Что такое эвристический метод
Эвристический метод — это способ открытия нового.
Чаще всего об эвристическом методе говорят в связи с обучением, так как во время него человек открывает что-то новое для себя. Но это не единственная сфера. Учёные различных областей часто прибегают к методам эвристики в своих исследованиях. Суть их заключается в том, что для решения поставленной задачи используются все возможные способы и пути. Среди множества предложенных вариантов находится оптимальный. Зачастую в эвристической методике прибегают к прогнозированию или выстраиванию модели искомого.
Вестник магистратуры. 2019. № 6-5(93)
М. Х. Холлиева, Д. Х. Холлиева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ
В этой статье анализируется использование эвристических методов в обучении.
Ключевые слова: эвристика, творческие мышления, проблема, творческая задача, эвристические правила, правдоподобные рассуждения.
В методике преподавания учебных дисциплин особое место занимают эвристические методы обучения, ставящие целью конструирование учащимися собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового знания. Иными словами, в процессе эвристического обучения ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и технологию продуктивной деятельности. Полученный им продукт деятельности (гипотеза, со -чинение, модель и т. п.) сопоставляется затем с помощью педагога с культурноисторическими аналогами, в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается, совершенствуется или драматизируется.
«Эвристика», в переводе с греческого означает «нахожу», «открываю». Эвристическую систему обучения широко применял еще Сократ. Путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю.
К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности. Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий:
— изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
— дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;
— составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;
— придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
— изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;
— разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету
Главная особенность эвристического обучения состоит в том, что оно предполагает изменение общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме, ученик вначале осваивает опыт прошлого, «получает знания» и лишь затем применяет их, в том числе и творчески. Считается, что приращение знаний возможно только после знакомства с уже имеющимися. Имеющиеся же знания, например в учебнике, являются «ничейными», обезличенными, зависящими подчас от субъективного мнения автора учебника или господствующей в государстве идеологии. При эвристическом обучении добываемые знания носят личностный характер, поскольку ученик изначально творит их в исследуемой области реальности. Открытые или добытые знания ученика не остаются единственным содержанием его образования. Полученный учеником образовательный продукт (идея, вопрос, дефиниция, правило, проблема, гипотеза, опыт, текст, поделка, рисунок и др.) с помощью учителя сопоставляется затем с культурно-историческими аналогами, в результате чего этот продукт переосмысливается или достраивается.
Приращение знаний и опыта сохраняет в этом случае личностный характер. Иногда оно выступает одновременно и общекультурным приращением, поскольку оказывается принципиально новым или, по крайней мере, сопоставимым с уже известными общепризнанными знаниями. Опыт применения эвристического обучения показывает, что около 7% творческих работ учеников средних и старших классов достойны внимания со стороны специалистов в соответствующих областях человеческой деятельности. Таковыми работами являются детские стихи и сказки, математические задачи, культурологические и естественнонаучные исследования, философские трактаты, музыкальные и живописные произведения.
Эвристическое обучение не отрицает необходимости «передачи» ученикам информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого «даваемого» материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.
1. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. 237 с.
2. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд- во МГУ, 2003.416 с.
ХОЛЛИЕВА МУАТТАРХАМРОКУЛОВНА – преподаватель, Академический лицей при Бухарском государственном медицинском институт, Узбекистан.
ХОЛЛИЕВА ДИЛНАВОЗХАМРОКУЛОВНА – преподаватель, Академический лицей при Бухарском государственном медицинском институт, Узбекистан.
Н. Ф. Талызина // Проблемы школьного учебника. – М., Просвещение. 1978. Вып. 6.
8. Bruce-Weber, R. Die fragliche Violine. – Schott: Mainz, 1991.
Е. В. Гетманская
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
На сегодняшний день школа достаточно оснащена «рёбрами жёсткости» предметных методик. Но, для того чтобы представить ученикам культурологическую и мировоззренческую основу общества, необходимы методические обоснования более широкого захвата, чем рамки отдельного предмета. В перспективе должна быть выстроена целостная метаметодическая модель гуманитарного образования. Развитие петербургскими методистами такого нового научного направления как метаметодика (И. М. Титова,
Н. С. Подходова, Е. П. Суворова) является чрезвычайно важным для интеграции деятельности предметных методик, нахождения их надметодического инварианта и наиболее общих результатов исследований.
метных методик, предполагает собственную структуру, весьма близкую к представленному определению и предполагает взаимосвязь своих подсистем научного знания. Целостное содержание метаметодики – это научная перспектива. Вместе с тем, кирпичики её содержательной структуры, в частности для методики гуманитарной, можно предложить уже сегодня, воспользовавшись системными компонентами общей научной методологии. Такие её составляющие, как полисистемная природа научного знания, научное знание как объект методологического моделирования и эвристич-ность научного знания, исходя из степени их разработанности в науке, могут претендовать на место основных структурных элементов в метаметодике.
В современном определении эвристики существует явный «водораздел» общей научной методологии и дидактики, что, в свою очередь, позволяет увидеть в эвристическом методе его двоякую функцию – обучающий метод и константное свойство приобретения новых знаний.
Рассмотрим генезис категории эвристичности, присутствующей как в природе научного знания, так и в природе процесса обучения. Её научные истоки связаны, прежде всего, с именами Сократа и Квинтилиана. Наследие мыслителей свидетельствует об, их интересе к результату учения (к новым знаниям), в целом.
В ходе диалектических бесед человек, по мысли Сократа, восстанавливает знания доставшейся ему бессмертной души, другими словами -духовно возрождается. Сократ не считал себя «учителем» тех, у кого ему довелось принять «роды души»: ведь рождённые в ходе беседы знания – это «плоды» его собеседников, а не результат его особой мудрости, от которой он к тому же решительно открещивался.
Познавательный интерес сократовской беседы направлен на раскрытие мыслительной сущности рассматриваемых явлений, а не на описание их чувственных образов и внешних взаимосвязей. « Две вещи, – отмечал позднее Аристотель, – можно по справедливости приписывать Сократу – доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается
Что же в педагогическом наследии Сократа является значимым для современного прочтения эвристического метода? Сократическая литература даёт возможность сформулировать методические принципы, работающие сегодня, а именно:
– диалогическая форма обсуждения предмета и поиска истины;
– наводящие вопросы, выясняющие границы знания и незнания собеседника;
– индуктивный способ восхождения к общим определениям;
– конечная цель учения – духовный рост человека.
Опыт в дидактике римского оратора – приобретение, осуществляемое в процессе созидания вопросов учителем и самими учениками в русле данной науки.
Таким образом, для современного применения эвристического метода в системе взглядов Квинтилиана значимыми являются следующие позиции:
– развитие нового знания на уже имеющемся информационном базисе науки продуктивно с помощью вопросов;
– вопросно-ответный метод подразумевает систему ключевых или эвристических вопросов;
– эвристические вопросы, созданные самими учениками и адресованные самим себе обеспечивают успешное самостоятельное образование.
Эвристическое наследие Сократа и Квинтилиана важно в силу синкре-тичности (надпредметности) их «методик», что, в свою очередь, реализует в эвристическом методе его двоякую функцию – обучающий метод и константное свойство обретения новых знаний.
Наиболее «технологичные», если можно так выразиться, обоснования присутствия эвристики в современном процессе обучения мы отмечаем в классификации И. Я. Лернера – М. Н. Скаткина Движущая сила методов обучения по Лернеру – Скаткину – характер познавательной деятельности учащихся. Сопряжение метода обучения и характера познавательной деятельности позволяет, как нам представляется, максимально возможно расширить сферу действия эвристического метода в силу родовой, глубинной эвристичности познавательной деятельности вообще.
Серьёзное внимание эвристике как основе нового типа обучения было уделено в дидактических исследованиях Ю. К. Кулюткина, В. И. Андреева, Б. Г. Матюнина.
Б. Г. Матюнин сущностной особенностью эвристических методов и приёмов обучения считает расширение объёма незнания учеников: «Наиболее эвристичны задачи, которые вообще в принципе в данный момент не имеют точного, одного ответа, а предполагают множество различных вари-
Среди функциональных характеристик эвристических методов, принятых современной дидактикой, мы выделяем три, на наш взгляд, наиболее жизнеспособных применительно к методике:
– функцию «наведения на правильное решение;
– функцию сокращения вариантов при выборе возможных путей задачи;
– метод открытых вопросов. Чем более неопределёнными, общими или нетрадиционными по способам заданий являются вопросы, тем более эврис-тичен их потенциал. Для дифференцирования эвристических вопросов от неэвристических используется понятие открытый вопрос. Иными словами, вопрос без заданного направления поиска ответа, когда ученику открыты различные пути и средства его решения».
Перечисленные характеристики, будучи внедрены в методику, могут приобрести статус эвристических приёмов, являясь одновременно в методологии науки перманентными эвристическими процедурами в процессе получения новых знаний вообще.
Прежде чем анализировать новое, расширенное содержание эвристического метода, рассмотрим суть концепций российских методистов по использованию других методов продуктивной направленности в теории и практике преподавания литературы.
Остановимся ещё раз на выводах учёных о постоянном сочетании продуктивных и репродуктивных методов и некоторых ограничениях доминирования проблемного и исследовательского методов в процессе обучения литературе:
– вопрос о соотношении поисковой и репродуктивной деятельности. Проблемная организация материала не претендует на монополию в учебном процессе (В. Г. Маранцман);
– проблемное преподавание – лишь один из путей активизации учебного процесса (В. Г. Маранцман);
– проблемным способом целесообразно изучать тот материал, который содержит причинно-следственные связи и их зависимости (В. Г. Маранцман);
– учебное исследование есть всегда исследование уже познанного, поэтому исследовательские возможности школьников имеют ряд ограничений (М. Г. Качурин);
– две «жизни» исследования в школьной практике: как метод обучения и как уровень достигнутого литературного развития (М. Г. Качурин);
– проблемное обучение опирается на репродуктивную деятельность и требует от учащихся непрерывного развития (В. Г. Маранцман).
Рассмотрев традицию использования проблемного и исследовательского обучения и отметив её глубокую разработанность в названных работах, подчеркнём, что эвристика в методике преподавания литературы ждёт своего исследователя и монографически на сегодняшний день не представлена.
Аргументируем своё понимание эвристического начала в учебной деятельности по литературе:
I. Эвристический метод определяется, образно говоря, как половина пути от репродуктивного к продуктивным методам обучения. Литературное развитие учащихся состоится, если двигаться постепенно – от репродукции знаний (багаж состоявшихся уроков литературы) к частично-поисковому пути в новой учебной ситуации. Если мы, из благих побуждений, минуем частично-поисковую зону, то одновременное усложнение задачи (новая учебная ситуация, усиленная методом учебного исследования) может ослабить динамику литературного развития.
II. Посильность эвристического метода большей части учащихся, в то время как проблемные и исследовательские методы – это апелляция скорее к наиболее подготовленной части школьной аудитории. В то же время обучение литературе не ограничивается обращением к гуманитарно-ориентированным учащимся. Напротив, это – работа массовая.
IV. Органическая частотность использования эвристического метода в процессе «от незнания к знанию».
V. Простота использования эвристических процедур в конкретных методиках: открытые вопросы, наведение на решение, сокращение вариантов нахождения путей решения.
VI. Принадлежность эвристики к познавательным константам получения информации, а значит и информации учебной.
Таким образом, представление эвристики в качестве категории метаме-тодической, обусловлено, как уже было заявлено, её двойной функцией в методике, которая соотносится с взглядами педагогов античности, с русской демократической школой XIX в., имеет определённые обоснования в современной дидактике. Вместе с тем эвристика недостаточно востребована современной методикой. Двойная функция эвристического метода, с позиций автора статьи, позволяет:
– изменить пространство его практического применения в процессе преподавания литературы;
– актуализировать метаметодическое звучание эвристического метода, расширив его общепедагогическую значимость.
И. Н. Полынская
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ
Впервые
учение об эвристических методах
разработано и введено в практику
Сократом. Известно, что межотраслевой
фонд эвристических приемов насчитывает
около 200 проверенных мировым опытом
рекомендаций по совершенствованию
известных или синтезу новых проектных
решений. Использование этих методов и
приемов помогают решать самые различные
проблемные задачи, возникающие в
человеческой деятельности.
Эвристические
методы обеспечивают выявление, обработку
и упорядочение системы закономерностей,
механизмов и методологических средств
конструирования нового задания и
целеустремленных способов деятельности
на основе обобщения прежнего опыта и
опережающего отражения моделей будущего
с целью решения поставленной задачи
наиболее эффективно.
Система
эвристических методов решения задач,
как и знаний, вообще, является системой
открытого типа, т.е. с развитием науки
и техники будут появляться все новые и
новые эвристические методы.
Процесс
решения задач с помощью метода
эвристических приемов состоит из 5
последовательных этапов:
1.
Постановка задачи технического
творчества.
2.
Выбор подходящих приемов на основе
анализа недостатков и дефектов прототипа
(прототип – наиболее близкий по технической
сущности (по смыслу) и по достигаемому
эффекту аналог (устройство, способ,
вещество, штамм) предполагаемого
изобретения) и противоречий его развития.
3.
Преобразование прототипа с помощью
выбранных приемов и формирование
нескольких новых технических решений.
4.
Анализ новых технических решений
относительно осуществимости и степени
эффективности использования.
5.
Работу этапов 2 – 4 выполняют, выбирая
другие прототипы.
Наибольший
эффект при эвристическом обучении дают
задачи предполагающие открытие новых
причинно-следственных связей,
закономерностей, общих признаков решения
целого класса задач, в основе которых
лежат еще не известные субъекту отношения
между определенными компонентами
исследуемых конкретных ситуаций.
Наиболее выразительной формой
эвристического метода является
эвристическая беседа, состоящая из
серии взаимосвязанных вопросов, каждый
из которых служит шагом на пути решения
проблемы, и которые требуют осуществления
небольшого поиска.
Итак,
попробуем последовательно раскрыть
эвристические методы, которые могут
быть широко применены в творческой
деятельности менеджера.
1)
Метод «мозгового штурма»
Метод
и термин «мозговой штурм», или «мозговая
атака» предложены американским ученым
А. Ф. Осборном.
Эвристический
диалог «мозговой атаки» базируется на
ряде психологических и педагогических
закономерностей.
Основные
принципы и правила этого метода –
абсолютный запрет критики предложенных
участниками идей, а также поощрение
всевозможных реплик, шуток. Более
подробно рассмотрим его в следующей
главе.
2)
Метод коллективного поиска оригинальных
идей базируется на следующих
психолого-педагогических закономерностях
и соответствующих им принципах.
Первая
закономерность и соответствующий ей
принцип сотворчества в процессе решения
творческой задачи. Руководитель группы,
опираясь на демократический стиль
общения, поощряя фантазию, неожиданные
ассоциации, стимулирует зарождение
оригинальных идей и выступает как их
соавтор. И чем более развиты способности
руководителя к сотрудничеству и
сотворчеству, тем эффективнее, при
прочих равных условиях, решение творческой
задачи.
Вторая
закономерность и соответствующий ей
принцип доверия творческим силам и
способностям друг друга. Все участники
выступают на равных: шуткой, удачной
репликой руководитель поощряет малейшую
инициативу членов творческой группы.
Третья
закономерность и принцип – использование
оптимального сочетания интуитивного
и логического. В условиях генерирования
идей оптимальным является ослабление
активности логического мышления и
всяческое поощрение интуиции. Этому в
немалой степени способствуют и такие
правила, как запрет критики, отсроченный
логический и критический анализ
генерированных идей.
В
чем достоинства метода коллективного
поиска оригинальных идей? К несомненным
достоинствам этого метода следует
отнести то, что он уравнивает всех членов
группы, так как авторитарность руководства
в процессе его применения недопустима.
Лень, рутинное мышление, рационализм
как бы автоматически снимаются.
Доброжелательный психологический
микроклимат создает условия для
раскованности, активизирует интуицию
и воображение.
Недостатки
и ограничения метода заключаются в том,
что его применение позволяет выдвинуть,
найти творческую идею в самом общем
виде. Метод не гарантирует тщательную
разработку идеи. Он также неприменим
или имеет ограничения в применении,
когда творческая задача требует больших
предварительных расчетов, вычислений.
3)
Метод эвристических вопросов.
Этот
метод известен также как метод «ключевых
вопросов». Метод эвристических вопросов
целесообразно применять для сбора
дополнительной информации в условиях
проблемной ситуации или упорядочения
уже имеющейся информации в самом процессе
решения творческой задачи. Эвристические
вопросы служат дополнительным стимулом,
формируют новые стратегии и тактики
решения творческой задачи. Следует
заметить, что эвристические вопросы
широко использовал в своей научной и
практической деятельности еще
древнеримский философ Квинтилиан. Он
рекомендовал всем крупным политическим
деятелям для сбора достаточно полной
информации о каком-либо событии поставить
перед собой следующие семь ключевых
(эвристических) вопросов и ответить на
них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?
Достоинство
метода эвристических вопросов заключается
в его простоте и эффективности для
решения любых задач. Эвристические
вопросы особенно развивают интуицию
мышления. Недостатки и ограничения: он
не дает особо оригинальных идей и решений
и, как другие эвристические методы, не
гарантирует абсолютного успеха в решении
творческих задач.
4)
Метод многомерных матриц.
Этот
метод среди исследователей и изобретателей
также известен как метод «морфологического
ящика» или метод «морфологического
анализа».
Исходная
идея метода многомерных матриц в решении
творческих задач заключается в следующем.
Поскольку новое очень часто представляет
собой иную комбинацию известных элементов
(устройств, процессов, идей и т.п.) или
комбинацию известного с неизвестным,
то матричный метод позволяет это сделать
не путем проб и ошибок, а целенаправленно
и системно. Таким образом, метод
многомерных матриц базируется на
принципе системного анализа новых
связей и отношений, которые проявляются
в процессе матричного анализа исследуемой
проблемы.
Достоинство:
он позволяет решить сложные творческие
задачи и найти много новых, неожиданных,
оригинальных идей.
Недостатки
и ограничения: даже при решении задач
средней трудности в матрице могут
оказаться сотни вариантов решений,
выбор из которых оптимального оказывается
затруднительным.
5)
Метод свободных ассоциаций.
В
процессе зарождения ассоциаций
устанавливаются неординарные взаимосвязи
между компонентами решаемой проблемы
и элементами внешнего мира, включая
компоненты прежнего опыта творческой
деятельности лиц, участвующих в
коллективном решении проблемы, творческой
задачи. В результате процесса зарождения
новых ассоциативных связей и возникают
творческие идеи решения проблемы.
Приведем
пример метода свободных ассоциаций.
Допустим, вы являетесь руководителем
типографии. Вам необходимо наработать
идеи решения следующей проблемы: как
повысить эффективность рекламы
выпускаемой вами продукции. Руководитель
группы на основе метода свободных
ассоциаций предлагает, например, слово
«студент». Это слово дает несколько
ассоциаций и соответственно идей того,
как активизировать рекламу продукции
типографии. На основе ассоциаций, которые
вызывает у членов группы слово «студент»
генерируются следующие идеи:
необходимо
шире рекламировать нашу продукцию среди
студенческой, учащейся молодежи;
для
рекламы необходимо привлекать самих
студентов, учащихся;
необходимо
чаще публиковать рекламу нашей продукции
в изданиях, которые читают студенты,
учащиеся и т.д.
Метод
инверсии представляет собой один из
эвристических методов творческой
деятельности, ориентированный на поиск
идей решения творческой задачи в новых,
неожиданных направлениях, чаще всего
противоположных традиционным взглядам
и убеждениям, которые диктуются формальной
логикой и здравым смыслом.
Метод
инверсии базируется на закономерности
и соответственно принципе дуализма,
диалектического единства и оптимального
использования противоположных (прямых
и обратных) процедур творческого
мышления: анализ и синтез, логическое
и интуитивное, статические и динамические
характеристики объекта исследования,
внешние и внутренние стороны объекта.
Если не удается решить задачу с начала
до конца, то попытайтесь решить ее от
конца к началу и т.д.
Несомненным
достоинством метода инверсии является
то, что он позволяет развивать диалектику
мышления, отыскивать выход из, казалось
бы, безвыходной ситуации, находить
оригинальные, порой весьма неожиданные
решения различного уровня трудности и
проблемности творческих задач.
Его
недостатком и ограничением является
то, что он требует достаточно высокого
уровня творческих способностей, базисных
знаний, умений и опыта.
7)
Метод эмпатии (метод личной аналогии).
Чаще
всего эмпатия означает отождествление
личности одного человека с личностью
другого, когда пытаются мысленно
поставить себя в положение другого. Не
случайно эмпатия, или личная аналогия,
в решении творческой задачи понимается
как отождествление человека с техническим
объектом, процессом. Когда применяется
метод эмпатии, то объекту приписывают
чувства, эмоции самого человека: человек
идентифицирует цели, функции, возможности,
плюсы и минусы, например машины, со
своими собственными. Человек как бы
сливается с объектом.
Таким
образом, в основе метода эмпатии (личной
аналогии) лежит принцип замещения
исследуемого объекта, процесса другим.
С учетом сказанного метод эмпатии – это
один из эвристических методов решения
творческих задач, в основе которого
лежит процесс эмпатии, то есть
отождествление себя с объектом и
предметом творческой деятельности,
осмысление функций исследуемого предмета
на основе «вживания» в образ изобретения,
которому приписываются личные чувства,
эмоции, способности видеть, слышать,
рассуждать и т.д.
Суть
метода синектики заключается в следующем.
На первых этапах его применения идет
процесс обучения «механизмам творчества».
Часть этих механизмов авторы методики
предлагают развивать обучением, развитие
других не гарантируется. Первые называют
«операционными механизмами». К ним
причисляют прямую, личную и символическую
аналогии. В условиях применения метода
синектики следует избегать преждевременной
четкой формулировки проблемы (творческой
задачи), так как это нейтрализует
дальнейший поиск решения. Обсуждение
целесообразно начинать не с самой задачи
(проблемы), а с анализа некоторых общих
признаков, которые как бы вводят в
ситуацию постановки проблемы, неоднократно
уточняя ее смысл.
К
достоинствам метода синектики относятся
практически все, присущие эвристическим
методам, на базе которых он разработан.
К его недостаткам и ограничениям можно
отнести следующее:
– он
не позволяет решать слишком специальные
творческие задачи, а дает возможность
отыскать преимущественно наиболее
оригинальные идеи решения;
– после
применения метода более 30-40 минут
продуктивность генерирования новых
идей постепенно падает.
8)
Метод организованных стратегий.
Одним
из главных психологических барьеров в
решении творческих задач является
инерция мышления и неспособность
решающего уйти, отказаться от наиболее
очевидного способа и найти новый подход,
новое направление в поисках идей решения.
И
даже если мы выбираем правильные
направления (стратегии) поиска идеи
решения, то возникают опасения, что мы
упустили что-то главное, возможно, более
оригинальную стратегию, идею.
В
определенной мере преодолеть инерцию
мышления поможет метод организованных
стратегий.
В
основе этого метода лежат:
а)
принцип самоуправления личности в
выборе новых стратегий решения творческой
задачи;
б)
принцип отстранения, то есть рассмотрения
объекта, предмета, процесса, всякий раз
с неожиданно новой точки зрения.
Что
же дает применение эвристических методов
в работе менеджера?
Эвристические
методы могут быть широко применены в
практике современного руководителя
любого ранга, в деятельности современного
менеджера. Проведение совещаний, деловых
игр с использованием эвристических
методов («мозгового штурма», эмпатии,
инверсии, синектики и др.) дает, как
правило, много идей, принципиально новых
подходов к решению различного типа
управленческих проблем в коммерческой
деятельности.
Эвристические
методы находят сегодня широкое применение
в различных курсах бизнеса и управления,
так как стимулируют развитие интуитивного
мышления, способности к воображению и
творчеству.
Области применения методов эвристики
Применение эвристических приемов возможно в различных сферах человеческой деятельности. Назовем некоторые области применения эвристики.
Несмотря на то, что эвристические методы были сформулированы ещё в Древней Греции, эвристика считается молодой наукой, которая открыта изменениям. Её методы и приемы могут изменяться и дополняться вместе с развитием науки и техники.
Эвристический метод обучения
Основателем эвристики принято считать древнегреческого философа Сократа. Он приводил своих учеников к знанию путём особых наводящих вопросов. Главный постулат Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». В дальнейшем принципы эвристического метода описывали в своих трудах античные учёные Папп и Архимед.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В средние века незаслуженно забытый эвристический метод был вновь открыт благодаря трудам Г. Галилея, Ф. Бэкона и Г. Лейбница. Более тщательно этот вопрос изложил математик из Чехии Больцано в своей книге «Наукоучение».
В педагогике принципы эвристического метода активно поддерживали и развивали Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Руссо выдвинул идею «естественного обучения», которое предполагало получение знания через личный опыт. Толстой, анализируя свой педагогический опыт в крестьянских школах, пришёл примерно к такому же выводу. Он подчёркивал также, что ребёнок должен быть свободен в выборе решения.
В XIX веке за использование эвристического метода в образовании выступали также П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, С. Т. Шацкий, Дж. Дьюи, А. Нилл, С. Френе и другие.
В науке XX века изучение эвристики тесно связано с появлением ЭВМ. Программист может задать машине некую модель желаемого и алгоритмы решения, а компьютер подбирает точный ответ. Появление вычислительной техники упростило и ускорило поиск правильного решения, но не изменило сущность и значение эвристики. В дальнейшем она прочно вошла в такие дисциплины как психодиагностика, статистика, экономика, менеджмент и другие.
Виды эвристических методов
В эвристике выделяют несколько видов открытия нового.
Метод проб и ошибок
К промахам в процессе обучения выработалось негативное отношение как у ученика, так и учителя. Но метод проб и ошибок переворачивает представление о неудачах. Ошибка становится источником новых знаний, понимания того, как не надо делать. С помощью ошибок можно также обнаружить исключения из правил или новые истины, противопоставленные общепринятым. Оценивая ошибки, человек анализирует причины их появления, что приводит к глубинному пониманию происходящего.
Метод коллективного поиска
Нередко называют «мозговым штурмом». Особенность его в том, что к решению приходит не один человек, а группа. В ходе коллективного поиска каждый вносит свою лепту в поиск ответа. Критиковать или не принимать идеи в этой стадии нельзя. Множество идей систематизируются, а затем отбираются лучшие предложения.
Метод синектики
Синектика — это смешение разнородных элементов. Чтобы прийти к идеальному решению, на первом этапе выдвигаются идеи и предложения разного характера, порой даже противоречивого. Неприемлемые отбрасываются, и поиск продолжается. Прием синектики базируется на принципе аналогии. При этом аналогии могут быть разными — личными, словесными или обратными. Чаще всего этот способ направлен на разбор творческих задач, поэтому не предполагает решения слишком узких конкретных проблем. Требует большого мастерства от того, кто его использует.
Метод личной аналогии (эмпатии)
Аналогия — это поиск сходства между двумя объектами. Личная аналогия в эвристике позволяет поставить себя на место исследуемого объекта. Таким образом познание явления или предмета происходит изнутри. Меняется парадигма восприятия. Способ хорошо зарекомендовал себя в педагогике и психологии. При использовании эмпатии развивается воображение, стимулируются творческие способности человека.
Метод морфологического анализа/морфологического ящика/многомерных матриц
При использовании этого метода неизвестные компоненты складывают с известными, а потом оценивают получившееся. Таких комбинаций может быть много. Недостаток морфологического анализа в том, что из множества решений необходимо получить только одно верное, и поиск может затянуться.
Функциональный анализ
Переносит акцент исследования с содержания предмета или явления на его функции. Они могут быть полезными, нейтральными или вредными. Поиск иного применения уже привычных функций, может привести к оригинальным решениям.
Метод эвристических вопросов
Ключевые вопросы этого приема — кто? что? зачем? где? чем? как? когда? — помогают упорядочить информацию в ходе решения проблемы. Иногда эти вопросы позволяют посмотреть на предмет с непривычной стороны.
Метод свободных ассоциаций
Основой служит возможность слова вызывать разные ассоциации у членов группы, решающих проблему. Принцип может быть реализован только в коллективной работе. Источниками идей становятся метафоры и ассоциации. Образы, которые возникают в результате анализа изучаемого понятия, помогают найти необычные свойства или функции предмета. К ассоциативным относится и метод гирлянд случайностей. Суть его в том, что на изучаемый объект переносятся признаки случайно выбранных предметов. В результате получаются нестандартные комбинации, которые могут быть полезны исследователю.