ПРЕПОДАВАНИЕ ОДНКНР

Школам надо по-новому преподавать ОДНКНР из-за изменений во ФГОС ООО – 2021 и внедрения ФОП ООО.

К 1 сентября 2023 года необходимо перестроить преподавание ОДНКНР. В рекомендации читайте, что изменится с 2023/24 учебного года. Смотрите, как организовать обучение ОДНКНР, как составить рабочую программу и по каким учебникам преподавать.

Кому поручить обучение

Поручите вести занятия по ОДНКНР учителям, которые прошли специальную подготовку. Она едина для учителей по ОРКСЭ и ОДНКНР. В 2017 году Минобрнауки разработало примерную дополнительную профессиональную программу «Актуальные вопросы преподавания курса “Основы религиозных культур и светской этики”». По ней обучают региональные институты повышения квалификации (письмо департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки от 29.06.2017 № 08-1300).

Если учителя еще не прошли спецподготовку, то отправьте их на обучение. Вся программа рассчитана на 144 часа. Она включает базовый и профильно-модульный курсы. Содержание конфессиональных модулей разработали при участии представителей религиозных организаций и научного сообщества. Школа вправе самостоятельно определить, должен ли учитель пройти все модули курса или ему надо освоить только, например, конфессиональный модуль.

Учебный предмет ОДНКНР может преподавать любой учитель, который прошел подготовку, независимо от предмета, который он ведет.

Актуальные программы, рекомендованные Минпросвещения России и Минобрнауки России

Программа создана для теоретико-методического сопровождения процесса повышения квалификации педагогов. Цель программы: способствовать совершенствованию общекультурных и профессиональных компетенций слушателей, необходимых для реализации предметной области ОДНКНР.

В программе рассмотрены следующие вопросы:

актуальность и принципы организации преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНРКР) в образовательных организациях;

примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основной школы;

практические вопросы преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНРКР) в образовательных организациях;

выбор в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и реализуется в целях:

соответствия образовательных организаций требованиям к кадровым условиям реализации ФГОС в части обеспечения уровня квалификации педагогических и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и непрерывности профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей образовательную программу общего образования;

обеспечения в соответствии с Примерной основной образовательной программой общего образования педагогических работников необходимым уровнем знаний для реализации программы УУД, что может включать следующее: педагоги прошли курсы повышения квалификации, посвященные ФГОС.

Подробнее о программе

Образовательная программа зарегистрирована:

в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ЕГИСУ НИОКТР), формируемой Рособрнадзором в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. N 327;

в государственной информационной системе «Единая цифровая платформа научного и научно-технического взаимодействия исследователей», формируемой Минобрнауки России в рамках национального проекта «Наука и университеты».

Совершенствуемые компетенции

Совершенствуемые компетенции педагогических работников в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование»:

готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);

способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);

способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

Совершенствуемые компетенции педагогических работников в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»:

способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4).

готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способностью проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение образовательной деятельности (ПК-8);

готовностью создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в образовательной организации (ПК-10);

готовностью организовывать индивидуальную и совместную образовательную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПК-11);

готовностью во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПК-12);

способностью эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПК-14);

психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения:

способностью выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-27).

Планируемые результаты обучения

Специалисты, прошедшие обучение на курсах по дополнительной профессиональной образовательной программе, в соответствии ФГОС ВО по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» должны знать по коду компетенции:

теория обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

нормативные документы и предметные области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

методы диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение образовательной деятельности (ПК-8);

методы организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПК-11);

методы эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПК-14);

методы психолого-педагогического сопровождения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения:

учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-27);

социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся (ОПК-2);

нормативно-правовые акты сферы образования (ОПК-4);

образовательные программы (ПК-8).

осуществлять психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения:

выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-27);

организовать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);

1использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям, необходимым знаниям и умениям в соответствии с профессиональными стандартами:

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);

Педагог-психолог (психолог в сфере образования);

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

Специалист в области воспитания.

Режим занятий, срок освоения программы

Трудоемкость обучения: 36 часов.

Форма обучения: заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий. Форма обучения не указывается в выдаваемом документе.

Нормативный срок освоения программы – 7 календарных неделей с возможность ускоренного обучения.

Этапы обучения

Предоставление информации о слушателе в личном кабинете. Для получения доступа необходимо предоставить информацию, требуемую согласно законодательству: данные об образовании и паспортные данные. После автоматической проверки информации о слушателе ему будет предоставлен доступ к обучению.

Изучение лекционных материалов. Слушатель может выбрать удобный ему режим обучения.

Прохождение итоговой аттестации в форме теста. Удостоверение о повышении квалификации предоставляется в случае успешного прохождения теста: электронный документ предоставляется сразу после тестирования, печатный документ направляется на почтовый адрес Слушателя.

Подробная инструкция о записи и прохождении образовательных программ представлена на ссылке.

Учебный план программы повышения квалификации

Итоговая аттестация организована в форме онлайн-тестирования, содержащего 20 вопросов по материалам программы повышения квалификации с выбором одного правильного ответа в каждом вопросе. Пользователю предоставляются две возможности пересдачи итоговой аттестации. Оценка «Зачет» ставится при количестве верных ответов на не менее 65% вопросов. Оценка «Незачет» ставится при количестве верных ответов на менее 65% вопросов. Длительность итоговой аттестации – 1 академический час.

Образцы выдаваемых документов

Удостоверение о повышении квалификации предоставляется успешно прошедшим итоговую аттестацию (тест) по образовательным программам повышения квалификации.

Удостоверение подтверждает повышение квалификации и соответствует всем требованиям законодательства федерального и регионального уровня.

Удостоверение действует бессрочно и подтверждается во всех субъектах Российской Федерации.

Удостоверение изготавливается на бланке АО “Госзнак”, который является полиграфической продукцией, защищенной от подделок, что позволяет установить подлинность удостоверения в соответствии с требованиями письма Минобрнауки России от 21 февраля 2014 года N АК-316/06.

Удостоверение отправляется бесплатно заказным письмом АО «Почта России» с предоставлением трек-номера для отслеживания. Стандартный срок отправки – от 10 рабочих дней.

Об организаторе обучения

Организатором обучения выступает ООО “Центр инновационного образования и воспитания” на основании лицензии на образовательную деятельность по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки №Л035-01279-64/00197326 от 13 марта 2019 года.

Образовательные программы основаны на научно-методической литературе и соответствуют актуальным положениям законодательства Российской Федерации.

Авторами образовательных программ выступают эксперты Минпросвещения России, Минцифры России и других федеральных органов исполнительной власти и обладают необходимыми компетенциями и знаниями.

Образовательный процесс организован с участием АНО «Агентство поддержки государственных инициатив» и ООО ДПО «Центр дистанционного образования», которые включены в Перечень федеральных инновационных площадок в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Организатор обучения участвует в Герценовском образовательном округе ФГБОУ ВО “Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена”, который включен в перечень федеральных инновационных площадок и перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Единыйурок.рф – официальный сайт, онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.

Информация о средстве массовой информации “Единыйурок.рф”

Соцсети

Программа включена в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования Минпросвещения России.

Образовательная программа прошла профессионально-общественную экспертизу:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева». Ознакомиться с экспертным заключением возможно по ссылке.

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Брянский институт повышения квалификации работников образования». Ознакомиться с экспертным заключением возможно по ссылке.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». Ознакомиться с экспертным заключением возможно по ссылке.


ПРЕПОДАВАНИЕ ОДНКНР

С 12 ноября 2022 года действует новый федеральный перечень учебников, который Минпросвещения утвердило приказом от 21.09.2022 № 858. Учебники по ОДНКНР из нового перечня исключили. Кроме того, в 2023/24 учебном году нельзя будет использовать учебники из «старого» перечня – срок их использования кончается 31 августа 2023 года.

Как действовать в такой ситуации – Минпросвещения разъяснило в письме от 21.02.2023 № АБ-800/03. Если учебника нет ни в новом, ни в «старом» ФПУ, то вместо учебника школа может использовать пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699. Исходя из этого выберете подходящий для вашей школы учебник по ОДНКНР.

Как организовать обучение в 2023/24 учебном году

В обновленном стандарте закрепили, что школьники будут изучать учебный предмет ОДНКНР с 5-го по 9-й класс (п. 33.1 ФГОС ООО – 2021). Варианты учебных планов в ФОП ООО регламентируют изучение ОДНКНР в 5–6-м классе по 1 часу в неделю. По мнению редакции, это связано с тем, что в 2023/24 году по обновленным ФГОС будут учиться школьники 5-х и 6-х классов. Редакция допускает, что следующим этапом будет введение ОДНКНР в 7–9-х классах через изменение ФОП ООО.

В 2023/24 учебном году включите ОДНКНР в обязательную часть учебного плана ООО по ФГОС-2021 и ФОП. Если в 2022/23 учебном году в 5-х классах не преподавали ОДНКНР, добавьте в учебный план 6-х классов еще 1 час на изучение предмета помимо 1 часа, который есть в федеральном учебном плане. В Методрекомендациях Минпросвещения предложило выделить дополнительный час на освоение ОДНКНР за 5–6-е классы в течение одного учебного года в рамках внеурочной деятельности (письмо от 03.03.2023 № 03-327).

Смотрите пример, как включить в учебный план ОДНКНР для 5–6-х классов в 2023/24 учебном году.

Пример

Как включить ОДНКНР в учебный план по ФГОС ООО – 2021 в 2023/24 учебном году

Вы вправе увеличить время на изучение ОДНКНР с помощью дополнительных курсов с измененными названиями. Добавьте их в формируемую часть самостоятельными курсами или модулями. Проследите, что учебные курсы или модули учитывают особенности региона. Также включите ОДНКНР во внеурочную деятельность. Так вы учтете требования концепции преподавания предметной области «ОДНКНР».

Ситуация

Надо ли выделять внутри ОДНКНР курсы или модули

В 2022 году ОДНКНР включили в перечень обязательных учебных предметов (приказ Минпросвещения от 18.07.2022 № 568). Если раньше была только предметная область ОДНКНР и школам приходилось включать в эту область учебные курсы или модули по выбору школьников и родителей, то теперь этого делать не надо. После поправок во ФГОС ООО 2021 года появился учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 33.1 ФГОС ООО – 2021). Включайте его в учебный план как обычный учебный предмет.

Какой балл по шкале трудности у ОДНКНР

ОДНКНР нет в шкале трудности предметов уровня ООО (таблица 6.10 СанПиН 1.2.3685-21). Редакция Системы Завуч предлагает условно присвоить этому предмету количество баллов, равное количеству баллов по истории. Эксперты исходят из того, что ОДНКНР по своей трудности наиболее схож с историей. При этом для каждого класса сложность истории своя. В 5-м классе – 5 баллов, в 6-м – 8 баллов.

Как проконтролировать преподавание ОДНКНР

Чтобы проверить качество преподавания ОДНКНР в школе, проанализируйте рабочие программы. Посетите уроки, занятия внеурочной деятельности, чтобы понять, какие формы и методы чаще всего используют учителя. Проведите собеседования с педагогами, чтобы выявить затруднения, а также наиболее эффективные формы работы.

Проанализируйте соответствие рабочих программ требованиям ФГОС, ФОП и концепции преподавания предметной области «ОДНКНР». На уроках обратите внимание, какие методы применяет учитель, как включает школьников в работу на уроках. Также посмотрите, как учитель оценивает результаты учеников.

Попросите педагогов оценить результативность каждого урока ОДНКНР, который они проводят. Главный результат урока – достижение его целей. С этой точки зрения научите педагогов ставить конкретные и достижимые цели уроков и использовать различные приемы получения обратной связи. Эффективность урока можно оценить по следующим признакам:

В педагогической теории и практике используют различные схемы анализа и самоанализа урока, например, по технологической карте В. П. Симонова. Посмотрите в справочнике ниже эту методику. Предложите учителям ее использовать.

Еще вы можете составить для учителей план экспресс-самоанализа урока. Так учителя смогут быстро проанализировать и исправить недочеты в своих уроках. Воспользуйтесь примером ниже.

План систематического экспресс-самоанализа урока

Зафиксируйте, своевременно ли заполняют учителя электронный журнал, соответствует ли пройденное на уроке календарно-тематическому планированию. Оцените накопляемость и объективность отметок. Зафиксируйте, соответствует ли домашнее задание требованиям положения о домашнем задании.

Проконтролируйте внеклассную работу по ОДНКНР. Проанализируйте, как реализуется предметная область во внеурочной деятельности и в рамках календарного плана воспитательной работы. Посетите занятия внеурочной деятельности, воспитательные мероприятия по ОДНКНР. Оцените, как они способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО. Организуйте анкетирование школьников и родителей, чтобы узнать их мнение. Результаты контроля внесите в справку.

Как составить рабочую программу по ОДНКНР

Федеральной рабочей программы по ОДНКНР в ФОП ООО нет. Минпросвещения планирует разработать рабочие программы для всех обязательных учебных предметов к 1 июня 2023 года. Пока можно ориентироваться на примерную рабочую программу по ОДНКНР, которую разместили на сайте fgosreestr.ru.

Поручите учителям разработать проект рабочей программы для учебного предмета «ОДНКНР». Проконтролируйте, чтобы рабочая программа соответствовала требованиям ФГОС и Концепции преподавания ОДНКНР. Когда перечень федеральных рабочих программ в ФОП дополнят, останется привести рабочую программу по ОДНКНР в соответствие с федеральной. Предложите учителям, которые будут преподавать ОДНКНР, образец рабочей программы по новому ФГОС ООО – 2021.

Что изменится в преподавании ОДНКНР с 2023/24 учебного года

С 2023/24 учебного года в школах начнут поэтапно вводить учебный предмет ОДНКНР. В 2022 году ОДНКНР включили в перечень обязательных учебных предметов (приказ Минпросвещения от 18.07.2022 № 568). Кроме того, в стандарте конкретизировали предметные результаты для учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 45.8 ФГОС ООО – 2021).

Раньше в стандарте не было отдельного предмета ОДНКНР, была только предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Школы сами включали в эту область учебные курсы или модули, которые выбрали школьники и родители. После поправок во ФГОС ООО 2021 года появился учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 33.1 ФГОС ООО – 2021).

Варианты учебных планов в ФОП ООО регламентируют изучение ОДНКНР в 5–6-м классе по 1 часу в неделю. Однако федеральной рабочей программы по ОДНКНР в ФОП ООО нет. Минпросвещения рекомендовало отложить разработку рабочей программы по ОДНКНР до лета. Ведомство в письме от 03.03.2023 № 03-327 проинформировало, что планирует включить в ФОП федеральные рабочие программы по предметам, которые обязательны для изучения, до 1 июня 2023 года.

Также с 2022 года необходимо учитывать концепцию преподавания предметной области ОДНКНР (протокол решения ФУМО от 29.04.2022 № 2/22). По концепции для изучения ОДНКНР необходим единый учебный курс, который будет учитывать федеральную и региональную специфику. В рамках федерального уровня школьники будут изучать значимые для всей Российской Федерации исторические события, культурные явления и достояния. В рамках регионального уровня ученики познакомятся с культурным наследием, ключевыми историческими личностями и самобытными историко-культурными явлениями своего региона.

Как оценить результаты учеников

Чтобы определить образовательные результаты школьников по ОДНКНР, разработайте систему оценки. Оформите систему оценки учебного предмета «ОДНКНР» в приложении к ООП ООО. Зафиксируйте в документе, по каким критериям будете оценивать устные и письменные ответы учеников. Еще включите требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию и график контрольных мероприятий.

Когда будете разрабатывать систему оценивания ОДНКНР, ориентируйтесь на требования ФГОС и концепции преподавания ОДНКНР. В концепции предлагают оценивать в первую очередь личностные результаты путем педагогического наблюдения и педагогической диагностики. Чтобы проконтролировать достижение метапредметных и предметных результатов, включите в перечень форм контроля проектные работы. Проведите промежуточную аттестацию по ОДНКНР и выставьте отметки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *