Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой, но она актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности.
География – один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида работы учащихся – проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, она является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.
Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Типология учебных проектов по географии
По доминирующей деятельности:
По предметно-содержательной области:
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические.
По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские, историко-географические, физико-географические.
Проектная технология дает возможность:
Классификация проектов и их особенности:
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:
а) объект сбора информации;
б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);
в) формы представления результата.
Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять
информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах.
В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
Основные требования к использованию метода проекта:
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
При использовании проектной технологии каждый ученик:
Рассмотрим применение элементов данной технологии на примере темы «Гидросфера», присутствующей во всех курсах географии.
Знакомый по курсу начальной школы Круговорот воды в природе в 5 классе превращается в часть изучаемой гидросферы Земли, учащиеся запоминают первые водные объекты, изучают их классификацию. Темы проектной деятельности близки и понятны школьникам: «Сокровища местных водоемов», «Реки и их имена» – изучение водных объектов родного края, ведь географию лучше начинать изучать с того места, где мы живем.
В 6 классе происходит знакомство с реками и морями происходит в разделе «Великие путешествия». Детям предлагается нанести на контурную карту маршрут и составить по нему аннотацию: Какое влияние оказали водные объекты на первооткрывателя? Потом выискиваем информацию о водных торговых и военных путях и их влиянии на историю человечества.
В 7 классе, изучая водные объекты мира, все время сравниваем их с объектами Иркутской области, говорим об истории изучения гидросферы, обсуждаем проблемы и перспективы существования водных объектов. Создаем виртуальные экскурсии, отчеты экспедиций, рекламы. Детям очень нравятся имитационные уроки, когда воплощаются в какую-то роль, примеряют на себе разные профессии: этнографа, репортера, журналиста. Изучаем реки через пословицы разных народов, исследуя культуру других народов, и создаем творческие проекты «Реки как источник народной мудрости».
В 8 классе возможно создание комплексной характеристики водного объекта родного края. Предлагается на выбор форма представления по группам: газета, публикация в книге, презентация, путешествие в прошлое по изучению народных традиций, отчет об экспедиции. Возможно создать интереснейшее путешествие по главной водной артерии области. Оно представляет собой долгосрочный, групповой, надпредметный проект с привлечением большого числа людей, выходящий далеко за рамки урока. Интересно сотрудничество с краеведческим музеем. Продолжением учебных проектов на уроках географии являются социальные проекты.
Примерная тематика проектов по географии
В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», «В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т.д.
В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Репотаж из джунглей», «По следам Ливингстона» и т.д.
В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Создание экологической карты области», «Этнические традиции населения» и др.
Проектный метод имеет еще одну особенность – он носит исследовательский характер. Для того, чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями.
Одно из достоинств проектной деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои положительные качества и умения.
Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки. Например, увеличение умственной нагрузки, увеличение объема работы учителя, существование риска неудачного выполнения работы, повышение эмоциональной нагрузки.
Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности четче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого – проектная деятельность.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Современному выпускнику средней школы просто необходимо уметь быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, осваивать новые профессии и области знаний, быть способным общаться с людьми разных профессий и культур. Поэтому, учащимся в школе важно не только вооружиться знаниями, но и научиться применять их в жизни, использовать для дальнейшего обучения или работы, быть коммуникативным, уметь ставить цели и добиваться их, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи всё большее внимание привлекает метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США и был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления.
Применение проектной методики в обучении английскому языку обеспечивает наиболее успешное овладение информации, повышает мотивацию к изучению языка, достижению целей обучения, создает возможность реального общения на изучаемом языке. Кроме того, разработка проекта позволяет разнообразить не только учебную деятельность обучаемого, но и педагогическую деятельность обучающего, при этом обеспечиваются оптимальные условия для развития речевых умений, т.к. учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться языком как средством извлечения информации и общения.
Проекты, предназначенные для обучения языку на старшем этапе, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
Адаптирую этапы работы над проектом, которые выделяются в зарубежной методической литературе:
Считаю наиболее важными второй, третий, четвертый, восьмой, десятый и одиннадцатый этапы.
Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия или заключительного задания урока учебника. Примерами подобной реализации интеграции проектов в учебный курс могут служить проекты в учебном пособии по английскому языку «Английский в фокусе». Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий, в которых знания, полученные в процессе изучения модуля, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.
Проанализировав теоретические основы метода проектов и результаты его применения на практике, пришла к выводу, что проекты предоставляют новые возможности решения методических задач. Проекты, включенные в традиционные курсы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников. При этом важно, чтобы проекты были ориентированы не только на внешний наглядный результат, но и действительно реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.
Примеры проектной деятельности в 10 классе.
Первый проект был проведен по теме «Школьная жизнь и работа».
«Самые желанные!» (The Most Wanted)
Учащимся 10 класса было предложено провести опрос среди своих сверстников и выяснить, какие профессии кажутся им наиболее интересными и желанными. В ходе обсуждения проекта посоветовала поразмышлять над следующими вопросами:
Представить свой проект учащиеся решили в виде стенгазеты. Разделив между собой вопросы, учащиеся работали парами и обсуждали результаты совместно. Так как целью данного проекта было, прежде всего, закрепление овладения пройденным материалом Модуля 3 УМК «Английский в фокусе 10» для сбора информации поощрялось использование учебника. При этом дети могли дополнять тексты стенгазеты материалами, взятыми из интернета и печатных изданий.
Учащиеся составили свой собственный вопросник и провели исследование, выявив 3 наиболее предпочитаемые профессии. Рассказ об этих профессиях был составлен от лица вымышленных подростков 15-16 лет. Еще одна статья представляла рассказ подростка, за которого выбор делают его родители. Для того, чтобы разнообразить содержание стенгазеты и дать возможность высказаться всем желающим, дети составили Гороскоп для знаков зодиака и профессий.
Учащиеся пришли к выводу, что проект – это наиболее интересный и эффективный вид контроля усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции.
Второй проект был предложен детям в ходе изучения темы «Каникулы».
«Каникулы!». ( Gap year)
При организации этого проекта постаралась учесть ошибки предыдущего опыта:
На уроке я прочла статью из журнала «Английский язык» № 7, 2011 под названием «Gap year». Эта статья повествует о каникулах, которые обычно устраивают себе выпускники американских и европейских ВУЗов с целью обогатить свой жизненный опыт перед началом трудовой карьеры. Заголовок этой статьи послужил темой для данного проекта. Практика таких каникул не распространена в России и учащимся было интересно расширить свои знания о жизни сверстников в странах изучаемого языка. С опорой на эту статью и материалы сайта www.gapyear.com/ было решено провести проектный урок в виде радио-интервью с подростками, вернувшимися с таких каникул. Сама тема урока предполагала индивидуальные выступления, но, тем не менее, вопросы к интервью были выработаны совместно. Две ученицы представили свой проект в виде песни о путешествиях, после которой они рассказали о своей «жажде передвигаться с места на место». В результате проектной деятельности по данной теме были достигнуты все поставленные цели: от повторения и закрепления пройденного лексико-грамматического материала до создания благоприятных условий для проявления творческих способностей участников проекта, выявления и развития детской одаренности.
Примеры проектной деятельности в 8 классе.
Учащимся 8 класса, которые обучаются по УМК «Forward” (автор Вербицкая М. В.) я предложила составить анкету для посетителей кафе или ресторана и они с удовольствием и интересом начали готовить эту проектную работу.
Я объяснила учащимся, что анкетирование – это письменный опрос гостей, главная задача которого состоит в оценке качества предоставляемых услуг и работы заведения в целом. Чаще всего этим занимается администратор, старший менеджер, пиар-менеджер, управляющий.
Такой эффективный маркетинговый ход позволяет:
Существуют определенные правила при составлении подобной анкеты и их важно учитывать, чтобы избежать ошибок в проведении анкетирования.
Обобщая все вышесказанное, хочу заметить что, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела или темы программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Учитель должен быть внимательным не только при выборе темы, которая заинтересует учащихся, но и при оценке результатов проектной деятельности в целом.
В своей работе продолжу использовать проектный метод, так как для меня это, прежде всего, возможность поощрения ученика к расширению своего кругозора, наглядная демонстрация актуальности пройденного материала, погружение в языковую среду. Кроме того, метод проектов позволяет использовать различные современные источники информации, делая процесс обучения более увлекательным, поэтому более эффективным.
определить насколько применение метода проекта повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца.
В данной работе представлены эффективные пути реализации проектного метода в образовательный и воспитательный процесс в курсе географии средней школы.
Проектная деятельность является актуальной темой в современном обучении. Она дает возможность:
1. Реализовать деятельностный подход в обучении географии.
2. Формирование у школьников информационной компетентности.
3. Овладение школьниками методами географического прогнозирования.
Материалы проекта могут быть использованы учителями географии, биологии, руководителями методических объединений, учителей-предметников.
II Пояснительная записка
III Методическая разработка «Проектная деятельность на уроках географии»
Вот уже на протяжении нескольких лет на уроках географии использую проектный метод обучения. За это время сложилась система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе.
В 5 классе на одном из уроков в начале года рассказываю ребятам о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.
В процессе изучение курса «Страноведение» (7 класс) уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками. Например, по карте литосферных плит составить проект изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Данный проект составляется на базе знаний основ теории движения литосферных плит. При изучении природных зон Земли и отдельных материков учащимся можно предложить задание по созданию проекта озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания.
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы .
Для применения метода проектов в процессе обучения на уроках географии используются учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты; одной из форм выполнения проекта является групповая работа).
Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследую цели:
Результаты проектной деятельности учащимися выполняются в форме докладов, рефератов, сочинений, плакатов и презентаций.
В своей работе использую следующие
Методические рекомендации использования метода проектов
При организации проектной деятельности учителям географии, необходимо иметь в виду, что:
В результате работы над проектом учитель географии перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем те, что дает школа.
Кроме этого в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.
Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:
– основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.
Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.
– это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Результаты и выводы.
– формы представления результатов разнообразны: презентация, устный отчет, письменный отчет, представление модели.
5. Оценка результата и процесса – обучающиеся принимают участие в оценке проекта, они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.
Выше названные этапы можно объединить в три группы:
Этап представления итогов включает в себя следующие элементы: подготовку презентации результатов, публичную презентацию проектной работы, анализ работы, проделанной в течение проектного периода, оценку работы каждого участника проекта.
При подготовке презентации проектной работы желательно обратить внимание на следующие моменты:
Форма презентации должна быть согласована с целями проекта, с особенностями результатов, возрастом учащихся. При подготовке презентации проекта учитель знакомит школьников с основными правилами ведения дискуссии, делового общения, обращает внимание на необходимость конструктивного отношения к критике своих суждений другими учащимися.
Существующая педагогическая практика дает основание для следующей классификации проектов:
по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;
Организация проектной деятельности способствует созданию особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.
Критерии оценивания проекта.
Планируя работу, по данной теме, следует учитывать множество факторов. Это, прежде всего возрастные и психологические особенности обучающихся, учитывать их потребности и возможности. Предлагаемая деятельность должна быть посильна, задачи выполнимы. Самое важное, результат. Не видя результата, пропадает интерес. Детей с низкой мотивацией и самооценкой необходимо поддерживать на каждом этапе работы, не забывая напоминать о важности и значимости того, чем он занимается. Информационные технологии это один из стимулов к положительному отношению нововведений. Современные подростки на достаточно высоком уровне владеют компьютерными программами. Но очень часто они не имеют возможности продемонстрировать свои знания и умения. А проект дает им такую возможность. Групповая работа и работа в паре, способствуют сплочению школьного коллектива. Совместно проще идти к поставленной цели. Такой способ эффективен, если в классе есть неуверенные в себе или стеснительные дети.
Опыт работы по данной теме показывает, что проектная деятельность обучения дает положительные результаты, это доказывает повышение качества знаний по географии и повышение уровня развития познавательной активности . При диагностировании была использована методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что применение проектной деятельности способствовало формированию у учащихся творческой активности, умений описывать географические объекты, способностей применять нововведения в учебный процесс.
О результативности моего педагогического опыта говорят следующие показатели:
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов очевидна.
В результате подтвердилась наша гипотеза, решены поставленные задачи. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, выступающих с рефератами, докладами, сообщениями и презентациями на уроках географии, предметной неделе естественно-математических наук.
педагогического опыта состоит в том, что приобретённая в школе проектная культура в дальнейшем может быть использована в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями. Успех в адаптации к социуму позволит сохранить психологическое здоровье подрастающего поколения как залог жизненной успешности и благополучия.
заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной творческой деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов по географии.
заключается в том, что апробированный проект может быть использован не только учителями географии, но и другими учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.
По моему мнению, проектная деятельность на уроках географии положительно повлияла на повышение интереса к предмету. Дети выполняли не только домашние задания по предмету, но и еще более глубоко изучали интересующие их вопросы. Знания не ограничивались только учебным материалом. После первого краткосрочного проекта, у них возник «спортивный» интерес, кто найдет более интересные факты по изучаемым или еще не изученным темам, зачастую опережая программу. Сначала это были единичные факты, далее заинтересовались все. Многие говорили: «Как много интересного вокруг нас, чего нет в учебнике». Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам. Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Мотивация учебной деятельности учащихся это одна из важнейших проблем современности. Современные интерактивные, информационно коммуникативные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения как детей и подростков, так и взрослых. Работа с компьютером охватывает все новые сферы деятельности: игра, обучение, общение и т.п. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм обучения. Планируя работу, по данной теме, следует учитывать множество факторов. Это прежде всего возрастные и психологические особенности обучающихся, учитывать их потребности и возможности. Предлагаемая деятельность должна быть посильна, задачи выполнимы. Самое важное, результат. Не видя результата, пропадает интерес. Детей с низкой мотивацией и самооценкой необходимо поддерживать на каждом этапе работы, не забывая напоминать о важности и значимости того, чем он занимается. Информационные технологии это один из стимулов к положительному отношению нововведений. Современные подростки на достаточно высоком уровне владеют компьютерными программами. Но очень часто они не имеют возможности продемонстрировать свои знания и умения. А проект дает им такую возможность.