ПРОДУКТ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это самостоятельный вид
профессиональной деятельности педагога
по проектированию, разработке и
конструированию, исследованию средств
обучения, позволяющих осуществлять
регуляцию обучающей и учебной деятельности
по отдельному предмету или циклу учебных
дисциплин

МЕТОД
(от греч. – «способ», «путь к чему-либо»)
– это способ реализации деятельности
как системы.

ЦЕЛЬЮ
методической деятельности педагога
профессионального обучения является
обслуживание практики обучения.

Метод.
деятельность наблюдается комплексно,
анализу и наблюдению подвергается вся
обучающая деятельность педагога
профессионального обучения.

ОБЪЕКТОМ
метод. деят-ти педагога профессиональной
школы является процесс формирования
профессиональных знаний, умений, навыков.

ПРЕДМЕТ
методической деятельности составляют
различные приёмы и методы, способы
реализации и регуляции процесса
формирования новых знаний и умений с
учетом специфики содержания конкретного
предмета. Методическая деятельность
проявляется опосредованно через
методические продукты (результаты),
созданные в ходе методического
проектирования и конструирования.

СУБЪЕКТАМИ
метод. деятельности являются педагог
или коллектив педагогов. Опыт
педагога-новатора ассоциируется с
конкретным методическим приемом, который
сконструирован и удачно включен в
собственную методическую систему.
Высшими формами представления
методического творчества в практике
обучения являются его обобщение в
различных публикациях, открытие
собственных школ-семинаров преподавателей,
защита научной работы по результатам
исследования собственной научно-методической
системы.

ВИД
МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это устойчивые
процедуры осуществления планирования,
конструирования, выбора и применения
средств обучения конкретному предмету,
обуславливающие их развитие и
совершенствование.

К
видам методической деятельности педагога
профессионального обучения относятся:

К
ПРОДУКТАМ (РЕЗУЛЬТАТАМ) методической
деятельности относятся:

методически
переработанный, отобранный учебный
материал в различных формах представления
информации; алгоритмы решения задач;
листы рабочей тетради; приемы, методы
обучения; методическое обеспечение
учебной дисциплины; учебные программы;
обучающие программы и т.д. Продуктами
методической деятельности пользуются
обучающиеся на уроках.

ФУНКЦИИ
методической деятельности педагога
профессионального обучения:

В
профессиональных учебных заведениях
существует специальная методическая
служба – система взаимосвязанных
организационных форм и соответствующего
их назначению содержания деятельности.

Различают
две взаимодополняющие ФОРМЫ методической
службы: коллективную и индивидуальную.

КОЛЛЕКТИВНАЯ
ФОРМА методической деятельности
включает:

К
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ФОРМАМ методической
работы относятся:

Кроме
вышеперечисленных форм методической
работы существует специальный
методический (педагогический) кабинет
учебного заведения. Его задачами
являются:

Тема
2.3. Методическая продукция учителя
начальных классов: конспект и реферат
как виды методической продукции.

Тема 2.4. Технология подготовки
видов методической продукции учителя
начальных классов: подготовка и
требования к устному выступлению как
виду методической продукции.

Тема 2.4. Технология подготовки
видов методической продукции: подготовка
к отчету как виду методической продукции.

Тема
2.4. Технология подготовки видов
методической продукции: подготовка и
требования к конспектированию и
реферированию.

Методическая продукция– один из
способов выражения и распространения
методических знаний.

Методическая продукция очень разнообразна.
Совокупность методической продукции
составляет информационно-методический
фонд (методическую копилку). В зависимости
от вида методическая продукция решает
разные задачи:

– излагает сведения, подлежащие
распространению;

– разъясняет приемы и методы;

– обобщает ценный педагогический опыт;

– объясняет цели и порядок действий;

– методику организации различных
мероприятий;

Показывает возможные формы проведения
дел и т.д.

Существует несколько способов ее
классификации, например: по периодичности,
по адресату, по характеру информации,
по инновационному потенциалу, по
функциональному назначению.

Классификация методической продукции
по функциональному назначению:

Назначение информационно-методической
продукции состоит в том, чтобы, используя
различные ее виды:

А) изложить сведения, подлежащие
распространению;

Б) проанализировать передовой
педагогический опыт;

В) разъяснить, как применять инновационные
педагогические технологии и т.д.

К информационно-методической продукции
относятся:

1. Аннотация– краткая характеристика
содержания книги, методического пособия,
разработки. В ней раскрывается назначение
предлагаемого материала.

2. Бюллетень – регулярно публикуемые
краткие официальные материалы. Выпускается
с целью оперативного и систематического
оповещения педагогических работников
о новинках литературы, об инновационных
формах работы и т.д.

3. Газета – периодическое текстовое
листовое издание, содержащие официальные
материалы, оперативную информацию и
статьи по актуальным вопросам образования,
а также литературные произведения,
иллюстрации, фотоснимки, рекламу.

4. Газетное издание – листовое
издание в виде одного или нескольких
листов печатного материала установленного
формата.

5. Вестник – выпускаемое учреждением
периодическое или продолжающееся
издание, в котором публикуются материалы,
статьи научного, информационного,
методического характера, нормативные
правовые акты.

6. Информационно-методическая выставка
– наглядная форма ознакомления
читателей с новинками литературы,
методических материалов, освещающих
передовой педагогический опыт работы,
и других видов методической продукции.

7. Листовка – непериодическое
текстовое листовое издание объемом не
более четырех страниц.

8. Листок – периодическое или
продолжающее текстовое листовое издание
объемом не более четырех страниц,
содержащее общественно-политическую,
научную или производственную информацию.

9. Методический информационный
справочник – сборник вопросов и
ответов на злободневные проблемы по
организации и содержанию работы.

11. Методическое описание – путем
простого изложения подробно сообщается
об интересном событии, проведенном
массовом мероприятии или о том, как его
можно провести.

12. Описание передового педагогического
опыта – обобщение и систематизация
актуального опыта с инновационной
педагогической идеей.

13. Портфолио – собрание документов
и иных материалов, характеризующих опыт
работы или достижения в какой-либо
деятельности.

14. Рекомендательный библиографический
список (указатель) – библиографический
список (указатель), назначение которого
– помочь читателю в выборе литературы
для углубленного изучения темы и
расширения познаний в какой-либо области.

15. Реферат – краткое изложение в
письменной форме литературных данных
(книг, статей, научных работ), которые
отражают точку зрения автора и дополняются
имеющимися практическими данными по
этому вопросу.

Это итог углубленной самостоятельной
работы над определенной темой.

Требования к реферату.

По характеру информации он носит
информационный характер.
Описательно-информационный стиль
реферата используется в том случае,
если задача состоит в создании целостной
картины развития той или иной отрасли
науки или практики, где квалификационный
читатель сам мог бы отобрать то, что ему
необходимо. Рекомендательный характер
присущ реферату, освещающему узкую
тему, где отбор материала и характер
его обработки направлены на популяризацию
наиболее значимого и ценного материала.

Примерная структура реферата:

При написании реферата рекомендуется
указатьследующее:

16. Реферативное издание – непериодическое
или периодическое информационное
издание, представляющее собой упорядоченную
совокупность библиографических записей,
составляющих реферат.

17. Реферативный журнал – периодическое
реферативное издание.

18. Реферативный сборник – периодическое
или продолжающее реферативное издание,
выходящее в виде сборника.

19. Рецензия – критическое сочинение,
содержащее анализ и аргументированную
оценку авторского оригинала или вышедшего
в свет издания.

20. Сводный реферат – реферат,
составленный на основе двух и более
исходных документов.

21. Словарь – справочное издание,
содержащее упорядоченный перечень
слов, словосочетаний, фраз, терминов,
имен и иных языковых единиц, снабженных
относящимися к ним справочными данными.
Словарь представляет собой глоссарий
(совокупность терминов, требующих
прояснения) и соответствующие ему
дефиниции (определения терминов).

22. Устное выступлениепредставляют собой средство коммуникации,
выполняющее ряд важных функций
коммуникации.

Форма устного выступления обладает
целым рядом достоинств. Прежде всего,
она дает широкую возможность разъяснить
то, что хочется довести до сведения.
Именно в беседе лучше всего достичь те
цели, которые невозможно достичь
письменным соглашением. Устное выступление
позволяет учитывать особенности
выступающих их психологические
особенности, настрой, эмоции.

Схема содержания устного выступления:

1. Вступление – показ значения темы, ее
важности для слушателей.

Один-два примера по теме выступления
из жизни (экономики, политики, искусства,
быта и т. д.), свидетельствующие о наличии
проблемы, требующей анализа в выступлении
(лекции, докладе и т. д.).

Ссылка на официальные государственные
документы (законы, указы, постановления,
распоряжения, предписывающие определенный
порядок деятельности людей, но требующие
популярного разъяснения людям (аудитории).

2. Общая характеристика объекта (предмета)
рассмотрения, т. е. того явления, события,
процесса, которому посвящено выступление.

Что это такое (определение понятия)?
Каковы его основные признаки (свойства,
черты, функции или структурные компоненты)?

Краткая история объекта (возникновение,
развитие, современное состояние) и
тенденция его развития (прогресс –
регресс). I

3. Подробный анализ и оценка объекта
рассмотрения в соответствии с целью
выступления.

Структурный анализ объекта (из каких
компонентов он состоит и что собой
представляет каждый из них).

Функциональный анализ объекта: какую
роль играет в объективном жизненном
процессе, какие функции (естественные,
социально-исторические, политические,
экономические,правовые и т. д.) выполняет.

Анализ и оценка каждого из компонентов
или функций рассматриваемого объекта
с точки зрения интересов деятельности
слушателей.

4. Заключение.

Какие теоретические выводы вытекают
из изложенного?

Какие напрашиваются практические выводы
для слушателей?

Каковы конкретные задачи слушателей в
свете этих выводов?

23. Отчет-один из видов
монологической речи, публичное,
развёрнутое, официальное сообщение по
определённому вопросу, основанное на
привлечении документальных данных.

Отчёт — это сообщение или документ,
содержимое которого представляет
информацию и отражает суть вопроса или
исследования применительно к данной
ситуации. Часто состоит из информации
о служебном деле, направляемой руководству
или вышестоящему должностному лицу.

Цель отчета— информирование кого-либо
о чём-либо. Тем не менее, доклады могут
включать в себя рекомендации, предложения
или другие мотивационные элементы.

Отчёт часто имеет структуру научного
исследования: введение, методы, результаты
и обсуждение. отчёты могут быть устными
или письменными. Формат доклада может
быть как простым, с заголовками по темам,
так и более сложным — в него могут
включаться: диаграммы, таблицы, рисунки,
фотографии, рефераты.

Различают два вида отчетов: промежуточный
и итоговый. Промежуточный отчет
аккумулирует в себе результаты отдельных,
обозначенных в плане, этапов работы.

Итоговый (заключительный) отчет завершает
весь цикл работы по проблеме.

Ответственность за достоверность
представляемых в отчете данных несут
руководитель ЭП от образовательного
учреждения и утвержденный научный
руководитель от курирующей организации
(консультант).

Лекция
2. Методическая деятельность педагога
профессиональной школы

Сущность
методической деятельности педагога

Методическая
деятельность в полной мере не исследовалась
и не описывалась как самостоятельный
вид профессиональной дея­тельности
педагога. В педагогической литературе
существуют три точки зрения на методическую
деятельность.

Согласно
первой точке зрения, методическая
деятельность сво­дится к методической
работе, связанной с самообразованием
пе­дагога, работой с дидактическими
средствами, повышением ква­лификации
в предметной области. Вторая — заключается
в том, что к методической относят
деятельность, связанную с обучени­ем
конкретному предмету. В этом случае
авторы не рассматривают специфику в
методической и обучающей деятельности
педагога, а термины «методическая
деятельность», «обучающая деятельность»
используются как синонимы.

Исследователи,
которые придерживаются третьей точки
зрения, методическую деятельность
представляют как совокупность
отно­сительно самостоятельных умений
с четко выраженной специфи­кой в
структуре профессионально-педагогической
деятельности.

Педагоги-практики
осознают специфику и важность методи­ческой
деятельности. По значимости она занимает
у них третье место вслед за преподаванием
предмета и воспитанием. Мы рас­сматриваем
методическую деятельность как
самостоятельный вид профессионально-педагогической
деятельности. При всем много­образии
методик обучения, их дифференциации,
разноплановости содержания обучения
различным предметам в самых разных
образовательных системах существуют
общие теоретические основы выполнения,
единая структура этого вида профессиональ­ной
деятельности педагога, общие основные
процедуры выполнения методических
разработок.

Цель
методической деятельности — обслуживание
практики обу­чения.

Методическую
деятельность педагога нельзя наблюдать
непо­средственно. Анализу, наблюдению
поддается обучающая деятель­ность
педагога. Методическая деятельность,
приемы и способы ее осуществления —
это сложный мыслительный процесс. Для
того чтобы разделить педагогический
процесс и его обеспечение: ме­тодическое,
материально-техническое или организационное,
— необходимо определить отличия в их
предмете деятельности.

Объектом
методической деятельности педагога
профессиональ­ной школы является
процесс формирования профессиональных
знаний, умений и навыков.

Предмет
методической деятельности составляют
различные приемы и методы, способы
реализации и регуляции процесса
формирования новых знаний и умений с
учетом специфики со­держания конкретного
предмета. Эта деятельность проявляется
опосредованно через методические
продукты (результаты), создан­ные в
ходе методического проектирования и
конструирования.

Субъектами
методической деятельности являются
педагог или коллектив педагогов. Опыт
педагога-новатора ассоциируется с
конкретным методическим приемом, который
сконструирован и удачно включен в
собственную методическую систему.
Высшими формами представления
методического творчества в практике
обучения являются его обобщение в
различных публикациях, от­крытие
собственных школ-семинаров преподавателей,
защита научной работы по результатам
исследования собственной науч­но-методической
системы.

Продуктами
(результатами) методической деятельности
явля­ются:
методически переработанный, отобранный
учебный мате­риал в различных формах
представления информации; алгоритмы
решения задач; листы рабочей тетради;
приемы, методы обуче­ния; методическое
обеспечение учебной дисциплины; учебные
программы; обучающие программы и т.д.
Продуктами методиче­ской деятельности
пользуются учащиеся на уроках.

-нормативная,
способствующая выполнению образовательных
стандартов, требований учебных программ,
условий осуществле­ния образовательного
процесса в данном типе учебного
заведе­ния;

Таким
образом, под методической
деятельностью следует
по­нимать самостоятельный вид
профессиональной деятельности педагога
по проектированию, разработке и
конструированию, исследованию средств
обучения, позволяющих осуществлять
ре­гуляцию обучающей и учебной
деятельности по отдельному пред­мету
или циклу учебных дисциплин.

В
основу
определения вида деятельности положено
содержание функционального компонента
педагогической деятельности. Вид
методической деятельности —
это устойчивые процедуры осуще­ствления
планирования, конструирования, выбора
и применения средств обучения конкретному
предмету, обуславливающие их развитие
и совершенствование. К видам методической
деятельно­сти, выполняемым педагогами
профессиональной школы, мы относим:

Названные
виды методической деятельности, конечно,
не охватывают всего многообразия
методической практики
профес­сионально-педагогических
кадров. В процессе методической
под­готовки студенты овладевают теми
видами, которые обеспечива­ют подготовку
педагога к занятиям.

Освоение
методической деятельности проходит
через формиро­вание методических
умений. Умение — это
свойство личности буду­щего педагога
выполнять определенные действия в новых
условиях на основе ранее приобретенных
знаний. В соответствии с предмет­ной
сложностью и спецификой работы
профессиональной школы методические
умения можно классифицировать по
нескольким груп­пам. Приведем одну
из возможных классификаций.

Первая
группа методических умений связана с
овладени­ем дидактико-методическими
основами профессиональной дея­тельности
педагога профессиональной школы. Она
включает:

10. Умение
проводить анализ уроков теоретического
и производственного обучения.

Вторая
группа методических умений учитывает
специфи­ку изучения учебного материала.
В нее входят:

6. Умение
анализировать методические разработки.

Третья
группа методических умений синтезирует
ранее сформированные умения и предполагает:

Методические
умения могут быть сформированы на
опреде­ленных уровнях.

Первый
уровень сформированности методических
уме­ний характеризуется осознанием
цели выполнения того или ино­го
методического приема, осмыслением его
операционного со­става и выполнением
по образцу, предложенному в методических
рекомендациях. На этом уровне формируются
методические уме­ния в процессе
изучения учебного предмета «Методика
профес­сионального обучения».

Второй
уровень— применение отдельных
методических приемов или их комплексов
в ситуациях, связанных с учебным процессом
конкретного учебного заведения.
Методические уме­ния этого уровня
приобретаются будущими педагогами
профес­сиональной школы на педагогической
практике.

Третий
уровень характеризуется переносом
отдельных ме­тодических приемов, их
комплексов и видов методической
дея­тельности на новые предметные
области. Перенос чаще всего осуществляется
на основе осознания целей и использования
сфор­мированной ориентировочной
основы методической деятельнос­ти и
методического творчества. Нетрудно
заметить, что этот уро­вень представляет
методическая деятельность педагога-практика.

Уровни
и формы осуществления методической
деятельности

Различают
два уровня описания любой деятельности:
эмпири­ческий и теоретический. Нами
выявлено, что не каждый препода­ватель
и не сразу включается в методическую
работу. Первона­чально молодого
педагога захватывают процесс преподавания
сво­его предмета, поиск удачных
приемов, методических разработок по
преподаваемой учебной дисциплине, выбор
средств наглядно­сти, учебного
материала, материально-технического
обеспечения занятия. На осознание
значимости методической деятельности
для результатов обучения уходит от 1
года до 3 лет. Особенность мето­дической
деятельности педагога в этот период —
неявный харак­тер методического
компонента в общей структуре
профессиональ­но-педагогической
деятельности.

Осознание
того, что методическая деятельность
имеет каче­ственно иной характер,
отличный от обучающей деятельности,
помогает преподавателю понять значимость
влияния методических разработок
(продуктов) на результаты обучения.
Преподава­тель-методист, систематически
занимающийся методическими разработками,
является субъектом
непрофессиональной методиче­ской
работы. Результатами
его методической деятельность пользу­ются
в основном учащиеся.

Процесс
обобщения опыта методической работы
неизбежно связан с привлечением внимания
педагогов-коллег. Педагог ста­вит
задачи обобщения и передачи методического
опыта, что пе­реводит методическую
деятельность с практического уровня
на теоретический и обуславливает
необходимость оформления ее в
самостоятельный вид профессиональной
деятельности педагога.

Методическая
работа педагога превращается в
профессиональ­ную
методическую деятельность, которая
создает условия и обес­печивает
разработку сложных, зафиксированных в
знаково-пред-метных системах регулятивных
средств обучения различного на­значения,
методов, методик обучения, обучающих
программ, обучающих модулей и т.д.
Методическая деятельность такого уровня
появляется с открытием специальных
институтов. В России таким институтом
был Центральный институт труда (ЦИТ),
который открылся в 1930 г. Результатом
его работы стала не только подго­товка
профессиональных рабочих и
мастеров-инструкторов для подъема
промышленности в то время, но и создание
новой систе­мы производственного
обучения — моторно-тренировочной,
ко­торая явилась впоследствии
прототипом модульной системы
про­изводственного обучения. Благодаря
профессионально выполнен­ным
методическим разработкам в производственное
обучение впервые были внедрены письменный
инструктаж, тренажерные комплексы для
отработки практических приемов и т.п.

Субъектами
методической деятельности рассматриваемого
уров­ня являются педагоги-технологи,
которые разрабатывают для пе­дагогического
процесса системы средств обучения,
методическая работа которых не сопутствует
обучающей деятельности, а явля­ется
профессиональной деятельностью.

Педагог-технолог
— это
специалист интегрального типа,
орга­нически сочетающий в себе функции
деятельностного (образова­тельно-воспитательного)
и метадеятельностного
(организацион­но-методического)
характера.

Объектами
деятельности такого
специалиста являются макро­структуры
учебной информации. Это учебные программы,
комп­лексы учебников, учебных пособий,
техническая документация, научные
статьи и банки информации, экономические,
техноло­гические программы развития
региона. Предметом методической
деятельности на теоретическом уровне
являются приемы созда­ния, конструирования
методов обучения, методик и технологий
обучения, которые обладают признаками
системности, воспро­изводимости и
продуктивны в практике обучения.


ПРОДУКТ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис.
3. Схема взаимосвязей субъектов, объектов
и результатов методи­ческой деятельности

Продуктами
методической деятельности данного
уровня явля­ются дидактико-методические
комплексы, содержащие:

На
рис. 3 показана схема взаимодействия
субъектов, их взаимо­связей в
методической деятельности разного
уровня.

Профессионал
в сфере методической деятельности
занимается проектированием, разработкой
и конструированием образователь­ных
систем, которые, с одной стороны, должны
удовлетворять целям и задачам, системе
требований общества и производства, а
с другой — обеспечивать практику
обучения комплексом специ­ально
разработанных преподавателем
учебно-программных средств.

Соседние файлы в папке Лекции

1.    Деятельность педагога дополнительного образования , методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая  информация , учебно-методические  комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и  способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово – развлекательной  деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечение  – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи  различным  категориям педагогических работников, на выявление , изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает: вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением  педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

2. Виды методической продукции, разрабатываемые методическими и педагогическими работниками в системе ДОД

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции: информационно- пропагандисткой, организационно – инструктивной и прикладной.

2.1 Информационно – пропагандистская  методическая продукция: методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат. Данный вид методической продукции  содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ  опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует  наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.

содержит сведения, подлежащие распространению проведенного воспитательного дела, увиденного  события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию – подробное описание и разъяснение  события, действия.

это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа. В методической службе аннотация применяется и для самообразования при подготовке к личной аттестации.

позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями  любого типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому  размер, оформление плаката  должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы  детских объединений ОУДОД и т.д.

Информационно – методическая выставка организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы (в том числе  из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного  педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно – методической и педагогической литературы.

Выставка может быть:

В своей структуре методическая выставка имеет название точно отражающее, тему выставки, ее назначение; адресат, разделы выставки.

Тема выставки «Интеграционное пространство Центра дополнительного образования детей»; адресат: педагогические и детские коллективы системы ДОД и образовательной школы; разделы выставки: Интеграция общего и дополнительного образования детей (Области интеграции: «Образование», «Творчество», «Досуг», «Социальная практика»  «Управление» и др.).

– самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат – это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ или критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных  аннотаций, а описывает имеющийся материал. По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский  характер, привлекает внимание к актуальным проблемам и темам. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение  изучать, систематизировать, обобщать и делать выводы.

– тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы;

– введение  (содержит краткий анализ избранной программы, обоснование актуальности;

во введении определяются предмет, цели  и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);

-теоретическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.

(содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования

– приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности).

2.2. Организационно – инструктивная продукция: инструктивно – методическое  письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа. Данная  продукция имеет свою специфику:   указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.

Инструктивно – методическое письмо  включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций  и деятельности педагога или педагогического коллектива  по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик  и рекомендаций. Как правило, инструктивно – методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям ОУДОД направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно – методическое письмо для соответствующих  категорий педагогических работников.

дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато  (планам, графикам, таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на следующие  вопросы, какие задачи решаются  данной методической работой, кому она адресована,  на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа, какова система изложения материала.

содержит  краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких- либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме  дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1 машинного листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения  или просто названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по пунктам.

– методическое  издание, содержащее комплекс  кратких и четко сформулированных  предложений и указаний, способствующих  внедрению  в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические  рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта  педагогов ОУ или проведенного исследования.

Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу  в выработке  решений, основанных на достижении науки и результативного  педагогического опыта . Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий,  применительно к определенной группе или мероприятий (воспитательных дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание  по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику  на практике.  Рекомендации  имеют точный адрес.

Примерная схема написания  рекомендации

Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения  дел по  данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь  призвана оказывать настоящая работа.

Изложение главного тезиса, что именно рекомендуется   сделать по улучшению существующего положения.

Методические указания по решению организационных вопросов.

Примерные варианты проведения с советами как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические  и другие  средства использовать и т.д.

Описание перспективы результатов  рекомендованного, какие задачи поможет решить, какое конкретное действие  окажет на участников, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление  других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.

Методические рекомендации содержат список рекомендованной литературы при подготовке  данной работы, а также Ф. И. О. автора, год  написания, внутреннюю рецензию, выданную  Методическим  советом ОУДОД, группой специалистов и т.д.

– комплексная форма , включающая в себя  рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. Помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности  рекомендованного материала.

Примерная схема методической рекомендации :

название разработки, название и форма проведения мероприятия, пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи,  предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения, оборудование, оформление  (технические средства,   варианты текстов, плакатов); методические советы  на подготовительный период, сценарный план, ход проведения , сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; методические советы организаторам и постановщикам  (на какие особо важные моменты  следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться , где лучше проводить  и т.д.); методические советы на период ближайшего последействия  ( как  подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.);  список используемой литературы, Ф. И. О. автора разработки, должность, место работы.

-нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;

– методические рекомендации;

– прикладную методическую продукцию;

– разработки конкретных дел, сценарии проведенных мероприятий;

– материалы из опыта работы;

– приложения (дидактический материал).

В методических отделах, методических кабинетах ОУДОД накапливается фонд методических  материалов. Методисты создают тематические папки по всем образовательным направлениям, существующим в конкретном учреждении.

– это нормативный документ, отражающий концепцию педагога  в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным обеспечением,  специальным содержанием, методами и технологией достижения гарантированных положительных результатов. Это – индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень воспитанности, обученности, прогнозируемый педагогом – разработчиком.

2.3. Прикладная методическая продукция: сценарий,  тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции, представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно  раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

самый распространенный вид прикладной методической продукции.

Сценарий – это конспективная подробная  запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

Для облегчения работы, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а  ремарки ближе к левой.

необходима  при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну  определенную тему. Тематическая подборка  оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом , в большие конверты  или в др.

– это систематизированное в алфавитном порядке  (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Карточки могут быть:  методической литературы, газетных и журнальных статей, методических разработок; диатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может  представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо папку – скоросшиватель с подборкой материалов.

Методическая тема – это конкретное  направление, связанное с изучением и разработкой  методических аспектов определенной  проблемы, предмет  методического  исследования. Выбор методической темы  обусловлен  личным практическим  педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия,  спецификой работы.

Этапами работы могут быть выбор и обоснование темы; определение целей и задач; составление плана;  отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и  практического материала по теме;  экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного  и сферы его применения.

При разработке годового плана методической деятельности многие педагогические коллективы  ОУДОД в начале  учебного года определяют методическую тему, над которой будут работать в течение всего года.

Документация учебно – методической  продукции  включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно – методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.

Список используемой литературы:

Материал подобран  методистом  Дыдымовой А. Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *