ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭТИХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ РАЗВИВАЕТСЯ ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Упражнения для взрослых

Для взрослых мужчин и женщин разработано большое количество эффективных упражнений для улучшения дикции. Все занятия данной категории направлены на всестороннее развитие речевого аппарата, повышение уровня внутренней самооценки, качества дикции и уверенности в себе во время разговора с окружающими людьми.

Артикуляционная зарядка

Данное упражнение направлено на развитие артикуляции, укрепление мышечных тканей речевого аппарата, четкого произношения самых сложных слов и словосочетаний. Артикуляционную зарядку рекомендуется делать 1-2 раза в день.

В таблице ниже представлен пошаговый алгоритм действий по выполнению данного упражнения:

Артикуляционную зарядку рекомендуется проводить перед началом выполнения всех остальных упражнений, направленных на развитие дикции, постановку голоса и тренировку речевого аппарата.

Произношение взрывных звуков

Во время выполнения этого упражнения проводится отработка более качественного звучания согласных и гласных звуков, за счет которых обеспечивается различительная и смысловая функция отдельных слов.

Дикция: упражнения для улучшения на фото, нужно выполнять их в точности.

В данном случае взрослому человеку необходимо поочередно произносить набор следующих звуков:

Воспроизведение вышеперечисленных звуков должно осуществляться быстро, но при этом с сохранением четкости звучания каждой буквы. Это упражнение позволяет улучшить качество дикции в течение короткого периода времени. Все буквы должны проговариваться на взрыве и звучать звонко. Данное занятие проводится ежедневно с продолжительностью от 10 до 15 мин.

Правильное дыхание

Постановка дыхания — это важный этап в общем процессе развития дикции и улучшения звучания голоса.

Выполнение данного упражнения, направленного на усовершенствование функций речевого аппарата, предусматривает осуществление следующих действий:

Правильно поставленный процесс выдоха воздуха позволяет развить хорошую координацию фраз во время быстрого разговора, не изменяет тембр голоса, не сбивает интонацию. Все слова звучат четко и ясно. Данное упражнение выполняется ежедневно в течение 10 мин.

Произношение скороговорок

Дикция (упражнения для улучшения дикции должны выполняться регулярно) вырабатывается только при условии постоянной работы над четкостью своей речи. Произношение скороговорок — это классический и один из наиболее эффективных способов постановки хорошей интонации, звонкого звучания голоса и членораздельного произношения каждого слова. Данное упражнение можно выполнять неограниченное количество раз на протяжении всего дня.

Рекомендуется использовать следующие скороговорки:

Для того, чтобы усложнить выполнение данного упражнения, рекомендуется закладывать за щеки конфеты или орешки. Вначале речь будет неразборчивой, но со временем дикция станет все лучше, произойдет укрепление артикуляционной мускулатуры.

Во время произношения скороговорок рекомендуется соблюдать следующие правила:

Чтобы оценить успешность занятий на улучшение дикции, рекомендуется каждые 10 дней непрерывных тренировок проводить запись своего голоса во время разговора, чтения текста или проговаривания скороговорок.

С помощью данного метода можно оценить прогресс по развитию артикуляции, четкости слов и воспроизведения звуков.

Повторение сложных слов

Дикция (упражнения для улучшения дикции подходят людям всех возрастных групп) формируется постепенно, по мере укрепления мускулатуры речевого аппарата.

Занятие под названием «Повторение сложных слов» предусматривает методичное проговаривание следующей информации:

В данном случае развитие дикции и артикуляции достигается за счет приобретения навыков быстрого воспроизведения сложного сочетания гласных и согласных звуков. Это упражнение рекомендуется выполнять по 15-20 мин. ежедневно.

Воспроизведение звуков и слов

Принцип выполнения данного упражнения заключается в том, чтобы перед тем, как проговорить каждое слово, человек сначала произносил 2 основных звука, входящих в его состав, а именно:

Продолжительность выполнения этого упражнения для развития дикции не ограничена временем, но не должна быть меньше 15 мин. в день. Первый положительный эффект от проведения тренировок данного вида наблюдается спустя 2-3 недели регулярных занятий.

Публикация «Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

3. Освоить практические упражнения и телесные игры.

Целевая аудитория: педагоги-психологи и социальные педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста.

Материал и оборудование: презентация.

1. Теоретическая часть.

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии. Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям. В психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту.

Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных психотехник и приемов в коррекционно-развивающую работу существенно расширяет их возможности.

Популярность телесно-ориентированной психотерапии в современном мире, несомненно, растет. Известно, что телесно-ориентированная практика – прогрессивное направление современной психологии, приобретающее все большую популярность в быстро развивающемся мире. В основе работы – принцип единства телесных и психических проявлений. Нет таких эмоций, которые не отражались бы в теле. Телесно-ориентированная практика – это вид терапии, при котором понять свои чувства и мысли помогают движения и физические упражнения. Её отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога – о детках.

Основателем телесной психотерапии является австрийский психолог Вильгельм Райх. В своих работах Райх описал, как в ответ на стрессовые ситуации у человека возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц – «мышечных зажимах».

Райх считал, что, воздействуя на тело, можно освободиться от «мышечного панциря», добиться восстановления душевного равновесия и удовлетворенности, вернуть человека к гармонии с окружающим миром.

«Мышечная броня» по Райху, организуется в семь основных защитных сегментов, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции — страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в движениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.

В чем уникальность детской телесно-орентированной практики? Она как одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике, является привычной работой с телом. Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, не хочет спать или есть, устал, всегда начинает капризничать. Если ребенку плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случиться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются и отделяются друг от друга. Ведь взрослые люди не плачут, когда хотят спать и устали. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние. Эта реакция проявляется в виде соответствующих физиологических изменений.

Когда напряжение внутри ребенка зашкаливает, его тело «приходит к нему на помощь». А напряжение появляется из-за тяжелой атмосферы в семье, авторитарного воспитания, построенного на страхе и наказании, рождении братика и сестрички и возникновения обычного детского страха: «я больше родителям не нужен, они меня больше не любят». И получается. Что изначально психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению (энурез, заикание и т. п.). Аллергии, бронхиальные астмы, склонность к рвоте, тики, грызение ногтей, запоры, спазмы – все эти физические проявления и привычки принято относить к разряду «психосоматических», то есть возникающих по психологическим причинам.

И именно для решения таких проблем в первую очередь необходимо как пропагандировать, так и практиковать телесно-ориентированные игры и упражнения. Они позволяют дошкольникам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается в том, что дети сами толком не могут сформулировать свое беспокойство.

Под телесно-ориентированной психотехникой (для дошкольников) понимается направление психолого-педагогической помощи, которое решает практические задачи сглаживания (коррекции) его психологических проблем, рассматривая их в связи с особенностями функционирования его тела. Методами телесно-ориентированной психотехники называются различные направления работы, реализуемые с помощью определенных упражнений и соответствующие той или иной задаче.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную.

Во время пассивной работы психолог создает для тела ребенка условия, чтобы мышцы, которые напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало тоже равномерным и глубоким, чтобы ребенок снял телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение.

При этом ребенок не теряет осознания происходящего, в отличие от гипнотических техник, а всего лишь находится в состоянии расслабления, или по-научному, кинестетического транса. Это позволяет снять все переживания родителей относительно вмешательства в психику их ребенка. Фактически каждый из вас работает телесно-ориентированным терапевтом, когда крепко обнимает, прижимает своего малыша или супруга, подругу; когда мы поглаживает ребенку ласково перед сном или наоборот, пробуждением, спинку, ножки, ручки. Этот телесный контакт является и успокаивающим, и поддерживающим, дает ребенку понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его.

Так вот пассивная работа и представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в полном порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.

Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «обыгрываются» гнев, обида, страх и т. д. Здесь в работе с детьми мы используем игры-драматизации, подвижные игры с проговариванием определённых четверостиший, игры с применением дыхательных практик и т. п. Таким образом, эти игры позволяют сбросить накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме.

Методы телесно-ориентированной психотерапии применяются при таких проявлениях, как:

• Тревожность, возбудимость, плаксивость

• Страхи и фобии

• Навязчивости и стереотипии

• Трудности с общением, стеснительность, зажатость

• Замкнутость, закрытость

• Психосоматические проблемы:

• Тики, энурез, заикание и пр.

Телесно-ориентированные игры и упражнения дают детям информацию об окружающем через телесные ощущения и направлена на решение многих задач развития детей, это:

1. Развитие координации равновесия;

2. Повышение сенсорной чувствительности;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие зрительного анализатора;

5. Снятие психомоторного напряжения;

6. Обучение основам саморегуляции;

7. Развитие эмоциональной сферы, навыков общения и моделирование эмоций.

Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Коррекционно-развивающая работа в рамках этого направления включает игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать друг с другом, т. е. способствующие навыкам коммуникации.

Методы телесно-ориентированной терапии :

• Физические упражнения и игры,

• Дыхательные упражнения,

• глазодвигательные упражнения,

Основные цели телесно-ориентированных игр и упражнений : Развитие координации движений, достижение состояния расслабления, психическое и физическое оздоровление.

Использовать приемы телесно-ориентированной терапии в работе с маленькими детьми достаточно сложно. Чтобы начать коррекционную работу с дошкольником, используя техники телесной терапии, необходимо установить с ним доверительные отношения. Ребенок должен чувствовать, что безопасна окружающая его обстановка и безопасен человек, который будет с ним заниматься.

Работа строится через :

• накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания

• использование релаксации на уровне каждого сегмента

• прямое воздействие на хронические зажимы посредством массажа с целью расслабить их

• проговаривание с ребенком возникающих ощущений.

Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц данного сегмента. При этом психолог сам демонстрирует напряжение мышц, сопровождая демонстрацию имитацией эмоций, имеющих отношение к прорабатываемому сегменту. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем.

Таким образом, применяя в коррекционной работе игры и упражнения телесно-ориентированной терапии мы можем помочь детям чувствовать себя более уверенно, а также их поведение может стать более прилежным.

2. Практическая часть.

Позвольте привести примеры телесно-ориентированных игр и упражнений, используемых в работе с детьми.

Распусканию «защитных механизмов» в области глаз помогает ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ – широкое раскрывание глаз, свободные движения глазами, вращения, смотрение из стороны в сторону, зажмуривание, моргание.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаз

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

2. Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрем их поскорее.

3. Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

4. Чтобы зоркими нам стать.

Нужно на глаза нажать.

5. Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала!

6. Быстро — быстро поморгай,

Потом глазкам отдых дай.

7. Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать.

8. Треугольник, круг, квадрат

Нарисуем мы подряд.

Села на нос мне пчела,

Не легка, не тяжела.

Я руками не машу,

Носом я ее толкну.

Я наморщил сильно нос,

А когда его расслабил,

То пчелы и след растаял.

Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю.

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы

Рычать что есть сил

Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть

Я сегодня недоволен,

Я сегодня недоспал.

Сильно я нахмурил брови.

Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.

Не могу я долго злиться,

Я играть давно хочу.

Лучше я расслаблю лобик

И к ребятам подойду.

Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.

Солнце личико согрело,

Наши губки улыбнулись,

Наши ручки потянулись!

Касаются руками лба

Касаются руками щек

Обеими ладонями проводят от бровей до подбородка

С горки съехала –

В тоннель уехала.

Указательные пальцы массируют лоб над переносицей

Пальцы разъезжаются, спускаются под глаза, массируются под глазами круговыми движениями Массаж вокруг крыльев носа: р-р-р-р-р.

Пальцы спускаются к верхней губе, массаж

Массаж у ноздрей

Расслаблению мышц в области шеи помогают УПРАЖНЕНИЯ для мышц шеи, ИГРОВЫЕ МАССАЖИ и САМОМАССАЖИ.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Убираем листья без инструментов, ногами сгребаем в кучу, делаем короткий вдох и длительный выдох:Ш-Ш-Ш.

Будем дуть мыльные пузыри. Сделаем глубокий вдох, наберем как можно больше воздуха, вытянем губы трубочкой, и медленно со звуком «Пууу» подуем на наши мыльные пузыри, чтобы они летели высоко-высоко (дуть длительно).

АХ, КАКОЙ АРОМАТ!

Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.

Комплекс упражнений на дыхание

1. Глубоко мы все подышим.

Сердце мы свое услышим.

2. Глубоко мы все вздохнем

И дыхание прервем.

Вниз закрутим ушки,

Ушки – непослушки.

3. Если медленно подышим.

То весь мир вокруг услышим. Сесть, вытянуть ноги и скрестить их, кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. 2 мин.

Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «а-а-а».

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю, сок лимонный выжимаю.

И всю руку напрягаю, сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

А руку расслабляю.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –

– Дома, дома посидите –

Никуда не выходите –

Почитайте, поиграйте –

А уйду — тогда гуляйте.

Бом. Бом. Бом.

Понемножку по ладошке

Наши пальчики идут, (пальцы одной руки легко стучат по ладони другой) Серединку на ладошке Наши пальчики найдут. (то же другой рукой)

Чтоб внимательнее стать, Нужно точку нажимать. (нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки) Помассировать по кругу, (круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку. (легко пошевелить пальцами)

Давим, (крепко сжать кулаки)

Тянем, (напряженно вытянуть пальцы) Отдыхаем. (расслабить кисть)

Мы внимательными станем! (скрестить руки на груди)

МАССАЖ в парах

У меня такие ручки, посмотри

Я похлопаю в ладоши, раз, два, три,

Твои ручки тоже на мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,

покружись со мной разок.

У меня такие щечки, посмотри

Я пощиплю их немножко, раз, два, три,

Твои щечки тоже на мои похожи.

У меня такие ушки, посмотри

Я поглажу (помну) их тихонько, раз, два, три,

Твои ушки тоже на мои похожи.

У меня такая спинка, посмотри

Я потрусь ею немножко, раз, два, три,

Твоя спинка тоже на мою похожа.

Движения по тексту

В СКЛАДКАХ ГЛАДКО

Детям предлагается расправить покрывало, чтобы оно стало ровным. Походить по нему так, чтобы оно оставалось ровным. А потом сделать НОГАМИ много-много складок на покрывале, чтобы оно сталотаким маленьким, насколько получится.

Далее дети расправляют покрывало ладошками, делают его снова ровным.

И снова расправляют покрывало.

После игры дети отдыхают на покрывале.

Можно предложить каждому ребенку покрывальце или большое полотенце, или на несколько человек одно покрывало.

Можно провести релаксацию под музыку

Дети встают в две шеренги, напротив друг друга – это посудомоечная машина. Ребенок называет кто он – предмет какой посуды и встает в начало мойки, между парой моющих. Каждая моющих пара выполняет определенную задачу – моют посуду с разной степенью интенсивности и силы нажимов, прикосновений и т. д. 1- сильная мойка; 2- средняя мойка; 3- слабая мойка; 4 –полоскание; 5 – сушка. После мойки у ребенка спрашивают о его ощущениях.

Покрывало расстилается на полу. Ребенок вместе с игрушкой медведя или один садится в центр покрывала, а другие дети вместе со взрослым берутся за края покрывала и «строят» домик для медвежонка – берлогу. Там «медвежонок спит», дети гладят руками домик мишки, поют колыбельную песенку, а потом будят медвежонка и раскрывают домик. Медвежонок встает и рассказывает о своих ощущениях.

В чем же уникальность и эффективность телесно-ориентированных игр и упражнений?

• любой возраст

• любая категория детей (норма, с различными нарушениями)

• контакт с ребенком

• настрой на восприятие информации, людей, окружающего мира

• восстановление эмоционального фона

• снятие эмоционального и психомоторного напряжения

• развитие координации и равновесия, крупной и мелкой моторики

• повышения сенсорной чувствительности, развитие зрительных, тактильных, слуховых анализаторов

• коррекция эмоционально-волевой сферы, навыков общения

• уменьшение нежелательных проявлений у гиперактивных, тревожных, агрессивных, зажатых, стеснительных, у детей со страхами, с трудностями в общении, с психосоматическими проблемами: тики, нарушение осанки и др.

Надеюсь, что полученный вами опыт будет успешно реализован в практической деятельности с детьми.

Список использованных источников :

1. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М., 2004.

2. Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ. М., 1997.

Цель: повышение профессиональной компетентности участников семинара-практикума в вопросах применения телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

1. Вызвать интерес к телесно-ориентированной терапии и способствовать использованию её в практической деятельности с детьми.

2. Познакомить с теоретическими вопросами метода телесно-ориентированной терапии.

Публикация «Применение нейрогимнастики в работе с детьми ОВЗ для повышения эффективности коррекционного процесса» размещена в разделах

Передо мной встала задача поиска методик и технологий для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Для решения данной проблемы, я решила применять в коррекционной работе нейрогимнастику – гимнастику «для мозга».

Нейрогимнастика – это метод двигательной нейропсихологической коррекции, который был разработан в 1970 годах Полом Деннисоном. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющими различные неврологические заболевания, который направлен на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Помогает снизить утомляемость, напряжение, развивает крупную и мелкую моторику. Нейрогимнастика активно воздействует на все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях.

Цель нейрогимнастики–развитие мышления, памяти, внимания, межполушарного взаимодействия при регулярном выполнении определенных действий, направленных на тренировку ЦНС.

Задачи нейрогимнастичеких упражнений:

• синхронизация развития полушарий;

• развитие мелкой моторики;

• развитие координации, ловкости;

• развитие памяти, внимания;

• развитие речи и мышления.

Упражнения нейрогимнастики включаю в коррекционные занятия, в режимные моменты и провожу ежедневно по 10-15 минут в спокойной обстановке. Например, во время прогулки, можно проводить следующее упражнение нейрогимнастики: «Шаг с палками».

Для выполнения этого упражнения потребуются лыжные палки или другие предметы, которые их имитируют.

Тренировка проходит следующим образом:

На счет «раз» ребенок делает шаг левой ногой и одновременно перемещает палку правой рукой.

На счет «два» ребенок выполняет шаг правой ногой и переставляет палку левой рукой.

Данное упражнение необходимо повторять по 15 раз ежедневно. Усложнение тренировки происходит путем ускорения выполняемых движений, в качестве соревновательного момента.

Детям очень нравится в качестве динамической паузы во время коррекционных занятий выполнять упражнения, всем известного «велосипеда». Но данный вариант модифицированный— ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладонью) противоположного колена, одноименного колена, затем снова противоположного колена.

Упражнение «Вертолёт». Правая рука движется от себя, левая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук, при этом можно проговаривать звуки, слоги, слова по теме лексического занятия.

В начале занятия для активизации детей на рабочую деятельность, использую дыхательные упражнения, например, «дыхание животом». Положите руку на живот, для детей можно использовать любимую мягкую игрушку. Выдохните весь воздух, но только короткими маленькими струйками, словно пытаетесь удержать пушинку на лету. Теперь сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. При этом рука (мягкая игрушка) мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник как можно глубже в легкие.

Можно использовать в начале занятия и упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:

— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

— нужно концентрировать внимание на тех объектах, которые ранее оставались незамеченными;

— следует менять привычные маршруты выполнения движения;

— необходимо выполнять упражнения регулярно.

Суть упражнений заключается в выполнении ритмичных движений с удержанием равновесия. Используется принцип от простого к сложному (нарастает объем выполняемых заданий). Предусмотрено выполнение некоторых упражнений и в паре или даже подгруппой детей. На занятиях в качестве дополнительного оборудования могут использоваться «Кинезиологические мячи и мешочки», рокерборд, межполушарные доски, мешочки с песком, деревянный напольный стенд-мишень, полусферы массажно-балансировочные, подушка балансировочная.

Фундаментом для данной коррекционно-развивающей методики послужил многолетний опыт доктора педагогических наук Фрэнка Бильгоу (мозжечковая стимуляция).

Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

На основе данных правил, я составила авторский комплекс нейрогимнастики, подобрала к нему музыкальное сопровождение и соответствующий материал. В составляющие компоненты коррекционного занятия с детьми ОВЗ с использованием элементов нейрогимнастики входит:

1. Упражнения, направленные на развитие общего тонуса. К данным упражнениям относятся различные растяжки, релаксационные упражнения («саморасслабление», «волшебный слон», «потянулись – сломались», «насос и надувная кукла», в самом начале занятий детям необходимо дать почувствовать их собственный тонус, далее показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, при этом обучая возможным приемам релаксации.

Упражнения для релаксации (снятие напряжения) проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

2. Работа над дыханием, для улучшения ритмики организма, самоконтроля и произвольности. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с СДВГ. Дыхание можно сочетать с упражнениями для глаз и языка. Включение данных упражнений позволяет расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие. Позволяют активизировать участки зрительных отделов головного мозга. Черепные нервы, соединяющиеся с глазом, активизируют движения глазного яблока и собирают сенсорную информацию, строя при этом сложные схемы образов, необходимых для обучения. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка в сочетании с дыхательными упражнениями развивают межполушарное взаимодействие.

4. Упражнения на формирование и развитие пространственных и квазипространственных представлений. Включают в себя задания на развитие пространственных представлений, дифференциацию правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую руку; на умение определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе.

5. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия («Кулак – ребро – ладонь», «перекрестные шаги», «двойные каракули», «лезгинка», «горизонтальная восьмерка»).

6. Коммуникативные упражнения: «сороконожка», «животные», «тоннель», «парашют», «шатер».

7. Ритмические упражнения с мешочками и мячиками, наполненные песком для удержания ритма и равновесия.

8. Упражнения на развитие и коррекцию мнестических способностей ребенка. Проявляется в переносе информации с одной модальности в другую. Могут использоваться игры и упражнения на перевод из тактильной в зрительную или речевую модальность. Берутся объемные фигуры различной формы звездочки, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы. Такие же фигуры рисуются на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигуру, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе или рассказать какую из фигур выбрал. Используются упражнения и на перенос из зрительной модальности в слуховую, из тактильной в речевую, из слуховой в тактильную и т. п.

Проведя мониторинг с педагогом-психологом, отметим, что, систематически применяя упражнения по нейрогимнастики на коррекционных занятиях, в режимных моментах у детей с ОВЗ:

– улучшилась общая и мелкая моторика, движения стали более скоординированными;

– улучшилась работа в системе координации глаз-рука;

– качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократилось;

– улучшилась зрительная и слухо-речевая память, мышление, произвольное внимание стало более устойчивым;

– стали доступны пространственные представления;

– возросли коммуникативные навыки в кругу сверстников и со взрослыми.

Таким образом, использование упражнений нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности эффективны и стимулируют развитие познавательных процессов, улучшают состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

1. Горбатая, Е. В. Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой психического развития / Е. В. Горбатая, А. А. Мошнякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 52-54.

2. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. – М. : Айрис-пресс, 2015.

4. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – Москва: ФЙРИС-пресс, 2018. – 112 с.

5. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М. : Генезис, 2005.

6. Телепнева Н. А., Чехлыстова Т. Ю., Галуцкая М. Ю. Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2021. №50 (77). С. 119-121.

Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с “переливания” семян, например, гороха. После этого можно учиться “переливать” песок, и только потом воду.

Публикация «Консультация „Использование коррекционных игр и упражнений в развитии координации речи и движений“» размещена в разделах

Заботиться о своевременном развитии ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, двигательные умения, разговаривать и играть.

Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь у детей. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. С одной стороны – двигательная активность ребенка помогает интенсивно развивать его речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы, подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

У детей с общим недоразвитием речи, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности. А это все необходимо корректировать.

Основной целью работы на первом этапе являлся творческий подбор и использование стимулирующего речевого материала с привлечением максимального числа анализаторов (зрительного, слухового, двигательного). Мы использовали оригинальный комплекс «движение-речь».

Находили упражнения, соответствующие возрасту и возможностям детей, развивающие и общую и тонкую моторику параллельно. Тексты упражнений – рифмованные подсказки к заданным движениям, легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствовалось произношение, происходила постановка правильного дыхания, отрабатывался правильный темп речи, развивался фонематический слух. Речевой материал подбирался с учетом автоматизации тех или иных звуков, в соответствии с тематикой недели. Широко использовались те художественные тексты, которые традиционно входят в круг чтения дошкольников, привлекают своей живостью и эмоциональностью – народные песенки и потешки, стихи известных детских поэтов.

Многие упражнения содержали элементы психогимнастики, что позволило учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты, распознавать эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и др., изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение.

На логоритмических занятиях, во время выполнения тех или иных упражнений на развитие координации речи и движений, использовали музыкальное сопровождение. Что способствовало развитию у детей музыкальных способностей, создавало благоприятную атмосферу для занятий.

Упражнения по развитию координации речи и движений делили на этапы. Ведь именно соблюдение поэтапности помогало нам систематически и правильно развивать детей-логопатов.

I этап. Развивали общую моторику, подвижность стоп и кистей (хлопки в ладоши, шлепки ладонями по твердой поверхности и своему телу; ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы, ходьба дробным и маршевым шагом).

II этап. Продолжали развивать общую моторику, подвижность стоп ног и кистей рук, начинали развивать подвижность пальцев рук и ног (сжимание и разжимание пальцев рук в кулак, движение кулачками; умение ставить ладошки ребром на поверхность стола, постукивание ребром ладони по поверхности стола; выставление ноги на носок и пятку вперед и в сторону).

III этап. Развивали подвижность пальцев (развитие подвижности указательного и большого пальцев рук; выполнение разнообразных «притопов», «дробей», «ковырялочек», «моталочек»).

IV этап. Продолжали развивать подвижность пальцев рук (исполнение движений «пальчики здороваются», «пальчики кланяются», а также движений предыдущего этапа).

V этап. Развивали подвижность пальцев (развитие подвижности пальцев рук – указательного, среднего и мизинца; разнообразные упражнения для пальцев ног).

VI этап. Совершенствовали мелкие движения рук и ног (выполнение разнообразных движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности: соединение и разъединение пальцев, «построение» разнообразных фигур и т. д.).

Прежде чем приступить к выполнению упражнений, мы учитывали четыре основных принципа проведения занятий.

Неоднократно показывали ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше дети понимали и запоминали эти упражнения, тем точнее и правильнее они выполняли поставленные перед ними задачи.

Так как объем внимания детей ограничен, старались ставить перед ними только одну задачу. Если задача для дошкольников непосильна, то она может отбить всякое желание заниматься.

Сущность этого принципа заключалась в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.

Сочетание текста и выполнение разных упражнений позволяло добиваться максимального тренировочного эффекта.

Приступив к работе по развитию координации речи и движений, сначала мы показывали детям упражнение и объясняли, как его делать – выполняли вместе с детьми.

Потом читали текст упражнения вслух. Дошкольники слушали, запоминали и выполняли соответствующие движения. Если в тексте встречались слова и выражения, непонятные детям, объясняли их по ходу игры. А уже после этого предлагали воспитанникам выполнить данное упражнение без нашего участия. При дальнейшем проведении игры, выполняя движения, дети могли произносить текст частично, заканчивая фразу, начатую взрослым. Затем текст разучивали наизусть, дети произносили его целиком, соотнося слова с движениями.

Во время выполнения упражнений старались «не замечать», если кто-либо из ребят поначалу выполнял что-то неправильно, обращали внимание только на то, что у него получалось. Радовались успехам. Рассказывали при ребятах об их достижениях родителям, друг другу, другим сотрудникам.

Занятия для детей-логопатов делали увлекательными, так как предметы, используемые для игр, дети получали только во время занятий и только для этих игр.

Сначала движения оречевлялись («хло-хлоп-хлоп впереди, хло-хлоп-хлоп позади, левой ножкой топ-топ-топ, правой ножкой скок-скок-скок»).

Затем использовали элементы лечебной физкультуры. Проговаривали скороговорки, загадки, стихи, поднимаясь при этом на носочки и опускаясь на пятки на каждый ударный слог; из положения широко расставленных рук прикасались поочередно каждым пальцем правой и левой руки к кончику носа, декламируя стихи.

Активно использовали различные предметы : перекатывали карандаши по столу подушечками пальцев попеременно каждой рукой от себя и к себе, сопровождали упражнения ритмизированной речью; с помощью мяча проговаривали считалки, ударяя мячом об пол или перекидывая его из рук в руки.

Старались, как можно больше, стимулировать двигательную и игровую активность детей, показывали новые возможности движений и действий (так ходит медведь, это зайчик проскакал, а это змея проползла).

В работе использовали большое разнообразие театров. Особое внимание уделяли пальчиковым театрам, играм и упражнениям.

Различные варианты выше упомянутых игр проводились нами (с музыкальным сопровождением и без) не только на занятиях по развитию речи, но и на праздниках, на физкультурных занятиях, на прогулках, во время проведения зарядки и на любых других занятиях вместо физминуток и динамических пауз.

Для того, чтобы коррекционная работа по развитию координации речи и движений протекала эффективнее, необходима была преемственность в работе педагогов всего дошкольного учреждения.

Например, особые коррекционные и развивающие возможности предоставила нам специально организованная среда в спортивном зале для проведения практических занятий по психомоторике. В. В. Клименко писал, что «психомоторика – механизм развития не только тела, но и души, потому что координация движений – зеркало умственных процессов».

На музыкальных занятиях использовались тексты упражнений – рифмованные подсказки, которые легко настраивали детей на работу. С помощью стихотворного ритма с музыкальным сопровождением у детей совершенствовалось произношение, происходила постановка правильного дыхания, отрабатывался правильный темп речи, развивался речевой слух. Логопедическая ритмика явилась одним из наиболее продуктивных видов речевой реабилитации. Благодаря ей усматривались большие возможности для психо – речевой компенсации детей.

В результате проведенной работы по развитию координации и движении, можно проследить за положительной динамикой развития моторных, координационных навыков, равновесия, ориентации в пространстве и контроля собственного тела, за совершенствованием речевых и коммуникативных навыков.