ПРОЕКТ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ СТАРШАЯ ГРУППА И ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

ПРОЕКТ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ СТАРШАЯ ГРУППА И ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Лариса Крошкина

Проект «Семейные традиции»

Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями
. Именно традиции
создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.

Семейные традиции

– это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей
между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций
, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств
: дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного
уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции
перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций
– это путь к единению семьи.

Публикация «Проект „Семейные традиции“» размещена в разделах

Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны
: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций
некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка
: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Ребёнок делает самостоятельные открытия. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность
: быт, семья, межличностные отношения – все, что может быть прекрасным. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, направленные на тесное взаимодействие детского сада и семьи, необходимость их решения определили тему проекта по развитию семейных традиций

« Семейные традиции
– культурное наследие»

.

существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Внедрение проекта
обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи
, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям
. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий
)

.

Заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного
подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям
, ценностям и взаимодействию с семьёй. Особенностью данного проекта является то
, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.

Практическая значимость результатов
:

Состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практические материалы по развитию семейных традиций
будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.

Цель проекта
:

Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям
.

Задачи проекта
:

– Формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям
.

– Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй.

– Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

– Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.

Организовать реализацию данных задач в детском саду таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.

Участники проекта
:

– Дети старшей группы;

– Воспитатели старшей группы детского сада.

Формы работы с участниками проекта
.

Организованная образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий, кукольных спектаклей.

Рассматривание семейных альбомов
, картин, иллюстраций.

Выставки детских работ в рамках реализации проекта
; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту
.

Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность
: сочинение рассказов и сказок о семье;

Семейные развлечения
, конкурсы, праздники.

Наглядная информация (папки-передвижки, стендовая информация, информация на сайте детского сада);

Беседы и консультации;

Родительское собрание в рамках реализации проекта
: «Роль семьи в воспитании детей»
,

Анкетирование
: « Семейные традиции – основа семейного благополучия
»

.

Развлечения и праздники в ДОУ с участием родителей
: «Как хорошо, что есть на свете мама»
; «Рождественские посиделки»
; «Слава Армии родной»
; «Мир, в котором живут дети»
; мастер – класс «Светлый праздник пасхи»
; «Когда мы вместе, душа на месте»
.

Участие родителей в фотовыставке «Я и моя семья»
;

Семейная копилка
«Расскажи о семейных традициях
»

, «Моё любимое занятие»
.

Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников
.

Создание системы совместной деятельности
: «ребёнок – педагог»
и «ребёнок – родитель»
по данной проблеме.

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Оснащение предметно – развивающей среды в группе.

Создание мини – музея семейных традиций
.

Главным критерием эффективности данного проекта
будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта
, а также полнота и прочность знаний детей о традициях
своей семьи и своего народа.

Сроки реализации проекта
:

Проект
планируется к реализации в рамках 2016-2017 учебного года.

– Сроки проведения НОД, праздников, различных мероприятий согласно составленному календарно-тематическому плану.

Вид проекта
:

долгосрочный, практически – ориентированный, индивидуально – групповой.

План реализации проекта
:

I этап – Подготовительный

Срок – сентябрь – октябрь 2016 года

Задача этапа
: Создать необходимые условия для реализации данного проекта
. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания родителей, детей о семейных традициях
.

1. Анкетирование родителей, педагогов по теме
: « Семейные традиции
»

2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках
.

II этап – Реализация проекта

Срок
: Октябрь 2016 год – апрель 2017 год

Задача этапа
: Знакомство детей, родителей, педагогов с семейными традициями
через разные формы работы художественно – эстетической, социально – коммуникативной, познавательной направленности.

1. ООД с детьми на темы
:

«Приходите в гости к нам»
;

«В семейном кругу
»

;

«Кем я могу гордиться в моей семье»
;

2. Экскурсия совместно с детьми и родителями

3. Семейные
праздники и развлечения
:

«Осень, осень, в гости просим»
;

«Как хорошо, что есть на свете мама»

«Новый год у ворот»

«Мы – единая команда»
;

«Слава Армии родной»
;

«Мир, в котором живут дети»
;

«Подари улыбку ветерану»
;

«Возьмёмся за руки, друзья»
.

Итоговое мероприятие
: «Когда мы вместе, душа на месте»

4. Консультации для родителей на темы
:

« Семейные традиции и праздники
»

«Сказки, рассказанные на ночь»

«Спой мне песню на ночь, мама»
.

«День рождения – только раз в году»

«Как удивить детей новогодними подарками?»

5. Мастер-класс для родителей по теме
: «Светлый праздник пасхи»
.

6. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций
»

.

7. Выступление на родительском собрании
: «Роль семьи в воспитании детей»

8. Конкурс «Самая читающая семья»
.

9. Конкурсы, выставки детских рисунков и поделок с детьми и родителями по темам
:

«Игрушки сквозь щёлку увидели ёлку»
;

«Мир за моим окном»
;

«Сажусь я с книжкой на тахту. Читаю книгу и расту»
;

«Я прививок не боюсь»
;

«Я и моя семья»
.

10. Фотовыставка «Я и моя семья»
.

III этап – заключительный.

Срок
: апрель – май 2017 года.

Задача проекта
: Систематизировать и представить опыт работы по использованию инновационных технологий в форме доклада. Оценка результатов реализации проекта
.

После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность проекта
:

имена дедушек, бабушек;

профессии бабушек и дедушек, своих родителей;

прошлое своей семьи;

народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

могут составить рассказ о членах своей семьи;

пополнили словарный запас ( традиция
, обряд, и т. д.)

;

приобрели представления об общечеловеческих ценностях;

научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

у них развито чувство гордости за свою семью.

приобрели знания о семейных и народных традициях
, праздниках;

укрепили межсемейные и внутрисемейные связи
;

уважительно относятся к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

научились хранить и чтить свои семейные традиции
;

знают свою родословную, минимум до третьего колена;

знают, откуда произошли их фамилии;

знают народные песни, поют их на семейных праздниках
;

научились организовывать семейные праздники
;

создают видеоархив семейных праздников и традиций
;

собирают копилку семейных реликвий
.

расширили знания о народных праздниках, их происхождении;

пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

разработали планы ООД, бесед для детей, консультации для родителей;

пополняют словарный запас детей;

лучше знают семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции
, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

создают копилку семейных праздников
;

уважительно относятся к семейным реликвиям
, интересуются традициям семьи
.

1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности;

2. Сценарии праздников;

3. Конспекты сообщений и консультаций;

ПРОЕКТ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ СТАРШАЯ ГРУППА И ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Светлана Белых

Проект в старшей группе «Семья в народных традициях»

Проект в старшей группе
«Семья в народных традициях
»

Тип проекта:
практико-ориентированный, групповой, краткосрочный.

Участники:
дети старшей группы, родители, воспитатели.

Формы работы:
познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Публикация «Проект в старшей группе „Семья в народных традициях“» размещена в разделах

В настоящее время остро возникла необходимость возрождения и развития традиций родной культуры в духовно-нравственном, культурном и патриотическом воспитании детей. Важное средство воспитание детей на народных традициях – фольклор, который пронизан любовью к своей Родине, природе, семье. Ценность народных традиций
огромна, а их утрата невосполнима никакими материальными благами. Традиции – хранители культуры, заветов народа. Сохранение истории определяет наше будущее, через народное творчество ребенок может последовательно развиваться, проявлять свои неограниченные умения и фантазию.

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

По глубокому убеждению К. Д. Ушинского, истинно воспитанный человек может стать в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Семья как общественная ступень в жизни
человека с раннего возраста формирует сознание, волю, чувства детей. Поэтому семейные ценности

нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, ее истории, отраженной и запечатленной в бережно хранимом семейном архиве. Дети – главная нравственная ценность семьи
, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Именно с первых лет жизни ребенка происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Поэтому данная тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Важно помочь родителям понять, что сохраняя семейные ценности, возрождая традиции, способствуют воспитанию и развитие личности ребёнка.

В настоящее время в обществе назрела проблема, связанная сдуховно-нравственным воспитанием человека. Порой родители стараются обеспечить семью материальными, а не духовно-нравственными ценностями. На второй план отодвигаются доброта, порядочность, сопереживание. Родители должны быть «проводниками» культуры, традиций и ценностей для ребенка. Но часто взрослые, увлеченные решением материальных вопросов, забывают о живом человеческом общении с ребенком, так необходимом ему,меньше внимания уделяют детям и их воспитанию. Поэтому дети превращаются в заложников компьютерных игр, телевизионных программ, которые часто отрицательно влияют на их нервную систему и психику. Это проявляется в том, что они становятся возбужденными, агрессивно настроенными, не испытывают интереса к познанию. Это проявляется и не желании слушать русские народные сказки, в которых прослеживается победа добра над злом, осуждаются отрицательные качества героев.

Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека и не знают истории своего рода, семьи. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Дети должны учиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Все вышеизложенное может вызвать необратимые последствия, которые на более поздних этапах жизненного пути ребенка негативно проявляются в его поведении, поступках, суждениях, отношению к миру.

Изучив актуальность данной проблемы и обсудив с родителями, мы пришли к выводу, что особое внимание необходимо уделять духовно-нравственному воспитанию дошкольников, и осуществлять работу в данном направлении через проектную деятельность.

Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации познавательно-исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Гипотеза.
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, к семейным ценностям и к ценностям народных традиций. Ребенок должен понимать, что иметь свой дом, семью и знать историю своего народа – это большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.

Цель.
Формирование духовно-нравственной личности ребенка на основе семейных ценностей и народных традиций.

1. Формировать элементарные представления об истории человечества, реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции).

2. Углубить представление детей о семье и интерес к ее родословной.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.

1. Учить составлять простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.

2. Упражнять в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, к тем, кто о них заботится.

3. Развивать интерес к семейным традициям, реликвиям, народным праздникам.

4. Обогащать словарный запас новыми терминами, развивать связную речь и побуждать использовать в речи фольклор.

1. Прививать любовь к родному дому, к семье и ее традициям.

2. Воспитывать уважение к традициям и культуре своего народа.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

4. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающею свои корни, народные истоки.

Реализация проекта предполагает:

Совместную деятельность родителей и детей;

Взаимодействие воспитателя и родителей;

Взаимодействие воспитателя с детьми.

1. Расширилось представление о понятиях «семья», «родословная».

2. Сформировалось представление об образе жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции).

3. Научились составлять простейшее генеалогическое древо своей родословной.

4. Обогатился словарный запасииспользуют при общении новые словами, народный фольклор (пословицы, поговорки, шутки-прибаутки).

5. Проявилось у детей заботливое, внимательное отношение к родным и близким на добрые дела.

6. Появился интерес к семейным традициям, реликвиям, народным праздникам.

7. Создана система социального партнёрства родителей в совместную деятельность в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8. Повышена психолого-педагогическая компетентность родителей в детско-родительских отношений.

В реализации проекта мы руководствовались следующими

принципами в педагогической деятельности:

Первый –
любить ребенка, т. к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.

Второй
– очеловечить среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и ФГОС по теме проекта.

2. Разработка проекта и составление плана по реализации задач в процессе совместной деятельности.

3. Довести до участников важность данной темы, информировать родителей (законных представителей) с планом проекта.

4. Подбор методической и художественной литературы, наглядно-дидактического материала.

5. Подбор материала дидактических, народных игр,поговорок, пословиц, шуток-прибауток.

6. Изготовление папок с народными праздниками ииллюстраций по теме.

7. Консультация «Духовно нравственное воспитание в детском саду», папка-передвижка проекта «Семья в народных традициях» для родителей.

8. Предварительная работа с детьми. Введение детей в тему через сюрпризный момент «Бабушкин сундук».

9. Создание предметно-развивающей среды: макет русской печи, сундук с одеждой, разные предметы быта.

2. Основной этап.

Планирование реализация проекта.

1. Блок «Моя семья»: «Родственники», «Семейные праздники», «Взаимоотношения и общение в семье».

2. Блок «История семьи»: «Родословная», «Семейные традиции».

3. Блок «Русская традиционная культура»: «Русское народное творчество», «Праздники русского народа».

– Рассматривание иллюстраций на тему «Семья».

Расширять знания детей о самих себе, о семье.

– Беседа «Семьи большие и маленькие»

Помочь детям осознать, что семья, родители – самые близкие люди, что семья самое надежное пристанище для человека.

– ИНОД: «Семейные праздники, традиции. Оберег «Подкова».

Формировать уважительного отношения к семейным традициям.

– НОД: «Семья в народных традициях», Д/и «Где, что стоит в русской избе».

Дать представление об избе, сундуке, о печке – главной части избы. Углубить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

– Экскурсия в краеведческий музей «Ах, эта горница светлая!»

Познакомить детей с экспонатами музея; рассказать об устройстве русской избы.

– Д/и «Предметы домашней утвари» (из чего делали)

Способствовать проявлению интереса к ремеслу и рукоделию русского народа.

– Ситуативная беседа: «Как дети помогали своим родителям?»

Закрепить знания о том, какие обязанности были у детей на Руси.

– Беседа «Откуда сундук пришел?»

Воспитывать интерес к истории, культуре русского народа

– Беседа «Во что играли наши бабушки», Д/и «Запеленай куклу».

Выяснить какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки; из каких материалов были изготовлены куклы.

– Беседа «Как рубашка в поле выросла» (лента времени). Д/и «Четвертый лишний» (одежда русских людей).

Развивать познавательный интерес и любовь к труду.

– Беседа «Русское народное творчество».

– Беседа «Праздники русского народа», рассматривание иллюстраций «Народные праздники»

Формирование осознанного отношения к эстетической и


Воспитывать интерес к традициям русского народа.

Уметь узнавать праздник по картинке, рассказывать.

– Наблюдение на прогулки за изменениями в природе.

Беседа «Приметы народного календаря» (Примета «В ноябре зима с осенью борется»).

Познакомить с народными приметами, сезонными изменениями и их закономерностью.

– Беседа «Предметы русской старины»

Д/и «Назови предметы старины»

Знакомить детей с народными промыслами; воспитывать любовь интерес и уважение к истории и культуре русского народа

– ИНОД: «Родственники» (рисунок «Генеалогическое древо»)

Д/и «Семья» (с карточками).

Формировать основ уважительного отношения к членам своей семьи.

– Беседа «Взаимоотношения и общение в семье», игра «Семья – как зовут?»

Д/и «Кому что нужно? Игра «Быт семьи».

Становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи.

– НОД: «Родословная» («На кого ты хочешь быть похож»)

Сл/игра «Подбери слова» (Род)

Формирование представления о близких и дальних родственниках, об их значение в жизни семьи. Умение подбирать однокоренные слова.

– Сюжетные картинки с разными эмоциональными состояниями.

Объяснять разные сюжеты из жизни дома.

– Беседа – Заповедь «Чти отца своего и мать свою», Д/и «Хорошие и плохие поступки».

Познакомить с заповедью и дать понять, что разрушает семью и что созидает семью.

– Беседа по коллажу «Что нужно для построения семьи»

Учить детей последовательно составлять картинки и рассказывать по иллюстрациям.

– Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья», «Путешествие на пароходе», «В русской избе»,«У бабушки в гостях»

Распределять роли по желанию играющих, воспитывать дружелюбные отношения.

– Соц/ком. Игры «Кувшин доброты», «Я дарю тебе тепло»

Продолжать работу по обогащению игровых замыслов, подводить детей к самостоятельному выбору.

– НОД: «Рассказываем о своей семье», Д/и «Домашний труд», «Четвертый лишний».

Расширять представления о родственных связях, активизировать словарь.

– НОД: Составление рассказа по картинам из серии «Семейный праздник», «Я помощник».

Учить составлять рассказ по картине, используя схему.

– Творческие рассказы по коллажу «Как я провел лето».

Уметь рассказывать по фотографиям о себе, вспоминать и делиться впечатлениями.

– Сюжетные картинки «Наши увлечения», «Наши любимые животные».

Рассматривать и подбирать словотворчество.

– Чтение художественной литературы: Г. Сапгир «Семья», С. Капутикян «Моя бабушка».

А. Барто «Одиночество»,

Т. Шарыгиной «Ремонт в квартире»,

С. Михалков «А что у вас?»,

Б. Емельянов «Мамины руки»,

А. Платонов «Ещё мама»,

В. Осеева «Волшебное слово»,

Л. Толстой «Косточка», Г. Дабе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед»; Б. Ганако «Они забыли», Е. Благинина «Посидим в тишине».

– Чтение русских народных сказок: «Морозко», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Два Мороза», «Семь Симеонов», «Снегурушка и лиса»,«Василиса Премудрая», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.


Воспитывать желания и умения слушать художественные произведения, уважение к родным. Формировать умения слушать и рассказывать сказки.


– Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок.

– Знакомство с пословицами, поговорками о семье, о «гостеприимстве», о трудолюбие.

– Скороговорки Г. Науменко «Тридцать три Егорки».

Учить понимать смысл пословиц, поговорок.


Знакомить с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами; правильно и четко проговаривать.


– Драматизация сказки «Репка».

– Настольный театр «Колобок», «Заюшкина избушка».

Учить детей вести диалог, используя мимику и жесты,


воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.


– «Загадки и отгадки»

Знакомство детей с устным народным творчеством.

– Рисование «Генеалогическое древо»

Передавать в рисунке генеалогическое древо с опорой на историю семьи.

– Рисунок по сказке «Семья медведей».

Вызвать желание рисовать по сказке и рассказывать.

– Лепка из соленого теста оберег «Подкова»

Проявлять интерес к семейным праздникам и желание делать подарки.

– Рисование «Дымковская слобода». Рисование «Городецкая роспись».

Знакомить детей с народно-прикладным искусством.

– Фольклорные потешки, шутки-прибаутки. Э. Померанцева «Детям на потеху».

Понимать эти словесные красочные картинки, составляющий мир повседневного мира ребенка.

– Разучивание песен, хоровод «К нам гости пришли», «На горе -то калина»

Создавать у детей радостное настроение, выполнять движения под музыку.

– Слушание русских народных песенок, потешек, прибауток.

Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой.

Тематический досуг совместно с родителями «Русские посиделки в горнице».

Привлечь родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским народным традициям, возрождению и соблюдению семейных традиций.

– Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дом». Физминутка «Кто живет у нас в квартире?»

Выполнять движение в соответствии текста, развивать мелкую моторику рук.

– Народные игры: «Горшки», «Платок», «Лапти», «Гори, гори ясно», «Пирожок».

– Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Мы весёлые ребята», «Ручеёк».

Хороводная игра: «Колпачок», «Кто с нами», «Карусель».

Познакомить детей с русскими народными играми. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Взаимодействие с родителями

1. Анкетирование «Выбор темы проектов»

Выбор темы по желанию родителей.

2. Беседа с родителями на родительском собрание об актуальности проекта.

Принято решение разработать проект и участвовать в нем.

3. Информационный стенд: папка-передвижка с проектом «Семья в народных традициях».

Ознакомиться с проектом, привлечь внимание к партнерскому сотрудничеству.

4. Совместная экскурсия в краеведческий музей «В горнице».

Оказание помощи при сопровождении детей в музей.

5. Консультация для родителей «Духовно- нравственное воспитание в детском саду».

6. Памятка «Семья как фактор укрепления

духовно-нравственного и социального здоровья детей»(10 заповедей успешного родительства).

Повышать уровень педагогической и духовно-нравственной культуры родителей.

7. Изготовление народной игрушки – оберег «Крестьянская кукла».

8. Индивидуальная беседа, как смастерить куклу-оберег.

Рекомендовано рассмотреть журналы «Народная игрушка»

9. Напоминалки с поговорками, скороговорками.

3. Заключительный этап

1. Фотовыставка «Как мы сходили в музей».

2. Творческая выставка детских рисунков, поделок.

3. Выставка народной игрушки-оберег «Крестьянская кукла».

4. Летопись – опрос «Семейные традиции».

5. Тематический досуг совместно с родителями «Русские посиделки в горнице».

Вывод.
Таким образом, семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Список методической литературы:

– Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию» (-Занятие «Моя семья» с. 27, -Игра «Кому что нужно?» с. 90, – Игра «Быт семьи» с. 91, -Дразнилки с. 124,- Хороводная игра «Плетень» с. 151, -Психогимнастика «Колоски» с. 153, – поговорки про хлеб с. 154, – «Ремесло и рукоделие» с. 159, – игра «Ремесла на Руси», – хороводная игра «Кто с нами» с. 162, – Русская народная игра «Лапти» с. 170, – Игра «Как рубашка в поле выросла» с. 173,- Праздники русского народа с. 182, – р. н. игра «Гори, гори ясно».)

– В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» (Занятия с детьми 3-7 лет): с. 83 – с. 120)

– В. И. Петрова «Этические беседы»Беседа «Семьи большие и маленькие» с. 21

– Журнал «Ребенок в детском саду» №3/ 2014Занятие «Рассказываем о своей семье» с. 64

– Журнал «Воспитатель» № 10/ 2014Формирование духовно-нравственной культуры у детей (Заповедь «Чти отца своего и мать свою» с. 27, -Беседа «Как рубашка в поле выросла» с. 28

– Журнал «Воспитатель» № 1/ 2014 «Дошкольникам об истории русского быта» – Игра «Пирог» с. 19.

– Журнал «Воспитатель» № 5/ 2013 «Воспитание семейных ценностей у детей старшего возраста» с. 83, «Планирование и подготовка к проведению народных праздников» с. 92.

– Журнал «Воспитатель» № 2/ 2014 «Русский костюм как средство воспитание» с. 19.

– Журнал «Детский сад будущего» №7/2014 «Народный календарь» с. 21.

– Журнал «Воспитание дошкольника»: – Фольклор, – Фольклорные праздники и посиделки, – Русские народные игры-забавы, – Русские народные традиции, – Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

– Статья из журнала «Воспитания школьника» – Семья в народных традициях.

– Методическое пособие Е. И. Ананьева, Л. В. Лобанова, Р. В. Мельникова «Дочки-матери».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок»

662200 г. Назарово Красноярского края


Детско-родительский проект для детей старшей группы

на тему: «Семейные традиции».

Разработала: Курова Наталья Викторовна

Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В своей педагогической практике я обратила внимание на то, что не все дети знакомы с традициями своей семьи, не могут рассказать о дедушках, бабушках, о своих родителях, их увлечениях.

Зачастую родители в суматохе будней часто не успевают уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим детям. Они мало гуляют со своими детьми, и как показывает практика, дети самостоятельно вынуждены занимать себя чем-нибудь.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

Формирование представления у детей о семейных традициях.

  • развивать интерес к семейным традициям, реликвиям;
  • обогащать словарный запас детей новыми терминами;
  •  развивать связную речь, творческие способности детей;
  • способствовать общению между детьми, родителями и педагогами.

практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.

дети старшей группы, родители, воспитатель.

Возраст детей 5-6 лет.

Проект реализуется в 5 этапов.

1 этап «Выбор темы»

Катя и Даша пришли в детский сад с загорелыми лицами после выходного дня и рассказали о своей поездке на отдых семьями. Дети стали интересоваться, как они загорели, ведь на улице ещё снег лежит. Оказалось, что они катались на лыжах весь день, поэтому и загорели. Девочки и их родители дружат семьями и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семья». Увидев, что дети заинтересовались этой темой, на утреннем круге были заданы вопросы: «Что дети знают о семейных традициях? Что такое семейные реликвии? Кем работают родители? Кем работали бабушка и дедушка?»

Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».

2 этап «Сбор сведений»

Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:

  • Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
  • Изучить историю составления родословной;
  • Организовать встречи с родителями и специалистами;
  • Привнесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
  • Организовать игровую деятельность;

3 этап «Выбор проектов»

Задача воспитателя – помочь детям выбрать какой проект они будут осуществлять.

Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.

Возможные проекты по теме «Семья»

4 этап «Реализация проектов».

Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Схема осуществления проекта «Семья

5 этап «Презентация»

Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.

Игра-драматизация по сказке «Самый маленький гном».

Творческие рассказы детей на тему: «Выходной день в моей семье».

«Генеалогическое древо семьи».

  1. У 100 % родителей повысилась степень участия в воспитании своих детей.
  2. 100% детей знакомы с традициями своей семьи.
  3. 100% родителей ознакомлены с  психолого-педагогическими особенностями воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.
  1. Астахов П. А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).
  2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.-207

  3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.

    Гуров В. Н. « Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.–160с.

    Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.

    Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.

  4. Краснощекова Н. В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
  5. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.

ПРОЕКТ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ СТАРШАЯ ГРУППА И ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Беликова Мария

Проект в старшей группе «Семейные традиции»

Проект в старшей группе

Цель
: продолжать формировать представление о значении семьи в жизни ребенка, о семейных традициях
в процессе нравственно-патриотического воспитания.

Развивать интерес к реликвиям и традициям своей семьи
.

Публикация «Проект в старшей группе „Семейные традиции“» размещена в разделах

Знакомить с традициями своей семьи
, традициями родного города
.

Воспитывать у детей уважение и благодарность к членам своей семьи, любовь к Родине.

Срок
: краткосрочный 2 недели

Участники
: Воспитатели, дети, родители.

Ожидаемый результат
: обогатить преставление детей о семейных праздниках и традициях
, способствовать формированию представления о значении семьи в жизни ребенка, о семейных традициях
.

1. Подборка пословиц о семье.

2. Подборка художественной литературы для чтения о семье.

3. Подборка иллюстраций о семье и традициях
.

1. Беседы о семье и традициях
.

2. Чтение художественной литературы о семье.

3. Рассматривание иллюстраций о семье и традициях

1. Создание презентации о традициях
.

2. Разработка конспекта НОД.

3. Выставка коллективных работ « Традиции моей семьи
»

.

4. Выставка рисунков «Моя семья»
.

5. Изготовление лэп-бука на тему.

6. Изготовление стенгазеты « Традиции моей семьи
»

.

4 этап-защита проекта

1. Презентация « Традиции моей семьи
»

2. Открытое занятие «День рождение»
.

3. Выставка «Пасхальное дерево-традиции нашего народа
»

.

Работа с родителями

1. Консультации «Роль отца в воспитании ребенка»
, «Права ребенка»

2. Рекомендовать родителям почитать с детьми художественные произведения, рассмотреть семейные альбомы
, побеседовать о семье, родственниках, семейных традициях
, реликвиях.

ИКТ, иллюстрации, художественная литература, дидактические игры,

Образовательная область Формы работы Виды детской деятельности

Речевое развитие 1. Беседы о семье и традициях
: «Моя семья»
; « Традиции моей семьи
»

2. Чтение
: М. Матвеева «Синяя чашка»
, Е. Пермяк «Мамина работа»
, Е. Благинина

«Посидим в тишине»

, В. Осеева

«Сыновья»

, В. Драгунский

«Сестра моя Ксения»

, Э. Мошковская

«Я маму мою обидел»

, Л. Толстой

« Старый дед и внучек

»
, РНС

«Гуси – лебеди»

, «Красная шапочка»
,

«Волк и

семеро козлят

»

, С. Михалков

«А что у вас?»

.

3. Пословицы и поговорки о семье.

Восприятие художественной литературы;

Познавательное развитие 1. Просматривание презентации

«

Семейные традиции

»

;

2. Д. И.

«Чей малыш?»
,
«Мой дом»

,

«Узнай, кто это?»
, Кто ты?»,
«Назови ласково»
,
«Кому что нужно для работы»

,

«Назови бабушку и дедушку»

,

«Назови сестренку и братишку»
,
«Закончи предложение»

,

«Мебель»

, «Посуда»
.

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Моя семья»

«Подарок на день рождение»
. Аппликация. Изобразительная деятельность

Физическое развитие 1. Русские народные П/и.
: «Ловишки»
, «Ручеек»
, «Капуста»
, «Дедушка Рожок»
, «Лягушки на боте»

2. Физкультминутки
:

«Семья»
, « Семейная зарядка
»

Пальчиковая гимнастика
: «Моя семья»
Двигательная деятельность

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры
: «Семья»
, «Дочки матери»
, «День рождения»
, «Магазин»
Коммуникативная деятельность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *