ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средней общеобразовательная школа № 7 х. Кирова

муниципального образования Новокубанский район

Составитель: Давыденко Ольга Николаевна

МОБУСОШ № 7 х. Кирова

участники учащиеся 6-11 классов

1. Краткий проблемно-ориентированный анализ проекта «Экологическое образование и воспитание учащихся в школе».

Все прекрасное на земле – от солнца и все хорошее – от человека. М.Пришвин

2. Концепция работы. Учим детей и учимся сами понимать экологические проблемы и возможные пути их решения.

3. Цели проекта. Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы.

4. Задачи проекта. Вести постоянную работу по экологическому образованию и воспитанию учащихся в школе.

3. План действий по реализации проекта. В течение года.

4. Ожидаемые результаты.   Достижение результата проекта возможно через решение учебно-воспитательных задач, которые включают в себя понимание сущности экологических проблем, осознание их актуальности для человечества, развитие оценочных представлений об отношениях между человеком и природой, формирование умений исследовательского характера.

Наша школа на протяжении многих лет работает над проблемами формирования экологического сознания. Экологическим воспитанием занимается весь наш коллектив, но особая роль отводится методическому объединению естественно-математического цикла, в составе которого учитель географии.

Практически все курсы экологизированы: на уроках в начальной школе, химии, биологии, географии, истории, используются тексты, задачи, практические работы, дополнительный материал экологического содержания. Так мы реализуем экологическое воспитание учащихся – одно из приоритетных направлений.

Но в основном время занятий по экологической грамотности – внеурочное.

Уделяя внимание внеурочному дополнительному экологическому образованию, участвуя во внеурочных мероприятиях, школьники получают не только теоретические знания, но и практические навыки.

Наши исследования показали, что лишь при разнообразии деятельности учащихся и учителей возможно осознанное отношение к природе. В результате участия детей в различных видах деятельности происходит формирование к них экологического мышления.

Хочется отметить, что в работе по экологическому образованию учащихся, подготовке экологически грамотного поколения основанная роль принадлежит учителю, его личному примеру и его творческой инициативе.

Мы учим детей и учимся сами понимать экологические проблемы и возможные пути их решения. Путем исследовательской, проектной и практической деятельности ребята учатся применять полученные знаний. И в своей взрослой жизни они тоже будут, мы в этом уверены, охранять природу.

Нам очень хочется видеть своих учеников не просто умными и грамотными людьми, но и не равнодушными, активными, гуманными

1. Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы.

2. Повысить экологическую направленность содержания экологических знаний;

3.  Большое внимание уделять воспитанию экологической культуры не только среди учащихся, но и среди жителей поселка.

4. Усилить пропаганду, направленную на здоровый образ жизни.

5. Устранить возможность возникновения конфликтных ситуаций, ущемления достоинства учеников.

1. Проводить акции на самый чистый и зеленый класс.

2. В период осеннее – весеннего периода ухаживать за закрепленными участками.

3. Вести постоянную работу по озеленению школьного двора.

4. Вести работы по очистке парка отдыха, а так же аллеи каштанов, ведущему к памятнику неизвестному солдату.

5. Провести исследовательскую работу учащимися «Производство винограда не в ущерб экологии», «ЗАО «Новокубанский и решение экологических проблем связанных с производством».

6. Продолжить экскурсии на предприятие «ЗАО «Новокубанский» с целью ознакомления учащихся с его экономическим развитием на современном этапе.

7. Проводить экологические маршруты здоровья, отдыха, знакомясь с природой.

8. Проводить недели Экологии.

9. И как итог работы – КТД, выставка цветов, поделки из природного материала.

Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников

Выполнила: учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №8»

Г. Улан-Удэ 2019

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Что изучает экология? Экология – это особый раздел общей биологии,  изучающий взаимодействие живых организмов, их приспособление к жизни друг с другом. Также в экологии изучается характер связи и зависимости живых существ от условий их существования.

Проблема взаимосвязей человека с природой не нова. Однако на данное время, экологическая проблема взаимодействия человека с окружающей средой стала очень острой и принимает все большие масштабы. Нашу планету могут спасти только действия человека, которые происходят на основе глубокого понимания законов, явлений природы, осознание того, что человек является лишь частью окружающего мира.

В условиях экологической катастрофы большое значение имеет экологическое воспитание всех жителей планеты, как маленьких, так и взрослых.

Школа призвана воспитывать школьников в духе любви к родной природе, охраны окружающей среды.

Начальная школа – начальное звено формирования экологической культуры, экологического мышления, усвоение экологических знаний.

Обучение экологии должно быть активным, интересным, рациональным, максимально близко к жизни, а в учебном материале не должно быть перегружено психической информации, которую дети могут должным образом воспринять.

В. А. Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Знание экологических норм, закономерностей развития природы, знакомства с загадочным миром животных, растений, с особенностями их поведения, проблемами, которые возникают в их жизни, очень часто по вине человека, дадут возможность каждому почувствовать личную ответственность за будущее природы.

Современные эксперты после многочисленных исследований и измерений выявляют удручающую экологическую обстановку, которая с каждым прожитым днем только ухудшается: загрязнение воды; уменьшение толщины озонового слоя; уничтожение зеленых насаждений; ухудшение состояния почв; повышение средних температур, и прочее. Нельзя оставить без внимания нынешнюю ситуацию, связанную с пожарами в лесах и их вырубкой в «сокровищнице» Бурятии – тайге. Глобальная проблема ныне живущих людей — сберечь природу, которая требует немедленных действий.

Таким образом, объектом нашей проектной деятельности являются природа и отношение людей к ней.

Предметом проектной деятельности будет считаться сама природа, которая понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: экологическое воспитание школьников будет успешно осуществляться:

1) в условиях реализации воспитательных возможностей содержания учебного материала в совокупности на уроке и внеурочной деятельности;

2) в использовании учителем  , средств, способствующих формированию нравственно – экологических знаний, умений.

Формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде через привлечение к активной деятельности по изучению и охране природы своей местности.

Проект предполагает вовлечение учеников в познавательную деятельность в сфере природы и экологии, воспитание позиции добросовестного отношения к окружающей среде.

– воспитание понимания современных экологических проблем государства и мира, осознание их важности, актуальности и универсальности;

– возрождение лучших традиций своего народа во взаимоотношениях с окружающей средой, воспитание любви к родной природе;

– формирование понимания преодоления потребительского отношения к природе;

-развитие личной ответственности за состояние окружающей среды;

– развитие умений принимать ответственные решения по проблемам окружающей среды, овладение нормами экологически грамотного поведения;

– воспитание глубокого уважения к собственному здоровью и выработки навыков его сохранения;

-повышение экологического образования путем применения полученных знаний;

-развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе общения с представителями различных государственных и общественных организаций и социальных групп;

-развитие и совершенствование самообразовательной деятельности учащихся при подготовке и реализации проекта;

-развитие творческого потенциала учащихся.

Отдаём предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения :

· стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

· развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

· формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;

· вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний: классные часы, беседы, рисунки).

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены и обоснованы педагогические условия, необходимые и достаточные для совершенствования экологического воспитания школьников на основе школьной и внеурочной деятельности.

Данный проект является долгосрочным по продолжительности, по доминирующему методу – информационный с элементами творческой и практико-ориентировочной деятельности, по количеству участников – групповой.

Подготовка проекта предполагает сбор информации, изготовление декоративных ресурсов, разработку правил по охране природы и способа их демонстрации.

Создание и реализация данного проекта – формирование экологической культуры, экологических знаний и экологического мышления у школьников. Осуществление проекта происходит с помощью заданий, которым придаётся экологическая направленность. Задания раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности. Готовим конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы, информационные проектные работы.

План реализации проекта

Считаем, что разнообразные формы проведения внеклассных мероприятий, в частности в виде сказки, способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования школьников.

Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).

Таким образом, в результате реализации проекта “Экологическое воспитание школьников” докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения, формирует позитивное отношение к природе.

Проект «Чистота природы начинается с меня» разработан на основании Программы экологического образования в Частных образовательных учреждениях ОАО « РЖД». В результате экологической работы по данному Проекту была составлена Программа: «Чистота природы начинается с меня» и организованна работа школьного экологического объединения «Родник» с обучающимися 5–11 классов.

Человек – это элемент экологической системы, называемой биосферой. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы. В экологическую систему же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последнее два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли.

Человек воздействует на биосферу локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.

Насколько быстро совершаются атмосферные переносы, мы знаем на личном опыте. В нашем регионе в г. Братске существуют предприятия «Братский лесоперерабатывающий комплекс» – БЛПК, «Братский алюминиевый завод» – БРАЗ которые с периодичностью выбрасывают отходы в атмосферу. Выбросы, в течение часа легко преодолевая десятки километров безлесных территорий, опускаются ядовитой дымкой в «чашу» нашего маленького города Вихоревка. На сутки, а то и более в безветренную погоду лишая жителей дышать свободно.

Положение усугубляется варварским отношением жителей к природе своей местности: в погоне за лучшей жизнь, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Страшно, что подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилежащих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реках и Братском водохранилище свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых жителей.

Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

Проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Проект сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

Таким образом, проект « Чистота природы начинается с меня» актуален для нашего времени и нашего города.

В последнее время возникает проблема: как сделать экологическую, в том числе и исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного подростка. Поэтому становится актуальным использование современного оборудования и компьютерных технологий в данном направлении.

Сегодня в школах отсутствует преподавание отдельного предмета экология, система знаний формируется на уроках биологии, химии, физики и географии и во внеурочной деятельности. Отсутствие современного учебного оборудования для экологического полевого практикума не позволяет осуществить мониторинг на местности. В нашем объединении «Родник» отсутствуют цветной ксерокс – принтер, цифровой фотоаппарат – видеокамера и комплексная лаборатория по экологии для полевых работ. Все это создает трудности в полевой работе по экологии.

Важно сформировать не только знания, но и эколого практические умения у современного поколения. В последнее время профессия «эколог», становится все более востребованной и необходимой, в современном обществе.

Цель проекта: Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города.

Механизм реализации проекта.

Условия реализации проекта

Для реализации данного проекта имеются следующие условия:

Механизм отслеживания результатов работы осуществляется:

Путем сравнивания активности обучающихся в течение года. Проверка знаний проводится в форме игр, викторин, конкурсов;

Принципы организации экологического воспитания и образования:

Реализация проекта осуществляется по основным направлениям:

Реализация проекта осуществляется через разные формы деятельности:

Для реализации проекта и успешного претворения в жизнь проекта школы-интерната № 25 г Вихоревка будет продолжать тесно сотрудничать со следующими организациями:

Информационное обеспечение включает в себя:

Сроки реализации проекта: 2016-2017 гг.

Результаты реализации проекта:

В результате реализации проекта «Чистота начинается с меня» была создана комплексная целевая программа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, которая позволит:

«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал
мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
к красоте можно только сердцем»
Е. Прасолова

Актуальность проекта

Все мы – дети Природы, и никогда человек не потеряет связи с ней.

Но на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека и Природы выросли в глобальную экологическую проблему. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.

Нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка; оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.

Экологическое образование и воспитание – целенаправленный непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью; единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Экологическое воспитание предполагает:

Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованной самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностямии в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на Природу, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится  начальной школе.

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде, к своему здоровью, к своей душе.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных, нравственных основ ответственного отношения к природе. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Раскрывая «тайны» природы, ребёнок развивается, учится сопереживать. ” Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”. ( Сухомлинский)

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Цели и задачи проекта

В ходе работы над проектом надо решать следующие задачи:

Этапы реализации проекта

Экологическое образование и воспитание призвано решить одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения – экологическим, т.е. формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среду обитания на первое место.

Единственный и надёжный помощник – культура, нравственность, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентированна на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание от общения с природой и людьми в качестве высшего счастья.

Проект «Мы – дети Природы» осуществляется по следующим направлениям:

Экология природы

Природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.«Я вижу, – писал В. А. Сухомлинский, – воспитательный смысл в том, чтобы ребёнок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе».

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Если ребёнок внимателен к окружающему миру природы, эмоционально реагирует на ситуации, связанные с ним, если у него есть интерес и желание участвовать в экологической деятельности, он умеет или пытается контролировать и оценивать своё поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающим, – это и есть ростки личности будущего Гражданина, разумного хозяина своего города, страны, планеты.

Природа – великий учитель!

Основные направления работы:

Примерный план мероприятий по реализации направления «Экология природы»

Для полноценного нравственно-экологического развития учащихся необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, внутреннему состоянию, т.е. совершенствование своего “я”.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Надо, чтобы уже с раннего возраста ребёнок учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Примерный план мероприятий по реализации направления «Экология здоровья»

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься, что можно сделать, что надо сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей и богаче.

Примерный план мероприятий по реализации направления «Экология души»

Методы и методические приёмы работы над проектом

Научить ребёнка любить природу – задача нелёгкая. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться красотой цветов, неба, облаками, наслаждаться пением птиц.

Система  работы по нравственно-экологическому воспитаню младших школьников
осуществляется через использование активных методов и методических приёмов:

Ожидаемый результат

Проект «Мы – дети Природы» поможет формировать у детей умение наблюдать и исследовать окружающий мир, и, самое главное, – жить в гармонии с  собой  и  Природой.

Учащиеся будут иметь:

Литература

  • Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 1990.
  • Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *