ПРОЕКТ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА 2022 И НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ООН И ООО

Зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2021 г. N 64100

Новое поколение ФГОС действует с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разбираемся, что изменилось для учеников, учителей и родителей

Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новые ФГОС не содержат ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.

Что такое ФГОС и почему о них пишем

Министерство просвещения Российской Федерации новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, учатся уже по новым стандартам.

Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и учебной нагрузке.

С января 2023 года применяются федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Школы должны привести свои основные образовательные программы в соответствие с федеральными к 1 сентября 2023 года.

Мы изучили новые ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.

Новые ФГОС общего образования 2021 года

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, «Паскаль», Java и С#.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили . Подход затрагивает все уровни школы.

В статье – таблица с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО. В ней вы найдете, что скорректировали в новых стандартах, как было раньше и какие требования придется соблюсти теперь. Вам не придется самостоятельно анализировать нововведения или поручать эту объемную работу подчиненным. Вы можете передать таблицу членам рабочей группы по переходу на новые ФГОС – так им будет легче построить свою работу.

Обратите внимание на нестыковки в новых ФГОС НОО и ООО

на сентябрь 2021 года:

Законодательные нестыковки в новых ФГОС касаются программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности и курсов повышения квалификации для педагогов. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Но это , что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Также в новых ФГОС не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает: план – это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.

Кроме того, в новых стандартах не упомянули, что педагоги обязаны повышать квалификацию раз в три года. В статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ , что у учителей  проходить повышение квалификации раз в три года, а в статье 48 – что они   повышать свой уровень. Но теперь нигде нет четких сроков, как часто школа обязана отправлять учителей на курсы повышения квалификации.

Какие изменения в работу школы вносят новые ФГОС НОО и ООО

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 N 955)

В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС).

образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с согласия их родителей (законных представителей);

прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993), от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35916), от 18 мая 2015 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный N 37714), от 31 декабря 2015 г. N 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828), прекращается 1 сентября 2022 года.

Министр С. С. К РАВЦОВ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286

Что нового предлагается в ФГОС НОО 2022г.

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования — конкретизация и привязка результатов образования к реальным навыкам. Например, по математике вместо «владения основами математических знаний» потребуется знать вполне конкретную таблицу умножения. И не только знать, но и уметь применять ее для решения математических задач.

Воспитательная функция школы

Еще одним изменением станет акцент не только на образование, но и на воспитание. Гражданское и патриотическое воспитание, особо отмеченные в новых образовательных стандартах и направленные на формирование российской гражданской идентичности, станет обязательной частью школьных занятий. Это означает, что ученик по окончании школы должен «быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности».

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач.

Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности.

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно – научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Безусловно, задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком.

Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №4 г. Усть-Джегуты»

«Особенности обновлённых ФГОС

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №4 г. Усть-Джегуты»

1 сентября 2022 года  нас ждёт обновление ФГОС. Рассмотрим ожидаемые изменения во ФГОС и что они будут значить для школьников и их родителей.

Что такое ФГОС?

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2022 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение.

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущих поколениях  Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?

Документ, регламентирующий обучение в 1-4 классах, был утверждён 31 мая 2021 года и также вступает в силу с 1 сентября 2022 года:

Отметим, что данные ФГОС не будут использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы.

Предметная программа начальной школы: учимся писать, считать и любить Родину.

В новый ФГОС для 1-4 классов также добавили задачи на развитие патриотизма у детей. Их реализация должна отражаться в предметных и личностных результатах освоения программ по ряду учебных дисциплин.

В числе обязательных предметов в начальной школе:

В стандартах прописано право детей проходить обучение в начальной школе на родном языке из числа языков народов России, либо изучать его «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».

В школах, где языком преподавания является русский, изучение родного языка осуществляется по заявлению родителей ученика и при наличии возможности преподавания предмета у образовательной организации.

Подход к изучению иностранных языков в начальной школе

Ученики начальной школы к её окончанию должны научиться строить диалог на 4-5 фраз со стороны каждого собеседника, составлять монолог на 4-5 реплик, воспринимать и понимать на слух до минуты адаптированного текста и писать тексты объёмом до 80 слов в рамках тематического блока «Мир моего «Я». Мир моих увлечений. Мир вокруг меня. Родная страна и страна изучаемого языка».

Окружающий мир – не только о природе

Новый ФГОС, как и пока действующий, ставил в задачи учебного модуля формирование у детей уважительного отношения к семье и семейным традициям, школе, «родному краю, России, её истории, культуре, природе», но теперь также появилась цель развить у детей «чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы». У ребёнка должны сложиться первоначальные представления о «важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России».

Шахматы вместо физкультуры не ввели

На этапе разработки нового федерального образовательного стандарта для начальной школы активно обсуждалось предложение заменить один из уроков физической культуры шахматными занятиями. В ряде учебных заведений страны даже вводились экспериментальные программы. Однако повсеместной такая практика не станет – в новом ФГОС нет никакой информации о введении обязательного обучения игре в шахматы детей в 1-4 классах. Зато появилась установка на повышение физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

ФГОС идёт в ногу со временем?

Школьное образование должно быть динамичным и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него накладывают отпечаток перемены, происходящие в обществе. В связи с этим федеральные образовательные стандарты, формирующие учебную программу, а также задачи по воспитанию и развитию детей, регулярно обновляются.

Родители, с учётом мнений которых складываются многие аспекты процесса школьного образования, должны быть в курсе норм, которые вводят новые ФГОС, чтобы сделать процесс обучения детей максимально комфортным и продуктивным.

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!»

Финансовая грамотность и азы экономики

Еще одной новинкой стало введение в новый ФГОС НОО преподавание школьникам основ экономических знаний. Это вполне вписывается в тренд на практическую ориентацию образования, которая в новых стандартах ставится во главу угла. « Новый образовательный стандарт даёт возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в том числе и знания финансовой грамотности, — отметили в Министерстве образования. — Теперь это закреплено на уровне ФГОС как в начальной, так и в средней школе в числе обязательных навыков, которые школьники получают по итогам освоения программы».

Экономические знания будут преподаваться в рамках существующих предметов. Для начальной школы – это прежде всего математика и окружающий мир.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

Рассмотрим основные изменения подробно.

Единство обучения и воспитания

Новые ФГОС делают акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован и становится понятно, что в него входит.

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Летом 2021 года СМИ активно включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры  и родители не знали, чего ждать. Теперь понятно, что патриотизм понимается как:

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.

преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно ФГОС-2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

Насколько значительны перемены

В целом,  изменения ФГОС не носят революционного характера. Скорее они призваны закрепить наработки последних нескольких лет, привести стандарты образовательного процесса в соответствие со сложившейся практикой.

Три поколения ФГОС для школ

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

Первое поколение ФГОС

Введены в 2004 году. Документ «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010-м, а для СОО — в 2012-м. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго поколения ФГОС.

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС-2021, скорее, обновили старые стандарты. Некоторые вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *