Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская основная общеобразовательная школа № 11
Программа внеурочной деятельности
Возраст: 12-13 лет
Срок реализации программы: 1 год
педагог-психолог: Строкова Т. В.
В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.
Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.
Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая наука: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта.
Помочь сторонам конфликта может посредник – медиатор, организующий своеобразный диалог между ними. Чем раньше человек освоит умения управления конфликтной ситуацией, научится помогать восстанавливать отношения между людьми, то он будет более эффективно и успешно решать свои личностные и профессиональные задачи.
Новизна программы «Юные медиаторы» основана на привлечении волонтеров («группы равных») из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в школе.
Программа внеурочной деятельности «Юный медиатор» ориентирована на обучающихся 6-7 классов, интересующихся вопросами восстановительной медиации и готовыми быть членами школьной службы примирения.
Данный курс рассчитан на 1 учебный год – 24 занятия. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.
теоретическая и практико-ориентированная подготовка потенциальных представителей школьной службы примирения
сформировать у участников представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов в подростковой среде;
создать условия для освоения участниками позиции медиатора;
ознакомить участников с программами, подходами, техниками медиации с подростками;
способствовать развитию коммуникативных навыков у участников.
Программа предусматривает следующие формы и методы проведения занятий:
тренинговые и интерактивные занятия;
разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия);
Ведущей формой организации занятий является групповая работа.
Сформированность личностных качеств обучающихся подросткового возраста, направленные на снижение количества межличностных конфликтов в образовательной организации.
Повышение информированность о способах урегулирования конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.
Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений.
Сформировать навык конструктивно разрешать разнообразные и разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде.
Умение использовать медиативный подход и создавать условия для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса.
Умение транслировать полученные знания в ученической среде.
Развитие переговорные компетентности, умение применять на практике коммуникативные инструменты медиатора.
Тема 1. Вводное занятие. Для чего нужна служба школьной медиации.
Упражнение «Знакомство». Согласование правил работы группы. Упражнение «Моё имя: почему меня так назвали?». Что такое служба школьной медиации . Упражнение «Змейка».
Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»
Определение «конфликт», «спор», «дискуссия». Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Игра «Мостик». Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации».
Виды школьных конфликтов. Изучение правил ведения спора
Упражнение «Приветствие». Кто такие медиаторы? Упражнение «Общение в парах из разных позиций». Упражнение «Выбрасывание пальцев». Принципы медиации. Упражнение «Телеграмма».
Изучение причин возникновения конфликта. Изучение видов протекания конфликта.
Лекция. Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы». Упражнения «Передерни веревочку», «Хвосты», «Наблюдательные марсиане», «Покажи ситуацию».
Тема 5. Изучение стадий протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Лекция. Обсуждение видеофрагментов – стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении (Методика Томаса-Килмена)
Способы урегулирования конфликтов. Способы профилактики конфликтов.
Изучение способов урегулирования конфликтов. Упражнения «Комплимент», «Я спешу». Ролевая игра «Контакты». Упражнение «Контакты».
Агрессия: мотивы агрессивного поведения; способы снижения агрессии в конфликте.
Беседа «Что такое агрессия. Причины агрессивного поведения». Упражнение «Пишем синквейны»
Осознание различных проявлений агрессии и умение проводить ее мониторинг.
Диагностика агрессии. Упражнение «Я – властелин своего тела». Упражнение «Сигналы гнева». Знакомство с методами саморегуляции: дыхательная гимнастика, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг. Беседа «Как справиться с гневом». Упражнение «Лист гнева». Упражнение «Я спокоен. Я сердит». Упражнение «Победить дракона».
Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов.
Упражнение «Представь свое Имя». Обсуждение притчи «Безвредная змея», Упражнение «Разожми кулак». Упражнение «Лозунг против агрессии». Упражнение «Выпусти пар». Упражнение «Подарок»
Работа с гневом и злостью. Тренинг
Упражнение «Мой гнев». Групповая дискуссия «Путь гнева». Упражнение «Мешочек криков». Упражнение «Рисуем гнев». Упражнение «Как я зол». Упражнение «Выпусти джина» Упражнение «Рецепт агрессивности». Упражнение «Гнев на сцене». Упражнение «Две собаки», Упражнение «Бокс». Релаксация.
