ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОРОГА В БУДУЩЕЕ

Труд
– основной источник материального и
духовного богатства общества, главный
критерий социального престижа человека,
его священный долг, фундамент личностного
развития. Правильно осуществляемое
трудовое воспитание, непосредственное
участие школьников в общественно
полезном, производительном труде
является действительным фактором
гражданского взросления, морального
и интеллектуального формирования
личности, ее физического развития. Как
бы не сложилась дальнейшая судьба
выпускников школы, трудовые умения и
закалка потребуется им в любой сфере
деятельности.

Задачи
трудового воспитания осуществляются
в процессе:

1
получения общеобразовательной
подготовки

Основные
виды трудовой деятельности: учебный
труд, общественно-полезный труд,
производительный труд, труд по бытовому
самообслуживанию, домашний труд.

Профессиональная
ориентация как педагогическая категория
обозначает процесс ознакомления
учащихся с различными профессиями и
видами труда и оказания им помощи в
выборе своей будущей профессии и
специальности в соответствии с имеющимися
склонностями и способностями.

Воспитание физической культуры школьников.

Физ.
развитие человека создает предпосылки
для полноценной умственной работы.
Физ. здоровый человек может лучше
проявлять себя в производительном
труде, преодолевать большие нагрузки
меньше утомляться. Наконец, правильное
физическое воспитание, участие в
спортивно-массовых мероприятиях
способствует формированию нравственности,
товарищества, коллективизма,
требовательности к себе, а также
укреплению воли. Физ. развитие выступает
лишь как один из рез-тов физ. воспитания.
Само же физ. воспитание охватывает
более широкую область пед. влияния на
уч-ся. Наряду с физ. развитием оно
призвано возбуждать у них потребность
и интерес к занятиям физ. культурой и
спортом, способствовать глубокому
осмыслению психофизиологических основ
физ. развития и укреплению здоровья, а
также умственному, нравственному и
эстетическому формированию. Физ.
воспитание—это процесс организации
активной физкультурно-оздоровительной
деят-ти уч-ся, направленной на укрепление
потребности занятий физ. культурой и
спортом, осмысления их психофизиологических
основ, развитие физ. сил и здоровья, а
также выработку санитарно-гигиенических
навыков и привычек и здорового образа
жизни. Содержание физического воспитания:
формирование у учащихся потребности
в занятии физкультурой и спортом и
укрепления своих физических сил и
здоровья, обогащения учащихся системой
знаний о сущности и общественном
значении физкультуры и спорта и их
влияния на всестороннее развитие
личности, формирование у школьников
санитарно-гигиенических навыков
организации труда и разумного отдыха,
правильного чередования умственных
занятий с физическими упражнениями и
разнообразной практической деятельностью.
Весьма важной содержательной частью
физического воспитания является
развитие у учащихся двигательных умений
и навыков, воспитание и совершенствование
внешней культуры поведения: осанки,
походки, ловкости, быстроты двигательных
реакций и т.д. Наконец, физическое
воспитание включает в себя развитие у
учащихся физических способностей и
стремления к занятиям в различных видах
физкультуры и спорта. К средствам
физического воспитания относятся: а)
естественные силы природы: солнце,
воздух и вода; б) режим питания, труда
и отдыха; в) утренняя гимнастика; г)
уроки физической культуры; д) разнообразные
формы внеклассной спортивно-массовой
работы: гимнастика, спортивные игры,
туризм. Основные методы физического
воспитания: 1) физические упражнения
или физическая тренировка; 2) методы
убеждения (разъяснения) и положительного
примера. Эти методы используются прежде
всего в процессе организации физических
упражнений (тренировок) учащихся и
спортивно-массовых мероприятий в школе.
С их помощью разъясняется значение
физических упражнений в развитии
человека, их психологические основы,
а также техника их выполнения учителей
служит предметом подражания школьников
в процессе занятий физической культурой;
3) методы одобрения и осуждения, а также
контроль за выполнением
санитарно-гигиенического режима,
участия в спортивно-массовой работе и
разнообразных оздоровительных
мероприятиях. Реализация физического
воспитания в школе. 1) Уроки физкультуры
во всех классах. 2) Соблюдение
санитарно-гигиенических правил. 3)
Внеклассная работа по физкультуре. В
системе внеклассной работы большое
значение имеет спортивное совершенствование
учащихся, развитие их способностей в
различных видах физкультуры и спорта.
Эта задача решается с помощью организации
работы спортивных секций по гимнастике,
спортивным играм, легкой атлетике и
т.д. Занятия спортивных секций проводятся
преподавателями физкультуры по плану
спортивно-массовой работы в школе.
Существенным направлением внеклассной
работы является организация и проведение
спортивно-массовых мероприятий в школе.
К ним относятся спортивные праздники,
школьные спартакиады, соревнования,
вечера и т.д. Эти мероприятия не только
возбуждают интерес к физкультуре и
спорту, но и позволяют вовлекать учащихся
в спортивно-массовую работу

Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам.

Воспитание трудолюбия начинается с ранних лет жизни. В семье, потом в дошкольном учреждении прививаются элементарные навыки: представления об обязанностях, ответственность и дисциплинированность. В дальнейшем формы усложняются и носят уже специализированный характер.

Главная цель воспитания трудолюбия – формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание очень тесно связано с гражданским, нравственным, оно формирует фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, самодеятельности, других сферах деятельности. Является составляющей морального становления личности.

Новые тенденции методики трудового воспитания

Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе – принцип вариативности.

Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций. Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы. Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.

Условия успешной воспитательной деятельности

При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов. Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности. Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания. Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.

Главное условие успеха – включение ребенка в посильную для возраста и физических возможностей деятельность. Если она организована правильно, то будет способствовать формированию необходимых нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, усердия, настойчивости.

Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:

Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.

Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.

Виды трудового воспитания

Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:

Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.

Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.

Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.

Воспитание в дошкольном возрасте

Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:

Формы трудового воспитания

Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности. Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения. Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.

Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:

Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).

Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:

Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.

Формы работы с дошкольниками

Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:

Творчество также можно называть одной из форм формирования трудовых качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методы трудового воспитания

Выделяют несколько групп методов:


ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОРОГА В БУДУЩЕЕ

Выбор методов зависит от цели и задач, индивидуальных особенностей отдельного ребенка, уровня трудовой готовности.

Средства воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок знакомится со взрослым миром. Главная задача родителей или воспитателя – помочь ему. Это не значит, что все нужно делать за него. Он должен научиться простым действиям самостоятельно под руководством взрослых. Воспитание правильного отношения к труду у дошкольников возможно рядом средств:

Собственная деятельность – необходимое воспитательное средство, позволяющее обучать ребенка главным трудовым навыкам и формировать у него трудолюбие, дисциплинированность, умение добиваться результата. Это средство решает практические задачи.

Ознакомление с трудом других расширяет представления о деятельности человека, дает знания об их значимости, важности, формирует целостное положительное отношение.

К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства. Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы.

Главные методы работы с дошкольниками:

Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения. Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ  «ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»

Составитель Гончарова Светлана Викторовна, воспитатель

1 квалификационной категории

пгт. Емельяново 2022 г.

Проблема трудового воспитания одна из важнейших в современном обществе. Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач. Назрело понимание того, что подлинное воспитание возможно только на основе труда и занятости детей. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса центра.

Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. От того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего поколения, зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе труда дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни. Трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, особенностей.

Правильное поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие детей в общественно

– полезном труде, являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к труду, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития. В настоящее время трудовая деятельность является одним из факторов развития ребёнка. Именно в детском возрасте проявляется интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважение к людям труда.

Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к более сложному, и, следовательно, более к ценному. Эти и различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности с детства. Многие великие люди, достигшие в своей деятельности мировых высот, утверждают, что обязаны успеху в жизни не только своему таланту, а на 98% бесконечно упорному труду на пути к поставленной цели. Актуальна в этом плане идея И. Г. Песталоцци о том, что соединение обучения с трудом отвечает психологии детей, их естественному стремлению к деятельности.

Труд, как часть воспитательного процесса, за основу взял и знаменитый педагог А. С. Макаренко, работавший с детьми-сиротами. Он подчёркивал, что детям необходимо внушать, что приобретение необходимых трудовых навыков имеет большое значение в личной жизни. Процесс воспитания подрастающего поколения в труде, имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, оно не теряет своей актуальности и значимости и сегодня. Его высшей целью является формирование осознанной потребности в труде.

Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В раннем возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В дальнейшем, когда учебно- познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие ребенка, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, ребенку необходимо их как-то использовать.

Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору ребенком своего профессионального пути.

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности ребенка к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, движение к труду и его результатам; коллективизм; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека.

проблема трудового воспитания подрастающего поколения особо остро ощущается в современном обществе. Современные дети и их родители очень часто жалуются на принуждение к труду. Дети не желают убирать своё рабочее место, группу, класс, территорию центра. Поэтому в будущем они становятся всего лишь потребителями. В этой связи, считаем необходимым, уделять большое внимание трудовому воспитанию.

Труд называют могучим воспитателем. Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим чувство красоты труда, творчества, познания.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. Труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд — это проявление заботы людей друг о друге.

Именно у наших воспитанников многие стороны воспитательного характера   остаются   в   стороне, в   том   числе   и   трудовое   воспитание. Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).

Как говорил Макаренко: «Труд вообще» не является воспитательным средством. Воспитательным средством может быть такой труд, который организован определённым образом, с определенной целью, труд как часть всего воспитательного процесса.

: через привычку к труду и формирование трудовых навыков социально реабилитировать детей и готовить к самостоятельной жизни.

1.        Воспитывать в детях членов трудового общества с положительной ориентацией к труду.

2.        Через привычку к труду:

–        развивать духовные и нравственные качества личности;

–        формировать положительное отношение к любому виду труда;

–        развивать трудовое умение, организовывать свою работу; навыки самообслуживания;

–        воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду;

–        уважение к представителям разных профессий;

–        бережное отношение к своему и чужому имуществу;

–        навыки работы в коллективе (ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, толерантность);

–        знакомить воспитанников с разнообразием мира профессий.

3.        Создать условия для максимального востребования и использования полученных навыков в жизни семьи. Воспитывать социально значимую устремлённость в трудовых отношениях.

воспитанники 7-18 лет.

Данная        программа        разработана        в        соответствии        со        следующими нормативными документами:

Конституция Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка;

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Принципы трудового воспитания

Принцип единства трудового воспитания и общего развития личности предполагает связь трудового, нравственного, интеллектуального, эстетического, физического воспитания и создание условий для саморазвития всесторонне и гармонично развитой личности.

Принцип связи теории с практикой предполагает широкое и оперативное ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечение детей к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности.

Принцип включения личности в различные виды трудовой деятельности предполагает создание условий для реализации различных способностей и задатков воспитанников.

Принцип активности личности в деятельности обуславливает самостоятельность личности в привлекательных видах трудовой деятельности, развитие инициативы.

Принцип взаимодействия в процессе трудовой деятельности предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации труда.

Принцип соответствия трудовой деятельности возрастным и индивидуальным особенностям личности требует выдвижение таких задач трудового воспитания, которые обеспечивали бы объективно необходимые качества для развития личности на различных возрастных этапах.

Принцип связи с семьей и общественностью предполагает единство воспитательных воздействий семьи, центра и общественности.

Принцип творческого характера труда предполагает развитие инициативы, самодеятельности, творчества, применения трудовых умений в новых жизненных ситуациях.

Программа состоит из трех разделов, каждый из которых может использоваться педагогами как самостоятельная часть воспитательного процесса в соответствие с возрастной категорией (1 группа 7-12 лет), (2 группа 13-18 лет)

Методы и формы

Направления трудового воспитания

в ходе реализации программы «Дорога в будущее» воспитанники должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

когнитивные – знания несовершеннолетних о труде, о мире профессий;

мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью, желание трудиться;

поведенческие – навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

«Умелые руки или Ясам, Я сама»

Бытовой самообслуживающий труд направлен на удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий.

Бытовой труд включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, создание в группе уюта и удобств, подготовка к обеду или занятиям.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции,        но возникают типично жизненные        ситуации.        Постоянное        выполнение подобных        дел; особый эмоциональный                настрой        (готовность                принять участие                в хозяйственно- бытовом        труде, удовлетворение                от оказания                помощи товарищу, воспитателю) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость,        упорство, доброжелательное отношение         к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал        личности ребёнка.        Он        создает   больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например:   участие   в   наведении       порядка   в   групповой    комнате.) предварительного   его   планирования;     умения   подобрать  необходимые материалы    для    выполнения задания, бережного отношения к     ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.

В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения        замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду; труду других людей и его результатам.

Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Приучать детей старательно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

У детей формируются умения:

-умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности.

Мероприятия по ознакомлению хозяйственно-бытовым трудом

«До чего дошёл прогресс»

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий – высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции – социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с современными профессиями.

Ребенка, бесспорно, привлекает мир взрослых людей. Он еще неосознанно видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, как личностных качеств, так и деловых. Поэтому очень важно, чтобы образцом для подражания были близкие, реальные взрослые, со своими привлекательными, лучшими чертами, необходимыми умелому, творческому, деловому человеку, на которые ребенок может ориентироваться, определяя и выбирая свои моральные представления, формируя понимание важности труда как для самого человека, так и для окружающих.

Формировать систему знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения.

Воспитывать уважения к людям труда.

Изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников.

Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности.

Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.

Научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Воспитанники должны знать:

значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда.

Воспитанники должны уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Мероприятия по ознакомлению детей с миром профессий

«Природа мой дом»

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают                много        сведений        о росте        и развитии        растений. Труд        в        природе способствует        к развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к

Формировать у воспитанников знание основ экологической культуры.

Воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям.

Формировать умение контролировать свое  поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Обучать работать индивидуально и в группе, отстаивать свою точку зрения.

Воспитать чувство бережного отношения к природе.

основы экологической культуры;

правила безопасного поведения в природе;

правила техники безопасности работы с садовым инвентарем.

контролировать        свое        поведение,        поступки,        чтобы        не        причинить        вреда окружающей среде;

– использовать полученные знания об экологии;

– работать с садовым инвентарем.

Мероприятия по ознакомлению детей с трудом в природе

Мониторинг эффективности программы

выявление уровня освоения представлений детей о труде взрослых, его роли, направленности конкретных трудовых процессов на результат, уровень трудовых навыков.

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Н – результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

С – труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

В – ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Н – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

С – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

В – ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Диагностика сформированности ручного труда

Н – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

С – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. Качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

В – развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами нови

Уровни развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации. Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью – доказательством, верно обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знанием общей структуры

2 уровень – средний: ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, осознает назначение денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах

3 уровень – низкий: нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью – доказательством владеет недостаточно; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Отношение к рекламе и деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду неустойчивое, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

Уровни трудовой готовности:

Низкий уровень – отрицательное отношение к труду или положительное отношение к труду выражается «на словах» («знаемые мотивы»); отсутствие должного понимания его общественной и личностной значимости; практического опыта, технического кругозора, ориентации на практику;

Средний уровень – интерес к трудовой деятельности определенного рода носит неустойчивый характер, трудовая активность проявляется в делах, которые непосредственно интересны и не требуют особых волевых усилий;

Высокий уровень – устойчивое желание заниматься каким-либо конкретным видом деятельности, подкрепленное практическим опытом и умениями в сфере общественно-полезного, производительного труда, отношение к труду основано на потребности в трудовом образе жизни, сознательном выборе профессии; сформированы творческие умения и опыт реального производительного труда.

Уровни освоения ребенком позиции субъекта

Ребенок выполняет действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено; ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах.

Ребенок выполняет действия самостоятельно; требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч и пр.).

Ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.

Анкета для выявления трудового сознания воспитанников

Тест «Зачем нужен труд»

а) не знаю, не задумывался – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

а) чтобы получать деньги – 2 балла

б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла в) не знаю – 1 балл

а) интересной и полезной людям – 3 балла

б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла в) я об этом еще не думал – 1 балл

а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла б) того, кто трудится с любовью – 3 балла

Высокий уровень – 12 баллов Средний уровень – 8- 11 баллов Низкий уровень – 7 и менее баллов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *