Первая серьёзная жизненная проблема, с которой
сталкиваются старшеклассники, – это выбор
будущей профессии. Вопрос “Кем я буду?” задаёт
себе каждый молодой человек. И здесь главное – не
растеряться, сориентироваться и сделать
правильный выбор, соответствующий интересам,
способностям, возможностям, ценностным
установкам и требованиям, которые предъявляют
профессии к личности кандидата.
Правильно сделанный подростком выбор – это
начало пути к успеху, к самореализации, к
психологическому и материальному благополучию в
будущем.
Актуализации процесса профессионального
самоопределения учащихся благодаря получению
знаний о себе и о мире профессий; оказанию
эффективной психолого-педагогической поддержки
учащимся 8-х и 9-х классов; формированию мотивов
саморазвития, личностного роста и повышению
уровня психологической компетенции учащихся,
посвящён цикл занятий “Выбор профессии”.
Занятия включают в себя беседы, сюжетно-ролевые
игры, деловые игры, используются методы
моделирования; методы групповой работы
(“мозговой штурм”, дискуссия); использование
диагностических методик.
Предварительная подготовка: анкетирование учащихся для изучения профессиональной направленности учащихся (приложение 1).
Условия проведения: Оптимальное количество участников – 10-12 человек. Рекомендуется проводить занятие в кругу и в группах.
Продолжительность занятия: 40-60 минут в зависимости от уровня подготовленности участников и других конкретных обстоятельств работы.
Что такое “профессия”
Занятие является вводным, ориентировочным.
– знакомство учащихся с понятиями “профессия”,
“специальность”;
– рассмотреть классификации профессий по
характеру труда, по уровню квалификации;
– повышение уровня психологической компетенции
учащихся;
– пробуждение потребности в
самосовершенствовании.
– карточки на каждого учащегося;
– таблицы классификаций профессий.
Организационный момент.
Участники образуют круг. Каждый по очереди
называет своё имя и любую профессию. Каждый
последующий должен сначала повторить имена и
профессии предыдущих, а потом назвать своё имя и
профессию и т.д (профессии не должны повторяться).
Другим вариантом приветствия может быть
название профессий только на одну букву. Если
некоторые участники затрудняются в задании, то
ведущий и остальные учащиеся помогают.
Основная часть.
Вводное слово ведущего.
Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый
из вас попытался определиться с выбором будущей
профессии. Если кто-то сделал выбор, то эти
занятия помогут ему утвердиться в правильности
выбора. На занятиях вам будут предложены
различные тесты. Вы познакомитесь с новыми
профессиями, с факторами выбора профессии и т.д.
Беседа по теме занятия.
– На уроках истории вы говорили о том, что у
первобытных людей не было профессий, но мужчины
охотились, строили жилище, женщины готовили пищу,
содержали хозяйство, воспитывали детей. Эти
знания и навыки передавались людьми из поколения
в поколение. Так появились определённые
профессии.
Но не каждая трудовая деятельность является
профессиональной.
Она будет таковой, если человек имеет уровень
квалификации – это знания, умения, которые
подтверждаются документами (аттестатами,
дипломами и т.д.).
Существует также понятие “специальность” –
это вид занятий в рамках одной профессии.
Например, профессия – врач. Специальности –
врач-окулист, врач-хирург и т.д.
Сейчас я вам предлагаю поработать с карточками,
где указаны названия профессий и специальностей.
Задание вы прочитайте каждый в своей карточке,
выполните самостоятельно, а потом мы обсудим все
вместе.
Из перечня нижеприведённых слов выберите те,
которые обозначают профессии: инженер, художник
– конструктор, парикмахер, учитель рисования,
директор магазина, токарь.
Из перечня нижеприведённых слов выберите те,
которые обозначают специальности: шахтёр,
химик-теоретик, столяр, литературный критик,
инженер-дизайнер, фотограф.
Для того, чтобы сориентироваться в мире
профессий, необходимы, прежде всего, о них знания.
Я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми
классификациями профессий, которые представлены
в таблицах.
Для закрепления данного материала учащимся
предлагается выполнить следующее задание:
Руководствуясь таблицами, найдите место каждой
перечисленной профессии, например:
экономист – по характеру труда относится к
умственным профессиям, а по уровню квалификации
к профессиям, требующим высшего образования
(каждый учащийся получает по одному названию
профессии и анализирует вслух по образцу).
На следующем занятии мы рассмотрим
классификации профессий
Игра “Пессимисты и оптимисты”
Сейчас я, предлагаю вам поучаствовать в игре,
которая называется “Пессимисты и оптимисты”,
для этого мы делимся на 2 группы. Группа
оптимистов описывает достоинства, например,
профессии библиотекарь, а группа “пессимистов”
описывает все её недостатки. Один учащийся берёт
на себя роль “арбитра” и после приведения
“минусов” и “плюсов” каждой группой, подводит
итоги и даёт характеристику положительных и
отрицательных моментов, связанных с данной
профессией.
Рефлексия занятия.
– Что понравилось на занятии, а что нет?
– Что узнали нового?
– Чего ждёте от следующих занятий?
Ведущим подводится итог и благодарит
участников за работу.
Прощание. ( В группе традиционно принято
аплодировать друг другу в конце занятия)
1. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Как стать
профессионалом. – Новый Уренгой, 1998г.;
2. Прутченков А. С. Социально-психологический
тренинг в школе. – М., 2001г.;
3. Пряжников Н. С. Методы активизации
профессионального и личностного
самоопределения. – Воронеж, 2003г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»
Внеклассное занятие по профориентации
для младших школьников: «В стране профессий»
Подготовила:Учитель начальных классовМашкина Екатерина Сергеевна
Младший школьный возраст является самым плодотворным для личностного развития ребёнка. Через игровую деятельность, происходит познание окружающего мира. В играх профориентационного содержания у ребёнка появляется возможность получить представления о себе, своих качествах, интересах и возможностях. Через игру происходит обогащение внутреннего мира ребёнка, он получает знаниями и продуктивный опыт.
Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить знания о профессиях, а также способствует развитию ребёнка.
: формирование у учащихся представления о мире современных профессий.
: 3-4 классы.
: компьютер, предметные картинки, плакаты, раздаточный материал.
Доска оформлена рисунками ребят, которые они нарисовали дома на тему «Профессии моих родителей».
– Ребята. Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь? ( О профессиях )
Все верно, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну профессий. Мы постараемся разгадать секреты профессий, узнать особенности и тонкости профессий ваших родителей.
– Вы готовы отправляться в путь?
II. Сообщение темы занятия и постановка цели.
Если вы согласны отправляться путь по миру профессий, то мы вами отправимся в путь. Но на пути нам будут встречаться разные задания и конкурсы. Побывав вместе с нами в путешествии вы встретитесь с разными профессиями, вспомните, что вы знаете о них, поделитесь своими знаниями с одноклассниками, а кто-то из вас может услышит и узнает что-то новое. Наше путешествие будет проходить на разных островах, где вы будете участвовать в викторинах, разгадывать загадки, рисовать и получать в конце путешествия секретный приз.
Работать мы будем в группах по 5 человек, поэтому от каждого из вас завит результат нашего путешествия.
III. Актуализация знаний о профессиях, применение знаний при выполнении заданий, загадок, игр.
Наше путешествие начинается и первый остров, который нам встречается это остров
Учитель раздаёт конверты каждой группе учащихся с буквами, из которых нужно собрать 2 слова – название профессии.
(Повар, врач, учитель, воспитатель, водитель, писатель, военный, шахтёр, крановщик, продавец).
Дети работают в группах.
Когда задание выполнено, начинается обсуждение профессий, которые получились.
Следующий остров, который встречается на нашем пути
Учитель читает загадку, если учащиеся отгадывают правильно, то на экране компьютера появляется изображение представителя данной профессии.
Загадки про папины профессии
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Загадки про мамины профессии
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня- (воспитатель)
-Вы молодцы ребята с загадками вы быстро справились!
Следующий остров нас уже ждёт и это остров
Чтобы побывать на этом острове профессий, вам необходимо вспомнить профессии литературных героев.
На этом острове вы справились очень хорошо с заданиями и мы плывём на следующий остров «Кто чем занимается»
Дети по очереди из каждой группы, берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается.
Последний остров, который нам нужно сегодня ещё посетить называется учащиеся из одной группы достают из волшебной коробки предметы, характерные для различных профессий, а учащиеся из другой группы должны показать картинку с соответствующей профессией. И так проходят испытание все группы.
IV. Подведение итогов путешествия.
Наше путешествие подходит к концу, мы посетили разные острова и выполнили много разных заданий. Давайте посмотрим на доску, как много разнообразных профессий вы нарисовали. Ваши родители работают в разных сферах. Каждый выполняет свои обязанности и труд каждого ценен и необходим!
Мир профессий очень интересен и разнообразен. Мы с вами сегодня познакомились с некоторыми профессиями. На том наше путешествие законченно, до новых встреч!
- М., Академия, 2001.
- М. : Ломоносов, 2010.
Тема урока №1. Что такое профессия.
– ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда;
– познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий.
– начать подготовку девятиклассников к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования;
– формирование навыков групповой работы, спора, рефлексии.
Вопросы, обсуждаемые в ходе урока:
Когда возникла «профессия». Профессия и образ жизни. Профессия и специальность. Истоки знаний о профессии. Где оказывается помощь молодежи по выбору профессии. Классификация профессий по характеру труда, по уровню квалификации, по жесткости требований к профессии, по отраслям хозяйства, по предмету труда.
презентация по теме урока.
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.
Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие – земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.
Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.
Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы.
Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.
В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.
Понятие «профессия» имеет в литературе много трактовок.
– профессия – это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию;
– профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения;
– профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием;
Несколько определений приводит в своих работах Е. А. Климов. Наиболее полным является следующее: «Профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е. А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему.
Приведем еще одно его определение: «С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В. Г. Макушин: профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.
Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.
В англоязычной среде различают понятия «профессия» (ргоfession) и «занятие» (оссupation).
Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.
В отечественной литературе принято отделять понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками: помимо профессиональной компетентности, являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия – врач, специальности – терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия – слесарь, специальности – сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.
Специальность – это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.
В истории развития цивилизации разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.
Давайте немного отвлечемся и попробуем, может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя 3 фигуры (на слайде) – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из10 элементов. Должны быть использованы все 3 вида фигуры.
Теперь подсчитайте кол-во треугольников. Слушайте ключ:
1 тип – 6 – 8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией
2 тип – 5 треугольников – Ответственный исполнитель,хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
3 тип – 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
4 тип – 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
5 тип – 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.
6 тип – 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Заключительный этап. Рефлексия.
1 задание. Сегодня, мы с вами научились отличать профессию от специальности и чтобы закрепить изученный материал, я предлагаю вам выполнить следующие задание. Перед вами два столбика «профессия» и «специальность», под каждым столбиком перечислены профессии и специальности. Ваша задача проверить и если нужно исправить ошибки в столбцах. Проверьте, правильно ли я заполнила графы таблицы?
2 задание. Назовите специальность на каждую букву алфавита:
Ход занятия
Участники сидят в кругу.
Ведущий: Здравствуйте! Я педагог-психолог. Зовут меня Светлана Викторовна. Сегодня мы с вами проведем занятие по психологии, которое называется «В мире профессий».
Вы ребята учитесь в 9 классе, скоро окончите основную школу, наверняка перед многими из вас встает вопрос «А, что мне делать дальше?». Вы все наверняка помните стихи:
«У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?»
Цель нашего занятия, в виде деловой игры помочь вам сделать правильный выбор.
Во время этого занятия вы сможете:
Начнем мы с вами занятие с разминки, игра называется «Визитная карточка».
Игра «Визитная карточка»
Цель: сплочение группы.
В зависимости от выделенных групп мы с вами разделимся.
Теперь вам необходимо представить свои профессии в командах в виде визитной карточки. На подготовку дается 3 минуты. Визитная карточка должна быть на 2 минуты. Свои визитные карточки участники изображают на листах бумаги или в устной форме, а затем представляют.
Каждая команда должна дать экспертную оценку работе другой команды (инструкции на столе) (приложение 2)
– Молодцы! Все хорошо поработали, достаточно грамотно представили свои профессии.
Ведущий: Вы сейчас вступили в период жизни, когда необходимо принять решение по выбору своей будущей профессии. В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий.
Как вы думаете, что необходимо учитывать при выборе профессии, чтобы не допустить ошибку? (ответы участников)
Теперь давайте обобщим сказанное вами.
Итак, первое, что необходимо учитывать при выборе профессии – это, что «надо» обществу (вывешивается на доску круг со словом «Надо»). То есть, это, значит, выбрать такую профессию, которая востребована на рынке труда.
Второе: что я «Могу». (вывешивается круг со словом «Могу» на доску и частично перекрывает первый круг). Это значит, что профессия должна быть доступна вам в силу ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков.
Третье: что я «Хочу». (вывешивается круг со словом «Хочу»). То есть профессия должна приносить радость, удовлетворение и доход.
На нашей схеме вы видите, что желания, возможности и необходимость перекрывают друг друга и получаются зоны взаимодействия.
Правила выбора профессии.
Ведущий: Мы с вами определили, что необходимо учитывать при выборе будущей профессии. А теперь нам с вами предстоит ответственный момент определения правил выбора профессии. Для этого мы с вами разделимся на 3 команды и вы займете места за столами с соответствующими номерами.
У вас на столах имеются листы с правилами выбора профессии (приложение 3). Вам необходимо в течении 3 минут определить какие правила вы считаете необходимыми и обвести их номер в кружок. Затем каждая команда зачитывает свои правила (время для представления 2 минуты). Время пошло.
– Молодцы! Обе команды справились с заданием. Теперь давайте посмотрим на схему и еще раз повторим «Правила выбора будущей профессии».
Ведущий: При выборе профессии выпускники часто совершают ряд типичных ошибок.
Схема «Правила выбора профессии»
Игра «Угадай профессию».
Цель: Дать участникам возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении ситуации.
Ведущий: Французский философ Клод Гельвеций считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития, он утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше становление еще идет. Вы себя строите и создаете сами.
Сейчас вам предоставляется возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении профессиональной ситуации.
А сейчас по очереди каждой команде я буду зачитывать профессиограмму, которая закодирована определенным растением.
В каждой профессиограмме 5 блоков информации. Вы поднимете сигнальную карточку или руку тогда, когда уверены в ответе.
Отвечаете на первый блок – получаете 5 баллов; на второй – 4 балла, на третий – 3 балла и т.д.
Если ошибаетесь, то получаете 0 баллов, в игре остаетесь.
На доске вывешен список профессий, который поможет вам в определении профессии, зашифрованной в профессиограмме (приложение 4)
Ведущий: Все команды хорошо справились с заданием, получали соответствующее количество баллов. А теперь у вас есть возможность заработать для своей команды дополнительные очки. Каждая команда получает профессиональную ситуацию, которую она должна решить. На решение ситуации дается 3-5 минут. После чего каждая команда должна представить свое решение. (приложение 5)
(Команды представляют свои ситуации).
Ведущий корректирует ответы, дополняет их.
Заключительная часть.
Ведущий: Шекспир когда-то заявил устами одного из героев пьесы «Как вам это нравится?»:
Каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд, на свободный выбор работы.
Я желаю вам сделать правильный выбор, что бы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.
Ведущий: А сейчас, прежде чем мы с вами попрощаемся, я прошу вас взять по одному листочку и приклеить на доску в зависимости от вашего выбора. Спасибо за работу.
(на доске вывешивается три листа с надписями.)
Листы для рефлексии
Игра по профориентации “Человек и профессия”
учитель математики и физики
Данная игра может быть использована на классных часах, на внеурочных занятиях по профориентации. В игровой форме учащиеся знакомятся с различными профессиями, через тест определяют свои профессиональные склонности, узнают о критериях выбора профессии. Игра рассчитана на учащихся 8 – 9 классов.
Пермский край Красновишерский ГО
Номинация «Лучшие практики профориентационной работы»
игры по профориентации
«Человек и профессия»
Автор разработки: Гилёва Юлия Юрьевна,
учитель математики и физики,
Паршаковская средняя общеобразовательная школа –
филиал МБОУ «Верх-Язьвинская СОШ»
Данная игра может быть использована на классных часах, на внеурочных занятиях по профориентации. В игровой форме учащиеся знакомятся с различными профессиями, через тест определяют свои профессиональные склонности, узнают о критериях выбора профессии. Игра рассчитана на учащихся 8 – 9 классов.
Пояснительная записка 4
Ход игры 5
Список литература 13
Одним из направлений работы классного руководителя является профориентация школьников. Профориентация в виде игры поможет подросткам не только пополнить свои знания о профессиях, но и в игровой форме пройти диагностику, узнать требования, предъявляемые к людям той или иной профессии. Это мероприятие разработано для учащихся 8-9 классов.
Цель: профессиональное самоопределение старшеклассников.
– диагностика для определения профессиональных склонностей;
– развитие творческих, коммуникативных, организаторских способностей;
– знакомство учащихся с профессиями.
Оформление: Название игры «Человек и профессия», шары, лозунги о профессии, предметы труда по профессиям и т.п.
Оборудование: карточки для диагностики, карточки – анаграммы и синонимы, пластилин, набор «ЛЕГО», бумага А4, фломастеры.
Вступительное слово учителя: «Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас на профориентационной игре «Человек и профессия». Давайте сначала познакомимся».
Знакомство с участниками реализуется через игру «Снежный ком». Назовите свое имя и профессию, которую вы выбрали или хотели бы выбрать. Например, «Я – Ольга, хочу быть учителем». Второй участник называет имя первого участника и его названную профессию, и свое имя и профессию. Например, «Ольга –учитель, меня зовут Сергей, мечтаю быть экологом». Следующий участник называет и первого, и второго и так далее.
Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу обществу? Эти вопросы вы вряд ли задавали себе. А зря!
Сегодня мы с вами познакомимся с разными профессиями, выполним тест на определение профессиональных склонностей и немного поиграем.
1. Ответьте на вопросы:
1. Какую профессию можно назвать «профессия 21 века»?
2. Какие профессии считаются устаревшими, ушедшими вглубь веков?
2. Весёлая профи-викторина.
– Кем по профессии были герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасатели)
– Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке «Кот в сапогах»? (Мельник)
– Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (Столяр)
– Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)
– Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)
– Кем по профессии был Вакула из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (Кузнецом)
– Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и её бабушку? (Дровосек)
3. Игра «Правильно, неправильно. Он – она».
1. Она – балерина, он – балерун. ( Нет, танцовщик, а слово «балерун» носит ироничный, шутливый характер.)
2. Она – актриса, он – актёр. ( Да.)
3. Он – пилот, она – пилотка. ( Нет, она тоже пилот.)
4. Он – спортсмен, она – спортсменка. ( Да.)
5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. ( Нет, она – гимнастка.)
6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. ( Да.)
7. Он – стрелок, она – стрелочница. ( Нет, она тоже стречница.)
8. Он – рыбак, она – рыбачка. ( Да.)
9. Он – штукатур, она – штукатурка. ( Нет, она тоже штукатур.)
10. Она – медсестра, он – медбрат. ( Да.)
Сейчас проведем тест для определения профессиональных склонностей.
4. Тест на определение профессиональных склонностей.
Существуют пять типов профессий, разделенных по признаку «Предмет труда» (классификация предложена Е. Климовым):
Тест для определений профессиональных склонностей
1. Подолгу могу заниматься любимой художественной работой.
2. С удовольствием провожу время в кругу любителей математики.
3. Охотно читаю литературу на темы воспитания.
4. Окружающие признают мои технические способности.
5. Люблю посещать технические выставки.
6. Часто решаю кроссворды, головоломки, трудные задачи.
7. Люблю общаться с детьми, рассказывать им что-либо.
8. Люблю читать книги о природе.
9. Друзья считают, что у меня есть способности к искусству.
10. Люблю возиться с растениями и животными.
11. Охотно и часто посещаю зрелищные мероприятия.
12. С удовольствием провожу время в беседах с друзьями.
13. Подолгу могу что-либо мастерить.
14. Часто читаю техническую литературу.
15. Охотно наблюдаю за растениями и животными.
16.учителя считают, что у меня хорошие математические способности.
17. Легко схожусь с людьми, у меня много друзей.
18. Точные науки считаю интересными и нетрудными.
19. Многие признают меня хорошим цветоводом (пчеловодом и т. д.).
20. Охотно читаю книги об искусстве.
Инструкция: Если вы согласны с тем или иным утверждением, поставьте цифру в сточке вопроса в кружочек.
(Карточка для ответов в приложении 1)
П – «человек – природа»;
Т – «человек – техника»;
З – «человек – знаковая система»;
Х – «человек – художественный образ»;
Ч – «человек – человек».
Посчитайте сумму чисел, отмеченных в каждом столбце. Наибольшая положительная сумма – показатель наибольшей выраженной склонности на данное время – 10 б.
Тест составлен с таким расчетом, чтобы по каждой группе профессий оценивались:
– Эмоциональное отношение (нравится – не нравится) – 1б;
– Познавательная активность личности – 2 б;
– Наличие некоторого опыта – 3 б;
– Факт признания способностей окружающими – 4 б.
Если вы набрали 10 баллов, например, в графе П – «человек – природа», у вас максимальный показатель склонности к типу профессий «Человек- природа».
По итогам тестирования поделимся на пять групп, они могут быть не одинаковое количество участников, в зависимости от диагностики.
5. Предлагается игра «Парад профессий». Ребята уже разделены на команды.
Задание 1. Анаграммы – профессионалы (Приложение 2).
Задание 2. Профессии-синонимы. Кто быстрее справится с заданием (приложение 2) Задание 3. По профессиональной сфере люди длятся на типы «человек – человек», «Человек – природа» и др.
Предлагаю игру по этим профессиональным типам. И так:
1. « Человек – природа». Участники получают следующее задание: в одном городе жил мастер – кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, какого никто еще не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина то, что задумал Мастер-кондитер. А назвались его изделия так: ШАРОВАЙ и рассказать, что же получилось.
2. « Человек – знаковая система». Участники должны из одного большого слова «Космонавтика» составить как можно больше коротких слов, например, «ток» и др.
3. « Человек – человек». Участникам предлагается провести какую-нибудь игру с остальными командами.
4. « Человек – техника». Участники получают конструктор «Лего». Задание: из конструктора сконструировать какое-нибудь транспортное средство и приготовить его защиту.
5. « Человек – художественный образ». Участники, относящиеся с данному типу, получают задание: к празднику все вежливые люди посылают открытки друг другу с поздравлениями. При этом они обращают внимание на рисунок на открытке (Нельзя же на 8 марта послать открытку с изображением новогодней ёлки!). Вам необходимо придумать и нарисовать открытку ко ДНЮ хохотушки и рассказать о ней.
6. « Самая-самая». А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора. Назовите профессии:
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно, не совсем обычных для нашего региона, но востребованных в стране в целом.
Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников, скорее всего, выберет более обыденную профессию.
Давайте теперь выясним, что влияет на наш выбор. Чем Вы планируете руководствоваться при выборе будущей профессии?
Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.
Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
– Востребованность на рынке труда.
– Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
– Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
– Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
– Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
– Положительное влияние на семейную жизнь.
– Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
– Возможность карьерного роста (важно или не важно).
7. А сейчас вам необходимо взять бланк «Найди ошибку» и выбрать позиции, которыми необходимо руководствоваться при выборе профессии (приложение 3).
При выборе профессии следует руководствоваться тремя позициями:
– «хочу» – это ваши интересы, склонности, желание заниматься интересующим вас делом,
– «могу» – уровень вашей подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности,
– «надо» – спрос на профессию, потребность в ней общества.
В нашем регионе большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда». Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.
Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.
8. И в заключении поиграем в игру, которая называется «Угадай профессию».
Командам я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Остальные присутствующие должны угадать, какую профессию им демонстрируют (приложение 4).
Прилагаемый список профессий:
Дорогие ребята, на этом мы с вами закончим нашу игру, спасибо за работу.
Ну, а как получить желаемую профессию, вы уже, наверно, определили сами:
– поставить перед собой цель и стремиться ее достичь,
– получить хорошие знания в школе;
– поступить и успешно закончить учебное заведение;
– необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии;
– нужно любить эту профессию.
Желаю вам удачи в вашей учёбе и в выборе профессии.
(карточки для участников)
Задания на конкурс «Парад профессий»
КАРТОЧКИ ДЛЯ КОМАНД УЧАСТНИКОВ:
Конкурс – «Найди ошибку»
Инструкция: на бланке №1 перечислены критерии выбора профессии. Пожалуйста, в таблице №2 проставьте номера или напишите словами, какие из представленных критериев считаются основными, правильными. Из перечисленных девяти – правильные только три. Подумайте!
На выполнение задания дается 5 минут
1. Иду в это учебное заведение, так как его диплом котируется на рынке труда при трудоустройстве
2. Выбираю эту профессию, так как она модная, престижная, ее представителям многие завидуют
3. Основываю свой выбор на своих способностях
4. Выбираю эту профессию, так как мне нравиться математика
5. С этой профессией у меня всегда будет возможность трудоустройства
6. Пойду в это учреждение, так как у меня нет четкого ориентира
7. Основываю свой выбор на своем интересе
8. Возможность учится, и работать с друзьями
9. Хотя я и не знаю тонкостей этой профессии, но мне очень нравиться работать с цифрами
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/535898-igra-po-proforientacii-chelovek-i-professija
«Свидетельство участника экспертной комиссии»