Техника активного слушания.
Введение «Правила слушания». Упражнение «Восточный базар». Игра «Глухой диалог», Упражнение «Цепочка». Видеоматериал «Приемы активного слушания». Упражнение «Пойми меня». Рефлексия
Программа примирения. Этапы и задачи программы примирения
Лекторий. Восстановительная медиация: принципы и цели. Позиция медиатора. Как передать ответственность за нахождение решения сторонам конфликта. Этапы работы с конфликтом в процессе восстановительной медиации. Обсуждение вопросов.
Как провести беседу с участниками конфликта? Восстановительные технологии медиации.
Упражнение «Каруселька». Порядок работы ведущего в программе восстановительной медиации. Упражнение «Общие рисунки». Этапы восстановительной медиации. Ролевое обыгрывание ситуации.
Компетенции медиатора на этапах примирительных программ.
Обсуждение вопросов : Как грамотно предложить медиацию. Вступительные слова медиатора. Практикум «Предварительная встреча и передача ответственности» с участниками конфликта. Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение каждой мини-группы
Качества и навыки медиатора. Коммуникативные техники в работе медиатора.
Отработка первого этапа – получение дела.
Беседа: Этапы и стадии медиации. Презентация. Что такое 1 этап в медиации. Проигрывание ситуаций.
Тема 17. Отработка второго этапа – предварительная встреча с обидчиком и с потерпевшим.
Лекторий: Цели и задачи 2 этапа медиации. Просмотр видеофрагментов. Обсуждение ситуаций.
Тема 18. Отработка третьего этапа – примирительной встречи конфликтующих сторон.
Лекция: Алгоритм проведения примирительной встречи. Этапы примирения. Практикум «Примирительная встреча». Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение результата.
Тема 19. Обсуждение потребности обидчика на встрече. Обсуждение потребности жертвы на встрече.
Потребности обидчика и потребности жертвы. Какие фразы нельзя использовать. Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение результата.
Тема 20. Заключение примирительного договора.
Правила оформления примирительного договора (соглашения Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение результата.
Тема 21. Заполнение документации по программам примирения
Работа с документацией. Согласие на участие в восстановительной программе. Регистрационная карточка. Протокол по результатам встречи сторон. Примирительный договор.
Тема 22. Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Мастерская общения»
Приветствие. Этюд «Смелые ребята». Игра «В темной норе». Комплекс «На лесной поляне». Игра «Тень». Игра «Слепой и поводырь». Рефлексия
Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Разноцветный мир эмоций»
Обсуждение видеофрагментов. Типичные ошибки обращения с эмоциями. Упражнение «Война и мир». Дискуссия «эмоции правят мною или я ими? Упражнение Польза и вред эмоций». Упражнение «Зато». Релаксация. Упражнение «Хлопки»
Тема 24. Итоговое занятие.
Упражнение «Футбол». Проектная мастерская: символика ШСМ, наши цели, планы, направления, наша рекламная компания. Упражнение «таблица самооценки»
«В помощь школьным службам примирения» Сборник методических материалов. Сост. Макурина Ю. В., Грихутик Н. Н. 2008 г.
«Медиация как способ решения конфликтов в образовательном процессе» Кузичкина Л. А.
«Школьная служба примирения – способ позитивной самореализации подростков» Халабузарь А. Б.,2013г.
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
Тамбовский район Тамбовская область
«Обучение учащихся основам восстановительной медиации»
Солопова Светлана Геннадьевна
Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая «наука»: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта и т.д.
Конечно, вступая в конфликт, сложно так всеобъемлюще его проанализировать, но помочь сторонам может посредник – медиатор, организующий диалог (своеобразную «рефлексию») между ними. Чем раньше человек освоит умения управления конфликтной ситуацией, научится помогать восстанавливать отношения между людьми, то он будет более эффективно и успешно решать свои личностные и профессиональные задачи.
Поэтому дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Обучение учащихся основам восстановительной медиации» ориентирована максимальным образом на обучение подростков культуре миротворчества через призму решения конфликтов.
Необходимость «работы» подростков в школьной службе примирения:
Подростки лучше знают ситуацию в школе;
Ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;
Деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;
Это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.
Программа состоит из 3 трёх этапов:
Расширить представления о конфликте. Ознакомить учащихся с программами, подходами, техниками медиации.
Создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр.
Игры для сплочения коллектива.
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Продолжительность программы 13 недель.
Тренинговые занятия предполагают в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.
Цель программы – формирование базовых умений у обучающихся необходимых для организации безопасного пространства в воспитательно-образовательной среде.
Анализ типичных способов реагирования на конфликты;
Освоение позиции медиатора;
Освоение коммуникативных навыков;
Практическая тренировка в работе с конфликтами в ролевых играх.
– изменения в позиции участников:
Учащиеся ознакомятся с технологией медиации;
Участники тренингов освоят базовые навыки медиатора;
Смогут проводить медиацию в школе, тем самым приобретать опыт медиаторов;
Сформируется команда волонтеров.
Принцип отбора учащихся в школьную службу примирения:
Проводится анкетирование, задается два вопроса учащимся:
К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение, у вас что-то случилось? Напишите фамилию этого человека.
У нас в школе создается группа учащихся, помогающая ученикам разрешить конфликты; кто бы хотел участвовать в этом?
В результате образуется два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Это и есть кандидаты в группу медиаторов.
Упражнение «Знакомство». Согласование правил работы группы. Упражнение «Моё имя: почему меня так назвали?». Что такое «Школа юных медиаторов». Упражнение «Змейка».
Тема 2. Понятие конфликт. Разрешение конфликтной ситуации.
Определение «конфликт». Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Игра «Мостик». Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации».
Тема 3. Понятие о медиации. История медиации.
Упражнение «Приветствие». Кто такие медиаторы? История медиации. Упражнение «Общение в парах из разных позиций».
Тема 4. Принципы медиации.
Тема 5. Этапы восстановительной медиации.
Тема 6. Ролевое обыгрывание ситуации.
Предварительные встречи. Примирительная встреча.
Тема 7. Качества медиатора.
Тема 8. Невербальные аспекты поведения.
Упражнение «Крокодил». Краткое информирование о невербальных аспектах поведения (взгляд). Ролевое обыгрывание ситуации.
Тема 9. Принятие решений.
Упражнение «Необитаемый остров».
Тема 10. Обучение заполнению документации.
Тема 11. Подведение итогов.
Упражнение «Дерево дружбы». Упражнение «Обратная связь». Вручение сертификатов.
Сайт А. Ю. Коновалова http://www.8-926-145-87-01.ru/
«В помощь школьным службам примирения» Сборник методических материалов. Сост. Макурина Ю. В., Грихутик Н. Н. 2008 г.
«Медиация как способ решения конфликтов в образовательном процессе» Кузичкина Л. А.
«Школьная служба примирения – способ позитивной самореализации подростков» Халабузарь А. Б.,2013г.
Методические рекомендации к занятиям
Занятие 1. Вступительное.
: знакомство с детьми, включение их в работу, определение дальнейших направлений движения.
: информировать участников группы, чем мы будем заниматься на наших тренингах, сформировать спокойную, доброжелательную обстановку в группе, формировать первые впечатления друг о друге.
Знакомство проходит по типу «снежного кома»: первый участник представляется, называет присущее ему качество на первую букву своего имени; второй участник повторяет то, что сказал первый и по той же схеме представляется сам.
Обсудить с участвующими, что такое правила, для чего нужно их принимать. Предложить группе правила работы в такой последовательности:
Группа может предлагать свои правила. Обсуждение и согласование правил с группой.
Данное упражнение даёт возможность лучше узнать друг друга и располагает к доверию. Каждому участнику предлагается назвать своё имя и рассказать, почему его так назвали, нравится ли своё имя, как зовут дома, в школе и как хотелось бы, что бы называли на наших занятиях.
об обучении в «Школе юных медиаторов».
Выбирают одного ведущего. Остальные дети берутся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать, не разрывая при этом рук.
Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге. Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее сотрудничество.
Занятие 2. Понятие конфликт. Разрешение конфликтной ситуации.
познакомить детей с понятием «конфликт».
научиться пользоваться стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.
Просим детей поздороваться со своим соседом, сказать, как приятно ему его видеть.
Что такое конфликт?
Каждый ребёнок высказывает свою точку зрения. Подводим итог.
Конфликт – это спор, ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.
Называем какие существуют стратегии поведения в конфликтной ситуации:
Каждый ребёнок высказывает свое мнение, относительно поведения в каждой стратегии.
Группа делиться на пары. Участники пары идут навстречу друг другу по узкому мостику. В момент встречи они должны продемонстрировать одну из стратегий поведения в конфликтной ситуации и перейти на другую сторону моста.
Тест «Поведение в конфликтной ситуации»
Это занятие помогает детям научиться правильно выходить из конфликтных ситуаций. Даёт возможность потренироваться в своих умениях в форме игры.
Занятие 3. Понятие о медиации. История медиации.
настроить на активное общение участников, предоставить ученикам необходимую информацию.
Формировать у членов группы установку на взаимопонимание, дать понятие медиации, рассказать об истории медиации.
Поздороваться коленкой, плечом, спиной.
Медиатор – это лицо, прошедшее специальную подготовку и способное помочь вести переговоры между потерпевшим и обвиняемым о возмещении вреда и примирении.
Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Для разрешения конфликтов прибегали как к переговорам между конфликтующими сторонами, так и к медиации, которую можно назвать особым видом переговоров с участием нейтрального лица.
Примирительные методы урегулирования споров применялись со времен существования первобытного общества. Необходимостью для привлечения третьей нейтральной стороны для разрешения конфликтов являлось, прежде всего, желание выжить. Наибольшее развитие в древнем мире эта процедура получила в регионах с наиболее развитой торговлей. Историки находят корни современной медиации у Финикийской цивилизации, основой которой была морская торговля, и в Древнем Вавилоне. Широкое распространение получил институт посредничества в Китае и Японии. В этих странах и сегодня нормы морали ставят примирение сторон посредством диалога намного выше, чем решение проблемы государственным судом.
Институт медиации в современном виде возник в середине ХХ в. в США. К началу XX в. в американской экономике возникла новая форма конфликтов – противостояние между образовавшимися профсоюзами и работодателями. Тогда власти США предложили участникам споров использовать министерство труда в качестве нейтрального посредника.
Медиация превратилась в самостоятельную процедуру с середины 70-х годов. В 1981 году профессоры Гарвардской школы права Роджер Фишер и Уильям Юри опубликовали результаты своих исследований.
В Германии медиация гармонично встроена в систему правосудия. Например, посредники работают прямо при судах, значительно снижая количество потенциальных судебных тяжб.
Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).
Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательствах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным.
Процедура медиации может применяться в различных сферах – для урегулирования как гражданских, семейных, трудовых споров, так и споров, выходящих за пределы чисто юридических коллизий (политических и социальных, например так называемых соседских конфликтов).
Участники разбиваются по парам, должны рассказать о своей биографии в разных позициях: сидят спинами друг к другу; один сидит другой стоит; потом наоборот; потом оба сидят.
Занятие 4. Принципы медиации
настроить на активное общение участников, предоставить необходимую информацию.
формировать у членов группы установку на взаимопонимание, рассказать о принципах медиации.
Вытяните вперед руку, зажатую в кулак. По моему хлопку, выбросите из кулака несколько пальцев. Игра закончится тогда, когда у всех будет одинаковое количество пальцев.
Медиатор должен проводить медиацию беспристрастно и справедливо. Медиатор должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию.
Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации. Должен только отчитаться перед руководителем.
Процедура медиации является сугубо добровольной. Стороны никто не может заставить воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация – добровольный процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения.
Добровольность выражается в том, что:
Ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации
Выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию – личное дело каждого участника
Согласие с результатом процесса медиации так же сугубо добровольно.
Занятие 5. Этапы восстановительной медиации.
информирование об этапах разрешения конфликта с помощью медиации.
настроить на активное общение участников, дать информацию о этапах работы медиатора (подготовительный этап, индивидуальные встречи).
Ведущие предлагают участникам образовать два круга – внутренний и внешний. Стоящие во внутреннем круге разворачиваются спиной в круг, закрывают глаза и протягивают открытые ладони вперёд. Задача внешнего круга по сигналу ведущего повзаимодействовать с протянутыми руками из заданной роли.
Друзья, которые давно не виделись;
Мама, которая любит своего ребёнка;
Поклонник, который встретил своего кумира;
Любимые, которым предстоит разлука.
ЭТАП 1. Подготовительный
Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;
Связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи
ЭТАП 2. Индивидуальные встречи.
1. Представляем себя и программу.
Узнать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям)
Обсуждаем к каким последствиям привела ситуация или может привести, что человеку в этом не нравится.
4. Поиск вариантов выхода.
Какие выходы возможны из создавшейся ситуации, и к каким последствиям они могут привести?
Пытались ли сами решить ситуацию?
Хотели бы встретиться со второй стороной конфликта и обсудить её возможное решение? Если сторона не согласна на встречу – выяснить причины.
Предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня)
5. Подготовка к встрече.
Рассказать о формате примирительной встречи. Озвучить правила и обсудить их, возможно, будут какие-то предложения о дополнении.
Назначить дату и время, удобное для обеих сторон.
Обсудить перечень участников будущей встречи.
Не перебивать – у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
Не оскорблять, чтобы все себя чувствовали в безопасности.
Конфиденциальность – не рассказывать окружающим о том, что происходило на встрече (только результат).
Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.
Занятие 6. Этапы восстановительной медиации (продолжение)
Продолжить информирование об этапах разрешения конфликта. Создание условий для отработки практических навыков разрешения конфликтной ситуации.
настроить на активное общение участников, дать информацию об этапах работы медиатора (примирительная встреча), научить ролевому обыгрыванию конфликтной ситуации, показать пример.
Упражнение проводиться в кругу. Участники начинают что-либо рисовать на своих листочках, по команде ведущего передают незаконченные рисунки соседу справа. Рисование продолжается до момента возвращения рисунка своему хозяину.
ЭТАП 3. Встреча сторон.
Рекомендуемое начало примирительной встречи!
Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача – не выяснять виновность и не защищать какую – либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Я буду сохранять нейтральность к сторонам.
Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть ее, если посчитаете это необходимым, заранее предупредив ведущего. Напоминаю правила встречи (занятие 5).
Вы согласны с правилами? Можем ли мы начинать встречу? Я попрошу на время встречи выключить мобильные телефоны.
Итак, прошу вас рассказать, что вы думаете об этой ситуации (начинаем с потерпевшего).
Далее задаются вопросы из повестки дня составленные ранее на предварительной встрече.
Обсуждаются варианты решения конфликтной ситуации.
Решение фиксируется в примирительном договоре. Также обсуждается и фиксируется в договоре что делать, если условия договора не будут выполнены.
Обсудить удовлетворены ли участники встречей. Можно предложить оставить свой отзыв на сайте ШСП или в журнале отзывов ШСП.
Разделиться на группы по 6 человек. Предложить придумать конфликтную ситуацию или взять из жизни. Распределить роли дети, родители, медиаторы.
Занятие 7 и 8. Ролевое обыгрывание ситуации.
настроить на активное общение участников, создание условий для отработки практических навыков разрешения конфликтной ситуации.
настроить на активное общение участников, продолжить обучение разрешению конфликтных ситуаций на практике.
Занятие 9. Качества медиатора.
настроить на активное участие в работе, краткое информирование о качествах успешного медиатора, создание условий для отработки практических навыков разрешения конфликтных ситуаций.
настроить на активное общение участников, продолжить обучение разрешению конфликтных ситуаций на практике, рассказать о том, какими качествами должен обладать медиатор.
Активное упражнение, позволяющее отработать навыки невербального общения. Участникам предлагается построиться по: росту, размеру ладони, размеру обуви, длине волос, по цвету глаз от светлого к темному. Разговаривать нельзя.
Этический кодекс медиатора.
Будь серьезным и твердым, но вместе с тем «теплым» и «позитивным»
Не вовлекай и не вовлекайся в конфликт
Не руководствуйся эмоциями
Не давай советов
Не навязывай свои идеи для поиска решения.
Занятие 10. Невербальные аспекты поведения.
настроить на активную работу, предоставить учащимся необходимую информацию, создание условий для отработки практических навыков разрешения конфликтных ситуаций.
рассказать о взгляде, как невербальном аспекте поведения, создать условия для самоанализа участников тренинга и развития личностных качеств медиатора.
Данное упражнение позволяет отработать навыки невербального общения и актёрского мастерства. Ведущий предлагает понятия, которые изображаются участником без слов. Остальные участники могут задавать вопросы, а показывающий может кивать головою «да» или «нет».
Краткое информирование о невербальных аспектах поведения.
Первое впечатление при контакте с человеком формируется в течение первых 3-5 секунд. В это время активно работает бессознательный компонент личности. Следующие 5-10 минут это впечатление закрепляется – воспринятый образ достраивается до логического и приемлемого завершения.
Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания (тона и тембра) голоса, на 55% – от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента (слова и их смысл).
Сегодня мы поговорим о взгляде. Как известно из физиологии высшей нервной деятельности человека глаза – это часть мозга, оставшаяся в процессе развития снаружи. Благодаря зрению мы усваиваем 80% информации. Глазам собеседника придается огромное значение:
Взгляд вниз – неуверенность, нетвердое знание информации
Взгляд поверх слушателей или собеседников – надменность или незаинтересованность
Не отрывает взгляда от записей – нетвердое знание и неуважение к аудитории
Взгляд в сторону – незаинтересованность
Бегающий взгляд – неискренность
Зрительный контакт с одним и тем же участником – напрягает «жертву», остальных может обижать.
Занятие 11. Принятие решений.
исследовать процесс принятия решения группой, сплочение коллектива.
обучить эффективному поведению в процессе поиска согласия в группах, получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководства, способствовать сплочению участников группы.
Сегодня мы на примере игры узнаем, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать. Наша игра даст вам возможность поучиться принимать решения.
Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысячи миль к Ю-З от ближайшего берега.
Ниже приведен список 15 предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные предметы. Плюс к тому в карманах у всех вас в сумме набирается несколько коробов спичек и 5 долларовых банкнот.
Ваша задача – расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий – номер 2 и так далее до номера 15.
Секстант (инструмент для геодезических и астрономических наблюдений)
Зеркальце для бритья
Пятилитровый бочонок воды
Одна коробка с армейским рационом питания
Карта Тихого океана
Подушка для сидения (плав.средство)
Баллон дизельного топлива
Репеллент для отпугивания акул
Одна бутылка рома
450 м каната
Две коробки шоколада
Набор рыболовных принадлежностей
Сначала каждый составляет свой список. Затем объединяется в 2-3 небольшие группы и принимает совместное решение.
Затем группам представляется правильный список. Для каждого предмета списка нужно вычислить разницу между номером, который присвоила группа, и номером из списка экспертов. Затем складывается разница. Если группа набрала более 30 баллов, то она утонула. Так же можно посчитать и для каждого участника индивидуально.
Зеркальце для бритья (для привлечения внимания воздушной службы спасения)
Баллон дизельного топлива (для сигнализации спасателям, пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и банкнот)
Пятилитровый бочонок воды (для питья)
Одна коробка с армейским рационом питания (основной запас питания)
светонепроницаемого пластика (для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды)
Две коробки шоколада (резервный запас питания)
450 м каната (можно привязать нужные вещи, что бы они не упали за борт)
Подушка для сидения (спасательное средство, для человека за бортом)
Бутылка рома (антисептик)
Транзисторный приемник (бесполезен, т.к.находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций)
Карта Тихого океана (бесполезна при отсутствии другого навигационного прибора)
Противомоскитная сетка (москитов не бывает)
Секстант (без навигационных таблиц и хронометра бесполезен).
Занятие 12. Обучение заполнению документации.
правильное оформление документации при проведении восстановительных медиаций.
обучить на примерах правильному заполнению документации.
Занятие 13. Заключительное занятие.
получить обратную связь от участников группы.
Каждый участник группы обводит свою ладонь фломастером на листе бумаге и пишет внутри своё имя. Затем передаёт свою ладошку соседу слева, который пишет что-нибудь внутри. После того, как каждый написал, вырезаем и приклеиваем ладошки на дерево, заранее нарисованное на ватмане.
Получение обратной связи
Каждому участнику раздается лист бумаги с вопросами: что больше всего понравилось в занятиях, что не понравилось совсем, о чем бы ещё хотели узнать, что на ваш взгляд было лишним, что нового узнали.
Вручение сертификатов о прохождении обучения.
Встречаемся раз в месяц на совет ШСП для обсуждения восстановительных программ, которые были проведены юными медиаторами, обмен опытом, мнением.
Медиация является добровольным и конфиденциальным процессом, в котором нейтральный третий человек (медиатор) помогает сторонам найти взаимоприемлемый вариант решения проблемы, которая возникла.
Во время проведения процедуры медиации все стороны должны помнить определенные правила и обязанности, которых необходимо придерживаться – основные принципы медиации:
нейтральность и беспристрастность медиатора;
каждая из сторон имеет возможность покинуть примирительную встречу (желательно с объяснением причин).
Правила проведения медиации:
Выслушать друг друга
Уважать друг друга
Не оскорблять другую сторону
Придерживаться правил медиации
подписывая этот документ, свидетельствуем о том, что мы ознакомлены с правилами и принципами восстановительной программы (медиации), а также обязуемся их выполнять. Мы совместно берем на себя ответственность за принятие решения и его исполнение.
(заполняется в случае, если сторонам не удалось договориться о способе заглаживания вреда)
Фамилия, имя, отчество обвиняемого __________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество потерпевшего __________________________________________________________________
Дата события: «___» __________ 20__ г.
Мы провели встречу, обсудили ситуацию преступления и возможности заглаживания вреда.
Стороны договорились о следующем / не договорились (причина): ______________________________________________________________
Был поставлен вопрос: «Как сделать так, чтобы в будущем подобного не повторилось?»
Участники встречи высказали по этому поводу следующее: _ ________
Организация дальнейших встреч
Участники высказали по поводу необходимости дальнейших встреч следующее: _ ___________
Участники восстановительной программы (медиации, круга сообщества, школьной конференции, семейной конференции) в лице:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что _____________________________________________________________________________
и пришли к следующим выводам (договоренностям):
Проверять выполнение условий договора и уведомлять медиаторов об их успешном завершении будет
Встреча для аналитической беседы состоится (место, время, дата)
Чтобы в дальнейшем подобное не повторялось, мы договорились о следующем:
Мы понимаем, что копия данного договора может быть передана администрации и другим, заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече медиатор никому сообщать не будет.
Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию.
Фамилии, имена и
подписи участников встречи Дата