Министерство образования Республики Башкортостан
Салаватский районный отдел образования
МОБУ СОШ с. Турналы
Разработка урока мужества на тему: «Знаменитые земляки, земляки- герои ВОВ».
Выполнила: Сагадатова Ю. Ф.
Учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ с. Турналы,
Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения.
– формировать чувство уважения к героическому прошлому нашей Родины;
– развивать чувство гордости за землю, на которой живешь;
– усилить интерес к истории родного края, к судьбам земляков;
– сохранить в памяти юного поколения имена великих героев;
: плакаты о ВОВ, нарисованный вечный огонь, фотографии ветеранов, карточки, шаблоны для мини-проекта, презентация «Мои земляки -Герои войны».
– запись песни из кинофильма Офицеры « Герой нашего времени»;- музыкальный фрагмент для минуты молчания.
Пусть же проходят
За годами годы.
Героев не забудет страна!
Свято и ревностно
– Ребята, как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на нашей встрече ( о войне).
Какое это страшное слово-война! Сколько горя пришлось пережить людям, сколько жизней она унесла с собой. Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью.
Война-это письма, которых ждут и боятся получать. Война разлучила близких и родных, матерей и сыновей, жен и мужей, отцов и детей. Люди погибали не только от пуль и гранат, но и от жестокого голода. Бедность и нищета, беспризорность и безотцовщина царила во время Великой Отечественной войны. В годы войны правила жгучая ненависть, сжигающая многие семьи. Каждой семьи коснулась война. Не обошла стороной и наше село Турнали. Из Турналинского сельского совета ушли на фронт 163 человека, вернулись домой 73, не вернулись домой 90 человек.
: – Совершенно верно о войне, точнее о её героях и их подвигах.
ь: – 1945 году закончилась Великая Отечественная война. Но мы не должны забывать её героев, ведь они проливали свою кровь, шли на верную смерть, ради нашего светлого будущего.
: – Ребята, есть среди героев войны и наши земляки.
Сегодня на уроке мужества, мы узнаем как можно больше о наших ветеранах, о героях войны.
2. Составление портрета героя.
– Как вы понимаете значение слова «герой»? Кого мы можем назвать героем? ( высказывания детей)
– Чтобы знать какими чертами должен обладать герой, давайте создадим его портрет. ( Слово «герой» висит на доске)
– Ребята, давайте подберём нужные слова и узнаем, какими чертами наделён настоящий герой. ( На доске слова: сильный, храбрый, трусливый, мужественный, доблестный, равнодушный, отважный, бесстрашный.)
– И так каким же должен быть герой? (сильным, храбрым, отважным, мужественным, доблестным, бесстрашным )
: – А какие слова здесь лишние?
: – Верно, молодцы ребята. Если человек будет труслив и равнодушен, он никогда не станет героем.
: – А сейчас нам ребята расскажут о земляках-героях.
Победа в Великой Отечественной войне вот уже 70 лет никем не забыта. Разве можно такое забыть? Сколько бед потерпел наш народ, сколько погибло людей, сколько было пролито слёз. Великая Отечественная Война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года – девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года. Вместе с весной пришла на многострадальную землю долгожданная Победа. Слезами радости встретили ее бойцы Великой Отечественной войны, также встречаем этот день и мы, их потомки. Война с фашистской Германией принесла неисчисляемые жертвы и страдания для Советских людей.
Более 27 млн. советских людей погибло на фронтах Отечественной войны и фашистских лагерях в плену. Из нашей Республики Башкортостан ушли на фронт более 700 тыс. человек. Около 320 тыс. из них не вернулись домой. Из Турналинского сельсовета ушли на фронт 163 человека, вернулись домой 73, не вернулись домой 90 человек.
Один из наших земляков стал полным Кавалером Орденов Славы всех трех степеней -это Пепеляев Пётр Кузьмич
Благодаря им мы смогли одержать победу в этой страшной войне. Вот они, те кто день за днем приближали нашу Победу.
Валеев Галимзян Закирович 1922 г.р село Лаклы Салаватского района. Был призван на фронт 10 февраля 1943 года и был направлен в Красно-Холмское военно- пехотное училище . С июня 1943 года по январь месяц 1945 года 17 гвардейская воздушно-десантная бригада-командир отделения. С января по апрель 1945 года 355гв. Стрелковый полк- старшина. Дошел до Венгрии имеет награды : Орден Славы III степени,
«За победу над Германией»;
После войны работал секретарем сельского Совета в с. Малояз , с 1948 в РАЙФО , старшим инспектором, председателем ЛОСААВ. С 1951 года в отделении Турнали управляющим , с 1957 года в отделе кадров совхоза «Турналинский»
Ахматов Мажит Ахатович 1908 года рождения, село Анзяк. Призывался на фронт в 1942 году. Участвовал в боях за оборону Ленинграда. Ранен. Победу встречал в Берлине. Имеет награды: медаль «За отвагу». После работы работал бригадиром.
Тербеков Дмитрий Павлович родился в с. Турнали 1923 году. Призывался на фронт в 1941 году , вернулся в 1945 году. Имеет награды:
Орден Отечественной войны;
Медали за отвагу(две);
«За освобождение Варшавы»;
«За взятие Берлина»;
После войны работал зам. директора по хоз. части совхоза «Турналинский».
Закиров Зуфар Казыевич 1917г.р. с.Турнали призывался в 1939 году. 393 стрелковый, полк командир отделения мл. сержант, с сентября 1939 года по февраль месяц 1943года 385 стр. полк командир отделения, младший сержант, февраль 1943 по август 1944 1009 стрелковый полк . командир отделения младший сержант , с августа месяца 1944 по март месяц 1946 624 отделение, инженер батареи. Март 1946 по июль 1946 с мая 1945 по 3 сентября 1945 года участвовал в войне с Японией в составе 1009 стрелкового полка, командир отделения. Вернулся в 1946 году. Имеет награды: Юбилейные медали , Орден Отечественной войны II степени. После войны работал в совхозе «Турналинский».
Сафин Авхат Авдеевич.
Родился 16 октября 1910 года в деревне Старый Кишкин Кармаскалинского района Республики Башкортостан. Воевал на Ленинградском фронте в составе 160 части. Член партии. После войны работал мастером маслоделом.
Лавров Николай Иосифович 1923 года рождения , село Емаши Белокатайского района . Призывался 10 января 1942года. Вернулся 1947 году. 399 стрелковый полк, командир, стрелковое отделение. 175 стрелковая дивизия,7 танковый корпус , механик водитель самых тяжелых танков. Имеет награды: Орден Красной звезды, медаль за победу над Германией, юбилейные медали. Работал в Ново Турналинской средней школе.
Казыев Миндиян Казыханович Родился в селе Муслимово Мечетлинского района. Призван на фронт в 1941г. Вернулся в Турнали с фронта в 1945 году. Служил в автобатальоне старшиной роты. Имеет награды: « Медаль за взятие Берлина», юбилейные медали. В послевоенные годы работал зав МТМ совхоза «Турналинский».
Еркеев Рахимиьян Ярмухаметович( 1922-1999)
Родился в д. Ибраево Кигинского района. Воевал в составе 112-й кавалерийской дивизии, участвовал в г. Будапешта.
Орден Отечественной войны IIIстепени.
Медаль «За отвагу»
Медаль «За освобождение Будапешта» и другие юбилейные награды.
Ахмадеев Галимьян Ахмадеевич (1918-1998)
Родился в деревне Юсупово Кигинского района. В многодетной семье. В 1939 году был призван в армию, служил рядовым на дальнем Востоке. В 1941 году на Калининском фронте был тяжело ранен. Осколок снаряда задел область рта, часть нижней губы была сильно деформирована. После чего восстанавливался долгое время в госпитале. В 1942 году вернулся в родную деревню, где работал трактористом. В 1964 году переезжает в с. Турнали. Награды: Ветеран труда, юбилейные медали великой Отечественной войны, юбилейные медали Вооруженных сил СССР.
Валеев Галимзян Закирович ( 1. 08.1922-18.04.1981). Родился в деревне Лаклы Салаватского района.
Имеет награды: 1. Орден Славы IIIстепени.
2. Медаль «За победу над Германией».
3. Медаль «За доблесть и отвагу».
4. Медаль «За боевые заслуги» и другие юбилейные медали.
Федор Алексеевич Никифиров. Родился 9 сентября 1918 года в селе Глубокое Завьяловского района Алтайского края. Участник ВОВ, комсорг стрелкового батальона. Был призван в 1941 г и демобилизован в 1945г.
Имеет награды: медаль «За победу над Германией».
Душанов Мурзагали Душанович. Участник Великой Отечественной войны. Был призван в 1941г. Демобилизован в 1946г.
Имеет награды: 1. Медаль «За победу над Германией».
Нигматуллин Халим Садреевич Участник ВОВ, офицер Советской Армии. Был призван 26 июня 1941года. Демобилизован в 1946 году.
Имеет награды:1. Медаль «За боевые заслуги».
2. Орден Отечественной войны I степени.
3. Орден «Красной звезды» 1943г.
Участник событий на Курской дуге(1943).
(Брянский фронт, Воронежский фронт),
Ветеран Карельского фронта (Кандалакшское направление).
Петров Фёдор Андреевич (10 июля 1915г-24 февраля 1995г)
Награды: Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За победу над Германией»
За свои большие заслуги перед народом они награжден медалями. Все они смогли противостоять ненависти, насилию и смерти. Война хотела отнять у них надежду , веру и любовь, но они смогли все это выдержать и не потерять волю к жизни. Низкий поклон всем вам вершителям Великой победы! Низкий поклон за мирное небо над головой, и сколько бы лет не прошло наш долг: не забывать о тех кто спас наши жизни, наше будущее, защищая свою матушку-Родину.
Огромный вклад внесли они в приближении Победы. В памяти их семей и односельчан они будут вечно. Время неумолимо и совсем юными мальчишками встретившиеся с войной лицом к лицу теперь уже нет их в живых. В селе Турналы из ветеранов Великой Отечественной Войны никого не осталось. Но в памяти людей они будут жить всегда.
4. Работа над мини-проектом «Вечный огонь».
– Я предлагаю вам «зажечь» свой вечный огонь. У каждого на столе лежат шаблоны: вечного огня, георгиевской ленты, цветов, цифр. Дети выполняют работу под руководством учителя. ( Звучит песня «От героев былых времён» из кинофильма «Офицеры»)
5. Минута молчания.
– Ребята, давайте дружно встанем и минутой молчания почтим память, не вернувшихся с войны всех Солдатов.
III. Подведение итогов.
– Ребята, вы сегодня очень много узнали! Расскажите, пожалуйста, то, что вам больше всего запомнилось! То, что для вас было самым интересным.
Какими должен быть настоящий герой? ( Ответы детей)
Ребята, какой великий праздник наша Родина отмечает 9 Мая? (День Победы в Великой Отечественной войне.)
Каждый год 9 Мая в честь Великой Победы зажигается салют. Вечернее небо расцвечивается яркими праздничными огоньками.
«Салют Победе» А. Твардовский
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым,
– Ребята давайте мы с вами тоже подарим всем свой праздничный салют мира и добра. Ваша задача раскрасить свой огонёк салюта разными цветами на мини-проекте.
: – Не забывайте о подвигах ваших предков! Помните и почитайте их, ведь они воевали за нас. Война закончилась давно. Но мы всегда должны помнить о ней, о тех страданиях, которые пережили люди, побывавшие на ней, и которые не вернулись, остались в сырой земле. Об этом было сказано уже сотни раз, но я не боюсь повториться, ведь память о тех жестоких, тяжких годах должна жить в нас вечно. Мы должны научиться ценить мирную жизнь, ведь именно ради неё бились, отдавали жизни все те, кто был на войне. И вечный огонь не должен потухнуть в наших сердцах никогда. Вечная память вершителям большого подвига. Пусть спасенной будет земля наша от войны.
Урок Мужества «Памяти связующая нить»
Мы Отечество не выбираем,
потому что Отечество в нас.
В своей работе по патриотическому воспитанию учителя нашей школы используют различные формы: тематические классные часы, устные журналы, сбор материалов о земляках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, тимуровская работа, встречи с ветеранами войны, свидетелями оккупации нашей малой родины фашистами, часы общений, уроки мужества, литературно – музыкальные композиции, торжественные линейки и митинги. В школе работает краеведческий музей, одна из экспозиций которого посвящена годам Великой Отечественной войны и подвигу наших земляков, прошедших через горнило страшных лет.
, представленные на конкурс в номинации « Методика организации и проведения « Уроков мужества»» были разработаны и использованы классными руководителями для учащихся 10 класса
« Памяти связующая нить», посвящен нашим землякам, участникам войны, показывает взаимосвязь маленьких сел с важнейшими вехами Великой Отечественной войны.
воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
– Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, участии в ней наших земляков.
– Формировать положительное отношение к таким качествам, как
патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину;
– Воспитывать активную жизненную позицию;
– Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и
ответственности за будущее своей страны;
Подготовительная работа классом:
Сбор и обработка данных о земляках – участниках Великой Отечественной войны, сбор информации о участии собственной семьи в войне.
– тимуровская работа (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, );
– уборка памятников и могил погибших солдат.
– оформление альбомов, папок, стендов, экспозиций.
Проведение урока Мужества содействует решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся; поможет воспитать чувства верности Родине,
позволит создать условия для преемственности поколений.
В ходе проведения мероприятия формируется социальная активность, гражданственность и патриотизм, чувство гордости и верности своему Отечеству, родному краю.
Мы стремимся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда – идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом. Изучение истории собственной семьи, своей малой Родины позволяет приблизить к каждому из воспитанников историю величественного подвига нашей страны в Великой Отечественной войне, протянуть неразрывную нить от семьи к победе народа.
Методика работы по проведению урока Мужества
Мы живем в сложное, противоречивое время. Не секрет, что на рубеже 80 – 90-х годов ХХ века понятие патриотизма из положительного стало превращаться в негативное, слово «патриот» было чуть ли не ругательным, а патриотическое воспитание некоторыми трактовалось как насилие над личностью. Наиболее явно давление велось, да и сейчас ведется на молодежь – самую чувствительную часть населения. Приученные к прагматическому образу жизни, мы начали забывать простые человеческие понятия: честь, достоинство, верность, связь поколений, вечная память и благодарность отцам и дедам за их спасительный подвиг, особенно в годы Великой Отечественной войны. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы.
Приоритетная роль в разрешении этих противоречий отводится школе, всему комплексу учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Поэтому в нынешних условиях одним из ведущих направлений школы стало патриотическое воспитание.
Тема урока Мужества «Памяти связующая нить»– была выбрана не случайно. За многие годы учащимися накоплен большой и богатый материал об участии земляков, членов их семей в Великой Отечественной войне. Эти данные рассказывают о близких людях, земляках. Их судьбы переплетаются с судьбами молодого поколения.
Сегодня просто необходимо в воспитательной деятельности школы использовать современные информационно-коммуникационные технологии с их преимуществами перед традиционными формами работы.
подготовки и проведения Уроков Мужества
1-й этап: Подготовка к проведению урока Мужества
-Сбор и обработка данных о земляках – участниках Великой Отечественной войны, сбор информации об участии собственной семьи в войне.
– тимуровская работа (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам);
– встречи с ветеранами войны, вдовами, тружениками тыла;
2-й этап: Проведение Урока Мужества.
3-й этап – Подведение итогов
– составление летописи «Книга памяти класса»
Патриотизм – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил и принципов поведения. Он находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, самому себе, труду и его результатам.
Школьная практика убеждает, что положительный патриотический опыт учащихся формируется, прежде всего, в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках и внеклассных мероприятиях. Важно отметить, что история – коллективная память человечества, и без нее общество не может идти вперед. Следовательно, история не только наука о прошлом, но и мост к пониманию настоящего и будущего, так как перспектива строится на опыте прошлого. Местный опыт истории – краеведение, это зримое око в жизнь своей малой Родины, это то, что каждый человек несет в своем сердце как память души.
Для использования на Уроке Мужества были подготовлены:
– списки участников войны, вдов, тружеников тыла
– выставка рисунков о войне;
– стенд с фотографиями героев, представленных на данном уроке;
– музыкальное сопровождение (диски с песнями военных лет)
«Помни, какой ценой досталось Им, что ты ходишь по свободной земле!»
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
. Война- это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.
Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
От Бреста до нашего маленького села приблизительно 800 км. Сейчас это и государство другое, вот правда чужим его назвать никак нельзя. Как нельзя назвать чужими города и села Украины, Прибалтики, Белорусии. Между ними и нашим маленьким селом Елионка, маленьким селом Солова протянута тонкая, но прочная нить памяти.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С первых дней войны на фронт ушли сыновья, мужья и отцы. Уходили с центра села – места самого дорогого для наших земляков, места, где сейчас находится памятник Погибшим односельчанам. посетив наше село не преклонить колена перед памятником погибших односельчан. В годы Великой Отечественной войны с августа 1941г по сентябрь 1943 год с. Елионка находится в зоне оккупации немецких войск. В селе располагался небольшой отряд фашистов. Во время отступления немецких войск были сожжены и уничтожены предприятия села, общественные учреждения и дома мирных жителей. Чудом осталась целой школа. 22 сентября 1943 года села Елионка было освобождено от немецких захватчиков. Уходя, фашисты зажигали факелы и бросали их на крыши домов. Покрытые соломой дома сгорали практически моментально. Нашему селу повезло, многие дома были покрыты железом, что спасло его от полного уничтожения. 567 человек не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны из сел Соова и Елионка. Село приходилось отстраивать заново. В память погибших односельчан в 1972 году в центре села установлен памятник односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Памятник установлен в святом для жителей села месте. Именно отсюда летом 1941 года уходили солдаты на фронт. Именно оно стало местом встречи с малой родиной при возвращении с войны. А для тех, кто так и остался на полях сражений стоит на возвышении солдат, навечно сжимая в руках автомат. Его голова наклонена, в одной руке он держит каску, грустные глаза выражают скорбь по погибшим товарищам. Возле памятника растут березы, низко склонила голову ива. Прошли года, нет в живых ветеранов, участников войны, но так хочется верить, что память о них будет вечной.
(стихотворение Ю. Левитанского «Ну, что с того, что я там был»)( (на фоне «Реквиема»Моцарта)
Ну, что с того, что я там был. Я был давно. Я все забыл.
Не помню дней, не помню дат, ни тех форсированных рек.
Я – неопознанный солдат. Я – рядовой. Я – имя рек.
Я – меткой пули недолет. Я – лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед. Я в нем, как мушка в январе.
Ну, что с того, что я там был. Я все забыл. Я все забыл.
Не помню дат. Не помню дней, названий вспомнить не могу.
Я – топот загнанных коней. Я – хриплый отклик на бегу.
Я – миг непрожитого дня. Я – бой на дальнем рубеже.
Я – пламя Вечного огня и пламя гильзы в блиндаже.
Ну, что с того, что я там был. В том грозном, быть или не быть.
Я это все почти забыл. Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне – война участвует во мне.
И пламя вечного огня дрожит на скулах у меня.
Уже меня не исключить из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить от той зимы, от тех снегов.
И с той землей, и с той зимой уже меня не разлучить
До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.
Сколько их наших земляков не вернулось с фронтов Великой Отечественной войны? Статистика суха. 567 жителей села Елионка, села Солова. А вот погубленные судьбы, боль, горе подсчитать невозможно.
Сегодня мы пройдем трудный путь, побываем в тех местах, где наши родные, близкие, односельчане, земляки сражались за нашу Родину, за наше светлое будущее.
Брестская крепость стала непреступным бастионом в глубоком тылу фашистских армий, отрезанная от всего мира. Не было воды, кончались запасы пищи, но на предложение о капитуляции советские солдаты вывесили на одной из стен ответ, написанный кровью на куске полотна: « Все умрем за Родину, но не сдадимся». Героические защитники Брестской крепости с честью выполнили свой воинский долг. Большинство из них героически погибло.
Между далекой Брестской крепостью и нашим селом неразрывная связь.
В первые дни войны, погиб в ней Рощин Михаил Трофимович, наш земляк.
Родился Рощин М. Т. в с. Елионка в 1917г. Семья была большая, 9 человек, а время очень тяжелое. Из воспоминаний брата: «Детство у нас было не веселое. Одни сапоги на 5 человек. В 1935 году умер брат Павел, мать от переживаний сильно заболела, кормить большую семью было трудно, Михаилу пришлось оставить школу и помогать отцу, пахал, бороновал, водил лошадей в ночное пасти. Он учиться хотел очень и пошел в вечернюю школу со взрослыми. С детства мечтал быть военным. Сам себя все время готовил, отрабатывал стройную походку, старался писать красиво. Научился играть на балалайке, которую сам сделал. Потом, когда работал, имел свои инструменты на многих играл.»
После было Минское военное училище и исполненная мечта – звание лейтенанта. И первое назначение – западные рубежи нашей Родины – Брестская крепость. Сколько дней, недель он провоевал на войне, мы не знаем. В музее Брестской крепости его фотография с надписью лейтенант Рощин М. Т. – защитник Брестской крепости.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоена почетное звание «Крепость – герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Михаил Трофимович награды получить не успел. Он просто выполнил свой долг, защищая свою Родину от захватчиков.
28 июля 1944 г. советские воины впервые после трёх лет фашистской оккупации вошли в Брестскую крепость. Почти вся крепость лежала в развалинах. Эти груды развалин были полны сурового величия, словно в них до сих пор жил несломленный дух павших борцов. И чудо произошло! Камни вдруг заговорили! На уцелевших стенах крепостных строений, в проёмах окон и дверей, на сводах подвалов, на устоях моста стали находить надписи, оставленные защитниками крепости. Эти надписи были нацарапаны на штукатурке штыком или пулей. В крепостных руинах зазвучали живые голоса безвестных героев 1941 г., державших оборону крепости 29 дней до 20 июля 1941 г. Может быть среди этих последних слов, оставленных слабеющими руками защитников крепости, слова написанные нашим земляком – нам не дано это знать. Но знать и помнить его подвиг, как подвиги многих – мы должны.
Город – герой Москва. Враг рвался к сердцу нашей страны. План наступления на Москву в гитлеровском генеральном штабе носил кодовое название «Тайфун». Если бы план был осуществлён, то столица СССР и России была бы стёрта с лица земли. На месте Москвы фашисты хотели создать озеро.
Для выполнения задуманного Гитлер выделил 74 дивизии, которыми командовали опытные генералы Бок, Клюге, Штраус, Гудериан, Гот и Гепнер. Им противостояли советские войска Западного, Резервного и Брянского фронтов. В живой силе и технике превосходство фашистов было неоспоримо. Что же касается героизма и мужества советских людей, то в этом плане гитлеровцы превзойти нас не смогли.
Именно под Москвой был развеян миф о непобедимости германской армии.
В Москве у Кремлёвской стены есть могила Неизвестного солдата. Горит вечный огонь. На каменной плите слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». В декабре 1966 г., в 25-ю годовщину московской битвы, у Кремлёвской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях за Москву, и от него вспыхнул вечный огонь на могиле Неизвестного солдата. Рядом замурованы капсулы с землёй городов-героев.
Слайд № 6-8
В семье Данила Григорьевича (1879 года рождения) и Матрены Исидоровны(1870 года рождения) Кузнецовых (приложение 1) было четырнадцать детей. Четверо детей умерло в раннем детстве. По нынешним меркам семья непривычно огромная. По меркам сороковых годов прошлого столетия – обычная сельская семья.
Остальные дети умерли в раннем детстве.
Из семерых братьев – шестеро погибло в период Великой Отечественной войны.
2.2. Кузнецов Иван Данилович.
Родился Иван Данилович в 1908 году. Жил и работал в селе Солова. Женился на Ирине Григорьевне (девичья фамилия не сохранилась). Иван работал бригадиром, после окончания курсов три года работал председателем колхоза в селе Солова. Затем снова учеба, теперь уже в поселке Локоть. Учился три месяца, после чего был назначен инструктором райкома партии в селе Воронок. Ушел на фронт 30 июля 1941 года. Из «Книги Памяти»:
«Кузнецов Иван Данилович. Пропал без вести 01.08.1941г.» (стр. 452, т.9. « Книга Памяти» Брянская область). По воспоминаниям брата Кузнецова Даниловича: «Иван пропал без вести под Орлом в 1942 году, видел его под Орлом наш земляк Агеенко Алексей Ефремович. Писал с фронта письма, но они не сохранились». Данные ОБД Мемориал www.obd-memorial.ru тоже называют 1942 год. (приложение 9)
После войны Кузнецова Ирина Григорьевна дважды посылала запрос на имя командира части. Ответ был одним и тем же «Был тяжело ранен – отправлен в глубокий тыл». Из запроса в Стародубский военный комиссариат от 1988 года «рядовой Иван Данилович Кузнецов пропал без вести в августе 1941 года» (приложение 12). Ирина Григорьевна осталась на оккупированной территории с пятью детьми. Жила в коммуне «Просвет» с родителями. Когда началась эвакуация, уехать не смогла – новорожденному сыну было всего лишь 12 дней. Всю свою жизнь она работала, вырастила детей, разъехавшихся по всему Советскому Союзу.
2.3. Кузнецов Петр Данилович.
По сохранившимся воспоминаниям односельчан, Петр Данилович (приложение 6) работал в селе Чубковичи. Был призван на Советско-финскую войну 1939-1940 года. Вернулся живой, был направлен на работу в село Курковичи. К началу Великой Отечественной войны в семье Петра Даниловича и его жены Ольги Никитичны было трое детей – все мальчишки. Петр Данилович пропал без вести 1 августа 1943 года (приложение 7). Ольга Никитична Кузнецова всю свою жизнь проработала в совхозе, вырастила троих сыновей.
2.4. Кузнецов Григорий Данилович
(приложение 11 ). Разнятся и данные о звании Григория Даниловича, по воспоминаниям родных и данным «Книги Памяти» – младший лейтенант, из архива Стародубского военного комиссариата – рядовой. Жена Григория Даниловича Екатерина Андреевна осталась жить в селе Солова, вырастив единственного сына.
2.5. Кузнецов Степан Данилович
О Степане Даниловиче данных сохранилось очень мало(приложение 4) . После окончания школы, он учился в Запорожском училище. Уехал на стройку в Новосибирск. Оттуда и был призван на фронт. Пропал без вести.
2.6. Кузнецов Михаил Данилович
Михаил Данилович (приложение 5) до войны по призыву комсомола уехал на строительство в Москву. На фронт был призван из Московской области. Пропал без вести в 1941 году при обороне Москвы. (приложение 8)
2.7. Кузнецов Василий Данилович
Василий Данилович, единственный оставшийся в живых из братьев Кузнецовых, до Великой Отечественной войны окончил 7 классов Соловской школы, затем была учеба в Новозыбковском сельскохозяйственном техникуме, который он закончил в 1939 году. Был призван на службу в ряды Красной Армии. Служил в город Севастополь. В начале войны был отправлен в Молотовское авиационное училище г. Перми. Служил механиком. Участвовал в войне с Японией. Демобилизовался в 1948 году. Работал агрономом, а затем управляющим отделения совхоза «Кировский». Его жена во время оккупации была угнана в Германию, после освобождения вернулась в село Солова, умерла в 1984 году.
2.8. Кузнецов Николай Данилович
Николай Данилович (приложение 3) окончил Соловскую семилетнюю школу в 1941 году. По воспоминаниям брата учился очень хорошо. Младший сержант Кузнецов Николай Данилович погиб 21 января 1945 года при освобождении Польши. Из вех братьев только у Николая Даниловича точно установлено место гибели д. Жехов Польша. На момент смерти ему было всего 19 лет. (приложение 10)
2.9. Сестры Кузнецовы.
Кузнецова Елена Даниловна, 1918 года рождения, жила в оккупации в селе Солова. После освобождения работала в совхозе «Кировский».
Кузнецова Дарья Даниловна 1924 года рождения, окончила педагогическое училище в г. Новозыбков Брянской области. Работала учительницей в г. Сеща Брянской области.
Кузнецова Любовь Даниловна 1926 года рождения тоже всю жизнь проработала учительницей.
Семья Кузнецовых продолжает жить на земле. Люди, о которых можно сказать словами известного классика: «соль земли русской, когда б таких людей природа-мать не посылала миру, заглохла б нива жизни», защитили и нашу жизнь, и нашу свободу, и само право гордо называть себя гражданами России.
Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики – пыльными степями.
Умирали мальчики, где – не знали сами.
История битвы за Сталинград делится на два этапа. Первый этап оборонительный – с 17 июля по 18 ноября 1942 г. Второй этап наступательный в соответствии с советским планом «Уран» – с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.
Сумели врага потеснить.
На Волге решается кровью:
Отечеству быть иль не быть?
В Сталинграде, на Мамаевом кургане были самые кровопролитные бои из всех, какие были в истории человечества. Единственный нетронутый свидетель тех грозных событий в Сталинграде – руины мельницы. Разбитые, изрешеченные пулями и снарядами, они расскажут больше, чем любое произведение художника.
Вблизи руин мельницы находится музей-панорама «Сталинградская битва».
Могилы наших земляков в Сталинграде. Рощин Михаил Васильевич погиб в начале сражения под Сталинградом. Дома остались жена, дети. Они дождутся освобождения села, заново будут остраивать спаленный дом, с грустью встречать земляков. Отец с войны не вернется.
Победа советской армии в Сталинградской битве стала началом коренного перелома в истории Великой Отечественной и Второй мировой войн. И в этой победе подвиг наших земляков.
Областной центр РСФСР, расположен в дельте реки Нева. Важнейший промышленный, научный и культурный центр СССР. Крупнейший морской и речной порт, железнодорожный узел. Второй по величине город в СССР.
Выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 г.: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления своего варварского плана гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолётов. Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия финнов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз.
Голод. Холод. Пламя
Савичева Таня (показывает портрет девочки)
Пишет девочка – не стихи.
Пишет, в небо боясь смотреть,
И рукой её водит смерть.
Ох, как он выдержать это смог –
Небольшой тетрадный листок?
Те листы –
Над могилой её цветы.
удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, в 1944 году она умерла.
А между Ленинградом и Большой земле по Ладожскому озеру шли грузовики. Черный лед Ладожского озера. Постоянные бомбежки. Из осажденного города вывозили детей. Фашисты целились именно в эти машины, сколько их остались неподвижными на черном льду Ладожского озера. За рулем одного из грузовиков был наш земляк, ветеран войны Силантьев Петр Антонович. Из его воспоминаний: « Было ли страшно. Было. Только ехать все равно надо было. Ехали медленно – по дороге много разбитых грузовиков». На этой страшной дороге встретит Петр Антонович молоденькую худенькую девочку, на вид почти подросток. Встретит, чтобы уже никогда нет расстаться. Пятьдесят лет они будут вместе: и в радости, и в. беде.
18 января 1943 г. вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Окончательный разгром фашистских войск у Ленинграда был завершён 27 января 1944 г.
9 мая закончилась самая страшная война человечества. Берлин – город невольно ставший центром фашизма. До окончания войны оставалось меньше месяца. И уже мечталось, скоро домой.
Гитлеровские войска отходили все дальше, наконец местом военных действий стала фашистская Германия. На укрепление Берлина немцы бросили все свои силы: город опоясали три оборонительные линии, каменные дома и подвалы превратили в военные укрепления. Ночью 16 апреля 1945 года тысячи орудий открыли ураганный огонь по позициям противника. Фашисты были застигнуты врасплох, и советские войска перешли в наступление. Ошеломленные гитлеровцы увидели, как со стороны советских войск вспыхнули, слепя глаза, десятки маленьких солнц. На немецких позициях стало светло как днем. В ужасе немцы думали, что у русских появилось новое оружие. На самом деле на возвышенностях перед участком прорыва втайне от противника были установлены сто сорок мощных прожекторов. К рассвету бойцы преодолели первую полосу препятствий, и подошли ко второй. В сражение были введены две дополнительные танковые армии. Враг начал отходить к Берлину.
13 апреля 1945 года в бою за город Ландсберг погибнет Кривоносов Николай Михайлович, навеки оставшихся в чужой земле.
Из поверженного Берлина отослал домой матери свою фотографию Певко Сергей Яковлевич. 21 летний сержант с гордостью писал: «Мамаше, сын Сергей из разгромленного Берлина»
Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны.
День и ночь поездом их везли,
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Пригунов Сергей: «Мой дед Пригунов Савелий Акимович 1923 года рождения. На фронт был призван в 1943 году. Дошел до Берлина»
Шармай Андрей: «Мой дед Шармай Андрей Игнатьевич, дошел до Кенинсберга, Был ранен.»
Всех вернувшихся объединяло одно – говорить о войне они не любили.
Ребята, вот и закончились наша сегодняшняя экскурсия по местам боевой славы, хотя его можно было еще продолжать. Эти дороги войны – они были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждую улицу, за каждый дом городов и деревень нашей страны, попавших в зону фронта. Все они стали мерилом мужества, чести отваги не одной тысячи солдат и офицеров. . Долог, труден был путь. Чем, как его измерить?
Битвами, днями, горем, страданиями, миллионами жизней? Да, всем этим, незабываемым, священным для нас. Оно, это незабываемое, вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов Славы. Оно и поныне звучит и волнует людские души словами стихов и песен. Но самое главное, оно навсегда должно остаться в наших сердцах. 9 мая 2008 году салют Победы прогремел в 65 –й раз. Мы помним и чтим заслуги и подвиги людей, защищавших нашу Родину. Мы – россияне, граждане одной большой стране. Нам, поколению XXI века, дорого будущего нашей Родины. Наша задача – беречь ее будущее, беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди Земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и добра
2. Абрамов А. У Кремлевской стены. – М.: Политиздат, 1981.
3. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1985.
4. Школьная энциклопедия. История России. X X век. – М.: Олма-Пресс образование, 2003.
5. Сборник военных стихов
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Сценарий урока мужества «Память сильнее времени» на краеведческом материале подготовлен для проведения мероприятия в школьном музее накануне 74-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Участники: учащиеся 1-9 классов, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла.
Цель: воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Ро¬дине, гордости за свою страну, уважительного отношения к истории родного края.
познакомить учащихся с воинами-земляками, защищавшими нашу родину в годы Великой Отечественной войны;
помочь учащимся осознать величие героического подвига простых солдат, сражавшихся на фронтах войны;
заострить внимание на необходимости сохранения памяти о своих предках, завоевавших мир на земле.
Оформление: плакаты, мультимедийная презентация, видеоролик песни «Ты же выжил солдат» в исполнении Т. Гвердцители, портреты земляков, участников войны, семейные альбомы, георгиевские ленточки.
Сценарий урока мужества “Память сильнее времени”
Чтец 1:Вы думаете, павшие молчат?
Чтец 2:Конечно, да – вы скажете.
Ведущий: Они кричат, пока ещё стучат
Сердца живых и осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь, а в нас.
За нас кричат.
Когда стоит бессонница у глаз
И прошлое толпится за плечами.
Чтец 1:Они кричат и будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Чтец 2:Они хотят, чтоб памятником им
Была Земля с пятью материками.
Чтец 3:Великая! Она летит во мгле,
Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.
Жилая вся. И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.
Ведущий: Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
Им, нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в
Великой Отечественной войне посвящается.
Видеоролик «Давным-давно была война»
Чтец: Ах, война, что ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Ведущий:Историками достоверно подсчитано, что страшная эта война длилась 1418 дней и ночей. Фашисты разрушили 1710 городов, свыше 70 тысяч деревень и сёл, 132 тысячи промышленных предприятий. За один день войны погибало 18655 человек, за час – 777 человек, за минуту 13 человек. Всего за вторую мировую войну планета Земля потеряла более 55 миллионов человек, а более 90 миллионов человек сделала калеками.