ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Школьный возраст – время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель – сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно. При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методы, формы, средства

Формы работы разделяются на следующие группы:

Наиболее применяемые формы:

Подробнее: “Методы и формы правового воспитания“.

Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.

Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность – она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.

Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

Правовое воспитание младших школьников

Дети и право. Подростки и право. Правовое воспитание. Вопросы эти не сходят последнее время со страниц печати, они занимают центральное место  в воспитательной работе  и нашей школы. Большой интерес к проблеме вызван тем, что от уровня правового воспитания подрастающего поколения  в прямой зависимости находится повышение юридической культуры граждан, воспитание у них уважения к законам и правилам, а значит, и укреплению законности.

Оказалось у большинства ребят нет ясного представления о законах общества, в котором они живут, о системе органов государственной власти и управления, роли права в осуществлении их функций. Нет необходимых знаний по основам гражданского, трудового и уголовного права.

Все это еще раз убеждает в том, что правовое обучение и воспитание необходимо осуществлять  прежде всего в школе.

Правовое воспитание предусматривает не только сообщение учащимся необходимых знаний, но и формирование взглядов на закон как общественное правило поведения, глубокое внутреннее убеждение в справедливости закона и необходимости его выполнения, готовности к активной борьбе с правонарушителями. Иными словами, юридическое образование – неа лишь средство формирования у школьников чувства гражданской ответственности, моральных убеждений.

Правовое воспитание – одна из составных частей в , которое не мыслимо без формирования у подрастающего поколения высоких нравственных убеждений.

Эффективность правового воспитания зависит от системы в работе, предполагающей последовательный учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Успех его определяет также  и тесный контакт с органами правопорядка, с общественными организациями. Широкое привлечение юристов, сотрудников милиции, прокуратуры  к участию в массовых мероприятиях значительно облегчает эту работу.

Когда и с чего начинать знакомство школьников с правовыми нормами? Какой круг вопросов взять?

Эту работу мы начинаем уже со школьниками младших классов (1 – 4). Задача состоит в том , чтобы сформировать у них первые представления о России, его органах власти, символах –флаге, гербе, о гимне; о Республике Татарстан, органах управления, гербе, о гимне. Учащиеся знакомятся не только с символикой, но и некоторыми правилами и обязанностями граждан, что можно и что нельзя. С первых дней обучения в школе мы изучаем «Правила поведения учащихся»,  что можно и что нельзя. Идет постепенный процесс, постоянный процесс изучения этих правил.

Для бесед использую книги Е. Пермяка «Наше государство» М., «Дет. лит.», 1971).

Провожу цикл громких чтений и бесед. Начинаем этот цикл с рассказов «Давным – давно»,  «Что было дальше». Вопросы, обращенные к ребятам после чтения, помогают понять, что такое государство. Чтение по рассказу «Мы не рабы» помогает восстановить в памяти детей то, что они знают об Октябрьской революции.

Беседы по рассказам  «Закон законов», объясняют, что такое законы, как они рождаются. Дополнительный материал можно взять из книг «Что такое? Кто такой?» М., 1968, с. 366 –367).

С учащимися начальных классов нужно говорить об обязанностях людей.  В беседах, обзорах, в громкий чтениях следует доводить до сознания детей мысль, что все люди связаны друг с другом, что у каждого члена общества есть свои обязанности, которые необходимо выполнять, что в этом долг и обязанность каждого человека.

На конкретном примере эта мысль раскрывается в статье «Долг и обязанности» ( «Что такое? Кто такой?», с. 224 – 225). Ребята не всегда четко представляют, в чем заключаются их обязанности. Поэтому необходимо изучать и правила .  Большую помощь оказывают при этом стихи С. Маршака «Звездочка»,

А. Барто,  Ю. Тувима,  Л. Воронковой «Командир звездочки».

С детьми также говорим и об обязанности беречь и укреплять окружающую нас собственность. Воспитание хозяев своей земли – вот в чем смысл этой работы. Тему условно можно назвать «Твоё и наше».

Разобраться в понятиях «общественное мужество»,  уяснить, что значит быть хозяином своей земли, помогут книги: Е. Пермяка  «Чужая калитка»,  М., «Дет. лит.»  1971,  «Совесть» Сборник Л., Дет. лит., 1972г.

Школьников 1- 3 классов надо знакомить и с законами. Наиболее доступны для их понимания Закон об охране природы.

Беседа на тему: « Охрана природы твоя обязанность и твое право» построится по такому плану:

Лит-ра: Плоткина М.,  Лесник И., «Правовые знания – школьникам» – Воспитание школьников , 1991 г., №4, с. 31 –33.

В ходе беседы учащиеся знакомятся с содержанием закона, узнают, как его выполняют люди, в  т. ч. и школьники.

Интересный фактический материал можно подобрать и в журнале «Юный натуралист», Рассказов В. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского, Е. Чарушина, И Акимушкина, Г. Снегирева, чьи книги вызывают любовь к природе, чувство удивления и преклонения перед ней, желание беречь её (природу). В заключении хорошо бы (если есть возможность) показать фильм о юннатах, об охране природы.

Также необходимо знакомить детей с профессией . Тема такой беседы: «Всегда на посту» по книге  А. Соколовского  (М.,  «Дет. лит.» 1986 г.) Здесь идет речь о милиции с момента ее возникновения и по наших дней.  В конце беседы проводится викторина.

На классных часах, на уроках ознакомления с окружающим миром важное место занимают проблемы нравственной морали. Здесь необходимы самые разнообразные темы:

« О нормах поведения дома и в общественных местах»;

« Личная безопасность в транспорте»;

№ Знай и выполняй правила дорожного движения»;

« Человек человеку друг».

Учащимся среднего и старшего школьного возраста требуется более особое внимание, прежде всего потому, что в  годы закладываются основы мировоззрения, нравственные устои. А правовое воспитание – одно из средств формирования высоких моральных качеств, чувства патриотического и гражданского долга.

Правовая культура старшеклассников

Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы. Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях. Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.

Главная  цель воспитания старших школьников  – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:

Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений. Сложный подростковый возраст – период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.

Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.

Правовая воспитанность – основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.

Содержание включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.

Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

Особенности школьного воспитания

В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.

Воспитательный процесс осуществляется и на уроках ОБЖ, литературы, истории, экологи, других обязательных дисциплинах, а также в объединениях и занятиях по интересам. В целом весь школьный учебный процесс при правильной его организации способен содействовать этому направлению.

В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.

Необходимо соблюдение некоторых принципов:


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:

Правовое воспитание в школе – организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.

Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе

Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.

Информация о праве для младших школьников преподносится в форме игры, которая легла в усвоении, строится на жизненных примерах.

Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.

Формы  обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.

Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, “заседания суда”.

Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *