Стадии профессионального становления
Профессиональное
становление охватывает длительный
период жизни человека (35—40 лет). В
течение этого времени меняются
жизненные и профессиональные планы,
происходит смена социальной ситуации,
ведущей деятельности, перестройка
структуры личности. Поэтому возникает
необходимость разделения данного
процесса на периоды, или стадии. В связи
с этим встает вопрос о критериях
выделения стадий в непрерывном процессе
профессионального становления.
Поскольку
на выбор профессионального труда,
становление специалиста влияют
социально-экономические факторы,
то правомерно в качестве основания
членения профессионального развития
человека избрать социальную ситуацию,
которая детерминирует отношение
личности к профессии и профессиональным
общностям.
Следующим
основанием дифференциации профессионального
становления выступает ведущая
деятельность. Ее освоение,
совершенствование способов выполнения
приводят к кардинальной перестройке
личности. Очевидно, что деятельность,
осуществляемая на репродуктивном
уровне, предъявляет иные требования
к личности, чем частично поисковая
и творческая. Психологическая организация
личности молодого специалиста,
осваивающего профессиональную
деятельность, вне всякого сомнения,
отличается от психологической
организации личности профессионала.
Следует иметь в виду, что психологические
механизмы реализации конкретной
деятельности на репродуктивном и
творческом уровнях настолько
различны, что их можно отнести к
разным типам деятельности, т. е. переход
с одного уровня выполнения деятельности
на другой, более высокий, сопровождается
перестройкой личности.
Таким
образом, в качестве оснований для
выделения стадий профессионального
становления личности оправданно
взять социальную ситуацию и уровень
реализации ведущей деятельности.
Рассмотрим влияние этих двух факторов
на профессиональное становление
личности.
4. После
окончания учебного заведения
наступает
стадия профессиональной
адаптации. Социальная
ситу-
ация коренным образом меняется:
новая система отно-
шений в разновозрастном
производственном коллек-
тиве, иная
социальная роль, новые социально-эконо-
мические
условия и профессиональные
отношения.
Ведущей деятельностью
становится профессиональ-
ная. Однако
уровень ее выполнения, как правило,
но-
сит нормативно-репродуктивный
характер.
Профессиональная
активность личности на этой стадии
резко возрастает. Она направлена на
социально-профессиональную адаптацию
— освоение системы взаимоотношений в
коллективе, новой социальной роли,
приобретение профессионального опыта
и самостоятельное выполнение
профессионального труда.
5. По
мере освоения профессии личность все
боль-
ше погружается в профессиональную
среду. Реализа-
ция деятельности
осуществляется относительно
устойчивыми
и оптимальными для работника спосо-
бами.
Стабилизация профессиональной
деятельно-
сти приводит к формированию
новой системы отно-
шений личности к
окружающей действительности и
к самой
себе. Эти изменения ведут к образованию
но-
вой социальной ситуации, а сама
профессиональная
деятельность
характеризуется индивидуальными
личностно-сообразными
технологиями
выполнения.
Наступает
стадия первичной
профессионализации и
становления
специалиста.
6. Дальнейшее
повышение квалификации, инди-
видуализация
технологий выполнения деятельности,
выработка
собственной профессиональной
позиции,
высокое качество и
производительность труда приво-
дят
к переходу личности на второй
уровень профессио-
нализации, на
котором происходит становление
про-
фессионала.
На
этой стадии профессиональная активность
постепенно стабилизируется, уровень
ее проявления индивидуализируется
и зависит от психологических
особенностей личности. Но в целом
каждому работнику присущ свой устойчивый
и оптимальный уровень профессиональной
активности.
7. И
лишь часть работников, обладающих
творче-
скими потенциями, развитой
потребностью в само-
осуществлении
и самореализации, переходит на сле-
дующую
стадию — профессионального
мастерства и
становления
профессионалов. Для нее характерны
высокая
творческая и социальная активность
лично-
сти, продуктивный уровень
выполнения профессио-
нальной
деятельности. Переход на стадию
мастерст-
ва изменяет социальную
ситуацию, кардинально
меняет характер
выполнения профессиональной
де-
ятельности, резко повышает уровень
профессиональ-
ной активности личности.
Профессиональная актив-
ность
проявляется в поиске новых, более
эффектив-
ных способов выполнения
деятельности, изменении
устоявшихся
взаимоотношений с коллективом, по-
пытках
преодолеть, сломать традиционно
сложив-
шиеся методы управления, в
неудовлетворенности
собой, стремлении
выйти за пределы себя. Постиже-
ние
вершин профессионализма (акме) —
свидетель-
ство того, что личность
состоялась.
Таким
образом, в целостном процессе
профессионального становления
личности выделяется семь стадий
(табл. 11).
Переход
от одной стадии профессионального
становления к другой означает смену
социальной ситуации развития, изменение
содержания ведущей деятельности,
освоение либо присвоение новой
социальной роли, профессионального
поведения и, конечно, перестройку
личности. Все эти изменения не могут
не вызывать психической напряженности
личности. Переход от одной стадии к
другой порождает субъективные и
объективные трудности, межличностные
и внутриличностные конфликты. Можно
утверждать, что смена стадий инициирует
нормативные кризисы
профессионального становления
личности.
Мы
рассмотрели логику профессионального
становления в рамках одной профессии,
однако, по данным Министерства труда
Российской Федерации, до 50 % работников
меняют в течение трудовой жизни
профиль своих профессий1,
т. е. последовательность стадий
нарушается. В условиях возрастающей
безработицы человек вынужден повторять
отдельные стадии вследствие вновь
возникающих проблем профессионального
самоопределения, профессиональной
переподготовки, адаптации к новой
профессии и новому профессиональному
сообществу.
1
См.: Забродин
Ю. М. Профессиональное
становление: от профобразования — к
профессиональной карьере //
Профессиональное самоопределение
учащихся, их трудоустройство и социальная
защита. — Омск, 1993. — С. 37.
В
связи с этим возникает необходимость
создания новых технологий
профессионального развития и становления
личности, ориентированных
на постоянно изменяющийся рынок труда,
развивающих профессиональную
мобильность и повышающих
конкурентоспособность специалистов.
1
См.: Бодалев
А. А. Вершина
в развитии человека: характеристики
и условия достижения. — М., 1998. — С.
24—30.
О
взаимодействии индивидного, личностного
и профессионального развития человека
Характеристика
человека как индивида определяется
его биологическими особенностями:
наследственностью, особенностями
организма, состоянием здоровья,
физической и психической энергетикой.
Индивидные особенности влияют на темп
и уровень развития человека и как
личности, и как профессионала. К
ведущим личностным характеристикам
человека относятся его отношения,
мотивы, интеллект, эмоционально-волевая
сфера. Они косвенно, опосредованно
влияют на индивидное развитие и в
основном обусловливают профессиональное
становление. Уровень профессиональных
достижений человека определяется
и индивидными особенностями, и
личностными характеристиками.
Реальные
сценарии жизни человека отличаются
большим разнообразием. В зависимости
от соотношения темпов различных
видов развития А. А. Бода-лев выделяет
следующие сценарии развития взрослого
человека:
4.
Относительное соответствие темпов
индивидного, личностного и
профессионального развития, которое
представляет собой оптимальное
соотношение, обусловливающее
реализацию, «выполнение» человеком
себя1.
На
индивидное развитие решающее влияние
оказывают биологические факторы,
на личностное -психические особенности
и ведущая деятельность, на профессиональное
— социально-экономические факторы и
ведущая (профессиональная) деятельность.
Все три вида развития взаимосвязаны,
и если учесть, что развитие идет
неравномерно, то у каждого человека
складывается своя уникальная траектория
развития. Большое влияние на индивидуальные
сценарии профессионального становления
оказывает содержание профессиональной
деятельности. Профессиональные
достижения, удовлетворяя потребности
в самоутверждении, ведут к перестройке
профессионального самосознания,
оказывают влияние на систему мотивов,
отношений и ценностных ориентации
и в конечном счете инициируют перестройку
всей структуры личности. В отдельных
случаях хорошее физическое развитие
становится условием и побудителем
высокой профессиональной активности
и основой успешного личностного роста.
Обобщая
вышеизложенные рассуждения, можно
констатировать, что индивидное,
личностное и профессиональное
развитие человека в индивидуальной
жизни взаимодействуют и порождают
широкий спектр сценариев профессиональной
жизни. Вершинные достижения человека
располагаются на разных стадиях
профессионального становления лично-
Профессиональное развития – это изменения психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности. Э.Ф. Зеер выделяет следующие стадий профессионального становления личности: 1) аморфная оптация – зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0–12 лет); 2) оптация – формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии; 3) профессиональная подготовка начинается с поступления в профессиональное учебное заведение, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена; 4) профессиональная адаптации – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда; 5) первичная профессионализация и становление специалиста – стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе; 6) Становление профессионала – выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда; 7) Профессиональное мастерство – высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности.
Профессионально обусловленные колебания порождают субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Развертывание этих психологических проблем приводит к кризисам профессионального развития – непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития. Основными признаками профессиональных кризисов является: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки себя, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей. Профессиональные деформации – разрушение личностных подструктур, искажение профессионально-личностного профиля специалиста. Виды деформаций: 1) Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у руководителей – синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. 2) Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность. 3) Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности: темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру деятельности. 4) Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. Это может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм.
Федеральное казенное учреждение Центр экстренной психологической помощи
ФКУ ЦЭПП МЧС России
Профессиональное
– это сохранение и развитие физического, эмоционального и психологического благополучия.
Оно обеспечивает специалисту не только максимальную продолжительность жизни, но и профессиональное долголетие.
Этапы профессионального становления
Этап формирования профессиональных намерений
Этап профессионального обучения
Этап профессиональной адаптации
Этап реализации личности в профессиональном труде
Этап формирования профессиональных намерений
Это период «выбора профессии».
Происходит планирование профессионального жизненного пути.
Формируются представления о профессиональной общности, принимаются соответствующие конкретные и твердые решения.
Этап профессионального обучения
Происходит овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного профессионального старта.
Развиваются профессионально важные качества. Формируется профессиональная пригодность.
Этап профессиональной адаптации
Стадия адаптации молодого специалиста.
«Привыкание» к работе. Вхождение в тонкости профессиональной деятельности. Важным является наличие наставника.
Стадия «вхождения в профессию».
Профессионал стал опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути. Он обладает опытом для самостоятельного и эффективного решения основных профессиональных задач.
Этап реализации личности в профессиональном труде
Стадия мастера
На данной стадии специалист:
Может решать любые профессиональные задачи;
Обрел определенный индивидуальный стиль профессиональной деятельности;
Демонстрирует стабильные результаты;
Имеет опыт уникального решения задач;
Обладает личностной зрелостью.
Стадия авторитета
Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела.
Он имеет высокие формальные показатели.
Существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом.
Стадия наставника
Вокруг специалиста собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих его подход к решению задач.
Специалисту начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды» о нем.
Коллеги стремятся ознакомиться с опытом профессионала, перенять этот опыт.
Ярко проявляется профессиональная интуиция.
Соседние файлы в папке Раздел I
Лекции по дисциплине «Педагогическая психология»
В качестве оснований для выделения стадий профессионального становления
личности Э. Ф. Зеер берет социальную ситуацию развития и уровень реализации ведущей деятельности.
Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты .
Основные психологические новообразования стадии
Профессионально ориентированные интересы и склонности
Оптация (12-16 лет)
Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение
Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества
Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд
Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность
Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития
Л. М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:
Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию.
Навигация по записям
Профессиональное становление личности нельзя искусственно оторвать от жизненного пути человека в целом. Большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные периоды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития.
I. Допрофессиональное развитие
1. Стадия предыгры («эпоха раннего детства», по Б. Д. Эль-конину) – от рождения до 3-х лет. В процессе общения со взрослыми развитие функций избирательного восприятия, координированных манипуляторных действий, речи, усвоение простейших правил поведения и моральных оценок; на основе первичного познавания окружающего мира и исходного формирования личностных структур (потребностных, когнитивных, эмоциональных и др.) создание предпосылок для включения в игровую деятельность.
2. Стадия игры (период дошкольного детства) – с 3 до 6– 8 лет. Овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, межлюдскими отношениями, соответствующими действиями в системе игр (планирование действий и поведения, мысленное предвосхищение, ориентация в пространстве, координация движений, развитие когнитивных процессов и т. д.); закладывание элементов эмоционально-волевой регуляции поведения, дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, формирование индивидуального стиля поведения и готовности к школьному образованию.
3. Стадия овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста) – с 6–8 до 11 – 12 лет. Начальное ознакомление с содержанием различных сфер жизнедеятельности человека, проявление первичных интересов к труду, в игровой деятельности моделирование элементов трудовой деятельности, развитие способностей самоконтроля и самооценки, воображения, планирования, самоанализа; усвоение новых социальных норм, развитие чувства личной и коллективной ответственности за порученное дело,осознание понятия и чувства долга.
Три первых стадии развития формируют личность ребенка как субъекта будущей трудовой деятельности, закладывают в его психический склад системы регуляции поведения, зарождают интерес к различным проявлениям жизнедеятельности человека, развивают первичные трудовые ориентации, мотивационно-потребностную, когнитивную, эмоционально-волевую и другие сферы личности.
II. Развитие в период выбора профессии
4. Стадия оптации (подготовка к жизни и труду, выбор профессии) – с 11 –12 до 14–18 лет. Овладение системой социально значимых ценностных представлений о построении жизни и профессиональном пути, усвоение системы должных отношений с товарищами и взрослыми, активный самоанализ отношения к миру взрослых, формирование информационных основ моральной, социальной и профессиональной направленности, самооценки собственной профессиональной пригодности на основе анализа своихвозможностей и степени развития профессионально важных качеств, активные попытки самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации.
III. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала
5. Стадия профессионального обучения – с 15–18 до 19– 23 лет. Целенаправленное освоение системы знаний, практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности, формирование целостных представлений о данной профессиональной общности, развитие и наполнение предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности, формирование профессиональной пригодности к обучению профессии (ближняя цель) и к реальной практической деятельности (отдаленная цель) на основе развития профессионально важных качеств и профессионально ориентированных психологических структур личности (операционной основы профессионального самоопределения, элементов профессионального мышления, памяти, психомоторики и т. д.).
6. Стадия профессиональной адаптации – с 19–21 до 24–27 лет. Приспособление к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности, дальнейшее развитие самоопределения в избранной профессии, самоосознание правильности выбора профессионального пути, согласование жизненных и профессиональных целей и установок, формирование значимых черт личности профессионала, развитие профессионально важных качеств, специальных способностей, эмоционально-волевых качеств.
7. Стадия развития профессионала – с 21–27 до 45—50 лет. Совершенствование личностной структуры профессионала (практического мышления, восприятия, памяти, психомоторики, характерологических черт, способностей и т. д.), развитие операционных качеств, формирование методов и способов психологического обеспечения трудового процесса, развитие приемов самооценки, саморегуляции, самосовершенствования и т. д.
На данной стадии становления профессионала чаще всего возникают возможность, необходимость периодического изменения характера трудовой деятельности в связи с развитием технических систем, технологических процессов, организации производства, а также смена видов деятельности (от исполнительской до руководящей различного ранга). Это влечет за собой перестройку требований к личности профессионала и сопровождается такими особенностями его развития и становления, которые в определенной степени характерны для 6-й или даже 5-й стадии.
8. Стадия реализации профессионала – с 45–50 до 60–65 лет. Полная или частичная реализация профессионального потенциала, стабилизация основных операционных структур, личностные черты носят, как правило, устойчивый характер, облик личности построен, достаточно хорошо выражена компенсация некоторых психических функций, намечаются признаки снижения активности, корректируются жизненные цели.
Стадия спада – с 61–66 и более лет. Прогрессивное снижение профессиональной активности или сужение ее сферы, угасание многих профессиональных интересов, перестройка жизненных установок, изменение ценностных ориентации, возникновение противоречий между функциональными возможностями личности и намерениями, желаниями, ближайшими целями, ухудшение функционального состояния (болезни, расстройства), резко меняющее жизненную направленность. Однако в этой стадии представители некоторых профессий (особенно творческих) долго сохраняют не только профессиональную направленность жизнедеятельности, но также психологический и профессиональный потенциал, личностную ориентацию на продуктивную трудовую деятельность.
Стадии 7 и 8, в свою очередь, можно разделить на несколько профессиональных периодов (по Е. А. Климову):
а) период интернала – опытный работник, любит свое дело, проявляет к нему устойчивый интерес, самостоятельно и успешно справляется с основными профессиональными функциями;
б) период мастерства, мастера – работник решает весь диапазон профессиональных задач в нормальных и нештатных условиях, обладает специальными умениями, выделяется универсализмом, выработал свой индивидуальный стиль деятельности, имеет высокий разряд, категорию, звание;
в) период авторитета – обладая предыдущими качествами, работник становится мастером своего дела, широко известен в профессиональном сообществе, отрасли, стране;имеет высокий чин, категорию, звание, ученую степень; с его мнением все считаются; наличие богатого опыта, умения, привлечение помощников компенсируют возможнуюпотерю здоровья, сил, активности;
г) период наставничества, наставника – авторитетный мастер своего дела, у которого можно поучиться; окружен последователями, учениками – есть кому передать свои знания, опыт.
Из всех стадий формирования личности профессионала, пожалуй, наибольшее внимание уделено изучению 4, 5 и 6-й стадиям, которые достаточно полно отражают отрезок развития личности в процессе ее профессионального самоопределения на этапах подготовки и выбора профессии. Значительно меньше внимания в исследованиях проблемы развития личности и формирования личности профессионала уделялось стадиям его развития и проявления в реальной деятельности. В то же время в век научно-технического прогресса и больших социально-экономических перемен к зрелой личности, к ее профессиональной пригодности предъявляются все более высокие профессиональные требования на фоне частых изменений жизненных и профессиональных позиций и установок.