ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

«Профориентация на уроках географии»

ГБОУ ЦО №173 Шустрова Н. А.

Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Но география – единственный мировоззренческий предмет в школьном образовании, объединяющий в своём содержании триаду «Природа – человек – хозяйство». На каждом уроке учитель решает не только обучающие, но и воспитательные задачи. Мастерство учителя проявляется, в том числе, и в умении выделить из множества проблем воспитательно-образовательного процесса главные, приоритетные, требующие немедленного решения проблемы. Одна из важных проблем – это заинтересованность в учёбе, применение полученных знаний. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Проблема выбора оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

В современном мире, когда ежегодно появляется всё больше и больше новых профессий, рынку труда требуются конкурентоспособные, компетентные специалисты. Развитие информационных технологий предъявляют всё более высокие требования к учёту индивидуальных психофизиологических особенностей человека, ибо меняется содержание, характер и цели труда, возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуются выносливость и ответственность. Современный мировой экономический кризис снова изменит профессиональные приоритеты молодёжи.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр.  — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть, по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Профориентационная работа предполагает не только наличие информации о профессии, но и знание требований, предъявляемых к трудовой деятельности, которая в свою очередь определяет наличие различных качеств и свойств личности, способствующих успешному освоению профессии.

Работа учителя в этом направлении  – это не однократное действие, а весьма длительный многолетний процесс. Набор методов и средств профориентационной работы широк и разнообразен. Преподаватель должен познакомиться с опытом работы своих коллег из других стран.

У ряда исследователей, занимающихся проблемой профориентации при изучении школьной географии, можно проследить расширение диапазона от осуществления профориентационной работы на отдельных уроках /3,4,5/ и знакомства с профессиями в обучении географии /5/ до изучения  профориентационных возможностей целых географических курсов /9,10/. Четкая интегративная связь между географией и профориентацией в научно-методической литературе не прослеживается. Изучив накопленный опыт по проблеме,  я пришла  к выводу, что сегодня в школах профориентационная работа представлена в основном экскурсиями на различные предприятия и беседами со специалистами разных профессий. Этот путь не очень эффективен, вероятно, потому, что учащиеся знакомятся с новыми профессиями пассивно, не прилагая особых усилий. Необходимо выводить профориентационную работу учителя на новый уровень, искать наиболее эффективные методы подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Одним из таких методов является метод проектов.

Вместе с детьми мы разработали Памятку «Как работать над проектом». Она выглядит так:1. Как должен выглядеть конечный продукт моей деятельности.2. Этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана).3. Поиск информации.4. Оформление проекта.5. Организация деятельности по созданию проекта.6. Защита проекта. Памятка берется за основу, но в неё можно  вносить коррективы.

Ученики с удовольствием работают над проектами. Создаётся информационная база. Мини-проекты в виде презентации могут быть использованы на уроках географии как дополнительный материал. Позволяют организовать встречи учеников с интересными людьми.

Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, а так же использование разных образовательных площадок.

Экскурсионное направление работы осуществляется за счёт посещения выставочного комплекса «Ленэкспо». Выставочный комплекс является прекрасной площадкой для изучения современного состояния промышленности, транспорта, туризма.  График выставок находится в классе и ведётся предварительная запись желающих посетить выставку. В этом году я со своими учениками посетила следующие выставки:

  • Мехатроника и робототехника 2011
  • Российский промышленник 2011
  • Нева 2011 (судостроение, судоходство)

Международные специализированные выставки по направлениям: “Металлургия. Литейное дело”, “Металлообработка”, “Машиностроение”, “Автомобильная промышленность”, “Инфраструктура промышленного предприятия”, “Промышленные инновации”. Российско-финляндский промышленный форум. I V Конференция “Нанотехнологии и Наноматериалы”

III Региональный Форум-выставка поставщиков атомной отрасли «АТОМЕКС-Северо-Запад»

Международная специализированная выставка энергетической промышленности и электрооборудования

Перед посещением выставочного центра ученики получают задание от учителя на тему выставки и после сдают отчёт. Например, к 19-ой международной туристической выставке ученики 11 класса получили задание:

Готовят собственный буклет приглашающий  посетить страну (по выбору).

Выставочный комплекс позволяет увидеть достижение стран – участниц и крупных международных организаций в области науки, техники, культуры.

Я преподаю экономическую и социальную географию мира в 10классе.  Изучение географической дисциплины в школе интегрирую с профориентационным  обучением. Это позволяет связать обучение с решением задач, стоящих перед  молодежью и хозяйством страны в условиях перехода на рыночные отношения.

С точки зрения профессиональной ориентации экономическая география является самым «выигрышным» предметом.

Основное содержание курса географии и знакомство с профессиями.

Задача каждого учителя географии заинтересовать своим предметом. Если школьник хочет сдать ЕГЭ по географии и связать свою жизнь с дальнейшим изучением этой науки, то ему необходимо дать исчерпывающую информацию о сфере применения географических знаний и показать важность этих знаний в новых экономических условиях. Наиболее широко представлены факультеты по этому профилю в СПБГУ/11/.

С инициативной группой учеников мы оформляем стенд, посвящённый профессиям в области географии. На стенде находится информация о факультетах, датах открытых дверей и олимпиадах.

Пример информационных листов по профориентации:

Факультеты Санкт-Петербургского Государственного Университета

Основой целью изучения географии в Санкт-Петербургском Государственном Университете  является подготовка специалистов, знающих природные, политические, экономические и социальные особенности территории и умеющих диагностировать их состояние, проблемы развития, способных осуществлять эффективное управление обществом, учитывая масштаб и особенности региона.

Где работают выпускники:

Факультет Картографии и геоинформатики.

Цель программы – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных отображать на карте практически любые географические процессы, явления с помощью традиционных и самых современных методов картографии.

Основной целью данной программы является подготовка специалистов, разбирающихся во всём многообразии явлений, происходящих в атмосфере и гидросфере. Студенты учатся моделировать и прогнозировать развитие природных процессов, оценивать техногенное воздействие на окружающую среду

Подготовка кадров для работы в области почвоведенья, экологии, земельного кадастра и лесного хозяйства, контроля и управления земельными ресурсами в государственных и частных компаниях, органах власти.

Факультет Экологии и природопользования.

Программа направлена на подготовку бакалавров способных предсказывать, выявлять, оценивать природные  и природно-техногенные воздействия на окружающую среду, проводить работы по реабилитации компонентов природной среды, работа по ликвидации промышленных и бытовых отходов, осуществлять экологический и экономико-экологический аудит.

Факультет Экологии и недропользования.

Программа направлена на подготовку бакалавров, способных предсказывать, выявлять и оценивать природные и природно-техногенное воздействие на окружающую среду, проводить работы по реабилитации компонентов природной среды, работы по ликвидации промышленных и бытовых отходов, осуществлять экологический и экономическо-экологический аудит.

Факультет Биоразнообразия и охраны природы.

Основная задача программы –  подготовка высококвалифицированных экологов-практиков, способных плодотворно решать различные задачи по охране и управлению использованием природных ресурсов, владеющих методами и способами развития правовой и экономической баз охраняемых природных территорий и регламентации хозяйственной деятельности на них.

Факультет Землеустройства и кадастра.

Программа направлена на подготовку специалистов высокой квалификации по землеустройству и кадастру недвижимости. Комплекс дисциплин, изучаемых в рамках данной программы позволяет сформировать знания по широкому спектру актуальных вопросов в сфере землепользования и управления земельными ресурсами в контексте сложившихся рыночных отношений.

Следует увеличивать количество часов географии в учебном плане в старших классах (9-11 кл.), создавать дополнительные пособия в помощь учителю географии по профориентации .

Список используемой литературы

ПРОЕКТ: «Профориентационная работа с учащимися при изучении курса «География России»

Этапы реализации проекта:

Классификация профессий в соответствии с темами уроков: Класс Тема урока Профессии 8-9 «Наши моря» Гидролог, лимнолог, гляциолог, туризм, гостиничный бизнес, океанограф, сотрудник миграционной службы «Миграции населения» Социолог, этнограф, демограф, геронтолог, урбанист «Ресурсы земной коры» Буровой супервайзер, инженер-горняк, почвовед, геолог, геонавигатор , спелеолог, геолог-модельер, геоморфолог, геомеханик , геоэколог, литолог «Природа и человек» Эколог, ландшафтовед , кадастровый инженер «Загрязнение и охрана окружающей среды» Биолог «Атмосферная циркуляция» Климатолог, метеоролог, синоптик «Природно-территориальные комплексы России» Мелиоратор «Топливно-энергетический комплекс» Сварщик, монтажник, буровщик «Природные зоны» Геокриолог, биогеограф «Мозаика народов» Этнограф

Основные группы географических профессий: 1. « НОВЫЕ» (ГЕОГРАФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) 2. « СТАРЫЕ» (ГЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ) 3 . « ХИМИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ» (ГЕОХИМИК, ПОЧВОВЕД, ГЕОГРАФЫ -ВУЛКАНОЛОГИ) 4 . « ЭКОНОМИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ» (ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ, ГЕОГРАФИЯ И ЭКОНОМИКА) 5. ФИЗИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ПОЛЯРНАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ, ГЕОЛОГИЯ НЕФТИ И ГАЗА)

Задание 3: ЦЕХ ПРОФЕССИИ СПЕЦИАЛЬНОСЬ Литейный Металлург Литейщик, формовщик Кузнечно-прессовый Металлист Кузнец, прессовщик Механический Металлист Токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовальщик Сборочный Металлист Слесарь-сборщик, слесарь-наладчик

Задание 4: Гляциолог Лимнолог Туризм Океанолог Гидролог Синоптик Инженер-горняк Названия профессий:

ПРОЕКТ: «Профориентационная работа с учащимися при изучении курса «География России» Составитель: учитель географии ГБОУ школы№ 609 Назарова Мария Игоревна

Министерство образования Московской области

Выступление на РМО учителей географии

«Профориентация учащихся на уроках географии как одно из важнейших направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»

Подготовила: учитель географии

МБОУ Развилковской СОШ с УИОП

Профориентация в школе

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а, следовательно, профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

География — наука про всех и для всех. Что там за горизонтом, какие люди живут за высокими горами, есть ли за горами другие страны, есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда волновали и волнуют воображение людей. А зачем нужна география современному молодому человеку? Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм — любовь к своему Отечеству.

большое количество выпускников 9-х классов сдают географию. Многие из них выбрали географию для сдачи в форме ОГЭ, так как считают ее интересным и наиболее понятным предметом, но больше половины из них не знают, где в обычных профессиях нужны знания по географии. Мало того, они не смогли к выпуску определиться с выбором будущей профессией. Да что там 9-ки, когда выпускники 11-х классов накануне экзаменов точно также еще не определились с профессией. Это вызывает большую тревогу, т.к. ребята начинают метаться в различные вузы, куда-нибудь поступить, а вот понравится ли им будущая профессия, в большинстве своем они над этим не задумываются. А ведь это очень важно! Если человек любит свою профессию, то, как правило, он становится хорошим специалистом в своей области. Хороший специалист всегда будет востребован и принесет большую пользу обществу и Отечеству.

Ребята также затрудняются с определением профессий, связанных с географией. Как правило, они считают, что географ —это путешественник, географ рисует карты, рассказывает про погоду, географ преподает географию в школе. И все! Вот такие скудные знания о профессии географа. А знают ли в широкой общественности, кто такие, например, геоморфологи, экисты (специалист по географии населения) или гляциологи? У многих людей о географии сложилось примитивное представление как о науке чисто умозрительной, безо всякой практической направленности, поэтому ее отодвигают на задний план, и этот предмет в школах далеко не приоритетный. Так чем же все-таки занимаются профессиональные географы, какие существуют географические специальности, и как география способствует решению практических задач — на эти вопросы большинство современных школьников не может дать ответа.

Но ведь география — основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

В настоящее время важнейшим социальным требованием к образовательной организации является ориентация образования не только на усвоение обучающимися программного материала, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Ключевое слово обучения в условиях реализации ФГОС – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ведь цель современного образования – развитие личности школьников, а чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. В этой связи определены задачи: вооружить школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, создать условия для присвоения ребенком ценностных ориентаций: труд, творчество. Включение учащихся на уроке в решение комплекса познавательных задач, основанных на применении и взаимодействии различных видов деятельности, представляет собой вектор их развития (личностного, умственного, коммуникативного, социального).

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. География предоставляет широкие возможности для организации краеведческой и профориентационной работы.

Известно немало профессий, связанных с географией и все они очень разнообразны.

География как наука зародилась очень давно, в период становления человеческого общества. Землевладельцам она помогала выбрать место для поля, мореплавателям – вести свои корабли по морям и океанам, открывать новые земли, купцам – успешно торговать с другими странами. Именно моряки и купцы были первыми открывателями новых земель. Но не только стремление к приобретению важных практических знаний или жажда наживы заставляли людей отправляться в путь, в неизведанные дальние страны, рисковать своей жизнью. Часто это было обычное человеческое любопытство – стремление познать что-то новое, неизвестное, интересное. Так что же представляет собой наука география? Современная география как наука изучает окружающую среду, её пространственные особенности и взаимосвязи с обществом, территориальную организацию общества. Сегодня география имеет два очень важных и взаимосвязанных между собой крыла – естественноисторическое и социально-экономическое, и оба они в равной степени являются её сутью и содержанием. В наши дни географию невозможно представить без человека, без отношения к человеку, без заботы о человеке, и, конечно, без деятельности человека. Роль географии становится важной и быстро меняется в наше время? Почему? Да потому что мир меняется так стремительно, так существенно, что трудно представить порой, каким он был в недалёком прошлом. В наше время география не прежняя «романтическая» наука, а наука, переживающая своё второе рождение. Став наукой конструктивной, ставящей перед собой задачи решения противоречий «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», обогащаясь всё новыми знаниями, она стала выполнять роль мостика между естественными и общественными науками. Теперь, имея такой огромный багаж знаний, она решает проблемы разного характера и разного уровня, от локального до глобального. География имеет очень тесные связи со многими науками, ведь методов изучения и познания современного мира сегодня очень много: исторический, физический, химический, математический биологический и т.д.

География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. Актуальность данной проблемы представляется задачами, поставленными государством по переходу на старшей ступени общего образования к профильному, появлением в последнее время новых способов накопления и переработки информации, большого числа новых профессий и специальностей. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. Многие обучающиеся считают, что в профессии заработок – это главное, но надо думать и о смысле работы, ее общественной полезности.  Хороша конечно же, та специальность, которая дает возможность реализовать в первую очередь личные интересы и планы ребят, где они могу принести больше пользы.

Основные группы «географических» профессий.

Рассмотрим классификацию профессий, в которых необходимо знание географии. Этот перечень достаточно велик. Вот некоторые из них: агроном, археолог, военный, геолог, геоморфолог, геодезист, гидролог, горный инженер, демограф, дипломат, журналист, инженер – градостроитель, капитан корабля, картограф, климатолог, ландшафтный архитектор, лесник, логистик, медицинский географ, маркетолог, менеджер в туризме, метеоролог, океанограф, пилот, социолог, таможенник, торговый аналитик, турагент, фермер, эколог, экономист в сельском хозяйстве и др.

Несмотря на обилие современных географических специальностей, всех их можно сгруппировать по нескольким признакам.

Есть «старые», возникшие еще в конце XIX — начале XX века, традиционные географические специальности (например, геоморфология, землеведение, климатология), и есть «новые», сравнительно недавно появившиеся (например, биоклиматология, география туризма или географическая планетология).

Есть наиболее и наименее популярные географические специальности. Например, самый высокий конкурс при выборе специализации на географическом факультете МГУ отмечается на таких кафедрах: географии мирового хозяйства, экономической и социальной географии зарубежных стран мира, геоинформатики, рационального природопользования. Динамично развивается новая специальность – туристическая география.

Ореол романтизма, присущего географии как таковой, достигает своей максимальной силы на кафедрах, с которыми так или иначе были связаны известные мореплаватели, путешественники (океанология, биогеография).

Можно выделить группу географических специальностей, где широко применяются методы точных и естественных наук, особенно математические вычисления: метеорология и климатология, океанология и гидрология, картография и топография с геодезией, гляциология и криолитология (мерзлотоведение). Химические методы и формулы должны знать геохимики-ландшафтоведы, геоморфологи, географы-почвоведы, палеогеографы, геоэкологи, географы-вулканологи. Физические и геофизические методы используются метеорологами, океанологами, гидрологами, гляциологами, ландшафтоведами. С биологией тесно знакомы биогеографы, медико-географы, лимнологи (озероведы), ландшафтоведы.

В группе экономико-географических специальностей широкое применение нашли статистические методы, компьютерно-математическое моделирование. Экономико-географ также должен разбираться в основах промышленного и сельскохозяйственного производства.

Представители всех без исключения специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии (особенно картографы, метеорологи и синоптики) и уметь применять в своей работе картографический метод и методы аэрокосмического зондирования Земли.

Выпускники-мужчины большинства географических факультетов, помимо своей основной гражданской специальности, приобретают еще и военную специальность, параллельно обучаясь на военной кафедре. Как правило, это «военный синоптик, метеоролог», «военный картограф-топограф» и «фотограмметрист-дешифровщик материалов аэрокосмической разведки». Сугубо военной географии учат в Академии Генерального штаба.

Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать камерально-полевыми. В основном это специальности физико-географического направления, которые предполагают эмпирическую проверку научных гипотез и теорий. Как правило, работа физико-географа состоит из двух этапов:

1) выезда на природу, где проводятся натурные исследования объектов (экспедиции, учебные практики) и 2) детальной обработки результатов таких исследований в камеральных условиях (лаборатории на кафедрах географических факультетов и в подразделениях ИГРАН и других естественно-научных НИИ).

Есть «мужские» и «женские» географические специальности. Например, почти абсолютно мужскими являются гляциология, криолитология и военная география. Повышенный удельный вес мужчин наблюдается в океанологии, геоморфологии, геодезии, топографии. А вот среди выпускников географических факультетов педвузов, в среде метеорологов-синоптиков и картографов преобладают представительницы слабого пола. Несомненно, что, чем более полевой является географическая специальность, тем более она «мужская», и наоборот.

Как учитель географии накапливаю материал для ознакомления школьников с профессиями, для которых необходимы знания географии. Практически на каждом уроке географии можно найти место для показа общественной значимости географических знаний и умений в современной жизни, раскрыть значимость знаний этого предмета для саморазвития личности школьника, развития его способностей, творческого потенциала, склонностей, профессиональной ориентации, что важно для стандартов второго поколения. Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Использование принципа историзма — важный фактор формирования мотивов в учебном процессе. Интеграционный потенциал географии и истории довольно велик. Больше внимания уделяется не только изучению истории географических открытий и исследований в пределах всей планеты, отдельных материков и океанов, но и своего края. Представляется важным такой исторический подход в географии, который должен способствовать развитию мотивов изучения географии в школе.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Таким образом успех профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения.

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Анализ рынка труда в России.

Для торговли рабочей силой существует особый рынок — рынок труда. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. На рынке труда предприниматели и продавцы рабочей силы совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Мы проанализировали, какие на сегодняшний день самые востребованные профессии на рынке труда в России? Если 10 лет назад требовались специалисты с экономическим и юридическим образованием, то сейчас рынок труда переполнен представителями подобных профессий, и у многих возникает вопрос, какие профессии будут самыми востребованными в будущем, и какое образование получать. Казалось бы, очень трудно ответить на этот вопрос, так как рынок труда – сфера непредсказуемая, однако некоторые исследования и прогнозы сделать можно. Итак, согласно исследованиям социологов, десять самых востребованных профессий ближайшего будущего – это:

1. Инженеры. Именно инженеры технических специальностей займут лидирующие позиции на рынке трудоустройства.

2. Специалисты в сфере IT технологий.  Ни одна современная фирма не обходится без компьютеров, соответственно на предприятии должны быть специалисты, которые отвечают за организацию и слаженную работу компьютерных сетей, настройку пользования Интернетом, обслуживание абонентских телефонных линий  и т.д.

3. Специалисты в сфере нанотехнологий. Нанотехнологии основаны на атомно-молекулярном взаимодействии веществ, данные технологии позволяют использовать скрытые, полезные свойства веществ. Нанотехнологии-это технологии будущего. В скором времени нанотехнлогии охватят все сферы: пищевую промышленность, машиностроение, космические технологии, медицину, химическую промышленность.

4. Специалисты в области биотехнологий и биоинженерии. Понятие биотехнология означает современный метод, который использует любые биологические структуры, системы, и их части для решения той или иной задачи в рамках заданного технологического процесса. Особенно часто биотехнологии применяются в современных сельскохозяйственных предприятиях, на которых с применением методов генной инженерии изменяют свойства выращиваемых продуктов, например, для повышения урожайности или устойчивости к вредителям. В фармакологии также применяют методы биотехнологий для создания лекарств на основе биологических организмов.

5. Специалисты в сфере маркетинга.  Российский рынок постоянно обновляется огромным количеством всевозможных товаров и услуг.

6. Специалисты в сфере сервиса.  Постепенно благосостояние людей в России и других странах мира улучшается, поэтому возникает все большая потребность в предоставлении качественных сервисных услуг.

7. Специалист в области логистики – управление информационными потоками и материальными ценностями в ходе выпуска и реализации продукции. Россия все больше интегрируется в мировую рыночную систему, планируется её вступление во всемирную торговую организацию и другие организации. В связи с этим уже сейчас востребованной профессией является – логист. Коммуникабельность, умение быстро понять и оценить ежедневной работе. При этом необходимо еще немного разбираться в технике, транспорте, экономических вопросах, иметь географические навыки.

8. Специалист по экологической безопасности. В нашей стране, к сожалению, всегда уделялось мало внимания защите окружающей среды и здоровью человека по причине экологических проблем. Однако в настоящее время масштаб антропогенных воздействий достиг такого уровня, что без грамотных специалистов в области экологии не обойтись.

9. Специалисты в области медицинских исследований. Медицина постоянно развивается, появляются новые методы лечения, технологии, лекарства, поэтому подобные специалисты всегда будут востребованы.

10. Специалисты в области химии и химических исследований.  Энергетика-это сфера, в которой химические специальности будут максимально востребованы. Подсчитано, что мировых запасов нефти хватит всего на несколько десятилетий, и уже сейчас ученые ищут и исследуют альтернативные источники энергии. В скором времени, человечество начнет активно применять исследования на практики, а химические профессии станут одними их самых востребованных.

Вывод: по этим данным мы видим, что практически все самые востребованные профессии в России в той или иной степени связаны с географией.

Изучение курса географии очень важно для профессионального самоопределения учащихся. География способна раскрыть причины и следствия безработицы, обозначить требования к современному работнику в условиях рынка труда, сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

География – это многое, это просторы своего края и своей страны, это наша огромная планета. Когда ты изучаешь географию – ты и метеоролог, и археолог, и геолог, и гидрограф, и топограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. Обязательно ли изучать географию, в принципе нет, но где ты без географии – нигде! Ещё одной важной задачей географии стала задача научить людей любить, понимать и беречь не только целый мир, а мир свой маленький, окружающий его ежеминутно – свою маленькую Родину, свой край, свой город. Ведь именно с этого начинается и Россия, и вся Земля.

Список используемой литературы:

1. Программы начального и основного общего образования. Технология. – М.: Вентана Граф, 2012. – С. 183.

2. Аверичев Ю. П. Ориентация школьной молодёжи на рабочие профессии//Сов.педагогика, 2010,№ 2.-С.25-30.

3. Апостолов С. П. Рынок: молодёжная политика и профориентация учащейся молодежи/ЛИк.и пр-во,2012,№ 3.-С.73-76.

4. Бабосов Е. М. Профессиональная ориентация в школе.-Мн.:Нар.асвета, 2011.-158с.

5. Климов Е. А. Школа и выбор профессии.-М.:Педагогика, 2005.-241с.

6. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.:Педагогика, 2008.- 184с.

Выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача учителя – дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности. В рамках преподавания географии по ФГОС ООО второго поколения необходима «Ранняя социализация, профильная специализация, профессиональное самоопределение учащихся с учётом выбора индивидуальных траекторий продолжения образования»
Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.


ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Вам также может понравиться:

Всероссийский конкурс осенних гербариев и флористических работ «ОСЕННЯЯ МОЗАИКА
»

01 Сентября – 28 Ноября

Международный конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и фотографии ко Всемирному дню моря «МОРСКИЕ СЕЗОНЫ
»

25 Августа – 25 Октября

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *