ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНО РАЗРАБАТЫВАЮТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ОБЕСПЕЧИВАЮЩУЮ КОМПЛЕКСНЫЙ И ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ

Зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2020 г. N 61828

С 1 сентября 2023 года на смену примерным приходят федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), а с ними и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Рассказываем, как учителю составить рабочую программу с учетом всех требований


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНО РАЗРАБАТЫВАЮТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ОБЕСПЕЧИВАЮЩУЮ КОМПЛЕКСНЫЙ И ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНО РАЗРАБАТЫВАЮТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ОБЕСПЕЧИВАЮЩУЮ КОМПЛЕКСНЫЙ И ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНО РАЗРАБАТЫВАЮТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ОБЕСПЕЧИВАЮЩУЮ КОМПЛЕКСНЫЙ И ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ

Сроки и порядок перехода на обновленные ФГОС

Переход школ на обновленные ФГОС осуществляется в следующие сроки:


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНО РАЗРАБАТЫВАЮТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ОБЕСПЕЧИВАЮЩУЮ КОМПЛЕКСНЫЙ И ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ

С 1 сентября 2023 вступят в силу изменения ФГОС. Новые стандарты учитывают современные требования, ставя перед учебными заведениями задачу обеспечить качественное образование и подготовку учащихся к жизни и труду. Вместе с обновленными ФГОС появляются новые рабочие программы, которые помогут педагогам эффективно организовать образовательный процесс в соответствии с новыми стандартами.

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Обязательные требования к образованию, которые обязаны соблюдать все организации и сотрудники сферы образования.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

Рабочие программы начального общего образования ФГОС-2021

Программы внеурочной деятельности начального общего образования

Рабочие программы основного общего образования ФГОС-2021

Программы внеурочной деятельности основного общего образования

Рабочие программы среднего общего образования ФГОС-2021

Программы элективных курсов

Элективный курс «Финансовая грамотность. Цифровой мир»

Элективный курс «Химия и медицина»

Элективный курс «Основы потребительской культуры»

Элективный курс «Практическое право»

Элективный курс «Учимся писать сочинение-рассуждение» 10-11 кл.

Элективный курс «Медицинская статистика с использованием электронных таблиц»

Элективный курс «Основы проектирования»

Элективный курс «Биохимия»

Элективный курс «История права»

Программы внеурочной деятельности среднего общего образования

Нормативно-правовое обеспечение Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” находится в компетенции образовательной организации, и на основании ст. 30 ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации ( Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования )

Рабочая программа учебного курса нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий систему/модель образовательной деятельности педагога и учащихся по достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в условиях введения ФГОС ОО, требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в условиях реализации ФКГОС.

Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы соответствующей ступени образования (далее – ООП), образовательной программы и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе учителя по раскрытию ее содержания через урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование.

Место рабочих программ в ООП ООО 1. Целевой раздел Структура ООП ООО 2. Содержательный раздел Организационный раздел Программы отдельных учебных предметов (рабочие программы)

Рабочая программа в обязательном порядке: разрабатывается на учебный год/уровень образования (выбрать нужное): по предметам обязательной части учебного плана; учебным курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса; учебным курсам национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения; программам курсов внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности, учебным планом основного и среднего (полного) общего образования; дополнительным образовательным программам внутришкольной системы дополнительного образования;

Цели и задачи рабочей программы 1. Главной целью рабочей программы является реализация содержания ООП соответствующего уровня образования, образовательной программы по определенному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в соответствии с установленным количеством часов учебного плана, плана внеурочной деятельности общего образования, часами дополнительного образования. 2. Основными задачами рабочей программы являются: определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей (специфики, традиций, уровня реализации программ и т. п.) образовательной деятельности образовательной организации и контингента учащихся; обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования, при имеющейся возможности – обеспечение “сквозной” преемственности; отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом конкретных условий образовательной организации, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся

Основные функции рабочей программы нормативная (рабочая программа должна быть в обязательном порядке выполнена в полном объеме); целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательный процесс); содержательная (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися и/или ознакомлению, а также степень их трудности); процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов со-держания, организационные формы и методы, средства и условия обучения); оценочная (выявляет уровни достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня образования в условиях реализации ФГОС ОО; вы-являет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся в условиях реализации ФКГОС).

Структура и содержание рабочей программы пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое/календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Структура и содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, и/или национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения титульный лист пояснительная записка результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (требования к уровню подготовки) учебно-тематический план содержание тем учебного курса тематическое/календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Приложения к программе: Контрольные измерительные материалы реализации программы в соответствии с требованиями к результатам обучения

Титульный лист рабочей программы Должен содержать: – наименование учреждения в соответствии с Уставом; – грифы рассмотрения ( школьные МО ), согласования ( методсовет ) и утверждения ( исходные данные приказа ); – наименование учебного предмета с указанием класса (параллели), на который рассчитана рабочая программа; – ФИО педагога, разработавшего рабочую программу; – год составления рабочей программы.

Пояснительная записка Должна отражать информацию : – о нормативных документах и материалах , на основе которых составлена рабочая программа; – о количестве учебных часов в год, неделю , на которое рассчитано преподавание предмета (в соответствии с УП школы); – о целях и задачах образовательной деятельности по предмету в данном классе (параллели), на которые направлена рабочая программа; – об изменениях, внесенных учителем в авторскую рабочую программу по предмету, курсу, дисциплине (модулю), если таковые имеются, и обосновании их целесообразности; – об используемых формах, методах и средствах оценки образовательных результатов учащихся (в том числе метапредметных); – о формах, методах и средствах обучения, технологиях , которые будут использоваться учителем при организации учебного процесса с целью реализации системно-деятельностного подхода , а также количестве часов для проведения лабораторных, практических работ, экскурсий, исследовательских проектов .

Планируемые образовательные результаты Компонент « Планируемые образовательные результаты » должен отражать перечень требований к личностным, метапредметным, предметным результатам изучения учебного предмета на конец обучения в каждом классе с учетом уровневого подхода («Обучающийся научится», «Обучающийся получит возможность научиться»). Метапредметные и личностные образовательные результаты должны быть конкретизированы в виде перечня соответствующих УУД (метапредметные – в виде коммуникативных УУД, познавательных УУД, регулятивных УУД; личностные – в виде личностных УУД); Требования к образовательным результатам учащихся, прописанные в рабочей программе, не должны быть ниже сформулированных в стандарте.

Контроль и оценка планируемых образовательных результатов учащихся Данный компонент рабочей программы требует фиксирования: – количества контрольных мероприятий; – формы промежуточной аттестации учащихся; – форм текущего контроля, методов, средств контроля и оценки планируемых образовательных результатов при реализации программы, которые будут реализованы учителем. Планируемые способы контроля и оценки образовательных результатов не должны противоречить Положению школы о промежуточной аттестации учащихся. Система оценки планируемых результатов учителя должна «вписываться» в систему оценки, реализуемую в школе.

№ Тема Количество часов В том числе: Количество итоговых практических работ Контрольные работы 1. 2. В нижней части таблицы часы суммируются Учебно-тематический план (пример) № Разделы темы Примерная программа Рабочая программа 1. 2.

Примерный образец формы КТП, реализующего ФГОС

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Этот компонент рабочей программы должен отражать основную и дополнительную учебную литературу, другие информационные источники для учащихся и учителя, которые педагог будет использовать для реализации своей рабочей программы. Перечень можно классифицировать по группам: «Литература (основная, дополнительная)», «Дидактические материал», «Электронные образовательные ресурсы» и т.д.

Универсальные учебные действия Личностные – внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка; – мотивация, границы собственного знания и «незнания»; – ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков. Регулятивные – управление своей деятельностью; – контроль и коррекция; – инициативность и самостоятельность. Познавательные – работа с информацией; – работа с учебными моделями; – использование знакосимволических средств, общих схем решения; – выполнение логических операций ( сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий) Коммуникативные – речевая деятельность; – навыки сотрудничества.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Данный компонент должен отражать перечень учебного оборудования и оборудования для лабораторных, практических работ, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые учитель будет использовать при реализации своей рабочей программы.

Раздел «Содержание программы» название темы необходимое количество часов для ее изучения конкретизированные требования к результатам обучения содержание учебного материала (дидактические единицы) темы контрольных (практических и/или лабораторных работ)

Содержание рабочей программы должно: 1. Обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования/образовательной программы образовательной организации; 2. Соответствовать: • направленности (профилю) образования образовательной организации; • требованиям ФГОС ОО; • требованиям ФКГОС; • содержанию ООП образовательной организации соответствующего уровня образования/образовательной программы; • специфике и традициям образовательной организации; • запросам участников образовательных отношений;

Содержание рабочей программы может: полностью соответствовать/дублировать содержание примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и/или авторской программы курса/линии, учебно-методической системы иметь несущественные изменения, связанные с учетом особенностей предмета, учащихся конкретного класса, заключающиеся в новом порядке изучаемого материала; перераспределения/изменения количества часов, изменения содержания; быть существенно изменено/модифицировано через внесение из-менений не более 25% в примерную программу и/или авторскую согласно Положению об авторских разработках/программах.

Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и/или дополнений в рабочую программу регламентируется документами: Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования Приказ «О разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ» Приказ об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ Приказ о внесении изменений в рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ

Рабочая программа оформляется на листах формата А4 (или указать свое), в 2-х экземплярах: один экземпляр сдается заместителю руководителя образовательной организации, курирующему направление/структурное подразделение, или иному лицу, имеющему соответствующие полномочия, второй остается у педагога. Рабочая(ие) программа(ы) размещается на официальном сайте образовательной организации в порядке, установленном Положением о сайте образовательной организации и обновлении информации об образовательной организации. Рабочая программа является обязательной частью учебно-методической документации образовательной программы и хранится в ________________ (указать нужное) в течение _______________ (указать срок хранения).

Нормативные акты и документы, обеспечивающие реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования федеральный базисный учебный план Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» примерные программы по учебным предметам федерального компонента Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования

Нормативные акты и документы, обеспечивающие реализацию ФГОС общего образования федеральный базисный учебный план ООП ООО образовательной организации примерные программы по учебным предметам федерального компонента контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников

Алгоритм создания рабочей программы

Определиться с выбором примерной и авторской учебных программ и соответствующего УМК. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному предмету, а также с целями и задачами основной образовательной программы основного общего образования школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач основной образовательной программы основного общего образования школы. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников (личностные, метапредметные, предметные результаты) в выбранной программе с требованиями, прописанными в примерной программе по предмету. Определить требования, не включенные в авторскую программу или превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в основной образовательной программе основного общего образования образовательной организации . Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.

Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня, прописанного в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы. Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием Примерной программы по предмету. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу, но не включенных в авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации ООП ООО и учебного плана образовательной организации. Определить разделы, в которые будет включено содержание, учитывающее региональные (национально-региональные) и местные особенности образовательной организации (включить изучение произведений поэтов, писателей региона, произведений местных художников, художественных промыслов, национальных спортивных игр, географических особенностей и др.); содержание, не включенное в примерную и авторскую программы (в пределах резерва времени); распределить резервное время; добавить практические, лабораторные, демонстрационные работы, экскурсии, практики, контрольные и самостоятельные работы, уроки внеклассного чтения, развития речи, сочинения, изложения и др.

Сконструировать содержание учебного материала курса, определив последовательность разделов, тем и количество часов на изучение каждого. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые пособия, оборудование и приборы. Создать контрольно-измерительные материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых результатов. Составить рабочую программу: оформить материалы.

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НЕКОТОРЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993), от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35916), от 18 мая 2015 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный N 37714) и от 31 декабря 2015 г. N 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936):

В пункте 16:

абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

“рабочую программу воспитания;”;

в абзаце семнадцатом после слов “календарный учебный график” дополнить словами “, календарный план воспитательной работы”;

В подпункте 3 пункта 19.2 после слов “рабочих программ учебных предметов” дополнить словами “, рабочей программы воспитания”;

В подпункте 3 пункта 19.5 после слов “тематическое планирование” дополнить словами “, в том числе с учетом рабочей программы воспитания”;

Пункт 19.6 изложить в следующей редакции:

Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:

описание особенностей воспитательного процесса;

цель и задачи воспитания обучающихся;

виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность;

основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии).”.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915) и от 31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937):

В пункте 14:

абзац десятый изложить в следующей редакции:

в абзаце четырнадцатом слова “и план внеурочной деятельности” заменить словами “, план внеурочной деятельности и календарный план воспитательной работы”;

В подпункте 2 пункта 18.1.2 слова “программ воспитания” заменить словами “рабочей программы воспитания”;

В подпункте 3 пункта 18.2.2 после слов “тематическое планирование” дополнить словами “, в том числе с учетом рабочей программы воспитания”;

Пункт 18.2.3 изложить в следующей редакции:

Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020) и от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532):

абзац девятый изложить в следующей редакции:

в абзаце четырнадцатом после слов “календарный учебный график” дополнить словами “, календарный план воспитательной работы”;

В подпункте 2 пункта 18.1.2 слова “программ развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации” заменить словами “программы развития универсальных учебных действий, рабочей программы воспитания”;

Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5063), в соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и абзацем вторым пункта 30 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации,

2019,N 16, ст. 1942), приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся.

Исполняющий обязанности Министра А. А. К ОРНЕЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712

Методические разработки, презентации и конспекты

Школа обязана предоставить ученику “не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме” по следующим учебным предметам:

Для других учебных предметов учебники и пособия могут быть предоставлены как в печатной, так и в электронной форме.

Если в учебнике отсутствуют отдельные темы, которые необходимо изучить в соответствии с программой, учитель может использовать другой учебник из Федерального перечня.

Помимо обычных учебников, можно также использовать конспекты занятий, электронные образовательные ресурсы, распечатки электронных версий рабочих тетрадей или организовывать проектно-исследовательскую деятельность, чтобы изучать новый материал.

Обучение по педагогике

По окончании вы получите диплом следующего образца:


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНО РАЗРАБАТЫВАЮТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ОБЕСПЕЧИВАЮЩУЮ КОМПЛЕКСНЫЙ И ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ

Что такое рабочая программа

Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы школы. С помощью рабочей программы учитель планирует и организует образовательный процесс, а также управляет им. Документ конкретизирует порядок, содержание и объем изучения предмета, курса или дисциплины.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы

Федеральные рабочие программы — часть федеральной основной общеобразовательной программы (ФОП).

ФООП описывают единые для всей страны базовые объем и содержание образования, а также планируемые результаты освоения программы. Министерство просвещения РФ утвердило федеральные основные общеобразовательные программы для начального, среднего и основного общего образования.

Каждая ФОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел, как несложно догадаться, описывает назначение, цели и задачи, а также планируемые результаты освоения программ и систему достижения этих результатов.

Компоненты содержательного и организационного разделов представлены в таблице.

Для чего нужна рабочая программа

Рабочая программа учителя определяет содержание преподавания и изучения предмета на базовом и углубленном уровнях и обеспечивает преемственность между ступенями общего образования.

Федеральная рабочая программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода. Ее цель — чтобы каждый школьник достиг планируемых результатов.

Разбираем ФГОС и ФООП с экспертом

Курс повышения квалификации

Федеральная рабочая программа позволяет учителю определить содержание учебного предмета на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса. Например, учитель может использовать рекомендованное распределение учебного времени на изучение разделов или тем, а может перераспределить время с учетом часов, выделенных на изучение предмета в учебном плане школы.

Готовые рабочие программы по новому ФГОС

Ранее использовавшиеся примерные рабочие программы были заменены федеральными рабочими программами, которые стали новым стандартом

Как составить рабочую программу по новому ФГОС

Полезно собраться с коллегами на методическое объединение и вместе изучить основные нормативные документы и локальные акты школы, обсудить их и отметить важные моменты.

Вот список этих документов:

В положении о школьной рабочей программе должны быть прописаны примерная структура и объем, сроки составления и документы, на основе которых формируется рабочая программа по предмету.

Если предмет входит в список обязательных, используйте содержательную часть федеральной рабочей программы в утвержденном виде без изменений. Однако все же стоит предварительно убедиться, что в содержании программы и предметных результатах по ФГОС нет принципиальных расхождений. Если же таковые обнаружатся, необходимо дополнить содержание программы недостающими темами.

Рабочие программы для углубленного изучения обязательных предметов также составляют на основе федеральных рабочих программ. Кроме того, Министерство просвещения РФ рекомендует использовать их в качестве методической основы для разработки авторских программ (Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 № 03-68).

Также нужно убедиться, что содержание рабочей программы учитывает концепции преподавания учебных предметов и рабочую программу воспитания.

Планируемые результаты

ФГОС не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому необходимо обратиться к школьному положению о рабочей программе, в котором должно быть указано, как подготовить этот раздел.

За основу можно взять раздел «Планируемые результаты освоения программы учебного предмета» федеральной рабочей программы. В ней планируемые результаты описаны как система из трех компонентов:

Личностные результаты освоения учебного предмета достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, поэтому учитель должен формировать их с учетом рабочей программы воспитания школы.

Стандарт не регламентирует, как это сделать. Значит, учителю следует опираться на школьное положение о рабочей программе, которое должно содержать указание, как и в каком разделе программы отразить рабочую программу воспитания.

Тематическое планирование

Необходимо учесть требования ФГОС и добавить в тематическое планирование обязательные элементы:

Если использовать тематическое планирование федеральной рабочей программы, то в каждом тематическом блоке необходимо прописать отдельные темы и определить количество часов, которое понадобится ученикам, чтобы их освоить.

В рамках отдельных тем нужно отвести время на контрольные, лабораторные и практические работы, а также на проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

Последовательность изучения тем учитель может менять для дифференциации содержания с учетом уровня подготовки учеников конкретного класса.

Как подобрать учебники к рабочей программе

Учебники и пособия необходимо подбирать из Федерального перечня учебников, допущенных к использованию, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858.

В соответствии с п. 37.3 ФГОС ООО школа должна предоставить ученику «не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме» по учебным предметам:

По другим учебным предметам учебники и пособия можно предоставлять как в печатной, так и в электронной форме.

Если в учебнике отсутствуют отдельные темы, которые необходимо изучить по программе, учитель может брать их из другого учебника Федерального перечня.

Кроме обычного учебника, можно использовать конспекты занятий, электронные образовательные ресурсы, распечатки электронных версий рабочих тетрадей либо организовать проектно-исследовательскую деятельность, чтобы изучать новый материал по разным источникам.

Как указать в тематическом планировании электронные образовательные ресурсы

Для этого в таблицу тематического планирования можно добавить отдельный столбец, например, «Учебно-методические материалы» или «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы».

В этот столбец необходимо внести:

Электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, а их содержание должно соответствовать законодательству об образовании.

При подборе электронных ресурсов можно опираться на Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию.

Состав рабочей программы

ФГОС третьего поколения требуют, чтобы рабочая программа по предмету включала три основных раздела: содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения и тематическое планирование.

Содержание федеральной рабочей программы — это минимум, который должны освоить обучающиеся по предмету. Оно раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе.

Кроме требований к структуре программы ФГОС содержит планируемые результаты, которых необходимо достичь по окончании освоения учебного предмета. Это основной ориентир для учителя при разработке рабочей программы по предмету.

В тематическом планировании необходимо указывать количество академических часов, которые отводятся на изучение каждой темы, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) ресурсов.

Кто должен составлять рабочую программу

Федеральные рабочие программы по некоторым учебным предметам носят обязательный характер, то есть нужно использовать готовую программу в утвержденном виде.

Оцените качество обучения

Однако расслабляться рано: придется еще разработать тематическое планирование, которого требует ФГОС, а утвержденные рабочие программы его не содержат.

Учебные предметы, по которым применение федеральных рабочих программ обязательно, представлены в таблице:

Согласно ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам можно применять в неизменном виде или как методическую основу для разработки авторских программ.

Главное в этом случае соблюдать условие: содержание и планируемые результаты авторской программы не должны быть ниже, чем в федеральных рабочих программах.

Список документов для изучения

Если учебный предмет является обязательным, рекомендуется использовать программу в утвержденном виде без изменений. Перед этим следует убедиться, что содержание программы и предметные результаты ФГОС соответствуют требованиям. Если обнаружатся расхождения, необходимо дополнить программу недостающими темами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *