Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 – 7 классы общеобразовательной организации В пособии рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособие написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5 – 7 классы общеобразовательной организации
В пособии подробно раскрываются все темы учебного курса и содержится большой дополнительный понятийный и фактографический материал, который может быть усвоен учащимися 12–14 лет. Пособие обеспечивает учителю возможность эффективно организовать образовательный процесс.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 – 7 классы общеобразовательной организации
Пособие призвано помочь родителям учащихся оказать содействие своим детям в освоении курса «Финансовая грамотность». С этой целью в пособие включены материалы по каждой теме, с которой учащихся будут знакомить на занятиях в школе. Знание этих материалов поможет родителям квалифицированно отвечать на вопросы своих детей по тематике финансовой грамотности, а также оказывать им помощь при подготовке проектов, которые будут заданы для домашней работы.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 – 7 классы общеобразовательной организации
Контрольные измерительные материалы включают разнообразные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рабочая программа по
для 7 кл.
на 2022 – 2023 учебный год
Павлова А. А., учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
г. Черногорск, 2022 г.
1. Пояснительная записка:
Рабочая программа по финансовой грамотности является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия» и состоит из следующих разделов:
2. Результаты освоения предмета Финансовая грамотность
•осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
•развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых иреальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
•формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задачв виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
•овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
•понимание цели своих действий;
•планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
•проявление познавательной и творческой инициативы;
•оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
•адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,
•готовность слушать собеседника и вести диалог;
•готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
•умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
•определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3. Содержание предмета «Финансовая грамотность» с указанием форм организации и видов деятельности
Знакомство с курсом
Тема 1. Личное финансовое планирование (6 ч)
Человеческий капитал. Определение целей. Принятие решений. Бюджет семьи. Определение финансовой цели. Стратегия достижения финансовой цели. Личный финансовый план.
Тема 2. Депозит (6 ч)
Инфляция. Банковская система. Депозит. Условия депозита. Депозитный договор. Риски.
Тема 3. Кредит (6 ч)
Банковский кредит. Виды кредитов. Условия кредитов. Автокредит. Ипотека. Сравнение кредитных предложений.
Тема 4. Расчетно-кассовые операции (11 ч)
Валюта. Банковская ячейка. Банковская карта. Дорожный чек. Овердрафт. Электронные деньги. Банкинг.
Тема5. Что такое финансовая грамотность (2ч)
Повторение. Практикум по курсу. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность». В основе реализации рабочей программы лежит системно-деятельностный подход
4. Тематическое планирование предмета «Финансовая грамотность»
Календарно – тематическое планирование
1. Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по финансовой грамотности составлено в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
Федеральныым государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897.
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» составлена на основе авторской рабочей программы Чумаченко В. В. У МК «Финансовая грамотность»: Горяев А., Чумаченко В. Основы финансовой грамотности – Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) от 17.12. 2010 г. № 1897;
5. Основной образовательной программой основного общего образования на 2015 – 2020 гг., утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015 г. № 235 (с изменениями и дополнениями);
обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 7 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система.
: усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
2. Календарно – тематическое планирование по финансовой грамотности в 7а классе
на 2022-2023 уч. Год
3. График представления и защиты результатов по предмету «Финансовая грамотность»:
Деньги: виды, формы, функции
— одно из величайших изобретений человечества.
Деньги — это особый товар, который обменивается на все другие товары, и через который может быть оценена стоимость всех других товаров.
Существует большое число классификаций денег.
Можно выделить три вида денег:
Исторически первыми появились . Основное отличие товарных денег от знаков стоимости и кредитных денег заключается в том, что товарные деньги имеют собственную стоимость, а монеты и бумажные деньги её не имеют.
В зависимости от формы денег можно выделить:
В экономике деньги выполняют ряд функций, то есть используются в качестве:
Преимущества и недостатки разных видов денег
Каждый вид денег имеет свои достоинства и недостатки.
Деньги могут выполнять вышеперечисленные функции благодаря своим свойствам:
является одним из основных .
Активами семьи называется всё то имущество, в котором семья может накопить, сохранить и передать по наследству своё богатство.
Одним из видов активов являются . Деньги могут выполнять функцию накопления сбережений.
Деньги, как и любой актив, характеризуются ликвидностью, то есть способностью быть превращёнными в наличные деньги — в средство платежа.
Деньги в наличной форме являются самым ликвидным активом.
Ликвидным является и банковский вклад, поскольку банк обязан вернуть вложенные средства по первому требованию.
Самым неликвидным является то имущество семьи, которое очень трудно продать из-за его состояния (например, износа).
поскольку на возврат средств требуется время, то ликвидность, то есть скорость превращения в наличные деньги, уменьшается.
Рассмотрев различные виды денег, можно увидеть, что самыми распространёнными являются бумажные деньги.
Бумажные деньги в России изготавливаются на предприятии Гознак. Бумажным деньгам свойственен .
Количество денег, которые обращаются в экономике страны, называется объёмом денежной массы. Объём денежной массы регулируется Центральным банком России.
Объём денежной массы определяется как произведение числа купюр и монет на их номинал.
Выпуск (печать) денег называется .
Необходимость в эмиссии денег появляется в двух случаях:
При замене изношенных купюр объём денежной массы не изменяется.
Увеличение объёма денежной массы может привести к инфляции.
Подделка денежных знаков () является .
В РФ ответственность за фальшивомонетничество предусмотрена Уголовным кодексом, статьёй (186) «Изготовление, хранение, перевозка и сбыт поддельных денег и ценных бумаг».
Борьба с фальшивомонетничеством идёт во всём мире и регламентируется Женевской конвенцией по борьбе с незаконной подделкой денежных знаков.
Страны, подписавшие Женевскую конвенцию по борьбе с незаконной подделкой денежных знаков, взяли на себя обязательство наказывать за совершение следующих действий:
Ответственность за подделку денежных знаков может наступить уже после изготовления первой же купюры, независимо от того, успел фальшивомонетчик сбыть купюру или нет.
Уголовным Кодексом РФ предусмотрена следующая ответственность за фальшивомонетничество:
Одним из недостатков бумажных денег является возможность их подделки, поэтому важно знать признаки подлинности купюр.
У поддельной купюры одновременно отсутствуют три или больше признака подлинности!
Признаки подлинности купюр можно разделить на следующие группы:
Чаще других подделывается банкнота достоинством (1000) рублей.
Для купюр разного достоинства существуют различные конкретные признаки подлинности, но для большинства купюр:
Что делать, если к тебе попала фальшивая купюра
Если ты проверил купюру на признаки подлинности и обнаружил, что купюра поддельная, её немедленно необходимо сдать в банк!
В банке будет оформлено изъятие купюры, и сдающему поддельную купюру не будет возмещён!
Поэтому, прежде чем взять, например, сдачу на рынке, проверь, не получил ли ты поддельные купюры!
Особой разновидностью платёжного средства является . Криптовалюта существует исключительно в цифровом виде, но принципиально отличается от электронных денег.
хранятся в электронном кошельке (например, в Яндекс. Деньги). Для того чтобы пополнить электронный кошелёк, необходимо внести реальные деньги (рубли, доллары, юани) на свой счёт, и тогда их можно будет использовать для оплаты товаров и услуг в сети Интернет.
— это математический код. Приставка «крипто» связана с использованием в математическом коде криптографических элементов, а именно электронной подписи. Криптовалюту нельзя внести на свой счёт, её можно .
монет, или , необходимо производить определённый математический алгоритм вычислений.
Каждая криптоединица представляет собой последовательность блоков, а каждый из блоков — сложную математическую формулу. Для создания новой монеты необходимо сгенерировать новую цепочку блоков транзакций.
Майнинг — процедура создания криптовалюты.
для майнинга было достаточно иметь персональный компьютер, подключённый к сети Интернет, но сегодня условия заработка усложнились. С каждым днём вычисления становятся более сложными, поэтому для майнинга используют так называемые криптофермы, построенные на различных видах оборудования (например, видеокартах или процессорах), занятого решением математической задачи по поиску символов, из которых составляется определённая комбинация, записываемая в протоколе.
Эмитировать реальные деньги вправе исключительно Центробанк, а выпускать криптоденьги может любой человек.
при помощи цифровых денег осуществляются ровно так же, как и обычные электронные переводы по системе безналичного расчёта.
Стоимость криптовалюты формируется под воздействием спроса на неё со стороны рынка.
Первоначально криптовалюта интересовала в основном любителей компьютерных игр. За последние несколько лет появилось несколько видов криптовалют: , Лайткоин, Пиркоин, Неймкоин и другие. В настоящее время активно обсуждаются вопросы государственного регулирования добычи и , и др.
1. Пояснительная записка 3
2. Результаты освоения курса 5
3. Содержание курса 7
4. Тематическое планирование 12
I. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
данного курса является то, что он базируется на подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
– формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
– создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
– формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
– освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
– овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
– формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
– формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
– воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия – 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
II. Результаты освоения элективного курса
изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
– осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
– участие в принятии решений о семейном бюджете.
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
– понимание цели своих действий;
– планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
– проявление познавательной и творческой инициативы;
– оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
– адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
– составление текстов в устной и письменной формах;
– готовность слушать собеседника и вести диалог;
– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
– понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
– приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
– развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
– развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III. Содержание элективного курса
7 класс (34 часа)
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (19 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»,От чего зависит благосостояние семьи, Учимся оценивать финансовое поведение людей, Учимся оценивать свое финансовое поведение, «Деньги: что это такое?». Урок – презентация, Мини – проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи. У чимся считать доходы семьи. Практическая работа. Исследуем доходы семьи.
Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Практическая работа Исследуем расходы семьи, Учебные мини-проекты «Расходы семьи», Как сформировать семейный бюджет. Практическая работа.
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета», Учебные мини-проекты «Семейный бюджет», Обобщение результатов модуля «Доходы и расходы семьи»
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (9 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Модуль 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают социальные пособия. Обобщение результатов модуля «Семья и государство: как они взаимодействуют». Презентация портфолио «Семья и государство: как они взаимодействуют».
IV. Тематическое планирование
Солонецкая средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ Солонецкой СОШ от _____. ______. 2018 г. №_______ Директор МБОУ Солонецкой СОШ ______________ Е. В. Григорьева
курса внеурочной деятельности
” Финансовая грамотность»
на 2018-2019 уч.г.
Основное общее образование, 7 класс
Количество часов __
Учитель __Арженовскова Татьяна Ивановна
Программа разработана на основе: Примерной программы курса финансовой грамотности для 5 – 7 классов средней общеобразовательной школы Е. А. Вигдорчик. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета ___________Н. И. Кошенская
МБОУ Солонецкой СОШ ____ ___________ 2018г
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «» общеинтеллектуального направления разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897.
Авторская программа Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.).
4. Учебный план МБОУ Солонецкой СОШ на 2018-2019 учебный год.
5. Положение МБОУ Солонецкой СОШ «О рабочей программе курсов внеурочной деятельности учителя, реализующего в образовательном процессе ФГОС НОО, ФГОС ООО».
Формы организации внеурочной деятельности:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсия.
Виды и методы контроля знаний
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении; • промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать сумму доходов и расходов семьи, выполнении разных арифметических операций ); • итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности.
Учет освоения программы курса внеурочной деятельности не предусматривает выставление оценки. Система оценивания результатов освоения курса « Финансовой грамотности» основана на критериальном оценивании и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
1. Знание, понимание основных принципов финансовой жизни семьи; понимание и правильное использование финансовых терминов.
2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса
изучения курса «Уроки финансовой грамотности» являются:
•понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
•формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;
•понимание и правильное использование экономических терминов;
•освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчѐтов
Место курса в учебном плане.
По годовому календарному графику МБОУ Солонецкой СОШ на 2018 – 2019 учебный год в 7 классе предусмотрено 35 учебных недель. По учебному плану школы на изучение курса внеурочной деятельности «Уроки финансовой грамотности» отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов
Раздел 3. Содержание курса внеурочной деятельности
РАЗДЕЛ 1. Д ОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Деньги Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Основные понятия Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. Компетенции: • Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена. • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. • Перечислять виды денег. • Приводить примеры товарных денег. • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. • Составлять задачи с денежными расчётами. • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. • Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Описывать виды заработной платы. • Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. • Объяснять, как связаны профессии и образование. • Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Приводить примеры кредитов. Расходы семьи Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Основные понятия Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Компетенции: • Объяснять причины, по которым люди делают покупки. • Описывать направления расходов семьи. • Классифицировать виды благ. • Рассчитывать расходы семьи на условных примерах. • Сравнивать и оценивать виды рекламы. • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Семейный бюджет Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов. Основные понятия Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. Компетенции: • Составлять семейный бюджет на условных примерах. • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. • Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. • Описывать формы сбережений. • Описывать последствия превышения расходов над доходами. • Сравнивать потребительский и банковский кредиты. • Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.
РАЗДЕЛ 2. Р ИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Основные понятия Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Компетенции: • Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). • Определять последствия таких событий для бюджета семьи. • Различать обязательное и добровольное страхование. • Объяснять, почему существует обязательное страхование. • Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. • Сравнивать различные виды страхования. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».
РАЗДЕЛ 3. С ЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
Налоги Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Компетенции: • Объяснять, почему государство собирает налоги. • Приводить примеры налогов. • Описывать, как и когда платятся налоги. • Рассчитывать величину подоходного налога и НДС. • Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. • Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. • Приводить примеры выплаты налогов в семье. Социальные пособия Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Основные понятия Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Компетенции: • Объяснять, почему существуют социальные выплаты. Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. • Находить информацию о социальных выплатах. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».
РАЗДЕЛ 4. Ф ИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ
Банковские услуги Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам. Основные понятия Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Компетенции: • Приводить примеры банковских услуг. • Описывать условия вкладов и кредитов. • Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. • Объяснять, почему и как страхуются вклады. • Находить информацию о вкладах и кредитах. • Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита. • Объяснять условия кредита, приводить примеры. • Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам. • Объяснять принцип работы пластиковой карты. Собственный бизнес Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Основные понятия. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. Компетенции: • Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. • Объяснять, что такое бизнес-план. • Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Валюта в современном мире Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте. Основные понятия. Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад. Компетенции: • Приводить примеры валют разных стран. • Объяснять, что такое валютный курс. • Находить информацию о валютных курсах. • Проводить расчёты с валютными курсами.
РАЗДЕЛ 5. Что такое финансовая грамотность
Итоговый модуль. Повторение. Практикум по курсу. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность». В основе реализации рабочей программы лежит системно-деятельностный подход
Раздел 5. Лист коррекции