Требования к результатам обучения устанавливает Стандарт
ПРЕДМЕТНОЕ ЛИЧНОСТНОЕ
: – готовность и способность к саморазвитию;
– сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;
– сформированность основ гражданской идентичности.
– получение опыта специфического для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также овладение системой основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.
: – освоение универсальных учебных действий;
– овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Личностные универсальные учебные действия – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды заданий для формирования личностных УУД:
– участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации видеофильма;
– самооценка события, происшествия;
– дневники достижений.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Виды заданий для познавательных УУД:
– «найди отличия» (можно задать их «количество»);
– «на что похоже?»;
– поиск лишнего;
– хитроумные решения;
– составление схем-опор;
– составление и распознавание диаграмм;
– работа с разного вида таблицами;
– работа со словарями.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция).
Виды заданий для диагностики регулятивных УУД:
– «преднамеренные ошибки»;
– поиск информации в предложенных источниках;
– взаимный диктант (метод М. Г. Булановской);
– заучивание материала наизусть в классе;
– «ищу ошибки»;
– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Показатели сформированности регулятивных УУД:
– умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– умение сохранять заданную цель;
– умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
– умение контролировать свою деятельность по результату;
– умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Обеспечивают:
– социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей;
– участвовать в коллективном обсуждении проблем;
– интегрироваться в группу сверстников;
– строить продуктивное взаимодействие;
– сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды заданий для диагностики коммуникативных УУД
– составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа;
– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:
1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ,
2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования),
3. Требования к условиям реализации образовательных программ.
В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:
1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Предметные результаты обучения
Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.
К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.
Метапредметные результаты обучения
В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:
– познавательной направленности и
Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения.
Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.
Личностные результаты обучения
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.
Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение ичностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.
1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, общее образование, умение, познавательная деятельность, воспитательный процесс, личностный результат обучения, основное общее образование, современное образование, социальный опыт, Фундаментальное ядро содержания.
ФГОС 2009 /2010
Требования к условиям
Было: Основная образовательная программа начального (основного) общего образования
1. Срок получения ООО – 5лет – не установлено сокращение
2. Срок получения НОО – 4 года – не установлено сокращение
3. Общие, размытые формулировки
4.•Методологическая основа – системно-деятельностный подход
• Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской
– требования к структуре программ основного общего образования и их объему;
– требования к условиям реализации программ основного общего образования;
– требования к результатам освоения программ основного общего образования
Не уделено внимание: дистанционному обучению, функциональной грамотности, верифицированные образовательные ресурсы;
учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность
Количество учебных занятий за 4 года – не менее 2904 часов и не более 3345 часов
Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов
Объем внеурочной деятельности за четыре года
обучения до 1350 академических часов
Стало: Программа начального (основного) общего образования
1. Срок получения ООО – не более 5 лет
2. Срок получения НОО – не более 4 лет – может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам
3. Отказ от размытых формулировок
4. Не является новым образовательным стандартом
• Это обновленный государственный образовательный стандарт
образца 2009 года
• Обновленный стандарт построен на той же методологической
основе – системно-деятельностном подходе
5. Ф ГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения)
НОО Общий объем аудиторной работы за 4 года – не менее 2954 часов и не более 3190 часов
Общий объем аудиторной нагрузки за 5 лет – не менее 5058 академических часов и не более 5549 часов
7. Объем внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1320 академических часов
8. Более детально расписаны требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования.
– верифицированные образовательные ресурсы;
– «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены)
9. Специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами внеурочной деятельности.
Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет. При реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения: для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»; для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и литература» обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования; для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно двигательного аппарата изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка; для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета «Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы
Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Программа общего образования включает:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения
основной образовательной программы НОО (ООО)
3. Система оценки достижения планируемых результатов
4. Программа формирования УУД
5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
6. Рабочая программа воспитания
7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
8. Программа коррекционной работы
9. Учебный план
10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.
11. Система условий реализации основной образовательной программы
Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы НОО(ООО)
4. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.
5. Программа формирования УУД
6. Рабочую программу воспитания
7. Учебный план
8. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности)
9. Характеристика условий реализации программы НОО(ООО) в соответствие с требованиями ФГОС.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Направления развития личности:
Требования к личностным и метапредметным образовательным результатам были просто перечислены
Личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Ценности научного познания
Конкретизированы личностные результаты – как результаты воспитания (п.42) по направлениям воспитания, в т.ч. трудового
Конкретизированы метапредметные результаты – дан перечень конкретных УДД по всем трём группам (п.43)
Конкретизированы предметные результаты (п.45), результаты по «Математике», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» обозначены на базовом и углублённом уровнях
Требования к результатам освоения программы обучающихся с ОВЗ – в примерных адаптированных основных образовательных программах
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские,
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» вводится ФГОС ОО. Его цель: обеспечить высокое качество современного образования. Ф ГОС ОО имеет принципиально новую концептуальную, методологическую основу, систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ, а так же программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Всё это требует овладения современными компетенциями в области профессиональной деятельности педагога, повышения уровня его профессиональной подготовки, повышения квалификации. Для этого необходимо своевременно проходить курсы «Актуальные вопросы реализации ФГОС общего образования».
ФГОС ОО ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ
ФГОС представляет собой систему трёх взаимосвязанных требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС НОО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, ФГОС ООО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897. Данный документ регламентирует уклад школьной жизни.
В его основе лежит концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества российского образования, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.
Методологические основы стандарта изложены в «Фундаментальном ядре содержания общего образования» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Фундаментальное ядро содержания общего образования определяет:
ФГОС: структура и содержание
Отличием нового ФГОС от стандарта первого поколения является следующее:
Стандарт первого поколения содержал два компонента: требования к структуре основных образовательных программ и требования к обязательному уровню подготовки выпускников.
ФГОС ОО нового поколения включает три вида требований:
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 9 основные общеобразовательные программы:
Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы осуществляется самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы общего образования, которая разрабатывается в настоящее время в соответствии со структурой, утверждённой в Стандарте.
Общеобразовательная программа общего образования должна содержать следующие разделы:
Примерные программы отдельных учебных предметов служат ориентиром для разработчиков соответствующих рабочих и авторских программ, позволяющих на их основе реализовать приоритетные содержательные линии, этнокультурные традиции, включать дополнительные доступные учащимся технико-технологические приёмы, виды работ на основе предложенных содержательных вариантов (тематического планирования) или составления собственного. Обязательно должны быть представлены основные задачи реализации содержания обязательных учебных предметов.
Соответственно, каждый изучаемый предмет в соответствии со Стандартом должен иметь примерную программу, включающую
третьим видом требований в соответствии с Законом РФ «Об образовании» являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Под образовательными результатами понимают «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы подразделяют на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные или операциональные (освоение универсальных способов деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки)
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
, включающим освоенние обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Рассмотрим основные требования к результатам обучения биологии.
Требования к результатам обучения по биологии.
(Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание.- Москва. Просвещение. 2010г. – 79 стр.
Стандарты второго поколения)
Таким образом, принципиальным отличием новых Стандартов является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
РИСКИ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основе обучения был положен объём ЗУН, который необходимо было освоить выпускнику. Однако в наше время стало очевидным, что предметные ЗУН не гарантируют успешной социализации выпускника в обществе, умения работать в команде, быть гражданином и патриотом своей Родины.
Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) ОО определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, в широком смысле УУД – это саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного освоения нового социального опыта. В более узком смысле УУД означает совокупность действий учащихся, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Универсальный характер УУД заключается в следующем:
Психолого-педагогические основы возникновения УУД
Теоретико-методологическим обоснованием формирования УУД служит системно-деятельностный подход, который базируется на положениях научной школы Л. С. Выготского, А,Н, Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова.
Системно-деятельностный подход рассматривается как биопсихосоциальная система, функционирующая одновременно в нескольких больших системах: семейной, образовательной, социальной и профессиональной. Л.С. Выготский писал: «Обучение осуществляет ведущую роль в умственном развитии прежде всего через содержание усваиваемых знаний. Обучение ведёт за собой развитие. Однако ведущим является далеко не всякое обучение. Обучение, ведущее за собой развитие, должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребёнка».
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Галперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определённого класса задач. Для этого необходимо создать определённую систему условий, которая включает:
Выделяют 6 этапов усвоения действий:
Овладение учащимися УУД в контексте учебных предметов ведёт к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умения учиться. Рассмотрим более подробно УУД предусматриваемые ФГОС.
Личностные универсальные учебные действия направлены:
— на личностное самоопределение;
— на развитие «Я-концепции»;
— на нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— на ориентировку в ситуации;
— на принятие решения;
Познавательные универсальные учебные действия содержат:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на создание гипотез, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
Коммуникативные универсальные учебные действия направлены:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
Универсальные учебные действия (УУД)
посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
1. Регуляция учебной деятельности
2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности
3. Обеспечение успешности обучения
Формирование УУД на уроках биологии.
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии неразрывно связано с условиями развивающего и проблемного обучения, а также с профильным обучением в старших классах, поэтому важно учитывать следующие факторы:
Формирование предметной компетентности.
Эколого-биологические знания – это основа для формирования научной картины мира, осознанию роли человека в системе естественного мира. Исходя из практики, могу сказать, что не более 10% выпускников выбирают профессию связанную с биологией, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, так как от экологического состояния окружающей среды, во многом зависит собственное здоровье и здоровье окружающих.
Задача педагога: показать воспитанникам значимость эколого- биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, посредством практических работ: экскурсий, экологического мониторинга, воплощенных проектов по озеленению школьной территории и территории подшефных детских садов, созданию творческих работ, таких как «Образы Земли», «Вода – источник жизни», фоторабот «Как прекрасен этот мир», найти такой подход, который не оставит равнодушными и «физиков» и «лириков» школьного братства , поможет осознать каждому высочайшую ценность жизни.
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Известно, что тот, кто добывает знания самостоятельно, запоминает до 60 % информации, объяснение учителя обеспечивает не более 20% материала , поэтому задача педагога: организовать работу на уроке так, чтобы на первых этапах обучить детей самостоятельно добывать знаниям, а затем и применять их на практике. Важно грамотно подбирать материал, который должен быть интересен ученику, вызывать у него удивление, желание познать новое. Навыки самостоятельной работы школьников совершенствуются в ходе опытнической, научно- исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.
Формирование информационной культуры.
Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, необходимо предоставить ученику возможность работать на уроке не только с материалом учебника, но и интернет ресурсами, Важно предоставить ребёнку информацию, какие интернет ресурсы несут достоверную информацию, чтобы свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников.
Следовательно, задача педагога научить детей работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.
Существует мнение, что далеко не каждый ребёнок обладает хорошо развитым логическим мышлением, и это действительно так. Но! У нас всегда есть возможность научить детей основным логическим операциям: сформировать умение вычленять главное, научить анализу, то есть при сравнении сначала вычленять общее, затем – отличия. Развивать умение выстраивать логические цепочки от общего к частному и наоборот.
Задача учителя: использую методы образного и логического видения, метод фактов, метод гипотез помочь развитию логического мышления обучающихся, помочь детям найти пути решения задач творческого характера, научиться использовать ранее полученный опыт в новых нестандартных условиях.
Развитие творческих способностей.
Задача учителя: стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: в прикладном искусстве, в создании литературных шедевров, проектов и презентаций, фотоколлажей.
Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.
Как важно, чтобы ребёнок научился слушать и слышать окружающих, доносить литературным языком грамотно и корректно свои мысли, уважать мнение других, умело дискутировать.
Задача учителя: создать необходимые условия для формирования данной компетентности, организуя работу в парах, группах, вовлекая учеников в проектную деятельность. При этом крайне важно учитывать психологические особенности учеников, желательно создавать мобильные группы.
Создание психологически комфортной среды.
Чтобы создать здоровье сберегающую среду, деловую атмосферу сотрудничества, важно установить субъектно-субъектные отношения между педагогом и учеником.
Задача учителя: организовать совместное сотрудничество с коллективом психологов школы, учитывая уровень тревожности детей, их интересы способствовать формированию рефлексивных качеств.
Развитие регулятивных умений
Развитие личности не возможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.
Разнообразие учебной деятельности
При анкетировании учеников мы выясняем, что детям не всегда интересна лекционная форма работы, где они много пишут, но мало говорят, поэтому педагогу очень важно владеть различными технологиями обучения. Наиболее высокие результаты при контрольном тестировании в моей практике дают технологии проблемного и личностно- ориентированного обучения, использование методики деловых игр на обобщающих уроках, технологии проектной деятельности и педагогических мастерских в деятельности внеурочной.
Задача учителя; своевременно пополнять свой «багаж» педагогических форм деятельности.
Общение друг с другом, природой развивает интеллектуально- творческие способности школьников и укрепляет их здоровье. Важное значение имеют физкультминутки в переходном 5 классе на уроках природоведения, смена форм деятельности во время урока, экскурсии, полевые практики на уроках естественнонаучного цикла.
Задача педагога: методически грамотно, рационально организовать урок с учётом здоровья детей.
Для успешного формирования УУД, при поборе заданий и формулировке проблемных вопросов можно использовать конструкт задач (Л. С. Илюшина)
КОНСТРУКТОР ЗАДАЧ (Л. С. И ЛЮШИН)
Данные вопросы в системе развития УУД хорошо использовать на уроках проблемного характера, так как проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний, при этом ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знания; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний, к тому же в отличие от научного творчества, ученик формулирует новое знание и выражает его в
На таком уроке следует выделять 4 звена научного творчества.
Звенья научного творчества
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ООО (ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ)
С учётом требования Стандарта и специфики изучаемого предмета биологии устанавливаются следующие предметные результаты:
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза) должны способствовать воспитанию высоконравстенной, конкурентноспособной личности.
урока биологии в 6 классе
(УМК Н. И. Сонин)
Тема урока: Движение.
сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообразными способами движения организмов.
Требования к результатам освоения темы урока учащимися:
: комбинированный. Лабораторная работа.
микроскопы, предметные стекла, дождевые черви, комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); набор ЦОР; рисунки учебника, рабочая тетрадь.
«Передвижение дождевого червя»
дождевые черви, листы бумаги, предметные стекла.
Анализ урока с точки зрения формирования УУД
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется при обсуждении итогов урока.
УУД формируются при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, выполнение лабораторной работы); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
УУД формируются на этапах деления на микрогруппы (подготовка сообщений), выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
УУД – речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при ведении диалога.
На уроке проведена учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения за урок и перспективы познавательного процесса.