Егорова Елена
Отзыв о товаре
ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ
по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре
ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу
, выявляются узкие места
в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время
, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра
Отзыв о товаре
ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты.
Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре
Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво
.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио
.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов, ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”
Отзыв о товаре
Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без “воды”.
Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же
, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась
и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время
, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу
Отзыв о товаре
ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени
, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!
Тема: ” Проблемы преподавания математики в школе”.
В школьном математическом образовании сегодня можно выделить ряд проблем, но я, остановлюсь на тех, с которыми приходится сталкиваться чаще всего.
- Низкий уровень мотивации к обучению у учеников и родителей.
В наших школах отсутствует практика мотивировать детей на успех, когда школьникам на пальцах объясняют необходимость изучения базовых дисциплин с прицелом на взрослую жизнь. Многие родители в своём школьном возрасте не любили предмет «математика» и навязывают свою точку зрения ребенку, тем самым убивая у него интерес к изучению дисциплины.
Решением данной проблемы, на мой взгляд, служит проведение «урока успеха», где будет рассказываться «Зачем нужна математика в жизни человека», представители различных профессий, сделавшие удачную карьеру, поднявшиеся по социальной лестнице, расскажут детям о том, как учеба в школе помогла им на жизненном пути, также можно рассказать о способах как учиться эффективнее.
Приблизительно, что можно рассказывать на уроке:
Математика – это фундаментальная наука, её методы применяются почти во всех областях знания. Именно математика учит нас логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, анализировать, строить умозаключения, тренирует нашу память. Она учит нас действовать нестандартно, тем самым помогая вызывать интерес со стороны окружающих и добиваться успехов в жизни.
Благодаря математике нам открываются большие возможности, например, в изучении космоса и реализации проектов, связанных с его освоением, т.к. есть возможность избежать проведения многих дорогостоящих и опасных экспериментов. Заранее можно провести расчёт необходимых параметров космического аппарата, который планируется запустить с Земли для какой-либо цели. В этом случае сложные математические расчёты обеспечивают точные прогнозы и способствуют безопасному полёту, не подвергая тем самым жизни людей опасностям.
Или же задумайтесь, стали бы вы читать книгу, где, например, нарушена последовательность изложения, сам тест несвязный, повествование начинается с середины, продолжается концом, а завершается началом? Недостаток последовательности изложения, нарушение логических связей между отрывками из текста испортят даже самые лучшие произведения с оригинальными задумками. Не научившись правильно и вовремя выявлять то, что является действительно важным, а что второстепенным, мы можем погубить свои «лучшие произведения» – наши жизни.
Способы эффективного обучения для школьников: 1. Помимо того, что решали и рассказывали на уроке, надо самостоятельно ознакомиться с теоритической частью темы (почитать учебник, посмотреть видеоуроки, презентации в интернете) и конечно обязательно закрепить материал, прорешать упражнения по пройденной теме. 2. Делать заметки от руки (письмо от руки может быть долгим и утомительным занятием, но оно само по себе способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. А перефразирование информации своими словами помогает дольше сохранить её в памяти) 3. Не забывать о сне (исследования показали, что между сном и обучением существует тесная связь. Сон крайне важен в процессе запоминания. Новая информация закрепляется в памяти во время фазы глубокого сна)
- Проблема связанная с учебниками.
И дело здесь не только в их количестве, но и в содержании. Проблема в том, что одни и те же темы могут быть изложены в учебниках за разные годы обучения. То есть может оказаться, что ученик, перешедший из начальной школы в основную, в 5 классе встречается с тем, что эта информация, которую они сейчас проходят уже не нова, т.е повторяется с прошлого года и многие начинают запускать учёбу, поскольку они уже всё знают и им становится скучно, неинтересно на уроках.
Нельзя обойти проблему составления задач в учебнике, иногда они могут быть составлены некорректно или например, в ЕГЭ используются задания по темам, которые в перечень школьной программы даже не включены.
Решение: закупать школе линейку учебников одного автора с правильно методическим разработанным материалом, легким для усваивания детьми информации, проведение доп.уроков подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, где будет рассказываться, как решать задания, которых нет в программе изучения математики .
- Проблема наличия и доступности «решебников».
Решение: чаще проверять домашнее задание у детей, проверяя тем самым списал ребенок или решал дз сам. Чаще вызывать подростков решать номера из учебника у доски. Не всегда выполнять задания из учебника, можно самому учителю разработать перечень упражнений по теме или дать задание детям творческой направленности, где они должны будут поработать самостоятельно или в группах.
- Неготовность ряда учителей к использованию на уроках математики новых, продуктивных методов и приёмов обучения.
Решение: Нужно внедрять на уроки новые приёмы и методы. Можно использовать такие приемы на уроке, как «мозговой штурм», «снежный ком», «ромашка Блума» и тд. На практике часто используются такие формы, как Неделя математики, вечера, различные соревнования, игры, викторины, конкурсы, школьные олимпиады, научные конференции, изготовление математических моделей и др.
Итак, в школьном математическом образования есть проблемы, но все они решаемы. Ведь самое главное для учителя – научить школьника мыслить, рассуждать, доказывать. Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых. Мы знаем, что это нелегко. Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели.
Ключевые проблемы воспитания в общеобразовательной организации
Лучер В. Ю., учитель английского языка ВК
«Образование в руках человека невоспитанного,
все равно, что меч в руках дикаря!»
Воспитание, как известно, самая непостижимая часть педагогики. Был проведен опрос среди учителей, директоров школ и ученых по вопросу воспитания:
Проблемы взаимосвязи родителей и классных руководителей. Живое общение часто заменено отправкой электронных и почтовых сообщений. Не хотят родители идти в школу, а обсуждение проблем по телефону не всегда эффективно.
Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми.
Управление воспитательным процессом в школе должно быть более гибким. Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, как неодинаковы дети в разных классах. Что хорошо для одних – неприемлемо для других.
Информатизация учебного и воспитального процесса. Развитие научно-технического творчества. Проблема «отцов и детей».
Влияние на воспитание киноиндустрии и масс-культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры.
Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу, и здесь идет борьба на выживание – кто сильнее – любыми способами. К сожалению, примеры черпаются из боевиков.
Снизились общий уровень культуры и кругозор учащихся, они мало читают, низкая мотивация к учебе (главный лозунг: сейчас все можно купить!). Но пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи. К сожалению, подростки не знают ничего ни про Холокост, ни про историю политических репрессий в СССР. Возможно, в этом причина ростков фашизма и русского шовинизма в России.
Дети брошены: родители массово уезжают на заработки. Социальное расслоение в классах. Школа ставит задачи, далекие от интересов детей: старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ.
Практически все школьные ситуации строятся таким образом, что у ребенка не возникает необходимости в самостоятельном принятии решения. Педагоги не очень хорошо представляют, что нужно современным подросткам и молодым людям.
Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея г. Ижевск
Сама структура школы не позволяет работать индивидуально, а без индивидуального подхода развивающие задачи решить невозможно. Такая работа может быть эффективной только при совместных усилиях семьи и школы.
Откат аппарата чиновников к временам диктаторского насаждения установок. Жесткая регламентация, попытки структурировать и ранжировать работу всех школ по единому образцу, понятному чиновникам. В основе – желание чиновников уберечь себя от любых возможных проблем. Например, именно поэтому все меньше педагогов ездят в поездки, ходят в походы, даже на экскурсии.
Николай Изюмов, заместитель директора ГОУ школа № 1199 «Лига Школ» г. Москва
Роза Шерайзина, ректор Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого
Из-за бесконечных циркуляров, предписаний и другой бумажной рутины учитель не бывает в состоянии свободы, а свобода в воспитании превыше всего.
Назидательность: важно не учить ребенка жить, а создать ауру, атмосферу, которая соответствует прекрасным человеческим отношениям. Зачастую к детям относятся как к средству для достижения своих целей, тогда как каждый ребенок есть ценность нескончаемая.
Виталий Ремизов, руководитель Инновационного центра повышения квалификации «Школа Л. Н. Толстого» г. Москва
Исходя из опроса и просмотрев новые требования к воспитанию, следует выделить
ключевые проблемы воспитания в школе
- Девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании:
лат. de «понижение» + лат. valeo «иметь значение; сто́ить») снижение ценности воспитания у педагогов. Мы привыкли учить так как учили всегда. Но сегодня, в условиях современного мира, т.е. модернизации, необходимо учитывать новые факторы обучения и воспитания современного поколения. - Слабая мотивация к воспитанию у педагогов общеобразовательных организаций: конечно. Не бывает виноватых только с одной стороны, но педагог «как знающая личность» сегодня должен не просто передать свои знания, а показать где и как это можно применить, зачем это нужно, что с этим делать дальше?!
- Отсутствие системного подхода в организации воспитательной деятельности: каждый классный руководитель имеет свой подход, свое понятие к системе воспитания, но в одной организации существует единая цель, которую следует добивать всеми путями, всеми силами, не исключая современные методы, формы работы.
- Использование без учета произошедших в нашем обществе и в воспитанниках изменений старых форм и содержания воспитания: образование не стоит на месте, возможно и ничего нового и нет, все забытое старое, только в новой обертке, с новым бантиком, но хорошо очень нам знакомо. Использовать то, чему нас с вами учили много лет назад – это очень хорошо, но сегодня мы развиваем личность, которая должна быть самостоятельной, умеющей думать, а не зубрилку, которая умеет оперировать только понятиями.
- Недостаточное взаимодействие, координация между участниками воспитания. Говоря о взаимодействии, здесь важно помнить, что учитель- ученик- родитель – это все одна связка, элементы которого являются важными объектами в судьбе каждого ребенка.
- Доминирование количественных оценок результатов воспитания.
это такое распределение ролей, при котором один человек постоянно уступает другому, если происходит случай столкновения интересов. Доминирование оценок – это не отметки, а результат, который получает обучающийся за свою работу. Важно, чтобы каждый ребенок понимал за что его похвалили или дали шанс на исправление. - Отсутствие системной работы и реальных механизмов повышения социального и профессионального статуса специалистов в области воспитания и педагогов, осуществляющих функции классного руководителя. Каждому классному руководителю необходимо проходить курсы повышения квалификации, квесты, семинары, круглые столы по вопросам воспитания подрастающего поколения. Так воспитывая себя, мы начинаем воспитывать других.
Анализируя работу коллектива за прошлый учебный год и первую четверть 2021-2022 учебного года, выражаю благодарность всем классным руководителям. Но среди нас есть и те, кто сделал чуть больше, кто вместе с детьми занимал призовые места в городе, области и России: 2в, 3г, 4в, 5в, 6в, 7г, 8в, 9а, 9б, 9в, 11 классы. Это все тоже воспитательный момент для подрастающего поколения. Много проведено бесед с родителями, учащимися, администрацией школы. Но есть и те классы, классные руководители, которые могли бы перенять опыт коллег в деле развития и воспитания классных коллективов.
Большое внимание уделяется работе с учащимися через систему дополнительного образования Навигатор. Каждый ребенок должен быть вовлечен в данную систему по своим интересам. Нельзя сказать, что это плохо. Это приносит свои «плоды». Во-первых, мы знаем сколько кружков посещает ребенок, что упрощает работу классного руководителя. Во-вторых, с сентября 2022 года все учащиеся смогут получить сертификат и использовать его по своему усмотрению.
Еще один немало важный аспект – это «Пушкинская карта». Все учащиеся от 14 до 18 лет должны быть вовлечены в культурное «оздоровление». Карта позволяет посещать бесплатно музеи и театры на территории нашего города, области и России. Данный вопрос на контроле администрации школы и управления образования.
Необходимо отметить важный профориентационный проект «Билет в будущее», в котором принимают участие 60 человек с 6 по 11 класс. Почти все учащиеся прошли тестирование, с ноября месяца 2021 году начинаются профессиональные пробы, на которых учащиеся смогут познакомиться с профессиями поближе.
Таким образом, вся работа направлена на качественное личностное развитие каждого учащегося. Наша цель едина- развитие и воспитание творческой личности, заглядывая на несколько шагов в будущее, давая возможность выбора и самореализации.
Шайхаттарова Савия Ульфатовна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2 имени Мулланура Вахитова» города Набережные Челны, учитель математики, методическая работа «Актуальные проблемы математического образования», 2017 год.
Актуальные проблемы математического образования.
Математика учит думать, логически мыслить, на что нацелены стандарты второго поколения, что необходимо практически в каждой профессии. « Царицей наук» назвал математику Гаусс, сам получивший почётный титул «короля математики». И хотя сказал он об этом в 19 веке, и сейчас нам ясно, что уже много веков тому назад именно с математики началось такое осмысление мира, которое лежит в основе становления и развития научного знания.
Современная математика по-прежнему является важнейшим инструментом для естественных наук.
Математика универсальна, всеобща, приобщает к мировой культуре именно потому, что не существует национальной, ведомственной или государственной математики.
На происходящие изменения в восприятии мира постоянно реагирует структура вузовского математического образования. Массовыми стали такие курсы, как “Дискретная математика”, “Исследование операций”, “Системный анализ”, “Теория игр”, “Теория принятия решений”. Появились новые прикладные курсы “Финансовая математика”, “Актуарная математика”, “Теория риска” и пр.
Все это заставляет задуматься о возможности осторожных и продуманных изменений как в содержании, так и в методических технологиях школьного математического образования.
Прежде всего, стоит подумать о введении в школьную программу элементов теории графов, в частности, как способа описания сложных структур, воспринимаемых при этом как единое целое. Тем более, что графы являются прекрасной базой для развития алгоритмического мышления, а это способствует и изучению информатики.
Демонстрации различных подходов к решению одной и той же задачи способствует изучение комбинаторики.
Анализу сложных процессов, протекающих в природе и обществе, способствует изучение математической логики.
Естественный вопрос, который при этом возникает: как можно расширять и без того перегруженную школьную программу?
Очевидно, что появление новых ростков на дереве всегда сопровождается отмиранием высохших неплодоносящих ветвей.
На мой взгляд, уже нет никакой необходимости заниматься тригонометрическими изощренностями, трудными задачами с параметрами, изучением искусственных приемов решения уравнений и систем уравнений, сложными задачами на прогрессии, мудреными задачами на выражение одних логарифмов через другие и прочими тупиковыми задачами, являющимися далеко не лучшим образцом так называемой “абитуриентской” математики.
Говоря о проблемах преподавания математики в школе нужно отметить сокращение количества часов. В интервью «Вестнику образования» ректор Московского института открытого образования, член корреспондент РАН и РАО, доктор физико-математических наук Алексей Семенов говорит:
Школьная математика представляет собой доброкачественный интеллектуальный материал, на этом материале достигаются важные цели, такие, как понимание объективности научного знания, опыт преодоления интеллектуальных трудностей. Тем не менее гораздо опаснее оказывается эффект сужения содержания математического образования: из всего объёма школьной математики год за годом отбирался тот материал, который усваивается механически.
Происходит ориентация школьных курсов не на действительно глубокое, системное изучение предметов, а на подготовку к поступлению в вуз, на сдачу ЕГЭ. В результате школьные курсы становятся все более примитивными
Очевидна и проблема учебников. Экспертиза, организованная и проводимая в РАН академиком В. А. Васильевым, отмечает в своем интервью А. Семенов, построена на «принципе сотни Васильева»: учебник по математике отклоняется после нахождения в нём сотой ошибки. При введении новых учебников по математике участники съезда считают необходимым:
• проведение их компетентной общественной экспертизы;
• проведение продолжительной и массовой их апробации, предшествующей замене на них грифа «допущен» грифом «рекомендован».
В педагогике накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении математике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.
В своей работе лично я исхожу из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес. В младшем школьном звене хорошие результаты дает использование игровых моментов. В средних и старших классах – создание проблемной ситуации, использование различного вида карточек и т. д. Активизации познавательного интереса способствуют современные информационные технологии.
Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей. Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.
Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.
Урок современного типа должен строиться на основе принципа
. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.
Наряду с этим большое внимание уделяется использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Одной из центральных задач, которую необходимо решить для того, чтобы правильно выстраивать математическое образование, адекватное потребностям инновационной экономики и модернизации общества, является принципиальное разделение двух подходов. Условно их называют «математика для всех» и «математика для будущих исследователей». По другой терминологии, это – базисное, профильное и углублённое обучение. В условиях общеобразовательной школы надо предельно жёстко определить минимальный необходимый уровень технической подготовки. Но при этом добиваться владения основами математической культуры как важным средством развития мышления и ориентации в мире. Главное – научить мыслить, рассуждать, доказывать.
Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых.
Мы знаем, что это нелегко. Как говорил Лев Толстой, «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
2. Всероссийский съезд учителей математиков в МГУ: тревоги и надежды//Математика в школе. – 2011. – №1;
3. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А. Н. – Москва, 2006. – 72 с.
4. Алексей Семёнов. Разным детям нужна разная математика. Вестник образования. – 2010. – №5
Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания?
На наш вопрос ответили педагоги, директора школ и ученые
Воспитание, как известно, самая непостижимая часть педагогики. « ПС» по мере возможности старается знакомить вас с результатами научных изысканий в этой области,
но пока ученые спорят о целях, результатах, субъектах
и эффектах, в каждом российском классе воспитание
так или иначе происходит ежеминутно. Причем самих классных руководителей довольно редко спрашивают
о сути их работы. Поэтому спросить решили мы вместе
с центром «Педагогический поиск».Мы попросили учителей школ, сотрудничающих с газетой, преподавателей вузов, школьных управленцев назвать самые важные, на их взгляд, проблемы в области воспитания. А потом предложили ученым прокомментировать
ту картину, которая,как из мозаики, сложилась
в результате опроса.Сегодня, на границе двух учебных полугодий, когда принято подводить предварительные итоги, мы представляем эти материалы вам.
Каждый, кого они заинтересуют, вольно или невольно займет позицию эксперта: систематизирует ответы
в соответствиисо своим педагогическим
и управленческим опытом, сделает выводы о состоянии нашего современного воспитания и о людях, профессионально занимающихся этим воспитанием. Читатель, которого увлекает подобная аналитическая работа, наверняка сначала познакомится с результатами опроса, чтобы составить собственное мнение.И только потом соотнесет его
с высказываниями приглашенных нами экспертов.Можно сделать и наоборот: сначала с помощью ученых выбрать приемлемый фокус для рассмотрения, а потом уже знакомиться с ответами коллег. Надеемся, что читатели, выбравшие как первый,
так и второй варианты, мысленно добавят к названным проблемам
и свои ответы.Результаты опроса можно использовать и как повод
Елена КУЦЕНКО
для проведения зимнего педсовета. В этом случае лучше, конечно, сначала провести подобный опрос среди педагогов школы (по желанию – анонимно), а газету до поры до времени припрятать, чтобы не было соблазна присоединиться к уже сформулированному мнению.
При таком сценарии мнения ученых-экспертов прозвучат
не вообще, а будут обращены
к каждому учителю вашей школы. Впрочем, в роли аналитика тоже может выступить кто-нибудь
из педагогов школы, использовав предложенный алгоритм систематизации проблем
и предлагая свои варианты
их разрешения.
Сотрудничество с родителями (школа не всегда привлекает родительскую общественность к решению проблем в организации воспитательного процесса, а иногда и родители не хотят участвовать в решении этих проблем).
Использование современных технологий, причем различных (чаще ведь по старинке, все «проводим мероприятие»).
Работа с подростками.
Проблемы взаимосвязи родителей и классных руководителей. Живое общение часто заменено отправкой электронных и почтовых сообщений. Не хотят родители идти в школу, а обсуждение проблем по телефону не всегда эффективно.
Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми.
Управление воспитательным процессом в школе должно быть более гибким. Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, как неодинаковы дети в разных классах. Что хорошо для одних – неприемлемо для других.
Взаимодействие классного руководителя и родителей (низкая родительская активность).
Оснащение учебного процесса (ТСО, наглядности, компьютер и т.д).
Питание в школьной столовой (многих не устраивает ассортимент блюд, предпочитают, например, булочки, чай. Но так как в столовой нет кассового аппарата, в розницу больше продавать не будут. И как будут заниматься ученики на голодный желудок, если у них бывает по семь уроков?).
Информатизация учебного и воспитального процесса.
Развитие научно-технического творчества.
Проблема «отцов и детей».
Формирование классного коллектива.
Воспитание толерантности.
Социализация ребенка в общество.
Влияние на воспитание киноиндустрии и масс-культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры.
Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу, и здесь идет борьба на выживание – кто сильнее – любыми способами. К сожалению, примеры черпаются из боевиков.
Снизились общий уровень культуры и кругозор учащихся, они мало читают, низкая мотивация к учебе (главный лозунг: сейчас все можно купить!). Но пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи. К сожалению, подростки не знают ничего ни про Холокост, ни про историю политических репрессий в СССР. Возможно, в этом причина ростков фашизма и русского шовинизма в России.
Низкая мотивация самих взрослых к самоизменению.
Умение «слышать» подростков.
Установление единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей.
Проблемы родительского контроля за обучением ребенка.
Воспитательные методики и технологии в условиях гуманизации школьного образования.
Влияние уровня развития классного коллектива на формирование интересов, склонностей и способностей воспитанников.
Гуманистическая воспитательная система школы как среда становления гармонично развитой личности.
Снижение мотивации обучения. ( Зачем учиться, если дальнейшее образование платное?!)
Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!
Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить? А теперь при новом финансировании учитель за всё отвечает рублем. Почему администрации школы позволили распределять надбавки к зарплате? И как это вообще должно происходить? Может, независимой комиссией?
Проблемы адаптации школьников, переходящих на следующую ступень обучения. « Забумаженность» работы администрации школы.
Отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности.
Образ воспитанного человека, транслируемый СМИ, далек от того, который представляют себе профессиональные педагоги.
Формы праздников и прочих мероприятий морально устарели и неинтересны детям.
Некоторые родители посылают детей работать или побираться вместо учебы.
В перспективе нет работы, нет веры в будущее.
Как справиться с драками, матом, пивом, курением? Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают.
Родители бьют детей, они не союзники в воспитании.
Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства, от семьи, автономизация личности – перекос в индивидуализм.
Нет защиты от агрессивных СМИ.
Дети брошены: родители массово уезжают на заработки.
Социальное расслоение в классах.
Школа ставит задачи, далекие от интересов детей: старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы
им – профилизацию и ЕГЭ.
Мировоззренческая. Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует.
Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект.
Неопределенность конечного продукта воспитания.
Николай Гузик, директор авторской школы
поселок Южный, Украина
Ощутимый недостаток квалифицированных кадров, способных профессионально учить и воспитывать.
Загруженность родителей необходимостью зарабатывать деньги ведет к тому, что родители перестают заниматься образованием, интеллектуальным и культурным развитием ребенка, его нравственным воспитанием, перекладывая это полностью на плечи школы.
Сама структура школы не позволяет работать индивидуально, а без индивидуального подхода развивающие задачи решить невозможно. Такая работа может быть эффективной только при совместных усилиях семьи и школы.
Откат аппарата чиновников к временам диктаторского насаждения установок. Жесткая регламентация, попытки структурировать и ранжировать работу всех школ по единому образцу, понятному чиновникам. В основе – желание чиновников уберечь себя от любых возможных проблем. Например, именно поэтому все меньше педагогов ездят в поездки, ходят в походы, даже на экскурсии.
Николай Изюмов, заместитель директора ГОУ школа № 1199 «Лига Школ»
г. Москва
Людмила Долгова, директор школы «Эврика-Развитие»
г. Томск
Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?).
У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание.
Отсутствие кузницы кадров: на воспитателей нигде не учат.
Дмитрий Тюттерин,
директор частной школы «Знак»
г. Москва
Практически все школьные ситуации строятся таким образом, что у ребенка не возникает необходимости в самостоятельном принятии решения.
Педагоги не очень хорошо представляют, что нужно современным подросткам и молодым людям.
Михаил Черемных,
директор Гуманитарного лицея
г. Ижевск
Ольга Полякова, директор школы № 6
г. Сосновый Бор
Взрослые вообще, учителя в особенности, часто путают назидание (поучение, наставление) и воспитание. Это не одно и
то же.
О воспитании обычно говорят тем больше, чем хуже решается главная задача школы – обучение. В действительности эффективность воспитания в школе зависит прежде всего от качества обучения.
Возможности школы как инструмента воспитания в действительности ограничены, и любая попытка увеличения удельного веса воспитательных функций школьного образования чревата ростом лицемерия и пустословия.
А главная проблема – в управлении образованием, в запредельной степени формализма на всех уровнях.
Алексей Нелькин, автор учебных пособий
г. Санкт-Петербург
Из-за бесконечных циркуляров, предписаний и другой бумажной рутины учитель не бывает в состоянии свободы, а свобода в воспитании превыше всего.
Назидательность: важно не учить ребенка жить, а создать ауру, атмосферу, которая соответствует прекрасным человеческим отношениям.
Зачастую к детям относятся как к средству для достижения своих целей, тогда как каждый ребенок есть ценность нескончаемая.
Виталий Ремизов, руководитель
Инновационного центра повышения
квалификации «Школа Л. Н. Толстого»
г. Москва
В школе нет детских организаций.
Большинство школ устроено без учета сегодняшних реалий возраста.
Нет хороших, идеальных форм, образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании.
Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным, социумом.
Борис Хасан, директор Института
психологии и педагогики развития
г. Красноярск
Роза Шерайзина, ректор Института
непрерывного педагогического
образования НовГУ им. Ярослава Мудрого
В последнее время много сделано для социальной маргинализации педагогов, для того, чтобы в школе оставались только героические люди. А их слой очень тонок. Многие педагоги чувствуют себя неудачниками, людьми, которые не могут занять достойное место в обществе.
Отчуждение детей и педагогов от школы, друг от друга. Воспитывать можно в той мере, в которой люди ориентированы друг на друга, слышат и принимают другого.
Галина Прозументова, заведующая кафедрой управления образования факультета психологии ТГУ
Мы благодарим всех, кто принял участие
в опросе. К сожалению, в публикацию
вошли не все ответы: мы убирали повторы
и реплики не по теме
Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук, г. Ульяновск
Педагогические задачи реальные.
И мнимые
По словам эксперта, сначала
он «собирался последовательно
отреагировать на все позиции,
мнения, суждения, но потом
показалось, что, несмотря
на разность слов, в ответах повторяются одни и те же подводные темы», которые и стали заголовками разделов этого комментария.
Я по-прежнему убежден, что воспитание может быть хоть в каком-то смысле успешным, только если воспитатели и управленцы станут большими реалистами (об этом писал несколько лет назад в книге «Реалистическое воспитание»). Однако, судя по результатам опроса, наше желание строить в воспитании воздушные замки неизбывно.
Мы желаем, чтобы появилась единая идеология, чтобы среда была гармоничной, чтобы родители оказались активны, чтобы воссоздалась единая детская организация, чтобы в воспитании был какой-то конечный
(!) продукт и, наконец, чтобы оказалась решенной проблема отцов и детей (!!!).
Увы или к счастью – точнее, ни то ни другое, – всего этого не будет в ближайшие десятилетия, а то и никогда.
Так что если мы хотим воспитывать, давайте думать о другом и тратить силы на другое.
Бег от проблемности
Однако чтобы решить, на что же стоит тратить наши силы, надо обнаружить проблемы. Проблемы – это то, в чем конкретно мы неуспешны и что в наших действиях ведет к такой неуспешности.
Увы, формулировки ответов-запросов, к сожалению, совершенно в другом, «жалобном», ключе.
«Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают». Но что же мы, педагоги, делаем, что дети так реагируют на школьное бытие?
«Потеря интереса к учебе». Однако что в наших действиях помогает потере интереса к учебе?
«Снизился общий уровень культуры и кругозор учащихся». Мы помогаем или сопротивляемся этому снижению?
И так далее – список жалоб не исчерпан.
Наш бег от проблемности проявляется и в том, что, не успев осознать, понять проблему, мы спешим ставить задачи «формирования классного коллектива», «воспитания толерантности», «социализации в обществе» (кстати, что это такое?) и прочая, и прочая.
Почитав список жалоб, задач, изучив старые и новые воспитательные мифы, хочется присоединиться к лозунгу, который недавно пришлось услышать: «Меньше воспитания!»
Воспитание – это узнавание
и понимание
Они совсем не там, где их ищут, не в школе, а в социуме, в мире социализации детей. Социализации не в том смысле, как последнее время мелькает в школах, где она порою трактуется как подготовка к профессии и поведению будущих избирателей на выборах, а в широком социальном поле, о котором блестящая книжка А. В. Мудрика «Социализация человека».
Педагог, не прочитавший этой книги, вряд ли сумеет адекватно ориентироваться в социальном пространстве, в котором живут современные молодые люди. А не сориентировавшись, не сумеет увидеть действительные проблемы и поставить реалистичные задачи.
Оказывается, дело не в том, как влияют масс-культура, СМИ, боевики, «интернеты», социальное расслоение и прочие «страшилки» нового времени, а умеем ли мы формировать отношение ребят к этим реалиям – не негативное отношение, основанное на эмоциях, а интеллектуальное, аналитическое, позволяющее обнаруживать влияния на себя и учиться противостоять социальным манипуляциям.
Поднимите руку, только честно, кто в этом учебном году провел хотя бы одно воспитательное действие или один урок, на котором вы вместе с ребятами учились анализировать социальные влияния и вырабатывали отношение к ним.
Вот то-то и оно.
Но, может, для этого нужна новая теория воспитания?
Новая теория воспитания
Может, и так.
По крайней мере что-то такое проклевывается.
И. Д. Демакова говорит о пространстве детства
, которое важно знать, понимать и чувствовать.
Д. В. Григорьев пропагандирует идею событий
как истинного предмета работы воспитания (ценностно-наполненных ситуаций, создающих переживания и интеллектуальные порывы).
М. В. Шакурова утверждает, что соединение социального, культурного и воспитывающего происходит в сознании школьника как акт социокультурной идентичности
, то есть в ответе школьника на вопросы «Кто Я? С кем Я? Где мой человеческий образец?» (и именно помощь в решении таких вопросов, по М. В. Шакуровой, – настоящая работа педагога).
И. Ю. Шустова показывает, что традиционные понятия коллектива и группы недостаточны для описания современной «среды совместного обитания» школьников. Она предлагает использовать существующее в психологии словосочетание событийная общность
, в котором соединяется тема коллективности и тема событий.
Психолог М. Р. Битянова и педагог Б. В. Куприянов придают особое значение ролевым играм как методу, позволяющему погрузить подростков и старшеклассников в ценностные конфликты
и подтолкнуть их к игровому, а потом и жизненному выбору личных, ценностно-окрашенных взглядов, позиций.
Самое замечательное, все эти исследователи не только авторы и пропагандисты новых идей, которые, может быть, когда-нибудь сложатся в новую теорию воспитания, но и практики, превращающие свои идеи в события совместного проживания с молодыми людьми напряженных «продвигающих» ситуаций.
Борис КУПРИЯНОВ, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет
Трудности,
которые могут стать ресурсом развития
Это экспертное мнение основано на так называемом ресурсном подходе, достаточно продуктивном для анализа деятельности классного руководителя. Cторонники этого подхода считают: практически все, что окружает классного руководителя, вполне может рассматриваться как ресурс для решения актуальных задач воспитания каждого школьника
и всего классного коллектива.
У сильного всегда бессильный
виноват. А у бессильного?
Без образов будущего?