ПРОФ СТАНОВЛЕНИЕ ЭТО

Профессиональное становление

динамичный многоуровневый процесс состоящий из четырех ступеней :

1. Формирование профессиональных намерений.

2. Профессиональное обучение.

3. Профессиональная адаптация.

4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.

Выделяют четыре сквозных линий проф.становления:

1. Овладение операционной основой профессиональной деятельности.

2. Мотивационно – потребностная сфера профессионального становления.

3. Профессиональное самоопределение.

4. Профессиональная индивидуализация личности.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
.

Смотреть что такое “профессиональное становление” в других словарях

Современный
этап развития общества характеризуется
автоматизацией и компьютеризацией
производства, внедрением новых технических
средств и технологий, сменой
монопрофессионализма на полипрофессионализм.
Это приводит к тому, что профессиональный
и деловой мир нуждается в специалистах,
способных успешно и эффективно находить
и реализовывать себя в изменяющихся
социально-экономических условиях в
связи с планированием и устройством
своей карьеры. Таким образом, проблема
профессионального становления личности
относится к числу активно разрабатываемых
психологических проблем.

Профессиональное
становление личности—
это форма личностного становления
человека, рассмотренная сквозь
призму его профессиональной
деятельности. Показателем
профессионального становления являются
формальные критерии (диплом специалиста,
сертификаты повышения квалификации,
должность) и неформальные (профессиональное
мышление, умение применять нестандартные
средства для решения задач, востребованность
труда). Это,
с одной стороны, процесс формирования
отношения к профессии, степень эмоционально
­личностной вовлеченности в нее, с
другой — накопление опыта практической
деятельности, профессиональное
совершенствование и приобретение
мастерства.

Очевидно,
что профессиональное становление
подразумевает не только совершенствование
трудовых навыков, но и самосовершенствование
личности. Сравнение позиций начинающего
специалиста и профессионала показывает,
как меняется человек: из исполнителя
он становится созидателем, от простого
приложения знаний и навыков он приходит
к анализу и критической оценке ситуации,
от приспособления — к творчеству.
Профессиональная деятельность является
необходимым и самым длительным этапом
социализации личности.

Профессиональное
становление личности проходит в своем
развитии четыре
основные стадии (этапа):формирование
профессиональных намерений, профессиональное
обучение, профессиональная адаптация
и частичная или полная реализация
личности в профессиональном труде. В
соответствии с этими стадиями выделяются
этапы профессионального самоопределения.

В
психологической литературе достаточно
хорошо изучен начальный
этап профессионального
самоопределения – этап формирования
профессиональных намерений и выбора
профессии выпускниками общеобразовательной
школы. Как показывают многочисленные
исследования, стремление найти свое
место в жизни (и в том числе в профессиональной
деятельности), потребность в профессиональном
самоопределении являются одним из
важных психологических новообразований
старшего школьного возраста. Отвечая
на новые ожидания общества, старшие
школьники активизируют поиск профессии,
способной удовлетворить эти ожидания,
а также и их личные нужды, в значительной
степени определяемые уровнем развития
мотивационной сферы. С этой целью они
анализируют свои возможности с точки
зрения развития у себя профессионально
значимых качеств, формируют самооценку
собственной профессиональной пригодности
(в широком понимании этого термина).

Содержанием
последующих этапов профессионального
самоопределения
личности, совпадающих во времени с
соответствующими стадиями профессионального
становления, является формирование ее
отношения к себе как к субъекту собственной
профессиональной деятельности. Именно
эти этапы представляются наиболее
важными как с точки зрения понимания
основных механизмов и динамики
профессионального становления личности,
так и с точки зрения педагогического
влияния на ее дальнейшую судьбу.

В
процессе профессионального становления
личности интенсивно изменяются и
критерии ее отношения к себе. В
экспериментальном плане это выражается
в динамике субъективной эталонной
модели профессионала.

Необходимо
отметить, что эталонная модель
профессионала не является эквивалентом
представлений личности о профессии,
так как, создавая ее, личность в какой-то
степени выражает в ней себя, и в этом
смысле эталонная модель является
своеобразной проекцией ее направленности.
Наблюдающиеся в процессе профессионального
обучения изменения индивидуальных
эталонных моделей профессионала
выступают показателем изменений
критериев отношения личности к себе
как к субъекту профессиональной
деятельности.

Такое
изменение часто следствие некоторой
перестройки мотивационно-потребностной
сферы личности в результате непосредственного
участия в учебно-профессиональной и
профессиональной деятельности и под
влиянием социальной среды. Изменение
критериев отношения к себе нередко
проявляется в форме изменения критериев
обоснованности выбора профессии.

Следующий
уровень сформированности психологической
готовности к труду является результатом
профессионального обучения, в ходе
которого активно развивающаяся
операциональная подструктура вызывает
качественные изменения личностной
подструктуры. Этот уровень выражается
в готовности личности к конкретной
профессиональной деятельности, к
вхождению в трудовой коллектив, в систему
профессиональных и производственных
взаимоотношений и является предпосылкой
успешной профессиональной адаптации,
а также в значительной степени определяет
динамику профессионального самоопределения
личности на данной стадии ее
профессионального становления

Профессиональное
становление сопровождается профессиональными
кризисами, которые соответствуют
возрастным периодам. Под кризисом
понимаются трудности профессионализации
личности, противоречивость профессиональной
жизни и реализации карьеры. Кризисы
профессионального становления –
непродолжительные по времени периоды
(до года) кардинальной перестройки
личности, изменения вектора ее
профессионального развития.

Эти
кризисы протекают, как правило, без ярко
выраженных изменений профессионального
поведения. Однако происходящая перестройка
смысловых структур профессионального
сознания, переориентация на новые цели,
коррекция и ревизия индивидуально-профессиональной
позиции подготавливают смену способов
выполнения деятельности, ведут к
изменению взаимоотношений с окружающими
людьми, а в отдельных случаях – смене
профессии.

Рассмотрим
факторы, инициирующие кризисы
профессионального развития. Прежде
всего ими могут выступать постепенные
качественные изменения (совершенствование)
способов выполнения деятельности. На
стадии профессионализации наступает
момент, когда дальнейшее эволюционное
развитие деятельности, формирование
ее индивидуального стиля невозможны
без коренной ломки нормативно-одобряемой
деятельности. Личность должна совершить
профессиональный поступок, проявить
сверхнормативную активность, которая
может выразиться в переходе на новый
образовательно-квалификационный, либо
на качественно новый инновационный
уровень выполнения деятельности.

Другим
фактором, инициирующим кризисы
профессионального становления может
стать возросшая социально-профессиональная
активность личности. Неудовлетворенность
своим социальным и профессионально-образовательным
статусом нередко приводит к поиску
новых способов выполнения профессиональной
деятельности, ее совершенствованию, а
также к смене профессий или места работы.

Факторами,
порождающими профессиональные кризисы,
могут выступить социально-экономические
условия жизнедеятельности человека:
ликвидация предприятия, сокращение
рабочих мест, неудовлетворительная
зарплата, переезд на новое место
жительства и др. Кризисы профессионального
развития нередко связаны с возрастными
психологическими изменениями: ухудшением
здоровья, снижением работоспособности,
ослаблением психических процессов,
профессиональной усталостью,
интеллектуальной беспомощностью,
синдромом “эмоционального сгорания”
и т.д. Профессиональные кризисы нередко
возникают при вступлении на новую
должность, участии в конкурсах на
замещение вакантной должности, аттестации
специалистов.

Наконец,
фактором длительного кризисного явления
может стать полная поглощенность
профессиональной деятельностью.
Специалисты-фанаты, одержимые работой
как средством достижения признания и
успеха, иногда серьезно нарушают
профессиональную этику, становятся
конфликтными, проявляют жесткость во
взаимоотношениях.

Кризисные
явления могут сопровождаться нечетким
осознанием недостаточного уровня
компетентности и профессиональной
беспомощностью. Иногда наблюдаются
кризисные явления при уровне
профессиональной компетентности, более
высоком, чем требуется для выполнения
нормативной работы. Как следствие,
возникает состояние профессиональной
апатии и пассивности.

Определим
основные противоречия, являющиеся
источником и движущей силой развития
процесса профессионального самоопределения
на разных стадиях профессионального
становления личности.

Наиболее
общим противоречием, лежащим в основе
динамики профессионального самоопределения
личности на всех стадиях ее профессионального
становления, является диалектическое
противоречие между потребностью человека
в профессиональном самоопределении
(которая в разных случаях может выражаться
как потребность в приобретении
определенного социального статуса, в
самореализации, самоутверждении) и
отсутствием необходимых профессиональных
знаний, умений и навыков для ее
удовлетворения.

Вместе
с тем каждой стадии профессионального
становления личности свойственны также
и специфические противоречия, определяющие
характерные для нее особенности динамики
профессионального самоопределения, а
также психологические механизмы смены
его этапов.

На
разных стадиях профессионального
становления личности изменяется место
образа “я” профессионала в общей
“я” – концепции, и проблема их
соотнесения между собой есть проекция
или частный случай более общей проблемы,
касающейся места профессионального
самоопределения в жизненном самоопределении.
Её разрешение невозможно вне исследований
закономерностей формирования научного
мировоззрения. Человек должен рассматривать
себя как деятельного субъекта, активно
преобразующего мир своим профессиональным
трудом, в нем он должен найти способ
реализации своей потребности в
самоутверждении. Именно уровень развития
мировоззрения, степень сформированности
системы взглядов на мир, общество, самого
себя, глубина убеждений определяют
выбор им места в жизни, отношение к труду
и к себе как к субъекту трудовой (а,
следовательно, и профессиональной)
деятельности.

В
течение жизни человек проходит несколько
этапов профессионального становления:

Сегодня
подготовительный этап становления
профессионал имеет особое значение.
Современная профессиональная деятельность
отличается высокой сложностью, поэтому
рынок труда нуждается в высококвалифицированных
специалистах, хорошо разбирающихся в
новейших технологиях.

Считается
также, что современный специалист не
должен замыкаться на своей узкой
специализации, а должен быть разносторонне
образован, поскольку меняющаяся
экономическая ситуация часто приводит
к необходимости быстрой переквалификации,
получения новых навыков или смежной
специальности. По этим причинам
профессиональное образование сегодня
выходит из узких рамок «подготовительного
этапа» и распространяется на последующие
этапы, позволяя не прекращать обучение
в течение всей жизни. Этим задачам
соответствует современная концепция
непрерывного
образования, подразумевающая,
что человек не должен останавливаться
в развитии; ему следует быть в курсе
технологических новинок и последних
идей в профессиональной сфере.

Очевидно,
что личностное становление профессионала
возможно только в том случае, если для
профессиональной деятельности имеется
положительная мотивация, а сама работа
вызывает чувство удовлетворенности.

3.
Учебный план —
это документ, определяющий состав
учебных предметов, последовательность
их изучения и общий объем отводимого
на это времени. 
 В
учебном плане средних специальных и
высших учебных заведений определяется
количество часов не на неделю, а на
семестр и на все время обучения (4—6
лет). В нем уточняются виды занятий по
учебным предметам: количество лекций,
семинарских, практических и лабораторных
занятий, практикумов. Указаны учебные
предметы, выносимые на зачеты и экзамены
в каждом семестре, разные виды практики
(производственная, археологическая,
педагогическая, фольклорная, в лечебных
учреждениях и др.).       Учебный
план, таким образом, упорядочивает
структуру учебного года и определяет
общий порядок занятий.
Традиционно
в учебных пособиях по педагогике учебный
план называли государственным документом.

Содер­жание
учебно-программной документации
слагается из совокупности нормативных
и учебно-методических документов,
регламентирующих образовательный
процесс по подготовке специалистов той
или иной области по соответст­вующей
учебной дисциплине.

Требования
к уровню подготовки задаются требованиями
к зна­ниям и умениям и вводятся такими
понятиями, как иметь представ­ление,
знать, уметь, иметь навыки. Эти требования
фактически зада­ют качественный
уровень усвоения дидактических единиц
учебной информации и, в конечном счете,
качество подготовки выпускников.

Государственный
образовательный стандарт – это
совокупность требований к уровню,
содержанию и качеству профессионального
образования, отраженных в соответствующих
нормативных документах.

Примерный
учебный план по специальности –
рекомендатель­ный
документ, предназначенный для реализации
Государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки
выпускни­ков по конкретной специальности.

1.
наименование учебных дисциплин,
обязательные минималь­ные объемы
времени, отводимые для изучения дисциплин,
составляющих федеральный компонент
основной профес­сиональной
образовательной программы, и рекомендуемую
последовательность их изучения;

2.
виды и минимальную продолжительность
производственной (профессиональной)
практики, предусмотренной федераль­ным
компонентом основной профессиональной
образова­тельной программы;

3.
основные виды учебной работы и объемы
времени для их реализации, предусмотренные
федеральным компонентом;

4.
максимальный объем времени для реализации
регионального компонента;

5.
примерный перечень учебных лабораторий,
кабинетов и мас­терских.

Примерная
учебная программа
учебной дисциплины или произ­водственной
(профессиональной) практики –
рекомендательный документ, используемый
при подготовке рабочей учебной программы
учитывающий Гостребования к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников
по конкретной учебной дисциплине или
производственной (профессиональной)
практике.

Перечень
оборудования кабинета и (или) лаборатории
– документ, включающий рекомендательный
набор современного оборудования и
технических средств обучения для
обеспечения качественной реализации
образовательного процесса по учебной
дисциплине.

Рабочий
учебный план
является документом, определяющие
график учебного процесса, перечень,
объемы, последовательности изучения
дисциплин по курсам и семестрам, виды
учебных занятий и производственной
(профессиональной) практики, формы
промежуточной и виды итоговой
Государственной аттестации.

Рабочая
учебная программа

учебно-методический документ, в котором
в соответствии с Государственными
требованиями к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников по
конкретной учебной дисциплине определены
содержание обучения, последова­тельность
и наиболее целесообразные способы его
усвоения студен­тами.

Календарно-тематический
(перспективно-тематический)
план изучения дисциплины – учебно-методический
документ, составленный на основе рабочей
учебной программы дисциплины и графика
учебного процесса, в котором за­фиксированы
распределение учебного материала по
дидактическим единицам и времени,
необходимого на их изучение, требуемые
на наглядные пособия и задания студентам
на самостоятельную внеаудиторную
работу.

План
учебного занятия (технологическая карта
занятия)
– учебно-методический документ,
разрабатываемый преподавателем на
ка­ждое учебное занятие для обеспечения
эффективной реализации содержания
образования, целей обучения, воспитания
и развития сту­дентов, формирования
у них прочных знаний, умений и навыков.

Билет№4.
Инновации в профессиональном образовании.
Образовательные учреждения инновационного
типа. Основные направления инноваций

Инновационные
процессы –
новшество в образовании, введение нового
содержания и новых методов, обладающих
иными свойствами, связанными с изменением
смысловых ориентиров. Среди инновационных
педагогических процессов следует
выделить следующие:

Потребность
в создании инновационных профессиональных
учебных заведений в России связана с
серьезным технологическим отставанием
ее от передовых стран мира, насущной
необходимостью в сжатые сроки максимально
сократить данный разрыв. Это привело к
разработке идеологических и нормативных
документов, направленных на коренное
изменение системы образования (Концепция
непрерывного образования (1989), Закон
Российской Федерации «Об образовании»
(2012 г. , Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа», утвержденной
президентом РФ от 04.02.10 и др.).

Центральной
идеей образования была признана идея
непрерывного развития человека как
субъекта деятельности. При этом
подчеркивалось, что понимание развития
как непрерывного процесса необходимо
соединить с принципом развивающего
обучения, с ориентацией образовательной
деятельности не только на познание
мира, но и на его преобразование. Этим
обусловлен переход от информационного
к продуктивному, развивающему обучению.

Таким
образом, существенным сдвигом в
общественном сознании явилась
переориентация на новые базовые ценности
образования: с обеспечения потребностей
промышленного производства и экономики
в рабочей силе определенного качества
– на обеспечение потребностей самого
человека в получении образовательных
услуг определенного качества.

В
государственных документах установлены
приоритетные направления инновационной
деятельности в области образования, в
число которых вошла и разработка
педагогических технологий.

Педагогические
условия создания инновационного
профессионального учебного заведения
прежде всего состоят в единстве управления
его функционированием и развитием.
Процесс развития призван обеспечить
наращивание потенциала учебного
заведения и повышение уровня его
использования за счет освоения
определенных инноваций.

В
инновационном профессиональном учебном
заведении должно быть не менее пяти
базовых технологий (К. Я. Вазина).

1.
Административная технология, обеспечивающая
целевое функционирование и непрерывное
профессиональное саморазвитие персонала
учебного заведения.

2.
Педагогическая технология, обеспечивающая
непрерывное саморазвитие обучающихся.

3.
Технология воспитательного процесса,
обеспечивающая целевое непрерывное
саморазвитие социальной активности
обучающихся.

4.
Профессиональная технология, обеспечивающая
целевое непрерывное саморазвитие
профессиональных способностей
обучающихся, позволяющих им становиться
конкурентоспособными профессионалами.

5.
Информационная технология, обеспечивающая
оперативное использование профессиональной
информации, интенсификацию деятельности.

Сущность и условия профессионального становления педагога

Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи –  это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога.

В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление –  это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности. Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом. Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей  и профессионализма.

Выделяют 4 уровня профессионального становления  педагога:

Выделяют 5 стадий профессионального становления:

Профессиональное становление педагога посредством образования может реализовываться в разных формах:

Теперь обратимся к профессиональной компетенции педагога. Что же это такое? Компетентность в контексте педагогической деятельности рассматривается как «свойство личности».

Виды педагогических компетенций:

Педагог должен обладать следующими компетентностями:

Все многообразие профессионально значимых характеристик преподавателя можно условно объединить в два крупных блока:  (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность

В обобщенном виде понятие «», в основном, идентифицируется с понятиями о знаниях, умениях, навыках и способах выполнения профессиональной деятельности, а также с развитием профессионально значимых личностных качеств. Другими словами – это единство теоретической и практической готовности педагогически действовать.

Анкета для выявления способности педагогов к саморазвитию

5 – да

4 – скорее да, чем нет

3 – и да, и нет

2 – скорее нет

1 – нет

1. Я стремлюсь изучать себя

2. Я анализирую свои чувства и опыт

3. Я верю в свои возможности

4. Я управляю своим профессиональным развитием

5. Я получаю удовольствие от освоения нового

25 баллов – активное саморазвитие,

15 баллов – отсутствует система развития,

5 баллов – остановившееся развитие

Тест: «Какой я педагог» (модификация Р. Р. Калининой)

Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы «да» или «нет».

1. Охотно ли вы беретесь за подготовку занятия по новой теме, не имеющей типовой разработки?

2. Легко ли вам отказаться от тех приемов воздействия на детей, которые вы успешно применяли раньше?

3. Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошлых школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?

4. Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?

5. Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых по умственным способностям и нравственным качествам?

6. Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?

7. Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?

8. Легче ли вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией дошкольного образовательного учреждения?

9. Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых в вашем ДОУ?

10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?

11. Часто ли вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?

12. Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?

13. Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и постоянного контроля дети вашей группы будут адекватно себя вести?

14. Поощряете и наказываете ли вы разных детей по-разному за одинаковые поступки?

В таблице приведены баллы, которые присваиваются в зависимости от ответа на каждый вопрос.

Суммируйте количество набранных вами баллов, воспользовавшись данной таблицей.

0 – 5 баллов.

Вы – очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.

6 – 10 баллов.

У вас много пробелов в подготовке к работе с детским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу.

11 –15 баллов.

Вы – хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к слишком идеальному результату. Предоставляйте детям побольше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений.

16 – 20 баллов.

Вы – грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблонов в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценках людей. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации – не вы ли являетесь причиной напряженности?

Система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию.

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+.
.
.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Шушурихина В. А. педагог-психолог

МБОУ Кутуликская СОШ  п. Кутулик

Профессиональное становление представляет собой динамический процесс «формообразования» личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.      Системообразующим фактором этого процесса на разных стадиях становления выступает социально-профессиональная направленность, формируемая под влиянием социальной ситуации комплекса взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности личности.

Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной – компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально- значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей веду щей деятельностью.

Действенность профессионального становления личности зависит от следующих условий: психологически обоснованного выбора профессии; профессионального отбора оптантов, имеющих интерес и склонность к профессии, формирования у них профессиональной направленности, придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера; последовательного освоения специалистом и профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности.

Анализ данных литературы, проведенный В. А. Бодровым , позволяет определить основные предпосылки профессионального развития в виде следующих положений.

1. Все люди индивидуально различаются по психологическим свойствам и качествам.

2. Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии.

3. Каждый человек соответствует требованиям ряда профессий.

4. Степень соотношения индивидуальных особенностей и профессиональных требований определяет уровень интереса к профессии, удовлетворенности в ней, стремление к профессиональному совершенствованию и т.д.

5. Профессионализация реализуется на всем протяжении профессионального пути развития личности.

6. Профессиональное развитие личности, ее операционных и психологических качеств и структур происходит неравномерно и разновременно.

7. Определяющим в профессиональном развитии личности является характер ведущей деятельности и ее смена.

8. Отношение к профессии, ее освоение и трудовая деятельность детерминируются и корректируются профессиональными, психологическими, физиологическими и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека.

Развитие личности профессионала рассматривается отечественными психологами как интеграция двух процессов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализации (с начала периода профессионального самоопределения до завершения активной трудовой деятельности).

Рассматривая профессиональное развитие человека, Е. А. Климов                              выделяет в нем три хронологических периода:

1) период допрофессионального развития: от рождения до 11 – 12 лет, здесь выделяют стадию раннего детства, или предигры; стадию дошкольного детства; стадию младшего школьного возраста (от 7 – 8 до 11 – 12 лет). В целом это время формирования произвольной регуляции поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений (самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче). В этот период необходимо воспитать потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей, это время начального овладения смыслами труда;

2) период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период большинство школьников принимают решение о выборе первой профессии, профессионального учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, в которые принимают лиц, закончивших девять классов общеобразовательной школы;

3) период собственно профессионального развития (19 – 60 лет).

Проблема  профессионального самоопределения в Кутуликской средней школе очень актуальна. Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 80-90е годы прошлого столетия, потеряли  былую популярность, востребованность и отошли на второй план. Их место занимают другие специальности, большинство из которых появилось совсем недавно. Поэтому многие учащиеся (или их родители) стремятся получить именно эти специальности независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Молодые люди получают желаемую профессию, но не могут состояться в ней, реализовать свои таланты.

В связи с этим важной составляющей профильной подготовки учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов.    Когда же стоит определиться с профессией? Ведь одни уже в первом классе решают стать врачами, учителями, а другие даже к одиннадцатому классу  не могут определиться, хотя уже наступает пора активной подготовки к поступлению. Начинать готовиться нужно  как можно раньше, чтобы знать и развивать нужные способности на протяжении школьных лет.

Уже начиная с начальной школы,  психологами и классными руководителями, проводятся тематические классные часы,  имеющие профессиональную направленность, проводятся диагностические методики выявляющие интересы и склонности ребенка. Для учащихся  5х классов  организован психологический кружок « Познай себя».

В программе кружка широко используется диагностика индивидуальных особенностей личности: самооценка, темперамент, тест на конфликтность, карта интересов (А. Е. Голомштока), определение ведущего полушария (И. П. Павлова), изучение познавательных особенностей (матрица Равена, корректурная проба и др.), изучение склонностей и способностей  учащихся.

Применяются игровые технологии по профориентации и формированию конструктивного общения. В 9 классе проводится предпрофильная диагностика, для того чтобы ребенок определился с выбором профильного класса , а это химико-биологический и  социально- экономический профили в 10-11х классах.

Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации,

детям  необходимо определиться и с профессиональной средой, чтобы на протяжении последующих двух лет выбрать профессию, соответствующую способностям, психологическим и личностным качествам.

Престижность – это временно! Сегодня модно – завтра может быть и нет. Выбор каждого человека должен быть индивидуален по своим способностям

1. Осуществить первичную диагностику образовательного запроса.

2. Способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных вариантов совершаемого выбора.

3. Научить учащихся сопоставлять альтернативные варианты со своими интересами, способностями и талантами,  выявленными в процессе диагностики, и на этой основе осуществлять выбор оптимального варианта.

В результате выполнения данной программы, которая состоит из 17 занятий, учащиеся знакомятся с определением понятий : «профессия», «специальность»,  «профессионально-важные качества»,  «способности», «интересы». Знакомятся с факторами, влияющими на выбор профессии. Узнают о существующих типах личности и особенностями их проявления в профессиональной деятельностиНа основе полученных знаний учащиеся  находят алгоритм оптимального пути получения профессии, в процессе профессионального самоопределения учитывают свои способности, интересы, личностные качества, а также факторы, влияющие на выбор профессии. Учащиеся участвуют в профориентационных и ролевых играх.

Тесты используемые  для профориентационной работы

Результаты этих  тестов служат научной основой экспертной деятельности исполнителей профориентационной работы по психодиагностике для профориентации и профотбора, что, безусловно, положительно влияет на развитие ПСО учащихся. Всё это позволяет в короткие сроки (2—3 месяца) провести и проанализировать  тесты для 8—11 классов (150—200 человек. Благодаря  тестированию, довольно быстро можно подготовить и дать рекомендации ученикам относительно одной, отдельно взятой профессии, либо помочь ему сориентироваться в многообразии существующих профессий. Поскольку в первом случае проблема решается конкретным анализом требований к психологическим возможностям человека, предъявляемым данной профессией, постольку психодиагностические методики здесь определяются относительно узким набором профессионально значимых для этой области деятельности психических качеств. Во втором случае психодиагностика для профориентации и профотбора проводится с учётом классификации всего многообразия профессий. Профессии, относящиеся к одному классу, должны предъявлять примерно одинаковые требования к психическим качествам человека. Известно, что практика профотбора и профориентации показала наиболее удачную классификацию множества существующих профессий по выбору предмета труда в качестве основания. В этой классификации выделяют пять основных групп профессий:

Получение результатов тестирования, часто сопровождаемое диаграммами, позволяет чётко проследить за тем или иным параметром личности. Это описание включает в себя характеристику его психофизиологических возможностей, уровня развития важнейших психических функций, характеристику направленности мотивации в совместной и профессиональной деятельности, особенности характера и поведения. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Ведь выбирая профессию – человек выбирает образ жизни

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий. « Учитель»2009

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.:Академия 2004

3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.:ПЕР СЭ,2001

4. Сборник программ курсов по выбору по психологии.-Волгоград: Изд-во ВГИК РО, 2005.

5. Тюшев Ю. Выбор профессии : тренинг для подростков-СПб.: Питер,2006