ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И О СПОРТЕ

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это “разговор с самим собой”.

В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений?

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить “трудные места”, сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

В чём сущность  рефлексии

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими,  со своими приемами и методами.

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

– рефлексия настроения и эмоционального состояния;

• целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения и т.п.

• дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки выполненной работы.

– рефлексия содержания учебного материала.

• используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию  рефлексии?

В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия.

Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что можно как-то исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для собственной рефлексии создается медленно.

Для создания ситуации рефлексии  нужно поставить  задачи:

Прием незаконченного предложения:

Прием анализа субъективного опыта:

• который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

• Обычно в конце занятия подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

• где учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

Упражнение «Плюс-минус-интересно» (Эдвард де Боно )

• В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы.

• В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь.

• В графу «И» – «интересно» учащиеся  вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

И для примера

Заключительный  этап  урока –  рефлексия – тема урока «Осанка».

Где учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, формулируют понятие «Осанка», Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке.

Таким образом, обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлексии на уроках физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки внепрограммным материалом.

Рефлексия на уроках физической культуры

В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен  находить “трудные места”, сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

В чём сущность рефлексии

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими приемами и методами.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

– рефлексия настроения и эмоционального состояния;

• целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения и т.п.

– рефлексия деятельности;

• дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки выполненной работы.

– рефлексия содержания учебного материала.

• используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию рефлексии?

Для создания ситуации рефлексии нужно поставить задачи:

На слайде вы видите примеры заданий для урока рефлексии:

• который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

• Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

• Где учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (или письменно):

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Заключительный этап урока – рефлексия – тема урока «Осанка»

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самос-тоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока урок-рефлексия по ФГОС.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном пони-мании — это “разговор с самим собой”.

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить “трудные места”, сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

В чём сущность рефлексии

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить спосо-бы и методы, применяемые другими, со своими приемами и методами.

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.: содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденно-

и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фик-

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

( целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с

цветовое изображение настроения и т.п.))

(дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом,

на этапе проверки выполненной работы).

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного).

Для создания ситуации рефлексии нужно поставить задачи

А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего-то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить.

Прием незаконченного предложения (см. приложения)

Упражнение «Плюс-минус-интересно» (Эдвард де Боно ) – в течении всего урока можно использовать, как процесс восстановления

Заключительный этап урока – рефлексия – тема урока «Развитие скоростных способностей»

Где учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, формулируют понятие «Скоростные способности», Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуни-кативной задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке

Таким образом, обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлек-сии на уроках физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки межпредметными связами.

3. Boldov, A. S. (2021) “Possibilities of the key performance indicators system in the pedagogical activity of the universities’ departments of physical culture and sport”, Science and sport: current trends, Vol. 9, No.2, pp.40-47.

4. Boldov, A. S., Gusev, A. V., Sharagin, V. I. and Afonina G. S. (2018), “Using psychological and pedagogical approach in standard diagnostics of physical readiness of students youth”, Culture Physical and Health, Vol. 68, No. 4, pp.60-66.

5. Volkova, L. M. (2020), “Organization of educational activities in the application of distance educational technologies for the program of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 89-91.

6. Karpov, V. Yu. (2005), Raising management of students by means of physical culture and sports, dissertation, Samara.

Статья поступила в редакцию 13.09.2021

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный

университет, г. Москва

Данное исследование является абстрактным аналитическим исследованием, цель которого заключалась в модифицировании методики подсчета степени рефлексивной удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом по общепринятой методике цветовой дифференциации «Светофор», научном обосновании использования авторской математической формулы и ее интерпретации. В исследовании использована абстрактная группа респондентов без учета гендерной, возрастной и иных критериальных составляющих в количестве 15 респондентов (N=15), приведены все возможные сочетания условий распределения респондентов по 3-м группам (положительная, отрицательная, индифферентная), составлена гипотетическая вариативная матрица абстрактного аналитического эксперимента, научно обоснованы возможности использования данной математической формулы индекса рефлексии (ИР) и критерии интерпретации результатов. Обосновано применение данной формулы индекса рефлексии (ИР) в различных областях научного знания – в педагогике, психологии, социологии, маркетинговых исследованиях и т. д.

Ключевые слова: методика «Светофор», физическая культура, спорт, рефлексия, аналитический эксперимент, индекс рефлексии, метрология.

METHODOLOGY FOR DETERMINING THE LEVEL OF REFLEXIA AT PHYSICAL EDUCATION AND SPORT EXERCISES

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical science, professor, Russian State Social University, Moscow

This study is abstract analytical study, the purpose of which was to modify the method for calculating the degree of reflexive satisfaction with physical culture and sports activities according to the generally accepted method of color differentiation “Traffic light”, scientific substantiation of the use of the author’s mathematical formula and its interpretation. The study used an abstract group of respondents without taking into account the gender, age and other criterion components in the amount of 15 respond-

ents (N = 15), all possible combinations of the conditions for the distribution of respondents into 3 groups (positive, negative, indifferent) are given, a hypothetical variable matrix of abstract analytical experiment, the possibilities of using this mathematical formula for the reflection index (IR) and the criteria for interpreting the results are scientifically substantiated. The application of this formula for the index of reflection (IR) in various fields of scientific knowledge is substantiated – in pedagogy, psychology, sociology, marketing research, etc.

Keywords: the “traffic light” method, physical culture, sports, reflection, analytical experiment, reflection index, metrology.

Цель исследования – разработать и научно обосновать методику расчета индекса рефлексии на занятиях по физической культуре и спорту.

Гипотеза исследования: предполагается, что отношение разницы сумм количества респондентов с положительной и отрицательной рефлексией на курс обучения, с учетом количества респондентов с индифферентной рефлексией, к общему количеству респондентов, проходивших обучение, будет способствовать получению научно-обоснованной и достоверной информации об успешности реализации курса обучения.

1. Разработать аналитическое обоснование интерпретации результатов педагогических воздействий на абстрактный контингент респондентов исследования.

2. Структурировать математическую формулу расчета индекса рефлексии (ИР) с учетом количественных данных респондентов с положительной, отрицательной и индифферентной рефлексией.

3. Проверить математическую формулу расчета индекса рефлексии (ИР) с использованием условной экспериментальной матрицы.

4. Обосновать возможности применения расчетной математической формулы индекса рефлексии (ИР) в эмпирической научной деятельности и интерпретирование расчетных результатов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно общепринятой методике оценивания эффективности результатов обучения (рефлексии) «Светофор», максимально возможное число детерминант равно 3-м (красный, желтый, зеленый). В соответствии с этим постулатом, вариативность применения системы рефлексивной системы самооценки также не может состоять из более чем 3-х измеряемых показателей, как в качественном (положительно, отрицательно, индифферентно), так и количественном (1, 2, 3; 0, 1, 2 и т.д.) эквиваленте. Для осуществления аналитического эксперимента нами была сформирована группа абстрактного контингента обучавшихся курсу по физическому воспитанию или спорту (N=15 чел.), где использовалась методика рефлексии «Светофор» на заключительном практическом занятии для оценки самими обучающимися эффективности освоения этого курса в качественном эквиваленте (положительно, отрицательно, индифферентно). Подсчет результативности рефлексии заключался в количестве человек той или иной её направленности, на основе которого была сформирована матрица исследования с максимальным количеством условных вариантов (14 вар.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сформированная вариативная матрица абстрактного аналитического эксперимента представлена в таблице 1.

№ эксп. N П1 П2 П3 ИР Вариативность условий эксперимента

6 15 7 8 0 -0,07 п1< п2; п3=0

8 15 7 0 8 0,47 п1< п3; п2=0

11 15 0 7 8 -0,47 п1=0; п2< п3

12 15 15 0 0 1,00 п1=МАХ; п2= п3=0

13 15 0 15 0 -1,00 п2=МАХ; п1= п3=0

14 15 0 0 15 0,00 П3=МАХ; п1= п2=0

Индекс рефлексии (ИР) на занятиях по физической культуре и спорту

л. ЦП (™1 + ™з)_(п2 + пз)

рассчитывался по формуле: ИР =—

П – количество положительных отзывов на курс обучения; п2 – количество отрицательных отзывов на курс обучения; П3 – количество индифферентных отзывов на курс обучения; N – общее количество участников курса обучения.

Согласно гипотезе, педагогическими условиями применения данной формулы расчета индекса рефлексии (ИР) были следующими:

положительную эффективность самого курса.

Согласно вариативной матрице абстрактного аналитического эксперимента, в зависимости от вариации условий, значения индекса рефлексии (ИР) следует интерпретировать следующим образом:

1. Диапазон значений N может варьироваться от 1 респондента до бесконечного количества респондентов (N—0).

2. Диапазон значений результатов расчета индекса рефлексии (ИР) лежит в пределах (ИР=-1—0—1) при любом количестве респондентов.

3. Значение ИР=-1 соответствует абсолютной отрицательной рефлексии респондентов на пройденный курс (№13 вариант условий аналитического эксперимента)

4. Значение ИР=1 соответствует абсолютной положительной рефлексии респондентов на пройденный курс (№ 12 вариант условий аналитического эксперимента).

5. Значение ИР=0 соответствует абсолютной индифферентной рефлексии респондентов на пройденный курс (№ 1 и № 14 варианты условий аналитического эксперимента).

7. Значение ИР<0 соответствует отрицательной тенденции рефлексии респондентов на пройденный курс (№ 3; № 4; № 6; № 10 и № 11 варианты условий аналитического эксперимента). Более низкие значения индекса рефлексии (ИР) говорят об усилении тенденциозности и меньшей эффективности курса.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основываясь на результатах проведенного абстрактного аналитического эксперимента, можно сделать выводы о том, что гипотетическое предположение, отношения разницы сумм количества респондентов, с положительной и отрицательной рефлексией на курс обучения, с учетом количества респондентов с индифферентной рефлексией к общему количеству, будет способствовать получению научно-обоснованной и достоверной информации об успешности курса.

Интерпретация результатов авторской математической формулы лежит в диапазоне (ИР=-1——0—^1) при любом количестве респондентов, где значение ИР=-1 – абсолютная отрицательная рефлексия; значение ИР=0 – абсолютная индифферентная рефлексия; значение ИР=1 – абсолютная положительная рефлексия.

Авторскую математическую формулу индекса рефлексии (ИР) можно рекомендовать в практическом использовании в различных областях научных

исследований (педагогика, психология, социология, маркетинговые исследования и т.д.) в виду ее универсальности.

1. Бальсевич В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 2-4.

2. Болдов А. С. Формирование интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности у студентов специальных медицинских групп : коллективная монография / А. С. Болдов, А. В. Гусев, В. Ю. Карпов. – Москва : Перспектива, 2017. – 131 с.

3. Иоакимиди Ю. А. Педагогическая рефлексия специалиста по физической культуре и спорту / Ю. А. Иоакимиди, В. П. Шрам, Д. А. Гринева // Наука и спорт: современные тенденции. -2017. – № 1. – С. 55-63.

5. Рапопорт Л. А. Формирование рефлексии в физическом воспитании школьников / Л. А. Рапопорт, Ю. В. Харитонова, Е. В. Харитонова // Автономия личности. – 2010. – № 1

. – С. 29-32.

6. Расковалова О. С. Педагогическая рефлексия как междисциплинарное понятие / О. С. Расковалова // Kant. – 2018. – № 1

. – С. 73-77.

7. Сагова З. А. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте / З. А. Сагова, В. М. Каптурова // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2

. – С. 26-34.

1. Balsevich, V. K. and Lubisheva, L. I. (2002), «Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физической культуры и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи в России», Теория и практика физической культуры, №3, стр. 2-4. .

2. Болдов А.С., Гусев А.В., Карпов В.Ю. (2017), Формирование интереса к спортивно-оздоровительной деятельности у студентов специальных медицинских групп, коллективная монография, Перспектива, Москва.

3. Иокамиди Ю. А., Шрам В. П., Гринёва Д. А. (2017), «Педагогическая рефлексия специалиста по физической культуре и спорту», ​​Наука и спорт: современные тенденции, № 1

, с. 55-63.

4. Карпов В.Ю. (2005), Воспитание менеджмента студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта, диссертация, Санкт-Петербург.

5. Рапопорт Л.А., Харитонова Ю.В. В., Харитонова Е. В. (2010), «Формирование рефлексии в физическом воспитании школьников», Индивидуальная автономия, №1

, стр. 29-32.

6. Расковалова, О. С. (2018), «Педагогическая рефлексия как междисциплинарная концепция», Кант, № 1

, стр. 73-77.

7. Сагова З. А., Каптурова В. М. (2017), «Профессиональная рефлексия как фактор успеха тренера в спорте», Национальный психологический журнал, № 2

, стр. 26-34.

8. Стеценко И. А. (2006), Педагогическая рефлексия: теория и технология развития, диссертация, Ростов-на-Дону.

Статья поступила в редакцию 26.09.2021

МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИИ «КОРОННЫХ ПРИЕМОВ» И КОМБИНАЦИЙ

Владимир Викторович Большаков, старший преподаватель, Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Галина Анато-

Мастер-класс «Развитие рефлексивных достижений учащихся на уроке физической культуры»

Эсатов Рустам Сайцалиевич, учитель физической культуры

1) Создать условия для профессионального самособрания участников мастер-класса;

2) Про внешний опыт работы путем показа приемов рефлексивной деятельности;

3) Повысить мотивацию участников мастер-класса по овладению рефлексивной средой учащихся.

Раздаточный материал и оборудование:

I. Подготовительно-организационный этап (6 мин.)

1) Презентация темы. Выделение проблем.

2) Обоснование актуальности выделенной проблемы.

3) Объединение в группы для решения проблем.

4) Постановка целей и изменение ожиданий участников мастер-класса.

II. Теоретический вводный этап (6 мин.)

1) Актуализация опыта мастер-участников-класса.

2) Кроссенс «Что такое рефлексия?

III. Основной этап (11 мин.)

1) Характеристика рефлексии.

2) Методическое обоснование приемов, демонстрация личного опыта.

3) Рефлексия: прием «Плюс-Минус-Интересно»

IV. Практическое задание (15 мин)

1) Работа участников мастер-класса с вниманием.

V. Заключительный этап (7 мин.):

1) Заключительное слово мастера-класса.

2) Выявление реализации ожиданий участников мастер-класса.

Мастер: Добрый день, коллеги! Рад приветствовать всех, кто собрался сегодня здесь. Тема моего мастер-класса: «Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках физической культуры».

Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самостоятельно находить эти знания, применять их на практике. Таким образом, возникает необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приемы и технологии.

Мастер: Предлагаю вам просмотреть отрывок урока «Опрос на стадии рефлексии».

– Какие трудности существуют, учащиеся при выполнении задания?

– Сохранилось ли единство класса в ходе выполнения задания?

– Считаете ли Вы такой эффективный способ проведения рефлексии?

– Как вы думаете, в чем причина?

– Как вы считаете, можно ли было подвести итоги урока другим способом?

– Почему вые, так считаете?

Мастер: На сегодняшний день в практике педагогов используется одна из новых актуальных технологий – технология критического мышления. Одним из достоинств этой технологии являются приемы рефлексии, развивающие способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи. Рефлексия помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, нестандартные пути решения проблем, и не только в учебе. Цель рефлексии – развивать рефлексивные качества ребенка через изучаемый материал.

Мастер: Сегодня я хочу познакомить с некоторыми приемами рефлексии, и поделится собственным опытом применения приемов рефлексии на уроках физической культуры. Предлагаю разделиться на две группы. Выберите карточки с изображением разноцветных мячей. И займите места согласно соответствующему цвету мяча. Обратите внимание на то, что у каждого участника в группе есть определенная роль (Контролер, генератор идей, исполнитель, защитник), и она указана на карточке, которую вы выбрали.

Участники выбирают карточки с изображением желтого и красного мячей. В каждой карточке указана роль участника группы:

Мастер: Итак, группы сформированы. Теперь давайте определим наши цели и ожидания от этого мастер-класса. Моя цель сегодня создать условия для вашего профессионального самосовершенствования, продемонстрировать собственный опыт работы и повысить вашу мотивацию к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Предлагаю вам написать свои ожидания от этого мастер-класса и вывесить их на доску.

Участники групп вписывают свои ожидания от мастер-класса на бумагу с изображением футбольного поля и футбольных ворот и вывешивают на доску.

Мастер: Спасибо. Позже мы еще вернемся к вашим ожиданиям.

Мастер:  Так что же такое рефлексия? Для начала давайте определимся с понятием «рефлексия».

Участники делятся своими знаниями. Мастер выслушивает мнения участников мастер-класса.

Мастер: Очень интересные мнения. Но все-таки попробуем составить определение для рефлексии. Перед вами следующий набор картинок, которые помогут вам в решении этой задачи. Вам необходимо связать изображения этих картинок в логическую цепочку слов, подобрав по одному слову к каждой картинке и составить в группе определение.

Участники находят ассоциативную связь между картинками, составляют одним или несколькими предложениями определение «рефлексии». Затем руководитель мастер-класса дает свой вариант определения.

Мастер: Рефлексия – это размышления человека направленные на анализ, самого себя, собственных состояний, прошедших событий, поступков и результатов деятельности.

Мастер: Согласно определению у учащихся развивается рефлексивные качества:

– способность к осмыслению собственных действий;

– способность к критике и самокритике;

– способность проявлять толерантность;

– способность к самообучению и самоизменению;

– способность оценивать собственные возможности;

Мастер: Рефлексию можно классифицировать по следующим категориям:

– По функции;

– По цели;

– По содержанию;

– По форме деятельности;

– По типу урока;

– По способам проведения;

Мастер: подробнее рассмотрим с вами некоторые из классификаций.

Мастер: Существует большое разнообразие способов проведения рефлексии.

Письменный: рисунки, таблицы, баллы и образы, схемы, кластеры и анкета.

Устный: утверждения, незаконченные предложения, ключевые слова, жесты, ассоциации, опрос и символы.

Определите, какие из перечисленных способов могут быть проведены как устной и письменной форме? Обсудите это в группе и выберите их на экране щелчком мыши и прокомментируйте ваш выбор.

Мастер: Можно выделить 4 функции рефлексии. Физическая рефлексия используется для определения физического состояния учащихся, например, успел или не успел, легко или тяжело.

Сенсорная рефлексия применяется для определения самочувствие учащихся, например, комфортно или дискомфортно, интересно или скучно.

Интеллектуальная рефлексия применяется, когда необходимо выяснить что понял, что осознал или что не понял учащийся на уроке. Какие затруднения испытывал.

Духовная рефлексия выясняет, стал ли учащийся лучше или хуже, созидал или разрушал себя и других на уроке.

Мастер: Как вы думаете, на каком этапе урока применяется рефлексия?

Рефлексия настроения и эмоционального состояния применяется в начале и в конце урока для установления эмоциональный контакт и определения самочувствие, настроение учащихся

Рефлексия деятельности применяется для анализа и самооценки уже выполненной учениками деятельности. Учащиеся планируют дальнейшую деятельность, прогнозируют возможные результаты и определяют заданий для самоподготовки. Цель рефлексии деятельности самооценка результатов деятельности и осознание метода преодоления затруднений в деятельности.

Рефлексия содержания учебного материала организуется учителем для выявления

уровня осознания содержания пройденного материала. Позволяет учащимся подвести итоги, обобщить результаты, учителю сделать выводы о необходимости корректировки программы, методов и приемов, а также оценить собственную работу, как учителю, так и учащимся.

Мастер: Предлагаю вашему вниманию приемы рефлексии, которые я использую на уроках физической культуры. По мере того как вы будете знакомиться с приемами, прошу вас записывать небольшие заметки в таблицу, называется она «Плюс-Минус-Интересно». В колонке «+» пишите то, что вам понравилось, в колонке «-» то, что не понравилось и в колонке «?» то, что вам не понятно или вопросы которые возникают.

Участники знакомятся с приемами и фиксируют свои впечатления и замечания в таблице «Плюс-Минус-Интересно».

Прием «Жесты» (фото)

Цель: определить состояние эмоций и настроения

Ход упражнения: Учащиеся жестами должны показать состояние, настроение или результаты своей работы на начало урока: хорошее/ неважное/ плохое настроение; на конец урока комментируют что понравилось, что получилось, сомнения, трудности, что не понравилось и ошибки.

Прием «Логическая цепочка» (видео)

Цель: формировать привычку к осмыслению действий и событий.

Ход упражнения: На доске прикреплены “ключевые слова” упражнения, которые нужно расставить в определенной последовательности и прокомментировать выбор.

Прием «Мишень» (фото)

Цель: оценить деятельность учителя и учащихся.

Ход упражнения: Учащиеся заполняют «рефлексивную мишень», оценивая 1. свою деятельность 2. деятельность учителя 3. деятельность учащихся.

Прием «Финальный свисток» (видео)

Цель: учащийся оценивает свою деятельность и деятельность одноклассников.

Ход упражнения: Учащиеся передают мяч друг другу. Один из учащихся, повернувшись спиной к классу, подает сигнал свистком. У кого в руках остался мяч, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим в паре, группе и обосновывает ее.

Мастер: Предлагаю провести рефлексию. Пользуясь своими записями из таблицы «П-М-И», поделитесь мнением о приемах рефлексии.

Участники вступают в диалог с руководителем мастер-класса, пользуясь своими записями из таблицы «Плюс-Минус-Интересно», делятся положительным «Плюс», отрицательным «Минус» и задают вопросы «Интересно».

Участники выбирают конверты с заданием, опираясь на схему, составляют упражнение «Лестница-успеха», направленное на развитие рефлексивных качеств учащихся.

Заполните схему, придумайте упражнение для рефлексии «Лестница-успеха». Цель упражнения – определить какой ступени соответствует состояние учащихся. Оформить на ватмане и сделать презентацию результатов совместной работы, используя ПОПС-формулу.

Цель: Рефлексия эмоционального состояния

Функция: физическая/ духовная/ сенсорная

Форма деятельности: индивидуальная/ групповая

Тип урока: итоговый

Способ проведения: баллы/ утверждения/ незаконченные предложения/ ключевые слова/ символы/ рисунки

Заполните схему, придумайте упражнение для рефлексии «Лестница-успеха». Цель упражнения определить уровень выполнения задания. Оформить на ватмане и сделать презентацию результатов совместной работы, используя ПОПС-формулу.

Цель: Рефлексия деятельности

Функция: физическая/ интеллектуальная

Форма деятельности: индивидуальная/ групповая/ коллективная

Тип урока: после усвоения ЗУН/ промежуточный

Заполните схему, придумайте упражнение для рефлексии «Лестница-успеха». Цель упражнения определить уровень усвоения учебного материала. Оформить на ватмане и сделать презентацию результатов совместной работы, используя ПОПС-формулу.

Цель: Рефлексия содержания учебного материала

Тип урока: контрольный/ итоговый

1) Выявление реализации ожиданий участников мастер-класса.

Мастер: А сейчас предлагаю вернуться к нашим «воротам» и проверить оправдались ли ваши ожидания. Если Ваши ожидания оправданы, то приклеите “мяч” в область ворот, если ожидания не оправдались, то приклейте “мяч” в зону офсайда.

Участники приклеивают карточки “”мяч” на лист ватмана с изображением футбольного поля и футбольных ворот. Если ожидания группы участников оправданы, то “мяч” приклеивается в область ворот, если ожидания не оправдались, то “мяч” приклеивается в зону офсайда. Затем руководитель мастер-класса считает сколько «мячей» находится в «воротах» участников и согласно результатам приклеивает свой “мяч”.

2) Заключительное слово

Мастер: Мне бы тоже хотелось воспользоваться этой формулой и подвести итоги нашего мастер-класса.

Я считаю, что мы сегодня хорошо поработали,

потому что мои и Ваши ожидания были оправданы.

Я могу это доказать на примере нашей совместной работы.

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что Вы узнали что-то новое для себя и приобрели навыки, которые могут пригодиться Вам в педагогической деятельности.

Мастер: И последнее задание для Вас. Выберите цифру на экране и продолжите фразу.

Каждый участник выбирает на экране карточку с цифрой. В каждой карточке дается фраза, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки участник должен продолжить и завершить фразу, проанализировать и подвести итоги мастер-класса.

Мастер: Удачи Вам во всем, дорогие коллеги! Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *