ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

1 Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 36—37) зону субтропиков. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом». Как закрасить на контурной карте (с. 36—37) зону субтропиков?2 Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения Черноморского побережья Кавказа. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Попроси соседа по парте или учителя проверить тебя. После проверки наклей рисунки. Магнолия, Грецкий орех, Кипарис, Пальма, Инжир3 С помощью учебника заполни таблицу. Животные Черноморского побережья Кавказа и Чёрного моряОбитатели суши, добывающие пищу в мореЖивотные Черноморского побережья Кавказа. 4 класс окружающий мир4 Составь схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи о сложившихся здесь экологических связях. Схема цепи питания характерная для Черноморского побережья Кавказа5 Подумайте, какие экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите. Экологические проблемы черноморского побережья Кавказа. 4 класс ответыПредложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.6 Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных Черноморского побережья Кавказа и Чёрного моря и подпиши их названия. Растения и животные Черноморского побережья Кавказа 4 класс окружающий мир7 Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Используя текст учебника (с. 131), составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти правила.** Памятка Как отдыхать у моря** 8 По заданию учебника (с. 134) нарисуй Чёрное море и его берега. Как нарисовать Чёрное море и его берега карандашом поэтапно9 Здесь ты можешь записать свои вопросы к другим ребятам (по заданию учебника, с. 134). Ответы. У Чёрного моря. 4 класс Окружающий мир Рабочая тетрадь 1 частьОтвечаем на вопросы по теме “У Черного моря” по рабочей тетради для 4 класса. Зона субтропиков находится как раз у побережья Черного моря и это самая маленькая природная зона нашей страны. Закрасить на карте ее можно так: Определим правильно растения, которые мы можем встретить у побережья Черного моря и наклеим их изображения в рабочую тетрадь по данному примеру: Теперь вспомним, каких животных мы можем встретить и на черноморском побережье Кавказа и в самих водах Черного моря. Пример заполнения таблицы по животному миру зоны субтропиков: Составим цепь питания, которая характерна для природы Черноморского побережья. Вот пример такой цепи: Природа субтропической зоны очень уязвима и поэтому здесь человек сталкивается со многими экологическими проблемами, которые и обозначены данными условными знаками. Подписать их можно так: Найдем на плакате изображения животных и растений, которые встречаются именно в зоне субтропиков, у берегов Черного моря. Составим памятку, с помощью которой отдых у моря можно будет считать безопасным. Пример памятки: Нарисовать Черное море каждый должен самостоятельно, но вот пример такого рисунка: Зададим несколько вопросов другим ребятам:Можно ли купаться в Черном море зимой?Какие деревья растут на побережье Черного моря?Как человек охраняет побережье Черного моря?система выбрала этот ответ лучшимболее года назад 

1 На контурной карте отметим зону субтропиков зелёным цветом. Эта зона маленькая и она располагается около Чёрного моря. Красная стрелочка указывает её точное месторасположение на карте. Вся зона обведена красным полукругом для того, чтобы вам было легче её найти.2 Разместим правильно картинки из приложения:3 Поработаем с таблицей и вот какая таблица у нас в итоге должна получиться:4 Нарисуем схему цепи питания – вот так она будет выглядеть:5 Подпишем знаки экологических проблем:6 Подпишем нужные нам растения и животных красным цветом:7 Создадим памятку по безопасности во время нашего отдыха:8 Нарисуем рисунок Чёрного моря, удобнее рисовать цветными карандашами, чем красками, поэтому представляю вам вот такой рисунок карандашами:9 Составим несколько вопросов:4 года назад 

Ответы к Рабочей тетради (1 часть) У Черного моря 4 класс по предмету Окружающий мир.1) Обозначим зону субтропиков на карте России. Они занимают небольшую территории черноморского побережья Кавказа. 2) Во втором задании необходимо вклеить соответствующие карточки деревьев из приложения в окошечки с их названием. 3) Используя учебник, запишем название животных в таблицу, следующим образом. 4) Составим несколько цепей питания, которые характерны для черноморского побережья Кавказа. 5) Выделим экологические проблемы черноморского побережья Кавказа, выраженные знаками:6) На плакате “Красная книга” обозначим растения, насекомых и животных, которые встречаются в субтропиках. Ими являются: Иглица колхидская, самшит колхидский, жужелица кавказская, черноморская афалина. 7) Составим памятку безопасного отдыха при помощи учебника:8) Сделаем рисунок Черного моря и берега Черного моря:9) Запишем вопросы, которые можно задать по теме. более года назад 

Напишем ответы на вопросы из рабочей тетради:1. Отметим стрелочкой зону субтропиков.2. В этом задании нам нужно правильно подписать картинки с деревьями, каждому дереву соответствует определенное название:3. Заполнить табличку мы можем таким вот образом:4. Составим характерные цепи питания:5. Выделим основные экологические проблемы и и подпишем их. Нужно отметить, что эти проблемы вполне решаемы, если человек проявит хоть немного внимания к ним. К примеру, не будет оставлять мусор.6. Подпишем животных и растения:7. Составим небольшую памятку:Нельзя заплывать далеко. Нельзя купать в шторм. Загорать лучше всего с утра или вечером, в обед не нужно этого делать.

Природа

Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря

Рассмотрите карту природных зон (рис. 1). Какие зоны отмечены желтоватым цветом? Какая зона идёт после лесов?


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Рис. 1. Карта природных зон России

Южнее зоны смешанных и широколиственных лесов расположена степь. — большие безлесные пространства, травянистые равнины.

В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры — . Иногда они переходят в . Дожди здесь редки, но ливневые. Зима в степной зоне короткая,

но холодная. Ей на смену приходит непродолжительная весна, отмеченная бурным цветением степных растений.

Степная зона славится самой плодородной почвой —. Эта почва исключительно богата перегноем, который придаёт ей чёрный цвет.

Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав (рис. 2) здесь много. Весной в степи растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и увянуть. Им хватает скопившихся запасов питательных веществ в луковицах в течение этого месяца. Становится жарче, тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения. К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Рис. 2. Растения степи

Животных в степи не очень много. Многочисленными представителями животного мира степи являются грызуны: сурок, тушканчик, полёвка, суслик, хомяк. Самое крупное — сайгак. Из птиц водятся дрофа, степной орёл, пустельга, степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка и другие (рис 3). Многочисленны и представители насекомых. Часто можно увидеть хищных кузнечиков с длинными усами, растительноядных кобылок с короткими усами.


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Рис. 3. Животные степи

Труд и быт людей

Большинство людей этой зоны заняты в сельском хозяйстве. Они выращивают растения, распахивают земли, занимаются скотоводством. На нераспаханных участках полей происходит перевыпас скота. Из-за столь активной деятельности многие организмы оказались под угрозой. В Красную книгу России внесены пион тонколистный (рис. 4), степной орёл (рис. 5), крупный кузнечик степная дыбка (рис. 6), дрофа, журавль-красавка (рис. 3).


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Рис. 6. Степная дыбка

Для охраны природы ограничивают распашку, запрещают охоту. В степах созданы Ростовский, Оренбургский, Даурский заповедники.

Какая зона следует за зоной степей? Что вы о ней знаете?

Зону степей сменяют пустыни. — природная зона с равнинной поверхностью, лишённая растительности или со скудной растительностью. Участки пустыни в России располагаются в устье реки Волги, по берегам Каспийского моря и в восточных районах Калмыкии. Пустыни бывают
песчаные и глинистые
. В песчаных пустынях встречаются валы из песка — , на глинистых — растрескавшиеся участки — .

Летом в пустыне стоит очень сильная жара. Поверхность раскаляется до +70 °С. Так происходит днём, а ночью достаточно прохладно. Зимы короткие и мягкие. Температура может опускаться до −10 °С.

Климат очень сухой. Лишь изредка может выпасть снег или дождь. Учёные фиксируют места, где осадков не было уже несколько лет.

Особенность растительного мира пустыни в том, что у растений мелкие жёсткие листья либо вместо листьев — колючки. Корни проникают глубоко в землю. Эти приспособления нужны растениями для того, что бы испарять меньше влаги.  Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные, нередко растут небольшими группами среди песков или растрескавшейся глины (рис. 7, 8).


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Рис. 8. Джусгун

Животные пустыни (рис. 9) приспособились к жизни в условиях жары и отсутствия влаги. Многие из них ведут ночной образ жизни. Некоторые могут долгое время обходиться без воды. В пустыне водятся грызуны: тушканчики, жёлтый суслик, песчанка. Много пресмыкающихся: степная гадюка, круглоголовка. В пустыне встречаются ушастый ёж, маленькая лисичка — корсак. Из более крупных животных водятся сайгаки и верблюды.


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Рис. 9. Животные пустыни

Люди с давних пор осваивают пустыни. Они смогли заниматься земледелием, построив каналы. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Также жители активно занимаются скотоводством, разводя овец и верблюдов.

Экологические проблемы не обошли и зону пусть. Неумеренное орошение вызывает засоление почвы — в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не выживают. Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. А причина этого — перевыпас. Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения. Под угрозой исчезновения оказались некоторые животные пустынь. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров. Для них создан заповедник «Чёрные Земли».

Рассмотрите юго-запад страны на карте природных зон. Какая природная зона самая маленькая?

У берегов Чёрного моря находится одна из самых замечательных и своеобразных природных зон России — субтропики.  — это области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому тропическому поясу. Зона субтропиков в России располагается узкой полосой на Черноморском побережья Кавказа и на южном берегу Крыма.

Климат в субтропиках жаркий и влажный. Для этой зоны характерно жаркое лето и тёплая зима. Зимой в этой зоне выпадают дожди, а выпадающий снег быстро тает. Зимой в субтропиках тепло благодаря морю и горам. За лето вода в море нагревается, а зимой постепенно передаёт тепло воздуху. Горы преграждают путь холодным северным ветрам.

В субтропиках России растут теплолюбивые растения: кипарисы (рис. 10), пальмы, магнолии (рис. 11). В лесах распространены дуб, бук, каштан. Много в садах встречается плодовых деревьев: грецкий орех, инжир (рис. 12), абрикос, персик.


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Рис. 12. Инжир

В субтропиках богатое разнообразие животных (рис. 13). Здесь водятся интересные насекомые: цикады, богомол, жужелица кавказская, жуки-светлячки, олеандровый бражник. На берегу моря водятся птицы: баклан, чайка и другие. В море водятся дельфины, крабы, медузы. Также можно увидеть диковинных рыбок: морских коньков и морские иглы.


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Рис. 13. Животные субтропиков России

Благодаря тёплому климату и плодородным почвам, в субтропиках развито садоводство. Огромным спросом пользуются курорты этих краев. В Ялте, Сочи, Алуште и других городах обустроено много мест отдыха. Одной из достопримечательностей Сочи является Дендрарий. Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Ялта славится своим Никитским ботаническим садом.

Многие люди не относятся бережно к природе. Они выкидывают мусор в неположенных местах, рисуют на скалах, срывают красивые цветы, пугают жителей морских вод, ловят на память бабочек. Из-за этого многие виды оказались под угрозой. Для сохранения видов охраняются черноморская афалина, жужелица кавказская (рис. 13), самшит колхидский (рис. 14), тис ягодный (рис. 15).


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Рис. 15. Тис ягодный

На территории Кавказа для сохранности уникальности природы создан Сочинский национальный парк, на территории Крыма — Крымский заповедник.

На  распечатанной карте природных зон и раскрасьте зону степей, пустыни и субтропиков.


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Вспомните все уроки по природным зонам России, составьте рассказ по плану и расскажите его родителям или друзьям.

Леса России. Лес и человек


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ И ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ СВЕРНУТЬ

Черноморское побережье России делится на две климатические зоны, обусловленные рельефом местности и территориальным расположением. Первая зона от города Туапсе и далее южнее по побережью, это субтропическая зона, включающая в себя города Сочи и Адлер. Характеризуется общим количеством выпадающих осадков от 500 мм до 2500 мм в год, жарким летом и мягкой зимой. Средняя температура в январе в зависимости от типа местности на побережье +5, в горах до -8 градусов Цельсия летом до 40 градусов

Умеренная климатическая зона от Туапсе до Анапы, включающая в себя горные районы Кавказа и полуостров Крым. Характеризуется выпадением осадков до 500 мм год и до 350 мм в год в горных районах. Средняя годовая температура ниже, чем в субтропиках, средняя температура в январе – 2.6 градусов Цельсия, в горах до -6.летом до 35 градусов.

Черноморское побережье включает в себя несколько природных зон, обусловленных особенностями природного ландшафта. В умеренном поясе это степная область с умеренно-континентал­ьным климатом, смягченных морем. Летняя температура 26-30 градусов и зимних 2-5 градусов обусловленных воздушными массами приносящими осенью максимальное количество осадков до 600 мм. Преобладают севере-восточные и восточные холодные ветра.

Горная область Большого Кавказа с жарким летом и дождливой зимой. Летом преобладают субтропические антициклоны, зимой циклоническая деятельность. В районе новороссийска мождо наблюдать сильный северо-восточный ветер норд-ост до 45 м/с.

Причерноморская область в субтропическом поясе.

Средняя температура января 5-7 градусов, летняя около 23 градусов. Большое количество осадков выпадает на склонах гор Западного Кавказа. Самое влажное место Европы, количество может доходить до 3000 мм.

Сочи занимает большую территорию от вершин главного Хребта Кавказского хребта (3500 метров над уровнем моря вершины Красной поляны) и склоны кавказского хребта. Поэтому город Сочи делится на несколько природных зон. Это прибрежная зона до 200 метров над уровнем моря, предгорная зона – 201-600 метров, Высокогорная зона- от 201 метра до 600 метров, высокогорная зона от 1001 м до 1700 метров над уровнем моря и альпийская зона от 1701-1800 метров от уровня моря

Данная работа прдставляет собой авторскую презентацию к уроку окружающего мира по теме “Природные зоны России. Субтропическая зона. Отдых на Черноморском побережье”. В работе представлены фотоматериалы из личного архива автора.

Скачать

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам

Подготовила Антропова Милана МБОУ «Школа №94» 4в класс Чёрное море

Прошлым летом мы с родителями ездили отдыхать в Краснодарский край на Чёрное море. По дороге нам попалась бурлящая горная река, возле которой мы устроили привал.

Несколько дней мы жили в Туапсе. Н ам захотелось пройтись погулять и мы решили пойти на скалу Киселёва. Н а пляже около этой скалы мы купались .

Гуляя по берегу, мы увидели местного жителя: чайку – поморник.

В чудесном лесу мы увидели большие дольмены

Дольмены – древние погребальные и культовые сооружения . Н о никто этого точно не знает.

На Чёрном море очень красивая голубая вода и каменистый берег. Можно нырять с маской и следить за морскими жителями.

А ещё в Краснодарском крае есть пещеры и вот одна из них, пещера – ВЕДЬМ и её озеро. Температура в пещере не больше +10 градусов даже летом.

А вот это чудо – СТАЛАКТИТ, которому несколько тысяч лет.

Когда мы жили в Адлере, познакомились с нашей соседкой. Э то была гусеница. Она была ядовитой.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 41» г. Рязани

ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

В  4  А  КЛАССЕ

«У Чёрного моря»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Конькова Л. Н.

2016-2017 учебный год

Конспект урока по окружающему миру.

сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения;

работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

показывать природную зону на карте природных зон;

иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);

устанавливать причины своеобразия природной зоны;

моделировать цепи питания природной зоны;

иметь представление об освоении природной зоны человеком.

определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

извлекать информацию из карты;

устанавливать причинно-следственные связи;

рассказывать о природной зоне по плану;

осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения;

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

умение обмениваться мнениями, слушать другого человека; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, принимать трудности другого как свои, вносить свою часть в общий результат;

действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;

положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение знаний для человека, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

электронное приложение к учебнику, карточка “Исправь ошибки в тексте”, атлас-определитель “От земли до неба”, Красная книга России, энциклопедии: “Я познаю мир. Растения”, “Я познаю мир. Животные”, карта природных зон России, гербарий, веточки лавра с листьями.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с картой. Проверка домашнего задания.

– Назовите природную зону, которую мы с вами изучили на прошлом уроке. ( Пустыни).

– Пустынь в России немного у нас.

Прощаться с пустыней не будем спешить –

О ней мы сейчас будем говорить.

(Ученик показывает на карте полупустыни и пустыни.) (Южнее зоны степей, на юго-западе страны по берегам Каспийского моря расположена природная зона полупустыни и пустыни.)

2. Работа в группе. Задание на карточке.

– Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно – отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно –  Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, – это сайгак (правильно – и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные – тушканчики (правильно –  они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно –

Слайды 2 – 7.

3. Самоопределение к деятельности.

– Перечислите по порядку природные зоны. ( Зона арктических пустынь, тундра, зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса), зона степей, пустыни, субтропики).

– О какой природной зоне мы не говорили?

– Назовите тему урока.

– Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Изучить особенности природной зоны, узнать о климате, как климат влияет на растительный и животный мир.)

4. Открытие нового знания.

– Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики.

(Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.)

– В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером?

– Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и оно тоже задерживается горами.

– Выясним, что же обозначает слово “субтропики”. Вам уже известно, что такое тропики. ( Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

– А что означает приставка “суб “? В переводе с латинского это означает “под”. Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

– Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь её маленькая часть.

2. Работа в группах.

– Продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи.

– Вспомните правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

– Вспомните правила сотрудничества.

1. Выполняю свою часть работы.

2. Принимаю трудности другого как свои.

3. Вношу свою часть в общий результат.

– Ботаники, пользуясь учебником (стр. 126 – 130), энциклопедией “Я познаю мир. Растения”, атласом-определителем “От земли до неба”, расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 1.

1. Растения дикорастущие.

2. Растения, завезённые из тёплых стран.

3. Растения фруктовые.

– Ботаники, пользуясь учебником (стр. 132), энциклопедией “Я познаю мир. Растения”, Красной книгой России расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 2.

1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.

– Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 – 130), энциклопедией “Я познаю мир. Животные”, атласом-определителем “От земли до неба”, расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 3.

1. Морские обитатели.

2. Обитатели суши.

– Зоологи, пользуясь учебником (стр. 132 – 133), энциклопедией “Я познаю мир. Животные”, Красной книгой России расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 4.

1. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

– Экологи, пользуясь учебником (стр. 131 – 132), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 5.

1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.

– Экологи, пользуясь учебником (стр. 132 – 133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 6.

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк “Сочинский”.

5. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся. ( Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Группа № 1.

Благоприятные условия – тепло, влага, обилие солнечного света, плодородные почвы- дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья – дуб , каштан настоящий

В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы   Эти растения круглый год остаются зелёными.

В садах зреют грецкие орехи

Каштан – дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу.

На склонах гор раскинулись плантации чая.

– вечнозелёный кустарник, который внешне напоминает небольшое деревце.

Живёт около 400 лет. В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящён Аполлону. . Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками

в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками.

В Древнем Риме лавровый венок становится высшим знаком воинской и императорской славы.

Листья лавра издавна используют в качестве ароматической приправы.

Рассказ ботаников. Группа № 2.

В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица колхидская, самшид колхидский, тис ягодный.

– дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

. Высотой 10 – 20 м, в отдельных случаях до 28 м. Растёт относительно медленно, но при этом отличается большой продолжительностью жизни: от 1,5 до 4 тысяч лет.   Тис ягодный, занимавший первоначально очень большую территорию, был почти полностью истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорга-низмы, которые имеются в воздухе.

. Растение высотой 45 – 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются постепенно в течение осени и зимы; весной созревают плоды. Ягоды крупные, красные.

Рассказ зоологов. Группа № 3.

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.

Очень интересны морские обитатели: дельфины , морские коньки , морские иглы , а также крабы

Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках цикад

(они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол , который поджидает добычу – мух и других насекомых.

Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. . Много и других красивых бабочек.

В лесах обитают косули

На берегу моря живут чайки , которые кормятся рыбой.

Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зелёную – позеленеет.

В атласе – определителе, стр. 159.

Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удерживания добычи. Богомол достигает в длину до 7 см.

Рассказ зоологов. Группа № 4.

На страницы Красной книги попали животные –  дельфин черноморская афалина и жужелица кавказская.

– это зубастые киты, только намного меньше. Длина афалины – 2 – 3 м, вес – 150 – 300 кг. Зубы крепкие. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде. Случалось, дельфины спасали людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

– крупный красивый жук длиной 32 – 55 мм. Верх тела синий, иногда с фиолетовым или зелёным оттенком, блестящий, низ чёрный. Жук наиболее активен ночью, но иногда наблюдается и дневная активность. Питается улитками.

6. Физкультминутка. Слайд 47.

Звучит музыка, дети играют в игру.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура – замри!

– А сейчас заслушаем наших экологов.

Рассказ экологов. Группа № 5.

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие города-курорты Сочи

Одна из главных достопримечательностей города Сочи – Дендрарий

(от греческого слова “дендрон” дерево). Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр , родина которого – далёкие горы Гималаи, и эвкалипт , “приехавший” из Австралии, и слоновую пальму  из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи , заросли кактусов  и высокие кипарисы

В числе главных достопримечательностей города Ялта – Никитский ботанический сад . Здесь представлены растения из самых разных уголков Земли. Очень богата коллекция кактусов.

Дендрарий в Сочи был основан в 1892 году Сергеем Николаевичем Худековым (нашим земляком).

Рассказ экологов. Группа № 6.

Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан национальный парк “Сочинский”

Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда отдыхать, обязан беречь природу этих замечательных мест.

7. Включение нового знания в систему знаний.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

– Заполним таблицу, выполняя задание 3 на стр. 61.

(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши – цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, – чайки, бакланы.

Обитатели моря – дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

Слайд 64 – 65.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Какова была цель урока? Достигли её? Докажите. ( Правильно выполнили самостоятельную работу.)

– Понравилось ли вам работать в группе?

– С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку: солнышко или тучку.

10. Домашнее задание. Слайд 67.

1. Прочитать текст на стр. 126 – 134, выполнить задания.

2. Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 60 – 63, по желанию подготовьте сообщение об одном из растений или животных зоны субтропиков России.

– Вы все молодцы. Спасибо за урок.

Группа ботаников. Группа № 1.

– Ботаники, пользуясь учебником (стр. 126 – 130), энциклопедией, атласом-определителем “От земли до неба”, расскажите о растениях субтропиков по плану.

– Своё выступление начтите со слов “Нашей группе нужно было рассказать о дикорастущих растениях; растениях, завезённых из тёплых стран и фруктовых растениях”.

– Вставьте пропущенные слова.

крупными  листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут

Группа ботаников. Группа № 2.

– Ботаники, пользуясь учебником (стр. 132), Красной книгой России, расскажите о растениях субтропиков по плану.

– Своё выступление начтите со слов “Нашей группе нужно было рассказать о растениях, которые внесены в Красную книгу России”.

Иглица колхидская – многолетний

Группа зоологов. Группа № 3.

– Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 – 130), энциклопедией, атласом-определителем “От земли до неба” (стр. 159), расскажите о животных субтропиков по плану.

– Своё выступление начтите со слов “Нашей группе нужно было рассказать о морских обитателях и об обитателях суши”.

Группа зоологов. Группа № 4.

– Зоологи, пользуясь учебником (стр. 132 – 133), Красной книгой России, расскажите о животных субтропиков по плану.

– Своё выступление начтите со слов “Нашей группе нужно было рассказать о животных, которые попали в Красную книгу России”.

обгоняют  быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не

Группа экологов. Группа № 5.

– Своё выступление начтите со слов “Нашей группе нужно было рассказать о городах-курортах и их главных достопримечательностях”.

ботанический сад. Здесь представлены растения из самых разных уголков

Группа экологов. Группа № 6.

– Своё выступление начтите со слов “Нашей группе нужно было рассказать об экологических проблемах Черноморского побережья и о национальном парке “Сочинский”.

– Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 – 130), энциклопедией “Я познаю мир. Животные”, атласом-определителем “От земли до неба” (стр. 159), расскажите о животных субтропиков по плану.

Богат и разнообразен  мир Черноморского побережья

Очень интересны морские обитатели: дельфины (Слайд 29)

коньки (Слайд 30)иглы (Слайд 31), а также крабы (Слайд 32)

медузы (Слайд 33)

цикад (Слайд 34) растений). Среди зелёных листьев

богомол (Слайд 35), который поджидает добычу –

бражник (Слайд 36).  Много и других красивых бабочек

В лесах обитают косули (Слайд 38)

На берегу моря живут чайки (Слайд 41)бакланы (Слайд 42)

– это зубастые  , только намного меньше. Длина

м, вес –  – 300 кг. Зубы крепкие. Это самые

морские животные, они замечательные  , легко обгоняют

кавказская (Слайд 45) – крупный красивый

– 55 мм. Верх тела  , иногда с фиолетовым или зелёным

оттенком, блестящий, низ . Жук наиболее активен

передвижение песков, – это сайгак и джузгун. В пустыне встречаются

крупные животные – тушканчики они кочуют по пустыне стадами в

Описание урока окружающего мира в 4 классе, разработанного с использованием приёмов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

: учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 3 п г т Смышляевка Передрий Ольга Геннадьевна.

У тёплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Место урока в системе урока по данной теме: 13 урок из 20 в разделе «По родным просторам»

Используемые на уроке приёмы ТРКМЧП: верные и неверные утверждения, работа с текстом и заполнение таблицы, градусник настроения

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.  Проверка домашнего задания. Тест

Каковы погодные условия в пустыне?

1) жаркое лето, осадков мало

2) жаркое лето, суровая зима

3) тёплое дождливое лето

4) короткое жаркое лето

Какое колючее растение охотно поедают верблюды?

1) джузгун                     3) верблюжью колючку

2) колосняк                    4) кактусы

Какое животное называют «кораблем пустыни»?

1) сайгака                       3) корсака

2) верблюда                    4) скарабея

Что такое барханы?

1) животные                    3) валы из песка

2) растения                      4) пыльные бури

Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту?

1) сайгак                          3) ящурка быстрая

2) корсак                          4) тушканчик

Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству

1) жуку-красотелу           3) жуку-чернотелке

2) скарабею                      4) жуку-оленю

Как животные приспособились к условиям пустыни

1) у них толстая кожа

2) днем они зарываются в песок, ночью питаются

3) они долго обходятся без воды

4) поедая растения, они получают необходимую влагу

Какие экологические проблемы существуют в пустынях?

1) в почве накапливаются соли из-за неумеренного орошения

2) стало больше подвижных песков из-за неправильного выпаса животных

3) загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых

4) сокращается численность сайгаков из-за браконьерства

III Самоопределение к деятельности.

– Мы побывали с вами почти во всех природных зонах, путешествуя по ним с севера на юг. Но, возможно, есть еще одна природная зона, с которой нам стоит познакомиться?

– Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи.

Верные и неверные утверждения.

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак   «+», если верно  «-»,  если неверно  напротив каждого утверждения.

1. Зона субтропических лесов расположена на побережье Чёрного моря. (+)

2. Зона субтропиков занимает большую территорию нашей страны. (-)

3. Зона субтропиков расположена вблизи Уральских гор. (-)

4. Для зоны субтропиков характерно умеренно жаркое лето и тёплая зима. (+)

5. Растительный и животный мир субтропиков очень разнообразен. (+)

6. На карте зону субтропиков обозначают жёлтым цветом. (-)

7. На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени. (-)

8. В садах черноморского побережья выращивают абрикосы, персики, инжир.(+)

IV Работа по теме урока.

– Обратимся к карте. Где находится зона субтропических лесов? (Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море

– Какую по размеру площадь занимает эта зона? (Она занимает очень маленькую территорию

– Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков?

Солнечные лучи падают почти отвесно

– В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков?  (В умеренном поясе, но близко к Северному тропику

– В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

– Какие это горы по высоте?  (Высокие горы)

– Верно, это высокие молодые горы, они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

– Что такое  тропики? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.

– А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики?  (Это территория под тропиками

– Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь кусочек.

Заполнение таблицы «Природные зоны России». Учебник стр. 98 – 101. Работа в парах.  (заполняется последняя строка, предыдущие заполнены на предыдущих уроках) Каждая строка таблицы соответствует по цвету определенной природной зоне.

– Чтобы заполнить второй столбец таблицы, прочитайте 3 абзац учебника на стр. 98.

– Почему для зоны субтропиков характерен такой климат?

– Заполните третий столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 100.

– Какие растения можно встретить в субтропиках, а в нашей зоне не встретишь?

– Заполните четвёртый столбец таблицы, прочитав 1 абзац на стр. 101

– Каких животных можно встретить в субтропиках?

– Заполните последний столбец,  прочитав 1 и 2 абзац на стр. 99.

«Ленивые восьмёрки»- нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» – мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.

«Моргания» – моргание на каждый вдох и выдох.

V Закрепление изученного материала.

– Выполните задание № 3, 4 из РТ.

– Вернемся к утверждениям. Проверьте, везде ли вы правильно расставили знаки? Оцените свою работу с помощью градусников настроения.

– Предлагаю вам выполнить тест, который поможет определить, все ли вам было понятно на уроке.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”

а) в лесной зоне страныб) в субтропической зоне страныв) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страныб) обширная зона на востоке страныв) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштанб) лиственница, брусникав) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранчаб) кобылки, жуки-чернотелкив) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлениб) медузы, дельфины, камбалав) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зимаб)жаркое лето и умеренно холодная зимав)умеренно теплое лето и холодная зима.

– Где расположена зона субтропиков России?

– Что привлекает людей на Черноморское побережье Кавказа?

– Какие экологические проблемы возникают на Черноморском побережье?

– Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать не побережье мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.)

VIII Домашнее задание.

стр. 98 – 101 читать, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр. 101. Р Т с. 56 – 57 № 1, 2, 5

Тема урока  У теплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Урок усвоения новых знаний

Методы: словесный, информационно-рецептивный (трансформация информации), поисковый,  познавательно рефлексивный, приёмы ТРКМЧП (работа с текстом и заполнение таблицы, верные и неверные утверждения)

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные ресурсы: мультимедийное сопровождение урока, физическая карта России, карта природных зон