ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СТАТЬЯ ПО ИСТОРИИ

На
развитие познавательных интересов
оказывает влияние возрастной аспект,
поскольку приобретенные знания
содействуют переводу интереса на более
высокий уровень. Следует особенно
подчеркнуть и то обстоятельство, что
индивидуальное своеобразие познавательного
интереса чрезвычайно велико. Учащиеся
одного и того же класса могут находиться
на самых различных, даже диаметрально
противоположных уровнях развития
интереса, а некоторые пятиклассники
могут обладать более высоким уровнем
интереса, чем учащиеся восьмых классов.
Установленный специальными исследованиями,
этот факт свидетельствует о том, что
познавательный интерес не обособлен в
своем развитии от общего развития
личности. Он подвержен тем же
закономерностям, что и процесс развития
в целом.

Важная
роль в формировании познавательных
интересов учащихся принадлежит не
только процессу обучения, но и зависит
от соответствующей организации
воспитательного процесса. Современный
подход к педагогическому процессу
предполагает, что педагог не только
воспитывает и учит, но и актуализирует,
стимулирует стремление учащегося к
саморазвитию и самовоспитанию, создает
ему условия для самосовершенствования.
Таким образом, процесс педагогического
стимулирования познавательных интересов
приобретает важное значение в практике
учителя.

В
процессе обучения используются различные
методы и приёмы стимулирования
познавательного интереса.

Одним
из таких приёмов является приём создания
на уроке ситуаций занимательности —
введение в учебный процесс занимательных
примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Многие
учителя используют для повышения
интереса к учению анализ отрывков из
художественной литературы, посвященных
жизни и деятельности выдающихся учёных
и общественных деятелей. Успешно
применяются и такие приёмы повышения
интереса в обучении, как рассказы о
применении в современных условиях тех
или иных предсказаний научных фантастов,
показ занимательных опытов.

В роли
приёма, входящего в методы формирования
интереса к учению, выступают и занимательные
аналогии.

Одним
из действенных приёмов стимулирования
интереса к учению является создание в
учебном процессе ситуации успеха у
школьников, испытывающих определенные
затруднения в учёбе. Известно, что без
переживания радости успеха невозможно
по-настоящему рассчитывать на дальнейшие
успехи в преодолении учебных затруднений.
Вот почему опытные учителя так подбирают
для учеников задания, чтобы те из них,
которые нуждаются в стимулировании,
получили бы на соответствующем этапе
доступное для них задание, а затем уже
переходили бы к выполнению более сложных
упражнений. Например, с этой целью
используются специальные сдвоенные
задания, одно из которых вполне доступно
для ученика и создает базу для последующих
усилий по решению более сложной задачи.
Ситуации успеха создаются и путем
дифференциации помощи школьникам в
выполнении учебных заданий одной и той
же сложности. Так, слабоуспевающим
школьникам могут быть даны
карточки-консультации, планы предстоящего
ответа, которые позволяют им на данном
уровне подготовленности справиться с
соответствующим заданием, а затем уже
выполнить упражнение, аналогичное
первому, самостоятельно. Ситуации успеха
учитель организует, поощряя промежуточные
действия школьников. Для ситуаций успеха
необходима благоприятная
морально-психологическая атмосфера.
Благоприятный микроклимат во время
учебы снижает чувство неуверенности,
боязни. Состояние тревожности при этом
сменяется состоянием уверенности.

Ценным
методом стимулирования интереса к
учению можно назвать метод познавательных
игр, который опирается на создание в
учебном процессе игровых ситуаций. Игра
давно уже используется как средство
возбуждения интереса к учению. В практике
работы учителей используются настольные
игры с познавательным содержанием.
Например, это игры-путешествия, игры
типа электровикторин. Весьма широко
используются игры на факультативных
занятиях.

В
качестве приёма, стимулирующего интерес,
выступает также приём удивления.
Необычность приводимого факта,
парадоксальность опыта, демонстрируемого
на уроке, грандиозность цифр,
свидетельствующих о небывалом
научно-техническом процессе, достигнутом
в нашей стране, – всё это при умелом
сопоставлении данных, при убедительности
этих примеров неизменно вызывает
глубокие эмоциональные переживания у
учащихся.

Одним
из приёмов стимулирования является
сопоставление научных и житейских
толкований отдельных природных явлений.

Например,
ученикам предлагается сравнить житейское
и научное объяснение явления невесомости,
житейское и научное объяснение законов
свободного падения, законов плавания.

Для
создания эмоциональных ситуаций в ходе
уроков большое значение имеет
художественность, яркость, эмоциональность
речи учителя. Без всего этого речь
учителя, конечно, остаётся информативно
полезной, но она не реализует в должной
мере функцию стимулирования
учебно-познавательной деятельности
учеников. В этом ещё раз проявляется
отличие методов организации познавательной
деятельности от методов её стимулирования.

Приведённые
выше примеры показывают, как входящие
в методы формирования интереса приёмы
художественности, образности, яркости,
занимательности, удивления, нравственного
переживания вызывают положительное
отношение к учебной деятельности и
служат первым шагом на пути к формированию
познавательного интереса.

Существуют
основные способы активизации познавательной
деятельности:

В
активизации познавательной деятельности
учащихся большую роль играет умение
учителя побуждать своих учеников к
осмыслению логики и последовательности
в изложении учебного материала, к
выделению в нем главных и наиболее
существенных положений. Уже в младших
классах полезно приучать ребят
самостоятельно выделять самое существенное
в объяснении учителя и формулировать
важнейшие вопросы, которые объяснены
на уроке. В средних же и старших классах
этот прием служит действенным стимулом
познавательной активности учащихся.
Если учитель предлагает по ходу своего
изложения выделить основные вопросы,
т.е. составить план изучаемого материала,
это задание заставляет ребят глубже
вникать в сущность новой темы, мысленно
расчленять материал на важнейшие
логические части.

Данные способы
активизации познавательной деятельности
осуществляются с помощью методов
обучения. Активными методами обучения
следует называть те, которые максимально
повышают уровень познавательной
активности учащихся, побуждают их к
старательному учению.

Методы
активизации познавательной деятельности
учащихся

Степень
активности учащихся является реакцией,
методы, и приемы работы преподавателя
являются показателем его педагогического
мастерства.

Активными методами
обучения следует называть те, которые
максимально повышают уровень познавательной
активности школьников, побуждают их к
старательному учению.

Все
методы
активного обучения
делятся на:

— неимитационные,
реализуемые на традиционных видах
занятий,

— имитационные,
игровые, применение которых, как правило,
связано с использованием в учебном
процесс новых видов занятий.

Неимитационные
методы активного обучения

Основное
отличие этих методов
от других методов активного обучения
— отсутствие представленной в той или
иной форме имитационной модели изучаемого
объекта, процесса или деятельности.

При этом активизация
обучения, признаки которой были отмечены,
достигается лишь в результате использования
постоянно действующих прямых или
обратных связей между обучающей системой.

На
лекции
активное обучение достигается в том
случае, если на всем ее протяжении
каким-либо способом обеспечивается
самостоятельная интенсивная работа
каждого студента. Один из эффективных
способов — контрольная проверка знаний
всех студентов в конце лекции.

На
лабораторных или практических занятиях
активность достигается возможно большей
индивидуализацией обучения, самостоятельным
выполнением заданий под постоянным
контролем со стороны преподавателя,
который сразу же на основе информации
обратной связи направляет студента на
решение новых задач либо пополнение
недостающих знаний.

Семинар
относится к активному обучению, если
гарантируется привлечение всех студентов
в качестве докладчиков или выступающих.

Достаточно
длительная активная деятельность
студента достигается в период его
производственной
практики,
если он назначается на конкретную
должность. Практикант вынужден регулярно
и самостоятельно принимать управленческие
и производственные решения, т.е. активно
обучаться.

Важные
формы активного обучения — олимпиады
и научно-технические конференции,
в процессе подготовки к которым студенты
осуществляют активный самостоятельный
поиск фактов, имеющих отношение к
тематике.

К
активному обучению относится и широко
практикуемая научно-исследовательская
работа студентов
(НИРС).

Таким образом,
практически на всех традиционно
используемых в вузах видах занятий
можно применить методы активного
обучения.

В разных случаях
они могут принимать различную форму,
но все они неизменно побуждают учащихся
к длительной активной деятельности и
обеспечивают надежную обратную связь
между обучаемой системой и обучаемыми.

Имитационные
методы активного обучения.

Опыт внедрения
методов активного обучения в такие
традиционные формы занятий, как лекции,
лабораторные и практические работы,
курсовые и дипломные проекты,
свидетельствуют о высокой эффективности
этих методов, их влиянии на повышение
качества подготовки специалистов.

Но традиционными
формами обучения, кроме, пожалуй,
производственной практики, почти не
затрагивается третий уровень подготовки
специалиста — приобретение им еще в
стенах института навыков предстоящей
профессиональной деятельности.

Трудность получения
этих навыков связана с тем, что такая
деятельность, как правило, носит
коллективный характер, т.е. большинство
реальных решений принимается в процессе
взаимодействия с коллегами по работе.

В жизни на каждом
шагу проявляется вероятностный характер
производства, происходят срывы из-за
непредвиденных обстоятельств, таких
как задержки поставок материально-технических
ресурсов.

Необходимо умение
не только быстро ориентироваться в
меняющейся обстановке, но и эффективно
достигать поставленных целей. Без такого
умения затягивается адаптация молодого
специалиста на производстве, а принимаемые
им решения зачастую далеки от оптимальных.

Вот эти навыки
предстоящей деятельности должны частично
приобретаться студентами в учебном
заведении на имитационных игровых
занятиях.

Основная
отличительная черта таких занятий —
это имитация предстоящей трудовой
деятельности:
производственно-хозяйственной,
проектно-конструкторской, преподавательской.

Такая имитация
может носить индивидуальный характер,
когда условно не учитывается взаимодействие
с коллегами, и коллективный характер,
требующий назначения участников на
определенные роли, сходные с реальными.

В педагогической
практике и в методической литературе
традиционно принято делить методы
обучения по источнику знаний: словесные
(рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные
(демонстрация натуральных, экранных и
других наглядных пособий, опытов) и
практические (лабораторные и практические
работы). Каждый из них может быть и более
активным и менее активным, пассивным.

1.
Метод дискуссии
применяю по вопросам, требующим
размышлений, добиваюсь, на своих уроках,
чтобы учащиеся могли свободно высказывать
свое мнение и внимательно слушать мнение
выступающих.

2.
Метод самостоятельной работы учащихся.
С целью лучшего выявления логической
структуры нового материала дается
задание самостоятельно составить план
рассказа преподавателя или план-конспект
с выполнением установки: минимум текста
– максимум информации.

Используя этот
план-конспект, учащиеся всегда успешно
воспроизводят содержание темы при
проверке домашнего задания. Умение
конспектировать, составлять план
рассказа, ответа, комментированное
чтение литературы, отыскивание в нем
главной мысли, работа со справочниками,
научно-популярной литературой помогают
формированию у учащихся теоретического
и образно-предметного мышления при
анализе и обобщении закономерностей
природы.

Для закрепления
навыка работы с литературой дают учащимся
различные посильные задания.

В классе учащийся
должны постараться не прочитать, а
пересказать свое сообщение. При таком
виде работы учащиеся учатся анализировать
и обобщать материал, а также развивается
устная речь. Благодаря этому, учащиеся
в последствии не стесняются высказывать
свои мысли и суждения.

3. Schukin A. N. Obuchenie inostrannym yazykam. Teoriya ipraktika. Moskva, 2004.

4. Haleeva I. I. Osnovy teorii obucheniyu ponimaniya inoyazychnoj rechi. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.

5. Simonova Zh. G. Principy aktivizacii poznavatel’noj deyatel’nosti studentov v processe organizacii samostoyatel’noj raboty na osnove ispol’zovaniya informacionnyh tehnologij obucheniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2009; 2: 418 – 422.

7. Fuko M. Slova i veschi. Arheologiya gumanitarnyh nauk. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fuko_Slova

8. Yacenko N. E. Tolkovyjslovar’obschestvovedcheskih terminov. Lan’, 1999.

9. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Izdanie 2-e dop., ispr. i pererab. Moskva: Logos, 2005.

Статья поступила в редакцию 28.01.16

Hayrulaeva A. Z., senior teacher, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

INTERACTIVE METHODS TO ENHANCE THE COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS. The article deals with a problem of activ-ization of informative activity of students. The analysis of the ratio of concepts of “cognitive activity”, “independence” and “activity”. The authors emphasize that the main factor of activization of informative activity of students is subject-practical activities. Practical examples show the role of interactive methods in the development of autonomy and creativity of students. The authors could have defined didactic and educational objectives of the use of interactive methods to enhance the cognitive activity of pupils. The authors conclude that interactive technologies stimulate cognitive activity of learners, a learner becomes a subject of educational activity and actively participates in the cognitive processes, performing problematic, exploratory and creative tasks.

Key words: interactive methods, cognitive activity, activation of cognitive activity, cognitive independence, educational interest.

А. З. Хайрулаева, ст. преподав. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

Л. М. Бускаева, аспирант Чеченского государственного педагогического университета, г. Грозный,

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассматриваются проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. Представлен анализ соотношения понятий «познавательная деятельность», «самостоятельность» и «активность». Авторы подчёркивают, что главным фактором активизации познавательной активности школьников является предметно-практическая деятельность. На практических примерах показывается роль интерактивных методов в развитии самостоятельности и творчества обучающихся. Выделены дидактические, воспитывающие и развивающие цели использования интерактивных методов в активизации познавательной деятельности учащихся. Авторы делают вывод, что интерактивные технологии активизируют познавательную активность обучаемых, при этом учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя проблемные, поисковые и творческие задания.

Ключевые слова: интерактивные методы, познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, познавательный интерес.

Становление личности в школьные годы происходит, в основном, в учебной деятельности, где познание занимает важное место.

Анализ литературы показал, что существуют различные подходы к определению понятия познавательная деятельность: познавательная деятельность – это сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками (Б. П. Осипов); познавательная деятельность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности, волевых усилий в обучении.

При этом подчёркивается, что это деление условно, поскольку все эти блоки взаимосвязаны и взаимопроникающие.

Как показывает анализ литературы, деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями, навыками, при помощи которых учащийся получает образование, является познавательной деятельностью.

Процесс формирования познавательной деятельности невозможен без развития такого качества личности, как познавательная активность. В словарях понятие «активность» рассматривается как активная, энергичная деятельность. Наряду с познавательной деятельностью и познавательной активностью в одном ряду стоит понятие «познавательная самостоятельность».

Самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. Предоставление ученику познавательной самостоятельности приводит к познавательной активности автоматически. Следует отметить, в этом случае деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда сопровождается положительным эмоциональным фоном.

Познавательная самостоятельность может проявляться в выборе элементов познаваемого содержания или их последовательности, отбора способов познания, определении темпа свое-

Анализ исследований даёт нам возможность считать, что познавательная активность отражает определенный интерес учащихся к получению новых знаний, умений, навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний.

Как отмечают исследователи, любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, социальную и познавательную активность обучаемых, и каждая из них является значимой для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными учебными и развивающими целями. Дидактической целью использования интерактивных методов является: расширение кругозора; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование познавательной мотивации и интереса к изучаемому предмету. Воспитывающие цели: воспитание самостоятельности, воли, формирование подходов, позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих

установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности. Развивающие цели: развитие мышления, памяти, внимания, речи, умений сравнивать, сопоставлять, анализировать; развитие творческих способностей, рефлексии, мотивации к учебной деятельности.

Анализ практического опыта учителей Президентского лицея г. Грозного показал, что они используют различные пути активизации познавательной деятельности старшеклассников. На уроках обществознания наибольший эффект в активизации познавательной деятельности имеет использование технологии анализа ситуаций. Специфика данной технологии заключается в том, что при проведении занятия в виде ситуационного упражнения можно достичь прогнозируемого результата. Именно работа в малой группе, по анализу ситуации, позволяет обучаемым усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать сложные ситуации, развивают навыки анализа и критического мышления; отрабатываются коммуникативные навыки, учатся учиться – самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуации, проявляют активность, немотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес.

Например, решение ситуации на уроке обществознания (11 класс), при изучении темы: «Отклоняющееся поведение и социальный контроль». Задание связано с анализом ситуации о хулиганствующих футбольных фанатах после неудачи российской команды, когда они устраивают погромы, драки, вандализм в метро и т. д. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, каковы причины этих событий? Что необходимо сделать чтобы предотвратить подобные явления? Работа ведётся в малых группах. По завершении обсуждения, представители групп объясняют свой ответ: учащиеся предлагают варианты поведения, которые позволили бы остаться фанатами футбольной команды, но при этом не нарушали бы принятые в обществе законы и правила; учащиеся должны понять, что важно не внешнее проявление своих эмоций, удачам и неудачам кумиров, а понимание содержания смысла того, что они делают; каковы последствия их поступков.

При решении таких ситуаций активизируется интерактивная деятельность школьников на уроке, развивают аналитические и коммуникативные способности; отрабатывают умение ясно и точно излагать собственную точку зрения, обоснованно защищать свою позицию; развивают умение устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, интерактивные технологии активизируют познавательную активность обучаемых, при этом учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя проблемные, поисковые и творческие задания.

1. Белкин Е. Л. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Ярославль, 1974.

2. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. Москва, 1994.

3. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ). Педагогика и логика. Москва, 1993.

4. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. Москва, 2004.

5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. – Москва, 2009.

6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Москва, 1979.

1. Belkin E. L. Didakticheskieproblemy upravleniya poznavatel’nojdeyatel’nost’yu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Yaroslavl’, 1974.

2. Shadrikov V. D. Deyatel’nost’isposobnosti. Moskva, 1994.

3. Schedrovickij G. P. Sistema pedagogicheskih issledovanij (metodologicheskij analiz). Pedagogika ilogika. Moskva, 1993.

4. Guzeev V. V. Poznavatel’naya samostoyatel’nost’ uchaschihsya i razvitie obrazovatel’noj tehnologii. Moskva, 2004.

5. Panfilova A. P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: aktivnoe obuchenie. – Moskva, 2009.

6. Schukina G. I. Aktivizaciya poznavatel’noj deyatel’nosti v uchebnom processe. Moskva, 1979.

Статья поступила в редакцию 29.01.16

SCIENTIFIC AND APPLIED BASIS FOR A MODELING METHOD IN PEDAGOGY. The article describes the scientific and applied foundations of a modeling method applied to pedagogical research, the basics of which consists in the theoretical construction of models of pedagogical phenomena in their purest form, freed from the empirical framework in the interests of theoretical analysis and practical recommendations to improve the organization of the pedagogical process to mentally simulate, i.e. to reproduce, components, features, select, and display certain aspects of a real process. The work concisely describes the task and classification of

Активизации
познавательной деятельности учащихся

1.
Активизация познавательной деятельности
учащихся. Уровни познавательной
активности учащихся

2.
Принципы активизации познавательной
деятельности учащихся. Факторы,
побуждающие учащихся к активности

3.
Способы, методы и приемы активизации
познавательной деятельности учащихся

1.
Активизация познавательной деятельности
учащихся.

Обучение
– самый
важный и надежный способ получения
систематического образования. Отражая
все существенные свойства педагогического
процесса (двусторонность, направленность
на всестороннее развитие личности,
единство содержательной и процессуальной
сторон), обучение в то же время имеет и
специфические качественные отличия.

Будучи сложным и
многогранным, специально организуемым
процессом отражения в сознании учащегося
реальной действительности, обучение
есть не что иное, как специфический
процесс познания, управляемый педагогом.
Именно направляющая роль учителя
обеспечивает полноценное усвоение
учащимися знаний, умений и навыков,
развитие их умственных сил и творческих
способностей.

Познавательная
деятельность – это единство чувственного
восприятия, теоретического мышления и
практической деятельности. Она
осуществляется на каждом жизненном
шагу, во всех видах деятельности и
социальных взаимоотношений учащихся
(производительный и общественно полезный
труд, ценностно-ориентационная и
художественно-эстетическая деятельность,
общение), а также путем выполнения
различных предметно-практических
действий в учебном процессе
(экспериментирование, конструирование,
решение исследовательских задач и
т.п.). Но только в процессе обучения
познание приобретает четкое оформление
в особой, присущей только человеку
учебно-познавательной деятельности
или учении.

Обучение всегда
происходит в общении и основывается на
вербально-деятельностном подходе. Слово
одновременно является средством
выражения и познания сущности изучаемого
явления, орудием коммуникации и
организации практической познавательной
деятельности учащихся.

Обучение,
как и всякий другой процесс, связано с
движением. Оно, как и целостный
педагогический процесс, имеет задачную
структуру, а, следовательно, и движение
в процессе обучения идет от решения
одной учебной задачей к другой, продвигая
учащегося по пути познания: от незнания
к знанию, то неполного знания к более
полному и точному. Обучение не сводится
к механической «передаче» знаний, умений
и навыков, т.к. обучение является
двусторонним процессом, в котором тесно
взаимодействуют педагоги и учащиеся:
преподавание и учение.

Отношение
учащихся к учению преподавателя обычно
характеризуется активностью.

Активность
(учения, освоения, содержания и т.п.)
определяет степень (интенсивность,
прочность) «соприкосновения» обучаемого
с предметом его деятельности.

В структуре
активности выделяются следующие
компоненты:

С активностью
непосредственно сопрягается еще одна
важная сторона мотивации учения учащихся
это самостоятельность, которая связана
с определением объекта, средств
деятельности, её осуществления самим
учащимся без помощи взрослых и учителей.
Познавательная активность и
самостоятельность неотделимы друг от
друга: более активные школьники, как
правило, и более самостоятельные;
недостаточная собственная активность
учащегося ставит его в зависимость от
других и лишает самостоятельности.

Управление
активностью учащихся традиционно
называют активизацией.

Активизацию можно
определить как постоянно текущий процесс
побуждения учащихся к энергичному,
целенаправленному учению, преодоление
пассивной и стерео типичной деятельности,
спада и застоя в умственной работе.

Главная
цель активизации
– формирование активности учащихся,
повышение качества учебно-воспитательного
процесса.

В педагогической
практике используются различные пути
активизации познавательной деятельности,
основные среди них – разнообразие форм,
методов, средств обучения, выбор таких
их сочетаний, которые в возникших
ситуациях стимулируют активность и
самостоятельность учащихся.

Наибольший
активизирующий эффект на занятиях дают
ситуации, в которых учащиеся сами должны:

Можно
утверждать, что новые технологии
самостоятельного обучения имеют в виду,
прежде всего повышение активности
учащихся: истина, добытая путем
собственного напряжения усилий, имеет
огромную познавательную ценность.

Отсюда можно
сделать вывод, что успех обучения в
конечном итоге определяется отношением
учащихся к учению, их стремлению к
познанию, осознанным и самостоятельным
приобретение знаний, умений и навыков,
их активностью.

Современные
требования к высшей школе определяют
необходимость создания единой комплексной
программы совершенствования методов
обучения. В этих условиях особое внимание
обращается на методы, активизирующие
познавательный процесс.

Центральным
понятием в решении этого вопроса является
понятие активизация
учебной деятельности,
под которой понимается целеустремеленная
деятельность преподавателя, направленная
на разработку и использование такого
содержания, форм, методов, приемов и
средств обучения, которые способствуют
повышению интереса, активности, творческой
самостоятельности учащихся в усвоении
знаний, формировании умений и навыков,
применения их на практике.

Активность
учащихся в обучении
— это волевое действие, деятельное
состояние, характеризующее усиленную
познавательную деятельность личности.

Активность
проявляется в различных видах деятельности
и бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя
(моторная) активность
легко определяется преподавателем, так
как ее признаки ярко выражены — учащийся
деятелен — на лекциях конспектирует,
на практических занятиях – отвечает и
решает, на лабораторных – выполняет
опыты.

Внутренняя
(мыслительная) активность
характеризуется тем, что предполагает
наличие внешней активности. Но, кроме
того, ей присущи специфические признаки
— напряженность умственных сил,
мыслительных действий и операций —
анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Высший
уровень активности — творческая
активность
— это стремление проникнуть в сущность
изучаемых вещей и явлений, способность
вносить элементы новизны в способы
выполнения учебного задания.

Развитие творческой
активности связано с активизацией
учебной деятельности учащегося, которую
осуществляет преподаватель.

Активизация
познавательной деятельности требует
от педагога
умелого руководства познавательной
деятельностью, понимания целесообразность
применяемых форм, методов и средств
обучения.

Решение проблемы
активизации познавательной деятельности
требует:

— разработки
приемов и способов, способствующих
активизации познавательной деятельности,

— вооружения
преподавателей этими методами и приемами,
т.е. активизации деятельности самого
преподавателя,

— создания условий
для активной учебной работы, научного
поиска учащихся, вооружения их способами
и приемами активного мышления.

К
понятию активизации познавательной
деятельности примыкает понятие
интенсификации
обучения
— изыскание возможностей передачи
учащимся возрастающего объема информации
при неизменной продолжительности
обучения.

Интенсификация
обучения рассматривается сегодня как
одна из кардинальных задач развития
всей системы образования. Идет поиск
путей, которые позволили бы повысить
темпы обучения, не снижая требования к
качеству занятий обучаемых. Решение
этой задачи требует внедрения более
совершенных, научно обоснованных методов
руководства учебно-познавательной
деятельностью, мобилизирующей творческие
способности личности.

По
способу организации обучения выделяются:

— активные методы
обучения,

— традиционные —
информационные, сообщающие, которые мы
с вами рассматривали на предыдущей
лекции.

Под
методами активного обучения
понимается совокупность способов
организации и управления учебно-познавательной
деятельностью, которые обладают по
сравнению с традиционными методами,
следующими основными особенностями.

1.
Принудительная активизация мышления
и поведения учащихся, т.е. их вынужденная
активность.

Суть этой особенности
в том, что каждый учащийся непрерывно
побуждается к активной деятельности,
не может не быть активным, независимо
от того, желает он этого или нет.

2.
Достаточно длительное время
вовлечения всех учащихся в активное
обучение (практически на протяжении
всего занятия).

Таким
образом, активность учащегося не
кратковременна, носит не эпизодический
характер. Поэтому можно говорить о
сопоставлении периода активной работы
на занятии учащегося с периодом активной
деятельности на том же занятии
преподавателя или обучающей машины.

Первый
уровень – воспроизводящая
активность.

Характеризуется
стремлением учащегося понять, запомнить
и воспроизвести знания, овладеть способом
его применения по образцу. Этот уровень
отличается неустойчивостью волевых
усилий школьника, отсутствием у учащихся
интереса к углублению знаний, отсутствие
вопросов типа: «Почему?»

Второй
уровень – интерпретирующая
активность.

Характеризуется
стремлением учащегося к выявлению
смысла изучаемого содержания, стремлением
познать связи между явлениями и
процессами, овладеть способами применения
знаний в измененных условиях.

Характерный
показатель: большая устойчивость волевых
усилий, которая проявляется в том, что
учащийся стремится довести начатое
дело до конца, при затруднении не
отказывается от выполнения задания, а
ищет пути решения.

Третий
уровень – творческий.

Характеризуется
интересом и стремлением не только
проникнуть глубоко в сущность явлений
и их взаимосвязей, но и найти для этой
цели новый способ.

Характерная
особенность – проявление высоких
волевых качеств учащегося, упорство и
настойчивость в достижении цели, широкие
и стойкие познавательные интересы.
Данный уровень активности обеспечивается
возбуждением высокой степени
рассогласования между тем, что учащийся
знал, что уже встречалось в его опыте и
новой информацией, новым явлением.
Активность, как качество деятельности
личности, является неотъемлемым условием
и показателем реализации любого принципа
обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *