ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДЫ И ПРИЕМЫ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ТЕМЕ

Муниципальное бюджетное учреждение

«Дом детского творчества»

по декоративно-прикладному искусству

«Современные техники декоративно-прикладного творчества»

Выполнила: Соломина Алиса

Руководитель: Пашкова О,В.

с. Красное, 2022 год

В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовывать свои творческие способности.

Виды техник декоративно-прикладного творчества разнообразны:

предположим, что изучив современные техники декоративно-прикладного творчества, можно самой изготовить оригинальный сувенир в одной из них.

изучить современные техники декоративно-прикладного творчества, выполнить изделие в понравившейся технике.

творческая деятельность современных мастеров.

– изучение литературы по теме

– сбор материала в сети Интернет

– работа над эскизом

– практическая работа по изготовлению изделия.

Глава 1. Современные техники декоративно-прикладного творчества.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных техник декоративно-прикладного творчества.

Гофротрубочки – так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объемных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путем накручивания полосы бумаги  на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая трубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

Квиллинг – изготовление декоративных композиций с помощью скрученных в спираль полосок цветной бумаги, техника также родом из Средневековья. Изначально ею занимались монахи, сейчас таким способом мастерицы делают открытки, декоративные панно, бижутерию. В основе техники лежит простейший прием – длинная полоска специальной бумаги и скручивается в спираль с помощью тонкого стержня (в простейшем варианте это может быть стержень обычной шариковой ручки). Затем заготовке придается продолговатая, согнутая с одной стороны или любая другая форма, в результате получаются различные лепестки, лучи снежинок и так далее. Обычно требуется изготовить довольно много элементов, которые затем собираются в единую композицию.

Торцевание – вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.

Модульные оригами – создание объемных фигур из треугольных модулей оригами – придумано в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем выкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не дает конструкции распасться.

Декупаж – декор различных поверхностей с помощью вырезанных изображений. Это могут быть небольшие фрагменты и целые картины, которыми украшают мебель, посуду, елочные игрушки, другие предметы интерьера. Несмотря на то, что этой технике несколько веков, в России она набирает популярность лишь с начала 21 столетия. В основе современного декупажа лежит украшение поверхности изображениями, вырезанными из специальной бумаги – декупаж салфеток и карт. Дополнить декор можно необычной фактурой, золоченными, кракелюрами, скомбинировать бумажные мотивы с рисованными.

Гануель – эксклюзивное мальтийское рукоделие. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шелковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и легкими.

Скрапбукинг – изначально изготовление своими руками альбомов для фотографий. В широком смысле современный скрапбукинг как вид декоративного творчества – это изготовление открыток, записных книжек, фотоальбомов, украшенных объемными и плоскими изображениями, текстильными, металлическими элементами, кружевом, искусственными цветами, которые компонуются в законченную композицию, фотоколлаж на определенную или свободную тематику.

Фильдцевание – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».

Вывод: из всех изученных мною техник современного декоративно-прикладного творчества меня заинтересовала роспись по стеклу, поэтому творческую работу буду выполнять в винтажной технике.

Глава 2. Этапы создания витража.

В первую очередь готовим все необходимые материалы:

Изделие из стекла либо деревянная рама со стеклом;

Витражный контур, который предварительно покупаем в специализированном магазине;

Приготовленный на бумаге эскиз;

Специальные краски для витражей;

Ватную палочку, зубочистку – на случай, если придется исправлять ошибки неаккуратного нанесения контура витража;

Кладем приготовленный рисунок на бумаге на стекло.

Очень аккуратно обводим все элементы, хорошо просвечивающиеся сквозь стекло, витражным контуром.

Даем готовому контуру рисунка просохнуть. Как правило, на это уходит 24 часа. Однако если время терпит, то можно его изначально сохранить, подсушив контур феном. Сама же сушка контуров нужна для того, чтобы избежать их растекания при наложении красок.

Когда контуры высохли, можно приступать к нанесению красок. А далее, после полного высыхания красок, витраж можно поместить в рамку и любоваться своим искусством. Кстати, вместо красок можно применять цветной бисер, которые также способен пропускать солнечный свет, создавая тем самым нужное свечение картины.

Вывод: витражная техника росписи по стеклу доступна в применении на практике благодаря современным материалам.

В результате проделанной работы я:

Познакомилась с современными техниками декоративно-прикладного творчества;

Изучила литературу и материалы в сети Интернет по теме исследования;

Цель исследования достигнута. Гипотеза, что изучив современные техники декоративно-прикладного творчества, можно самой изготовить оригинальный сувенир в одной из них, подтвердилась.

Стекло – замечательный материал, играющий важнейшую роль в интерьере наших домой, сопровождает нас в быту, пленяя своими отблесками, цветами и волнующей хрупкостью. Сегодня витраж переживает второе рождение, обретает новое звучание и способен преобразить внутреннее пространство помещения, внести в дом яркие краски даже подчинить себе весь дизайн, окружающий его. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.

Конспект выступления к презентации

— вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов.

Для нас рукоделие, или точнее сказать декоративно-прикладное искусство,  прочно ассоциируется с вязанием, вышиванием, шитьем мягких игрушек. Это знакомо, это привычно, это связано с образами детства, когда мы наблюдали за бабушкой или мамой, которая уютно устроившись в кресле, вязала нам очередные варежки или теплые носки.     Но все меняется, меняется и мода на различные виды рукоделия.

В наши дни декоративно-прикладное творчество переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности. Одним словом, старинная техника и современное ее воплощение.

Сейчас все больше и больше появляется необычных видов рукоделия, которые получают большую популярность среди мастериц.

О некоторых из них мы сейчас и поговорим.

(буквальный перевод с анг. «книга из вырезок») — вид ручного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении фотоальбомов, открыток, коробочек, фоторамок, шкатулок, и любых других вещей аппликациями, т.е это всевозможное бумажное   творчество.

Скрапбукинг сочетает в себе разные техники оформительской деятельности: здесь может присутствовать: аппликация, декупаж, оригами, айрис-фолдинг, квиллинг,  изонить, имеете мест быть и цифровому  , когда  создают фото альбомы в программе  «Фотошоп».

Материалы для скрапбукинга

Аппликации могут состоять из множества различных материалов, но основной материал, как правило, бумага или картон, продается и специальная бумага для скрапбукига.

Инструменты для этой техники понадобятся клей, цветные карандаши, мелки, фломастеры, степлер, дырокол, скотч двусторонний, ножницы фигурные.

Для украшения понадобятся: бантики, искусственные цветы, бусинки, наклейки

– это один из способов сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приемов вместо обычного рассказа, передающегося «из уст в уста» Например, фотографии привезённые из отпуска или юбилей мамы, можно оформить в фотоальбом, который состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, подкреплённую красочными фонами, объёмными деталями, интересными заметками к фото.

– эксклюзивное мальтийское рукоделие.

Само слово “ганутель” (от французского “cannetille”) обозначает крученую золотую или серебряную нить.

Ганутель – это искусство изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шёлковой нити, а также бисера и бусинок.

Для создания изделий в технике «ганутель» необходимы следующие материалы и инструменты: проволока разной толщины, нитки мулине или шелковые разных цветов, спица, клей ПВА.

( 8 слайд)

Изделия в технике «ганутель» получаются в результате наматывания ниток на   спиральную проволоку, которая изготавливается путем накручивания проволоки на спицу.

Изящные, легкие на вес изделия  мастеров, освоивших в совершенстве эту технику, представляют собой  впечатляющее зрелище.

Канзаши (с японского kanzashi) всевозможные женские аксессуары для волос: шпильки, гребешки и т. д. Само слово произошло от сложения двух слов «ками» – «волосы» + «сасу» – «втыкать». Но почему-то именно это слово дало название целому виду декоративно-прикладного искусства.

Материалы и инструменты, необходимые для этой техники: атласная ленты  шириной от 2.5 до 5 см, зажигалка, клей “Момент“,  ножницы, нитки, тонкий пинцет, украшения для  серединки  цветка (бусины, стразs и т.п.).

В основе техники Цумами Канзаши лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка.

Также в технике канзаши можно выполнить ещё и птиц, и бабочек. Но самой распространенной художественной формой всё-таки являются цветы.

— так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги.

Для работ в этой технике потребуются простые материалы и инструменты: гофрированная бумага (или салфетки), спицы разной толщины, клей, ножницы.

Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием.

Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

Гофротрубочки используются для изготовления декоративных панно, открыток, поделок, игрушек и т.д.

(от укр. «вытинати» – вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного творчества, основанное на вырезании  ажурных узоров и небольших картин из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.

Самые простые вытынанки – это снежинки, вырезанные из бумаги.

Для работы необходимы: белая бумага, шаблоны, канцелярский нож, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые, фигурные, маникюрные, клей ПВА, коврик для вырезания или кусок фанеры.

Существуют разные виды вытынанок: силуэтные, одинарные, сложные, ажурные.

Одинарные делают из одного листа бумаги, его можно сложить  2, 4, 6, 8 раз или не складывать вовсе.

Сложные вытынанки  делают из нескольких листов бумаги и получаются объемные изделия.

Ажурные вытынанки похожи на кружево!

С помощью  вытынанок можно очень красиво и оригинально оформить помещение к любому празднику, а также внести изюминку в интерьер любого дома.

Тильда – эта кукла, которая может нести на себе образ человека (мужчина, женщина, ребенок), ангела, сказочного персонажа (фея, гном и др.), животного (овечка, кот, кролик и др.) или даже предмета (сердечко, звездочка, подушечка и др.), созданных по дизайну норвежской художницы Тони Финнангер чуть более 10 лет назад.

22 слайд        Характерные черты Тильды

Для изготовления куклы тильды понадобится:

Как можно использовать куклы:

называется техника рисования нитками.

Рисование нитками осуществляется таким же образом, как и фломастерами, только в данном случае линии приклеиваются к основе.

Для создания картины в технике ниткография необходимы следующие материалы и инструменты: лист ДВП/плотный лист картона; акриловые нитки/мулине/пряжа для вязания;  клей плиточный Титан, карандаш, зубочистка, ножницы.

Изготавливая картину, наклеивать нить можно прямыми полосками, если это крупный элемент, например, трава или небо, но можно также использовать круги, овалы, волны. Использование разных фигур придаст работе более эффектный вид. Нить приклеивают, не отрезая на повороте, а аккуратно выкладывают в нужном направлении.

На фоне обычных контурных изображений рисунки в технике ниткография имеют мягкие формы, и кажутся более объемными и живыми.

, бумагокручение, бумажная филигрань –  искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат.

не понадобятся дорогостоящие инструменты и специально оборудованное рабочее место. Необходимы: цветная принтерная бумага, полоски для квиллинга 3 мм, инструмент для кручения: шило /зубочистка / большая иголка, клей,  пинцет, ножницы, карандаш.

Существуют  основные базовые элементы для квиллинга.  Главный принцип техники основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму: сворачивать, прищипывать. И составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В технике квиллинг можно сделать разнообразные миниатюры из бумаги. Для того чтобы освоить искусство квиллинга, достаточно лишь освоить изготовление отдельных элементов миниатюр, а затем соединяя эти элементы, получать разнообразные поделки, открытки, картины.

Изделия из квиллинга завораживают своим изяществом.

Предлагаю разгадать кроссворд по рассмотренным техникам рукоделия.

Батик  – вышивка

аппликация – декупаж

Аппликация – ганутель –

Мотанка – амигуруми –

Гофротрубочки – декупаж –

– плетение – квиллинг

И у нас получилось ключевое слово

Все виды рукоделия хороши.

Это занятие для умелых рук и души

Всюду,
куда не глянь, есть удивительно красивые предметы, которые созданы художниками
и мастерами. Все эти предметы относятся к так называемому декоративно-прикладному
искусству. Название декоративно происходит от латинского слова дэко,
что означает – украшаю. Это искусство включает в себя создание
художественных изделий, которые имеют полезное назначение.

Декоративно-прикладное
искусство – не только самое древнее, но и одно из самых
современных искусств. Оно очень многообразно. У каждого народа есть свои виды
художественных ремесел.

В
древние времена, зависело это в большей степени от того,
какие материалы были доступны людям: древесина, глина, природные материалы,
металл.

Постепенно,
развиваясь, художественные ремесла приобрели особые рисунки, орнаменты,
сочетания цветов.

Декоративное
искусство имеет свой собственный язык, который говорит с помощью
рисунков, цветов.

Например,
в русском народном искусстве конь символизирует солнце, красный цвет –
это цвет жизни, белый – символ чистоты.

Именно
народное искусство и передает вековые традиции из поколения в поколение.

С
давних пор есть традиция отмечать все самые значительные события в жизни:
рождение, свадьбу, похороны, праздники, связанные с выращиванием хлеба, сбором
урожая.

Все
эти праздники, как правило, сопровождались и сейчас сопровождаются обрядами,
народными гуляньями, в которых большое место отводится предметам бытового
назначения.

На
свадьбу невеста всегда одевала самый нарядный
костюм или платье, а потом хранила его и передавала дочке и внучке. В русской
избе был, так называемый красный угол – это угол избы, который украшали
длинными полотенцами с вышитыми или узорными краями.

Произведения
декоративно-прикладного искусства служат для оформления
быта и интерьера. К ним относятся: одежда, плательные и декоративные
ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие
художественные изделия.

Виды
декоративно-прикладного искусства, которые развиты в России.

С
давних времен ткачество являлось исконным занятием женского населения на
Руси. Не случайно в местах древних поселений восточных славян археологами были
найдены фрагменты тканей Х – ХII вв. Из домотканого холста, изготовленного
на ткацком станке, делали одежду, скатерти, простыни, полотенца, половики.

Существовало
много разнообразных способов украшения тканей
– набойка, вышивка, но самым сложным и трудоемким было узорное тканье. Материалом
для ткачества служила льняная, конопляная или шерстяная пряжа.

Льняные
нити окрашивались домашним способом – корой ольхи,
брусничным соком.

Со
второй половины ХIХ века использовались хлопчатобумажные красные нити,
а также гарусные шерстяные, окрашенные анилиновыми красителями. Ткали на
ручном станке – ткацком стане. Это массивное деревянное сооружение с
подножками, системой блоков и других приспособлений для разных видов тканья.

Главная
часть стана – рама с натянутыми ровными рядами нитями основы, которые переплетаются
поперек нитями утка. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить
малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую
структуру.

Вышивка
– это самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного
творчества. В старину вышивали по домотканному полотну счётными,
то есть по счёту нитей ткани и сквозными (по разреженному полотну) швами.

К
счётным швам относились такие как: набор, роспись, счётная
гладь, крест. Ими украшали скатерти, постельное белье, одежду.

Одной
из самых знаменитых является вышивка «орловский спис». Она выполнялась
прямыми стежками нитками красного цвета.

Иногда
в узоры добавлялся синий цвет. Этот вид вышивки был распространен на многих областях
России, но наибольшее свое распространение получил в Орловской области.

Для
орловского списа характерны орнаменты из цветов, листьев
с изогнутыми толстыми стеблями, изображения птиц и животных причудливой
округлой формы.

Для
создания сквозной вышивки часть нитей полотна выдёргивалась, а
на остальных выполнялась легкая, ажурная и изящная вышивка. Самая знаменитая из
них – это крестецкая строчка. На ней вокруг крупных форм
расположены замысловатые звёзды, цветы, которые переплетаются в удивительный узор.

Кружевоплетение
как искусство появилось еще в XVІІ веке. В конце XVІІІ века
кружева плели из серебряных и золотых нитей, а в изделия вплетали жемчуг.

Своим
мерцающим блеском кружева напоминали ювелирные изделия. В начале XІX века
на Руси был открыт целый ряд фабрик, занимающихся изготовлением кружевных
изделий. На работу нанимали умелых крепостных мастериц, которые плели кружева
по западноевропейским образцам.

В
настоящее время изделия, выполненные посредством кружевоплетения, в моде.
Современные дизайнеры используют кружевные детали в своих коллекциях.
Удивительно, но и в наше время кружево актуально не только в одежде, но и в
декоре интерьера. Кружевные покрывала, салфетки, тюль – привносят в дом
атмосферу домашнего уюта, тепла и даже романтики.

Удивительно
красивы кружева, которые сплетены из тончайших нитей на деревянных палочках,
которые называются коклюшки. Очень часто про кружева можно услышать
«застывшие краски северной зимы». При кружевоплетении все основные изображения
выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине полотняной тесьмой,
которая называется «вилюшка».

Самый
знаменитый кружевной промысел располагается в
Вологодской области.

Точная
дата появления вязания до сих пор не известна.
Можно только догадываться, что побудило человека взять в руки два тонких прута
и выполнить первую в истории вязания петельку. К сожалению, образцы древних
вязаных изделий не дожили до наших дней, остались лишь изображения, которые
свидетельствуют о том, что вязание появилось довольно давно. Одной из
старейших находок считается носок, изготовленный методом, схожим с
вязанием. Большинство исторических фактов указывает на то, что впервые вязание
зародилось на Ближнем Востоке, откуда этот вид рукоделия благодаря
средиземноморским торговцам просочился в Европу, а затем и в Северную и Южную
Америку.

В
Европе самые первые вязанные изделия были изготовлены мусульманскими
рукодельницами, которые были наняты членами испанской королевской
семьи. Их высококлассная работа была обнаружена археологами в захоронениях
аббатства (неподалеку от Бургоса, Испания). Среди найденных изделий были
трикотажные перчатки и наволочки, которые принадлежали принцу Фернандо де ла
Серда, скончавшегося в 1275 году. Несколько известных картин XІV века
изображают Богоматерь за вязанием.

Изначально
вязаные изделия ценились очень высоко, и были доступны только богатым и знатным
людям.

Вязать
можно на спицах и крючком из пряжи различной толщины и волокнистого состава.

Знаменитый
на весь мир оренбургский пуховый платок – это платок,
связанный из козьего пуха. Оренбургские платки бывают нескольких видов:
простой пуховый платок, который называется шаль, толстый и теплый, серого
цвета, паутинка – это ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка,
палантин – это тонкий шарф-накидка, который по способу вязки очень похож на
паутинку.

Одной
из самых известных росписей по дереву является хохлома. Этот промысел
появился в семнадцатом веке около Нижнего Новгорода. Хохломская роспись
– это декоративная роспись деревянной посуды и мебели.

Как
правило, эта роспись выполняется черной и красной краской по черному фону.
Часто к этим цветам добавляют еще зеленый и желтый. При выполнении росписи, на
древесину наносят серебристый оловянный порошок. После того, как изделие
расписали, его три четыре раза прогревают в печи и в результате серебристый
цвет порошка меняется на медово-золотистый.

К
традиционным узорам, которые характерны для хохломской росписи относятся:
травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, часто
на изделиях с хохломской росписью можно встретить птиц, рыб и зверей.

Еще
один не менее известный вид росписи по дереву – это городецкая роспись.

Этот
вид росписи существует с середины девятнадцатого века, особое развитие получила
около города Городец. Для этой росписи характерен свободный мазок
с белой и черной обводкой по чистому деревянному фону.

Раньше
такой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери. Основными сюжетами
являются цветочные узоры, фигурки диковинных птиц, петух, коней, жанровые
сцены.

Как
только люди научились делать ткани тысячи лет назад, сразу были найдены способы
окрашивания и росписи материи. Самые ранние техники – такие же, какие
применялись людьми для украшения тела. Два основных метода: это окраска
(непосредственное нанесение изображения на ткань) и паттерны, или
орнаменты (повторяющийся рисунок, нанесенный по предварительно
составленному образцу).

Ручная
роспись батик издавна известна у народов Индии,
Индонезии и в переводе обозначает «капля воска». В России этот вид искусства
появился только в двадцатом веке, но до сих пор огромной популярностью.

Как
правило, материалом для батика служат шёлковые, хлопчатобумажные, шерстяные
и синтетические ткани, которые натягивают на подрамник.

История
тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали
жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи
служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев,
а главное — служили надежным способом защиты от холода.

В
культуре кочевых народов ковры получили особое признание
и стали широко распространяться по ареалам племен, живущих в легких домах,
юртах. Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом. Очень
часто ковры заменяли мебель.

Для
окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители.
Они дороги, но прочны, на века. Растительные краски насыщенного синего цвета
добывают из индиго. Армянские мастера получают карминовый красный краситель из
армянской кошенили. Лучший шафран для получения жёлтого цвета привозят из
Ирана. Красную краску до сих пор получают из корней марены.

В
России ручное ковроткачество является одним из ведущих ремесел Дагестана.

Дагестанские
ковры ручной работы носят национальный характер и высоко
ценятся как семейные реликвии.

Создание
ковра или даже небольшого коврового изделия –
это очень трудоёмкий процесс.

Итоги
урока. Мы узнали о декоративно-прикладном искусстве.
Рассмотрели несколько направлений этого искусства.

Котло Эвелина Юрьевна

Калининский район ст. Старовеличковская

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ ст. Старовеличковской

«Разнообразие  техник и материалов  на  занятиях   декоративно-  прикладным творчеством, как способ  активизации

Демонстрация презентации во  время выступления: (Слайд № 1).

Я являюсь педагогом дополнительного образования дома детского творчества ст. Старовеличковской МО  Калининский район.   Направление моей работы декоративно-прикладное творчество: лепка из различного материала, декупаж и валяние.  Поэтому  тема моего выступления так и называется: «Разнообразие  техник и материалов  на  занятиях   декоративно-  прикладным творчеством, как способ  активизации  творческого процесса»

«Дети, конечно, не делаются  художниками от того, что  в течение детства  им  удалось создать несколько  действенных  образов, но  в развитии их личности это оставляет глубокий  след, так  как они приобретают опыт  настоящего  творчества, который  в дальнейшем   приложат к любой области труда». Н.П. Сакулина.

Творчество является одним из важнейших средств  познания мира  и развития  способностей ребёнка. Путь человека в мир   прекрасного  начинается  очень рано. С первых лет жизни ребёнок  бессознательно  тянется по всему  яркому и привлекательному, радуется  когда  видит блестящие игрушки, красочные  цветы. Всё это  вызывает у него  чувство удовлетворения, заинтересованности. Слово «хорошо» рано  входит в  жизнь  ребёнка. Не обладая  в достаточной  мере навыками устной речи, чтения и рисования, маленькие дети предпочитают художественный способ  самовыражения. Который выступает для них  способом адаптации к окружающему миру и способом общения с ним. Именно поэтому я использую в работе для  развития творческих  способностей детей различные  техники  декоративно-прикладного творчества: лепка из различных материалов, декупаж, валяние. Я заметила, что это процесс естественный и высокоэффективный. Очень важно поддерживать и поощрять  ребёнка  в самом  начале его  творческого пути и сказать первую формулу образования: «Всё ты можешь!» Первое  поощрение требует продолжения. Ребёнок  подрастает, а вместе с тем «расцветёт»  и его опыт, необходимость познавать мир и самого  себя. Главное при этом  чтобы ребёнок как можно реже  слышал слово «нет», которое  гасит  огонёк познания. Запрет для  ребёнка – это тормоза, которые останавливает энергию развития, познания и творчества. Педагогам и родителям надо уметь дарить похвалу авансом, быть не равнодушными к любому проявлению  творчества. « Таланты воспитываются поощрениями». ( В. Освальд)- это надо  помнить.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей. Наблюдая за ними я заметила, что результат в приобретении  ими  знаний и умений, навыков в декоративно-прикладном творчестве неплохой,  дети  работая в  технике лепки, декупаж, валяние, проявляют  не поддельный интерес, осваивают приёмы и способы работы.

Актуальность  темы связана с тем, что жизнь в  эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее, она требует  от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Я считаю, что именно таких  творчески активных людей должны воспитывать педагоги.

(слайд № 3) Цель моей работы: развитие креативных  способностей  способствующие повышению  творческой   активности, при изучении  разнообразных  техник  декоративно- прикладного  творчества.

Перед собой поставила следующие задачи:

– изучить различные современные техники и материалы декоративно-прикладного  творчества;

– выявить их влияние  на развитие личности ребёнка;

– познакомить детей  с разнообразными художественными материалами  и их свойствами;

-воспитывать самостоятельность, инициативу, эстетический вкус;

Затем  построила  следующий алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной  техники  которая  включает в себя  следующие этапы: (слайд № 4)

1 этап знакомство с художественной техникой;

2 этап  упражнения  в художественной  технике;

3 этап самостоятельный перенос  знаний и умений в творческую деятельность.

Все мы  понимаем что, успех любого  обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приёмы использует педагог, чтобы  довести  до детей определённое содержание, побудить  их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности и инициативы.

Сейчас я хочу рассказать кратко  о техниках которые   использую в работе   с детьми

(Слайд № 5) Лепка – пожалуй,  является одним из самых  древних видов искусства, ведь лепили люди  с незапамятных  времён. В современное  время лепка развитию личности ребенка, помогает создать обстановку эмоционального благополучия, обеспечить развитие у детей способностей к творческой  деятельности. Работа в технике лепка  одна  из самых  увлекательных видов  детского  художественного творчества. Она даёт возможность даже самому  маленькому  ребёнку  ощутить  себя мастером  и творцом.  (Слайд № 6) Лепка имеет важное  значение,  развивая   мелкую моторику, пространственное  мышление, формирует  понятие о цвете, форме предметов. Благотворно влияет на нервную  систему  в целом. В своей работе я используя различный материал, это пластилин, солёное тесто, «холодный фарфор» и глина (полимерная глина). Каждый материал по своему составу разный, поэтому и подход  к процессу  работы особенный. Разнообразие материалов открывает  новые  грани  талантов,  даёт множество   новых  возможностей. ( Слайд № 7) На занятиях дети   с большим удовольствием лепят как отдельные фигурки, украшения, статуэтки,  так и  сюжетные композиции. В результате чего уже с раннего  школьного возраста развивается  детская фантазия.

Следующая техника Декупаж.

Декупаж является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного  искусства. Это  старинная техника, в наши дни  снова вошла  в моду. (слайд №8) Декупаж от французского слова «вырезать» представляет собой вид аппликации, с помощью которой  можно создать иллюзию  изысканной  росписи. Декупаж это искусство декорирования различного вида поверхности(бумага, картон, стекло, дерево, пластик, металл, пеноплекс и многое другое).  С помощью этой техники  можно до неузнаваемости  преобразить  цветочные горшки, вазы, стаканы, рамки для фотографии, обычную коробку  сделать праздничной, подарочной. Существует  различные виды декупажа: прямой(классический), обратный, художественный(дымчатый), объёмный (3D декупаж) декопатч(лоскутный).

(слайд № 9) Своей целью на занятиях ставлю: Развитие креативных способностей учащихся в области декоративно-прикладного творчества.

– Воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к  данной технике.

–   знакомство  с различными  видами декоративно-прикладного искусства;

– закрепление и расширение  знаний и умений в технике Декупаж;

– мотивировать  творческую деятельность учащихся,

Хочу обратить внимание на виды техник, которые чаще использую в работе с детьми:

Прямой  или классический декупаж– является базовой  и наиболее  распространённой техникой, которая лежит  в основе остальных

–обычно применяют  для декорирования  прозрачных  стеклянных    поверхностей. В этом случае  рисунок   клеится   на обратную сторону   стекла.

–  предполагает  использование  специальной пасты, кусочков  ткани или натуральных материалов.

В данный момент мы с детьми осваиваем, изучаем, применяем современный  строительный материал такой как пеноплекс. Который органично вписывается  в систему работы (слайд № 14)

С точки зрения педагогической  практики «декупаж»  является интересной, креативной  и модной  техникой среди детей.( слайд № 15) Детский дизайн  направлен  на  раскрытие  личности ребёнка, его индивидуальности, развитие  творческого потенциала.  Декупаж  привлекает  относительной  простотой  и разнообразием  эффектов. Из  множества  видов ребёнок  всегда может  выбрать    наиболее ему подходящий.

Следующая техника которую я применяю это Валяние.

Детям очень нравится Живопись шерстью – это особый способ выражения своих эмоций, настроения, создания собственного шедевра без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного накладывания цветной овечьей шерсти.  Составление  картин из шерсти развивает  у детей воображение, мелкую моторику, развивает пластику  рук и пальцев. Ребята,  взяв в руки  приятную на ощупь,  разноцветную  на вид  прядь  шерсти  получают  удовольствие. (слайд № 21) Дети познают  и раскрывают себя, учатся  понимать язык  рукоделия, разбираться  в законах  композиции, особенностях цветоведения, осваивая  историю  через способы  и традиции войлоковаляния. В детских  руках рождаются самые разные поделки: броши, бусы, цветы и сюжетные картины.

Опыт моей  педагогической работы  показывает, что изучая и применяя   различные техники и материалы  с которыми работают дети, позволяют  им  более широко  раскрыть  свои  творческие способности (лепить, декорировать, валять). Каждая из  этих техник – это маленькая игра. (слайд № 22) Дети увлекаются  и подталкивают меня на поиск и применение новых  техник  в работе.  Поэтому начинаю изучать и использовать новые техники  и материалы  с группой  первого года обучения, затем  усложняю и совершенствую  с группами второго года обучения. И на мой взгляд мы с детьми  достигаем  отличных результатов.

Дети не просто лепят, валяют, декорируют, с интересом и увлечением, они учатся  придавать  изделию креативность с успехом осваивая все  сенсорные  этапы: цвет, форму, размер, фактуру, что развивает  мелкую моторику  пальцев  рук.

Изучение   различных техник и материалов  показывает, что эта работа:

– способствует снятию  детских страхов  и не уверенности в себе;

– развивает уверенность в свои  творческие  возможности;

– развивает  пространственное  мышление;

–  учит ребёнка  свободно выражать свой  замысел;

– побуждает  к творческим   поискам  и решениям;

– учит  работать с различными  материалами;

– развивает  чувство композиции ритма, колорита, цвет восприятия, чувства фактурности и объёмности.

Во время работы  дети получают  эстетическое  удовольствие. Детская фантазия  рождается  в игре, поэтому  я соединяю  усвоение  нового  материала с разнообразными  игровыми приёмами, которые вызывают  у ребят  эмоциональный  отклик и такие  чувства   как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Кроме того на занятиях   использую  игровые  моменты: пальчиковые игры, игры на воображение.  В процессе работы звучит музыка, что создаёт благоприятный микроклимат. Всё это помогает  не допустить в творческий процесс однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия  и деятельности. Эта работа не утомляет ребят, у них сохраняется высокая  активность, работоспособность в течении  всего времени, отведённого  на  выполнения задания.

Вообще  считаю, что чем  разнообразнее  материалы, тем интереснее  с ними работать. У детей возникают  новые   идеи, они  начинают  экспериментировать, одним  словом творить. Изучение и владение   различными  техниками, способствуют   интенсивному  развитию декоративно художественного творчества.

(слайд № 23) Результативность учащихся  творческого объединения с каждым годом растёт: в 2015-2016 уч.году  2 победителя  в краевых конкурсах, 2016 -2017 –  3 победителя  в краевых конкурсах. Сама имею   Грамоты  за подготовку призеров в краевых конкурсах  декоративно- прикладного творчества,  Благодарственное письмо за развитие творческих способностей детей Главы администрации МО Калининский район.

(слайд № 24) Обмен опыта  является  одним из  важных  направление моей работы. Я провожу  творческие мастерские   для воспитателей детского сада, мастер-классы для педагогов   дополнительного образования района  и края, организую персональные выставки, участвую  в семинарах. Размещаю    материалы  из личного опыта используя  интернет- ресурсы:  на личном мини сайте      а  так  же   на     сайте    учреждения

В результате   использованного  опыта я пришла к выводу, что  использование  разнообразных техник  повышает мотивацию ребёнка  к выбранному  виду деятельности. А создание  ситуации успеха на занятиях декоративно- прикладным  творчеством способствует достижению высоких результатов, появляется уверенность в собственные  силы. Выполняя творческие задания, ребёнок находит  средства самовыражения которые присущи ему самому.

(слайд № 25) Далеко не каждый может стать профессиональным  скульптором, декоратором  и дизайнером, но каждый  может  научится   замечать вокруг  себя  красоту, реагировать на неё  душевным порывом, продолжать её в  в своей душе, мыслях действиях  и творениях. Нужно помнить, что мы  занимаемся с детьми  творчеством не ради  конечного  результата, а ради  процесса, в котором  происходит воспитание   раскрытие, развитие и познание.

3.      Комаров Т. С. Детское  художественное творчество.-М.: Мозаика – синтез, 2005.120 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *