Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Таёжный
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В РАМКАХ ООП НОО
Бревнова Наталья Михайловна
8. Требования к условиям реализации программы:
9. Механизмы реализации программы:
10. Форма содержание работы:
1. Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010г., рег. №16299.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010г. регистрационный № 18638.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011г., рег.№19676.
10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
11. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001
12. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. ( Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
13. Устав образовательного учреждения МБОУСОШ п. Таёжный.
При определении структуры, содержания, ресурсного обеспечения, этапов и результатов программы коррекционной работы инвариантными являются следующие позиции:
– программа коррекционной работы основана на положении ФГОС НОО о необходимости учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (п.2);
– программа коррекционной работы является структурным компонентом основной образовательной программы начального общего образования и разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно (п.16.8 ФГОС НОО);
– объективным основанием для разработки программы коррекционной работы, определения особенностей организации образовательного процесса является наличие в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к которым относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания:
– дети-инвалиды (при наличии подтверждающих документов установленного образца);
– другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания;
– обучающиеся, имеющие особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению ими образования без создания для этого специальных условий (в редакции Проекта федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” по состоянию на 15 июля 2011 года);
– программа коррекционной работы должна предусматривать коррекционно-развивающее сопровождение освоения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования только тем детям с ОВЗ, потребности и возможности которых позволяют освоить программы общеобразовательной школы;
– содержание коррекционной работы может быть только вариативным, соответствующим диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования;
– структура программы коррекционной работы, конкретизация ее содержания определяется Примерной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения (раздел 7);
– программа строится с учетом принципов коррекционной педагогики;
– программа коррекционной работы в соответствии с требованиями к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа , определенными приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. № 2106, должна обеспечить наличие в образовательном учреждении системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями
обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Категории детей с ОВЗ, обучающиеся в школе:
2. Теоретико-методологические основания программы коррекционной работы:
Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов:
– нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
– комплексного, обеспечивающего учёт психолого-педагогических знаний о ребёнке;
– междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребёнка, отражающую специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы педагогов, психологов, учителей-логопедов
3. Принципы программы коррекционной работы :
-на уровне благополучия, соответствующего норме развития;
-на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития;
-на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо понимать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Принцип обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая работа требует постоянного систематического контроля и фиксации происшедших изменений (или их отсутствия) и, как следствие, контроля динамики хода и эффективности коррекционно-развивающей работы образовательного учреждения в целом.
Д. Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.
Первый параметр – это “социальная ситуация развития” (по Л. С. Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Второй параметр – уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Третий параметр – уровень развития ведущей деятельности младшего школьника, играющей решающую роль в его развитии, без учета которой довольно трудно построить коррекционный процесс.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Обеспечение условий для достижения детьми с ОВЗ результатов обучения:
, в том числе:
• морально-этическая ориентация;
•способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
•самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
•умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
•умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
•умение использовать знаково-символические средства
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебно-познавательных и практических задач;
•способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
•умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
в максимально возможном по состоянию здоровья соответствии с планируемыми результатами ООП НОО
Ориентиром коррекционной работы, помимо метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО ребенком с ОВЗ, для образовательного учреждения должны стать ключевые (социальные результаты), такие как:
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества ребенка с ОВЗ со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Складывающаяся в соответствии с требованиями ФГОС НОО качества специального (коррекционного) образования подразумевает:
– переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;
– переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;
-переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая метапредметные результаты и социализацию – в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учётом возрастной ступени обучения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ.
Основой реализации программы коррекционной работы как составной части основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения должен стать индивидуальный подход, минимизирующий в процессе обучения риски для здоровья и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий возможность реализации в повседневной жизни школы их полноценного образования.
5. Направления работы
6. Структура программы коррекционной работы:
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.
В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.
Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.
Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи:
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.
включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.
Диагностическая работа включает
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально–типологическими особенностями.
Коррекционно-развивающая работа включает:
Своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно – развивающий этап включает в себя:
1. Психологическое сопровождение – коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы ребенка.
2. Логопедическое сопровождение – коррекция и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи.
3. Педагогическое сопровождение – коррекция и развитие познавательной деятельности, устранение пробелов в знаниях, помощь в усвоении учебных предметов, обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.
Модуль предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).
нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.
Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами–консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей–предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на семинарах–практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Психотерапевтическая работа с семьейЦель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.
Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.
7. Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Требования к условиям реализации программы коррекционной работы
8.2. Программно-методическое обеспечение
8.3. Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание школы введены ставки педагога-психолога, социального педагога, логопеда.
Педагоги проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
8.4. Материально-техническое обеспечение
8.5. Информационное обеспечение
9.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
9.2. Социальное партнёрство
Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья (РЦ «Солнышко», Центр «Доверие», «Берегиня», Управление соц. защиты населения, Отдел опеки и попечительства);
9.3. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и детей с ОВЗ
В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, в задачи которого входит:
В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят учитель – дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов, зам. директора по УВР, школьный врач (по необходимости приглашаются педагоги – предметники) Заседания консилиума проводятся один раз в четверть. Согласно плана работы психолого-педагогического консилиума ведётся работа по нескольким направлениям:
10. Формы и содержание обучения
Обучение детей с ОВЗ осуществляется в режиме:
– общеобразовательных классов;
– обучения на дому.
Учащиеся, поступившие в общеобразовательные классы, обследуются всеми специалистами консилиума с целью выявления детей «группы риска» и оказания им своевременной помощи. На каждого учащегося составляется индивидуальная образовательная программа, в которой для детей с ОВЗ предусмотрен коррекционный блок.
Для детей-инвалидов, которые по причине болезни не могут обучаться в образовательном учреждении, о чём свидетельствует справка, заверенная амбулаторно-поликлиническим учреждением, организовано обучение на дому.
10.1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися:
В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися. Ее проводят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель, педагог дополнительного образования.
10.2. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда:
Система преодоления нарушений речи на первоначальном этапе обучения детей с речевой патологией решает важнейшую задачу – подготовку этой категории учащихся к дальнейшему обучению в среднем и старшем звене, что является необходимым условием их интеграции в систему общего образования.
логопедических занятий – создание предпосылок для овладения учебным материалом основной общеобразовательной программы,
оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
– развитие ручной и речевой моторики;
– развитие речеслухового восприятия;
– постановка и автоматизация звуков;
– дифференциация фонетически сходных звуков;
– формирование слогового и фонематического анализа и синтеза слов;
– коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
– развитие лексико-грамматического строя;
– формирование связной речи;
– развитие зрительно-пространственных представлений.
Выбор направлений работы индивидуально ориентирован в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности.
В зависимости от логопедического статуса учащихся в МБОУСОШ п. Таёжный логопедическая помощь реализуется в условиях двух организационных форм:
– индивидуальные логопедические занятия с учащимися с ОВЗ, обучающимися по программе С(К)ОУ VII вида. Коррекционная логопедическая работа проводится в форме индивидуальных занятий с периодичностью занятий два раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 20 минут.
В 1, 2 классах основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма. В 3, 4 классах основное место занимает работа по коррекции нарушений письменной речи и устранению оставшихся недостатков устной речи, также проводится профилактика дизорфографии.
Учитывая системное недоразвитие речи школьников, на каждом занятии ставятся комплексные задачи, направленные как на коррекцию, так и на развитие всех компонентов речи.
При планировании работы учитывается тематика и программный материал по «Развитию речи», «Произношению», «Обучению грамоте», «Литературному чтению», «Русскому языку».
На каждого учащегося составляется индивидуальный план работы, содержание которого определено структурой и характером речевого нарушения.
– работа логопункта
Коррекционная логопедическая работа с учащимися с ОВЗ, обучающимися по общеобразовательной программе, проводится в форме групповых занятий. В группы зачисляются дети с однородной структурой речевого дефекта.
Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется структурой речевого нарушения. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся три раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им, два раза в неделю; с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи, работа проводится консультативно.
Продолжительность группового логопедического занятия 40 минут.
При планировании работы учитывается тематика и программный материал по «Обучению грамоте», «Литературному чтению», «Русскому языку».
На каждую группу учащихся составляется план работы, содержание которого определено структурой и характером речевого нарушения.
10.3. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
Система коррекционных занятий формируется в индивидуальной образовательной программе ребенка решением заседания ПМПк. Она включает в себя развивающие упражнения и комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух основных формах – индивидуальной и групповой по различным аспектам деятельности:
Основополагающими понятиями для эффективной коррекционно-развивающей работы являются понятия возрастной и индивидуальной нормы.
Большое значение уделяется активному привлечению ближайшего социального окружения ребенка к участию в его коррекционной программе, поскольку это является важнейшим компонентом социальной ситуации развития ребенка. Это определяет зону его ближайшего развития, нацеленную на формирование психологических новообразований.
Коррекционная работа осуществляется в трех направлениях:
Целесообразность каждого направления определяется конкретными задачами коррекционно-развивающей работы, поставленными перед специалистами после проведения всех диагностических мероприятий, в том числе после обработки данных контрольно-диагностических работ учащихся. Сформированные отчеты содержат в себе перечень заданий, выполнение которых позволяет ликвидировать учебные проблемы ребенка. Задания помещены в методическом сборнике, на каждое из них подобрано 20 упражнений, которые расположены простого к сложному.
Основное содержание психологических групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие детей и решение конкретных психологических проблем; на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального занятия – 20 минут. Периодичность проведения – дважды в неделю.
11. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются:
— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ (показатели общей и качественной успеваемости по предметам);
— динамика индивидуального речевого развития учащихся с ОВЗ (положительная динамика в развитии устной и письменной речи);
— динамика развития познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий, кадровое обеспечение);
— взаимодействие педагогических работников образовательного учреждения в работе с обучающимися с ОВЗ ;
— сравнительная характеристика данных психолого-педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
— выбор направлений внеурочной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся;
— включение родителей в коррекционно-образовательный процесс, направленный на реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.
12. Ожидаемые результаты реализации коррекционной программы:
Приложение № 1
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в МБОУСОШ п. Таёжный
Приложение № 2
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут обучающегося _класса_ ОУ на 2013- учебный год
Ф. И. О. обучающегося с ОВЗ:
Ф. И. О., должность педагога, члена школьного психолого-медико-педагогического консилиума,
ответственного за коррекционную работу:
Заключение специалистов внешнего ПМПК (шифр):
Заключения специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума :-педагога-психолога_-учителя-логопеда_-социального педагога_
Программа коррекционной работы с обучающимся:
Рекомендации медицинского работника_
Подписи членов внутришкольной ПМПК
Подпись родителя (законный представитель) обучающегося с ОВЗ:
«с ИКОМом ознакомлен , одобряю, готов оказывать содействие в его реализации, выполнять рекомендации специалистов«____»____________200__г.
Приложение № 3
Модель индивидуальной психолого-педагогической карты
Год поступления в школу (в какой класс поступил, из какого учреждения)
Заключение внешней ПМПК______________________________________
Рекомендации внешней ПМПК ____________________________________________________
Приложение № 4
Программа первичного обследования обучающегося с ОВЗ социальным педагогом
Дата обследования: «____»____________200__г.
С какого времени, класса обучается в ОУ __________
□ отдельная квартира □ дом
□ квартира снимается □ комната в общежитии
□ нет жилья □ прочее ________
Учебное место обучающегося / место для отдыха:
□ отдельная оборудованная комната □ собственный детский уголок
□ собственный письменный стол □ условий для занятий и отдыха нет
Кто осуществляет воспитание:
□ мать □ бабушка, дедушка
□ отец □ сестра, брат
Категория семьи обучающегося:
□ благополучная, □ малообеспеченная, □ неполная,
□ опекаемая, □ многодетная, □ учащийся является ребенком-инвалидом, □ неблагополучная (педагогически несостоятельная; злоупотребляющая алкоголем; конфликтная; жестокое обращение в семье; попустительское отношение;
Внеурочная, внеучебная занятость обучающегося
Вид профилактического учета:
□ на учете не состоит □ «группа риска»: (нужное указать)
□ учет ОДН РУВД □часто пропускает учебные занятия
□ педагогический учет □склонность к бродяжничеству,
□склонность к воровству □не посещает учебные занятия
□склонность к вымогательству □суицидальное поведение
Наличие вредных привычек:
□ к курению _________________ □ к наркомании_________
□ к распитию спиртного ___________□ к сквернословию __
□ к токсикомании ________________ □ другое____________
Уровень социальной адаптации:
□ успешный □ адаптация затруднена
□ испытывает незначительные трудности
□ испытывает значительные трудности
Имеющиеся проблемы обучающегося, его семьи на момент обследования
Динамическое наблюдение социальным педагогом в процессе коррекционно-профилактической работы
Приложение № 5
Возникшие проблемы у обучающегося, его семьи
Приложение № 6
Проделанная в отношении обучающегося работа
Приложение № 7
Итоги социально-педагогической работы
Приложение № 8
Динамическое наблюдение развития ребенка педагогом-психологом
Приложение № 9
Первичное обследование обучающегося учителем-логопедом
Дата обследования _____________
Приложение № 10
Динамическое наблюдение учителем-логопедом
в процессе коррекционных занятий
Приложение № 11
Первичное обследование обучающегося учителем – дефектологом