Методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе
Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.
актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;
– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.
признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
делать вывод на основе обобщения;
– определять последовательность действий для решения предметной задачи.
, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
технология критического мышления, проблемно-диалогического, ИКТ, здоровьесберегающая.
коллективная, парная, индивидуальная.
карточки для работы в парах, индивидуальные, снежинки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, карточки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, А,У, И, презентация.
с окружающим миром, литературным чтением
Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно,
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно.
Ведь урок начать нам нужно!
И ко мне все повернулись!
: всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и удачи.
В гости прилетела
На ладошку села –
От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)
Учитель: к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш)
Учитель: а что мы с ними можем сделать? (записать)
Учитель: давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.
Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у нас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради.
Посмотрите, как я это буду делать.
Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.
Оценивание (лист самооценки)
Возьмите карточки белого цвета и в минутке чистописания оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте синюю снежинку, а, если написали не совсем правильно, то красную.
: Ребята, а что такое снежинки? (Нет похожих снежинок, у каждой своя форма, у них 6 лучиков, снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на землю)
а вы согласны, что в слове снежинка:
Что такое? Почему не так?
Какое правило я забыла?
Что мы должны помнить? (ответ детей)
А как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке русского языка и чему будем учиться?
жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы,Ю,Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Давайте составим эти сочетания. Выходят к доске только те ребята, у которых есть на партах зелёные карточки. Соедините буквы в «пару дружбы», взявшись руками
Что за правило мы сегодня повторяем?
Сейчас я предлагаю вам поработать стоя, Итак, чистоговорки, мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. Готовы?
– Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.
– Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.
– Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.
– Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.
Учитель: посмотрите на картину. (картина «Зима»)
Какие чувства она у вас вызывает?
А как вы думаете, о чём может быть текст, к которому подходит эта картина? (ответ детей) Ещё есть что-нибудь необычное? Какой праздник нас ожидает в конце декабря? (ответ детей)
Какие слова могут быть в тексте с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу? (ответ детей). Посмотрите, где снег лежит? Какой снег? Что делает снег?
– Возьмите карточку жёлтого цвета.
Что нужно сделать? (прочитать текст)
В чаще леса тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят как пушинки. Стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. Волки чуют добычу. У зайца чудесные лапы и чуткие уши. Он побежал в рощу.
Что можно сделать с этим текстом? (надо выписать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу)
Сейчас поменяемся в парах тетрадями, проверим работу у соседа. Подсказка на экране.
Что за правило мы сегодня повторяем?
Оцените друг друга на листах самооценки.
Учитель: немного отдохнём и поиграем с глазками.
Возьмите розовые карточки. Итак, один человек работает на обратной стороне доски, а остальные в парах. Посовещайтесь друг с другом в паре, вам нужно вставить пропущенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Давайте проверять работу. Девочка читает, а кто работал в паре, сверяет свою работу и девочки.
Проверьте себя, подсказка на экране.
Оцените себя на листах самооценки
А теперь возьмём синюю карточку. Представляете, ребята, когда я ехала к вам на урок, я забыла правило. Что здесь нужно сделать? Что за правило я забыла?
Чащя очярована зимой. Пушыстые снега похожы на лебяжый пух. На снегу строчки и точки. Следы ведут в чящю. По ночям хищные звери ищют пищю. Чюдная жызнь в это время в лесу!
Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?
Давайте проверим вашу работу. Готовы?
Возвратимся в начало урока.
– Что мы сегодня повторяли на уроке русского языка?
– Чему учились?
– Почему нам надо знать изученное правило и уметь их находить?
Оцените свою работу на уроке. Поднимите свои листы самооценки вверх и покажите мне, а затем своим одноклассникам. А давайте украсим нашу картину. Возьмите нужную снежинку и приклейте её. Синяя снежинка – я работал прекрасно, красная – у меня не совсем всё получилось. Выполняем. Посмотрите, какая яркая у нас картина!
Ребята, я предлагаю вам выбрать задание, которое нужно выполнить дома.
Спасибо всем за работу на уроке, вы хорошо работали. Желаю успехов в дальнейшем, урок окончен!
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Мною были использованы следующие
Для закрепления материала использовались следующие
Урок я начинала с организационного момента.
Минутка чистописания тесно связана с темой урока и развивает умение видеть и создавать красоту вокруг себя. Здесь же на данном этапе применила зашумлённые картинки на снежинках. Использовала элементы дыхательной гимнастики и массажа рук. Итогом этого этапа была самооценка. ( К листам оценивания дети возвращались после каждого задания.)
На следующем этапе урока была проведена орфографическая работа со словом снежинка. Выполнив звукобуквенный анализ и найдя ошибку в слове, дети подошли и сформулировали цели урока. Для активности и мотивации учащихся использовала сказку. Также же я включила проговаривание чистоговорок.
Задача основного этапа урока – актуализация раннее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся. Основные формы работы – индивидуальная, парная и фронтальная. Очень важно рационально использовать время на уроке, для этого использовала цветные карточки.
Контрольно-оценочная деятельность на уроке осуществлялась с помощью оценочных листов, самоконтроля, взаимоконтроля. Заключительным этапом было подведение итогов по листам самооценивания и украшение картины снежинками ребят.
Ученикам на уроке было комфортно, каждый был по-своему успешен. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников с включением логоминуток показала себя эффективной, т.к темп урока позволил выполнить все задания. Создание проблемных ситуаций мотивировало учащихся к работе.
С целью формирования прочных навыков правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу домашнее задание было на выбор.
Теория
Спиши, вставляя нужные буквы. Подчеркни
В воздухе летают красивые белые снеж.нки. На лесных полянах цветут душ.стые ландыш. . Вася полож.л в пенал цветные карандаш. . Мама выш.вает скатерть. В нашем саду свили гнезда чиж. и стриж. . Бабушка приготовила вкусный уж.н. Папа починил пруж.ну в часах. Пассаж.ры в поезде едут в Киев.
Спиши, найди и подчеркни
Мама заварила вкусный чай. На столе стоят чайник и чашки. Бабушка добавила в борщ щавель. На небе появилась темная туча. Часовщик чинит часы. За селом раскинулась роща. В лесной чаще поют птицы.
Спиши, вставляя нужные буквы. Подчерки
Таня взяла ч.йник и налила ч.й в ч.шки. Дедушка починил старинные ч.сы. Мама варит борщ со щ.велем.
Бабушка угощ.ла Катю пирогом. Большая туч. закрыла солнце. Оксана налила зеленый ч.й в ч.шку. Под кустом сидят зайч.та. На сосне скачут маленькие бельч.та. Летом ребята ч.сто ходят в походы. Коля хорошо отвеч.л на уроке. В контрольной работе была сложная задач. .
Таня заварила ч.й. Мама добавила щ.вель в борщ. На поляне играют маленькие зайч.та. Темная туч. закрыла солнце. На вокзал ч.сто прибывают товарные поезда. За селом большая бахч. . На даче растет алыч. . Бельч.та собирают грибы на зиму.
Спиши, вставляя нужные буквы. Подчеркни жи, ши, ча, ща
На поляне цветут ландыш. . Мама заварила ч.й. В саду растут кусты ж.молости. За рекой большая бахч. . Катя поставила на стол ч.шки. Стриж. и чиж. зимуют в теплых краях. Люда выш.вает скатерть. Оксана приготовила уж.н.
В реке живет большая щука. Дети идут в рощу. Ученики решают задачу. Вечером жители города увидели темную тучу. В субботу мы поедем на дачу. В лесу щебечут птицы. Дедушка посадил на даче алычу. Бабушка варит борщ в чугунной кастрюле.
Хорошо в лесу весной! В маленьких луж.цах голубеет небо. Цветут душ.стые ландыш. .
Весело ж.вёт лес летом. В густой листве поют птицы. Вьют гнезда сойки, чиж. и стриж. . Заботливо снуют еж. и белки.
Осенью лес дарит нам плоды ш.повника и полные лукошки рыж.ков.
Зимой в воздухе летают снеж.нки. Зима укрывает лес снегом. Спят еж.ки и медведи. А весной лес снова зеленеет и радуется.
Хорошо в лесу весной! В маленьких лужицах голубеет небо. Цветут душ.стые ландыш. .
Коля решил задач. . В саду щебеч.т птицы. Весной мы поедем на дач. . Ребята увидели большую туч. . Настя поливает алыч. . Дедушка на рыбалке поймал щ.ку. На каникулах я поеду в Киев и встреч. своего друга. На печке стоит ч.гунная кастрюля с супом.
Спиши, вставляя нужные буквы. Подчеркни жи, ши, чу, щу
Вася реш.л задач. . В лесу цветут ландыш. . В воскресенье мы поедем на дач. . Коля поймал на рыбалке щ.ку. Настя полож.ла тетради в портфель.
В воскресенье мы поедем на дач. . Настя поставила на стол ч.гунную кастрюлю с борщом. Я уч. стихотворение для праздника. Бабушка собирает алыч. . Таня идет на встреч. с подругой. Я тащ. санки. Катя и Коля идут к врач. . Вася решает задач. .
Я выращ. куст роз и подарю маме цветы. Я угощ. дедушку блинами, которые сама испекла. Коля помог товарищ. с домашним заданием. Настя поливает алыч. . Таня идет к врач. . В реке за селом плавают щ.ки. Дети играли во дворе и вернулись домой ч.мазые. Я уч. правило по русскому языку.
Спиши, вставляя нужные буквы. Подчеркни жи, ши, ча, ща, чу, щу
У Васи в клетке ж.ли два чиж.ка. Он нашел их осенью. Всю зиму мальчик их кормил, ухаж.вал за птичками. К весне они окрепли. Вася реш.л выпустить их на волю. За больш.м городом зеленела рощ. . Оттуда доносился щебет птиц. Вася зашёл в ч.щ. и открыл клетку. Птички полетели навстреч. своим братьям и исчезли в верш.нах деревьев.
Зимой в лесу Зимой Вася и Катя пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. Белка живет там. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.
Рощ. , чащ. и свеч. ,
Пищ. , туч. , саранч. –
С буквой А и ча, и ща
Я грамотно писать хочу,Слова на ЧУ и ЩУ учу:Чулок, и чудо, и чугун,Чудак, и щука, и ворчун. Щука, чудо и чулан. Сочетанья ЧУ и ЩУПишем только с буквой У!
Русские слова с жи, ши
Мы напишем с буквой А.
Ну а щу, шу, жу и чу, –
Я серьёзно, не шучу, –
С буквой У всегда дружны!
Спиши стихотворение, подчеркни
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссора
Из любого спора!
Сложи из слогов слова и запиши
лы пру на жи жи сне чай ща
жин ник ча ка вель стри встре
щу ка жи
20.12.2012 Русский язык
Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний
– способствовать повторению и закреплению навыка правописания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
– принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
– планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.
Прозвенел для нас звонок –
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
– К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
-Запишите число, классная работа.
-Определите, какие правила правописания встретились в словах.
-Вставьте пропущенные буквы.
(Снежинка опасное место – буквосочетание жи. Применяю правило жи – ши пиши с буквой и, пишу в слове снежинка букву и).
-Запомните слова. Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти.
-Сколько слов вы вспомнили и записали?
-Проверьте их ещё раз по образцу.
Снежинка, пушинка, час, роща, чудо, щука.
-Сформулируйте тему нашего урока.
Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.
-Используйте слова помощники:
(правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)
( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)
-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.
-Какое правило нам поможет достичь цели урока?
Жи и ши – такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
Жи и ши, жи и ши
Только с и всегда пиши!
Ча и ща , щу и чу –
Слоги эти заучу!
Ча и ща, щу и чу
Я пятёрку получу!
-Что вы о нём знаете? (Согласный, звонкий, твёрдый, парный)
-Какой буквой обозначен этот звук на письме?
Жизнь, ежи, лужи, ужин
-В каких словах количество букв не соответствует количеству звуков? (Жизнь, ежи)
-Какие слова нельзя перенести? (жизнь, ежи, ужин)
-Составьте и запишите предложение.
Зелёная, спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.
Зелёная ёлочка спряталась под пушистым снежком.
-Подчеркните основу предложения.
Декабрь, мороз, коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.
-Что объединяет слова?
Работа по учебнику с.14 Упр. № 23.
-Прочитайте 3 загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите загадку подчёркивая буквосочетания.
– Отгадайте загадку. Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?
Прослушивание звуков метели.
Работа с толковым словарём.
-Найдите значение слова
тель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая е в 1 слоге)
-Запишите слово 3 раза.
-Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган
-На дом вы получили задание.
–Найти правописаниесочетаний жи – ши, ча – ща,чу – щу.
1 ряд –в словаре однокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы
2 ряд – в словаре синонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий
3 ряд – в словаре антонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий
-Как по другому называются однокоренные слова? (родственные)
Спишите однокоренные словас.139. Выделите корень.
Зашуршали камыши:“Только с И пишите ШИ!”Им ответили ежи:“Только с И пишите ЖИ!”
Плавником бьёт чудо-щука:“Буква У нужна, а ну-ка!”
И шумит лесная чаща:“Ты стихи читай почаще,Там волшебные слова:ЧА и ЩА пишите с А!”
Чтоб глаза твои зорче были,Чтоб в очках тебе не ходить,Эти лёгкие движеньяПредлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,Вправо, влево побыстрей. Удивимся – что такое?И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,Словно стрелочка часов,Проведём глазами дружно. Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
Работа в паре.
-Слова спокойно жили в книжке,Но книжку вдруг прогрызли мышки. Из слова буквы откусилиК себе в норку утащили.
Что же делать? Как же быть?
Буквы нужно возвратить!
-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи – ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.
(Чижи, туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, лужи, чулок)
Игра «Найди ошибки». (попробовать написать на доске)
Текст написан с ошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.
Земой птицы галадают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.
Работа в группах.
-Из записанных слов выбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями:
2 группа –
4 группа –
6 группа –
Чудо, туча, шишка, трещу, чаща, чулок, чай, жир, шина, лыжи, щавель, щурята, моржи, угощай, молчу, чищу.
-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:
Жёлтый – сложнее, зелёный – легче, синий – самый лёгкий.
Запиши, одним словом.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
Вставь пропущенние орфограммы “жи-ши, ча-ща, чу-щу”.
Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
Проверка по одному человеку.
-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?
(По образцу из дневника)
-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?
В сочетаниях жи –ши
Только ивсегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу – щу
Пишем только букву у !
-Оцените свою работу с помощью ёлки.
-Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения – синий.
-Ребята, посмотрите на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.
С. 15, составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.
Рада видеть Вас на kidside, здравствуйте!
Сава перешёл во 2 класс. Перед 1 сентября я решила включить режим мама-учитель и повторить пройденное в 1 классе.
Что должен знать ребенок после 1 класса:
Задания на жи-ши
Хороший друг лучше плохой родни
Живи для людей, поживут и люди для тебя
Шило в мешке не утаишь
Без работы и машина ржавеет
Вставь буквы и или ы
маш.на, пруж.на, кр.жовник, ж.раф, снеж.нка, душ.стый, ж.знь, м.ло, ёж.к, картош.на, пассаж.р, выш.вка, м.шь, уж.н, р.жий, ж.р, ш.фр
Лебяж.й пух, пуш.стый рыж.к, спраш.вать о ж.вописи, младш.й брат, пуш.нка в кувш.не, переш.ть ж.лет, тиш.на в ж.лище, наши ош.бки
Вставь жи или ши
Ш.карный костюм, острый ш.п, в новой ш.нели, поздний уж.н, пятнистого ж.рафа, городские ж.тели, обезж.ренный творог, гибкие пруж.ны, синий ж.лет, дикое ж.вотное, платье Любаш., неповоротливые морж., смеш.ть людей, ж.вописный пейзаж, хорош.й друг, рыж.й щенок, ворош.ть сено, шустрый чиж.к, суш.ть бельё.
Тренировочный диктант на ЖИ-ШИ
Чьи шишки лучше?
У Саши шишки сосновые,
У Серёжи шишки еловые,
У Алёши большие кедровые,
А у Миши на лбу — бедовые.
Вот шмель пушистый, жирный
В шиповнике жужжит.
Поужинать душистым
Нектаром он спешит.
Сшил жилет жирафу ёжик,
Из шикарной рыжей кожи.
Шимпанзе -из джинсы клёши,
А из замши плащ хороший.
***
Чижи, ежи, ужи, стрижи
Жирафы, мыши и моржи.
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Кружить, служить, дружить и жить,
Смешить, шипеть, спешить и шить.
Все сочетанья жи и ши
Ты только с буквой и пиши!
Тренировочный диктант на ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
У Даши живёт кот рыжик. Он рыжий и пушистый. Рыжик часто сидит на крыльце. А под крыльцом мыши. Кот чует добычу.
Задания на ча-ща
Задания на чу-щу
Отработка жи-ши, ча-ща, чу-щу