ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Участие в проектной деятельности

Учащиеся класса ежегодно участвуют в проектной деятельности.

Лицейский конкурс реализованных

ученических проектов  и исследова-тельских работ «Я – исследователь»Диплом 3 степени

Районный конкурс реализованных ученических проектов

и исследовательских работ «Я – исследователь».  приказ управления образования администрации Балашовского муниципального района

№ 556 от 20.12.2021 г. Секция «Юные исследователи» (для обучающихся 4 классов

Диплом II степени

С 17 января по 31 марта 2023 года кафедра дошкольного и начального образования СОИРО проводила региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»

Конкурс проводился с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей и был ориентирован на поиск и поддержку детей дошкольного и младшего школьного возраста Саратовской области, проявляющих исследовательскую активность и реализующих ее в собственных творческих продуктах.

Жюри оценивало работы участников по следующим номинациям: гуманитарная, естественно-научная (живая природа), естественно-научная (неживая природа), техника и физика.

В конкурсе приняли участие 339 юных исследователя в возрасте от 3 до 11 лет из 26 муниципальных образований области и 6 районов муниципального образования «Город Саратов».

Всего поступило 254 заявки. После проверки материала на соответствие конкурсным требованиям, во второй этап прошли 168 работ.

При оценке работ жюри учитывало:

В III этапе конкурса приняли участие 96 работ (136 авторов), которые защищали свои проекты.

Члены конкурсной комиссии отметили разнообразие выбранных тем и множество ярких презентаций, в которых присутствовали опыты, схемы и действующие модели. Традиционно больше всего работ было представлено в естественно-научной номинации (живая природа).

По итогам конкурса учащиеся 4 б класса МОУ «Лицей» г. Балашова Саратовской области были участникам этого конкурса. Ефанова Вероника, Клоков Александр, Турманова Василиса получили дипломы 3-й степени. Ефанова Вероника, Телкова Арина,  Исайкин Алексей –  сертификаты участия.

«Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой»

Джон Дьюи и Август Лай, основоположники проектного подхода, придерживались такой философии еще 100 лет назад. И сегодня эти идеи более чем актуальны, хотя уже и не воспринимаются как инновация.

Проектирование в образовании сегодня — привычная практика. Привычной она стала во многом из-за перехода образования к компетентностной модели обучения.

Проект действительно помогает развивать ряд важных компетенций и особенно в том случае, когда воспринимается как инструмент, а не как самоцель.

В своей практике мы подходим к проекту именно как к инструменту, который помогает людям овладеть различными компетенциями, раскрыть потенциал и научиться совершать позитивные изменения вокруг.

Накопив довольно богатый опыт в социальном проектировании, мы решились написать книгу. Так тренеры АРТы стали авторами пособия «Как преподавать проектный менеджмент: руководство к действию для педагогов». В нем мы описали подходы к проектированию, собрали упражнения и советы, как преподавать проектирование и сопровождать проекты учащихся.

Отдельный раздел посвятили развитию компетенций через призму проектной работы. Ниже приводим отрывок, где описано, какие компетенции, на наш взгляд, развиваются благодаря проектированию и как поддерживать проектантов в этом развитии.

Существует много концепций, определяющих образовательные компетенции, например: Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни (рекомендации Евросоюза), Навыки и компетенции XXI века,Образовательные компетенции программы TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию и т. д.

Знакомясь с разными концепциями, анализируя сферу проектного менеджмента и наш опыт, мы пришли к выводу, что проектная деятельность позволяет успешно развивать следующие компетенции:

Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция связана с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Это ключевая компетенция, которая является источником смыслов и внутренней мотивацией, важна для любой деятельности. В проектной деятельности проектанты учатся понимать себя, свои ценности и интересы, свои сильные стороны, замечать общественные проблемы и находить конструктивные способы решения, занимать осмысленную проактивную позицию.

Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция становится неотъемлемой частью любой образовательной программы, направленной на развитие у людей способности учиться в течение всей жизни и адаптироваться к изменениям в мире.

Проектанты учатся учиться, ставить личные учебные цели, осознанно выходить из зоны комфорта в зону развития, пробовать новое, анализировать полученный опыт и делать выводы на будущее. Формируется положительное отношение к учёбе как источнику решения конкретных проблем.

Гражданская компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в общественной жизни, влиять на происходящее и отстаивать ценности свободы, диалога, равенства, уважения прав человека, социального разнообразия, солидарности, сплочённости, устойчивого развития и т. д. Проектанты знакомятся с разнообразными видами участия в жизни общества и становятся инициаторами конструктивных общественных изменений. Проектанты осознают, как вышеперечисленные ценности отражаются в жизни отдельного человека и всего общества, и то, как они могут перенести их на свой проект.

Предпринимательские и новаторские компетенции включают творчество, инновации, готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленных целей. Обладая этими компетенциями, человек способен создавать собственное дело — от идеи до реализации. Проектанты учатся управлять проектом, развивают способность планировать, организовывать, действовать по плану, адаптировать план к обстоятельствам в случае необходимости, руководить и делегировать, находить ресурсы для реализации проекта, составлять бюджет и вести учёт расходов, делать финансовые и аналитические отчёты (если проект предусматривает внешнее финансирование). Они учатся вести переговоры, работать с целевой аудиторией, привлекать волонтёров. Проектанты учатся преодолевать страхи и сомнения, развивая тем самым упорство, настойчивость и уверенность в себе.

Самоорганизация — это управление самим собой для достижения поставленных целей: стимуляция самого себя, осуществление контроля за эмоциями, физическим состоянием, мыслями, действиями, поведением. Без этой компетенции индивид не способен превращать свои идеи в действия. Проектанты учатся придерживаться планов и договорённостей, включаться в проект и сохранять мотивацию, нести ответственность, организовывать свою работу.

Сотрудничество — это умение эффективно работать в команде, принимать на себя разные социальные роли и нести ответственность за совместную работу. Решение сложных задач невозможно в одиночку, поэтому в нашем комплексном мире необходимо уметь успешно взаимодействовать с другими людьми.

Важно, чтобы проектанты выполняли проекты не в одиночку. Каждый проект предполагает много задач и ролей, проектанты учатся их распределять в команде и координировать свои действия. Они учатся договариваться и принимать решения, учитывая интересы и мнения каждого, приобретают навыки мирного решения конфликтов.

Креативность — это умение генерировать большое количество идей, решение проблем совершенно новым неординарным способом. Понимание ошибки как возможности улучшить результат. Открытость и готовность реагировать на новые обстоятельства. Креативность помогает видеть и анализировать комплексные проблемы, находить решения и создавать образы желаемого будущего. Проектанты учатся генерировать идеи и определять оптимальное решение для своего проекта. Они развивают гибкость мышления, способность действовать в трудные моменты неопределённости или отклонения от плана, возникающие в ходе реализации проекта.

Как можно поддерживать проектантов в развитии данных компетенций?

Дать пространство для саморазвития, не требовать идеальных проектов на «5», а поддерживать учебный процесс через приобретение нового опыта. Это культура доброго отношения к «ошибкам» и постоянной рефлексии. Именно в проектной деятельности можно научить не пасовать перед трудностями и поражениями, не бояться ошибок, а наоборот, проанализировав их, самостоятельно изменить ситуацию. Возможно, проектанты ещё не осведомлены о компетенциях и их роли в современном мире. Необходимо познакомить их с компетенциями, объяснить их значение, актуальность и обозначить возможности для развития в проекте. Выстроить последовательный процесс осознанной работы над собой: помочь проектанту увидеть точки роста и сформулировать учебные цели, поддержать в выходе из зоны комфорта в зону развития, делать регулярные промежуточные рефлексии, проводить итоговую встречу по проекту с ретроспективой всего проекта и рефлексией полученного опыта. Создавать благоприятную атмосферу сотрудничества, которая очень важна для учебного процесса. Часто проектанты воспринимают друг друга как соперников. Следует подчеркнуть важность каждого проекта, его уникальность, общий вклад в развитие общества. Проектанты могут помогать друг другу, делиться идеями, поддерживать эмоционально и т. д. Можно сообща праздновать успехи друг друга, делиться трудностями, да и просто общаться на разные темы, проводить вместе свободное время.

Пояснительная записка

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология, классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют  развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с  индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального  умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем_ профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно  мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.   Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов». В краткой форме в своей работе я изложила разные подходы к некоторым вопросам организации проектной деятельности учащихся и учителей в школе

Методическая помощь в подготовке и проведении проектов

В помощь учителю.

Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.

Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.

Модель исследовательской деятельности учащихся:

Педагогическая деятельность учителя

2 этап – урок-проект.

Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Учебный проект как технология

Основная ценность проекта – общий конечный результат

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Методические рекомендации ученику.

Школа настоящего – школа проектов!!!

Что же такое проект?

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Этапы проведения проекта

Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

Общие правила для руководителя проекта

Памятка руководителю (организатору) проекта

В помощь учащимся

Методическое планирование проектной деятельности

  • Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  • Килпатрик В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
  • Килпатрик В. Х. Основы метода – М. – Л., 1928.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  • Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.

Савицкая Татьяна Борисовна

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ «Гимназия №1 имени В. И. Ленина»

Проектная деятельность в школе

Теоретическое обоснование  вопроса

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью,  способностью принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях, находить недостающую информацию в информационном поле, способностью творчески мыслить и, что очень важно, самостоятельно приобретать новые знания.  Именно на это  нацелены новые образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельный подход, обеспечивающий  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В условиях перехода к стандартам второго поколения  особенно актуален поиск эффективных форм, методов работы школы, когда акцент делается на  обучение через практику, самостоятельную деятельность ученика, таких форм и методов, которые формируют не просто умение, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.  Одним из путей в этом направлении, несомненно, может стать метод проектов, позволяющий раскрыть более полно творческие способности учащихся и показать им азы и основы научно- исследовательской деятельности, направленной на повышение их интеллектуального и культурного уровня.

Любопытна этимология  слова . Оно пришло из латинского языка, и  его буквальный перевод – «брошенный вперёд» очень точно предопределяет общую цель проектной деятельности  – работать на будущее.  При этом необходимо сказать, что метод проекта возник ещё в начале ХХ века  за рубежом, активно применялся и в отечественной дидактике. Обращаясь к истории этого вопроса, интересно отметить, что  ещё почти сто лет назад проектный метод предполагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами. Для решения выбранной проблемы ребёнку необходимо было приложить полученные знания и новые знания, которые ещё только предстояло приобрести.

Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения, но суть проекта осталась прежней – стимулировать интерес учащихся к обозначенным проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, предусматривающих решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Что же такое школьный   проект?

Проект – вид  деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, исследовательской, ценностно-ориентированной, учебной, творческой деятельности, направленный на создание продукта, обладающего субъективной, а иногда и объективной новизной. Это определяет метод проекта.

– педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). В основе проектирования лежит процесс получение новой информации, который   нужно организовать, смоделировать.

В результате проектной деятельности учащиеся должны проявить  творческий подход,  самостоятельность в поиске анализе и отборе нужной информации по заданной теме, обрести собственный практический опыт в области исследований. В результате проделанной работы создать продукт, имеющий значимость для автора или авторов  и окружающих.

Процесс работы над проектом можно представить следующей

Проект должен иметь:

Проект должен иметь чётко сформулированные цели, пример которых приведён ниже.

Методические и дидактические цели:

Важным аспектом работы над проектом является планирование этапов работы и исполнения проекта.

Роль учителя в ходе работы учащихся над проектом

На каждом этапе работы деятельность учеников по необходимости корректируется  учителем, который выступает в роли помощника, консультанта.  Задача учителя не передавать свои знания и умения, как это происходит во время урочной деятельности, а лишь направлять деятельность учащихся, провоцировать вопросы, создавать проблемные ситуации, способствующие    приобретению новых знаний.   Конечно, материал, найденный детьми, их  даже самые серьёзные исследования – всё это должно обрабатываться при печатном (письменном) оформлении с участием учителя и под его непосредственным руководством, так как понятно, что дети не владеют правилами академического оформления.

Эволюция позиций участников проектной деятельности

При доработке проекта следует обратить внимание на правильное оформление титульного листа,  верхней части которого указывается название министерства или ведомства, сразу под ним – название организации, где выполнена работа, ближе к середине листа – название работы (крупным шрифтом). Если работа будет представлена на экзамене в качестве отчётного экзаменационного материала, следует также указать это на титульном листе.

Ниже и правее названия – ф.и.о. ученика, автора проекта, (класс, школа), ф.и.о. научного руководителя. В нижней части листа посредине указывается город (село), где выполнена работа, и год.

Во введении надо обязательно отразить актуальность темы исследования. Актуальность и будет обоснованием выбора темы. Необходимо четко сформулировать цель работы и несколько задач (4-5), помогающих выполнению цели.  Введение не должно превышать 1- 2 страницы.

В главе «Объект и методика исследования» указывается, что является объектом, какие используются методики со ссылкой на авторов, приводится описание используемых методик, конкретный ход выполнения работы.

В обзоре литературы может быть дан обзор работ по теме проекта, анализ этих работ и в итоге делается заключение, что выполнено по теме (какие вопросы раскрыты), а что не исследовано, что предстоит сделать. Обязательно давать ссылки на литературу. Все ссылки должны быть в разделе «Литература» (в конце проекта).

Глава «Результаты исследований» должна быть самой крупной по объему. В ней приводятся данные, полученные автором по теме проекта и их анализ.  Желательно сопровождение анализов в виде графиков, диаграмм, фотографий, рисунков, но некоторые из них могут быть приведены в приложении, так как введение их в текст работы для отдельных учеников может оказаться технически сложным.

Выводы должны быть конкретными, небольшими, четкими и  соответствовать задачам, поставленным в начале работы (не более 5-6 выводов).

Содержательная часть проекта

Характеристика  содержательной части проекта   многоаспектна, многопланова.  При работе над ним определяется: (Характеристика проекта)

В проекте может использоваться исследовательская, поисковая, творческая, практико-ориентированная деятельность. В зависимости от темы и цели проекта определённый вид деятельности может доминировать, однако многие  школьные  проекты предполагают комплексные подходы, совмещающие в равной степени различные виды деятельности.

Проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале одного конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметными (выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов).  Очень часто в процессе работы проект из монопредметного перерастает в межпредметный или надпредметный.

Тема, цели, уровень сложности проекта определяет и сроки работы над ним. Реализация проекта, как показывает опыт,  может проходить от нескольких недель до нескольких месяцев.

Проект может быть коллективным и индивидуальным. Вероятно, наиболее интересен и полезен групповой проект.

Что же такое  групповой проект?

совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,  направленная на достижение общего результата.

Таким образом, коллективное проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь  –  умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды – подчинять свой темперамент, характер время интересам общего дела. При этом  у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Есть ещё одно неоспоримое преимущество коллективного проекта: коллективный проект позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся: каждый получает посильное задание.   Разноуровневые задания дают  возможность вовлекать не только учащихся, успешно успевающих по предмету, но и тех, кому учёба даётся трудно. Это способствует формированию интереса к предмету, к исследовательской деятельности, творческой активности учащихся.

Пример практической реализации проектной деятельности

В качестве   иллюстраций отдельных положений  выступления хочу предложить фрагменты одного из проектов моих учеников.

«Факторы, оказывающие негативное влияние на формирование лингвистической компетенции учащихся».

Под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной работы; способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации.

– выявление факторов, негативно влияющих на развитие русского языка;

– формирование у учащихся чувства ответственности за чистоту русского языка.

Виды методической деятельности: исследовательская, практико-ориентированная, творческая.

Задумывался проект как монопредметный, т.е. на материале одного предмета. Однако в ходе работы из монопроекта перерос в межпредметный, поскольку пришлось обращаться к лексике иностранных языков.

Проект коллективный. В его реализации принимала группа учащихся из 8 человек. Дифференцированный подход позволил   работать учащимся, имеющим оценки по предмету «5», «4», «3».

Учащиеся были распределены в группы по 2 человека, каждая группа получила своё задание.

Это деление не было категоричным, т.е. допускалась взаимопомощь, приветствовалось привлечение участников к выполнению   заданий различных уровней.

Ученикам предстояло выявить факторы, негативно влияющие на формирование лингвистической компетенции учащихся,  путём проведения лингвистического эксперимента.

На первом этапе эксперимента ребята проводили опрос учеников гимназии. Учащимся предлагались слова, к которым нужно было подобрать синонимы. Далее ребята анализировали полученные результаты на предмет наличия сленговых слов и выражений. Далее ребята прослеживали количественный показатель учащихся, использующих сленг,  и  употребление сленга различными возрастными группами, составляли диаграмму, выбирали наиболее частотные слова.

На следующем этапе ребята отслеживали ученические смс- и интернет-сообщения на предмет грамотного письма, орфографического искажения облика слова.  Для этого просматривали сообщения учащихся,  получали  количественные и качественные результаты.

Конечно, следует учитывать, что это работа лишь шестиклассников. И, несмотря на то, что  конечный результат деятельности обладает в большей степени субъективной, а не объективной новизной, цель проекта достигнута: работа способствовала повышению речевой культуры, формированию интереса к предмету, навыков самостоятельной деятельности, делового партнёрства, интервьюирования,  активизации мыслительной деятельности, овладению конкретными способами мониторинговой деятельности, воспитанию толерантности. А достижению этих целей способствовало проявление индивидуальных способностей, активизация мыслительной деятельности для получения новых знаний, поиск путей достижения поставленной цели.

Проектная технология в школе

Проектная деятельность учеников становится все более актуальной в современной педагогике. Учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 16 г. Павлово Екатерина Александрова рассказала об актуальности проектной технологии, роли учителя и о современных методиках применения проектной деятельности.

11 июля 2020

Проектная деятельность помогает всесторонне реализовать деятельностный подход, который в современном образовании является основным. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий.

Что дает эта технология?

Использование проектной технологии обеспечивает формирование универсальных учебных действий. Проектная деятельность — ведущая для подростков, она помогает повышать самооценку, развивать творческие, организаторские и исследовательские способности. Более того, проектная технология не только позволяет более глубоко и всесторонне изучить тему, она также может быть использована в качестве первых шагов профориентационной работы.

Самое ценное в этом подходе — авторское действие, возможность осуществлять свой подход к изучению темы.

Роль учителя в проектной деятельности

Учитель в проектной деятельности — тьютор, координатор, режиссер проекта. Он должен стараться уйти от прямых подсказок и разрешить детям работать самостоятельно. Ваша заслуга будет в том, что вы подтолкнули детей к этой работе. Разумеется, все дети разные: кто-то более мотивирован, а кто-то меньше настроен на рабочий лад. И все же проектная технология должна быть введена везде, даже с отстающими детьми, ведь важно найти ключики к ученикам разных способностей.

Какие бывают проекты

Проект — это пять «П»: проблема — проектирование — поиск информации — продукт — презентация. Все эти звенья объединяются в еще одно «П» — портфолио, где собраны все материалы по проекту. Самое главное в проекте — это рефлексия. Ученик должен оценить свой труд и свою работу.

По деятельности учеников выделяют следующие типы проектов:

Современные образовательные технологии и методики применения проектной деятельности

Такая технология может быть использована при повторении или обобщении изученной темы. Эта технология развивает навыки организационной и командной работы, а также помогает вовлечь в процесс более слабых учеников. Например, более сильные будут писать текст и располагать иллюстрации, а слабые — выбирать и вырезать их. Распределение ролей поможет успешно реализовать проект, ведь в работу и обсуждение будут вовлечены все ученики.

Разработка буклета

Похожую структуру вы можете использовать для работы по любой теме. Проект такого рода будет более продолжительным (например, неделя).

С согласия учеников такие проекты можно публиковать в интернете, можно сделать для этого специальный сайт или группу в социальных сетях, где ученики смогут оценивать и обсуждать реализованные проекты друг друга.

РАФТ-технология

C 6 класса можно переходить к РАФТ-проектам.

Что такое РАФТ-проекты?

Название приёма произошло от первых букв слов:

R — role (роль)

A — audience (аудитория)

F — format — (форма)

T — topic (тема)

РАФТ-технология — это сочетание всех методик и форм проектной деятельности.

Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём «исполнитель» роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж. На этом этапе учащимся предстоит самостоятельно выбрать траекторию работы: роль, форму, аудиторию и тему представления продукта.
Ученики при реализации РАФТ-проектов могут записывать ролики, сюжеты, мини-фильмы — жанровая природа таких проектов не ограничена. Это может быть даже публикация исторического фотоснимка в соцсетях с подписью, историческим контекстом и актуальной геолокацией, где был сделан этот снимок.

Приём способствует эффективному погружению в предметное содержание. Приобретённые знания помогут ученику импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.

Такие проекты подходят и для занятий по профориентации. Ученик может, например, проверить, получится ли у него быть педагогом, блогером, ведущим новостей и т.д.

Запись вебинара доступна по ссылке: https://youtu.be/wGBLIUNVo3Q

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *