ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ НОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДАННОМУ ПРЕДМЕТУ

Гельвих Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ЧАЙКА»

«Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

«Детский сад «Чайка» : Гельвих Марина Анатольевна

Ковалева Наталья Петровна Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Современные стандарты организации работы

Воспитатель – это человек,

профессионально принимающий на себя

ответственность за развитие другого человека

Воспитывая детей мы вместе с родителями

Создаём будущее нашей страны

педагога – новатора

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования, что сделало необходимым разработку и утверждение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 г.

Яна Прилепская Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей

Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей.

Одним из важнейших этапов в жизни ребенка – дошкольный возраст, период становления личности. Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи к выполнению своих воспитательных функций. Именно это, диктует необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Публикация «Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей» размещена в разделах

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации заложены следующие принципы: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей, единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие».

В настоящее время педагоги ищут новые нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей: семейный клуб, «телефон доверия», «родительская почта», вечер вопросов и ответов, встречи за круглым столом, интерактивные игры, мастер-классы, тематические акции, выставки, ярмарки.

Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма (триады) «родители — дети — педагоги». Для достижения данной цели перед сотрудниками ДОУ ставятся следующие задачи:

– создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

– установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

– оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

– непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.

Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников. В зависимости от поставленной задачи педагогами используются следующие формы работы с родителями : информационная, просветительская, организационная, организационно — деятельная, участие родителей в педагогическом процессе. Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка являются такие информационные формы, как:

– Использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка. В течение года ведется видеозапись образовательной деятельности. Это позволяет отследить достижения ребенка, рост его познавательной активности и самооценки, формирование смелости в высказывании своего мнения, рассуждениях.

Для осуществления обратной связи в раздевалке группы помещаются коллажи образовательного процесса, папки-передвижки с советами.

Одной из интерактивных форм работы с родителями является «День открытых дверей». На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ.

Практика круглых столов способствует формированию взаимодоверия, потребности тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности дошкольного учреждения. Темы могут самые разные.

В работе с родителями используются и электронные средства коммуникации – сайт ДОО. Основным моментом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача – активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или по другим причинам.

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей является формирование осознанного «родительства». Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родителя.

Публикация «Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Цель проекта:создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений между семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольников, повышение компетентности родителей в области воспитания. Внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей в соответствии с ФГОС ДОУ.

1)Установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.

2)Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

3) Повысить культуру родителей в области педагогики и детской психологии для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

4)Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, к совместной работе по обмену опытом.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители, дедушки и бабушки.

Тип проекта:коллективный, социальный, творческий.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – июнь).

Сроки реализации проекта :сентябрь 2015 года – июнь 2020 года.

Ресурсное обеспечение проекта:

– Наглядные пособия: иллюстрации глиняных игрушек.

– Образцы глиняных игрушек и народного декоративного прикладного искусства.

– Технологическая последовательность изготовления глиняных игрушек.

– Использование музыкальных произведений для создания благоприятной атмосферы для творчества.

Материал:глина, гончарный круг, керамические изделия, глиняные игрушки.

Актуальность проекта: воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

В ФГОС ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей – это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность : дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

Гипотеза:взаимодействие ДОУ с семьёй будет эффективнее, если нетрадиционные формы будут использоваться в комплексе с традиционными. На основе данного предположения я стала продумывать работу с родителями по новому, по современному, используя разнообразные формы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе.

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:

• повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

• формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;

• установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

Цель: выявление особенностей детско-родительских отношений (анкетирование родителей, наблюдение за детьми во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности, обобщение результатов,

составление плана дальнейшей деятельности с родителями.

1) Анкетирование:«Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»,

2) Презентация группы «Развитие мелкой моторики рук» (обобщение опыта с родителями, «Лучшая веранда в ДОУ» на сайте МБДОУ в сети интернет

3) Информационный стенд : «Возрастные особенности детей 5-7- го года жизни».

4) Составление перспективного плана мероприятий.

5) Подготовка к проведению мероприятий.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна.

II этап – основной

Цель: реализация плана взаимодействия с семьями воспитанников, использование творческих возможностей каждой семьи в тесном сотрудничестве в воспитании детей,установление доверительных отношений в процессе совместной деятельности, размещение информационного и продуктивного материала на стендах и выставках.

познавательная форма : знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

Родительские собрания в нетрадиционной форме по темам :

1) «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению в школе в соответствии с ФГОС» – круглый стол

2) «О здоровье всерьез» – деловая игра

3) «Семья на пороге школьной жизни ребенка» – практикум.

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола.

В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе. Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе?». Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Определение роли родителей в пред школьной и школьной жизни ребенка».

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

Было много восторгов и удивлений.

На собрание были приглашены специалисты: учителя школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональнаяоткрытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

III этап – заключительный (май)

• Оформление выставки «Чудеса из глины».

Цель: представить выполненные глиняные поделки, создать радостное настроение.

• Открытое интегрированное занятие для родителей по теме: «Лепка «Петушка» по мотивам дымковской игрушки».

Цель: показ родителям приёмов работы с детьми по лепке, возможность умений в воспитании в семье.

• Подведение итогов реализации проекта.

Цель: презентация проекта на педагогическом совете, интернет ресурсов доу.

Выводы по итогам проведё нного проекта:

– Дети проявляют желание общаться с прекрасным, включаются в образовательные ситуации эстетической направленности, занимаются художественной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.

– Эмоционально отзываются, сопереживают состоянию и настроению

– При восприятии предметов и явлений окружающего мира различают формы, размеры, цвет.

– В процессе собственной деятельности – стремятся создавать выразительные и интересные образы, выбирают при небольшой помощи взрослого и правильно используют инструменты и материалы.

– Владеют отдельными техническими умениями (оттягивают из целого куска глины, прищипывают – уши, клюв, прижимают и сглаживают поверхность пальцами, вдавливают шар для получения полой формы – чашки).

– Организация выставки в группе стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

Творческий проект «Превращения из глины» успешно осуществлен, но работа в данном направлении продолжается по настоящее время. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

В основу моей работы положены многолетние наблюдения и анализ результата продуктивной деятельности детей; изучения влияния работы с глиной на разные стороны развития ребё нка: психические функции, речь, сенсорика, познавательное развитие. Всё это отразилось в диагностике. Как видно из данных, представленных в диаграмме, на начало проекта уровень знаний детей о глине был не сформирован – 49%; к концу проекта сформирован – 78%; диагностика проекта показала – 29% положительный результат воспитанников. Именно этот вид деятельности способствует самоутверждению ребёнка от «я не умею» к удивлению «у меня получилось», утверждению «я всё смогу». Это делает детей успешными и в других видах деятельности.

Сформировано на начало проекта ~ 49,6%

Сформировано на конец проекта ~ 77%

Положительный результат ~ 27,4

По данной теме изучила литературу:

1. Федотов Г. Я. « Послушная глина» «АСТ-ПРЕСС» 1999г. ;

2. Комарова Т. С. « Изобразительная деятельность в д/с» – М «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2006г. ;

3. Рондели Л. А. « Народное декоративно-прикладное искусство» М, «ИСКУССТВО» 1994г. ;

4. Халезова Н. Б. « Лепка в детском саду» «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978г. ;

5. Усова А. П. « Русское народное творчество в детском саду» «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1961г. ;

6. Горичева В. С. « Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» «Академия развития» 1998г. ;

7. Михалёв С. В. « Лепка глиняных игрушек» «Учитель» 2009г.

Публикация «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, Современные стандарты организации работы» размещена в разделах

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования :

– сотрудничество Организации с семьей;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Согласно ФГОС ДО родители являются равноправными участниками образовательного процесса в детском саду:

сотрудничество Организации с семьей (п. 1.4);

стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (п. 1.7.);

в программе должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (п. 2.11.2.);

образовательная среда создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п. 3.1.6.);

условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5.).

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям наших воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встаё т вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, т. к. все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

Целью педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Данная цель реализуется через следующие задачи:

– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

– объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

– поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Для этого необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Наша задача – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОО.

Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОО, но для этого необходимо создать следующие условия:

– построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОО, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, обязанности сторон.

2. Информационно-коммуникативные :

– предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленным в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка и т. д.

3. Перспективно – целевые:

– наличие планов работы с семьями

– предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных планов, проектов.

Только в этом случае ДОО сможет оказать своевременную социально – психолго – медико – педагогическую поддержку семье и ребенку.

Важным условием по обеспечению включения семей в образовательное пространство ДОО является умение определять приоритетные направления данного процесса.

При этом необходимо учитывать муниципальную политику, специфику ДОО, уровень профессиональных компетенций педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и т. д.

Активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, дифференцированное влияние на родителей обеспечивает не только повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня воспитания дошкольника.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются : взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияния.

Общеизвестно, что семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно–образовательную микросреду – образовательное пространство.

Приоритетными можно обозначить следующие направления работы ДОО с семьей :

1. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей.

2. Программно – методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей.

3. Обеспечение функционирования и развития детско – взрослого сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой.

В практике взаимодействия детских садов с родителями определились две основные проблемы:

1. Нереализация условий для функционирования ДОО как открытой системы.

“Открытость детского сада внутрь” – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей.

“Открытость детского сада наружу” означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

2. Наличие категорий родителей, не принимающих участие в разных формах сотрудничества.

В современной ситуации воздействия ДОО и семьи возникает множество проблем, основными причинами которых можно назвать следующие:

– нереализация условий для функционирования ДОО как открытой системы;

– невысокий уровень социально – психологической культуры участников образовательного пространства;

– отсутствие или недостаточный уровень сформированности доверительных отношений между субъектами образовательного пространства;

– неравные права ДОО и семьи;

– низкий уровень мотивационной готовности и педагогов, и родителей к сотрудничеству, порождающий неуверенность и даже страх у педколлектива (родители могут увидеть негативы или педагоги не смогут продемонстрировать свои профессиональные качества, а поэтому ограничивают пребывание родителей участием в праздниках, развлечениях);

– наличие категорий родителей, которые не принимают участие в необходимых и полезных для них формах сотрудничества;

– низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОО;

– потребительский взгляд родителей на ДОО («Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь»);

– потребительский взгляд педагогов («Привели к нам ребенка, доверили, а мы, профессионалы, и знаем, что надо делать»).

В связи с этим, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Вот почему главные усилия педагогов дошкольных учреждений должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения.

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются :

изучение потребности родителей в образовательных услугах;

просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя, из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Анализ практики работы ДОО выявил два вида форм совместной работы :

совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет;

совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОО и территории.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются :

К коллективным формам относятся : родительские собрания, конференции, «круглые столы» и др. К индивидуальным формам относятся : педагогические беседы с родителями – это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, ННОД; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОО, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Выделяют следующие нетрадиционные формы :

Информационно-аналитические : выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование,«Почтовый ящик».

Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, увидеть трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. У нас уже доброй традицией стало проведение мероприятий с активным участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День Здоровья», КВНы различной тематики: «Знаю ли я своего ребёнка», «Как избежать неприятностей» «День матери», театрализованная деятельность с участием родителей, совместные праздники и развлечения, смотры конкурсы среди групп и родителей ДОО и др.

Cовместные занятия по физической культуре, которые очень много дают родителям: они получают возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником этой деятельности. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия. Целью таких занятий является формирование двигательных навыков и умения у детей и педагогическое просвещение родителей. Такая совместная деятельность даёт возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми; создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, снизить дефицит общения.

Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. В настоящее время, родительские собрания вытесняются новыми формами общения, такими как «устный журнал», «педагогическая гостиная», «круглый стол», «родительские конференции», «семинары-практикумы» – их основная цель – обмен опытом семейного воспитания.

Цель: познакомить родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе.

Данная форма носит информационный характер. На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребёнком, и поступок, им совершённый, и многое другое – всё новое, что он постиг или проявил.

Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок, чаще всего – на стол.

Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Мама, как легенда» или «Образ мамы» (высказывания детей) и др.

Вовлечение родителей в проектную деятельность, которая является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых.

В современном информационном обществе в соответствии с п. 3.2.5. Ф ГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи метод проектов является особенно актуальным.

Основная цель проектного метода:

– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

– формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Благодаря своей деятельностной природе проектная деятельность позволяет преобразовывать знания, умения, навыки ребенка (предпосылки компетентности) в качественные характеристики социально компетентного человека (результат деятельности).

Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

При взаимодействии ДОУ и родителей в проектной деятельности следует соблюдать следующие правила:

Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов

Правило второе – добровольность и возможность выбора.

Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.

Наглядно-информационные : информационно-ознакомительные : стенды, выставки, акции, экспозиции, фотогалереи и др.

информационно-просветительские : ознакомление родителей с работой дошкольной организации, особенностями воспитания детей.

Для того чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОО вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

В условиях современного мира, где повсеместно распространены средства массовой коммуникации, возможно создание виртуального пространства для взаимодействия между родителями воспитанников педагогами ДОО. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Именно отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом. Рассмотрим некоторые возможности виртуальной среды для осуществления работы по инновационной форме воздействия ДОУ с семьей.

Cайт ДОО. Практически все современные учебные заведения имеют свои сайты, где представлены программы, по которым ведется работа в группах, сообщаются сведения о педагогах, размещены некоторые материалы по дошкольной педагогике. Гораздо реже на сайте ДОО есть форумы для общения между администрацией и педагогами детского сада и родителями (как правило существует гостевая книга, однако данная форма не позволяет систематизировать обсуждения по теме, возрасту, группам, практически не представлены блоги воспитателей и крайне редко присутствует форма для консультации.

Группа в социальных сетях. Большинство современных родителей имеют аккаунты в социальных сетях, например В Контате или в Живом Журнале. Создание группы или сообщества, посвященного определенной группе детского сада, может существенно повысить эффективность взаимодействия между родителями и педагогами. Поскольку новости в социальных сетях просматриваются регулярно, в этом случае родителям воспитанников не придется открывать отдельно сайт детского сада и искать там соответствующую вкладку – они получат новости оперативно, в рамках своей обычной деятельности.

Проведение вебинаров и голосовых конференций при помощи программы Скайп. Большинство пользователей интернета имеют возможности для инсталляции и использования программы Cкайп, предназначенной для голосового общения. Программа позволяет проводить коллективные обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой.

Достоинствами виртуального взаимодействия воспитателя и родителей детей, посещающих детский сад, являются следующие ключевые для современного человека факторы :

экономия времени участников беседы;

нерегламентированность, т. е. отсутствие психологического барьера между педагогом и родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

возможность возвращения к высказанным идеям посредством изучения истории сообщений или записи диалога.

Вышеперечисленные формы взаимодействия семьи и детского сада не требуют от родителей воспитанников коллективной организации : просмотреть новости в социальной сети родители могут в удобное время, например в обеденный перерыв на работе или со своего мобильного телефона в транспорте.

Реакция на новость или участие в обсуждении может быть начато и прекращено в любой момент. При этом группа социальной сети или сообщество предпочтительнее личного блога преподавателя или форума на сайте ДОО, поскольку предполагает равноправное участие зарегистрированных пользователей.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОО носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОО.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями

В дошкольной организации должны быть созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОО (старшего воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, медицинской сестры) по реализации образовательной программы должна обеспечивать педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делать родителей действительно равноценными участниками образовательного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *