ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПЛАНИРОВКИ ТАКЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СТАТЬЕ ПОД НАЗВАНИЕМ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННЫМИ ВОКРУГ ЭТОГО ПРЕДМЕТА

При
рассмотрении этого принципа следует
учитывать, что он *р
только вплотную примыкает к предыдущему
“принципу ста­бильности-динамичности”,
но и в какой-то степени перекрывает
его,
особенно в той его части, где представлена
динамичность Развивающей
среды.

Жизненное
пространство в детском саду должно
быть таким, оно
давало возможность построения
непересекающихся
сфер
активности. Это позволит детям в
соответствии со своими интересами
и желаниями свободно заниматься
одновременно разными
видами деятельности, не мешая, друг
другу: физкультурой,
музыкой, рисованием, конструированием,
рассматривание иллюстраций и диапозитивов,
математическими играми, наблю­дениями
и т.д.

Здесь
мы сталкиваемся с очевидным противоречием:
с одной стороны — необходимость
пространства для проявления свобод­ной
активности детей, а с другой стороны —
ограниченность по­мещения
детского сада. Преодолению этого
противоречия как раз и
служит принцип комплексирования и
гибкого зонирования.

В
детском саду должны быть следующие
функциональные помещения,
которыми могут пользоваться дети:

“кабинеты”
(с книгами, играми, головоломками,
диафильма­ми,
слайдами и т.д.);

“производственные”
мастерские и др.

Эти
помещения должны быть устроены так,
чтобы они могли создавать разный
эмоциональный настрой, т.е. становиться:
“та­инственными”,
“страшными”, “магическими”,
“смешными”, “сказочными,
волшебными”, “загадочными”,
“фантастически­ми”
и т.д.

Эти
“пространства” строятся так, чтобы
дети могли их исполь­зовать
для освоения не только ценностей, но и
всей палитры значимых
отношений в мире — от ценностей до
антиценностей. Иными
словами, “пространство” позволяет
ребенку не только искать
и осваивать истину, но и “уходить”
от нее в фантазию, в грезы, не только
творчески строить, но и разбирать
построенное видеть
не только прекрасное, но и безобразное.

Трансформация
помещений может быть обеспечена
раздвиж­ными
легкими перегородками. Определенные
возможности в этом
плане представляют шкафные перегородки,
когда с помо­щью перестановки мебели
можно изменить площадь, пропорции и
планировку помещений, расположение
проемов, ниш, перего­родок.

Для
гибкого зонирования могут быть с успехом
использованы пустующие
плоскости здания. Так, плоскую крышу
зданий во многих
климатических районах страны, возможно,
использовать
для
игр и занятий с детьми на открытом
воздухе. С этой целью планируются
разнофактурные настилы (газоны, плитка,
асфальт, палас), ограждения и временные
тенты, ширмы от непогоды и солнечных
лучей, а также мелкие ванны с водой.

В
архитектурно-художествен ном
проектировании и строитель­стве
предлагаются новые подходы к формированию
структуры здания: принцип свободной
планировки во взаимосвязи внутрен­ней
и внешней среды, а также в системах
безопорных пространств с
дифференциацией зон посредством
передвижных перегородок, а
в будущем, может быть, подвесного к
стенам и потолку обору­дования
(ширмы, витрины, экраны, кроватки, столы
со скамьями, художественно-визуальная
информация и др.), движущегося по
монорельсу
и размещаемого с помощью закладных
деталей при строительстве
(в стенах, полу, потолке).

Возможна
и кассетная система трансформирующегося
обору­дования
(встроенные и пристроенные шкафы,
раздвижные, от­кидные,
выдвижные и выкатные ленточные столы
и полки, кро­ватки
и др., универсальные мебельные системы
гибких модуль­ных
структур). Например, зигзагообразная
планировка несущих и
декоративных перегородок смежных
помещений позволяет ис­пользовать
их с двух сторон, что значительно
освобождает пло­щади
пола для игр и подвижных занятий детей.

Проектируя
групповые комнаты дошкольных групп,
следует предусматривать большие
нормативы площадей на одного ребен­ка
(сегодня это лишь 2 кв. м освобожденной
от мебели площади) с
левосторонним освещением для размещения
зон наглядной информации и выставок
детского творчества. Здесь не
рекомен­дуется
размещать элементы энергооснастки и
сантехники (щиты, короба,
трубы, провода, решетки и т.п.).

Залы
для музыкальных и физкультурных занятий
целесообраз­нее
пристраивать к основному зданию, что
позволит разнообра­зить
его архитектуру и использовать плоскую
кровлю крыши для солярия
и аэрария. В овальных и прямоугольных
по конфигура­ции
залах прекрасно выглядят произведения
монументального и декоративно-прикладного
искусства (витражи, мозаики, росписи,
гобелены
и макраме с аранжировками из растений).
Предлагают­ся зеркалные стенки для
хореографии и гимнастики, ленточные,
высоко
поднятые окна, освобождающие стены для
подвижных игр
с мячом. Бассейн с душевыми и сауной
важны для детей и профилактически,
и эстетически.

Планируются
также просторные светлые вестибюли
(холлы), желательно с верхним естественным
светом и зимним садом, с местами
отдыха для детей и взрослых, широкие
светлые переходы (коридоры,
галереи) и лестничные клетки. Для
педагогического
и
технического персонала рекомендуются
удобные и красиво оформленные
комнаты отдыха, кабинеты, гардероб,
кафе-столо­вая,
душевые и т.п.

Важно
продумать размещение функциональных
помещений. Так, комплект спортивного
оборудования (пространственная рама
из двух-трех кубических модулей,
образованных опорами и, перекладинами,
в системе которых крепятся шведская
стенка, канат,
качели, турник, кольца, баскетбольное
кольцо и т.п.) дол­жен
быть доступен для детей. Они должны
иметь возможность пользоваться
им гораздо чаще, чем это предлагается
традицион­ной
программой дошкольного воспитания (2
раза в неделю).

При
определении места для размещения такого
оборудова­ния
надо позаботиться о том, чтобы не было
ощущения дисгар­монии
— “рыбьего скелета” в жилом
помещении. В современной практике,
когда для организации игровой среды в
здании дошкольного
учреждения отводится только групповая,
по существу нет
выбора. Однако в практике эксплуатации
зданий имеют место случаи
разумной организации таких спортивных
уголков в разде­валках.
Удобно, если площадь раздевалки превышает
12-15 кв. м, а
по современным нормам она должна быть
не менее 18 кв. м. Подобное
оборудование рекомендуется устанавливать
и на участ­ках,
принадлежащих детскому учреждению.

В
качестве примера размещения спортивного
оборудования приведем
индивидуальный проект детского городка
для детей-сирот
в Ульяновской области. Там в жилой
ячейке семейного типа спортивное
оборудование размещено в рекреационной
зоне — на антресоли
второго уровня, выходящей в двусветную
гостиную. I
Здесь
удобно проводить утреннюю зарядку.

Среда
должна представлять единый комплекс:
цветовой, звуковой,
кинестетической (движение, осязание,
обоняние и др.) модальностей.
Каждая из этих модальностей вносит
свой вклад в
построение среды, гармонически сочетаясь
друг с другом.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребѐнка.

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры,

роли которых могут выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые);

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и наси-

вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:

полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребѐнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;

применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;

дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;

эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).

Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.

Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны найти своѐ отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том числе для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.

Развивающие возможности элементов РППС характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала», полагая при этом, что чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности. Степень этого потенциала можно оценить следующим образом.

Чем больше , которые могут быть сформулированы перед ребѐнком с использованием элементов РППС таких заданий, чем больше число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.

Смысл двух последних степеней можно понимать следующим образом: на основе некоторого элемента РППС можно сформулировать несколько заданий, но все они мало отличаются друг от друга по сложности, а, следовательно, такой элемент не позволит сформировать большое число ступеней сложности.

Возможен и другой вариант: элемент имеет достаточно много ступеней, но задания на соседних ступенях значительно отличаются друг от друга по уровню сложности, т. е. «высота» ступеней сложности различна. При такой неравномерности ребѐнок может легко справится с одними заданиями, а другие будут для него слишком трудны, и он сможет их выполнить только с помощью взрослого.

, связанная с особенностью его структуры и содержания. Существуют такие элементы РППС, которые стимулируют творческую активность и ребѐнка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей помимо тех. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования элементов РППС, тем выше их развивающий потенциал.

возможность применять элементы РППС для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал.

структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребѐнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.

Определяя перечисленные параметры, можно делать выводы о величине развивающего потенциала различных элементов РППС, сравнивать их между собой, и выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности.

Оценивание развивающих возможностей элементов РППС, формирование перечней на их основе значительно повысит эффективность игровой поддержки образовательного процесса ДОО. Это обусловлено тем, что один развивающий элемент, благодаря своим свойствам, может быть использован для организации развивающих игр с широким диапазоном сложности.

В состав перечней РППС для ДОО должны входить только те элементы, которые удовлетворяют установленным критериям качества, специальным требованиям, соответствующим профилю ДОО, имеющие все необходимые сертификаты. Кроме того, желательно, чтобы они имели высокий развивающий потенциал.

К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, поразному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены.

Немаловажную роль при организации РППС приобретают и цветовые характеристики. Цвет в помещении, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство. Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном пространстве. Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледноголубой, бледно-зеленый), на северные румбы – теплые тона (бледно-желтый, блед- но-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,8. Отдельные элементы

допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения».

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.

Использование технических средств в помещениях ДОО должно быть адаптируемым под конкретные задачи, специфику образовательной программы и основано на систематическом использовании различных средств информационнообразовательных технологий (ИОТ). В настоящее время существуют ИОТ, предназна-

Ст. V II, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

Ст. V, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

ченные как для фронтальной работы педагога с детьми, групповой работы, так и индивидуальной работы детей под руководством взрослого. Причем эти технические средства должны органично функционировать без разрушения уже созданной РППС

без необходимости организации специализированных компьютерных кабинетов. Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования.

пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО.

Примерный перечень зон для организации РППС:

сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

П. 2, пп. 2.5, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.

В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО.

Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков для физического и психического развития ребенка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр.

В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовнонравственного развития.

сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или погуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. – М., Даниловский благовестник, – 1999; Смирнова Е. О. Психология ребенка. – М., 1997; Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – Москва-Воронеж, 1998; Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Моральное и нравственное развитие дошкольников. Лекции 5-8. – М., 2006.

чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;

культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

специальным особенностям ребенка.

Принципы оценки безопасности игровой продукции.

Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное

безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Критерии оценивания физических (технологических) параметров игровой про-

– шкала оценивания степени рисков игровой продукции.

. Используется метод экспертных оценок. Экспертиза проводится экспертами, имеющими соответствующую квалификацию в данной об-

ласти. Используется пятибалльная (от 1 – минимум, до 5 – максимум) или семибалльная дихотомическая (-3 -2 -1 0 1 2 3) шкалы выраженности оцениваемых признаков.

Экспертами оцениваются следующие параметры. I. Физические (технологические) параметры.

композиция и гармоничность всех частей игрушки,

цвета игрушки и их сочетаемость,

природосообразность – степень соответствие реальности,

акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр.),

степень условности фигуры живого существа, детализация;

Особо оцениваются: мигание света, резкие неестественные цвета. 2. Тактильные:

материал, дающий разнообразие тактильных ощущений,

сочетание разных природ материала: гладкость и твердость – мягкость/пушистость,

характеристики оцениваются как:

Особо оценивается: наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов.

тонкий запах игрушки,

Особо оценивается риск аллергенных материалов. 4. Вкусовые:

невозможность негативных вкусовых синестезий (например, сладкого и смертоносного);

Особо оценивается риск аллергических реакций. 5. Звуковые:

характеристика звуков: высота, громкость, мелодичность;

вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой – различимость, понятность, язык (родной или иностранный);

смысловой/лингвистический анализ текстов языка: говорящие куклы, др. игрушки, азбуки.

Особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука. 6. Кинетические:

побуждающие двигательную активность ребенка, исходя из его возрастных

2) игрушки (механические, электронные, электрические), производящие разнообразные движения, их характер:

зигзагообразный и пр.

Особо оценивается: риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта и пр. Экспертиза физических рисков игровой продукции предполагает анализ следу-

игрушки и игровые материалы (а равно их упаковки), представляющие опасность удушения;

игрушки и игровые материалы, статическое или динамическое состояние конструктивных элементов которых (выступы, струны, острые части и др.) не исключает причинения ребенку опасных ран;

игрушки, мелкие конструктивные элементы которых не исключают их отделения и проглатывания ребенком, либо материал изготовления (мех, ткань) или покрытия (лак, краска) способны вызвать аллергические реакции и приступ удушья;

игрушки, предусматривающие выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное повреждение использующему их ребенку или третьим лицам;

игрушки и игровые материалы, элементы и конструктивные особенности которых не исключают причинения ребенку термических или химических ожогов;

электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктивные элементы которых не исключают поражения ребенка электрическим током;

игрушки, элементы и конструктивные особенности которых (цветное мигание, вибрация) не исключают причинения ребенку мозгового нарушения по типу эписиндрома.

II. Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям:

половозрастным характеристикам ребенка,

размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр.

III. Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев:

(дидактический) – чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности?

– что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие пробудит?

– соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?

– даст ли она возможность совместной деятельностидоговориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.?

IV. Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.


ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПЛАНИРОВКИ ТАКЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СТАТЬЕ ПОД НАЗВАНИЕМ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННЫМИ ВОКРУГ ЭТОГО ПРЕДМЕТА

1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:

оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;

содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий.

2. Игрушки устрашающего характера:

способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;

детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,

травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф,

детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства;

детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;

Пример антиигрушки: «Криогенная лаборатория Ледяного Человека», в которую входят стол для оттаивания замороженного «человека», шприцы, инструменты для аутопсии. На коробочке надпись: «Руби, разделывай, оттаивай, потроши, добирайся до самой сути!»


ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПЛАНИРОВКИ ТАКЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СТАТЬЕ ПОД НАЗВАНИЕМ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННЫМИ ВОКРУГ ЭТОГО ПРЕДМЕТА

изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и агонии.

3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:

связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;

побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;

провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страда-

ния человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному.

Примеры антиигрушек: «игрушка» супергерой Райан Хатчет (Райан Топор), производства компании «McFarlane Toys», представляющая собой окровавленный распотрошенный труп подростка; продается вместе с топориком, копьем, лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким человеческим лицом, которое можно повесить ему на ремень; кукла «Мучитель», на упаковке которой сопроводительная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *