Оборудование: запись второй сонаты
Бетховена, портрет А. И. Куприна.
Музыка – единственное искусство,
проникающее в сердце человеческое так глубоко.
Стендаль.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
В 1910 году А. И. Куприн написал “Гранатовый
браслет”, удивительный и проникновенный рассказ
о любви. Эта тема всегда волновала художников и
музыкантов, философов и писателей. Любви,
прекрасному и возвышенному чувству, посвятили
свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.
И. Тютчев, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев:
“Всякая любовь – величайшее счастье, даже если
она не разделена”, – писал И. А. Бунин. ” Любовь
всесильна: нет на земле ни горя – выше кары её, ни
счастья – выше наслаждения служить ей”, – писал
В. Шекспир. ” Любовь – талант сродни
музыкальному”, – устами героя повести
“Поединок” сказал А. И. Куприн. Может быть,
потому, что музыка, по мнению Стендаля, –
“:единственное искусство, проникающее в сердце
человеческое так глубоко”.
3. Беседа по содержанию рассказа
– Как входит в рассказ музыка?
(Эпиграф к рассказу – музыкальная фраза из
второй сонаты Л. Бетховена, в финале звучит
фрагмент из этого музыкального произведения.
Благодаря такой композиции возникает ощущение,
словно рассказ пронизан музыкой, которая звучит
в финале как гимн прекрасной душе и благородной
любви).
(Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена
“Largo Appassionato”).
– Какие чувства вызвала у вас музыка?
– Какими качествами обладал Л. Бетховен,
создавший божественную музыку, волнующую сердца
людей?
(Глубокими и масштабными чувствами и помыслами,
талантом: только талантливое произведение может
взволновать слушателей).
– Что такое талант? Любовь?
– Обратимся к словарю С. И. Ожегова:
ТАЛАНТ – выдающиеся врождённые качества,
особые природные способности.
ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой
привязанности, сердечного влечения.
– Объясните значение фразы “талант любви”.
(Врождённая выдающаяся способность к
самоотверженной и глубокой любви).
– Кто из героев рассказа обладал таким талантом?
– Сегодня мы поговорим о силе и таланте любви в
рассказе “Гранатовый браслет”.
– О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так
названо?
(В рассказе “Гранатовый браслет” воспевается
чувство “маленького человека”, телеграфиста
Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной.
Рассказ назван так потому, что с этим украшением
связаны главные события).
– Прочтите начало рассказа. Почему он
открывается пейзажной зарисовкой?
(Первая глава является вступлением, готовит
читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж
вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о
быстротечности человеческого бытия. Жизнь Веры
Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.
Внешняя недоступность заявлена её титулом –
она жена предводителя дворянства).
– Как автор выявляет душевное состояние Веры?
(Автор проводит параллель между внутренним
состоянием Веры и описанием осеннего сада).
– Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно
следует за описанием чувств Веры к мужу?
Счастлива ли она?
(Автор показывает, что её манеры отличаются
холодной любезностью, царственным спокойствием.
“Прежняя страстная любовь давно ушла”, может
быть, Вера не любит мужа, потому что не знает
любви, поэтому относится к мужу с “чувством
прочной, верной, истинной дружбы”. Она тонко
чувствующий, самоотверженный и деликатный
человек: старается незаметно помогать мужу
“сводить концы с концами”).
– Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и
соотнесите с ними элементы сюжета.
(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2.
Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича
с Желтковым – кульминация. 3.СмертьЖелткова и
прощание с ним – развязка).
– Почему эпизод, повествующий об именинах Веры,
вы соотнесли с завязкой?
(Подарок Желткова всколыхнул тихую и спокойную
жизнь семьи Шеиных, повлёк за собой необратимые
изменения в душах и взаимоотношениях героев).
4. Практическая работа с текстом в группах по
карточкам
Учащиеся работают с текстом, затем следуют их
выступления.
1. Какими изобразил гостей Веры автор? К кому из
героев он относится с симпатией и почему?
2. Какие подарки получает Вера?
3. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В
чём его ценность и символичность? Как к этому
относится Вера?
(Учащиеся находят характеристики гостей:
“толстого, безобразно огромного” профессора
Свешникова; с “гнилыми зубами на лице черепа”
мужа Анны, который “ровно ничего не делал, но
числился при каком-то благотворительном
учреждении”; штабного полковника Пономарёва,
“преждевременно состарившегося, худого,
желчного человека, измождённого непосильной
канцелярской работой”; все они изображены с
долей иронии и сарказма. Их занятия – пустое
времяпрепровождение высокомерных людей из
высшего общества. С симпатией изображён генерал
Аносов. Он производит впечатление человека
простого, но благородного и мудрого.
Вера, ожидающая чего-то “счастливо-чудесного”,
получает не просто дорогие, но с любовью
выбранные подарки: “прекрасные серьги из
грушевидных жемчужин” от мужа, “маленькую
записную книжку в удивительном переплёте” от
сестры. Подарок Желткова -“золотой,
низкопробный, очень толстый, но дутый и с
наружной стороны весь сплошь покрытый
небольшими старинными, плохо отшлифованными
гранатами” браслет выглядит безвкусной
безделушкой. Он дарит самое ценное, что у него
есть – фамильную драгоценность. Это символ его
безнадёжной, бескорыстной, благоговейной любви.
Густо-красные гранаты под электрическим светом
загораются живыми огнями, “Точно кровь!” –
думает Вера. Это тревожное предзнаменование.)
1. Прочитайте выразительно письмо Желткова
Вере. Охарактеризуйте его автора.
2. Как отнеслись к любви Желткова Вера, Василий
Львович, Николай Николаевич, генерал Аносов? Как
соотносятся образы Желткова и Аносова?
3. В чём смысл историй, рассказанных генералом? В
чём причина несчастий во всех трёх историях?
(Автор письма – человек, любящий самозабвенно и
кротко, самоотверженно и безнадёжно. Любовь и
подарок не радуют, а беспокоят Веру, вызывают
негодование Николая Николаевича, находящего
“эту переписку дерзкой и пошлой”, волнующегося
о “добром имени” Василия Львовича, насмешки
мужа Веры. Лишь мудрый генерал Аносов делает
пророческое предположение: “:Может быть, твой
жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь,
о которой грезят женщины и на которую больше не
способны мужчины”. Генерал разделяет
подлинность чувств телеграфиста: любовь требует
того же героизма и самоотверженности, как и на
поле брани.
Отвечая на расспросы “девочек” о любви,
генерал рассказывает две притчи – о том, что есть
“не любовь, а какая-то кислятина” (подделка,
заблуждение), а одна – история из собственной
жизни – об антилюбви. Смысл всех трёх вставных
новелл: для этого чувства необходимо не меньше
сил и духовного дерзновения, чем для подвига.
Человек должен быть достоин любви и не унижать
её.)
1. Прочтите 10 главу. Охарактеризуйте интерьер
квартиры Желткова.
2. Проанализируйте описание портрета героя.
Выпишите детали внешности и объясните их роль.
3. Сопоставьте поведение героев: Желткова,
Николая Николаевича, Василия Львовича(речь,
жесты). Какой приём использует автор для их
изображения.
(“Заплёванная лестница пахла мышами, кошками”,
“на лестничной площадке темно”, низкая комната;
окна, похожие на иллюминаторы, “еле-еле освещали
комнату” – всё это в сравнении с интерьером
Шеиных выглядит жалко. Таким образом автор
показывает читателю мир “маленького человека”.
Куприн не описывает внешность гостей, но портрет
Желткова вызывает симпатию: “с нежным девичьим
лицом, с голубыми глазами и упрямым детским
подбородком с ямочкой посредине”. Его облик
напоминает ангела, а упоминание о детской ямочке
– следование традициям Л. Н. Толстого (в его
положительных героях есть что-то детское). Всё
это даёт нам представление о Желткове как о
человеке искреннем, непорочном, душевно чистом и
возвышенном, поднятом над мелкой и пошлой суетой.
В начале визита гостей герой изображен смешным,
растерянным: “пальцы забегали по борту
:пиджачка”, “пролепетал омертвевшими губами”,
“глядя:умоляющими глазами”. Таким образом,
Куприн развивает тему “маленького человека”,
традиционную для русской литературы. Николай
Николаевич пытается пресечь чувство любви
Желткова, поставив ничтожного чиновника “на
место”. Шеин пассивен, влеком Н. Н., который
угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и
должностные возможности. Он не подозревает, что
природа истинной любви такова, что не человек
управляет ею, а она управляет человеком. Желтков
совершенно меняется в своём поведении, после
того, как понял, что разговаривает с человеком,
облачённым в рамки светских приличий,
высокомерным, ничего не знающим о любви:
“рассмеялся”, “положил руки в карманы: и
закурил”. Для него, принимающего судьбоносное
решение, угрозы Н. Н. показались мелкими и
ничтожными. Князь Шеин произнёс слова, говорящие
о чуткости и благородстве души Желткова:
“:Разве виноват он в любви, и разве можно
управлять таким чувством, как любовь, – чувством,
которое не нашло себе истолкования:Мне жалко
того человека. И мне не только жалко, но вот я
чувствую, что присутствую при какой-то громадной
трагедии души:”. Изображая героев, автор
использует приём антитезы).
1. Прочтите эпизод со слов: “В комнате пахло
ладаном:”. Что испытывает Вера, всматриваясь в
лицо Желткова? Как соотносятся образы Желткова,
Пушкина, Наполеона?
2. Прочтите последнее письмо Желткова. Почему он
уходит из жизни? Почему она чувствует себя
виноватой?
3. Почему он “заставляет” Веру послушать
вторую сонату Бетховена?
(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же
умиротворённое выражение на масках великих
страдальцев – Пушкина и Наполеона. Желтков велик
своим страданием, своей любовью. Символична
деталь розы, означающей любовь, смерть (
стихотворение И. Мятлева “Розы”, И. С. Тургенева
“Как хороши, как свежи были розы”), совершенство
мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое:
генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо
прекрасно, как стихи, убеждает читателя в
искренности и силе его чувств. Для Желткова
любить Веру даже без взаимности – “громадное
счастье”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в
восторге говорю: “Да святится имя Твое”. Желтков
любит по-настоящему, любовью страстной,
бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала
в его сердце прекрасное чувство. Смерть не
страшит его. Гранатовый браслет, не принятый
Верой, герой просит повесить на икону. Это
обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд
со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как
Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без
реализации, но герой остался непонятым.
Вера, не сумевшая принять дар любви, чувствует
себя виноватой. Три шага предпринимает Желтков,
чтобы объясниться с Шеиным, Верой, всем миром.
Шеину он обещает, что больше не потревожит его,
Вере – она отказывается его слушать – он говорит
о том же.
Посмертно Желтков завещает Вере послушать
сонату Бетховена, величественное размышление о
даре жизни и любви. Величие пережитого простым
человеком постигается под звуки музыки, как бы
донёсшей его потрясения, боль, счастье, и
неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое,
вселяет ответное облагораживающее страдание.)
5. Обобщающая беседа
Прослушивание музыкального фрагмента сонаты Л.
Бетховена “Largo Appassionato”.
На фоне музыки звучат слова в исполнении
подготовленного ученика, которые слагались в уме
Веры: “Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках
жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на
мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка,
ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна
молитва: “Да святится имя твое”.
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. Я
думаю, что трудно расстаться телу с душой, но,
Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая
любовь. ” Да святится имя твое”.
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук
твоей походки. Сладкой грусть, тихой, прекрасной
грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я
не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так
угодно было богу и судьбе. ” Да святится имя
твое”.
В предсмертный печальный час я молюсь только
тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня.
Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я
презираю смерть, но в сердце полон хвалы тебе:
“Да святится имя твое”.
Ты и люди, которые окружали тебя, все вы не
знаете, как ты была прекрасна: И, умирая, я в
скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою –
слава тебе.
Вот она идёт всё усмиряющая смерть, а я говорю –
слава тебе!
:Ты ведь единственная и последняя любовь:
Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому, что мы с
тобой любили друг друга только одно мгновение, но
навеки”:
– О чем рассказала Вере музыка?
(Что есть жизнь и что есть любовь. Музыка
проясняет Веру самой себе. Это главный дар
Желткова, который объяснил Вере её совершенство.
Так быстро всё объяснить человеку могут музыка,
любовь, смерть. Вера переживает духовное
единение с человеком, отдавшим ей свою жизнь.
Ответное чувство состоялось, навеки пробудив в
ней жажду мыслить и чувствовать по-настоящему.)
– В чём проявился талант любви Желткова?
(В силе любви, способной вызвать преображение
души, совершенствовании личности и духовного
мира любящего человека).
– Как соотносятся стихи А. С. Пушкина и рассказ
Куприна? ( Чтение подготовленными учащимися
стихотворений “Я вас любил: любовь, ещё быть
может:”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла:”
).
(В обоих произведениях: рассказе и “Я вас
любил:” выражено преклонение перед любимой,
самопожертвование и боль страдающего сердца. В
стихотворении “На холмах Грузии” и в рассказе
объясняется природа любви: “:И сердце вновь
горит и любит – оттого, что не любить оно не
может”.)
– Почему талантом любви Куприн наделил
“маленького человека”?
(Автор показывает благородство души простого
человека, его способность к возвышенным чувствам
путём противопоставления героя высшему
обществу. Не может сильное, бескорыстное чувство
возникнуть в том мире, где ценятся благополучие,
спокойствие, положение в обществе. ” Маленький
человек” возвышается, становится велик своей
любовью).
– Какие чувства и мысли вызвал у вас этот
рассказ?
(Чувство просветления: он помогает понять, что
мы можем лишиться, если вовремя не заметить
большое, настоящее в жизни).
Купринская тема романтической любви глубока и
притягательна. Несмотря на трагедию, любовь
остаётся в нашей памяти величественной и
светлой.
Домашнее задание. Написать письмо одному из
героев рассказа.
Отношения Желткова и Веры Шеиной (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)
В основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» лежат взаимоотношения между Верой Шеиной и Желтковым, которые наполнены настоящим трагизмом.
Развитие любовной истории начинается тогда, когда Желтков видит Веру Николаевну в цирке. Герой признается в том, что в первую же секунду он полюбил ее, потому что на свете не было никого и ничего похожего на Веру.
Любовь Желткова возникает еще тогда, когда Вера не была замужней женщиной. Когда героиня выходит замуж за князя Шеина, Желтков продолжает со всей искренностью любить Веру, потому что не в силах отказаться от своих чувств.
На протяжении целых восьми лет (шесть из которых Вера находилась в браке с Василием Львовичем) Желтков испытывает искреннее чувство любви, которое является единственной ценностью в жизни Желткова. Он признается в том, что ничего, кроме нее, не заботит его в жизни. Для героя вся жизнь заключается в его возлюбленной. Желтков уверен в том, что его чувства – настоящая любовь, а не маниакальная идея или болезнь, как могут подумать другие люди.
Сначала герой чуть ли не каждый день посылает своей возлюбленной письма, в которых признается в своих чувствах. Желтков тайно наблюдает за Верой Шеиной, с подробностью описывает то, где она находилась в тот или иной день, в каком она была наряде.
Однако письма перестают приходить так часто в результате того, что сама Вера Шеина написала Желткову записку, в которой просила оставить ее в покое. Теперь Желтков присылает письма только по праздникам.
В день именин Веры Шеиной Желтков присылает ей подарок с запиской, в которой рассказывает о том, что перед ней семейная ценность – гранатовый браслет. Отдавая свою семейную реликвию, Желтков демонстрирует то, насколько сильна и бескорыстна его любовь. Герой готов отдать последнее, чтобы порадовать возлюбленную.
Получив подарок, Вера Шеина чувствует беспокойство. Она сразу же рассказывает о произошедшем мужу, который вместе с братом Веры Николаем Николаевичем принимают решение узнать, кем является незнакомец, и посетить его.
При разговоре мужа и брата Веры с Желтковым Василий Львович верит в истинность чувств Желткова. Он жалеет его, в то время как Николай Николаевич довольно грубо и жестоко обращается с Желтковым.
Желтков дает обещание родственникам Веры и самой Вере, что он больше не станет докучать ей. Он слушается свою возлюбленную, которая просит его как можно скорее прекратить эту историю. Герой пишет прощальное письмо к Вере и совершает самоубийство.
Узнавшая об этом Вера понимает, что мимо нее прошла искренняя и самоотверженная любовь, любовь совершенно исключительного характера. Она решается увидеть человека, который любил ее на протяжении восьми лет. Вера отправляется проститься с совершившим самоубийство Желтковым и целует его в губы. После героиня слушает сонату, о которой в письме упоминал Желтков, и понимает то, что он ее действительно любил. И после прослушивания сонаты Бетховена Вера поняла, что Желтков не держит на нее зла, что он ее простил.
Понравилось сочинение? А вот еще
Любовная линия между Желтковым и Верой Шеиной занимает центральное место в купринской повести «Гранатовый браслет». Кульминационным эпизодом в данной линии является прочтение Верой Шеиной предсмертного письма Желткова.
Стоит отметить, что Вера получает письмо в тот момент, когда вспоминает фразу генерала Аносова: «Может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь».
Получив послание, героиня с неожиданной для самой себя нежностью стала разворачивать последнее послание Желткова.
Человек, который на протяжении восьми лет любил Веру самой чистой и самоотверженной любовью, в письме утверждает, что его любовь была настоящим счастьем. Желтков признавался Вере в том, что вся его жизнь была наполнена только ею. Мысли, мечты – все было, как признается Желтков, связано только с Верой.
Главный герой описывает день, когда он встретил Веру и влюбился в нее с первой же секунды. Для Желткова никого не было лучше Веры и ничего не было лучше Веры.
Желтков обращает внимание: его поведение по отношению к ней – «не болезнь, не маниакальная идея». Герой уверен: это истинная любовь, которой он был награжден самим Богом.
Желтков признается в том, что он лишь сейчас понял, что «неудобным клином врезался» в существование Веры. Он просит за это прощение, а также стыдится своей ошибки: он прислал ей браслет, который мог принести гостям Веры негативное впечатление.
Центральный персонаж благодарит Веру за то, что она просто есть на свете. Он признается, что самым дорогим, что у него было, являлись краденный им платок Веры, записка, которую написала его возлюбленная, забытая Верой программа художественной выставки.
Желтков ни о чем не жалеет, он не боится того, что был смешон Вере и ее близким. Он высказывает ей свою благодарность за факт того, что она стала его счастьем.
В своем письме Желтков обращается к Вере Шеиной так, чтобы она ни в коем случае не почувствовала своей вины в том, что произойдет с ним. Герой специально не говорит о том, что собирается совершить самоубийство, он говорит о том, что он уезжает, что теперь ничего, что бы о нем напоминало, не останется, что он никогда больше не вернется. Желтков отмечает: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»». В этих словах отражается бесконечная благодарность и чистая любовь. Свое послание герой заканчивает пожеланиями счастья, что говорит о том, что именно благополучие Веры было для героя самым важным.
Прочитав письмо, Вера понимает, что он не просто уехал из города, что он покончил собой. Она упрекает мужа в том, что он вместе с ее братом «сделали что-нибудь не так, как нужно».
Желтков просит в письме сжечь письмо, однако Вера, вероятнее всего, не делает это. Это единственное, что осталось у нее от любви, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
В письме Желтков упоминает любовь Веры к музыке. Он просит послушать вторую бетховенскую сонату. Вера слушает композицию и осознает, насколько велика, насколько жертвенна была любовь Желткова.