивидуальные особенности развития старших дошкольников

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы

Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы:

– дети овладевают различным приемам работы с бумагой;

– дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

– дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;

– дети знакомятся с искусством оригами;

– дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности) ;

– дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;

– дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали) ;

– дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний;

– дети проявляют ответственность за начатое дело;

– дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Оценка результативности программы

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т. п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Формы подведения итогов реализации программы

Создание коллективных композиций;

проведение выставок детских работ;

составление альбомов детских работ;

участие в конкурсах.

Публикация «Программа по овладению техникой оригами для детей 5–7 ЛЕТ с нарушением зрения „Сказки из страны Оригамии“» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием при монокулярном характере зрения отстают от нормально видящих сверстников в процессе формирования у них пространственных представлений. Для детей данной категории характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности.

Детей с нарушениями зрения необходимо целенаправленно обучать предметно-практическим действиям в пространстве, словесным обозначениям осваиваемых пространственных признаков, получению информации об окружающем пространстве с использованием всех анализаторов.

Конструируя из цветной бумаги, дошкольники создают модели объектов и предметов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной угловатой форме. Это связано со спецификой материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

1. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

2. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

3. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Цель программы: развивать пространственное и сенсорное восприятие, воображение у дошкольников с нарушением зрения, вызвать радостное приподнятое настроение, обеспечить положительное эмоциональное состояние. Создавать условия для развития сенсомоторных навыков детей, формировать коммуникативные способности и умения самостоятельно организовать свободную деятельность.

• знакомить с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, угол, сторона, диагональ.

• знакомить с основными пространственными понятиями: верхний, нижний, право, лево, направление от себя, к себе, сверху вниз, справа налево.

• обогащать предметные представления новыми образами.

• развивать умение следовать устным инструкциям.

• развивать самоконтроль и саморегуляцию движений руки под контролем зрения.

• развивать умение читать чертежи и представлять по ним изделия в объеме.

• развивать глазомерные возможности зрения.

• стимулировать развитие памяти.

• Развивать концентрацию внимания.

• совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.

• поддерживать уверенность в своих силах и способностях.

• активизировать мыслительные процессы.

• воспитывать аккуратность.

• создавать комфортную эмоциональную атмосферу в группе.

• стимулировать создание новых игровых ситуаций.

Методы и приемы:

• Использование перед началом каждой организованной деятельности зрительная и пальчиковая гимнастика.

• взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (театрализованной, сюжетно-ролевой, творческой, музыкой, созданием видеофильмов, рисованием, математикой, подвижной игрой).

• сочетание индивидуальных форм работы с коллективными.

• развитие сотрудничества с родителями.

• поощрение достижений ребенка.

• демонстрация складывания при помощи большого квадрата.

• использование пооперационной карты.

• прочерчивание по линии сгиба, постановка точек в местах соединения и сгиба

• дополнительная демонстрация образца

• включение элементов арт-терапии (сказкатерапия)

• представление рабочего материала в виде игры

• системно-деятельностный подход в организации работы

• работа по пооперационным картам (приложение 4)

Творческие навыки, приобретаемые детьми в процессе овладения искусством оригами.

1. Театральные (исполнительские)

• Обыгрывание моделей, инсценировка с их помощью произведений детской литературы, постановка драматизаций, мультфильмов.

• Придумывание имен своим поделкам, составление рассказов о них, передача настроения интонационно, озвучивание видеофильмов, придумывание сказок и загадок.

• Изготовление фигурок из нескольких деталей, придумывание своих моделей.

• Дорисовывание деталей, использование метода аппликации, выбор цветовых сочетаний, создание сюжетных композиций.

• дети знают основные геометрические понятия: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, угол, сторона, диагональ.

• дети знают основные пространственные понятия: верхний, нижний, право, лево, направление от себя, к себе, сверху вниз, справа налево.

• имеют богатый арсенал предметных представлений.

• дети умеют следовать устным инструкциям.

• дети умеют контролировать движения руки при помощи зрения и мышечного чувства.

• дети умеют читать чертежи и представлять по ним изделия в объеме.

• развитые глазомерные возможности зрения.

• дети запоминают порядок изготовления поделки и складывают их самостоятельно по памяти.

• не отвлекаются во время работы.

• хорошо владеют речью и умеют общаться с окружающими.

• уверены в своих силах и способностях.

• мыслительные процессы на высоком уровне.

• чувствуют себя комфортно в группе.

• создают новые игровые ситуации.

• придумывают новые поделки.

• получают удовольствие от проделанной работы.

Формы подведения итогов:

• выставка работ.

• драматизация сказки.

• создание видеофильма.

• подарки малышам.

• оформление альбома работ.

• оформление помещений ДОУ.

• Афонькина Е., Афонькин С. « Оригами. Бумажный зоопарк».

• Афонькин С., Афонькина Е. « Оригами. Волшебный квадрат».

• Афонькин С., Афонькина Е. « Уроки оригами».

• Богатеева З. А «Чудесные поделки из бумаги».

• Дружинина Л. А. « Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008г

• Дружинина Л. А. « Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения».

• Мусиенко С., Бутылкина Г. « Оригами в детском саду».

• Рябкова И. А., Дюрлюкова О. А. « Художественно-творческая деятельность. Оригами.».

• Сержантова Т. « Оригами для всей семьи».

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Сказки из страны Оригамии» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Деятельность проводится один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность 25 – 30 минут.

Общий план деятельности

1. Подготовка к деятельности (установка на работу). Создание игровой ситуации. Постановка проблемы и поиск путей достижения результата.

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

• повторение названия базовой формы;

• повторение действий прошлой встречи;

• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

• загадки, стихи, раскрывающие тему деятельности; энциклопедические сведения о предмете (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т. п.);

• показ образца;

• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

• повторение правил складывания.

4. Практическая часть:

• показ процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

• вербализация некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что я делаю?»);

• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте, по готовому образцу;

• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

• анализ работы (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Работа с родителями

1. Индивидуальное консультирование.

2. Проведение родительских собраний.

3. Совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д. Темы консультаций:

«Искусство оригами для развития ребенка», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг», «Почему оригами нравится взрослым и детям» (приложение 3)

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. (приложение 1)

Общие правила при обучении технике оригами

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Материалы и оборудование

Непосредственно рабочая: цветная из набора

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

1. Тема «Фокусы из страны Оригамии»

Цель:Выявить умение детей узнавать и называть геометрические фигуры;

заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из ее свойств – сминаемостью;

научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или квадрата;

укреплять мелкие мышцы рук;

Методы и приемы : Объяснение сопровождаемое показом; помощь; совместные действия; дидактическая игра «Покажи такую же геометрическую фигуру»; д/и «Узнай по описанию»; подвижная игра «Найди свой домик».

Материал: Для д/и: наборы геометрических фигур разного цвета и размера: больших – для воспитателя, маленьких – для детей;

для п/и: обручи, 4 геом. фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) большого размера, такие же маленького размера (по одной на каждого ребенка);

по два листа бумаги: для педагога – 20х20см, для детей – 10х10см.

2. Тема «Загадки из страны Оригамии»

Цель: обучать приемам декоративного украшения поделок аппликацией;

упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; воспитывать усидчивость, аккуратность;

способствовать пониманию и практическому воспроизведению конкретных пространственных представлений: верх, низ, право, лево;

учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый способ складывания по диагонали; развивать глазомер; поощрять творческую инициативу детей. ель:

Методы и приемы: Загадывание загадок, показ действий, индивидуальная помощь, показ с объяснением.

Материал: пооперационные карты (приложение 4); для детей – бумажные квадраты разного цвета (10х10, готовые детали для оформления игрушек; ножницы, клей-карандаш; коробка с «отгадками» – фигурками бабочки, птицы, зайца, выполненными в технике оригами.

3. Тема «Письмо из страны Оригамии»

Цель: повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

научить мастерить воздушного змея по операционной карте;

закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки;

закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;

упражнять в свободном выборе цвета;

развивать объяснительную речь.

Методы и приемы: показ с объяснением, художественное слово,

показ действий, сюрпризный момент, индивидуальная помощь.

Материал: пооперационная карта; бумажные квадраты 10х10 разного цвета (на каждого ребенка); кусочки серпантина или полоски цветной бумаги, клей-карандаш; письмо от царя Картона.

Тема «Гости из страны Оригамии»

Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты;

познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; упражнять в выделении и понимании пространственных признаков и отношений;

помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата;

воспитывать самостоятельность, аккуратность;

Методы и приемы: индивидуальная помощь при работе с пооперационными картами, игровые методы, элементы драматизации.

Материал: пооперационные карты; на каждого ребенка – бумажные квадраты разного цвета (10х10) для изготовления туловища животных, 8х8 см – для изготовления головы животных, разноцветный картон для изготовления открыток, бумажные обрезки, ножницы, клей-карандаш.

4. Тема «Сказки Квадрата Затейника»

Цель: закрепить у детей умение мастерить поделки используя пооперационные карты;

обогащать представления детей о пространстве;

вызвать у детей радостное настроение в ожидании представления и от совместной деятельности с родителями;

заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры;

учить брать на себя ту или иную роль;

привлечь родителей к детской продуктивной деятельности.

Методы и приемы: индивидуальная помощь при работе с пооперационными картами, показ и объяснение действий, художественное слово, презентация, художественное слово.

Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Материал: пооперационные карты; на каждого ребенка – бумажные квадраты 20х20 см разного цвета; бумажные полоски – основа масок; бумажные обрезки, клей-карандаш.

5. Тема «Привет в страну Оригамию»

Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы – составление картинок к небольшим стихотворениям; развивать творческие способности детей, воображение.

Методы и приемы: рассматривание образца; показ действий; художественное слово; индивидуальная помощь.

Материал: пооперационные карты; картинки оформленные поделками в технике оригами; квадраты зеленой бумаги 15х15 см; голубой картон; бумажные обрезки; ножницы, клей-карандаш.

6. Тема “Елочка”

Цель: создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; познакомить с новой базовой формой «воздушный змей»; продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику рук.

Методы и приемы: беседа; показ, объяснение; показ действий; индивидуальная помощь при самостоятельной работе.

Материал: пооперационные карты; схема новой базовой формы «водяная бомбочка»; готовая поделка «елочка»; на каждого ребенка – три бумажных квадрата (15х15 см, 12х12 см, 9х9 см) зеленого цвета; клей-карандаш.

7. Тема “Новогодние украшения”

Цель: вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность.

Методы и приемы: показ, объяснение; показ действий, рассматривание образцов.

Материал: пооперационные карты; разноцветные квадраты разных размеров; заготовки «двойных треугольников»; бумажные обрезки, клей-карандаш; нитка, иголка, ножницы.

8. Тема «Открытка для Деда Мороза»

Цель: учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить навыки работы с пооперационной картой и схемой; помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим.

Методы и приемы: беседа; индивидуальная помощь, объяснение; показ действий.

Материал: лист ватмана с заранее оформленной рамкой; пооперационная карта, пооперационные карты и схемы поделок, которые дети мастерили на предыдущих занятиях, разноцветные бумажные квадраты; бумажные обрезки, ножницы, клей-карандаш.

9. Тема «Сказки из страны Оригамии»

Цель: повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы; создавать у детей хорошее настроение; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.

Методы и приемы: драматизация, придумывание сказок; оформление книжки «В волшебной стране оригами».

Материал: ширма для кукольного театра и декорации; крупные поделки, выполненные в технике оригами: бабочка, лягушка, еж, рыбки, зайцы.

10. Тема “Скоро день защитника Отечества”

Цель: воспитывать у детей уважение к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; закреплять умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук, ориентировку на плоскости.

Методы и приемы: беседа; демонстрация поделок; индивидуальная помощь.

Материал: пооперационные карты и схемы; самолет, пароход; квадраты двусторонней цветной бумаги 12х12 см; бумажные обрезки, ножницы, клей-карандаш; разноцветный картон.

11. Тема “Цветы”

Цель: учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата ;развивать творческое воображение, пространственное мышление, фантазию; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

Методы и приемы: рассказ, показ образца; показ действий; объяснение; индивидуальная помощь.

Материал: пооперационные карты; по одному квадрату желтого и зеленого цвета 10х10 см, три бумажных квадрата 6х6 см синего цвета, два бумажных квадрата 6х6 см красного цвета; кружочки желтого цвета диаметром 1,5 см; клей-карандаш.

12. Тема: “Панно «Хризантемы»

Цель: познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать учить работать в коллективе; закреплять умение пользоваться ножницами.

Методы и приемы: чтение стихов; рассматривание открыток; показ действий; индивидуальная помощь.

Материал: пооперационные карты; лист ватмана с изображением цветочной вазы и оформленный рамкой; на каждого ребенка по 16-20 бумажных квадратов (4х4 см) белого или фиолетового цвета, бумажные квадраты 2х2 см желтого цвета; ножницы, клей-карандаш.

13. Тема: “Мамин праздник”

Цель: учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в стиле оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы; воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать мелкую моторику, глазомер; продолжать знакомить детей с японской культурой.

Методы и приемы: рассказ, рассматривание открыток; индивидуальная помощь; подарки.

Материал: пооперационные карты; поделки оригами; разноцветный картон разной формы; квадраты желтой, красной, синей бумаги размером 10х10 см, зеленая бумага для листьев и стеблей; ножницы, клей-карандаш; письмо от царя Картона.

14. Тема: “Грач”

Цель: продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; совершенствовать объяснительную речь; развивать умение ориентироваться на плоскости. Методы и приемы: загадка, показ, объяснение, индивидуальная помощь. Материал: пооперационная карта, на каждого ребенка – бумажные квадраты 15х15 см черного цвета; бумажные обрезки желтого, белого, черного цвета; ножницы, клей-карандаш.

15. Тема: “Экскурсия в зоопарк”

Цель: учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путем складывания его пополам и загибания углов к середине, соединяя четыре готовые детали; закреплять умение работать по операционной карте и схеме; развивать воображение, аккуратность; совершенствовать мелкую моторику рук.

Методы и приемы: рассматривание готовых поделок; показ действий; объяснение; индивидуальная помощь.

Материал: пооперационная карта, схема «фотоаппарат»; фигурки животных, выполненные в технике оригами; дырокол; на каждого ребенка четыре прямоугольных листа бумаги 12х20 см, листы бумаги 4х7 см, для фотографий.

16. Тема “День космонавтики”

Цель: уточнить знания детей о празднике «День космонавтики; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закреплять умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах.

Методы и приемы: рассказ, показ иллюстраций, индивидуальная помощь; оформление панно.

Материал: пооперационные карты; заготовки двухтрубных кораблей; иллюстрации с изображением космического корабля «Восход-2» и космонавтов в открытом космосе; лист ватмана, оформленный в виде звездного неба; цветная бумага, ножницы, клей-карандаш; кусочки проволоки или тесьмы для изготовления страховочного троса.

17. Тема “Раз, два, три, лодочка плыви”

Цель: познакомить детей с изготовлением поделки из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику рук; поощрять использование готовых поделок в играх; совершенствовать речь детей.

Методы и приемы: рассматривание готовых поделок; показ; обговаривание последовательности действий; показ действий.

Материал: пооперационная карта; несколько фигурок, выполненных в стиле оригами; на каждого ребенка – прямоугольные листы разноцветной бумаги 20х15 см.

18. Тема “Вертушки для малышей”

Цель: учить изготавливать новые поделки из квадрата, треугольника, шестиугольника, круга, используя схемы; научить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке; поощрять самостоятельность, творческую инициативу; упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание заботиться о младших.

Методы и приемы: привлечение детей из младшей группы; рассказ детей о последовательности изготовления поделки; индивидуальная помощь. Материал: пооперационная карта и схемы с различными видами вертушек; бумажные квадраты (15х15 см) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, шестиугольники со стороной 15 см, круги диаметром 20 см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона диаметром 1,5-2 см; ножницы, клей карандаш, молоток, мелкие гвозди, деревянные палочки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *