В процессе подготовки к викторине в каждом классе создаётся команда (6-7 человек), выбирается капитан. Все остальные учащиеся класса становятся болельщиками, которые тоже участвуют в викторине, помогая своей команде и борясь за индивидуальные призы. Каждая команда для участия в викторине готовит:
(См. приложения 5,6,7)
Формируется жюри из учителей и учащихся 11-х классов – членов инициативной группы. Подбирается музыкальное сопровождение, готовятся ведущие (ученики 11-х классов). Кроме того, предлагается список источников и литературы, которую учащимся необходимо изучить или повторить для подготовки к викторине.
I конкурс. « Разминка»
Вопросы для разминки:
Предложенные вопросы задаются командам поочерёдно. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко. Если одна из команд не знает ответ на свой вопрос, то другая команда получает право ответить за неё. За это даётся уже 2 очка. Если обе команды не знают ответа,
командам могут быть предложены и другие вопросы.
Вопрос, на который не ответили команды, адресуется болельщикам, которые могут помочь своей команде.
Для подведения итогов каждого конкурса слово предоставляется жюри.
II конкурс. Лингвистическая мозаика.
Команды получают по 2 конверта, в которых содержатся карточки с написанными в них отдельными словами.
Участники викторины должны за 2 минуты составить по 2 определения правоведческих понятий, используя все приведённые в каждом конверте слова и назвать их. При этом можно изменять слова по падежам (они даны в основном в именительном падеже).
(Пока команды выполняют задание, звучит тихая, спокойная музыка).
Приведём несколько вариантов.
охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять
права людей иметь возможность жить в соответствие с их природой совместно с другими людьми
овокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы –
документ, систематизированный акт, который содержит нормы гражданского права –
Общая оценка за конкурс – по 5 баллов за каждое задание (составить определение – 3 балла, назвать понятие – 2 балла).
III конкурс. Конкурс капитанов.
Капитаны команд отвечают на вопросы тестов. Предлагается вопрос и ряд ответов. Первым отвечает тот капитан, который первым поднимет руку, показывая, что знает правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. (правильный ответ выделен курсивом).
Тест для конкурса капитанов.
а) наших дней;
б) последнего столетия;
2. Как называется совокупность основных международных договоров о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к последнему?
а) Меморандум о правах человека;
Международный Билль о правах человека
в) Кодекс прав человека.
3. В каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина?
а) Обязанности имеют приоритет над правами;
б) Права имеют приоритет над обязанностями;
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав
4. Как раньше у нас называли (а иногда называют и сейчас) гражданские права?
а) Персональные права;
б) Интимные права;
5. Что из существующего в практике многих стран противоречит праву человека на жизнь?
а) Дорожно-транспортные происшествия;
в) Недостаток пищи.
6. Куда следует обращаться, если права человека оказываются грубо нарушенными?
а) К обидчику;
в) К генеральному секретарю ООН.
7. Как называется принцип, выраженный в ст.49 Конституции РФ: «1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»?
а) Принцип справедливости судопроизводства;
б) Принцип гарантированности достоинства личности;
Принцип презумпции невиновности
8. На что имеет право человек в случае, если он будет невинно осуждён?
а) На устное извинение секретаря судебного заседания;
б) На получение справки о случившейся судебной ошибке;
На возмещение государством причинённого ему вреда
Во всех сферах жизни и деятельности
б) Только в среде своих друзей;
в) Только в семье.
10. Как именуется должность человека, избираемого Гос. Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены?
б) Председатель союза правозащитников;
Уполномоченный по правам человека
11. Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы:
которая мешает образованию и вредит здоровью
б) которая не указана в официальных справочниках;
в) которая не соответствует интересам и склонностям ребёнка.
12. В случае совершения правонарушения дети должны содержаться под стражей:
Отдельно от взрослых;
б) Вместе со взрослыми;
в) Это не имеет существенного значения.
IV конкурс. Домашнее задание.
Каждой команде предлагается разгадать кроссворд, составленный командой соперников (См. приложение 5,6,7)
Команде, которая первой решит кроссворд, присуждается ещё 2 балла.
V конкурс. Народная мудрость.
Этот конкурс требует специальной подготовки, поэтому его содержание сообщается командам заранее (за несколько дней), чтобы учащиеся нашли необходимый материал в дополнительной литературе.
: за 2 минуты каждая команда должна написать как можно больше пословиц и поговорок разных народов по теме «Право и закон».
За каждый ответ даётся по 2 балла.
«Всуе законы писать – когда их не исполнять»
«Нужда свой закон пишет, законы святы, да исполнители супостаты» (русская пословица).
«Закон – что дышло, куда повернёшь, туда и вышло» (
«Законы деспота беспощадны» (древнекитайская пословица).
«Где права сила, там бессильно право» (японская пословица).
«Для господ закон не писан» (японская пословица).
«По лесу и звери, по времени и законы» (народная мудрость).
VI конкурс. Права человека в рисунках.
Каждая команда получает конверт. В нём – рисунки детей, иллюстрирующие статьи Всеобщей декларации прав человека. ( Можно использовать рисунки участников конкурса «Я рисую свои права»).
Задание командам – вспомнить содержание соответствующих статей Декларации прав человека и подписать рисунки.
Приведём несколько примеров.
Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. ( Рисунок – см. Приложение №8).
. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещаются во всех видах. ( См. Приложение №9).
. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. ( См. Приложение №11).
. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. ( См. Приложение №12).
. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. ( См. Приложение №13).
За каждый ответ команде присуждается по 2 балла. Если участники конкурса называют и номер статьи, то команде даётся ещё по 1 баллу.
Пока жюри подводит итоги викторины, объявляется следующий конкурс.
Конкурс для болельщиков.
О проведении конкурса сообщается заранее. Это делает болельщиков не просто пассивными наблюдателями, а вызывает у них чувство заинтересованности. Кроме помощи своей команде, самые активные болельщики могут быть поощрены грамотами и призами.
Предлагаем примерные вопросы конкурса болельщиков.
*Вопросы для болельщиков должны быть более простыми. За каждый правильный ответ болельщику даётся специальный значок (в виде цветного кружка) для удобства подсчёта баллов.
По окончании конкурса болельщиков слово предоставляется жюри. Оно подводит итоги викторины, награждает победителей среди команд и болельщиков памятными призами и грамотами.
Звучит музыкальная композиция.
МОБУ «СОШ №4»
Подготовила и провела
Цель Единого урока – формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны.
Задачи Единого урока:
1. Дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина
и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам
2. Формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения
Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов
международного и российского характера в сфере прав человека;
3. Обеспечить ознакомление обучающихся с существующей системой защиты прав
человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
4. Формирование у детей понимания ценности и уважения человеческой жизни не только
своей, но и другого человека, а также необходимость регулирования отношений между
5. Способствовать развитию правовой компетентности учащихся в части защиты
основных прав и свобод личности;
6. Воспитывать гражданскую ответственность и внутреннюю убежденность в
необходимости соблюдения норм права для обеспечения стабильного развития
общества, которое гарантировано законом права и свободы;
7. Формирование демократических правовых ценностей к институтам и правопорядку
(Мероприятие начинается с просмотра видео выступление Татьяны Николаевны Москальковой)
Учитель : что такое право?
(ребята дают свои ответы)
ЭТО система общеобязательных, формально определенных норм, санкционированных и охраняемых государством для регулирования общественной жизни
: Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году.
До этого концепция прав прошла долгий путь развития, которая нашла свое отражение в английской Великой хартии вольностей (1215), английской Билле о правах (1689) и американской Билле о правах (1791).
Ответом на Вторую мировую войну и главным образом для содействия выявлению путей предотвращения катастроф в будущем стала формирование Организация Объединенных Наций, в устав которой были закреплены прав человека.
Важным этапом стало принятие 10 декабря 1948 года в Париже Генеральной Ассамблеей Всеобщей декларации прав человека, которая прошла обсуждение в ходе более 1400 раундов и голосования практически по каждому слову.(слайд 3)
Декларация прав человека ООН нашла свое отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств в мире.
Резюме Всеобщей декларации прав человека (учащиеся самостоятельно называют права,при затруднении учитель помогает.)(слайд 4)
1. Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение;
2. Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка;
3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;
4. Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом;
5. Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам;
6. Каждый человек имеет право на равенство перед законом;
7. Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех;
8. Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав;
9. Никто не имеет права несправедливо заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны;
10. Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд;
11. Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет установлена;
12. Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или в дела вашей семьи без уважительной причины;
13. Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию;
14. Каждый человек имеет право выехать в другую страну и искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование;
15. Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите;
16. Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи;
17. Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами;
18. Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, а также право, при желании, менять свою религию;
19. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации;
20. Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях;
21. Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной;
22. Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей;
23. Каждый человек имеет право на труд, в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также право вступать в профессиональные союзы;
24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг;
25. Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания;
26. Каждый человек имеет право ходить в школу;
27. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества;
28. Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав;
29. Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество;
30. Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определенных настоящей Декларацией.
Категории прав и свобод человека и гражданина
-Личные права являются правами каждого. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.
-Политические права и свободы связаны непосредственно с государством. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
-К социально-экономическим правам относятся: Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую деятельность); Право на частную собственность
-Культурные права обеспечивают развитие личности.
а сейчас попробуем узнать насколько хорошо вы разбираетесь в категориях прав.
(Ребятам предлагаются карточки с различными правами, их нужно распределить в 4 категории)
: После I Мировой войны в 1919 г. Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. В центре внимания Комитета были проблемы детской беспризорности, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого — международная помощь детям, а в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. 10 социальных и правовых принципов гласят: человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.
По инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года. Конвенция разрабатывалась 10 лет (слайд 6)
Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка: (слайд 7)(учащиеся называют известные им права)
1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;
2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;
3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни;
4. Дети имеют право на медицинский уход;
5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение;
6. Дети имеют право на отдых;
7. Дети имеют право на бесплатное образование;
8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;
9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат;
10. Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры;
11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов
а как дела обстоят в нашей стране, какие документы содержат права и обязанности?
Декларация прав и свобод человека и гражданина – 1991г.,Конституция Российской Федерации – 1993 г. (слайд 8)
: в этом году отмечается 20летие принятия закона об уполномоченном по правам человека в России. За что отвечает Уполномоченный?
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует:
1. восстановлению нарушенных прав;
2. совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
3. развитию международного сотрудничества в области прав человека;
4. правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
а кто на сегодняшний день является Уполномоченным по правам
Какие же основные принципы прав человека?
: Основные принципы прав человека:
1. Права человека универсальны, т.е. они равно применимы к людям во всем мире, причем без ограничений по времени;
2. Для каждого человека права человека являются «неотъемлемыми», их невозможно купить или приобрести;
3. Права человека одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов и происхождения;
4. Права человека нельзя отобрать — никто не имеет права лишить их другого человека ни по какой причине; (слайд 10)
Учитель: мы с вами разобрали основные факты истории, принципы прав. И сейчас проведем викторину на знания прав.
Учащиеся делятся на группы по 4 чел. Каждой группе раздаются 4 карточки с вопросами. Вопросы задаются по очереди. Отвечают команда, которая первая подняла сигнальную карточку. В итоге подсчитываются правильнын ответы. Побеждает команда ,набравшая большее количество правильных ответов.
спасибо за активность! Но помните,что твои права = правам другого
Нужно уважать права другого человека! Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!
1. Право на жизнь;
2. Право на свободу и личную неприкосновенность;
3. Право на достоинство личности;
4. Право на неприкосновенность частной жизни;
5. Право на неприкосновенность жилища;
6. Право на национальную и культурную самоидентификацию;
7. Свобода совести и свобода мысли;
8. Свобода передвижения и выбора местожительства;
9. Свобода выбора национальности и языка общения;
10. Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную);
11. Право на пользование своим языком;
1. Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры
2. Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления);
3. Право на объединение (свобода союзов);
4. Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия);
5. Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе;
6. Право на гражданство;
7. Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным);
8. Право на участие в отправлении правосудия;
1. Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую деятельность);
2. Право на частную собственность;
3. Трудовые права (право на труд и свободу труда);
4. Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
5. Право на социальное обеспечение;
6. Право на жилище;
7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
8. Право на справедливое взимание налогов;
9. Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.;
1. Право на образование;
2. Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);
3. Право на участие в культурной жизни;
4. Академические свободы;
5. Право на благоприятную окружающую среду;
Международно-правовые акты по правам человека
1945 г. – Устав ООН по правам
человека.
10 декабря 1948 года на третьей
Ассамблее ООН была принята
Всеобщая декларация прав
человека.
1989г.-Конвенция ООН о правах
ребенка.
1993г.-Конституция России.
• Все мы разные, у нас разные
вкусы, неодинаковая внешность, у
каждого человека есть что-то
своё, что отличает его от всех
остальных людей. Все мы
понимаем друг друга, у нас есть
что-то общее, что нас
объединяет. Это общее и есть
права человека.
Презентация на тему «Единый урок «Права человека»
10 декабря 1948 года – «Всеобщая декларация прав человека»
12 декабря 1993 года – Конституция Российской Федерации
право на жизнь
право на жизнь
достоинство личности
свободу и личную неприкосновенность
свободу передвижения
тайну переписки
выбор места жительства
тайну личной и семейной жизни
на справедливое и открытое правосудие
Политические:
Свободу мысли и совести
Мирные собрания, шествия, демонстрации
Участие в управлении делами государства
Социально – экономические:
Неприкосновенность частной собственности
Право на предпринимательство
Труд в нормальных условиях
Социальную защиту
Право на отдых
Достойную оплату труда
Право на жильё
Охрану здоровья
На благоприятную окружающую среду
Культурные:
право на образование
свободное участие в культурной жизни общества
право на использование мировых достижений науки и культуры
право на свободу творчества
Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.
Конвенция о правах ребенка
Главный документ, защищающий права детей.
Конвенция была принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций (ООН).
На территории нашей страны Конвенция вступила в силу
2 сентября 1990 года.
В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите детских прав.
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Конвенция о правах ребенка
Право на защиту жизни, чести и достоинства
Право свободно выражать свое мнение
Конвенция о правах ребенка
Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право на свободное перемещение
Конвенция о правах ребенка
Право на заботу и воспитание родителями
Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия
Итоговый тест:
1. Какова цель ООН?
А) проведение олимпийских игр
Б) защита прав человека
В) охрана окружающей среды
Итоговый тест:
2. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?
А) промышленный и военный потенциал
Б) государство
В) человек, его права и свобода
Итоговый тест:
3. В каком документе изложены права ребенка?
А) в Конституции РФ
Б) в декларации прав человека
В) в Конвенции о правах ребенка
Итоговый тест:
4. Кем была принята Конвенция о правах ребенка?
А) президентом страны
Б) ООН
В) директором школы
Нет прав без
обязанностей,
нет обязанностей без прав!
Организация объединенных наций;
Конвенция по правам ребенка;
Декларация прав человека;
Конституция Российской Федерации;
Институт Уполномоченного по
правам человека в Российской
Федерации и уполномоченного по
правам человека в Пермском крае.
Права человека – это
совокупность правил,
которые присущи
природе человека и без
которых он не может
существовать.
20-летия принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
Единый урок посвящен
празднованию :
20-летия принятия Федерального
конституционного закона «Об
Уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации»
Международного Дня прав человека -10
декабря.
Москалькова Татьяна Николаевна-уполномоченная по правам человека в Российской Федерации.
Инициатором урока выступила:
Москалькова Татьяна
Николаевнауполномоченная по правам
человека в Российской
Федерации.
«Данное мероприятие будет направлено на
формирование правовой культуры молодых
граждан нашей страны и охватит все
субъекты Российской Федерации».
“Право – охраняемая
государством,
узаконенная
возможность чтонибудь делать,
осуществлять”
Словарь Ожегова
• Омбудсмен — это должностное лицо,
уполномоченное конституцией или
специальным законом
контролировать деятельность
правительственных учреждений,
министерств и ведомств.
• В отличие от других чиновников,
омбудсмен осуществляет контроль и
ведёт расследование с точки зрения
не только законности, но и
справедливости.
• Федеральный
конституционный закон “Об
Уполномоченном по правам
человека в Российской
Федерации” был принят 26
декабря 1997 года.
• В целях обеспечения
гарантий государственной
защиты прав и свобод
граждан, их соблюдения и
уважения
государственными
органами, органами
местного самоуправления и
должностными лицами.
Подведём итоги
Какие документы защищают и
регламентируют ваши права?
• Куда вы можете обратиться,
если будут нарушены ваши
права?
• О каких правах мы сегодня
говорили?