ПРЕЗЕНТАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ КАК ОСОБЫЙ ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ 7 КЛАСС

Классное руководство как особый вид педагогической деятельности . Учитель ГБОУ школы – интерната № 4 г.о. Самара: Л. А. Алексевнина

Школа – не здание, не кабинеты Не образцовая наглядная агиттация Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, Которая увлекает сразу троих: ребёнка, учителя, родителя И тут же реализуется (А. А. Захарченко)

Каждый класс похож на своего классного руководителя — более или менее организованный, более или менее работоспособный, более или менее жизнерадостный .

3. Работа с учителями-предметниками;

-индивидуальная работа с каждым учеником

-поддержание доверительных, уважительных отношений с учеником, оказание помощи в социализации, нахождения своего места в классном коллективе.

Работа с классным коллективом:

– проведение экскурсий, походов, посещения спектаклей;

– сплочение коллектива через проведение игр, тренингов в классном коллективе, организации мини поздравлений с днем рождения учащихся;

Работа с учителями-предметниками: -регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания

-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса; -привлечение учителей-предметников к участию во внутри классных делах; -привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях, знакомство с новыми учителями и их требованиями ;

Классному руководителю важно достаточно полно информировать родителей о жизни детского коллектива, о достижениях, событиях, о результатах тестирования и т. д

«Каково на дому, таково и самому», — гласит известная поговорка.

Модуль «Классное руководство»

Классное руководство – особый вид педагогической деятельности, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности) Работа с классным коллективом:

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. Работа с классным коллективом:

сплочение коллектива класса через: и гры и тренинги на сплочение и командообразование ; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. Работа с классным коллективом:

Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. Индивидуальная работа с учащимися:

Индивидуальная работа с учащимися: коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

Работа с учителями, преподающими в классе: привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

Работа с учителями, преподающими в классе: привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей

Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

Работа с родителями учащихся или их законными представителями: организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

Педагогическая
деятельность можно представить как
совокупность таких ее взаимодействующих
компонентов как:

Цель
педагогической деятельности
формируется в связи с реализацией цели
воспитания гармонично развитой личности.
Она разрабатывается и формируется как
совокупность социальных требований к
каждому человеку с учетом его духовных
и природных возможностей, а также
основных тенденций общественного
развития. Целью профессиональной
педагогической деятельности является
цель воспитания, которая трактуется
как «личность способная строить свою
жизнь, достойную человека».

Содержанием
преподавательской деятельности является
процесс организации учебной деятельности
обучающихся, направленной на освоение
ими предметного социокультурного опыта
как основы и условия развития, а процесс
организации собственной деятельности.

Средствами
деятельности педагога являются:

Способами
передачи социального опыта в педагогической
деятельности являются объяснение,
показ, совместная работа, непосредственная
практика обучающихся, тренинги.

Результатом
педагогической деятельности
как выполнения ее основной цели является
развитие обучающегося: его личностное,
интеллектуальное совершенствование,
становление его личности как личности,
как субъекта учебной деятельности.

Основной
функциональной единицей, с помощью
которой объясняются все свойства
педагогической деятельности, является
педагогическая действие понимаемое
как единство цели и содержания.

Таким
образом, деятельность педагога
представляет собой непрерывный процесс
решения неиссякаемого множества задач
различных типов, классов и уровней.
Чтобы педагогическая деятельность была
эффективной, педагогу надо знать:

Педагогическая
деятельность с современных теоретических
позиций может быть объяснена следующим
образом. С психологической точки зрения
педагогическая деятельность является
диалогичной.

Диалог
одновременно направлен на пространство
профессиональных действий и на самого
себя. Он обусловлен как идеальной формой,
сложившейся в культуре диалогическим
способом деятельности педагога, так и
наличной формой, степенью диалогичности
самосознания педагога.

Диалогический
способ в плане определенной психологической
технологии есть последовательность
коммуникативных актов педагога с разными
субъектами знания (авторами текста,
студентом, самим собой).

Психологическая
система деятельности включает:

Соседние файлы в предмете Социология

Проектирование и реализация

Достижению поставленной цели воспитания – личностного развития школьников – будет способствовать решение основных задач , одной из которых является реализация потенциала классного руководства в воспитании школьников, поддержании активного участия классных сообществ в жизни школы.

Индивид. работа с обучающимися

28.03 – 01

Ключевые общешкольные дела

04 – 08

11 – 15

18 – 22

Классный час «В мире животных»

25 – 29

Курсы внеурочной деятельности и

Классный час , посвященный Всемирному дню здоровья

Школьный урок

дополнительное образование

Организация дежурства по классу и в столовой

Проведение занятий по расписанию

урок «Космос – это мы!»

Работа с родителями

«Огонь – друг, огонь – враг!»

СЛАЙД 1 Модуль «Классное руководство»

СЛАЙД 2 Классное руководство – особый вид педагогической деятельности, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с СЛАЙД 3 коллективом класса; НАЖАТИЕ индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; НАЖАТИЕ работу с учителями, преподающими в данном классе; НАЖАТИЕ работу с родителями учащихся или их законными представителями

Работа с классным коллективом: СЛАЙД 4

СЛАЙД 14 + НАЖАТИЕ

СЛАЙД 15 + НАЖАТИЕ

СКАЗАТЬ О ПОЛОЖЕНИИ, ПОКАЗАТЬ ВОРД ДОКУМЕНТ.

Рассматривая то, что включает в себя модуль «Классное руководство» предлагаю вашему вниманию положение о классном руководстве.

Настоящее положение определяет организационно-методические основы осуществления педагогическими работниками функций классного руководителя, определяет права, обязанности и ответственность сотрудника, назначенного на должность классного руководителя.

То положение, которое нам с вами предстоит сегодня рассмотреть и принять включает в себя 10 основных аспектов.

1. Общие положения

2. Цели, принципы и задачи деятельности классного руководителя

3. Содержание деятельности классного руководителя

4. Формы и технологии работы классного руководителя

5. Обеспечение академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство

6. Организация деятельности классного руководителя

7. Ответственность классного руководителя

8. Связи по должности

9. Оценка эффективности деятельности классных руководителей

10. Механизмы стимулирования классных руководителей

Цели, принципы, направления и задачи классного руководства как педагогической деятельности.

Цели – то к чему стремятся, чего хотят достичь.

Принципы – основные идеи, следование которым помогает достичь поставленной цели.

Направления – линии движения чего-либо.

Задачи педагогической деятельности – осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе плана необходимых  действий.

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно- практического опыта от поколения к поколению.

Нам сегодня необходимо разобраться в сложившейся социально-общественной ситуации, которая определила для нас то, чего хочется обществу достичь в процессе воспитания, какими идеями для достижения результата необходимо руководствоваться, в каком направлении двигаться и каким должен быть план действий для эффективной передачи практического опыта подрастающему поколению.

Классное руководство в современном понимании – это деятельность педагогического работника, которому передан функционал по реализации воспитательного процесса в конкретном классе с конкретным ребенком.

Какого результата в своей педагогической деятельности нам необходимо достичь?

Для начала давайте обратимся к тем вызовам общества, которые и заставили нас сегодня говорить о процессе воспитания.

Вот они вызовы современного времени, вот оно общество, в котором мы с вами живем. И, действительно, время изменений наступило. И эти изменения происходят уже сейчас.

Сформулирована единая цель воспитательной деятельности для всей страны, выделены ключевые и актуальные направления воспитательного процесса, составлено описание необходимых действий для достижения этого результата.

Все сформулировано документально:

Одна страна одна и цель воспитания для всей страны – ФЗ от 29 дек 2012 №273 ФЗ «Об образов в РФ»

Указ президента РФ от 7 мая 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024»

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025

В данных документах сформулирована одна цель воспитания для всей страны – развитие , обладающей актуальными знаниями и умениями в условиях современного общества, готовой к

Слова и словосочетания этой цели – это и есть  направления нашей работы

В примерной программе воспитания сформулирована возможная цель воспитания в общеобразовательных организациях.

Она заключается в развитии обучающихся, проявляющаяся в усвоении ими знаний, основных норм, которые общество выработало на основе нравственных ценностей (т.е. усвоении ими социально значимых знаний).

В развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений).

В приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Базовые ценности российского общества:

Семья, труд, отечество, природа, мир, культура, знания, здоровье, человек.

В примерной программе воспитания выделены целевые приоритеты – те действия, которым необходимо педагогу уделить наибольшее внимание. Например, на уровне начального общего образования это создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

На уровне основного общего образования – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников.

На уровне среднего общего образования – создание благоприятных условий для приобретения школьниками опята осуществления социально значимых дел.

Любая деятельность, особенно воспитательная, должна основываться на определенных принципах для достижения результата, но, к сожалению, точно так же как, накапливались вызовы нашего общества к системе образования, параллельно шло формирование бессодержательного классного руководства.

Классный руководитель превратился в администратора, который контролирует, фиксирует, сообщает, но не помогает, развивает, поощряет.

Давайте вспомним эту знакомую картинку, которая до сих пор наблюдается в каждой школе.

Педагогу, которому доверено осуществлять личностно-развивающую функцию, необходимо принятие существующих педагогических принципов:

Принцип коллегиальности – современные дети не воспринимают нормы и догмы, пришедшие извне, необходимо вырабатывать вместе со своими воспитанниками нормы жизни маленького коллектива под названием класс.

Принцип системности, принцип целесообразности и  природосообразности – выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Принцип открытости, коммуникативности, диалогичности выступает в качестве коммуникативного моста, соединяющего обучающихся с миром общечеловеческой культуры.

Принцип целостности и последовательности – классный руководитель осуществляет деятельность по определенной программе и имеет план деятельности.

Лучше всего, чтобы этот план был согласован с другими специалистами школы – логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом.

Приоритетные задачи деятельности по классному руководству соответствующие государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся представлены в письме министерства РФ от  12 мая 2020 г. (№ ВБ-1011/08) «О методических рекомендациях»:

Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе

Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития

Формирование внутренней позиции личности обучающегося

Формирование у обучающихся активной гражданской позиции

Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества

В рамках реализации образовательных задач в процессе педагогической деятельности классный руководитель самостоятельно выбирает формы, технологии работы с обучающимися и родителями.

Эти формы нам хорошо известны –

Индивидуальные (консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

Групповые (ролевые игры, дебаты, проекты, творческие группы, органы самоуправления)

Коллективные (классные часы, конкурсы, квесты, родительские собрания, игры)

У каждого из нас в арсенале есть интересные формы достижения тех или иных воспитательных целей.

Вызовы, которые у нас с вами сейчас они не ложные, они самые настоящие, они требуют использовать более активные формы, позволяющие вместе с ребятами сформировать нормы и правила, найти выходы из сложившейся ситуации, вместе с ними создавать план воспитательной работы.

Категория
«воспитание»
— одна из главных в педагогике. Выделяют
воспитание в широком социальном смысле,
включая воздействие на личность общества
в целом, и воспитание в узком смысле —
целенаправленную деятельность, призванную
сформировать систему качеств личности,
взглядов и убеждений. Воспитание часто
трактуется в еще более локальном значении
— как решение какой-либо конкретной
воспитательной задачи (например,
воспитание определенных черт характера,
познавательной активности и т.д.).
Передача новому поколению накопленного
человечеством опыта осуществляется
через образование.

Образование
представляет собой ту сторону воспитания,
которая заключает в себе систему научных
и культурных ценностей, накопленных
предшествующими поколениями. Через
специально организованные образовательные
учреждения, которые объединены в единую
систему образования, осуществляются
передача и усвоение опыта поколении
согласно целям, программам, структурам
с помощью специально подготовленных
педагогов. В современной интерпретации
«образование» буквально означает
Творение, создание образа «Я», становление
личностного образа. В воспитании»
выделяется корневая часть «питание»,
приставка «вос-» соотносится с «в». В
совокупности слагаемых «воспитание»
буквально процесс впитывания образцов
культурного наследия, основу которого
составляют ценности человека, познающего
и «творящего» самого себя. Таким образом,
образование и воспитание действительно
становятся категориямн, находящиеся
между собой в диалектическом единстве.

В образовании
выделяют процессы, которые обозначают
непосредственно сам акт передачи и
усвоения опыта. Это ядро образования —
обучение.

Обучение
— процесс непосредственной передачи
и усвоени поколений во взаимодействии
педагога и обучаемого. Как процесс
обучение включает в себя преподавание
и учение. В ходе преподавания осуществляется
трансформация
системы знаний, умений, опыта деятельности,
ценностей,
отношений.
В учении происходит усвоение опыта
через его восприятие, осмысление,
преобразование и использование. Следует
подчеркнуть, что связь между преподаванием
и учением не механическая. Это двусторонний
процесс предполагающий одновременную
активную деятельность как со стороны
преподавателя, так и со стороны учащегося.

Являясь составной
частью воспитания, обучение отличается
от него степенью регламентированности
педагогического процесса нормативными
предписаниями как содержательного
плана, так и организационно-технического.
Например, в процессе обучения должен
быть реализован государственный стандарт
(уровень) содержания образования. Оно
также ограничено временными рамками
(учебный год, урок и т.п.); требует
определенных технических и наглядных
средств обучения, электронных и
словесно-знаковых средств информации
(учебники, компьютеры и др.).

В процессе воспитания
и обучения осуществляется также развитие
личности. Развитие
— объективный
процесс внутреннего количественного
и качественного изменения физических
и духовных начал человека. Способность
к развитию — важнейшее свойство личности
на протяжении всей жизни человека.
Физическое, психическое и социальное
развитие личности осуществляется под
влиянием внешних и внутренних, социальных
и природных, управляемых неуправляемых
факторов. Оно происходит в процессе
усвоения человеке* ценностей, норм,
установок, образцов поведения, присущих
данному обществу на данном этапе
развития.

Педагогическое
взаимодействие,
в отличие от любого другого взаимодействия,
представляет собой преднамеренный
контакт (длительный или временный)
педагога и учащегося, следствием которого
являются взаимные изменения в их
поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое взаимодействие включает
в себя в единстве педагогическое
влияние, его
активное восприятие и усвоение учащимся
и собственную активность последнего,
проявляющуюся в ответных непосредственных
или опосредованных влияниях на педагога
и на самого себя (самовоспитание). Понятие
«педагогическое взаимодействие»
поэтому шире, чем педагогическое
воздействие, педагогическое влияние и
даже педагогическое отношение, которое
является следствием самого взаимодействия
педагогов и воспитуемых.

Такое понимание
педагогического взаимодействия
подчеркивает активную, субъектную
позицию педагогов и учащихся в
педагогическом процессе. Этот подход
противоречит традиционному пониманию
педагогического процесса как специально
организованного, целенаправленного,
последовательного, планомерного и
всестороннего воздействия на учащегося
с целью формирования личности с заданными
качествами. Традиционный подход
закрепляет субъект-объектные отношения
в педагогическом процессе.
Гуманистическая
педагогика утверждает учащегося
субъектом педагогического процесса.

Педагогическая
деятельность
— особый вид социальной (профессиональной)
деятельности, направленной на реализацию
целей образования: передачу от старших
поколений младшим накопленных
человечеством культуры и опыта, создание
условий для их личностного развития
и подготовку к выполнению определенных
социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность может быть
представлена как взаимосвязанная
последовательность решения бесчисленного
множества задач
разного
уровня сложности, в которую неизбежно
включены во взаимодействие с
педагогами
и учащиеся.

В структуре
педагогической деятельности можно
выделить главные компоненты. Начальным
компонентом является знание педагогом
потребности, тенденции общественного
развития, основных требований,
предъявляемых к человеку. Этот компонент
определяет характер и содержание
педагогической деятельности, ее цель
и задачи по развитию личности.

Вторым ее компонентом
является многообразные научные познания
умения, навыки, основы опыта, накопленного
человечеством в области производства,
культуры, общественных отношений,
которые в обобщенном виде передаются
подрастающим поколениям. В результате
освоения этих основ у человека формируется
осознанное отношение к жизни —
мировоззрение. Третьим компонентом
является собственно педагогическое
знание, воспитательный опыт, мастерство,
интуиция.

Педагогическая
задача —
это материализованная ситуация воспитания
и обучения (педагогическая ситуация),
характеризующаяся взаимодействием
педагогов и учащихся с определенной
целью.

Педагогическая
технология
— это последовательная,
взаимообусловленная
система действий педагога, связанных
с применением той или иной совокупности
методов воспитания и обучения,
осуществляемых в педагогическом процессе
с целью решения различных педагогических
задач. В их числе: структурирование и
конкретизация целей педагогического
процесса; преобразование содержания
образования в учебный материал; анализ
межпредметных и внутрипредметных
связей; выбор методов, средств и
организационных форм педагогического
процесса и т.д.

Педагогическое
общение —
специфическая форма общения, имеющая
свои особенности и в то же время
подчиняющаяся общим психологнческим
закономерностям, присущим общению как
форме взаимодействия человек другими
людьми, включающей перцептивный,
коммуникативный интерактивный компоненты.

Педагогика
– это наука о сущности, закономерностях,
принципах, методах и формах обучения и
воспитания человека.

Предметом
педагогики как науки является
педагогический процесс, т. е. процесс
обучения и воспитания человека как
особая функция общества, реализуемая
в условиях той или иной педагогической
системы.

Основными
категориями педагогики являются:
обучение; воспитание; образование;
развитие; самообразование; педагогический
процесс; педагогическая система;
педагогическая деятельность; педагогическая
технология; педагогическое взаимодействие.

Обучение
– специально организованный,
целенаправленный и управляемый процесс
взаимодействия учителей и учеников,
результатом которого является усвоение
знаний, умений и навыков, формирование
мировоззрения, развитие ума, дарований
учеников в соответствии с поставленными
целями.

Каждой
исторической эпохе присуща своя система
обучения, которая специфично отвечает
на вопросы – для чего, кого, чему икак учить. Общество передавало
молодому поколению содержание накопленного
человечеством социального опыта
избирательно, т. е. различные социальные
группы получали знания в области
социальной культуры в разном объеме и
разного характера. Современное общество
заинтересовано в передаче всему
подрастающему поколению всего содержания
социального опыта. Целью обучения,
направленного на разностороннее развитие
личности, является обеспечение всем
учащимся оптимального интеллектуального
развития, сознательного и прочного
усвоения знаний, овладения умениями
пользоваться этими знаниями на практике.
Эта цель выступает в единстве с целями
воспитания, направленного на формирование
личности во всей совокупности.

Воспитание
– это процесс целенаправленного
формирования личности, одна из центральных
категорий в педагогике.

Образование
– единый процесс физического и
духовного формирования личности, процесс
социализации, целенаправленно и
сознательно ориентированный на некоторые
идеальные образы, на исторически
обусловленные, более или менее четко
зафиксированные в общественном сознании
социальные эталоны. Говоря об «образовании»,
можно рассматривать эту категорию в
разных качествах:

– как
ценность развивающегося человека и
общества;

– как
процесс обучения и воспитания человека;

– как
результат процесса обучения и воспитания;

Цели
образования определяют его содержание.
В современном обществе оно предполагает
систему знаний о природе, обществе,
технике, человеке; систему способов
деятельности, преобразующихся в
результате их усвоения в умения и навыки;
опыт творческой деятельности,
обеспечивающий развитие творческих
способностей личности; систему норм
отношений к миру и друг к другу. Все это
в совокупности обеспечивает развитие
разносторонних качеств личности, ее
нравственную, эмоциональную, эстетическую
культуру, ее ценности и идеалы.

Развитие
– это объективный процесс внутреннего,
последовательного количественного и
качественного изменения физических и
духовных сил человека, освоение им
внутреннего – индивидуально-психологического
и внешнего – общечеловеческого
(культурного богатства) потенциалов
возможностей.

Эти
два потенциала осваиваются не в отрыве
друг от друга, а одновременно и
взаимосвязанно. Освоение внутреннего
потенциала может осуществляться только
через общественный опыт. Ребенок, видя,
что умеют другие, пытается сделать это
сам и таким образом развивает свои
внутренние возможности.

Можно
выделить развитие физическое, психическое,
социальное, духовное. Развитие личности
осуществляется под влиянием внешних и
внутренних, социальных и природных,
управляемых и неуправляемых факторов.

Самообразование
– это система внутренней
самоорганизации человека по усвоению
опыта поколений, направленная на его
собственное развитие посредством
собственных устремлений и им самим
выбранных средств.

Педагогический
процесс представляет собой специально
организованное взаимодействие педагогов
и воспитанников (педагогическое
взаимодействие), целью которого является
передача педагогами и освоение учащимися
социального опыта, необходимого для
жизни и труда в обществе.

Под
педагогической системой нужно
понимать множество взаимосвязанных
структурных компонентов, объединенных
единой образовательной целью развития
личности и функционирующих в целостном
педагогическом процессе.

Педагогическая
деятельность – особый вид социальной
(профессиональной) деятельности,
направленный на реализацию целей
образования.

Педагогическая
технология – это система
последовательных, взаимосвязанных
действий педагога, направленных на
решение педагогических задач:
структурирования и конкретизации целей
педагогического процесса; преобразования
содержания образования в учебный
материал; анализа межпредметных и
внутрипредметных связей; выбора методов,
средств и организационных форм
педагогического процесса и т. д.

Педагогическое
взаимодействие представляют собой
прямые или косвенные преднамеренные
контакты педагога с воспитанником,
целью которых являются изменения в
поведении, деятельности и отношениях
ребенка к окружающему миру. Важнейшей
характеристикой личностной стороны
педагогического взаимодействия является
возможность воздействовать друг на
друга и тем самым производить реальные
преобразования не только в познавательной
или эмоциональной, но и в личностной
сфере.

Под
прямым взаимодействием понимается
непосредственное общение педагога с
учеником. Специфика деятельности
педагога обусловливает необходимость
использования именно этого вида
взаимодействия. Но в определенных
случаях более эффективным является
косвенное взаимодействие, т. е.
направленное не на самого ученика, а на
его привычное окружение, например
одноклассников или друзей. Изменяя
окружающие обстоятельства жизни ученика,
педагог может изменить со временем и
его самого.

Одним
из способов реализации педагогического
взаимодействия является совместная
деятельность педагогов и учащихся.
Существует мнение, что при совместной
(или коллективной) деятельности тормозится
развитие личности. Однако получены
экспериментальные данные, доказывающие
возможность развития каждого члена
группы, участвующего во взаимодействии.
Установлено, что среди единомышленников,
объединенных общей деятельностью,
человек чувствует себя более уверенно,
испытывает состояние духовного подъема,
осознает собственную значимость. Смыслом
совместной деятельности в педагогическом
процессе является сотрудничество его
участников.

Связь
педагогики с другими науками

Место
педагогики в системе наук об образовании
человека можно более четко выделить
путем рассмотрения ее двусторонних
(диалектических) связей с другими
науками.

Наиболее
длительной и продуктивной является
связь педагогики с философией, которая
выполняет методологическую функцию в
педагогике. От системы философских
взглядов исследователей (материалистических,
идеологических, диалектических,
прагматических, экзистенциальных и
др.) зависят направление педагогического
поиска и его результаты. Философия
разрабатывает систему общих принципов
и способов научного познания, является
теоретической основой для осмысления
педагогического опыта и создания
педагогических концепций. Педагогические
факты и явления не могут получить научный
статус без их философского обоснования.
С другой стороны, педагогика является
«полигоном» для приложения и апробации
философских идей. Педагогика разрабатывает
пути и средства формирования мировоззрения
человека.

Традиционной
является связь педагогики с психологией.
Чтобы правильно обучать, воспитывать
и развивать человека, его нужно сначала
изучить «во всех отношениях» (К. Д.
Ушинский). В педагогической деятельности
надо учитывать психические свойства,
интересы, потребности, возможности
личности. Психология как наука, результаты
психодиагностики являются важнейшими
источниками научного обоснования
образовательного процесса. Одновременно
педагогика обосновывает методику
психического развития педагогическими
средствами.

Биология
изучает природные особенности человека,
которые играют большую роль в образовании
(принцип природосообразности обучения
и воспитания). Проблема соотношения
природных и социальных факторов развития
человека, дифференциации и индивидуализации
образовательного процесса -одна из
центральных для педагогики.

Антропология
как комплексная наука о человеке дает
для педагогики обширный материал о
многомерности и многоликости человека.
Педагогика разрабатывает способы
комплексного подхода в воспитании и
обучении человека.

Связь
педагогики с медициной привела к
появлению коррекционной педагогики
как специальной отрасли педагогического
знания.

Сложными
и неоднородными являются связи между
педагогикой и экономическими науками.
Экономический фактор оказывает большое
влияние на развитие педагогических
исследований. Связь экономики и педагогики
послужила основой для появления такой
отрасли знания, как экономика образования,
предметом которой является специфика
действия экономических факторов в сфере
образования.

Социология
выявляет основные тенденции развития
тех или иных групп и слоев населения.
Социальная педагогика изучает
закономерности социализации и воспитания
личности в различных социальных
институтах.

Образовательная
политика является отражением идеологии
различных партий и классов, которую
изучает политология. С другой стороны,
педагогика разрабатывает механизмы
формирования политической культуры
личности.

Для
современной педагогики характерна
взаимосвязь с различными гуманитарными
и естественнонаучными науками. Однако
влияние философии, психологии и
антропологии остается доминирующим. В
связи с повышением роли информационных
технологий в образовании актуальной
задачей является укрепление связей
педагогики с информатикой.

Образование
является частью культуры, поэтому
педагогика должна рассматриваться как
элемент культуры. Педагогическая
культура человека и общества в целом
входит в качестве составляющей в мировую
культуру современности, педагогические
проблемы имеют общекультурное значение.
Поэтому важно укрепить связь педагогики
с культурологией.

Формы
связей педагогики с другими науками
разнообразны: применение методов других
наук (математическое и компьютерное
моделирование и проектирование,
социологические опросы, социометрия и
т.д.); использование результатов
исследований, полученных различными
науками; объединение усилий педагогов
с представителями других наук; совместная
разработка новых понятий (диверсификация
образования, педагогическая квалиметрия,
экономика образования и т.д.).

Систему
педагогической науки, как и любую другую
сложную систему, можно анализировать
по различным признакам в зависимости
от направленности изучения и желания
получить ответы на те или иные вопросы.

Философия
– фундамент педагогики, в частности та
ее часть, которая специально занимается
проблемами воспитания, получившая
название философии воспитания. История
педагогики исследует развитие воспитания
как общественного явления, историю
педагогических явлений.

Общая
педагогика – базовая научная дисциплина,
изучающая общие закономерности воспитания
человека, разрабатывающая общие основы
учебно-воспитательного процесса в
воспитательных учреждениях всех типов.

Дошкольная
и школьная педагогика – подсистема
возрастной педагогики.

Здесь
изучают закономерности воспитания
человека, отражающие специфику
учебно-воспитательной деятельности
внутри определенных возрастных групп.
Педагогика высшей школы занимается
педагогическими проблемами взрослых.

Сурдопедагогика
занимается вопросами обучения и
воспитания глухонемых и глухих.

Тифлопедагогика
занимается вопросами обучения и
воспитания слепых.

Олигофренопедагогика
– занимается вопросами обучения и
воспитания умственно отсталых.

Педагогика
развивается в тесной взаимосвязи с
другими науками.

Философские
науки помогают педагогике определить
смысл и цели воспитания, правильно
учитывать действие общих закономерностей
человеческого бытия и мышления, снабжают
оперативной информацией о происходящих
в науке и обществе переменах, тем самым,
помогая корректировать направленность
воспитания.

Анатомия
и физиология составляют базу для
понимания биологической сущности
человека – развития высшей нервной
деятельности и типологических особенностей
нервной системы, первой и второй
сигнальных систем, развития и
функционирования органов чувств,
опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой и дыхательной
систем.

Психология
изучает закономерности развития психики
человека.

2.
Задачи и функции педагогики.

Приоритетными
научными задачами педагогики
являются:

• нахождение
закономерностей образования, обучения,
воспитания;

• изучение
и обобщение практического опыта
педагогической деятельности;

• разработка
новых методов, средств, форм, систем
обучения и воспитания;

• прогнозирование
развития образовательных систем;

• внедрение
результатов педагогических исследований
в практику, расширение связей теории и
практики;

• разработка
новых концепций, учебных программ,
стандартов, учебников и учебно-методических
материалов.

Теоретическая
функция. Осуществляется на трех уровнях:

1)     
описательно-объяснительный уровень
(изучает, описывает),

2)     
диагностический уровень (выявляет
эффективность деятельности учителя,
учеников),

3)     
прогностический уровень (построение
моделей).

Технологическая
функция. Так же осуществляется на трех
уровнях:

1)     
проективный уровень ( разрабатывает
методические материалы),

2)     
преобразовательный уровень (внедрение
в практику новейших достижений),

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *