Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
на 2020 – 2023 годы
«Новый взгляд на жизнь»
Индикатором эффективности социальной политики государства выступает социальное здоровье общества. Профилактика правонарушений среди подростков – сложная социальная задача. На ее решение сосредоточены усилия государственных органов, органов местного самоуправления, и, конечно, органов внутренних дел. Особое место в этой работе отводится подразделениям по делам несовершеннолетних (ОПДН), которые на основе закона осуществляют широкий сектор профилактических мер. В их основе – выявление фактов противоправных поступков детей и подростков, а также причин и условий, порождающих девиантное поведение несовершеннолетних.
На протяжении многих лет в России отмечается тенденция социальной и нравственной деградации молодого поколения. Подростковая и молодежная преступность имеет место быть. В значительной мере нарушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Подростки утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков. Подростки совершают антиобщественные поступки, правонарушения, в этом возрасте они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий.
Большинство подростков вырастают достойными гражданами своей страны. Некоторые же подростки совершают антиобщественные поступки, правонарушения, а иногда и преступные действия. По сравнению с преступлениями взрослых преступления лиц, не достигших совершеннолетия, как правило, менее опасны. До 80 % всех преступлений несовершеннолетних составляют хищения предметов, представляющих для подростков непосредственно потребительский интерес (сладости, спиртное, спортивные принадлежности, мобильные телефоны), а также менее опасные виды хулиганства. Такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, составляют 6 – 8 %. К опасным последствиям в ряде случаев могут привести неосмотрительные действия подростков, пренебрегающих обычными правилами предосторожности (например, разогревание на костре найденных взрывоопасных предметов, неосторожное обращение с огнем и др.). В последнее время несколько увеличилось число угонов автомашин. Большинство преступлений несовершеннолетние совершают по месту жительства, учебы, работы или вблизи от них и, как правило, после 22 ч. Значительна доля преступлений (особенно хулиганства), совершенных в нетрезвом состоянии, а также группами, состоящими из 2 – 3 человек.
Подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Подросток всем своим поведением старается доказать, что он уже не ребенок. Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого, толкает подростков на совершение различного рода преступлений. Также следует принять во внимание тот факт, что большинству подростков свойственны противоречивые психологические особенности: чаще всего это чувствительность, ранимость, тревожность, сочетающиеся с конфликтностью, вспыльчивостью и даже агрессивностью. Многим подросткам присуще стремление освободиться от навязчивого контроля и опеке родителей; критически относятся они и к ценностям, существующим в обществе. Нередко подростки доказывают, что они «уже не дети», подражая внешним признакам взрослости. В этом возрасте подросткам важно чувствовать себя успешными и признанными другими людьми – сверстниками. Если подростку не удаётся добиться успеха в учебе, спорте, общественной жизни, тут – то и начинаются нарушения дисциплины, прогулы и правонарушения. Некоторые правонарушения подростки совершают ради любопытства, из – за желания развлечься, показать силу, смелость, утвердиться в глазах сверстников. И чем старше становиться подросток, тем чаще их поведение становиться асоциальным.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является многоплановой, межотраслевой и межведомственной задачей. На ее решении сосредоточены усилия многих государственных органов и учреждений, призванных воздействовать на причины и условия, способствующие распространению безнадзорности и правонарушений в подростковой среде.
Профилактическая работа в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический» (школа) дает положительные результаты благодаря системности работы педагогического коллектива, специалистов на протяжении ряда лет. Анализируя состояние правонарушений среди обучающихся за последние три года, необходимо отметить, что основными причинами их совершения является бесконтрольность со стороны родителей (законных представителей) за поведением несовершеннолетних и аморальный образ жизни родителей (законных представителей). В связи с чем все более актуальна необходимость усиления взаимодействия образовательного учреждения, правоохранительных органов и семей обучающихся в проведении профилактической работы по предупреждению административных и иных правонарушений в подростковой среде.
Профилактика правонарушений среди подростков включает в себя комплекс мер. Этот комплекс объединяет в себя не только усилия различных инстанций и учреждений, совокупность различных мер по организации педагогической помощи подросткам их родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, но и различные виды работы с подростками во времени, в зависимости от их возраста, степени развития, индивидуально-психологических особенностей и других факторов роста и развития, необходимых для этого условий. Наличие программ по профилактике правонарушений в школе неотъемлемая часть образовательной деятельности. Реализация данной программы позволит формировать социально – активную личность, культуру здорового образа жизни, активно вовлечь семьи обучающихся в процесс воспитания, формировать осознанный выбор подростков, сопротивление к совершению правонарушений.
данной программы является – формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних обучающихся, их социальной реабилитации в современном обществе.
Для достижения положительного результата действия программы используются следующие воспитательные
методика свободного выбора;
технология педагогического общения;
технология педагогической поддержки;
технология социальных и творческих проектов;
игровая театральная методика.
Основные формы работы – беседы, классные часы, круглые столы, ролевые игры, акции, спортивные мероприятия, тренинги, экскурсии, т.д.
Механизм реализации программы – программа рассчитана на 2020-2023 г.г. Реализация программы будет проводиться исполнителями, привлеченными в соответствии с данной программой под контролем администрации школы.
Исполнители программы – администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, сотрудники учреждений профилактики, классные руководители, учителя предметники.
Программа содержит 4 блока:
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору обучающегося своего жизненного пути.
Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:
Планы мероприятий по блокам работы:
Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года.
Планируемые результаты по блокам
Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, педагог – психолог.
Здание школы введено в эксплуатацию – в 1990 году (типовое кирпичное здание), этажность – 3.
Проектная мощность – 600 человек
Показатели библиотечного фонда на 2019 год.
- Количество книг в библиотеке – 9141
- Научно – педагогическая и методическая литература – 4876
- Количество брошюр – 1090
- Учебная литература всего – 5171
- Литературы по формированию ЗОЖ-243
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
План совместных мероприятий инспектора ОПДН МОМВД
и администрации МБОУСОШ п. Коммунистический
по предупреждению правонарушений и преступлений среди обучающихся школы
на 2019-2020 учебный год
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 532
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методические рекомендации по теме:
«Профилактика правонарушений в школе».
В настоящее время ведущую роль в деле предотвращения правонарушений подростков и коррекции их противоправного поведения продолжает играть общеобразовательная школа. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий социум. Воспитательная работа – неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, – только тогда будет результат. Недаром В. Г. Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.
Профилактика правонарушений и преступлений – одно из важнейших направлений в воспитательной работе педагогического коллектива школы, службы сопровождения школы и осуществляется оно в основном через просвещенческую, пропагандистскую деятельность.
Важное значение в профилактике правонарушений играет деятельность совета профилактики школы, службы сопровождения школы, социальные партнеры по профилактике ( ЦСПСиД Красногвардейского района, КДНиЗп красногвардейского района, ОДН , центр «Контакт») которые проводят совместную планомерную работу.
Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Психолого-педагогические принципы организации работы
Направления и формы работы.
Сложившаяся в ГБОУ СОШ №532 система профилактики правонарушений среди подростков предлагает следующие направления деятельности:
Система оценки эффективности.
Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализацию государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Оценкой эффективности служат следующие индикаторы:
– сокращение числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на различных формах учета в образовательном учреждении и учреждениях системы профилактики правонарушений;
– наличие положительной динамики в процессе реабилитации неблагополучных семей;
– снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения;
Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
2. Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 2000г.
3. Директор школы // научно-методический журнал. – 2005. – №8
4. Жигарев Е. С. Административная деликатность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.
5. Заместители директора школы по воспитательной работе // научно-методический журнал. – 2005. – №8
6. Ляпина Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. Волгоград. 2008 г.
7. Психолого- педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних / Министерство образования и науки Нижегородской области – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.