География – предмет в школьном образовании, объединяющий в своём содержании триаду «Природа – человек – хозяйство». Знания из области географии применяют не только специалисты профессий, тесно связанных с географией, но и в любой сфере деятельности человека.
Вам также может понравиться:
Международный конкурс изобразительного искусства «МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА
» , посвященный Международному Дню художника
01 Сентября – 25 Декабря
Международный конкурс книжной иллюстрации «КНИЖНЫЙ ОБРАЗ
»
25 Августа – 28 Октября
Выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача учителя – дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности. В рамках преподавания географии по ФГОС ООО второго поколения необходима «Ранняя социализация, профильная специализация, профессиональное самоопределение учащихся с учётом выбора индивидуальных траекторий продолжения образования»
Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.
К ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ! Литературная викторина к юбилею С. Михалкова «ВСЕ ЧИТАЮТ МИХАЛКОВА
»
01 Сентября – 29 Декабря
ПРОЕКТ: «Профориентационная работа с учащимися при изучении курса «География России»
Этапы реализации проекта:
Классификация профессий в соответствии с темами уроков: Класс Тема урока Профессии 8-9 «Наши моря» Гидролог, лимнолог, гляциолог, туризм, гостиничный бизнес, океанограф, сотрудник миграционной службы «Миграции населения» Социолог, этнограф, демограф, геронтолог, урбанист «Ресурсы земной коры» Буровой супервайзер, инженер-горняк, почвовед, геолог, геонавигатор , спелеолог, геолог-модельер, геоморфолог, геомеханик , геоэколог, литолог «Природа и человек» Эколог, ландшафтовед , кадастровый инженер «Загрязнение и охрана окружающей среды» Биолог «Атмосферная циркуляция» Климатолог, метеоролог, синоптик «Природно-территориальные комплексы России» Мелиоратор «Топливно-энергетический комплекс» Сварщик, монтажник, буровщик «Природные зоны» Геокриолог, биогеограф «Мозаика народов» Этнограф
Основные группы географических профессий: 1. « НОВЫЕ» (ГЕОГРАФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) 2. « СТАРЫЕ» (ГЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ) 3 . « ХИМИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ» (ГЕОХИМИК, ПОЧВОВЕД, ГЕОГРАФЫ -ВУЛКАНОЛОГИ) 4 . « ЭКОНОМИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ» (ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ, ГЕОГРАФИЯ И ЭКОНОМИКА) 5. ФИЗИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ПОЛЯРНАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ, ГЕОЛОГИЯ НЕФТИ И ГАЗА)
Задание 3: ЦЕХ ПРОФЕССИИ СПЕЦИАЛЬНОСЬ Литейный Металлург Литейщик, формовщик Кузнечно-прессовый Металлист Кузнец, прессовщик Механический Металлист Токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовальщик Сборочный Металлист Слесарь-сборщик, слесарь-наладчик
Задание 4: Гляциолог Лимнолог Туризм Океанолог Гидролог Синоптик Инженер-горняк Названия профессий:
ПРОЕКТ: «Профориентационная работа с учащимися при изучении курса «География России» Составитель: учитель географии ГБОУ школы№ 609 Назарова Мария Игоревна
Урок географии. Знакомство с профессиями связанные с географией
Выбор профессии на уроках географии.
Цели: помочь учащимся в профессиональной ориентации,
расширить круг представлений о профессиях посредством школьного предмета «география»
Задачи: Познакомить учащихся с профессиями, связанными с географией, расширив тем самым представления о применении знаний по данному предмету в различных сферах деятельности.
Вступление:География – одна из интереснейших наук в школьном образовании. Современная география превратилась во множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки. Две ветви единой географии, физическая и общественная, состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Посмотрите эту презентацию и, может быть, одна из этих профессий заинтересует Вас и станет любимым делом Вашей жизни!
Основное содержание курса географии и знакомство с профессиями.
Угадайте профессию:
Стать ________ хочу –
Камни разные учу.
Вот руда, в ней есть металлы.
Вот различные кристаллы.
Камень здесь – морской коралл,
Рядом жемчуг засверкал.
Самый крепки, знай, алмаз,
Я найду его не раз.
Когда тебя со всех сторон сожмут тиски холодных стен
Ты не грусти таков закон земля испытывает всех
И темнотой, и теснотой, и ревом рек, и тишиной,
И красотою неземной, и неприступною стеной.
И если ты все это испытал
Без сил не лег, сорваться не сглупил
Тебя своим признает темнота
И холод недоверчивых глубин!
И покоренный навсегда, решив судьбы своей вопрос
Стремиться будешь ты туда, где столько сказок и угроз
Туда, где шорохи живут, цветы из камня, где растут
И пусть по службе обойдут, пусть ненормальным назовут
В охрипшем хоре трезвых голосов
В тоске под сводом неба голубым
Ты будешь вечно слышать сердцем зов
Не пройденных, ненайденных глубин!
Во все пещеры ты проник, не пропуская не одной
Встречала каждая из них тебя как отчий дом родной
Но повторяться не с руки свою пещеру ты найди,
Чтоб глубока и чтоб не зги, и раньше не было других!
Уникальность школьной географии заключается в том, что она, как ни один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в ближайшем окружении, в разных странах, в глобальных масштабах, учит пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, роли географии в их решении, в пргнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях. Без географических знаний и умений, без развитого пространственного представления о земной поверхности в сознании учащихся не может быть создана научная картина мира. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.
Спосок используемой литиратуры:
1. Программы начального и основного общего образования. Технология. – М.: ВентанаГраф, 2012. – С. 183.
2. Аверичев Ю. П. Ориентация школьной молодёжи на рабочие профессии//Сов.педагогика, 2010,№ 2.-С.25-30.
3. Апостолов С. П. Рынок: молодёжная политика и профориентация учащейся молодежи/ЛИк.и пр-во,2012,№ 3.-С.73-76.
4. Бабосов Е. М. Профессиональная ориентация в школе.-Мн.:Нар.асвета, 2011.-158с.
5. Климов Е. А. Школа и выбор профессии.-М.:Педагогика, 2005.-241с.
6. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.:Педа-гогика, 2008.- 184с.
Рекомендуем посмотреть
Родительское собрание в 10 классе «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»
Как снизить уровень тревожности у старшеклассников
Уходить ли из школы после 9 класса?
КВН для воспитанников с ОВЗ 9-10 классов школы-интернат на тему: Профессии
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Опросник профессиональных предпочтений
О наиболее популярных профессиях для школьников
Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии
Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация
«Профориентация учащихся на уроках географии».
Чтобы учащиеся после окончания школы могли выбрать профессию с учётом личных интересов и склонностей, они должны прежде всего знать, какие профессии есть и какие необходимы тому городу или посёлку, где они живут. В этом отношении курс экономической географии России имеет большие возможности.
Например, при изучении темы «Трудовые ресурсы» рассказываю учащимся о плотности населения, о размещении его на территории России. Обращаю внимание на то, что развитие науки и техники облегчает человеку освоение природных ресурсов, но не изменяет роли главного создателя всех национальных богатств.
При изучении темы «Топливная промышленность» рассказываю о профессиях в нефтяной и газовой промышленности. Но более подробно останавливаюсь на профессии электрогазосварщика. На этот урок можно пригласить сварщика, который расскажет о том, что она требует хорошего здоровья, физической закалки и знаний по некоторым предметам.
При изучении темы «Машиностроение» знакомлю учащихся с профессией слесаря.
В 9 классе предусмотрена экскурсия на предприятие. Девятиклассники нашей школы традиционно посещают предприятия расположенные на территории нашего поселка, а также города Кемерово.
При изучении тем «Пищевая и лёгкая промышленность» ребята, используя материал экскурсии, самостоятельно рассказывают о профессиях и делают выводы о значении данных специальностей для населения посёлка, района, области. Такое сочетание работы на уроке и
Знакомство с профессиями в рамках школьной географии может осуществляться: на уроке, во время проведения практических работ в классе и на местности, на внеклассных мероприятиях по предмету
Выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача учителя дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности.
Топография (др.-греч. τόπος — место и γράφω — пишу) — научная дисциплина, изучающая методы изображения географических и геометрических элементов местности на основе съёмочных работ (наземных, с воздуха или из космоса) и создания на их основе топографических карт.
Климатолог – исследователь, изучающий вопросы изменения климата. Он изучает климатические процессы и их причины.
Инженер-гидролог Участие в процессе охраны поверхностных и грунтовых вод от истощения и загрязнения, решение задач по рациональному использованию воды, прогнозирование объема и уровня половодья и паводков, наводнений и селей.
Палеонтолог – это ученый, изучающий ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д.
Метеоролог сбор, оценка и систематизация данных атмосферных явлений, поступающих с гидрометеорологических станций, показаний специальных приборов, атмосферных зондов, космических спутников; анализ и обработка материалов, их отражение на материальных носителях (географических картах, графиках) с выделением областей и зон низкого, высокого давления, движения циклонов, антициклонов; составление прогнозов динамики температур воздуха, атмосферного давления, осадков, силы и направления ветра; контроль уровня загрязненности атмосферы; передача информации на центральный узел – гидрометеоцентр.
Картограф Виды деятельности: составление и оформление карт сбор данных для составления карт математическая картография цифровая картография
Геолог Конечная цель любой геологической работы — выявление и оценка месторождений полезных ископаемых, которые осуществляются в процессе съемки, поиска и разведки.
Оператор станков с ЧПУ (сверлильных, токарных, фрезерных и расточных) выполняет следующие основные функции: непосредственное обслуживание станка; производство контрольно-измерительных операций; наладку станка на новую партию деталей
Слесарь получение задачи, ее анализ; изучение чертежей устройства оборудования; определение приемов устранения неисправности (регулировки); производство работ ремонта (регулировки) оборудования; выявление причин выхода из строя оборудования (нештатной его работы); испытание отремонтированного оборудования; подготовка оборудования к работе.
Учителю важно подчеркнуть, что профессию следует выбирать обдуманно, с учетом своих склонностей и интересов, реальных возможностей. Если человек неудачно выбрал профессию, то он не получит морального удовлетворения от своего труда и зачастую становится плохим работником. И наоборот, труд, к которому человек относится с интересом , с любовью, который соответствует его желаниям и возможностям, приносит удовлетворение, радость, творческое вдохновение.
Уникальность школьной географии заключается в том, что она, как ни один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в ближайшем окружении, в разных странах, в глобальных масштабах, учит пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, роли географии в их решении, в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях. Без географических знаний и умений, без развитого пространственного представления о земной поверхности в сознании учащихся не может быть создана научная картина мира. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.
«Профориентация на уроках географии»
ГБОУ ЦО №173 Шустрова Н. А.
Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Но география – единственный мировоззренческий предмет в школьном образовании, объединяющий в своём содержании триаду «Природа – человек – хозяйство». На каждом уроке учитель решает не только обучающие, но и воспитательные задачи. Мастерство учителя проявляется, в том числе, и в умении выделить из множества проблем воспитательно-образовательного процесса главные, приоритетные, требующие немедленного решения проблемы. Одна из важных проблем – это заинтересованность в учёбе, применение полученных знаний. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Проблема выбора оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
В современном мире, когда ежегодно появляется всё больше и больше новых профессий, рынку труда требуются конкурентоспособные, компетентные специалисты. Развитие информационных технологий предъявляют всё более высокие требования к учёту индивидуальных психофизиологических особенностей человека, ибо меняется содержание, характер и цели труда, возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуются выносливость и ответственность. Современный мировой экономический кризис снова изменит профессиональные приоритеты молодёжи.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.
Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть, по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Профориентационная работа предполагает не только наличие информации о профессии, но и знание требований, предъявляемых к трудовой деятельности, которая в свою очередь определяет наличие различных качеств и свойств личности, способствующих успешному освоению профессии.
Работа учителя в этом направлении – это не однократное действие, а весьма длительный многолетний процесс. Набор методов и средств профориентационной работы широк и разнообразен. Преподаватель должен познакомиться с опытом работы своих коллег из других стран.
У ряда исследователей, занимающихся проблемой профориентации при изучении школьной географии, можно проследить расширение диапазона от осуществления профориентационной работы на отдельных уроках /3,4,5/ и знакомства с профессиями в обучении географии /5/ до изучения профориентационных возможностей целых географических курсов /9,10/. Четкая интегративная связь между географией и профориентацией в научно-методической литературе не прослеживается. Изучив накопленный опыт по проблеме, я пришла к выводу, что сегодня в школах профориентационная работа представлена в основном экскурсиями на различные предприятия и беседами со специалистами разных профессий. Этот путь не очень эффективен, вероятно, потому, что учащиеся знакомятся с новыми профессиями пассивно, не прилагая особых усилий. Необходимо выводить профориентационную работу учителя на новый уровень, искать наиболее эффективные методы подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Одним из таких методов является метод проектов.
Вместе с детьми мы разработали Памятку «Как работать над проектом». Она выглядит так:1. Как должен выглядеть конечный продукт моей деятельности.2. Этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана).3. Поиск информации.4. Оформление проекта.5. Организация деятельности по созданию проекта.6. Защита проекта. Памятка берется за основу, но в неё можно вносить коррективы.
Ученики с удовольствием работают над проектами. Создаётся информационная база. Мини-проекты в виде презентации могут быть использованы на уроках географии как дополнительный материал. Позволяют организовать встречи учеников с интересными людьми.
Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, а так же использование разных образовательных площадок.
Экскурсионное направление работы осуществляется за счёт посещения выставочного комплекса «Ленэкспо». Выставочный комплекс является прекрасной площадкой для изучения современного состояния промышленности, транспорта, туризма. График выставок находится в классе и ведётся предварительная запись желающих посетить выставку. В этом году я со своими учениками посетила следующие выставки:
- Мехатроника и робототехника 2011
- Российский промышленник 2011
- Нева 2011 (судостроение, судоходство)
Международные специализированные выставки по направлениям: “Металлургия. Литейное дело”, “Металлообработка”, “Машиностроение”, “Автомобильная промышленность”, “Инфраструктура промышленного предприятия”, “Промышленные инновации”. Российско-финляндский промышленный форум. I V Конференция “Нанотехнологии и Наноматериалы”
III Региональный Форум-выставка поставщиков атомной отрасли «АТОМЕКС-Северо-Запад»
Международная специализированная выставка энергетической промышленности и электрооборудования
Перед посещением выставочного центра ученики получают задание от учителя на тему выставки и после сдают отчёт. Например, к 19-ой международной туристической выставке ученики 11 класса получили задание:
Готовят собственный буклет приглашающий посетить страну (по выбору).
Выставочный комплекс позволяет увидеть достижение стран – участниц и крупных международных организаций в области науки, техники, культуры.
Я преподаю экономическую и социальную географию мира в 10классе. Изучение географической дисциплины в школе интегрирую с профориентационным обучением. Это позволяет связать обучение с решением задач, стоящих перед молодежью и хозяйством страны в условиях перехода на рыночные отношения.
С точки зрения профессиональной ориентации экономическая география является самым «выигрышным» предметом.
Задача каждого учителя географии заинтересовать своим предметом. Если школьник хочет сдать ЕГЭ по географии и связать свою жизнь с дальнейшим изучением этой науки, то ему необходимо дать исчерпывающую информацию о сфере применения географических знаний и показать важность этих знаний в новых экономических условиях. Наиболее широко представлены факультеты по этому профилю в СПБГУ/11/.
С инициативной группой учеников мы оформляем стенд, посвящённый профессиям в области географии. На стенде находится информация о факультетах, датах открытых дверей и олимпиадах.
Пример информационных листов по профориентации:
Факультеты Санкт-Петербургского Государственного Университета
Основой целью изучения географии в Санкт-Петербургском Государственном Университете является подготовка специалистов, знающих природные, политические, экономические и социальные особенности территории и умеющих диагностировать их состояние, проблемы развития, способных осуществлять эффективное управление обществом, учитывая масштаб и особенности региона.
Где работают выпускники:
Факультет Картографии и геоинформатики.
Цель программы – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных отображать на карте практически любые географические процессы, явления с помощью традиционных и самых современных методов картографии.
Основной целью данной программы является подготовка специалистов, разбирающихся во всём многообразии явлений, происходящих в атмосфере и гидросфере. Студенты учатся моделировать и прогнозировать развитие природных процессов, оценивать техногенное воздействие на окружающую среду
Подготовка кадров для работы в области почвоведенья, экологии, земельного кадастра и лесного хозяйства, контроля и управления земельными ресурсами в государственных и частных компаниях, органах власти.
Факультет Экологии и природопользования.
Программа направлена на подготовку бакалавров способных предсказывать, выявлять, оценивать природные и природно-техногенные воздействия на окружающую среду, проводить работы по реабилитации компонентов природной среды, работа по ликвидации промышленных и бытовых отходов, осуществлять экологический и экономико-экологический аудит.
Факультет Экологии и недропользования.
Программа направлена на подготовку бакалавров, способных предсказывать, выявлять и оценивать природные и природно-техногенное воздействие на окружающую среду, проводить работы по реабилитации компонентов природной среды, работы по ликвидации промышленных и бытовых отходов, осуществлять экологический и экономическо-экологический аудит.
Факультет Биоразнообразия и охраны природы.
Основная задача программы – подготовка высококвалифицированных экологов-практиков, способных плодотворно решать различные задачи по охране и управлению использованием природных ресурсов, владеющих методами и способами развития правовой и экономической баз охраняемых природных территорий и регламентации хозяйственной деятельности на них.
Факультет Землеустройства и кадастра.
Программа направлена на подготовку специалистов высокой квалификации по землеустройству и кадастру недвижимости. Комплекс дисциплин, изучаемых в рамках данной программы позволяет сформировать знания по широкому спектру актуальных вопросов в сфере землепользования и управления земельными ресурсами в контексте сложившихся рыночных отношений.
Следует увеличивать количество часов географии в учебном плане в старших классах (9-11 кл.), создавать дополнительные пособия в помощь учителю географии по профориентации .
Список используемой литературы