ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

Юлия Боярских Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;

Марина Серова Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление с приемами саморегуляции.

-снять эмоциональное напряжение, посредством группового взаимодействия,

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

Ольга Князева Практические упражнения для профилактики профессионального выгорания

Профессиональное выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек—человек», развивающуюся во времени.

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно– установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья человека, его работоспособности и продуктивности трудовой деятельности. Выгорание притупляет чувствительность к состоянию не только других людей, но и к своим эмоциям.

От автора: Столкнувшись с эмоциональным выгоранием в своей профессиональной жизни, я осознала, как важно соблюдать “золотую середину” в жизни – правильно совмещать работу и отдых.
С радостью делюсь ценной для меня информацией.
Надеюсь, эта статья будет полезна.


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

Эмоциональное выгорание («эмоциональное сгорание») —  вид профессиональной дисфункции у лиц, тесно общающихся с людьми, выраженный моральным, умственным и физиологическим истощением.

Признаки эмоционального выгорания:

Я рекомендую к прочтению книгу Кошелева А. Н. « Синдром белого воротничка, или профилактика эмоционального выгорания» – ссылка на сайт http://fictionbook.ru/static/trials/00/17/21/00172156.a4.pdf. В этой книге я нашла много полезного для себя и для своих клиентов. В книге можно пройти тест, определяющий наличие или отсутствие эмоционального выгорания, методы подробной диагностики и мн. др.

Возможные причины и варианты терапии эмоционального выгорания:

Чем опасно эмоциональное выгорание?

В результате хронического эмоционального выгорания могут развиться опасные заболевания, угрожающие жизни человека.

Выделяют 5 стадий эмоционального выгорания (согласно теории Гринберга):

1. ” Медовый месяц”. Работник становится менее энергичным.

2. ” Недостаток топлива”. Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном.

3. ” Хронические симптомы”. Хроническая раздражительность, «загнанность в угол».

4. ” Кризис”. Развиваются хронические заболевания.

5. ” Пробивание стены”. Острая форма заболеваний. Угроза жизни. Карьера под угрозой. Профессиональная непригодность.

Эмоциональное выгорание – это действительно серьезно, и не стоит откладывать на потом решение этой проблемы.


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

ЕСЛИ ВЫ НАШЛИ У СЕБЯ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Как себя восстановить?

Живите по трем простым правилам:

1. удовольствие от мелочей жизни  – “Мелочь, а приятно!”,

2. качественный отдых  – “Отдых – всему голова!”

3. пробуждение силы тела – “Движение -жизнь!”

1. Изучение способов восстановления.

2. Выбор наиболее подходящих способов.

3. Общение со специалистами, лечение при необходимости.

4. Составление плана действий на ближайший месяц и полгода.

Например, по субботам и воскресеньям вы находите время на те занятия, которые вам особенно по душе и наполняют энергией. План может быть таким: в субботу с 9.00. до 16.00. – Общение с природой, с 16.00. до 19.00. – Тренировка в спортзале, с 19.00. до 19.30. – Массаж.

5. Реализация запланированного и ежедневное ведение дневника выхода из эмоционального сгорания.

7. Профилактика эмоционального выгорания.

Как говорится, “Светя другим – не сгорай сам”!


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА: КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ?

Определите свои приоритеты, ответьте себе на несколько вопросов:

1. Важно ли, чтобы тебя все любили и уважали на работе? Можешь ли ты принять тот факт, что ты не червонец, чтобы нравиться всем? Хочешь ли ты заслужить одобрение руководства и доказать, что ты лучше других сотрудников?

2. Как часто ты берешь на себя чужую работу в нагрузку? Как часто делаешь всё, чтобы чувствовать себя “Героем труда”?

3. Умеешь ли ты говорить аргументированное “Нет” руководству, когда тебя просят тебя взять еще нагрузку, а ты уже перегружен своей работой?

4. Сколько часов уходит на полноценный сон? Заботишься ли ты о себе, чтобы хорошо выспаться и набраться сил для завтрашнего рабочего дня?

5. Есть у тебя время побыть одному и просто ничего не делать хотя бы пару часов в неделю?

6. Есть ли у тебя любимое хобби и любимые виды активного и культурного отдыха? (рисование, велосипедные прогулки, театры, кино и др.)

7. Есть ли у тебя любимая книга и любимые цитаты, которые тебя вдохновляют на то, чтобы наслаждаться жизнью и маленькими радостями?

8. Умеешь ли ты входить в “режим экономии энергии” в напряженные энергозатратные рабочие дни?

9. Какое место в твоей иерархии ценностей занимает работа? (ценности такие: здоровье, семья, отдых, работа, самообразование, самосовершенствование, богатство, творчество, хобби и др.)

Поразмышляй о том, как ты можешь заботиться о себе, как быть всегда в форме? Как быть хорошим профессионалом, не вредя себе самому?

Способы и упражнения для профилактики эмоционального выгорания

1. Способы поиска и анализа ресурсов:

«Список личных ресурсов».

Составьте список своих ресурсов. Вспомните и о внешних, и о внутренних источниках: людях, которые вас окружают, местах, где бы вы хотели побывать, вещах, которые хотели бы иметь, творчестве, любви, искусстве и т.д. Подумайте, как вы можете сделать эти ресурсы доступными для себя, и с чего начнете. Если есть возможность, поделитесь своими мыслями с близким вам человеком.

Составьте список того, что вы получаете позитивного от своей работы. Как вы профессионально выросли за эти годы, чему научились?

2. Способы управления дыханием (релаксирующие):


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

3. Способы управления тонусом мышц, движением (укрепляющие нервную систему):

4. Способы словесной поддержки:

В случае даже незначительных успехов нужно похвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! «Здорово получилось!» — Находите возможность хвалить себя почаще и от всей души!

Три счастливых момента!:

С самого утра, когда вы еще лежите в постели, нужно сказать себе: “Сегодня меня ждет 3 счастливых момента! День будет прекрасным!” А вечером перед сном, подумайте о трех прекрасных моментах, а еще лучше запишите в дневник.

Я люблю свою работу!:

Напишите на листок бумаги 7 самых больших радостей от вашей работы, красиво украсьте текст и повесьте на видное место. Далее напишите, какую пользу вы приносите на работе, какие добрые слова вы слышали про результат ваших усилий, с кем на работе вам комфортно и радостно общаться, кто поддерживает вас. И наконец, вспомните те дни, когда вы испытывали радость на рабочем месте, и попытайтесь ради развлечения воссоздать это состояние!

5. Способы визуализации, предложенные Кошелевым А. Н.:

Способ “Представляю свое будущее”:

мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и — получает желаемое. (10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром. Всего 20 минут!). Этапы визуализации: • решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться); • расслабьтесь; • в течение 5–10 минут мысленно представляйте желаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий. Важно помнить: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное — практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте — сделайте несколько глубоких вдохов; упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации. Если возникнут сомнения, — избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения.

Способ «Отрезать, отбросить».

6. Способы настройки на приятные моменты на рабочем месте:

Любимый уголок на рабочем месте.

Создайте уютную обстановку на работе: пусть на столе стоит любимая фотография в красивой рамочке, а в столе лежит любимая шоколадка, которую вы скушаете в конце рабочего дня как поощрение. Пусть вокруг вас будет приятная для вас атмосфера, общайтесь с приятными для вас людьми. Позвольте себе в перерывах хорошо расслабиться, глубоко дышать, наслаждаясь ароматами духов, цветов или фруктов.

Быстрый способ восстановления сил для женщин.

Если на работе сложилась непростая ситуация, вы перенапряглись, то попробуйте простой способ быстрого восстановления: уединитесь в дамской комнате, умойте лицо, руки и представьте, что вся усталость и раздражение впитывает вода из-под крана, все тяжелые мысли и состояния утекают в канализацию. Помассируйте кожу голову, рук, продышитесь, и напоследок помойте руки душистым мылом, насладитесь вашим любимым ароматом. Представьте, как с ароматом вы впускаете в себя солнечный свет и тепло, и внутри вас есть уголок природы, где вы можете по-настоящему отдохнуть и набраться сил.


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

  • Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие – Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
  • Кошелев А. Н. Синдром «белого воротничка» или Профилактика «профессионального выгорания», 2008.
  • Лаврова О. С., Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Работник социальной службы.- 2007.
  • Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания. – Генезис, 2010.
  • Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб // Молодой ученый. – 2014.
  • Чутко С. Синдром эмоционального выгорания: клинические и психологические аспекты, 2014.

Будьте здоровы и счастливы! Пусть работа будет в радость!

Публикация «Практические упражнения для профилактики профессионального выгорания» размещена в разделах

Выгорание – это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки его можно корректировать.

Возможность развития синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработать профилактические меры, которые бы снижали риск выгорания, нейтрализовали его негативные последствия, а также способствовали восстановлению нервного, психического потенциала работников.

Действия, которые направлены на то, чтобы одолеть синдром выгорания, предполагают как самопомощь, так и оказание внешней профессиональной помощи. В первом случае «выгорающим» работникам нужно научиться осознавать симптомы психологического стресса и управлять им, овладеть широким спектром приемов саморегуляции и преодоления первых симптомов стрессов на работе. Если же такая помощь самому себе окажется недостаточной, потребуется и профессиональная. В таком случае должны привлекаться специалисты.

Профессиональная помощь «выгорающим» – психологическая помощь, направленная на восстановление психоэнергетических ресурсов и преодоление негативных последствий профессиональных стрессов. Этому способствуют различные виды социально-психологической и административно-корпоративной поддержки, разгрузочные и реабилитационные тренинги, корпоративные праздники, дни здоровья и др.

Те, кто не хочет страдать от выгорания – «душевного бесчувствия» и циничности по отношению к событиям своей жизни и окружающим людям, должны позаботиться о приумножении и активизации своих личностных ресурсов преодоления жизненных и рабочих стрессов.

Профилактические программы, направленные на помощь работникам в достижении более здоровой, сбалансированной жизни, действительно помогают предупредить (предотвратить) выгорание.

Их цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья.

-снижение психической и физической напряженности;

-трансформация негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния;

– развитие внутренних психических сил, умения благополучно переживать критические жизненные ситуации;

– помощь в обретении состояния внутренней стабильности, уверенности в себе;

-формирование навыков саморегуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных проблем;

– оптимизировать самооценку;

– сформировать позитивное мышление (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз (хотя есть и противоположная точка зрения, а тем более не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор.

1. Упражнение “Ведро мусора”

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Посреди комнаты ставится символическое ведро для мусора. Участники размышляют, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

2. Упражнение «Прощай, напряжение».

Цель: снятие излишнего напряжения

Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше». Анализ: – Как вы себя чувствуете?

Расстались ли вы со своим напряжением?

Ощущения до и после упражнения.

3. « Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения»

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения, освоение приемов саморегуляции.

Этот метод включает в себя упражнения по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп.

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Встаньте, руки поднимите вверх, закройте глаза. Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).

Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

4. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно, поиск и утверждение своих положительных качеств.

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

5. Упражнение «Именно сегодня»

Цель: развитие позитивного мышления, помощь в обретении состояния внутренней стабильности, обучение самопрограммированию.

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

-Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

-Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

— Мысленно повторите его несколько раз.

6. Упражнение «Волшебный лес чудес».

Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине».

Анализ: Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?

Ваши чувства, когда вы были деревьями?

– Расскажите о своем состоянии до и после упражнения

7. Упражнение «Молодец!»

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т. д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

8. Упражнение «Дружественная ладошка».

Ведущий: Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.

9. Упражнение «Моя аффирмация»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями.

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.

Публикация «Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ „Профилактика профессионального выгорания“» размещена в разделах

-создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Материалы и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ручки, магнитофон, релаксационная музыка, видеоролик «Не хочешь сгореть на работе?», цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, звездочки из бумаги.

группа педагогов до 20 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Выразить поддержку с помощью рук.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоциональное сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Упражнение «День рождения»

Цель упражнения: положительный эмоциональный настрой, активизация внимания участников, снятие зажимов, раскрепощение, сплочение. Я буду рассказывать историю, а вы показывать движения. Главное не останавливаться и выполнять все движения по инструкции.

– На день рождения мама подарила дочке мяч (правой рукой воображаемый мяч подбрасываем вверх). Дедушка подарил расческу (левой рукой расчесываемся, не переставая играть в мяч). Папа подарил лыжи (не переставая выполнять предыдущие движения, имитируете движения ногами). Бабушка подарила куклу, которая хлопала глазами и кивала головой. И девочка стала говорить всем «Спасибо!».

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Упражнение «Нежные ладошки».

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного невербальных контактов.

Все участники становятся парами лицом дуг к другу, образуя две шеренги. Каждый участник проходит между участниками все его нежно поглаживают, можно аккуратно пощекотать, одобрительно похлопать. Стоящие к конце шеренги нежно обнимают.


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

Упражнение «Крылья уверенности»

Цель упражнения тренинга: открыть для себя новые энергетические возможности.

Необходимо удобно сесть и сознательно вызвать в себе ощущения, которые у вас ассоциируются с уверенностью. Для этого надо порыться в памяти, вспомнить и заново пережить несколько ситуаций, при которых вы чувствовали себя очень уверенно. Обычно в таких случаях возникает ощущение, что за спиной выросли крылья. Человек выпрямляет спину, расправляет плечи и уверенно смотрит в глаза другим. При этом повышается контроль ситуации и улучшается координация движений. вы абсолютно уверенный в себе человек.

Притча «Опусти стакан!»

Профессор начал занятие с того, что взял в руки стакан с водой и спросил сидящих в аудитории студентов:

– Кто знает, каков вес этого стакана?

– Около двухсот грамм! Триста! Четыреста! – слышались выкрики.

– Честно, я и сам не знаю точного ответа, – сказал профессор. – Но это сейчас не главное. У меня такой вопрос: что будет, если я буду держать этот стакан в вытянутой руке 2 минуты?

– Ничего, – удивленно ответили студенты.

– Действительно ничего, – продолжал профессор. – А если 2 часа?

– У вас заболит рука, – выкрикнул студент.

– А если я буду держать его в вытянутой руке целый день?

– Скорее всего, рука онемеет. И высока вероятность мышечного расстройства.

– А как вы думаете, изменится ли вес этого стакана от того, что я его целый день буду держать?

– Нет, не изменится, – удивленно переглянулись студенты.

– И что же сделать, чтобы исправить эту ситуацию?

– Просто поставить стакан на стол, – предположил один из студентов.

– Вот именно! – воскликнул профессор. – Запомните, ребята: точно так же нужно поступать с жизненными трудностями. Задумайся о проблеме на 2 минуты – и она окажется рядом с тобой. Думай над ней 2 часа – и она станет засасывать тебя. Думай о ней целый день – и она парализует тебя. От долгих размышлений «вес» проблемы не уменьшается, а наоборот увеличивается. Только действие позволяет справиться с ними. Очень часто даже самое простое, но своевременное действие лучше бесконечных размышлений. Решите проблему или отложите в сторону, иначе она поглотит вас целиком.


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

Цель: помочь себе избавиться от негативных переживаний. Представьте себе много разного мусора. Что для вас символизирует мусор. Сейчас у вас будет возможность выбросить что-то из своей жизни за полной ненадобностью. Это может быть неприятный разговор, событие, встреча, какой-нибудь предмет, место, чувство и т. д. Участникам предлагается представить то с чем они хотят расстаться и выбросить это в мусорный контейнер. ( Расходный материал: цветная бумага, клей ножницы, цветные ручки)


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

Цель: Упражнение дает возможность расслабиться и получить поддержку окружающих. До начала упражнения участникам раздаются звездочки из бумаги с большим количеством лучиков, подписанные именами участников. Каждый из группы пишет на одном из лучиков, положительное качество или пожелание участнику тренинга. Инструкция: (Звучит релаксационное музыкальное сопровождение) Встаньте как можно удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Найдите яркую звезду, которая ассоциируется с вашей мечтой, желанием. Встаньте на носочки и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Ведущий тихо подходит к участникам и отдает каждому его звездочку.


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

Хочу спросить у вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для работы? Оправдались ли ваши ожидания?

– А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны.

Ведущий: «Спасибо всем за участие!»

Список литературных источников:

1. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии N 5, 1988.

2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. – № 2, 2006.

3. Берн, Эрик, Трансактный анализ в психотерапии. Изд-во: Академический Проект, 2001.

4. Вачков И. В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. – М. : “Ось-89”, 2009.

5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб. : Питер, 2005.

6. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие.

7. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М. : Изд-во “Эксмо”, 2005.

8. Под редакцией Хрящевой Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг. – СПб. : Изд-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001 г

9. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения /авт. -сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

10. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2005.

Публикация «Тренинг „Профилактика эмоционального выгорания у педагогов“» размещена в разделах

определение своего отношения к профессии, анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;

повышение уровня сплоченности педагогического коллектива;

снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Добрый день уважаемые коллеги!

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

1. Мини – лекция «Профессиональное выгорание педагога».

В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».

Представители профессии «человек – человек» из – за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией. Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога : появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. К сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе. В их представлении настоящий педагог – это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

«Эмоционально выгоревшие»- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

— усталость, истощение;

— недовольство собой, нежелание работать;

— усиление соматических болезней;

— нарушение сна;

— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции : апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

— негативная самооценка;

— пренебрежение своими обязанностями;

— снижение энтузиазма;

— отсутствие удовлетворения от работы;

— негативное отношение к людям, частые конфликты;

— стремление к уединению;

— чувство вины;

— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);

— снижение аппетита или переедание.

Три стадии синдрома

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку “девичьей памятью” или “склерозом”.

На второй стадии

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : “не хочется видеть” тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, “в четверг ощущение, что уже пятница”, “неделя длится нескончаемо”, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; “мертвый сон, без сновидений”, увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек “заводится”, как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

О том, что делать при эмоциональном выгорании, и как его избежать, мы поговорим позже (приложение 2).

А теперь я предлагаю вам несколько практических и интересных упражнений. Но для начала давайте познакомимся еще раз!

2. Упражнение на знакомство.

Безусловно, Вы уже знакомы друг с другом не один год. Но я хочу предложить Вам по-новому познакомиться друг с другом, как будто в первый раз.

Знакомиться мы будем не совсем обычным способом. Нужно по очереди назвать свое имя и то, в чем Вы мастер.


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

3. Упражнение «Я дома, я на работе»

Следующее упражнение поможет Вам посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны. Для этого разделите лис бумаги пополам. Составьте 2 списка определений (как можно больше) «Я дома» и «Я на работе».

(Когда все закончили, анализируем.)

Теперь, обратите внимание на похожие черты в соседних столбиках, противоположные черты, отсутствие схожих черт, отметьте их для себя. Давайте обсудим: какой список было составлять легче, какой получился объемнее, каково Ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия (Обсуждение)

5. Упражнение «Волшебный магазин».

А сейчас мы с Вами отправимся в Волшебный магазин. В нем есть все, чего Вы только можете себе пожелать. Для этого напишите три хороших своих качества, и три, которые вам не нравятся. Чтобы купить нужное качество нужно прорекламировать и продать то качество, которое Вам особенно мешает. Вывод: не бывает плохих или хороших качеств. Любое качество в различных ситуациях либо помогает, либо вредит.


ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРОФИЛАКТИКУ ПРОФВЫГОРАНИЯ

6. Упражнение «Порой я балую себя».

Вспомните и составьте список тех дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.

(Когда списки готовы, продолжаем.)

Теперь отметьте как часто Вы делаете то, что отмечено на листе.

(Можно предложить высказать свое мнение.)

Далее необходимо разделиться на тройки и составит слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя.

(Раздаются карточки с рекомендациями Приложение.)

Ознакомьтесь с рекомендациями и отметьте в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые Вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше и дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. На этом же листе можно записать слоганы, придуманные Вами.

(Далее обсуждение.) Предлагаю Вам высказаться о том какие способы побаловать себя Вам больше всего понравились и какие бы Вы могли попробовать использовать в будущем.

7. Упражнение «Маски релаксации»

Теперь мне хотелось бы предложить Вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы. Предлагаю Вам встать. Делаем глубокий вдох, задерживая дыхание изображаем на лице маску удивления (гнева, поцелуя, смеха, недовольства, выдыхая расслабляем мышцы лица.

Инструкция: Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, – вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.

Выполним упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

8. Упражнение «Контур человека»

Я предлагаю Вам нарисовать силуэт человека. Поселите внутри него те чувства и эмоции, которых не хватает Вам на данном жизненном этапе. Для каждого из них подберите соответствующее место и подходящий цвет. Закрасьте силуэт.

9. Релаксационное упражнение “Новое платье”

Сядьте удобно, опустите плечи, вслушайтесь в спокойную музыку, выдохните напряжение, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Вы сидите удобно, и ваши мышцы отдыхают. Проследите, чтобы не были сжаты зубы и руки в кулаки. Губы мягко сомкнуты. Мышцы плеч расслаблены, голова – чуть откинута, плечи – расправлены. Прислушайтесь к своему дыханию, постарайтесь сделать вдох – глубоким, а выдох – удлинить, можно выдыхать сквозь губы, расслабляя брюшную стенку. Вы отдыхаете, ничем не озабочены, и ничто Вас не беспокоит и не тревожит.

В этом магазине много различной одежды всех фасонов и цветов, есть старинные наряды и современная одежда. Вы просматриваете костюмы, платья и выбираете себе понравившиеся.

Вы приходите домой, надеваете на себя выбранную красивую вещь. Посмотрите внимательно свой наряд – цвет, фасон, удобно ли он сидит на вас. Посмотрите на себя в зеркало: вы довольны собой, вы себе нравитесь. Улыбнитесь себе и снимите наряд.

Откройте шкаф с вашей одеждой. Вы видите, что там нет свободных вешалок, а вам нужно убрать свой новый наряд. Для этого выберете какую-нибудь старую вещь и выкиньте ее, освободив место для новой одежды. Вместе с этой старой одеждой вы выбрасываете свои прошлые опасения, тревоги, неудачи и ошибки, и не сожалейте о них.

Повесьте новую вещь в шкаф. Откройте свой шкаф, свой дом и свой мир для перемен. Откройте глаза и возвращайтесь к нам в реальный мир обновленными. Многие из вас готовы к переменам в вашей жизни, готовы расстаться со старым и отжившим, и мы желаем вам удачи на этом пути.

10. И закончить нашу встречу хотелось бы притчей.

Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»

– Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?

– Здравствуйте! Соединяю!

– Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!

– Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!

– Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом

исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!

– Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?

– Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем

загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.

– Да, внимательно.

– Начинаем с последнего года:

1) Надоела эта работа! ( исполнено: “работа надоела!”)

2) Муж не обращает внимания! ( исполнено: “не обращает!”)

3) Ой, мне бы немного денег! ( исполнено: денег – немного)

4) Подруги –дуры! ( исполнено: они – дуры)

5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! ( исполнено: на 10 этаже под самой

крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)

6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! ( исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)

7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь ( исполнено: к свекрови на дачу,

ей как раз рабочая сила нужна)

Ну что такое, никто цветов не подарит ( исполнено: не подарит)

Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

– Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!

– Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?

Естественные приемы регуляции организма:

• Смех, улыбка, юмор;

• размышления о хорошем, приятном;

• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

• наблюдение за пейзажем за окном;

• рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

• мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

• «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

• вдыхание свежего воздуха;

• чтение стихов;

• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

• посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, спортом и т. д.

• сделать себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинать в ресторане).

• разрешить себе побыть некоторое время в одиночестве.

• найти время с удовольствием заняться своим любимым делом.

• позволить себе полдня провести за «ничегонеделанием».

• каждый вечер вставать под душ и «смывать» события прошедшего дня, т. к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

• фильмы, спектакли, юмористические передачи;

• аромотерапия, массаж;

• парикмахерская, шопинг;

• отдых в санатории;

• покричать там, где никто не услышит;

• поплакать, если грустно;

• выбить пыль из ковра, устроить генеральную уборку или ремонт.

• погулять, быстро пройтись;

• послушать спокойную музыку;

• пикник, путешествие (поездка в красивое место);

• встретиться с подругой/другом и с чувством обсудить ситуацию.

И конечно же не забывайте про САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня

не менее 3–5 раз.

Рекомендации для профилактики эмоционального выгорания.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

— громко запеть;

— резко встать и пройтись;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *