ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ УЧЕБНО

Публикация «ИКТ-компетентность современного педагога в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Электронное обучение- организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базе данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий.

Дистанционные образовательные технологии- образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

(3слайд) ДОО- дошкольная образовательная организация.

ДОТ- дистанционные образовательные технологии.

ИКТ- информационные- коммуникативные технологии.

ООП ДО- основная образовательная программа дошкольного образования.

ПК- персональный компьютер.

ПО- программное обеспечение.

ФГОС ДО- федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ЭО- электронное обучение.

ЭСО- электронное средство обучения.

(слайд4) Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

(Повышение качества профессионального опыта в ДОУ путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

1. Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы.

2. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ.

3. Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.

4. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

5. Систематизировать опыт работы с детьми по образовательным областям в виде медиотеки).

Нормативно-правовое обеспечение внедрения ФГОС ДО;

Организационное обеспечение внедрения ФГОС ДО;

Кадровое обеспечения внедрения ФГОС ДО;

Методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО;

Материально- техническое обеспечение внедрения ФГОС ДО;

В первую очередь были изучены нормативные правовые основы, такие как:

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 152- ФЗ «О персональных данных»;

Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федеральный закон от 29 декабря 2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

Санитарно- эпидемиологическими требованиями к организациями воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020г. ,регистрационный №61573);

Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и (или) требования к обеспечению безопасности и безвредности для факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (Зарегистрировано в Минюсте России 29января 2021г., регистрационный №62296).

(Слайд8-9) Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога и дает возможность расширить его творческие способности, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Профессиональная ИКТ компетентность педагога — способность решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ.

К компонентам профессиональной ИКТ компетентности педагога можно отнести :

– умение сформировать технически-насыщенную предметную среду обучения для решения задач развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества;

– умение организовать эффективное личное информационное пространство и информационное пространство обучающихся в рамках информационного пространства образовательного учреждения;

– умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств;

– владение различными методами оценивания для определения эффективности использования учениками информационных ресурсов в обучении;

– умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ;

– владение способами обобщения опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности;

– умение организовать эффективное учебное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками: родителями, администрацией.

(Слайд10) Использование компьютерных технологий применяется в оформлении планов работы, конспектов открытых мероприятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио и т. д.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

(Слайд11) Сегодня ИКТ позволяет:

· Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.

· В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

· Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

· Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

· Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

· Освобождает от рутинной ручной работы.

(слайд12) Так же существуют причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ – компетентности:

-Экономия времени при разработке дидактических материалов,

-Перенос акцента на презентабельность оформления материалов,

-Становление нового уровня педагогического мастерства.

(Слайд 13-14) Программа Microsoft Word – это программа для печати текста и составления документов. Проще говоря, Microsoft Word (сокращенно Word) – это программа для печатания. То есть в этой программе можно напечатать любой тип текста: статью, документ, реферат, курсовую, диплом и даже книгу. Также в этой программе можно красиво оформить текст – добавить в него картинку или фото, выделить его части разными цветами, изменить шрифт, размер букв и многое другое. А еще в программе Microsoft Word можно составить таблицу, напечатать объявление или сделать плакат. Плюс ко всему напечатанное можно вывести на бумагу, то есть распечатать на принтере.

Microsoft Office Publisher – программа для создания и обмена различными маркетинговыми и рекламными материалами. С помощью Microsoft Office Publisher можно создавать рекламные брошюры и листовки, информационные бюллетени, электронные открытки, презентационные веб-страницы и т. д. Созданные данным продуктом материалы можно распространять в печатном виде и отсылать через Интернет по электронной почте.

Microsoft PowerPoint – это программное обеспечение, предназначенное для создания эффектных и динамичных презентаций. Для утилиты (программа для решения дополнительных задач) свойственна широкая функциональность, относительно управления графикой, стилями и текстом.

Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам диагностики, результаты анкетирования и т. д., но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и

детском саду. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше.

Программа Excel – это некая в своём роде среда, которая предоставляет пользователю широкий набор инструментов для работы с данными. Excel в этом плане является не только очень удобной, но также и простой программой. Среди всех возможностей Excel, следует выделить наиболее значимые. Это, например, автоматические расчёты, также возможность отредактировать отображаемые данные в соответствии с Вашим вкусом и предпочтением.

(Слайд 15) Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров, получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, так же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе воспитателя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети.

(Слайд16) В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях в «ВКонтакте», «Одноклассники», через мессенджеры WhatsApp,Viber и через видеозвонки. Такая форма общения предоставляет широкие возможности для общения с семьями воспитанников, позволяет доносить огромный объем информации до тех родителей, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.

(Слайд17) Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, конкурсах.

Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников, новые методические идеи и дидактические игры и пособия, результаты обучения дошкольников и их достижения.

(Слайд18) ИКТ применяются в работе:

– с детьми;

– с родителями;

– с коллегами;

– в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

(Слайд 19) Основные формы использования ИКТ:

• Подбор иллюстративного и познавательного материала к НОД, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

• Оформление документации (списки детей, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы, отчетов).

• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий PhotoScape, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

• Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности.

Учитывая выше сказанное, существует необходимость непрерывного формирования ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.

-Создание условий по освоению и использованию в практике работы ИКТ для управления процессом эффективного профессионального развития педагогов.

– Повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно – образовательный процесс информационных технологий, а именно: освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения воспитательно – образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Конфуций сказал: «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению».

Подводя итог, хочется сказать следующее: в условиях внедрения во всех сферах образования стандартов нового поколения наличие развитой ИКТ-компетентности у каждого педагога возрастает.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет – обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Информатизация образования – это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Публикация «Статья „ИКТ — компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога“» размещена в разделах

Создание руководителем детского сада условий для освоения педагогами ИКТ – компетенций является одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А главная задача современного воспитателя – освоить ИКТ – технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости. Компоненты современных информационно-коммуникативных технологий должны применяться педагогом дошкольного образования при взаимодействии с воспитанниками, коллегами, администрацией и родителями. Для повышения ИКТ – компетентности педагогов используются разнообразные формы. Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются работа в паре, наставничество, мастер-классы, семинары-практикумы, неделя педагогического мастерства.

В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:

• общепользовательская ИКТ-компетентность;

• общепедагогическая ИКТ-компетентность;

• предметно-педагогическая компетентность.

К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.

Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.

Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.

ИКТ – технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.

В системе деятельности ДОО ИКТ могут быть использованы:

– в организации образовательного процесса с детьми;

– организации методической работы с педагогами;

– в процессе взаимодействия с родителями.

– дает возможность моделировать различные ситуации и среды, в том числе, те, с которыми ребенок в реальной жизни не может встретиться;

– способствует лучшему усвоению материала, поскольку задействованы все каналы восприятия материала;

– полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легко восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

– активизируется познавательная активность.

1. Области применения ИКТ для взаимодействия с детьми

Использование сети Интернет:

– дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;

– разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимация, видеоматериалы);

– обмен опытом, распространение идей и пособий.

Мультимедийные презентации позволяют представить материал, как алгоритмическую систему структурированных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет детям освоить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Презентации используются для обозначения темы или иллюстраций к объяснениям педагога; сопровождения небольших театрализованных сценок, праздника, концерта, родительских собраний.

Видеофрагменты, схемы и модели позволяют показать детям те явления, факты и события окружающего мира, которые сложно или невозможно наблюдать в реальной жизни.

Использование развивающих и обучающих программ способствует оптимизации перехода ребенка от наглядно-образного к абстрактному мышлению (через умение оперировать символами); увеличивает количество ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно, способствует преодолению неуверенности в себе, снимает и профилактирует страх ошибок.

Использование ИКТ при организации образовательного процесса с детьми направлено на преобразование предметно-развивающей среды; создание новых средств для развития детей; использование новой наглядности, которая визуализирует проблемы, подлежащие решению. При этом образовательная деятельность становится динамичной и наглядной, в результате повышается познавательный интерес, что, в свою очередь приводит к повышению активности, снижению утомления, сохранению работоспособности. Н ОД с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая поиск в сети Интернет, самостоятельно или вместе с родителями. Дети не только видят результаты своей деятельности, но и осознают те действия, которые к этим результатам привели, а также значимость информации, без которой результат не может быть достигнут. В то же время, ребенок начинает понимать значение информационно-коммуникационных ресурсов как источника информации. Таким образом, формируются предпосылки информационной культуры.

2. При организации методической работы с педагогическими кадрами ИКТ позволяют распространять и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с профессиональным опытом не только российских, но и зарубежных педагогов, участвовать во всероссийских и международных интернет – конкурсах, проектах и конференциях, повышая свой социальный и профессиональный статус.

Обсуждение педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах позволяют эффективно и быстро расширять собственный профессиональный кругозор. Эффективной формой самообразования является участие в вебинарах, на которых можно пообщаться со многими ведущими специалистами в области дошкольной педагогики и психологии, авторами программ и технологий, получить современные материалы для использования в работе. Кроме того, участие в вебинаре в режиме он-лайн дает возможность задать специалистам актуальные вопросы и получить ответ в режиме реального времени. Сетевые технологии общения дают педагогам возможность профессионально общаться в широкой аудитории пользователей сети Интернет.

Использование ИКТ помогает педагогу в подборе иллюстративного материала к НОД, оформлению стендов, альбомов, групп, кабинетов, позволяет разнообразить пространственно—развивающую среду. Создание дидактических игр, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, с периодикой, оформление групповой документации с использованием ИКТ делают работу педагога более эффективной. Использование компьютера для оформления групповой документации упрощает деятельность педагога, экономит время и усилия.

3. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями позволяет:

Обеспечить диалог партнеров по общению независимо от места нахождения через электронную почту, форум; расширить информационные потоки; продемонстрировать фото и видеоматериалы; провести он-лайн консультации специалистов для родителей часто болеющих детей. Эффективной формой организации взаимодействия с родителями является групповой сайт на сайте ДОУ, который позволяет получать оперативную информацию о жизни группы, узнавать подробности прошедшего дня, получать рекомендации педагогов. Такие формы, как общение с родителями в режиме он-лайн через сайт, презентация организации работы в группе, презентация достижений детей, создание электронных страничек для родителей в сети Интернет не только обогащают, но и преобразуют взаимодействие с родителями.

Современное дошкольное образование больше не может обойтись без ИКТ – технологий. Информационно-коммуникационные технологии повышают уровень профессионализма педагога, создают дополнительные возможности для его самореализации, способствуют повышению качества образовательного процесса, делают его освоение намного интересней и разнообразней.

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание,1991г., №5

3. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно – методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2000

4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. « Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

5. Моторин В. ” Воспитательные возможности компьютерных игр”. Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

6. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *