ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Таёжный

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В РАМКАХ ООП НОО

Бревнова Наталья Михайловна

8. Требования к условиям реализации программы:

9. Механизмы реализации программы:

10. Форма содержание работы:

1. Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010г., рег. №16299.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010г. регистрационный № 18638.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011г., рег.№19676.

10.        Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

11. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001

12. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. ( Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

13. Устав образовательного учреждения МБОУСОШ п. Таёжный.

При определении структуры, содержания, ресурсного обеспечения, этапов и результатов программы коррекционной работы инвариантными являются следующие позиции:

– программа коррекционной работы основана на положении ФГОС НОО о необходимости учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (п.2);

– программа коррекционной работы является структурным компонентом основной образовательной программы начального общего образования и разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно (п.16.8 ФГОС НОО);

– объективным основанием для разработки программы коррекционной работы, определения особенностей организации образовательного процесса является наличие в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к которым относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания:

– дети-инвалиды (при наличии подтверждающих документов установленного образца);

– другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания;

– обучающиеся, имеющие особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению ими образования без создания для этого специальных условий (в редакции Проекта федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” по состоянию на 15 июля 2011 года);

– программа коррекционной работы должна предусматривать коррекционно-развивающее сопровождение освоения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования только тем детям с ОВЗ, потребности и возможности которых позволяют освоить программы общеобразовательной школы;

– содержание коррекционной работы может быть только вариативным, соответствующим диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования;

– структура программы коррекционной работы, конкретизация ее содержания определяется Примерной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения (раздел 7);

– программа строится с учетом принципов коррекционной педагогики;

– программа коррекционной работы в соответствии с требованиями к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа , определенными приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. № 2106, должна обеспечить наличие в образовательном учреждении системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями

обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.

Категории детей с ОВЗ, обучающиеся в школе:

2. Теоретико-методологические основания программы коррекционной работы:

Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы  является взаимосвязь трёх подходов:

– нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

– комплексного, обеспечивающего учёт психолого-педагогических знаний о ребёнке;

– междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребёнка, отражающую специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы педагогов, психологов, учителей-логопедов

3. Принципы программы коррекционной работы :

-на уровне благополучия, соответствующего норме развития;

-на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития;

-на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо понимать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Принцип обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Коррекционно-развивающая работа требует постоянного систематического контроля и  фиксации происшедших изменений (или их отсутствия) и, как следствие, контроля динамики хода и эффективности коррекционно-развивающей работы образовательного учреждения в целом.

Д. Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.

Первый параметр – это “социальная ситуация развития” (по Л. С. Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Второй параметр – уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Третий параметр – уровень развития ведущей деятельности младшего школьника, играющей решающую роль в его развитии, без учета которой довольно трудно построить коррекционный процесс.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Обеспечение условий для достижения детьми с ОВЗ результатов обучения:

, в том числе:

• морально-этическая ориентация;

•способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

•самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

•умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

•умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

•умение использовать знаково-символические средства

для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем

решения учебно-познавательных и практических задач;

•способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

•умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

в максимально возможном  по состоянию здоровья соответствии с планируемыми результатами ООП НОО

Ориентиром коррекционной работы, помимо метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО ребенком с ОВЗ, для образовательного учреждения должны стать  ключевые  (социальные результаты), такие как:

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества ребенка с ОВЗ со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Складывающаяся в соответствии с требованиями ФГОС НОО  качества специального (коррекционного) образования подразумевает:

– переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;

– переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;

-переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая метапредметные результаты и социализацию – в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учётом возрастной ступени обучения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ.

Основой реализации программы коррекционной работы как составной части основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения должен стать индивидуальный подход, минимизирующий в процессе обучения риски для здоровья и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий возможность реализации в повседневной жизни школы их полноценного образования.

5. Направления работы

6. Структура программы коррекционной работы:

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи:

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.

Диагностическая работа включает

Консультативная работа включает:

•        выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

•        консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

•        консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально–типологическими особенностями.

Коррекционно-развивающая работа включает:

Своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно – развивающий этап включает в себя:

1. Психологическое сопровождение – коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы ребенка.

2. Логопедическое сопровождение – коррекция и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи.

3. Педагогическое сопровождение – коррекция и развитие познавательной деятельности, устранение пробелов в знаниях, помощь в усвоении учебных предметов, обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Модуль предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).

нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем,  грамотно поставить вопрос перед психологами–консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей–предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на семинарах–практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Психотерапевтическая работа с семьейЦель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.

Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.

7. Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Требования к условиям реализации программы коррекционной работы

8.2. Программно-методическое обеспечение

8.3. Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание школы введены  ставки педагога-психолога, социального педагога, логопеда.

Педагоги проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

8.4.  Материально-техническое обеспечение

8.5. Информационное обеспечение

9.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

9.2. Социальное партнёрство

Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья (РЦ «Солнышко», Центр «Доверие», «Берегиня», Управление соц. защиты населения,  Отдел опеки и попечительства);

9.3. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и детей с ОВЗ

В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, в задачи которого входит:

В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят учитель – дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов, зам. директора по УВР,  школьный врач (по необходимости приглашаются педагоги – предметники) Заседания консилиума проводятся один раз в четверть. Согласно плана работы психолого-педагогического консилиума ведётся работа по нескольким направлениям:

10. Формы  и содержание обучения

Обучение детей с ОВЗ осуществляется в режиме:

– общеобразовательных классов;

– обучения на дому.

Учащиеся, поступившие в общеобразовательные классы, обследуются всеми специалистами консилиума с целью выявления детей «группы риска» и оказания им своевременной помощи. На каждого учащегося составляется  индивидуальная образовательная программа, в которой для детей с ОВЗ предусмотрен коррекционный блок.

Для детей-инвалидов, которые по причине болезни не могут обучаться в образовательном учреждении, о чём свидетельствует справка, заверенная амбулаторно-поликлиническим учреждением,  организовано обучение на дому.

10.1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися:

В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися. Ее проводят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,  учитель, педагог дополнительного образования.

10.2.  Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда:

Система преодоления нарушений речи на первоначальном этапе обучения детей с речевой патологией решает важнейшую задачу – подготовку этой категории учащихся к дальнейшему обучению в среднем и старшем звене, что является необходимым условием их интеграции в систему общего образования.

логопедических занятий  – создание предпосылок для овладения учебным материалом основной общеобразовательной программы,

оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

– развитие ручной и речевой моторики;

– развитие речеслухового восприятия;

– постановка и автоматизация звуков;

– дифференциация фонетически сходных звуков;

– формирование слогового и фонематического анализа и синтеза слов;

– коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;

– развитие лексико-грамматического строя;

– формирование связной речи;

– развитие зрительно-пространственных представлений.

Выбор направлений работы индивидуально ориентирован в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности.

В зависимости от логопедического статуса учащихся в МБОУСОШ п. Таёжный логопедическая помощь реализуется в условиях двух организационных форм:

– индивидуальные логопедические занятия с учащимися с ОВЗ, обучающимися по программе С(К)ОУ VII вида. Коррекционная логопедическая  работа  проводится в форме индивидуальных занятий с периодичностью занятий два раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 20 минут.

В 1, 2 классах  основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма. В 3, 4 классах основное место занимает  работа по коррекции нарушений письменной речи и устранению оставшихся недостатков устной речи, также проводится профилактика дизорфографии.

Учитывая системное недоразвитие речи школьников, на каждом занятии ставятся комплексные задачи, направленные как на коррекцию, так и на развитие всех компонентов речи.

При планировании работы учитывается тематика и программный материал по «Развитию речи», «Произношению», «Обучению грамоте», «Литературному чтению», «Русскому языку».

На каждого учащегося составляется индивидуальный план работы, содержание которого определено структурой и характером речевого нарушения.

–  работа логопункта

Коррекционная логопедическая  работа с учащимися с ОВЗ, обучающимися по общеобразовательной программе,   проводится в форме групповых занятий. В группы зачисляются дети с однородной структурой речевого дефекта.

Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется структурой речевого нарушения. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся три раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им, два раза в неделю; с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи,  работа проводится консультативно.

Продолжительность группового логопедического занятия 40 минут.

При планировании работы учитывается тематика и программный материал по «Обучению грамоте», «Литературному чтению», «Русскому языку».

На каждую группу  учащихся составляется план работы, содержание которого определено структурой и характером речевого нарушения.

10.3. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Система коррекционных занятий формируется в индивидуальной образовательной программе ребенка решением заседания ПМПк. Она включает в себя развивающие упражнения и комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух основных формах – индивидуальной и групповой по различным аспектам деятельности:

Основополагающими понятиями для эффективной коррекционно-развивающей работы являются понятия возрастной и индивидуальной нормы.

Большое значение уделяется активному привлечению ближайшего социального окружения ребенка к участию в его коррекционной программе, поскольку это является важнейшим компонентом социальной ситуации развития ребенка. Это определяет зону его ближайшего развития, нацеленную на формирование психологических новообразований.

Коррекционная работа осуществляется в трех направлениях:

Целесообразность  каждого направления определяется конкретными задачами коррекционно-развивающей работы, поставленными перед специалистами после проведения всех диагностических мероприятий, в том числе после обработки данных контрольно-диагностических работ учащихся. Сформированные отчеты содержат в себе перечень заданий, выполнение которых позволяет ликвидировать учебные проблемы ребенка. Задания помещены в методическом сборнике, на каждое из них подобрано 20 упражнений, которые расположены  простого к сложному.

Основное содержание психологических групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие детей и решение конкретных психологических проблем; на развитие  групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального занятия – 20 минут. Периодичность  проведения – дважды в неделю.

11. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются:

— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ (показатели общей и качественной успеваемости по предметам);

— динамика индивидуального речевого развития учащихся с ОВЗ (положительная динамика в развитии устной и письменной речи);

—   динамика  развития познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ;

— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий, кадровое обеспечение);

— взаимодействие педагогических работников образовательного учреждения в работе с обучающимися с ОВЗ ;

— сравнительная характеристика данных психолого-педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;

— выбор направлений внеурочной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся;

— включение родителей в коррекционно-образовательный процесс, направленный на реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

12. Ожидаемые результаты реализации  коррекционной программы:

Приложение № 1

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в МБОУСОШ п. Таёжный

Приложение № 2

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут обучающегося _класса_ ОУ на 2013-      учебный год

Ф. И. О. обучающегося с ОВЗ:

Ф. И. О., должность педагога, члена школьного психолого-медико-педагогического консилиума,

ответственного за коррекционную работу:

Заключение специалистов внешнего ПМПК (шифр):

Заключения специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума :-педагога-психолога_-учителя-логопеда_-социального педагога_

Программа коррекционной работы с обучающимся:

Рекомендации медицинского работника_

Подписи членов внутришкольной ПМПК

Подпись родителя (законный представитель) обучающегося с ОВЗ:

«с ИКОМом ознакомлен , одобряю, готов оказывать содействие в его реализации, выполнять рекомендации специалистов«____»____________200__г.

Приложение № 3

Модель индивидуальной психолого-педагогической карты

Год поступления в школу (в какой класс поступил, из какого учреждения)

Заключение внешней ПМПК______________________________________

Рекомендации внешней ПМПК ____________________________________________________

Приложение № 4

Программа первичного обследования обучающегося с ОВЗ социальным педагогом

Дата обследования: «____»____________200__г.

С какого времени, класса обучается в ОУ __________

□ отдельная квартира                □ дом

□ квартира снимается                □ комната в общежитии

□ нет жилья                                □ прочее ________

Учебное место обучающегося / место для отдыха:

□ отдельная оборудованная комната        □ собственный детский уголок

□ собственный письменный стол        □ условий для занятий и отдыха нет

Кто осуществляет воспитание:

□ мать                □ бабушка, дедушка

□ отец                □ сестра, брат

Категория семьи обучающегося:

□ благополучная,         □ малообеспеченная, □ неполная,

□ опекаемая, □ многодетная, □ учащийся является ребенком-инвалидом, □ неблагополучная (педагогически несостоятельная; злоупотребляющая алкоголем; конфликтная; жестокое обращение в семье; попустительское отношение;

Внеурочная, внеучебная занятость обучающегося

Вид профилактического учета:

□ на учете не состоит        □ «группа риска»: (нужное указать)

□ учет ОДН РУВД         □часто пропускает учебные занятия

□ педагогический учет        □склонность к бродяжничеству,

□склонность к воровству        □не посещает учебные занятия

□склонность к вымогательству □суицидальное поведение

Наличие вредных привычек:

□ к курению _________________ □ к наркомании_________

□ к распитию спиртного ___________□ к сквернословию __

□ к токсикомании ________________        □ другое____________

Уровень социальной адаптации:

□ успешный        □ адаптация затруднена

□ испытывает незначительные трудности

□ испытывает значительные трудности

Имеющиеся проблемы обучающегося, его семьи на момент обследования

Динамическое наблюдение социальным педагогом в процессе коррекционно-профилактической работы

Приложение № 5

Возникшие проблемы у обучающегося, его семьи

Приложение № 6

Проделанная в отношении обучающегося работа

Приложение № 7

Итоги социально-педагогической работы

Приложение № 8

Динамическое наблюдение развития ребенка педагогом-психологом

Приложение № 9

Первичное обследование обучающегося учителем-логопедом

Дата обследования _____________

Приложение № 10

Динамическое наблюдение учителем-логопедом

в процессе коррекционных занятий

Приложение № 11

Первичное обследование обучающегося учителем – дефектологом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *