ПРОЕКТНО ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЭКОНОМИЯ ВОДЫ

Елена Карамова Экологический проект «Вода — жизнь! Берегите воду»

Проект экологической направленности

Тема «Вода – жизнь! Берегите воду!»

Сроки реализации: краткосрочный

Тип проекта : познавательно-творческий

Участники проектной деятельности :

Воспитанники, педагоги и родители старшей группы

Татьяна Иванова Конспект беседы экологического содержания «Берегите воду»

КОНСПЕКТ-БЕСЕДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

ГБДОУ детский сад №105

Воспитатель: Иванова Т. В

ТЕМА: «Берегите воду».

Цель: Организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле.

1. Алябьева Е. А.  «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» -М. : ТЦ Сфера, 2003 г.

Мадина Шарипова Экологический досуг «Берегите воду»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

НОД: Экологический досуг

Тема: «Берегите воду!».

Цели: расширить представления о свойствах воды; способствовать формированию у детей познавательного интереса.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к занятию, отзывчивость, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, прививать любовь к сказкам; воспитывать интерес к художественной литературе.

Время проведения: сентябрь-декабрь.

Цель: приобщить детей к рациональному использованию ресурсов воды.

Цель, поставленная перед детьми: осуществить практические дела, направленные на сбережения запасов чистой воды, развивать у детей интерес исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материал и оборудование:

I. Подготовительный этап.

II. Исследовательский этап.

1. Рейд «Берегиня».

В течение проекта дети вместе с воспитателями:

2. Занятия с экспериментами.

а) Проводят занятия с экспериментами:

б) Знакомство детей с водой и ее свойствами.

После того, как дети накопили достаточный объём знаний, им предлагается создать общество «Защитники воды» и поделиться своими знаниями с другими детьми и взрослыми. Защитники природы придумывают для своего общества эмблему, рисуют плакаты – готовятся к экологической акции «Сохраним воду чистой».

Экологическая акция «Сохраним воду – чистой».

Цель: Поделиться знаниями с другими детьми, привлечь их к активным действиям по охране и экономному использованию воды.

Дети подготовительной к школе группы сидят полукругом, «защитники воды» с эмблемами и плакатами заходят и садятся напротив.

Ведущий: Мы «Защитники воды» пришли вам рассказать, что в нашем городе есть такие люди, которые губят реки, озёра. Нет ли среди вас таких? Сейчас мы это выясним. Как вы думаете, где можно встретить воду? Почему нужна вода и для чего? (ответы). Послушайте стихи о воде, которые вам прочитают «защитники воды».

1 Защитник: Мы не можем прожить без воды. Вода – это и озёра, и реки, и моря, и океаны. Кажется, что воды на Земле очень много, но это не так. С каждым годом пресной воды становится всё меньше и меньше.

2 Защитник: Вода нужна всем. Человек может прожить без воды всего 3 дня. Вода нужна, чтобы готовить еду, пить, стирать, умываться. Без воды не могут жить животные и растения. Если на Земле не станет воды, все растения погибнут.

Ведущий: Ребята, а где дома мы можем встретить воду? А откуда вода в кране? (ответы) Вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того, что бы чистая вода побежала из вашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти?

Дети читают стихотворенье Б. Заходера «Что случилось с рекой»

Ведущий: Вот, что может случиться, если не закрывать краны. У вас в группе есть такие дети, кто забывает закрывать кран? Чтобы вы не забывали, мы дарим вам плакат, вы его повесите над раковиной. И тогда уже никто не забудет закрыть кран. Такие плакаты вы можете сделать саки и подарить своим друзьям.

Ведущий: Дети, скажите, вы любите купаться? Расскажите, как вы отдыхаете летом у реки? (ответы) Сейчас мы расскажем вам об одной семье, которая тоже любит отдыхать у реки. ( Пересказ рассказа «как люди обидели реку»). Обсуждается поведение семьи, находятся ошибки. Дети предлагают другой вариант рассказа.

Появляется Озеро, Русалочка, Водяной – воспитатели в соответствующих костюмах.

Озеро: Мы ищем «Защитников воды», мы погибаем от неправильного поведения злых людей, которые засоряют нас и отравляют наших обитателе. Вот посмотрите, какие мы стали!

Русалка и Водяной читают стихи.

Озеро: Помогите нам!

Ведущий: Дети, как мы можем помочь озеру? (Ответы) Давайте очистим его. Дети очищают озеро. Гости благодарят и уходят.

Ведущий: Ребята, вы, конечно, понимаете, что это сказочное озеро. Но такое может случиться с настоящим озером и помочь ему будет трудно. Как же мы можем спасти наши реки, озёра, моря? (ответы) Дети, если вы согласны помогать нам, если хотите, чтобы наши водоёмы были чистыми, мы можем вас принять в наше общество «Защитников природы».

«Защитники природы» принимают в сои ряды детей, прикрепляя им эмблемы.

Ведущая: Поздравляем вас, отныне вы тоже «Защитники природы». Напоминаем вам, что должны делать защитники природы.

Защитник: Экономно использовать воду, плотно закрывать краны, не загрязнять водоёмы, останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу.

Надо всем людям научиться уважать нашу природу и любить её.

III. Обобщающий этап.

Список используемой литературы:

ЭKOЛOГИЧECKAЯ CKAЗKA «KOPOЛEBA-BOДA»

Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.

У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц – кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.

Kopoлeвa – Boдa нaблюдaeт зa людьми и видит, кaк oни ждyт ee пoмoщницy – вeдь бeз вoды нeльзя ни yмытьcя, ни пoecть, ни пoпить. Люди вceгдa любили вoдy и бepeгли ee, Kopoлeвa тoжe любилa людeй и вceгдa пocылaлa вoвpeмя cвoиx пoмoщниц нa зeмлю и людям.

Люди пpидyмaли мaшины, зaвoды, фaбpики. Из-зa иx дымa и кoпoти Kopoлeвa – Boдa yжe нe мoглa нaблюдaть зa Зeмлeй. Ho oнa вepилa людям, чтo oни тaкжe paдyютcя дoждю и бepeгyт кaждyю кaпeлькy вoды.

Oднaжды Kopoлeвa зaмeтилa, чтo кaпeльки вoзвpaщaютcя c Зeмли гpycтныe. Toгдa oнa peшилa caмa пocмoтpeть, чтo пpoиcxoдит нa зeмлe. Kopoлeвa пpeвpaтилacь в тyчкy и пoлeтeлa нa зeмлю.

To, чтo oнa yвидeлa, oчeнь пoтpяcлo и oбидeлo Kopoлeвy – вoды. « Дoмa» ee кaпeлeк были yжacны – нa мopяx и oкeaнax, тaкиx кpacивыx и гoлyбыx paньшe, тeпepь плaвaли oгpoмныe пятнa нeфти, a ee дpyгиe мacляныe oтxoды oн кoтopыx rибли oбитaтeли глyбин. Peки cтaли мeлкими, пo бepeгaм лeжaли гpyды мycopa. Пo pyчьям и oзepaм вcюдy плaвaли бyтылки и бaнки. A в дoмax людeй зpя льeтcя вoдa из кpaнa и ee мaлeнькиe, тpyдoлюбивыe кaпeльки yтeкaют в гpязнyю кaнaлизaцию.

«Hy нeт» – пoдyмaлa Kopoлeвa – тaк oбpaщaтьcя c coбoй я нe пoзвoлю!». И oнa yлeтeлa в cвoй зaмoк, зaбpaв вcex cвoиx пoмoщниц.

Люди cнaчaлa ничeгo нe пoняли. Пoчeмy- тo в дoмax нe cтaлo cвeтa, пepecтaли paбoтaть зaвoды и фaбpики, нe cтaлo в квapтиpax вoды. Люди пoшли нa peчки и oзepa, нo тaм былo пycто, лишь oдин мycop нa днe. Oчeнь тяжeлo пpишлocь людям. Oни чacтo пoднимaли pyки к нeбy, oни ждaли дoждя.

Дым и кoпoть rюcтeпeннo pacceялиcь, и Kopoлeвa cнoвa yвидeлa Зeмлю и людeй, oни пpocили y нee вoды и Kopoлeвa cмoлилacь нaд людьми, пocлaлa нeмнoгo cвoиx пoмoщниц. Увидeв вoдy, люди oчeнь oбpaдoвaлиcь. Oни пoняли, чтo были caми вo вceм винoвaты. Люди дaжe yдивилиcь, чтo нe зaмeчaли, кaк oбижaли вoдy.

Oни oчиcтили вoдoeмы и кaпeльки нa этoм нe ycпoкoилиcь, нe ocтaнoвилиcь. Им oчeнь пoнpaвилocь дышaть чиcтым вoздyxoм и пить чиcтyю вoдy. Учeныe вceй Зeмли coбpaлиcь и пpидyмaли cпeциaльныe oчиcтитeли, фильтpы для фaбpик и зaвoдoв. В дoмax cнoвa пoявилcя cвeт, в кpaнax вoдa, в вoдoeмax зaплecкaлacь pыбa. Bce cтaлo кaк пpeждe. Toлькo yжe никтo нe мoг бpocить в peкy мycop или ocтaвить нe зaкpытым кpaн. Люди oпять cтaли бepeчь и любить вoдy. A Kopoлeвa – Boдa cнoвa мoглa любoвaтьcя пpeкpacнoй зeлeнoй – Плaнeтoй.

Дети старшей группы,
воспитатели

I. Выбор темы исследования.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с
нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От
загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому
воду – наше главное богатство, надо беречь!

II. Цель исследования.

Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ.
Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.

III. Задачи исследования.

– Проанализировать научную информацию по теме;
– описать причины загрязнения водоемов;
– познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
– доказать необходимость бережного отношения к воде;
– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

IV. Объект, предмет и база исследования:

Объект исследования: экология;

Предмет исследования: вода – источник жизни;

База исследования: учащиеся, их родители.

V. Гипотеза исследования.

Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов
опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!

VI. Методы исследования:

– анализ;
– наблюдение;
– сбор информации из книг, журналов, газет;
– анкетирование;
– сравнение;
– обобщение.

VII. Результаты исследования:

Вода – источник жизни.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения
в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше
половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из
воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду
пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Вода в опасности!

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных
источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д.,
возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного
загрязнения воды.

Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий,
при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников,
нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности
приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. При концентрации 1 мг/л
погибают мелкие планктонные организмы, такие как водоросли, дафнии, коловратки.
При концентрации 5 мг/л гибнет рыба. Синтетические моющие средства практически
не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в
водоемы, а оттуда – в водопроводную воду.

Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных
сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия
проектируются свои очистные сооружения.

Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на
предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их
рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается
экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует
не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на
территориях, прилегающих к водоемам. Нормы качества питьевой воды содержаться в
специальном документе – Государственном стандарте “Вода питьевая”.

Почему воду надо беречь.

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и
морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих
технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и
треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы
пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, проведя практическое
занятие “Как очистить загрязненную воду”, а также, узнав о водоочистных
сооружениях в нашем городе (очистные сооружения водопровода и канализации МУП г.
Астрахани “Водоканал”) мы провели игру-интервью среди родственников.
Проанализировав ответы наших родных, мы составили бланки-анкеты с аналогичными
вопросами, чтобы узнать отношение других учащихся наших классов и их родителей к
данной проблеме.

В опросе участвовало 28 человек: 16 детей и 12 взрослых.

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что взрослые и большинство учащихся
осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного
отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные
системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистных
сооружениях нашего города.

Помимо анкетирования мы разработали классный час на тему: “Почему воду надо
беречь”, который провели во 2 “а” и 3 “а” классах, где поделились с учениками
результатами своих исследований, рассказали о том, какие меры по охране и
очистке воды применяются в нашем городе, чем мы – дети можем помочь в решении
данной проблемы.

Классный час “Почему воду нужно беречь?”

Цели: дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть
основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать
внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Ход классного часа

Сообщение темы и целей классного часа.

Учитель. Подводя итоги проектно-исследовательской работы по теме
“Берегите воду! ”, сегодня мы проводим классный час по теме “Почему воду нужно
беречь?”

Введение в тему.

Ученик. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски.
Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека
веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Ученик. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину
состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно
сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Ученик. Вода – важное для организма вещество: на 1кг тела коровы – 600 г
воды, утки – 700 г воды, у медузы на 100 г тела – 99 г воды. Таким образом, мы
видим, что вода входит в состав любого организма.

Учитель. Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, имеют свои цвета. Венера
ярко – белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет
марсианских песков. Нептун синеватый, это цвет его газов. А наша Земля на
снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. А какие-нибудь
еще водоемы вы знаете? Мы сейчас это проверим, отгадав загадки и решив кроссворд
“Водоем (искусственный и естественный)”

6. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.

7.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?

8.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется?

9. Искусственное русло, наполненное водой.

10. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.

1.
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.

3. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

4. Кругом вода, а с питьем беда.

5.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море.

6. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные
водные бассейны или их части.

По горизонтали: 6. Пруд. 7. Ручей. 8. Озеро. 9. Канал. 10. Залив.

По вертикали: 1. Болото. 3. Океан. 4. Море. 5. Река. 6. Пролив.

В выделенных клетках – слово ВОДОЕМ.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Учитель. Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена
поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в
речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил
рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало
жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг
рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой
водой. Моченьки нет больше жить в речке!

Учитель. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее
дом!

Ученики. Наверное, вода в речке была грязной.

Учитель. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке
и другим обитателям водоемов? Почему?

Ученик. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики,
электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами
производства.

Рыбы, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды
отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь
это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Результаты исследовательской работы.

Учитель. У нас в городе тоже не все благополучно с чистотой водоемов. В
реку Волгу сбрасывают отходы производства. Мусор вдоль берегов реки попадает в
воду и засоряет ее. Мойка машин около реки вносит свой вклад в загрязнение.

Знакомство с результатами и выводом проведенного анкетирования.

Прослушивание докладов учеников по теме исследования.

Просмотр экологических знаков, показывающих, как нужно беречь воду.

Учитель. А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа и
сформулируем правила бережного отношения к воде.

Учитель. Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования
воды, мы поможем сберечь воду.

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с
причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться
к воде и экономить ее.

Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах
великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем
загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!

Ход занятия

Воспитатель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, море, океане! И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит. Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. О чем сегодня пойдет речь? Правильно о воде.

(Включается запись со звуком плеска волн, журчания ручейка.)

Воспитатель: Ребята, а где дома мы можем встретить воду? Откуда вода в кране (ответы детей)

Вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того, чтобы чистая вода побежала из вашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогали воде попасть в трубы, т. е. водопровод, третьи очистили воду, четвертые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течет из крана и ее очень много, можно не экономить, пусть себе льется!

Катя читает стихотворение С. Погореловского:

«Родник иссяк, ручей ослаб,

Мелеют реки, и моря

А то пройдет немного лет,

Воспитатель: Ребята, а какая бывает вода?

Дети: горячая, соленая, чистая, холодная, теплая, грязная, прозрачная и т. д.

Воспитатель просит детей подойти к столу, где стоят стаканы с соленой и пресной водой. Пробуют сначала из одного стакана. Какая она на вкус? (соленая, морская, невкусная). Можно ли ее пить? (Нет). Готовить пищу на ней? (Нет) .

Пробуют воду из второго стакана. Какая она на вкус? (несоленая, пресная, вкусная) . Где в природе есть пресная вода (реках и озерах). Покажите на глобусе реки и озера. Их много? (нет). Много ли на планете пресной воды? (нет, мало). Значит как нужно относится к воде? (бережно)

Ребята, если мы не будем беречь воду, то получится, как в сказке «О рыбаке и рыбке». Если бы А. С. Пушкин жил в наше время, то вот что случилось бы с рыбкой.

Воспитатель читает сказку:

В море синем,

Жила она веками в нем и горюшка не знала.

Но на берегу водоема заводы построили.

И потекли в то море стоки и скважину тут устроили.

Решил старик счастья поискать.

Пошел он к морю, рыбку хотел поймать.

(старик кидает невод)

Закинул старик невод.

Слышит стон глухой.

Вроде он пустой.

Пригляделся – грязно очень,

Ой, погодь-ка, кажись что – то все же есть

(вытягивает золотую рыбку, она вся в грязи)

Золотая рыбка :

Смилуйся, старче, забери меня отсюда поскорей,

Дышать мне нечем стало.

Водички мне налей!

Была я рыбка золотая, волшебная была.

Теперь от позолоты не осталось и следа!

Все исчезло, все пропало!

Ох беда, беда случилась!

Уж не хочу я быть владычищей морскою,

Уж в море нет житья.

Совсем, совсем мне стало плохо, совсем больная я.

Вода вот ядовитая, и мутная, и грязная.

И гибнут все и гибну я! Кругом начался мор.

Эх, люди, люди!

Что же вы натворили?

В погоне за наживой о природе позабыли.

А ведь матушка природа

Пищу, воздух и воду вам дает.

Без воды придется туго,

Жизнь исчезнет, жизнь уйдет!

Ребята, что надо сделать, чтобы помочь рыбке? Как сберечь воду?

Ответы детей :

– не бросать мусор ; не мыть машину около реки ; экономить воду ; не допускать в доме неисправных кранов и т. д.

Воспитатель: Молодцы! О том, что воду надо охранять, вам, ребята, надо знать!Без воды нам жизни нет. Без нее погаснет свет. И засохнет вся трава, Ясно всем, как дважды два!

Воспитатель предлагает детям нарисовать плакаты, рисунки о бережном отношении к воде.

Публикация «Конспект беседы экологического содержания „Берегите воду“» размещена в разделах

2. В. И. Петрова,Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4–7 лет : Нравственное воспитание в детском саду». Пособие для педагогов и методистов -М. : ТЦ Сфера,2010г

3. Семенака С. И. « Уроки  добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 4-7 лет». – 4-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005г.

4. Павлушенко Н. И.  «Этические беседы по экологии»  Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2005г.

Ход занятия.

Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка начинается река

Ну а дружба –  начинается с улыбки!» Мы свами все друзья, как капельки воде.

Воспитатель.  (загадывает детям загадку.)

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место (вода).

Вода — одно из самых удивительных веществ на планете. Без воды все живое на Земле погибло бы. Вода необходима всем. Вода нужна, чтобы сделать множество простых, обычных дел. Она ничем незаменима. Как вы думаете можно прожить без воды? Без воды человек не может долго жить.

Мы отправимся в путешествие по группе в поиске капелек.

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Воспитатель. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода.    (Приклеивают большую капельку).

У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. ( Приклеивают большую капельку) За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки) : помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. ( Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. ( Приклеивают большую  капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. ( Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате. ( Все вместе пересчитывают капельки)

– Вот сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.

Ребята, хотите узнать про воду много интересного? Тогда мы с вами отправляемся в город Знаний (показывает детям глобус).

Знаете ли вы, что это? (ответы детей).

Это глобус — уменьшенная модель планеты Земля. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей).

А какие еще вы цвета видите? Что обозначено этими цветами? (суша).

Какого цвета на глобусе больше? (крутит глобус)

Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).

Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.

Как вы думаете, где в природе есть вода?

Дети.  В морях, океанах, реках, озерах, ручейках, прудах.

Воспитатель.   Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезно принимать ванны из морской воды, полоскать ей горло. Она укрепляет организм, но не пригодна для питья.

Какую воду можно пить? (ответы детей). Чистая, пресная нужна нам для питья, приготовления пищи, купания. Откуда берется пресная вода?

Речная вода называется пресной. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны.  Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Дети.  Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Воспитатель.  Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить – эту или эту? А почему?

Дети.  Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Воспитатель. Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём  воронку, вложим в неё вату и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей ватой?

Дети.  Она стала грязной.

Воспитатель.  Правильно.  Какой из этого можно сделать вывод? (Воду нужно очищать и беречь, потому что пресной воды на Земле осталось очень мало).

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

По реке мы дружно плыли,

Вышли на берег крутой

И помашем ей рукой!

Игра: «Что будет, если исчезнет вода?»

(На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).

Воспитатель.  Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям. Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?

Воспитатель Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.

Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.

Воспитатель.  На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши.

Дети, посмотрите, на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего?

Воспитатель.  Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря.

Коллективная работа. Моделирование. « Как рождается река»?

Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям?

Дети.  Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды.

Вода – это чудо природы,

И нам без воды

Вода – достояние народа!

Водой мы должны дорожить!

Я знаю, что некоторые ребята выучили  стихотворения для нашей сегодняшней встречи.

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Наша спутница – вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Воспитатель.  Молодец Вот мы и выяснили, что вода необходима всему живому на Земле. Воду необходимо беречь и охранять.

1. Ребята, а где мы сегодня с вами были?

2. Что вы там узнали?

3. Чем отличаются моря и океана?

4. Какая вода нужна для рыб?

5. Почему нужно поливать цветы?

6. Кому еще нужна вода?

7. Какую воду можно пить?

8. Что будет если исчезнет вода?

9. Ребята, а что это у меня в руках? (глобус)

10. Реки куда впадают?

11. От чего гибнут водные обитатели?

12. Что нельзя делать, чтоб вода оставалась чистой?

13. Как мы можем относиться к воде?

1. Расширить знания детей о воде и видах водоемов, существующих на Земле.

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

3.  Прививать бережное отношение к воде; воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение за  цветами (полив); совместные с родителями рисунки «Берегите воду».


ПРОЕКТНО ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЭКОНОМИЯ ВОДЫ

Вода — это жизнь, именно воде наша планета Земля обязана возникновением и развитием всего живого. Вода содержится во всем. Например, наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Ель весом 100 кг, содержит 80 кг воды. Новорожденный малыш на 80% состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении.

Вода занимает 2/3 части нашей планеты. На Земле много воды, но мы не всегда можем ее использовать, так как нам нужна вода пресная, которой в природе немного.

Если взять 3-х литровую банку, наполнить её водой, а потом представить, что в трехлитровой банке – вся вода Земли, то вся пресная вода Земли – это всего лишь половина обычного стакана.

Причем, чтобы понять, сколько на Земле пресной воды, которая доступна человеку- наполните чайную ложку воды из стакана, остальная, бОльшая часть пресной воды находится в виде огромных ледников. Пресной воды, необходимой нам для жизни, очень мало и ее необходимо беречь.

Несколько способов экономии воды, о которых мы редко задумываемся.

Устраните все протечки (даже маленькие капли воды). Помните, простое капание из крана приводит к потере до 24 л воды в сутки.

Это 720 литров воды в месяц!

Используйте насадки распылители на кранах в целях экономии воды.

Мытье посуды. На кухне мойте посуду в емкости или с затычкой в раковине.

При открытом кране за 1 минуту выльется 10 л воды.

За 5 минут мытья посуды 50 л воды.

Если мыть посуду 3 раза в день, то за 30 дней израсходуется 4500 л воды!

При периодическом открывании крана, расходуется вода только на смывание моющего средства с посуды. За три мойки посуды в день это примерно 30 л воды, а за месяц 900 л!

Экономия – 3600 литров воды!

Не грейте или не размораживайте замороженные продукты в проточной воде.

Чистка зубов в течении 1 минуты при включенном кране ~ 10 литров воды на человека. В семье из 3-х человек – 30 л воды в день! При чистке зубов 2 раза в день – 60 л воды. В месяц это 1800 л воды! Если использовать стакан воды для полоскания полости рта, это будет равно 250 мл воды на человека.

В семье из 3-х человек это обойдется всего 0.75 мл воды.

Две чистки в день, за 30 дней – 45 литров воды!

Экономия – 1755 литров воды в месяц!

Гигиена тела. Во время принятия ванны на 1 человека необходимо примерно 150 л воды. На семью из 3-х человек – 450л воды. За месяц на семью из трех человек – 13500 л воды! Принятие душа за 1 процедуру требуется ~ 50 л воды. На семью из 3-х человек 150 л воды. В месяц семье требуется 4500 л воды.

Экономия в 9000 литров воды в месяц!

Унитаз. Обратите внимание на кнопки спуска воды на унитазе. С одной кнопкой – за одно использование расходуется примерно 10 л воды. Примерно, за 6 использований день – 60 л воды. Семья из 3-х человек израсходует – 180 л воды. В месяц это составит ~ 5400 л воды!

Унитаз с 2 кнопками для смыва воды на 1 человека, при одном использовании расходует ~ 5-7 л воды. На 1-го человека в день (6 раз) – 35 л воды. Семья из 3-х человек – 105 л воды в день. В месяц – 3150 л воды!

Экономия 2250 литров воды!

Стирка белья. Полностью загружайте стиральную машину. Не полощите белье в проточной воде. Выбирайте соответствующий режим во время стирки.

Давайте же будем просто БЕРЕЧЬ ВОДУ!

Публикация «Экологический досуг „Берегите воду“» размещена в разделах

Образовательные: расширить представления о свойствах воды; способствовать формированию у детей познавательного интереса; умение делать выводы; способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми; активизировать речь и обогащать словарь детей.

Развивающие: развитие органов слуха, зрения, обоняния; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; расширить представления о свойствах воды; способствовать формированию у детей познавательного интереса; развивать любознательность; умение делать выводы; развивать связную речь.

Оборудование и материал:

запись со звуками воды; 2 стакана с водой – морская (соленая) вода и пресная вода; глобус; карандаши и альбом.

Публикация «Экологический проект „Вода — жизнь! Берегите воду“» размещена в разделах

Актуальность. Вода играет огромную роль в нашей жизни! Вода везде и повсюду, постоянная спутница человека.

Дети привыкли, что она «всегда под рукой» и не замечают ее ценности. Шалят с водой, неплотно закрывают краны

Задача педагогов: прививать навыки экологически грамотного отношения к воде в быту, научить бережно и экономно относиться к воде.

Важно сформировать у детей представление о том, что вода – ценный дар природы, без нее нет жизни. Доступно объяснить детям, какой сложный и трудоемкий и затратный процесс – очищение речной воды. Помочь детям сделать вывод, что воду надо экономить и беречь. Показать, как это делать.

Проблема: у детей недостаточно сформированы представления о том, что вода имеет большую ценность для всех живых организмов

Цель проекта :

Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей

Формирование у детей осознанного, ценностного отношения к воде, как источнику жизни на Земле

Задачи проекта :

Формировать у детей экологические знания, культуру, рациональное и бережное отношение к воде

Формировать представления о простейших связях между явлениями в природе, о необходимости воды для всех живых организмов

Активизировать мышление, речь, воображение, память

Воспитывать гуманно – ценностное отношение к природному ресурсу «Вода»

У детей появились представления о воде как источнике жизни живых организмов

Дети анализируют результаты наблюдений, делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, оценивают поведение человека по отношению к воде, высказывают свое суждение Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде Ресурсное обеспечение проекта :

1. Материалы и оборудование центра экологии

2. Методический инструментарий: картотеки: опытов, дидактических игр экологической направленности, конспекты НОД, викторины

3. Подборка литературы по теме: энциклопедии, модели, художественная литература (сказки, стихотворения, поговорки, прибаутки)

4. Иллюстративный материал, плакаты «Явления в природе», «Водоемы», «Круговорот воды в природе», «Правила поведения на природе»,

альбомы: «Волга – матушка река», «Люди и природа»

6. Игровой Лэпбук «Вода-жизнь»

7. Буклеты «День Воды», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Международный день Черного моря», «Экономия воды»,

памятка «20 мая -День Волги»

8. Консультации «Факты о воде, которые вы могли не знать», «Использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности старших дошкольников», «Нетрадиционные методы экологического воспитания дошкольников», «Питьевой режим ребенка в детском саду», «Как научить детей беречь воду», «Познавательные игры с водой для детей от 3 лет», «Экономия воды»

Рекомендовать родителям семейный просмотр мультипликационных фильмов «Капля», «Секреты воды», «Берегите воду» – Творческое объединение «Экран». « Заяц Коська и родничок», «Капитошка», «Беги, ручеёк» – Союзмультфильм. Документальный фильм-ода «Волга» кинокомпания 21 век

Рекомендовать рассказать детям и применить на практике способы экономного использования воды в домашних условиях

Рекомендовать совместно с детьми совершить познавательные экскурсии на берег р. Волга, пруд, родник, р. Ключевка

Рекомендовать наблюдать с детьми разнообразные состояния воды в природе и квартире

Образовательная область Совместная образовательная деятельность с детьми

Познавательное развитие НООД «Вода – драгоценность ее береги!»

«Кому нужна вода»

«Для чего человеку нужна вода»

«Важность воды для всех живых организмов на Земле»

«Правильно ли мы расходуем воду. И как её экономить»

«Вода, которую мы пьем»

«Загрязнение воды и как этого избежать»

«Отдых на природе у водоема»

Рассматривание плакатов, иллюстраций «Явления в природе», «Водоемы», «Круговорот воды в природе», «Правила поведения в природе»

«Чистая и загрязненная вода. Очищение воды через фильтр»

«Вода – это жидкость, в ней растворяются многие вещества, которые потом попадают в почву»

«Вода испаряется и возникает засуха»

«Почему деревья зимой спят»

«Живительная сила воды»

«Как прорастают семена»

«Как растения пьют воду»

«Что необходимо растению для роста»

«Что произойдет с веткой, если поставить ее в воду зимой, ранней весной»

Исследовательская деятельность: «Кому нужна вода?», «Возможна ли жизнь без воды?», «Жажда. Чем опасна для человека?», «Где содержится вода?», «Откуда в наш дом приходит вода?», «Можно ли экономить воду в детском саду. Как?»

За снегом и талой водой

За впитыванием воды при поливе растений

За скоростью испарения воды в блюдце на подоконнике и рядом с батареей

Развлечение «Без воды нам не прожить!»

Викторина «Вода нужна всем», «Волга – матушка река»

Квест-игра «Спасем капельки воды»

Речевое развитие Чтение.

Заходер Б «Что случилось с рекой?»

«Родник», «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей»;

«Жила-была река», «Как люди речку обидели». « Королева – вода» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);

Нестеренко Н «Сказка о великой реке Волге и маленьком теплоходике»

Олегова С. « Что может быть в прозрачной капельке воды?», «Берегите воду»

Пословицы и поговорки о воде

«Дождик и солнце», «Гроза», «Дождик», «Рыбки» «Морские животные», «Веселые рыбки», «Морские животные», «Краб», «Дельфины», «Щука», «Рыбалка», «Рыбки», «Осьминожки»

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно – ролевая игра: «Рыбаки», «Рыбнадзор», «Егерь»

Дидактические игры: «Собери картинку», «Доскажи словечко», «Кто больше назовет», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Небо. Земля. Вода», «Назови как можно больше», «Да-нет», «Угадай по описанию», «Семья морских (речных) животных», «Опиши по схеме», «Хорошо-плохо», «Вода – не вода», «Подбери родственные слова», «Четвертый лишний», «Какая бывает вода?», «Назови ласково»

Художественно-эстетическое развитие Лепка пластилинография «Голубая планета»

Конструирование «Жизнь в капельке воды»

Аппликация Экологическая газета «Берегите воду!»

Рисование Экологический знак «Внимание! Вода»

Рисование «Наша книжка «Вода нужна всем»

«Шум моря», «Дождь», «Гром», «Ливень», «Ручей», «Водопад»

Физическое развитие Здоровьесберегающие технологии : полоскание полости рта прохладной водой; мытье шеи, лица, рук прохладной водой

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Земля, воздух, вода», «Караси и щука», «Рыбак и рыбки», «Удочка», «Пловцы и акулы», «Белый медведь и тюлени», «Дождик и солнце», «Поймай рыбку», «Море волнуется», «Водяной», «Лягушки и цапля», «Тихо, тихо у пруда»

3 этап: заключительный

Продукт проектной деятельности :

Выставка творческих работ «Голубая планета», «Жизнь в капельке воды», газета «Берегите воду», экологические знаки «Внимание! Вода»

Книжка-малышка «Вода нужна всем»

Фотоотчет по проектной деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *