ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.

Настоящая программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (5-7 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.

данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности дошкольника.

Актуальность программы – знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте.

Отличие от уже существующих учебно-методических материалов

В отличие от других существующих программ по английскому языку для дошкольников, которые не ориентированы на подготовку к школе, в которой английский язык преподается со второго класса, данная программа разработана с учетом раннего изучения иностранного языка, начиная с пяти лет, и предполагает ее дальнейшее изучение в начальной школе.

При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста:

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения.

б)  создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);

в)  использование учебных игр;

Педагог использует следующие виды работы:

Организация работы в группе:

В процессе НОД дети сидят или стоят полукругом или кругом, как можно ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть и слышать педагога и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Каждое НОД курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем  проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия  ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется ПК, ИКТ.

Примерный план НОД:

2. Речевая разминка.

3. Повторение пройденного и введение нового лексического материала.

4. Разминка с использованием подвижных игр.

5. Активизация пройденного закрепление нового лексического материала.

6. Разучивание стихов и рифмовок.

7. Подведение итога.

1. Обязательно использовать различные средства поощрения (вербальные, материальные).

2. Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.

3. Системно вводить лексику: Первое занятие – 4 – 6  слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия –   активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.

4. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.

5. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.

6. Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат и снимает языковые барьеры.

7. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.

Предполагаемый результат обучения

Первый год обучения

К концу первого года обучения дети должны знать 40-50 слов на английском языке, некоторые готовые речевые образцы:

Сколько тебе лет?

Как тебя зовут?

Второй год обучения

Словарный запас детей к концу второго года обучения должен составить  около 100 слов. Речевые образцы: 15-17 выражений утвердительного и вопросительного типа. Дети должны уметь  рассказать о себе, семье, игрушке в 4-6 предложениях; построить диалог по 3-4 реплики от ребенка; рассказать стихотворение и спеть песенку на английском языке.

– игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы.

Форма подведения итогов реализации программы

Проводится открытое занятие для родителей.

Срок реализации программы

Учебная программа «Говорим по-английски» рассчитана на 2 учебных года (72 учебных часа), по 36 учебных часа в год.

: 5 – 7 лет.

Содержание программы занятий.

Методические приемы реализации программы.

При обучении английскому языку детей дошкольного возраста следует максимально учитывать их возрастные особенности. Педагог знакомится с литературой и проводит свои занятия методами и приемами, соответствующими возрасту детей. Формы обучения должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств овладения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции    ребенка использовать их ситуативно и осмысленно.

Виды деятельности не должны быть утомительными, перегруженными новым материалом. Рекомендуется на одном занятии вводить не более 2-3 новых слов или 1-2 предложений. При отборе языкового материала необходимо учитывать речевой опыт детей в родном языке. Усвоение языкового материала английского языка должно составлять естественную часть обучения всем видам деятельности в детском саду. Это облегчит понимание детьми смысла слов, а также активное включение их в живую разговорную речь.

Одним из важнейших приемов обучения в детском саду является  Игра – это тот способ, фундамент, то главное, на чем построен весь процесс обучения. Игра – основной вид деятельности дошкольника. Но как сделать так, чтобы ребенок захотел говорить на английском языке? Ведь все коммуникативные задачи он может решить на родном языке. Маленькому воспитаннику очень сложно объяснить, что это понадобится ему в школе, так как есть такой предмет, в институте, при выборе профессии, при определении в жизни. Вот здесь и помогает игра. Игра – это очень естественно для ребенка-дошкольника. В процессе игровой деятельности ребенок проявляет смекалку, сообразительность.  Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают, как сталкиваются с различными трудностями и учатся. В игре они решают свою собственную задачу. Игра всегда конкретна и способствует развитию дошкольников.  Следует применять самые разнообразные игры, как подвижные, так и спокойные.

На начальном этапе обучения детей английскому языку необходимо многократное повторение изученного ими материала. Для этого целесообразны упражнения, в которых знакомые слова будут повторяться в различных сочетаниях и ситуациях. Такими упражнениями могут быть считалки, стишки, песенки, инсценировки и др. Большое значение при изучении английского языка имеет заучивание наизусть стихотворений и песенок, поскольку лексический материал, организованный в звучных ритмических стихах со смежными рифмами, не только легко заучивается детьми, но и длительное время хранится в памяти.

Подача материала или игры должна быть яркой и эмоциональной. Для этой цели кроме видео и аудио кассет, DVD дисков, в распоряжении педагога есть большое количество игрушек, дидактических, раздаточных материалов, картинки, карточки, куклы, лото, кубики. Для каждой игровой ситуации – свой набор игрушек и картинок.

Методика работы с детьми этого возраста по обучению иностранному языку требует, чтобы педагог проводил занятия четко, живо, увлекательно, держа детей в состоянии заинтересованности. Это достигается подбором яркого, красочного дидактического материала и умелым переключением детей с одного вида речевой деятельности на другой.

Чтобы раннее обучение иностранному языку было успешным, педагогу  необходимо иметь в своей «педагогической копилке» разные , которые помогают сделать взаимодействие с детьми эмоциональным, интересным, дающим возможность познания, а также  активизировать деятельность детей дошкольного возраста.

Говоря о новом подходе к обучению, нельзя не выделить группу методов  Методы и приемы ТРИЗ–РТВ-ОТСМ в большей степени способствуют доступности материала и качественному усвоению его детьми. Кроме того, они помогают расширить пассивный и активный словарь детей, развивать память, формировать различные способы мышления.  Занимательный характер подачи материала способствует поддержанию интереса ребенка к процессу изучения английского языка, а разнообразные задания и игры, предложенные в данном пособии, стимулируют развитие логического и творческого мышления, что повышает эффективность обучения. Познание мира, в том числе, и познание неродного языка, в детском возрасте чаще всего происходит в деятельностно–игровой ситуации. Игра – главный мотивационный движитель ребенка. Именно это и определило основной учебный принцип: весь учебный материал подается, главным образом, в виде занимательных заданий и упражнений. Ребенок рисует и раскрашивает картинки, находит соответствия между словами и предметами, опираясь на все увеличивающийся объем знаний английского языка. В процессе рисования, раскрашивания, решения простых логических задач ребенок все время получает положительные эмоции: ведь каждое выполненное задание – это его маленькая победа.  Процесс обучения иностранному языку строится на устной основе, в игровой форме с использованием стихов, песен, считалок на изучаемом иностранном языке. Эффективным методом запоминания иностранных слов для детей дошкольного возраста является метод фонетических (звуковых) ассоциаций.

Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его. Для дошкольников МФО представляет своеобразную игру слов, где они могут, используя лексический словарь родного языка строить небольшие сюжеты для запоминания иностранного слова. Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) “смотреть” будет русское слово “лук”. Сюжет может быть таким: “Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу “ЛУК”. Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания. Созвучное слово не обязательно должно полностью совпадать с иностранным, достаточно созвучной части. Например: EYE (АЙ) глаз. А Й что то в ГЛАЗ попало. Важно, чтобы остальные (вспомогательные) слова в сюжете были по возможности нейтральными, не вызывающими ярких образов. Таких слов должно быть как можно меньше. Это необходимо для того, чтобы при вспоминании не перепутать их с нужными, то есть с теми словами, которые вы запоминали. Нужные слова (слово-созвучие и слово-перевод), наоборот, необходимо всеми возможными способами выделить, сделать на них акцент. Если не получается сделать смысловой акцент, то хотя бы интонационный.

Рекомендации по организации обучения английскому языку в детском саду.

С самого начала обучения необходимо выработать определенный стиль работы с детьми на английском языке, ввести своего рода ритуалы, соответствующие наиболее типичным ситуациям общения. Такие ритуалы: (приветствия, прощание, короткая зарядка, использование принятых в английском языке формул вежливости) позволяют настроить детей на иноязычное общение, облегчить переход на английский язык, показывают детям, что занятие началось, закончилось, что сейчас последует определенный этап занятия.

Важнейшее условие успешности обучения – активизация речемыслительной деятельности детей и вовлечение их в иноязычное общение. Необходимо постоянно менять порядок речевых действий (порядок вопросов, обращений, названия предметов и т.д.), чтобы дети реагировали на смысл слова, а не запоминали звуковой ряд механически. При повторении игр нужно обязательно делать ведущими, активными участниками разных детей, чтобы хотя бы по одному разу все дети выполнили предусмотренное учебной задачей речевое действие. Чтобы предупредить утомление, потерю интереса у детей, педагогу следует каждые 5-7 минут занятия проводить игры с элементами движения, с командами на английском языке. На первых занятиях по английскому языку родной язык занимает большое место. Организация занятий, поощрения, объяснения игр проводятся на родном языке. По мере изучения английского языка надобность в использовании родного языка сокращается. Родной язык может быть использован на занятиях по английскому языку как проверка понимания речи ребенком. Для этого можно использовать известную для любого возраста детей игру «Переводчик».

В процессе обучения детей английскому языку можно использовать следующие приемы обучения: хоровое повторение за преподавателем, индивидуальное повторение, хоровое и индивидуальное пение, декламация стихов, организация игр с элементами соревнования, чередование подвижных и спокойных игр, рисование. И обязательно один или два раза в год проведение праздников на английском языке, чтобы дети могли показать свои знания и умения родителям, друг другу, чтобы возрос уровень мотивации в изучении этого предмета.

Работа над произношением.

Особое внимание при обучении английскому языку необходимо уделять постановке произношения. Психофизические особенности малышей дают возможность им имитировать самые сложные звуки английского языка. Вместе с тем при обучении произношению необходимо пользоваться не только имитацией, но по мере необходимости и методом показа и пояснения. Объяснение артикуляции должно быть доступно пониманию и иметь игровой момент. Детей, у которых плохо получается некоторые звуки, следует чаще привлекать к участию в играх-упражнениях на эти звуки. Для выработки правильного произношения и интонации следует широко применять хоровые виды работы, хотя это и не исключает индивидуальной работы с каждым ребенком. Хорошими упражнениями для закрепления произношения являются считалочки и скороговорки.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимо использовать достаточное количество учебного времени на дополнительную, индивидуальную работу каждого ребенка.

Работа с игрушкой или картинкой.

Исходя из того, что у детей дошкольного возраста развита в основном образная память, следует вводить слова английского языка путем наглядной семантизации. В этих целях для занятий следует подбирать яркие и красочные игрушки, картинки, использовать предметы окружающей ребенка обстановки. При подборе картинки необходимо обращать внимание на ее выразительность, с тем, чтобы тот предмет, который вводится в речь детей, был наиболее рельефным, не терялся в большом количестве других изображений на рисунке.

Разучивание и декламация стихов, песенок.

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения дошкольников английскому языку возможно лишь при условии не только воздействия на сознание ребенка, но и проникновения в его эмоциональную сферу.

Разучивая стихотворение или песенку, ребенок легко запоминает рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов и предложений. Рифмованный текст является полезным фонетическим упражнением, а также материалом для запоминания слов. Но чтобы

слова вошли в активный запас ребенка, а также в грамматические конструкции, нужны специальные упражнения и игры со словами вне контекста стихотворения.

Дошкольный период – это период, когда ребенку интересна звуковая культура слова. Читая рифмовки, ребенок вслушивается в звуки речи, оценивает их созвучие. В рифмовке слово приобретает особый характер, оно звучит отчетливее, привлекает к себе внимание.

Рифмовка как заученный блок создает у ребенка ощущение уверенности, проведение хоровой работы над рифмовкой способствует консолидации группы детей. Значение рифмовки в развитии выразительности и эмоциональности речи огромно.

Список используемой литературы:

Элиза Дечитмаа Музыкальные попевки для детей дошкольного возраста

Картотека попевок для детей дошкольного возраста

Песенки-распевки для младшей группы детского сада

Снег засыпал все пути (дети выполняют руками скользящие хлопки-тарелочки).

Ни проехать, ни пройти (выполняют шлепки по коленям).

Мы лопаточки возьмём (выполняют хлопки)

И дорожки разгребём (качают в стороны руками – «разгребают снег»).

2. « Раз, два, три. четыре, пять»

Раз, два, три. четыре, пять! (Выполняют хлопки)

Публикация «Музыкальные попевки для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Выходи скорей гулять (указательными и средними пальцами шагают по коленям).

Будем с горки ледяной (повторяют хлопки)

Мы кататься всей гурьбой (опять шагают по коленям указательным и средним пальцами).

– У-у-у-у-ух! (Показывают рукой направление движения сверху вниз.)

За окном звенят капели (дети выполняют хлопки или звонят в колокольчик,

И цветочки расцвели (раскрывают соединенные вместе ладони перед собой).

Поскорей бы прилетели (выполняют шлепки по коленям)

Утки, гуси, журавли (складывают ладони клювикам и кивают друг другу).

Вот ромашка, василек (показывают на воображаемые цветы правой раскрытой ладонью, затем левой,

Ты сплети себе венок (выполняют моталочку на уровне груди).

Будем вместе мы играть (выполняют хлопки)

И цветочки собирать (выполняют шлепки по коленям).

По дорожкам листики (поглаживают ладошкой левой руки правую руку от локтя до пальчиков)

Весело летели (повторяют поглаживания правой рукой).

Только осенью бывают (выполняют плавные движения кистями рук)

Жёлтые метели (шуршат ладошками одна об другую).

Дождик бывает весенним (выполняют хлопки,

Дождик бывает осенним (выполняют шлепки по коленям).

Летним он тоже бывает (щёлкают пальцами).

Ну, а зимой замерзает (выполняют плавные движения рук – изображают, как летят снежинки).

(Педагог произносит без музыки, громко.)

И получается снег! (дети сдувают снежинку с ладошки.)

7. « В огороде заинька»

В огороде маленький

Он капустку грызёт

Он морковку берёт

Побежал в лесок.

К нам пришла собачка

С детками играет

Очень громко лает.

Дождик, дождик, поливай

Дождик лей, лей, лей

Будет хлеба каравай!

На меня и на людей!

Наберё м букетики:

На макушке бубенец.

Выйду, выйду, попляшу,

Не гоняй голубей,

Не клюй песок,

Не тупи носок.

3. « Спите, куклы»

Смотрит в окна

Все ли спать легли

4. « Две тетери»

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери

Погуляем по дорожке

Спой мне песенку свою

Я сыграю на гармошке

И с тобою запою.

Паровоз кричит: «Ду-ду!

Я иду, иду, иду!»

А вагоны стучат,

А вагоны говорят:

7. « Месяц май»

В небе песенки звенят

Все ребята вверх глядят

Много в небе птичьих стай,

Потому что месяц май.

Спи, мой мишка, засыпай.

Ты скорей закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Спи, мой мишка, засыпай!

9. « Едет, едет паровоз»

Едет, едет паровоз.

Две трубы и сто колес

Машинистом рыжий пёс.

10. « Я бегу»

Я бегу, я бегу

А за мной ребята.

Не догнать, не догнать

Не догнать Игната.

Вот иду я вверх

Я спускаюсь вниз.

Кудахчут куры во дворах:

Звучит со всех сторон:

В лесной глуши

Звенит в тиши:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку!

1. Я возьму трубу свою,

Громко, громко запою,

2. Ты, труба, труби, труби

И на праздник всех зови.

6. « Смелый пилот»

Вырасту-буду мчаться повсюду

На самолёте смелым пилотом.

Есть качели на лугу-

Вверх, вниз! Вверх, вниз!

Я качаться побегу-

1. У меня есть конь,

Но! Но! Но! Но!

2. Я скачу на нём

На коне моём.

9. « Пчела жужжит»

У пчелы полно хлопот,

Добывать ей надо мёд.

Над цветком пчела кружит,

Про дела свои жужжит:

Эй вы, дубы! А-у! А-у!

А где грибы? А-у! А-у!

А лес в ответ:- А-у! А-у»

Грибов тут нет! А-у! А-у

По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком.

2. « Цирковые собачки»

Вверх по ступенькам поднимись

Потом обратно вниз спустись.

3. « В школу»

Всем нам нет семи лет

В класс нам рано идти

Год пройдёт, и потом

Все мы в школу пойдём.

4. « Музыкальное эхо»

Эхо. (2 раза) Слушай (2 раза)

Отзовись (2 раза) Не зевай (2 раза)

Чисто петь (2 раза) Все за мной (2 раза)

Научись (2 раза) Повторяй (2 раза)

По дороге Петя шёл

Он горошину нашёл

А горошина упала,

Покатилась и пропала.

Ох, ох, ох, ох!

Где-то вырастет горох?

6. « Лиса по лесу ходила»

Лиса по лесу ходила,

Звонко песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

7. « Украл котик клубочек»

Утром котик клубочек,

Спрятался в уголочек,

Чтоб бабуся не узнала.

Серы ушки не намяла.

8. « В бору»

Летним днём в жару

Хорошо в бору

А-у! А-у! А-у! А-у!

Я пойду, пойду,

Я грибок найду

Я грибок сорву

Я ребят зову. А-у! А-у! А-у! А-у!

Эй, кузнец, молодец!

Ты подкуй его опять!

Отчего не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова!

Раз, два-и готово!

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Тук! Тук!

Ехали по реке козлики в челноке

Берегом зайки, в красной таратайке

Ехали барсуки, важные старики

Ехали в бричке рыжие лисички.

Ехали по горам, ехали по долам,

К мухе-горюхе, к мухе-цокатухе.

Муха гостей ждала, пряников напекла

Чай заварила, всех гостей поила!

Я преподаю английский язык уже 17 лет и большую часть времени работала со школьниками, студентами и взрослыми.

В университете училась на преподавателя истории и английского языка, давала частные уроки еще на третьем курсе. В конечном счете с историей не сложилось, а английский и педагогика очень полюбились. Тем не менее я не пошла работать в школу, а выбрала репетиторство со свободным графиком работы, без гор отчетов, ненужных планов и коэффициентов успеваемости.

Я работала со школьниками всех возрастов: одних обучала алфавиту, другим помогала готовиться к TOEFL, IELTS, CAE или поступлению в зарубежные вузы. Еще мне нравилось заниматься со взрослыми: путешественниками, бизнесменами и просто увлекающимися людьми. Они всегда были очень мотивированы.

Но когда меня просили позаниматься с дошкольниками, я всегда отказывалась: не представляла, с какой стороны к ним подойти, что им говорить, вдруг они заплачут. А потом у меня появились свои дети — и вместе с ними желание и готовность заниматься с маленькими учениками.

Сейчас детям семь лет и четыре года. Старшая дочь довольно спокойно говорит по-английски, на уровне, близком к А1, хотя экзаменов пока не сдавала. Сын говорит не так бегло, но отлично понимает английскую речь хоть в мультиках, хоть в разговоре и может поддержать диалог на знакомые темы.

Я не ставила задачей научить дочь и сына читать или писать на английском — это уровень школьного возраста, такие виды деятельности не свойственны дошкольникам. В материале я опишу пять видов активностей, которые помогают детям понимать английский на слух и говорить на нем.

Какие методы занятий я рекомендую попробовать родителям дома

Когда дочке исполнилось полтора года и она начала бойко щебетать , я решила: пора начинать заниматься английским. Никуда не спешила, но нам с мужем хотелось, чтобы дети говорили и, например, заводили друзей в путешествиях. Учить язык никогда не поздно, но период до 18 лет считается сензитивным, или благоприятным для освоения языка, а оптимально начинать изучать язык — до 10 лет.

Когда я только начала заниматься с дочерью, то импровизировала, отталкиваясь от того, как мы осваиваем родной язык. Лингвист Стивен Крашен описывал гипотезу, в которой противопоставлял усвоение и обучение. Согласно его предположению, первый язык мы усваиваем, а второй чаще сознательно изучаем, однако в юности ничто не мешает организовать обучение так, чтобы ребенок именно усваивал неродной язык, английский. Для этого нужно предоставить ему много «входного материала» — звучащей речи подходящего уровня сложности. Подходящим уровнем считается тот, что чуть-чуть сложнее того, которым человек владеет уверенно, Стивен Крашен называл его input+1.


ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Поэтому мы начали с чтения самых простых книжек на английском, время от времени смотрели мультики вроде Peppa Pig («Свинка Пеппа»), слушали и пели песенки, иногда я разговаривала с дочкой , комментируя ее действия. Такой метод называется TPR — Total Physical Response, или метод полного физического реагирования. Обычно я говорила так: «Let’s wash your hands! Give me your hand. No, this is your leg! Yes, this is your hand!» или «Sit down, let’s eat. Where is your chair?»

Первым английским словом дочери было crawl — она кричала его, затем падала на колени и быстро ползла по комнате. Все потому, что мы раз 20 прочли книжку Aline Caterpillar and Her Friends. В ней гусеница постоянно сокрушается, что не умеет прыгать, бегать, летать, но то и дело повторяет: «I can crawl». Я не ленилась и каждый раз падала на пол и показывала, как она crawl. Это важно — доносить смысл новых слов с помощью действий, жестов и мимики, а не просто переводить.


ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

В некоторых книгах есть даже специальные вкладыши, которые можно потрогать

Когда младшему сыну исполнился год, а дочери было уже три, я пошла преподавать английский в государственный детский сад неподалеку от дома. У меня было 12 групп примерно по 10 человек в каждой, разделенных по возрастам: , Для меня занятия стали настоящим открытием: дети дошкольного возраста оказались потрясающими учениками. Не понимаю, почему я боялась работать с ними раньше.

Дошкольники включались в английский по щелчку. Уже со второго-третьего урока отвечали на приветствия и простые вопросы, понимали просьбы и команды, через две-три недели уже могли играть в простые коммуникативные игры на английском.

Работа в детском саду требовала программы, соответствующей Федеральному стандарту дошкольного образования, ФГОС. Так я познакомилась с нормативными требованиями к обучению детей дошкольного возраста, хотя стандарты для школьников знала давно. Одновременно я поступила на заочное отделение в педагогический колледж и теперь о дошкольной педагогике знала уже не понаслышке.

Как выяснилось, на бумаге российские образовательные стандарты самые передовые — в них и принципы гуманистического воспитания, и индивидуализация обучения, и безоценочный подход к успехам детей. Я постаралась отразить все это и многое другое в своей программе. По ней я учила и дошкольников в саду, и своих детей.

Не буду много рассказывать о программе, в ней много формальностей, но отмечу главный принцип. Основной вид деятельности для дошкольника — игра, а значит, обучение должно вестись через игру или другие естественные для ребенка занятия: физическую активность, творчество, общение.

По этой причине в моей программе много игр, в которых нужно общаться, например Simon Says или Broken Telephone. В ней есть физические упражнения, опирающиеся на  метод TPR: на каждом занятии мы разминались под Head, Shoulders, Knees and Toes и подобные песенки. Наконец, в ней много ролевых игр, кукольных и костюмированных сценок — иногда я показываю детям мини-спектакли, иногда они перевоплощаются в героев. Дошкольники такое обожают.

Повторюсь, в этом смысле неважно, когда начинать учить язык — в 3, 7 или в 11 лет. Главное — придерживаться игрового и коммуникативного подходов, то есть органично вплетать английский в естественную деятельность ребенка.

Как я играла с детьми в детском саду

Broken Telephone: дети садятся в ряд, первому я говорю знакомое английское слово на ухо шепотом, а он  шепотом передает его соседу — и так, пока не слово не дойдет до конца. В конце спрашиваем последнего, что получилось. Можно играть двумя командами, кто быстрее и правильнее «донесет» слово до конца.

London Bridge is Falling Down: двое детей формируют мост — берутся за руки лицом друг к другу и поднимают их вверх. Остальные цепочкой бегают по кругу, периодически пробегая под «мостом» под песню London Bridge is Falling Down. На слове «down» мост падает, дети опускают руки, поймав того, кто в этот момент пробегал под мостом. Когда набирается двое пойманных, они тоже становятся мостом, игра продолжается, пока не поймают всех.

Day and Night: назначается ведущий, Сова (Owl), сначала он объявляет Day, в это время играет музыка, дети бегают и танцуют, а когда Сова объявляет Night, все должны замереть и не двигаться. Того, кто пошевелился, Сова утаскивает в гнездо.

Edible-inedible: дети встают в круг внутри натянутой резинки, а ведущий по очереди называет различные предметы на английском — съедобные и несъедобные. Если звучит съедобный предмет, нужно оставаться на месте, а если несъедобный — скорее выпрыгнуть из резинки. Тот, кто остался в ней последним, «съел» предмет.

Смотреть вместе с учеником детские мультфильмы на английском

Как заниматься. Мультики на английском, наверное, первое, что приходит в голову родителям, когда они задумываются об английском для ребенка. Многие уже, наверное, выучили The Wheels on the Bus Go Round and Round или  Black Sheep. Но  дети все равно не говорят , даже если смотрят их каждый день. Да, они запоминают и напевают тексты песен, могут называть цвета, считать до 10, а то и до 20, знают названия животных, но не умеют формулировать связные мысли вроде I’m hungry, this is my toy.

Дело в том, что любой обучающий контент для дошкольников работает эффективно только во взаимодействии со взрослым. Ведь мы не учим ребенка разговаривать на русском, усадив за телевизор, мы разговариваем с ним с рождения. Вот и при изучении английского взрослый должен постоянно давать ребенку обратную связь. Например, спрашивать после очередного ролика: «Did you like the video? Was it good? The wolf was really scary, wasn’t it?» — и одновременно рычать, изображать волка, чтобы вопросы были понятнее.

Важно не что ребенок смотрит, а как он смотрит. Если в контакте со взрослым и с последующим обсуждением, проговариванием, повторением — эффект будет. Малыш не просто запомнит цвета, но и научится понимать вопрос «what color is the apple?», а со временем и говорить «give me the green apple, please».

Какие мультфильмы рекомендую. Поскольку выбор огромный — от полноценных сериалов вроде Peppa Pig и Paw Patrol («Свинка Пеппа» и «Щенячий патруль») до коротких анимированных роликов на «Ютубе» — расскажу лишь о некоторых мультиках, которые, на мой взгляд, лучше других подходят именно для освоения английского. Принципы просмотра — смотрите много раз, останавливайтесь, обсуждайте, включайте новые слова и выражения в повседневную речь и игры с ребенком.

Первый мультик в подборке — британский Muzzy in Gondoland («Маззи в Гондоландии») для детей, изучающих английский язык. Сюжет такой — пришелец прилетает на Землю и попадает в разные забавные ситуации. Кстати, питается он часами, мои дети от этого в восторге.

Одна серия идет , в каждой есть лексическая вставка для закрепления слов, звучащих в серии. У мультфильма две версии, но в сущности они одинаковые. Старая, 1986 года, есть на «Кинопоиске», и новая — 2013, доступна по подписке на сайте BBC.

Следующий мультфильм — канадский Little Bear («Медвежонок»). Мультсериал основан на серии книг Эльзы Холмелунд Майнерик и Мориса Сендака о приключениях медвежонка. Если совместить чтение с просмотром, будет двойной эффект.

В отличие от «Маззи», «Медвежонок» рассчитан на англоговорящих детей, поэтому смотреть его лучше, когда ребенок немного освоится и привыкнет к английской речи. Всего вышло пять сезонов «Медвежонка», почти все доступны на «Ютубе». Если понравится, посмотрите полнометражный мультфильм.

Третья передача — британский мультсериал Little Princess («Маленькая принцесса»). Он рассказывает о взбалмошной принцессе, которая попадает в разные ситуации из детской жизни: играет, гуляет, не хочет мыться. В сериале прекрасный британский акцент, короткие предложения, четкое произношение, он опубликован на «Ютубе».

Кроме того, у «Маленькой принцессы» есть официальный сайт с дополнительными занятиями по сюжету. Он тоже помогает практиковать речь на английском: называть героев, предметы, цвета.


ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Наконец, отмечу еще один британский мультфильм. Bob the Builder («») рассказывает о жизни Боба и его машинок, которые помогают ему строить и ремонтировать дома и дороги. Все сезоны есть на «Ютубе», по ссылке — первый.

Короткие серии по 10 минут и занимательный сюжет подарят много поводов для дальнейшего закрепления лексики и грамматики. Например, можно достать машинки и вспомнить, как они называются в мультике, или повторять сюжет из серии и проигрывать его с использованием фраз героев: «Can we do it? Yes, we can!».

Читать вслух на английском

Как заниматься. Чтение вслух развивает навык восприятия английской речи, пополняет пассивный и активный словарный запас, стимулирует речь — особенно если родитель обсуждает с ребенком прочитанное. Можно показывать на картинки и говорить: «Who is this? This is a hare! Look, the hare is happy because it’s got a carrot! What color is the carrot? Right, it’s red!»

Поначалу ребенок будет только слушать и молчать. Это нормально, такое явление называется silent period, «период молчания» — пока информация о новом языке еще копится. Когда слов и смыслов станет достаточно, ребенок начнет взаимодействовать: в ответ на вопрос «who is this?» он скажет «it’s a doggy». Не торопите ребенка, дайте ему столько времени, сколько потребуется, ведь дети разные — начнет болтать уже со второго прочтения, потребуется несколько недель регулярных занятий.

Главное — читайте одну и  книгу много раз, к счастью, дети это любят, и постоянно обсуждайте, комментируйте прочитанное, рассматривайте картинки, называйте, что на них изображено.

Разучивание стихов одновременно с чтением

Поскольку читать на английском дошкольники еще не могут, я использую стихи с картинками, в которых некоторые слова заменены изображением. Это упражнение развивает память, произношение, навык разговорной речи и расширяет словарный запас.

После того как я раз десять прочту стих, дети запоминают большую часть и по подсказкам легко «читают» стихотворение — выглядит эффектно. Найти такие стишки несложно по запросу «easy English poems for kids» — «Пинтерест» или  покажут то, что нужно.


ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Слова, обозначающие цвета, написаны нужным цветом, а рядом с каждой строчкой — картинка с нужным словом


ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Здесь я тоже заменила некоторые слова на картинки

Какие книги рекомендую. Для себя я выделила два вида книг, подходящих для первого чтения на английском:

Чем больше в книге картинок, тем лучше. С опорой на зрительные образы ребенку легче узнавать героев, предметы и слова, обозначающие их, понять, что происходит. Поначалу можно выбирать книги с минимумом текста, так малышу будет проще выделять смысловые элементы — кто, где, куда пошел. Чем дольше будете читать на английском, тем более «серьезные» книги можно добавлять.

Не советую брать книги по типу «учим слова », где просто нарисованы предметы и подписаны названия, поскольку лексику нужно запоминать в контексте ситуаций и событий, не в отрыве от речи. В детских сказках и стихах есть сюжет, поэтому слова воспринимаются как элемент смысла, а не как набор звуков. Вместе с тем карточки могут быть полезны, расскажу ниже, как с ними работать.

Русские народные сказки в английском пересказе — отличный вариант для начала. Детям хорошо знаком сюжет, им будет легко понять, что происходит даже без перевода. Так формируется навык понимания английской речи на слух. В конце некоторых книг есть задания на закрепление, но они подойдут детям постарше. К  народные сказки богаты рефренами, постоянные повторы помогают быстрее запомнить слова и выражения. Купить книги из серии «Читаем вместе» можно, например, на StudentsBook за .

Книги Роба Скоттона Splat the Cat про Котенка Шмяка — прекрасная серия и уже изначально написанная . В ней много забавных историй про веселого кота, сюжеты близки и понятны детям. Еще в книгах есть указатель звуков — своеобразная подсказка для родителей по произношению. Бумажные версии на «Озоне» стоят от 500 до 1000 ₽, аудиокниги дешевле — около 200 ₽.

У издательства Usborne есть замечательная серия Phonics Readers — занимательные истории с фокусом на произношении, в каждой книге собраны слова на определенные звуки. На «Авито» есть и бумажные книги, и версии с озвучкой — 12 таких книг стоят 3500 ₽.

Наши с детьми самые любимые книги — ставшие классическими истории от популярных англоязычных авторов: Эрика Карла, Акселя Шеффлера, Майкла Розена, Дэвида Макки от разных издательств. Так как книжки написаны для англоговорящих детей, в них живой язык, их приятно читать. К ним лучше приступить, когда вы уже немного «размялись» на коротких рассказах. В сложных местах — а они встречаются, не адаптация — можно и перевести.

Непонятные места на русский язык?

говорит, что перевод рушит аутентичность и обесценивает сам процесс чтения на иностранном языке, считает, что без перевода ребенок ничего не поймет и быстро заскучает. Я думаю, истина посередине.

В простом и понятном сюжете, подкрепленном картинками, можно ничего не переводить, просто указывать на картинки, использовать мимику, жесты, интонацию, чтобы прояснить непонятный момент. Так учат доносить смысл педагоги Кембриджа и Оксфорда (ESL — English as a Second Language).

Но если сюжет лихо закручен и ребенок совсем запутался, не зазорно и перевести отдельные отрывки, чтобы не терять нить повествования. Все равно сделать это придется лишь первые пару раз, дальше ребенок запомнит и ему достаточно будет просто слушать чтение.

Смотреть ютуб-видео на английском

Как заниматься. Так как конечная цель — учиться не песенкам, а пониманию английской речи и говорению, я выбираю такие видео, где ведущий одновременно говорит и что-то показывает: например, учит рисованию. Но если интересны и песни, зайдите на каналы English Tree TV или The Singing Walrus.

Какие каналы рекомендую. Art For Kids Hub подойдет ребятам от трех лет. Автор Роб учит своих детей и гостей пошагово рисовать очаровательные картинки персонажей мультфильмов, зверей, людей. В каждом видео он подробно, но по делу, показывает и объясняет, что за чем рисовать. Благодаря видео ребенок выучит названия цветов, слова вроде «линия», «точка», «круг», «прямая», «кривая» — и сумеет нарисовать классные рисунки.


ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Такое практическое применение языка в творческой деятельности полезнее, чем просмотр видео, где детей просто учат запоминать цвета. Деятельностный подход лежит в основе успешного обучения, ведь лучше всего мы учимся, делая , а не слушая об этом.

Вообще, каналов, похожих на Art For Kids Hub, довольно много, но часто рисование в них идет на фоне музыки без сопровождающей речи. Вот еще несколько, где можно именно рисовать и слушать: Draw So Cute, Keep Drawing!, HooplaKidz Doodle — Learn How To Draw.

Origami 4 Kids — для детей от четырех-пяти лет. На канале показывают, как делать милых животных и другие фигурки из бумаги. Так дети учатся связывать слова и действия. Похожие каналы — Red Ted Art, Kyrin Crafts. Если хочется поискать самостоятельно, подойдут запросы «art for kids» или «craft for kids». Но как и с рисованием, выбирать лучше те видео, где ведущие озвучивают свои движения.

The Kidsplainer рассчитан на детей постарше, от пяти-шести лет. Автор — мальчик из США — рассказывает и показывает, как делать бумажные самолетики, кататься на самокате, играть в шашки, качаться на качелях и многое другое. Естественная речь, интересный сюжет, ребенок в главной роли — все это привлекает детей и помогает им включаться в английскую речь. Еще один вариант — канал Blippi — Educational Videos for Kids, который публикует видео о динозаврах, лодках, фейерверках, — словом, обо всем, что интересно детям.


ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Ведущий The Kidsplainer делает открытку с поп-апом

Вообще, подобные каналы, где детей учат практическим навыкам, чаще всего вызывают интерес у детей именно с пяти-шести лет: в этом возрасте просыпаются познавательные интересы. Такой контент сложнее для восприятия, поэтому когда вам покажется, что ребенок готов, начните смотреть ролики вместе с ним, чтобы при необходимости помогать, объяснять, подсказывать.

К примеру, детям, которые любят помогать на кухне, может прийтись по вкусу канал Messy Hands — Kids Cooking. Там много видео о том, как ребята готовят вкусное и интересное. Посмотрев ролик вместе с ребенком, повторите блюда, закрепляя названия ингредиентов на английском.

Играть в онлайн-игры и задания из интернета

Как заниматься. В интернете можно найти как онлайн-игры для практики английского языка, так и сайты с материалами для скачивания и распечатки — activity sheets, то есть страницы с заданиями по разным темам, подходящие к конкретному возрасту: раскраски, математические задачки, на развитие мелкой моторики, логики, памяти, внимания.

Какие игры рекомендую. Первый источник — Funbrain, там есть не только игры на математические навыки, мелкую моторику, скорость и реакцию, но и тренажер шахмат, смешные и познавательные видео на разные темы — от детской безопасности до жизни слонов. Кроме того, на Funbrain публикуют комиксы и электронные книги. Материалы маркированы по возрасту , что соответствует дошкольникам, до восьмого класса.


ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

На ABCya большой выбор для детей разных возрастов: можно учить буквы алфавита, числа, цвета, формы, названия продуктов и праздников, считать свечи на торте, решать, куда пойти единорожке Полли, готовить пиццу, мороженое и печенье. Все это сопровождается комментариями и командами на английском, так что ребенок скоро привыкнет понимать реплики в игре.

Если есть принтер, попробуйте распечатать материалы с TSLBooks. Там множество листов с заданиями по разным темам — от математики до окружающего мира, от букв и цифр до раскрасок. Все материалы, естественно, на английском, поэтому, предлагая их ребенку, сразу озвучивайте их. Я начала заниматься по таким листочкам, когда дочери было четыре, а сыну почти два. Оба справлялись на ура — сын уже со второго раза безошибочно закрашивал только big circles и small squares.

Благодаря таким занятиям дети не только выучат цвета, формы, цифры, животных, но и разовьют мелкую моторику и в целом прокачают мыслительные навыки, поскольку в заданиях требуется сравнивать, находить лишний элемент, обводить по пунктирной линии. А в начальной школе это особенно полезно, там много таких заданий.


ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Еще одна хорошая, на мой взгляд, платформа — Starfall. Полный доступ к ней стоит 35 $⁣ ( ₽) в год, но бесплатная версия тоже содержательная. Можно выбирать игры по разным темам, посетить «библиотеку» и послушать озвученные книги с картинками, подпевать песням в клипах, решать математические задачи или учить буквы. Материалы поделены по возрастам для дошкольников и младших школьников.

Последний ресурс, который я посоветую, — Teach Your Monster. Это бесплатная онлайн-игра, которая научит буквам и звукам, которые они передают, познакомит с основными буквосочетаниями, поможет запомнить и начать узнавать первые короткие слова. Думаю, ресурс очень качественный, потому что создатели связаны с фондом Usborne Foundation основателя детского издательства Usborne. А мы с детьми очень любим их книги.

Teach Your Monster немного выбивается из общего ряда, потому что нацелен на обучение чтению , хотя я писала, что это навык для школьников. Тем не менее если регулярно заниматься в более юном возрасте, к семи годам ребенок будет вполне готов учиться читать .


ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Начало игры Teach Your Monster To Read

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *